Содержание
I |
|
3 |
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
|
1.2 |
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
11 |
|
1.3 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни»: |
12 |
|
Стартовый уровень – 1 г.о. |
12 |
||
Базовый уровень –1-5 г.о. |
17 |
||
1.4. |
Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
23 |
|
II |
Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
25 |
|
2.1. |
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
25 |
|
2.2. |
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
39 |
|
2.3. |
Методы обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» |
45 |
|
2.4. |
Список литературы |
47 |
|
2.5 |
Приложение |
49 |
I Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «С лыжами пожизни»
1. Пояснительная записка
Программа«С лыжами по жизни» разработана в соответствии с распоряжением ПравительстваНовосибирской области от 31.10.2018 года №404 – р «О реализации федеральногопроекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» вНовосибирской области» в связи с внедрением модели персонифицированногофинансирования дополнительногообразования детей».
Даннаяпрограмма предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основныхфизических качеств, формирование различных двигательных навыков, укреплениездоровья. Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровомуобразу жизни, но и их воспитания.
В основу дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни» положенынормативные требования по физической и технико-тактической подготовке,современные научные и методические разработки по лыжным гонкам.
В ДООП «С лыжами пожизни» даны конкретные методические рекомендации по организации и планированиюучебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки лыжников-гонщиков,отбору и комплектованиюэтапов подготовки в зависимости от возраста, уровня развития физических ипсихофизиологических качеств, способностей обучающиеся.
1.1. Направленностьпрограммы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма имеет физкультурно-спортивную направленность.
1.2. Актуальностьпрограммы
Актуальностьданной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыопределяется, с одной стороны, социальным запросом со стороны детей и ихродителей на программы физического воспитания. С другой стороны, районнаяспортивная федерация по лыжным гонкам, возглавляемая Тропниковым АлександромАнатольевичем, заслуженным мастером спорта, Чемпионом мира по биатлону, предъявляетвысокие требования не только к результативности, но и к массовости занятиямиэтим видом спорта на территории Черепановского района.
Программа«С лыжами по жизни» направлена не только на получение обучающимися знаний,умений и навыков по лыжным гонкам, но и на обеспечение организациисодержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей вактивных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Даннаяпрограмма соответствует потребностям времени, так как учитывает спецификудополнительного образования и охватывает значительное количество желающихзаниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования к занимающимся впроцессе обучения. Программа даёт возможность детям на ранней стадии обученияприобщаться к здоровому образу жизни.
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «С лыжами по жизни» способствуетвовлечению детей в учебно-тренировочный процесс спортивной школы, что в своюочередь, положительно сказывается на физическом состоянии детей, формируетпозитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствуетповышению самооценки. Освоение программы обучающимися расширяет их двигательныевозможности, компенсирует дефицит двигательной активности.
1.3. Отличительныеособенности, новизна программы
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «С лыжами по жизни» являетсямодифицированной. Она разработана с учётом нормативных требований по физическойи технико-тактической подготовке, современных научных и методических разработокпо лыжным гонкам отечественных и зарубежных специалистов.
Отличительнаяособенность данной программы заключается в том, что она составлена всоответствии с современными нормативными правовыми актами и государственнымипрограммными документами по дополнительному образованию, требованиями новыхметодических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательныхпрограмм. Специфика учебно-тренировочной деятельности обучающихся обусловлена вподготовке лыжника-гонщика от новичка до спортсмена – разрядника представляетсобой единую систему, все составные части, которой взаимосвязаны и обусловленыдостижением главной цели.
Отличительнаяособенность ДООП «C лыжами пожизни» заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секцииявляется не только технико-тактическая подготовка обучающихся, но иобщефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физическогоразвития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному видуспорта. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностейучащихся.
Программа,модифицированная с учетом половозрастных особенностей учащихся. В основепрограммы лежат принципы дифференциации и вариативности, что позволяет проводитьзанятия со смешанными и разновозрастными группами детей.
Впрограмме заложен принцип перехода от одинаковых для всех требований к уровнюфизической подготовленности и, соответственно, одинаковых для всех занятий (изаданий) к индивидуальному мониторингу и программам формирования здоровья обучающихся.
Новизна ДООП«С лыжами по жизни» состоит в использовании в работе кардиотренажеров,которые не только привлекают внимание детей, но и помогают тренер-преподавательследить за состоянием учащихся, воспитанников с ограниченными возможностямиздоровья вовремя и после занятий, скоординировать нагрузку.
Обучающиесяполучают четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значениифизической культуры и спорта для укрепления здоровья, и поддержания высокойработоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, одвигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемахсамоконтроля, о вреде курения и алкоголя. И, самое главное,позволяет обучающимся следить за состоянием своего здоровья с помощьюздоровьесберегающих технологий (пульсометрия, мониторинг физическойподготовленности и элементарные навыки самомассажа.)
1.4. Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся7 – 17 лет, желающих заниматься лыжными гонками.
При приеме в МУ ДО«МЦФКиС» СП ДО «ДЮСШ» (удети проходят тестирование по показателям общейфизической и специальной физической подготовленности.
Набор (индивидуальныйотбор) обучающихся осуществляется ежегодно до начала учебного года.
Зачисление в группы производится собязательным условием:
Øрегистрацияв системе Навигатор дополнительного образования Новосибирской области;
Øподписаниязаявления с родителями (законными представителями обучающихся), подписаниесогласия на обработку персональных данных.
Ø имеющие медицинский допуск к учебно-тренировочным занятиям
Программа ДООП «С лыжами по жизни»«Стартовый уровень» — 7-8 лет «Базовый уровень 1-2 г.о.» — 8-10 лет; «Базовыйпериод 3- 4-5 г.о.» — 10 -17 лет, применяется в соответствии с определеннымиэтапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивнойподготовленности, формированию групп и определения объема недельнойтренировочной нагрузки обучающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (вакадемических часах) предоставлены в таблице № 1
Таблица №1
Особенности формированиягрупп и определения объема недельной тренировочной нагрузки обучающихся сучетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах)
Этап спортивной подготовки
|
Минимальный возраст для приема
|
Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек)
|
Максимальный количественный состав группы при объединении групп (человек) |
Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах |
Требования по спортивной подготовки
|
Стартовый уровень 1 г.о. |
7-8 лет |
15 чел. |
15 чел |
3 |
|
Базовый уровень 1-2 г.о. |
8-10 лет |
12 чел. |
10 чел. |
6 |
Выполнение нормативов ОФП |
Базовый уровень 3 — 4-5 г.о
|
10- 17 лет |
10 чел. |
8 чел. |
9 |
Выполнение норм. ОФП, СФП |
Возрастныеособенности обучающихся:
Каждыйвозрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных системи органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой испортом. Тренер-преподаватель в своей работе необходимы точные знания ополовых, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся, которые помогают емууспешно решать задачи по обучению движениям и воспитанию физических качеств у обучающихся.Учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иногообучающегося, сенситивные периоды развития физических качеств, тренер можетправильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средстваразвития его двигательных способностей в соответствии с возрастом. Остановимсякратко на возрастно-половых особенностях школьников.
Внастоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастнаяпериодизация, охватывающая сроки обучения их в школе: 7лет — конец периодапервого детства; 8–11 лет (девочки) и 8–12 лет (мальчики) — период второгодетства; 12–15 (девочки и 13–16 (мальчики) — подростковый возраст. С 16 лет удевочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым изаканчивается школьный возрастной период.
В младшемвозрасте у обучающихся продолжается формирование структуры тканей, их рост. Посравнению с дошкольным периодом темп роста в длину несколько замедляется, номасса тела увеличивается. Ежегодно рост увеличивается примерно на 4 см, а массатела — на 2 кг. Уже в этом возрасте нужен дифференцированный подход к мальчиками девочкам при дозировании физических нагрузок.
У младших обучающихсябыстро увеличивается выносливость к статическим усилиям и прирост ее выше, чему учащихся средних и старших классов. Но дети начальных классов еще не могут поддерживатьусилие на высоком уровне. С 8 до 11 лет выносливость икроножных мышцувеличивается примерно на 77 %, разгибателей туловища — на 85%, разгибателейпредплечья — на 41%. Для воспитания статической выносливости у детей этоговозраста можно применять упражнения довольно длительного удержания определенныхпоз (висы и упоры, равновесия, стойки на носках). Для воспитания силовойвыносливости нагрузки применяются в индивидуальном режиме.
Приразвитии силы нужно иметь в виду, что сила мышц кисти у девочек меньше в 7–8лет примерно на 5 кг, а в 10–11 лет — на 10 кг. Мышцы у младших школьниковбедны белком и жирами. Прирост абсолютной силы незначителен, а вототносительная сила мышц увеличивается быстро. В связи с тем, что в мышцах детейсухожильная часть еще не окрепла, упражнения на развитие скоростно-силовыхкачеств должны носить динамический характер.
Наиболееважным моментом в физической подготовке школьников младших классов являетсяразвитие у них такого качества, как ловкость. В 8–11 лет подвижностьнервно-мышечной системы достигает высокого развития, происходит улучшениеспособности к дифференцированию со стороны анализаторов. Дети чутко откликаютсяна упражнения, направленные на совершенствование мышечного чувства: они точновоспроизводят амплитуду движений и темп, контролируют степень напряжения ирасслабления мышц, у них формируется чувство времени и пространства.Устойчивость при статических позах постепенно улучшается. Упущенные возможностив развитии ловкости у обучающихся этого возраста практически очень трудно, аиногда и невозможно, наверстать в последующих классах.
Среднем школьномвозрасте, у обучающихся, большой разницы в уровне физической подготовки мальчикови девочек не наблюдается. В 11–12 лет различия между мальчиками и девочками вскоростно-силовой подготовленности наименьшие за период обучения. Начиная с 13лет мышечная масса заметно увеличивается. Начинает возрастать ее доля в общеймассе тела, и к 15 годам она составляет уже примерно 33%. У подростков 12–14 летнаиболее значительно изменяется сила мышц-разгибателей туловища, бедра исгибателей стопы. В мышцах увеличивается преимущественно сухожильная часть,мышечная часть тоже растет, но в меньшей мере. Это несколько снижает сократительнуюспособность мышц, но увеличивает их выносливость. Сила растет за счетувеличения попе речника мышечных волокон.
Различны ипоказатели выносливости (общей, скоростной, силовой) между мальчиками идевочками, у мальчиков они продолжают улучшаться. У девочек же при переходе отсреднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливостирезко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметнодля статической силовой выносливости различных групп мышц. Например,статическая силовая выносливость (тест «вис на согнутых руках»), которая росладо 10–11 лет, резко снижается и почти не изменяется до 13–14 лет, снова резкоувеличивается и с 15–16 лет столь же резко снижается до уровня 7-летнихдевочек. Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период половогосозревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости вшколе и дома. У девочек статическая выносливость мышц брюшного пресса исгибателей бедра, оцениваемая числом сгибаний туловища из положения лежа наспине, подниманием прямых ног до угла 90° растет до 11–12 лет, за тем этипоказатели постепенно снижаются до уровня семилетних. Однако выносливость мышцспины у девочек равномерно возрастает вплоть до 17 лет.
К 13–15годам почти завершается формирование двигательного анализатора. Повышается рользрения в ориентировании в пространстве. Способность точности воспроизведениямышечных напряжений продолжает развиваться до 16 лет и достигает почтимаксимума. К 15 годам улучшается способность учащихся поддерживать постояннуюскорость в сложно-координированных упражнениях. Для улучшения координациидвижений необходимо обращать внимание на быстрый переход от ненапряженногосостояния мышц к напряженному и наоборот. Нужно научить в этом возрастерасслаблять мышцы.
Половыеразличия в уровне развития скоростных способностей незначительны до12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опере жать девочек, особенно впоказателях быстроты целостных двигательных действий. К 13–14 годам становитсявыше угловая скорость движений в суставах, в большей мере растет скоростьдвижений кисти, предплечья, стопы и голени. К 14 годам достигает максимумачастота в движениях, выполняемых без отягощения. Целенаправленные воздействияили занятия разными видами спорта положительно сказываются на скоростныхспособностях: развивается способность к быстрому реагированию, улучшаетсябыстрота одиночного сокращения.
В 16-17лет большое значение для рациональной подготовки в старших классах имеют учет иоценка физического и психического развития юношей и девушек. Необходимо учитывать,как общие возрастные закономерности психического и физического становлениястаршеклассников, так и индивидуальные особенности каждого занимающегося. В 15–16лет завершается половое созревание, происходит дальнейшее нарастание мышечноймассы, увеличиваются мышечная сила, выносливость, заканчивается сращениетазовых костей, окостенение стопы, кисти, грудной клетки, совершенствуетсякоординация движений. У юношей увеличиваются рост, окружность грудной клетки,удлиняются ноги. По показателям жизненной емкости легких, кистевой и становойдинамо метрии юноши значительно опережают девушек. У них интенсивно укрепляютсясвязки, сухожилия, мышцы верхнего плечевого пояса и ног. Отмечается большийприрост массы мышц по отношению к массе тела. Совершенствуется деятельностьсердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарастает минутный объем сердца,уменьшается частота сердечных сокращений в покое, стабилизируется кровяноедавление, увеличивается жизненная емкость легких.
Скоростьбега на короткие дистанции у юношей продолжает улучшаться с 15 до 17 лет, но вболее медленных темпах, чем раньше. Частоту движений, а вместе с ней и скоростьбольшинства движений, можно повысить с помощью специальных упражнений. В этомвозрасте продолжается дальнейшее развитие способности к произвольномурасслаблению мышц, улучшается дифференцировка пространственно-временныхпараметров, совершенствуется «мышечное чувство». Показатели физическойработоспособности снижаются.
У девушекэтого возраста рост и развитие еще продолжаются, но существенно отличаются отпредыдущих периодов. Рост тела в длину замедляется, и наступает явноепреобладание роста в ширину. Примерно у 65% 16-лет них девушек рост тела вдлину заканчивается. Кости становятся более толстыми и прочными. Позвоночныйстолб укрепляется и способен выдерживать значительные нагрузки, хотя процессокостенения еще полностью не прекращается. Мышцы приобретают хорошуюэластичность и нервную регуляцию, их сократительная способность и расслаблениедостаточно велики. Весь опорно-двигательный аппарат может выдерживатьзначительное напряжение и способен к довольно длительной работе.
Завершаетсяразвитие центральной нервной системы, совершенствуются проявления анализаторов.Нервные процессы отличаются большей подвижностью, хотя возбуждение все ещепродолжает несколько преобладать над торможением.
Происходятувеличение объема сердца, вместе с ним скачкообразное повышение артериальногодавления, значительно расширяется диапазон адаптационных возможностей системыкровообращения. Жизненная ем кость легких и резервные возможности легочногодыхания достигают уровня взрослых. Таким образом, девушки 16-17 лет располагаютдостаточно большими возможностями для выполнения тренировочной работы, направленнойна развитие выносливости. По продолжительности без применения интенсивныхнагрузок такая работа, чередуемая с достаточным отдыхом, не уступает работе,выполняемой юношами. И все же уровень и динамика работоспособности женскогоорганизма имеют свою специфику. Девушки располагают меньшими функциональнымирезервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка уних вызывает большее учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления,а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколькодольше, чем у юношей. У девушек 16 лет наблюдается стабилизация показателей кислородногообеспечения и величины физической работоспособности.
Результативностьпроцесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планированияматериала для развития физических качеств в течение года. Тренер-преподавательдолжен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствованияразных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этомслучае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов ихсовершенствования применительно к конкретным условиям.
1.4. Объеми срок освоения программы:
ДООП «С лыжами пожизни» рассчитана на реализацию на 6 лет.
|
«Стартовый уровень» |
«Базовый уровень» |
«Базовый уровень» |
Срок освоения уровней программы |
Стартовый уровень 1 г.о. |
Базовый уровень 1 г.о Базовый уровень 2 г.о.
|
Базовый уровень 3 г.о «Базовый уровень» 4 г.о. «Базовый уровень» — 5 г.о. |
Объем часов по учебному плану |
3 часов в неделю |
6 часов в неделю |
9 часов в неделю
|
Продолжительность учебного года |
36 недель |
42 недели |
46 недель |
Объем программы |
108 |
252 252
|
414 414 414 |
Объем программы – 1854 часов.
1.6. Форма обучения – очная.
1.7. Особенности организацииобразовательного процесса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «С лыжами по жизни» является разноуровневой моделью.
Численность обучающихся в группе 15 человек. Обучаются дети из малообеспеченных,многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Для успешной реализации программы целесообразнообъединение детей в учебные группы численностью до 12 человек. Допускаютсясовместные занятия в одной группе обучающихся разного пола и возраста, при этомосуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностейкаждого ребёнка. Разновозрастной состав учебных групп помогает решить рядпедагогических задач:
Ø закрепление ранеепройденного учебного материала;
Ø формирование чувстваколлективизма, товарищества.
«Стартовый уровень»
На«Стартовый уровень» зачисляются все желающие заниматься лыжными гонками,имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Количество обучающихся в группе15 человек. «Стартовый уровень» является начальным звеном в системе многолетнейподготовке юных лыжников-гонщиков. На этом уровне осуществляетсяфизкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическуюподготовку и ознакомление с основами техники лыжных гонок.
Базовый уровень
На«Базовом уровне» группы комплектуются из обучающихся, закончившие «Стартовыйуровень» и обучающихся, прошедшие контрольные испытания «Базового уровня»,имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Количество обучающихся в группеот 10 человек.
На «Базовомуровне» основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональнойподготовке с использованием средств общей физической подготовки, освоениюбазовых технических элементов и навыков игр. Главный акцент делается навоспитание скоростных и координационных способностей. На уровне необходимострого контролировать объем и интенсивность нагрузок.
Состав групп постоянный. Возможен дополнительный приёмв течение учебного года.
1.8. Режим занятий:
Режим занятий соответствует Санитарно-эпидемиологическимтребованиям к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН2.4.4.3172-14.
Режим занятий устанавливается расписанием,утвержденным приказом директора МУ ДО «МЦРФКиС» -СП «ДЮСШ» по представлениютренера-преподавателя с учетом создания благоприятного режима тренировок,отдыха обучающихся. Занятия могут проводиться в любой день недели, включаявоскресные дни.
«Стартовый уровень» — 1 г.о.
Общее количество часов в неделю –3 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1.5 академическихчаса.
«Базовый уровень» -1 г.о., 2 г.о.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
«Базовый уровень» -3 г.о., 4 г.о., 5г.о.
Общее количество часов в неделю – 9 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
Продолжительность одного академического часа — 45 мин.Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
1.1.2. Цель и задачи дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «С лыжами по жизни»:
Цель: формирование и развитие знаний, умений, навыков вобласти лыжного спорта.
Задачи дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы «С лыжами по жизни»:
Личностные
Ø прививать интерес кзанятиям лыжным спортом;
Ø воспитаниеспортивное трудолюбия;
Ø воспитание волевыекачества: целеустремленности, настойчивости, инициативности, смелости,решительности, уверенности в себе, самообладания, психологической устойчивости;
Ø пропагандаздорового образа жизни обучающихся, осознанной потребности в разумном досуге;
Ø формирование интереса и потребности в систематических занятияхспортом.
Метапредметные:
Ø использование рациональные способы выполнения того или иногозадания, добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к новымзнаниям и умениям;
Ø владение способами планирования, организации и проведенияразнообразных форм занятий физической культурой;
Ø развитие общихдвигательных и специальных физических способностей, необходимых для овладения исовершенствования навыков в избранным виде спорта;
Ø выполнения упражнения и применение технико-тактическихприемов в различных условиях и ситуациях;
Ø развитие основныхфункций мышления: анализа, сравнения, самоанализа, самоконтроля, самооценки;
Ø развитие умениявыделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в своидействия, постоянно контролировать себя;
Ø развитие всехфизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.
Образовательные (предметные):
Ø приобретениенеобходимых знаний и практические навыки в области физической культуры и спорта
Ø формирование и совершенствование жизненно важных двигательныхумений и навыков;
Ø обучениетехнике и тактике лыжных ходов, подготовка квалифицированных юных спортсменов;
Ø научитьправильно, регулировать физическую нагрузку;
Ø владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми дляучастия в соревнованиях по лыжным гонкам.
Ø приобретениеразностороннюю физическую подготовленность на основе комплексного примененияупражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.
Ø укреплениездоровья обучающихся.
1.1.3. Содержание программы ДООП «С лыжами пожизни»
Сводный учебный план ДООП «С лыжами пожизни»
№ |
Название разделы темы |
Стартового уровня |
Базовый уровень 1-2 г.о. |
Базовый уровень 3- 4-5 г.о. |
Форма аттестации/ контроля |
||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
|||
|
Теоретическая подготовка |
8 |
8 |
|
12 |
12 |
12 |
20 |
20 |
|
тестирование |
|
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая физическая подготовка |
52 |
|
52 |
110 |
|
110 |
168 |
|
168 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Специальная физическая подготовка |
20 |
|
20 |
65 |
|
65 |
120 |
|
120 |
тестирование |
|
Технико-тактическая подготовка |
20 |
|
20 |
45 |
|
45 |
80 |
|
80 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Контрольные нормативы и соревнования |
8 |
|
8 |
20 |
|
20 |
26 |
|
26 |
Мониторинг
|
|
Всего |
108 |
8 |
100 |
252 |
12 |
240 |
414 |
20 |
394 |
|
Учебныйплан стартового уровня 1 г.о.– 108 часов на 36 недель
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Теоретическая подготовка |
8 |
8 |
|
тестирование |
|
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
2 |
Общая физическая подготовка |
52 |
|
52 |
Тестирование, контрольные упражнения |
3 |
Специальная физическая подготовка |
20 |
|
20 |
тестирование |
4 |
Технико-тактическая подготовка |
20 |
|
20 |
Тестирование, контрольные упражнения |
5 |
Контрольные нормативы и соревнования |
8 |
|
8 |
Мониторинг
|
7 |
Всего |
108 |
8 |
100 |
|
Содержаниеразделов и тем стартового периода
Теоретическаяподготовка – 8 часов
1.1.Вводное занятие. История развития лыжного спорта. Российские лыжники наОлимпийских играх
Содержание работы секции. Возникновение, развитие ираспространение лыж. Краткие исторические сведения об Олимпийских играх.Российские лыжники на Олимпийских играх. Виды лыжного спорта.
1.2.Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена, закаливание, режимтренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощипри травмах
Поведение на улице во время движения к месту занятия.Выбор места для проведения занятий и соревнований. Особенности организацийзанятий на склонах. Помощь при ушибах, растяжении, обморожении. Личная гигиенаспортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значения испособы закаливания. Составление рационального режима дня с учетомтренировочных нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и укрепленияздоровья. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях лыжнымспортом. Значение и содержание самоконтроля в процессе занятия лыжным спортом.Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля.
1.3. Лыжныйинвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази, парафин
Выбор лыж. Способы обработки скользящейповерхности лыж. Выбор лыжных палок. Уход за лыжным инвентарем. Свойства иназначение лыжных мазей и парафинов. Факторы, влияющие на выбор мази. Обувь,одежда и снаряжение для лыжных гонок.
1.4.Основы техники способов передвижения на лыжах
Понятие о технике лыжного спорта.Классификация способов передвижения на лыжах. Структура скользящего шага.Техника ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов на месте и в движении.Ошибки при выполнении способов передвижения на лыжах и их исправление.
1.5.Правила соревнований по лыжным гонкам
Положение о соревновании. Выбор мест соревнований,подготовка трасс, оборудование старта и финиша. Организационная работа поподготовке соревнований. Состав и обязанности судейских бригад. Обязанности иправа участников. Система зачета в соревнованиях по лыжным гонкам.
Практическая подготовка
2. Общая физическая подготовка – 52 часа
2.1. Строевыеупражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах.Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в двешеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Видыразмыкания. Перестроения.
Основная стойка. Действияв строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю,повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги иколонны в строю. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скоростидвижения. Остановка во время движения шагом и бегом.
2.2. Основныедвижения головой, руками, ногами, туловищем:
Упражнения для шеи. Наклоны головой вперед, назад, в стороны повороты, круговыедвижения головой.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибами пальцев; движения в плечевых, локтевыхи лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения, отведение иприведет одновременные, попеременные и последовательные маховые, круговыедвижения; сгибание и разгибание рук в упоре стоя и лежа.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклонывперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различнымидвижениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движениятуловищем; прогибание лежа лицом вниз с различными положениями и движениямируками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной;поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленноеопускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговыедвижения ногами и др.;
Упражнения для ног. Движения в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах(сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на однойноге, с опорой на партнера, о стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые икруговые движения ногой. Приседание, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады.Пружинистые приседания в выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде.Выполнение упражнений на месте, в движении. Упражнения с предметами и безпредметов.
2.3. Гимнастические упражнения
Гимнастика. Упражнения наснарядах. Упражнения в равновесии. Ходьба с перешагиванием через палку(натянутую скакалку). Ходьба скрестными, переменными шагами вперед и назад.Приседания и прыжки на одной и обеих ногах. Равновесие на одной ноге(«ласточка»). Повороты на 90-360°. Различные соскоки.
Упражнения в висах иупорах (гимнастическая стенка, перекладина, брусья). Вис. Смешанные висы: стоя,присев, лежа, завесом. Упор. Упор лежа, продольно. Сгибание и разгибание рук вупоре (упоре лежа). Подтягивание в висе. Подъемы из виса в упор (силой,переворотом, завесом, разгибом, махом вперед и назад). Опускание из упора в вис(переворотом вперед, назад). Угол в висе, упоре. Различные соскоки махом назад,вперед.
Лазанье (канат). Вис наканате с захватом его ногами скрестно, подъемами ступни. Лазанье способом вдва, три приема. Лазанье на одних руках с различными положениями ног. Лазаньена скорость.
Акробатика. Кувыркивперед и назад; кувырки назад с переходом в стойку на руках; кувырок черезпрепятствие (мешок, чело, стул, веревочку и т.п.); кувырок одна нога вперед;кувырок в сторону; кувырок скрестив голени; парный кувырок вперед, то же назад.Стой на голове и руках. Переворот в сторону, переворот вперед.
2.4. Легкоатлетические упражнения
Бег. Бег с ускорением до 40 м (7-13 лет) и до50-60 м (14-17 лет). Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2 -3×20 — 30 м (7-12 лет), 2 — 3×30 — 40 м (13-14 лет), 3 — 4×50 — 60 м (15-17лет). Бег 60 м с низкого старта (13-14 лет), 100 м (15-18лет). Эстафетный бег сэтапами до 40 м (10-12 лет) и до 50-60 м (13-17 лет). Бег с препятствиями от 60до 100 м (количество препятствий от 4 до 10, в качестве препятствийиспользуются набивные мячи, учебные барьеры). Бег в чередовании с ходьбой до400 м (10-12 лет). Бег медленный до 3 мин. (мальчики 13-14 лет). Бег или кроссдо 500 м (15-17 лет) и до 1000 м.
Прыжки. Прыжки черезпланку с поворотом на 90 и 180°с прямого разбега. Прыжки в высоту с разбегаспособом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и сразбега (мальчики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания (теннисного мяча,гранаты весом 700г, дротика, малого мяча с места в стену или щит на дальностьотскока, на дальность.
2.5. Спортивные игры:
Спортивные игры поупрощенным правилам. Мини-баскетбол; футбол; волейбол; баскетбол; ручной мяч;хоккей; теннис: овладение элементарными техническими и тактическими навыкамиигры.
2.6. Подвижные игры и эстафеты:
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах,шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната, «Бойпетухов», «Борьба в квадрате», «Кто сильнее?». Игры с бегом на скорость:«Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежки с выручкой», «Охранаперебежек», эстафета по кругу, линейная эстафета с бегом, бег командами,эстафета с элементами равновесия. Игры с прыжками в высоту и длину: «Удочка»,«Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки», эстафета спрыжками, эстафета с преодолением полосы препятствий. Игры с метанием надальность и в цель: «Снайперы», «Лапта», «Сильный бросок», «Шагай вперед». Игрыподготовительные к волейболу: пассовка волейболиста, «Ловкая подача», «Мяч ввоздухе»; к баскетболу и ручному мячу: «Мяч с четырех сторон», «Охотники иутки», «Не давай мяч водящему», «Мяч ловцу», «Защита укрепления», «Борьба замяч»; к футболу и хоккею: эстафеты с ведением мяча, шайбы, обводкойпрепятствий; меткий удар, бросок, борьба за мяч, шайбу и др. Различныеэстафеты.
2.7. Передвижение на лыжах и катание на коньках.
Основные способыпередвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижение наскорость: до I км (10-12 лет), до 2 км (13-14 лет), до 3 км (юноши 15-16 лет),до 5 км (юноши 17). Бег на скорость. Эстафеты, игры. Катание парами, тройками.
Дети 9-10 лет способныпереносить нагрузки в передвижении на лыжах до 20 км в неделю со среднейинтенсивностью (со скоростью 1,7- 1,8 м/с). Основными средствами лыжнойполготовки в возрасте 11-13 лет являются ходьба на лыжах по равнинной местностис ускорениями по 50-80 м. Объем однократной нагрузки в 11-12-летнем возрастеможет достигать 4-5 км, а к 13-14 годам – 6-10 км. Занятия с направленностью, авоспитание скоростной выносливости используется не ранее, чем в 17-летнемвозрасте, а занятия с большими и максимальными нагрузками – не ранее, чем в 18лет. Эти ограничения связаны с особенностями физиологического воздействиялыжных гонок на сердечно-сосудистую систему.
Значительное вниманиедолжно обращаться на воспитание силовой выносливости. Это достигаетсяпосредством применения небольших отягощений и тормозных устройств припередвижении на лыжах.
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Специальные упражненияразделяются на две подгруппы:
а) специальноподготовительные;
б) специально подводящие.
Специальноподготовительные упражнения применяются для развития физических и волевыхкачеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражненияприменяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.
В группу специальныхупражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельныегруппы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения налыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений(на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться как длясовершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов(в связке). В начале подготовительного периода имитационные упражнения,применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения исовершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность примененияэтих упражнений В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развитиясилы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное вниманиеуделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости искоростно-силовым качествам. Специальные упражнения широко применяются вподготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В лыжных гонках длясовершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используютсяимитационные упражнения и передвижение на лыжероллерах.
4. Техническаяподготовка — 20 часов
Обучение общей схеме выполненияклассических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальнымподготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникойскользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, насогласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами.Совершенствование основных элементов техники классических лыжных походов воблегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней инизкой стойках. Обучение преодоления подъемов «елочкой», «упором», «поворотом»,соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.
5. Контрольныеупражнения и соревнования – 8 часов
Соревнования проводятся в группе восновном для приобретения соревновательного опыта, умения правильно применятьна дистанции технику лыжных ходов, улучшать свои результаты на дистанциях: 1км, 3 км. Обучающиеся могут участвовать в школьных соревнованиях по лыжнымгонкам.
Учебный план базовогоуровень – 1- 2 г.о. – 252 часа на 42 недели
Учебный план базовоуровня 1 г.о.
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Теоретическая подготовка |
12 |
12 |
|
тестирование |
2 |
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
3 |
Общая физическая подготовка |
110 |
|
110 |
Тестирование, контрольные упражнения |
4 |
Специальная физическая подготовка |
65 |
|
65 |
тестирование |
5 |
Технико-тактическая подготовка |
45 |
|
45 |
Тестирование, контрольные упражнения |
6 |
Контрольные нормативы и соревнования |
20 |
|
20 |
Мониторинг
|
|
Всего |
252 |
12 |
240 |
|
Учебный план базовоуровня 2 г.о.
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Теоретическая подготовка |
12 |
12 |
|
тестирование |
2 |
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
3 |
Общая физическая подготовка |
110 |
|
110 |
Тестирование, контрольные упражнения |
4 |
Специальная физическая подготовка |
65 |
|
65 |
тестирование |
5 |
Технико-тактическая подготовка |
45 |
|
45 |
Тестирование, контрольные упражнения |
6 |
Контрольные нормативы и соревнования |
20 |
|
20 |
Мониторинг
|
|
Всего |
252 |
12 |
240 |
|
Содержаниеразделов и тем базового периода 1-2 г.о.
I. Теоретическаяподготовка -12 часов
1.1. Вводноезанятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта.Лыжный спорт в России и мире.
Порядок исодержание работы секции. Значение лыж в жизни народов Севера. Эволюция лыж иснаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом.Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие всероссийские и международныесоревнования. Соревнования юных лыжников.
1.2.Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази,одежда и обувь.
Поведениена улице во время движения к месту занятия и на учебно- тренировочном занятии.Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировкалыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выборлыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам исоревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
1.3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личнаягигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значениеи способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетомтренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения овоздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечнососудистуюсистемы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля натренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля,подсчет пульса.
1.4. Краткаяхарактеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значениеправильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основныеклассические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках.Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками припередвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибкипри освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжныхходов. Отличительные особенности конькового и классического способовпередвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение вподготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартовогогородка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
II.Практическаяподготовка
2. Общаяфизическая подготовка. – 110 часов
Комплексыобщеразвивающих упражнений, направленных на развитие гибкости, координационныхспособностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленныена развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения,направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклическиеупражнения, направленные на развитие выносливости.
Комплексыобщеразвивающих упражнений применяются на занятиях, как в подготовительной, таки в основной части занятия в зависимости от поставленных задач
3.Специальнаяфизическая подготовка – 65 часов
Передвижениена лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения,кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличениеаэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфическихдля лыжника- гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развитиясиловой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
4.Техническаяподготовка – 45 часов
Обучениеобщей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальнымподготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникойскользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, насогласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом.Совершенствование основных элементов техники лыжных ходов в облегченныхусловиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкойстойках. Обучение преодолению подъемов «ёлочкой», «полуёлочкой», ступающим,скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом»,соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомствос основными элементами конькового хода. Техническая подготовка в бесснежноевремя осуществляется посредством имитационных упражнений с палками и без палок.
5.Контрольныеупражнения и соревнования – 20 часов
Упражнениядля оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости,быстроты, скоростно- силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФПв годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях1-2 км, в годичном цикле.
Учебныйплан базового уровня 3-4-5 г.о.
Учебныйплан базового уровня – 3г.о. – 414 часов на 46 недель
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Теоретическая подготовка |
20 |
20 |
|
тестирование |
|
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
|
Общая физическая подготовка |
168 |
|
168 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Специальная физическая подготовка |
120 |
|
120 |
тестирование |
|
Технико-тактическая подготовка |
80 |
|
80 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Контрольные нормативы и соревнования |
26 |
|
26 |
Мониторинг
|
|
Всего |
414 |
20 |
414 |
|
Учебный план базового уровня 4- г.о. – 414 часов на 46 недель
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Теоретическая подготовка |
20 |
20 |
|
тестирование |
|
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
|
Общая физическая подготовка |
168 |
|
168 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Специальная физическая подготовка |
120 |
|
120 |
тестирование |
|
Технико-тактическая подготовка |
80 |
|
80 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Контрольные нормативы и соревнования |
26 |
|
26 |
Мониторинг
|
|
Всего |
414 |
20 |
414 |
|
Учебный план базового уровня 5- г.о. – 414 часов на 46 недель
№ п/п |
Название разделы темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Теоретическая подготовка |
20 |
20 |
|
тестирование |
|
Практическая подготовка: |
|
|
|
|
|
Общая физическая подготовка |
168 |
|
168 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Специальная физическая подготовка |
120 |
|
120 |
тестирование |
|
Технико-тактическая подготовка |
80 |
|
80 |
Тестирование, контрольные упражнения |
|
Контрольные нормативы и соревнования |
26 |
|
26 |
Мониторинг
|
|
Всего |
414 |
20 |
414 |
|
Содержаниебазового уровня 3-4-5 г.о.
Теоретическая подготовка – 20 часов
1.1. Лыжные гонкив мире, России, ДЮСШ.
Лыжные гонки в программеОлимпийских играх. Чемпионаты мира и
Европы полыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международнойарене. Всероссийские, региональные, городские соревнования юныхлыжников-гонщиков. История спортивной школы, достижения и традиции.
1.2. Спорт и здоровье.
Задачи и порядокпрохождения медицинского контроля. Поведение, техника безопасности, оказаниепервой помощи при травмах, потертости и обморожениях. Питание спортсмена.Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях.Самоконтроль и ведение дневника. Понятие об утомлении, восстановлении,тренированности.
1.3. Лыжный инвентарь, мази и парафины.
Выбор лыж, подготовка кэксплуатации, уход и хранение. Снаряжение лыжника, подгонка инвентаря, мелкийремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей ипарафинов. Особенности их применения и хранения.
1.4. Основы техники лыжных ходов.
Значение рациональнойтехники в достижении высокого спортивного результата. Классификацияклассических лыжных ходов. Фазовый состав и структура движений попеременногодвухшажного и одновременных лыжных ходов. Типичные ошибки при передвиженииклассическими лыжными ходами. Классификация коньковых лыжных ходов. Фазовыйсостав и структура движений.
1.5. Правила соревнований по лыжнымгонкам.
Деление участников повозрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила поведенияна старте. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определениевремени и результатов индивидуальных гонок.
II.Практическаяподготовка
2. Общая физическая подготовка — 168 часов
В составОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения изгимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастическиеупражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук иплечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног итаза.
Упражнениявыполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки,гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах(гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту спрямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатическиеупражнения включают группировки и перекаты в различныхположениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед иназад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетическиеупражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет),100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры,набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег иликросс 500-100м.
Прыжки:через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройнойпрыжок с места; в длину с разбега.
Метания:малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность;метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цельи на дальность с места и с шага.
Многоборья:спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивныеи подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон идр. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальныетактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель»,«Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,«Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафетафутболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой»,«Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,«Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрыхответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м изисходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовойлинии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению кстартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
3. Специальнаяфизическая подготовка — 120 часов
Передвижениена лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения,кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличениеаэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфическихдля лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерахдля развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
4.Техническая подготовка– 80 часов
Основной задачей техническойподготовки на этапе начальной спортивной специализации является формирование рациональнойвременной, пространственной и динамической структуры движений.
Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствованиеэлементов классического хода (обучение приседанию, отталкиванию, махам руками иногами, активной постановке палок), конькового хода (обучение маховому выносуноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиваниюбоковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию приотталкивании руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действийпри передвижении классическими и коньковыми ходами.
С этой целью применяется широкийкруг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитноевыполнение основных элементов классических и коньковых ходов, созданиецелостной картины двигательного действия и объединение его частей в единоецелое.
На стадии формирования совершенногодвигательного навыка, помимо свободного передвижения классическими и коньковымилыжными ходами, на тренировках и в соревнованиях применяются разнообразныеметодические приемы, например лидирование — для формирования скоростнойтехники, создание облегченных условий для отработки отдельных элементов идеталей, а также затрудненных условий для закрепления и совершенствованияосновных технических действий при передвижении классическими и коньковымилыжными ходами.
5.Контрольные упражнения и соревнования – 26 часов
Обучающиесяв течение сезона должны принять участие в 7-8 стартах на дистанциях 1 — 5 км.
1.4. Планируемые результатыДООП «С лыжами по жизни»:
Результаты работы в данной деятельности отслеживаютсяв наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятийобучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физическойподготовленности обучающихся.
Предметные результаты:
1. формироватьустойчивый интерес к занятиям;
2.формировать и совершенствовать жизненно важные двигательные умения инавыки;
3. будутвладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия всоревнованиях по лыжным гонкам.
4. формироватьзнания о лыжном спорте и его роли в укреплении здоровья;
5. будут уметьрационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
6. будут уметьвести наблюдение за показателями своего физического развития.
По итогам обучения по общеразвивающейпрограмме обучающиеся должны знать:
1. Состояние иразвитие лыжных гонок в России;
2.Техникубезопасности на занятиях лыжным спортом, гигиену, закаливание,
3. Режимтренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощипри травмах.
4. Выбор лыж ипалок. Способы обработки, скользящей поверхности лыж. Уход за лыжныминвентарем. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов.
5. Факторы,влияющие на выбор мази. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок.
6. Понятия отехнике лыжных гонок. Классификацию способов передвижения на лыжах. Структурускользящего шага. Технику ходов, спуска, подъемов, торможений, поворотов наместе и в движении. Ошибки при выполнении способов передвижения на лыжах и ихисправления.
7. Правиласоревнований по лыжным гонкам, инструкторская и судейская практика.
Должны уметь:
1. Анализировать иоценивать свою учебно-тренировочную деятельность.
2. Самостоятельноприменять полученные знания на занятиях.
3.Соблюдатьправила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическимиупражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
4.Техническиправильно выполнять предусмотренные учебной программой контрольные упражнения;
5.Контролироватьсвоё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по лыжнойподготовке.
Должны иметь навыки:
1.владеть техниковпередвижения на лыжах различными способами и ходами в различных условияхскольжения.
Личностные результаты:
1. формироватьустановки на безопасный, здоровый образ жизни;
2.развивать навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций.
3. развиватьосновные двигательные качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты.
4.дисциплинированность,трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
5. будут уметьуправлять своими эмоциями в различных ситуациях;
6. будут уметьоказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
1. будут владетьшироким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активноеиспользование в самостоятельных занятиях;
2. будут уметьопределять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. будут уметьнаходить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
4. будут уметьобъективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности испособы их улучшения;
5. будут уметьопределять наиболее эффективные способы достижения результата;
6. будут уметьорганизовать самостоятельные занятия по лыжным гонкам, а также, с группойтоварищей;
7. будут уметьрационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
8. будут уметьвести наблюдение за показателями своего физического развития.
