X-PDF

Должностная инструкция специалиста-психолога

Поделиться статьей

Должностные обязанности:

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии .

· Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию . методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников .

· Технические средства, применяемые при изучении условий труда .

· Передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов .

· Основы технологии производства .

· Основы экономики, организации производства, труда и управления . основы профориентационной работы .

· Законодательство о труде .

· Правила внутреннего трудового распорядка .

· Правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации:

Психолог I (Высшей) категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Рабочее место специалиста-психолога:

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога . необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу . наличие профессиональной компетентности . практический опыт . конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда . материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ Для проведения психологической релаксации .

■ Снятия нервно-психологического напряжения .

■ Эмоциональной разгрузки .

■ Индивидуального и группового психологического консультирования

■ Психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий .

■ Работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ Аудиотехника .

■ Аудиокассеты с записями психотерапевтического характера .

■ Проекционная аппаратура .

■ Проекционные материалы психотерапевтического характера .

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

— Канцелярские принадлежности .

— Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки .

— Персональный компьютер, калькулятор и т. д.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ Учебно-методические материалы .

■ Наглядные пособия .

■ Специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения . в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

Профессиональная компетентность специалиста-психолога:

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также — в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности .

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации .

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы .

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

1) соблюдения этического кодекса работы психолога .

2) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности .

3) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив) .

4) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами .

5) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений . в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным . лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во вне профессиональной сфере — проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей .

6) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей .

7) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

1) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей .

2) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем .

3) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования .

4) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней . правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации .

5) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов .

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

1) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям .

2) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ Лаборатории ПФО при участии практического психолога .

■ Учебно-методического кабинета социально-психологической работы .

■ Центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции .

■ Комнаты психологической релаксации . наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога предполагает проверку:

1) Наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации .

2) Наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ Планы работы практического психолога (перспективного плана, плана на месяц, плана профессионального совершенствования) .

■ Результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов .

■ Ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы .

■ Оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п. .

■ Рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы .

■ Систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы .

■ Учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет