МБОУФокинская СОШ
XХVII конкурс исследовательских работ и проектных
учащихся 1-11 классов МБОУ Фокинская СОШ
Тема: «Домра — русский народныйинструмент|».
Автор работы: — Волкова Пелагея (ученица 2В класса),
Руководитель: – Хабарова МаринаНиколаевна,
(учитель музыки).
селоФоки
январь2023г.
ТИП ПРОЕКТА:
творческо-информационнаяработа о русском народном инструменте до́мре.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
• Узнатьисторию русского народного инструмента.
• Провестиисследование: Знаком ли школьникам этот инструмент?
• Выучитьнесколько пьес для домры..
ПРАКТИЧЕСКИЙВЫХОД:
• Играна музыкальном инструменте.
• Использованиематериалов исследования на уроках литературного чтения, окружающего мира имузыки.
— Меня зовут Волкова Пелагея. Яучусь во втором классе, а в музыкальной школе занимаюсь по классу домра.
Мне очень нравится этот музыкальныйинструмент поэтому я решила больше о нём узнать и применить свои знания напрактике.
Я поставила перед собой следующиезадачи:
• узнатьисторию создания домры.
• провестиисследование в школе и выяснить, все ли ребята знают этот музыкальныйинструмент и часто ли слышат его звучание?
• усовершенствоватьсвою технику игры на этом музыкальном инструменте.
• использоватьматериалы исследования на уроках литературного чтения, окружающего мира имузыки.
• выучить несколькомузыкальных пьес и выступать с ними в школе
Я решила поискатьинформацию об этом инструменте и узнала много интересного, например, что далёкимпредком русской домры был восточный инструмент танбур, а балалайка является«младшей сестрой» домры.
В средневековойРуси домра была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов.
Домруна Руси любили.
Скоморохи с ней дружили.
Устраивали представленья
На ярмарках для развлеченья.
Скоморохи ходилипо сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых частовысмеивали бояр и церковь.
Это вызвало гневвластей, и по приказу царя, все инструменты сожгли. Домра исчезла.
Лишь в конце 19века руководитель первого оркестра народных инструментов Василий Андрееввосстановил этот инструмент.
Существует несколькоразновидностей русской домры Бас, Тенор, Альт Малая и Пикколо.
Давайте разберёмустройство домры на примере домры малой. Малая домра состоит из трёх частей:корпуса, грифа(шейки) и головки.
До́мра —старинный русский народный струнныйщипковый музыкальный инструмент с тремяили четырьмя струнами. Играют на нём щипком пальцев или медиатором. Человек,играющий на домре, называется домрист. Звук у неё звонкий и певучий.
Сегодня домра очень популярна, этоочень яркий и выразительный музыкальный инструмент. Для неё написаны многиеконцертные и камерные произведения. В нашей музыкальной школе есть ансамбльнародных инструментов, которым руководит Бикинёва Татьяна Александровна.
Я много играю на любимом инструменте.Выучила несколько небольших произведений, которые исполняю на концертах вмузыкальной школе. Мне нравится играть на домре соло и дуэтом.
Я решила провестинебольшое исследование, чтобы выяснить, насколько учащиеся нашей школы знаютэтот инструмент? На уроке окружающего мира я спросила одноклассников, знают лиони название инструмента, который я принесла? Почтивсе ответили правильно, только один мальчик сказал, что это балалайка. Многие моиодноклассники впервые услышали звучание этого инструмента и захотели сами нанём научиться играть.
Науроке музыки у первоклассников я рассказала о домре и исполнила мои любимыепьесы: «Аннушка» и «Кузнечик».
Я планирую выучитьещё много красивых произведений на моём любимом музыкальном инструменте иделиться ими с моими слушателями!
Литература
- Вертков К. «Русские народные музыкальные инструменты». — Изд. «Музыка» Ленинградское отделение;1975.
- Куприянов И. «Песнь скоморохов». – М.; 2001
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М.:Дрофа; 1999
- Щеглов В. «История русской домры: на подступах к новому прочтению.». — М. ;1997.
