Дополнительная образовательная программа
детского театрального объединения
«БАЛАГАНЧИК»
для младшего и среднего школьного возраста
Срок реализации программы: 3 года
Автор:
Суханова ОльгаАндреевна,
педагог дополнительногообразования
Моршанск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….3
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………12
3.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…16
4.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………………….21
4.1 Методическоеобеспечение дополнительной образовательной программы ……21
4.2Взаимодействие педагога с семьёй………………………………………………..25
4.3. Материальноеобеспечение образовательного процесса …………………….…26
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..………27
6.РЕПЕРТУАР ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА«БАЛАГАНЧИК» 29
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусствослова и действия с изобразительным искусством, музыкой, хореографией.Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификойтеатра, открывает больше возможностей для всестороннего развития ихспособностей.
Театр– искусство коллективное. Ведь любой спектакль – это результат творческихусилий всего коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у обучающихсятакие качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить дружбу, требовательностьк себе и другим. Ребятам необходимо помочь понять, что театр не толькоудовольствие, но и творческий труд, требующий готовности постоянно расширятьсвои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у детей стремлениек творческой отдаче полученных знаний.
Театрраскрепощает, повышает самооценку ребенка. И самое главное театр – этоискусство, доступное всем. Нет такого дела, которое бы оказалосьневостребованным в театре. Каждый делает все, что может: играет, пишетсценарии, помогает изготавливать декорации, шьет костюмы. Словом, театр – этонекая панацея от многих школьных недугов, с легкостью их устраняющая. Ребенокстановится более раскованным, уверенным в себе, учится свободнее выражать своимысли и чувства. Таким образом, занятия в театральном объединении не толькоприобщают ребят к творчеству, но и помогают в раскрытии их лучших человеческихкачеств.
Набазе муниципального образовательного учреждения дополнительного образованиядетей Дом детского творчества Фрунзенского района г. (далее – ДДТ) с 2000 года существуетдетский театральный коллектив «Балаганчик», в котором занимаются ребята 8-15лет. Коллектив и его участники – лауреаты и дипломанты районного фестиваля«Мир, в котором я живу»; городского фестиваля «Играем в театр»; областногоконкурса детского творчества «Радуга»; участники Шестых молодежных Дельфийскихигр России; финалисты 7 Всероссийского фестиваля «Адрес детства – Россия».
Основную часть обучающихся в объединении составляютподростки. Часто в этом возрасте театральное объединение становится той«спасительной гаванью», которая дает подростку счастье общения, возможностьпочувствовать и познать свою личность. Общение с теми, кто обладает таким же,как у него жизненным опытом и интересами, дает возможность ребёнку посмотретьна себя по-новому. Подросток испытывает потребность поделиться своимипереживаниями, рассказать о событиях своей жизни. Сцена, образ героя –возможность для самовыражения и самораскрытия подростка. Руководительтеатрального объединения может и должен быть не только руководителем,педагогом, но и другом ребят. «Быть старшим среди равных». Совместнаядеятельность, создание спектаклей, выступления помогают подростку по-новомуузнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональныеи духовные контакты.
Театральная деятельность высвечивает индивидуальностьподростка, помогая ему (и педагогу) найти наиболее оптимальную нишужизнедеятельности. Эмоциональная сфера – источник раскрепощенияиндивидуальности. Ребенок имеет возможность проявить «свое Я», не боясь бытьосмеянным, рассчитывая на творческую поддержку со стороны членов объединения. Втаких условиях подросток и руководитель могут самореализоваться в полной мере,постигая мир культурных ценностей на собственном опыте, через освоениекомплекса новых социальных ролей, позиций, адекватных современнойдействительности.
Основное содержание занятий театрального коллективасоставляет работа над сценическим воплощением пьесы. Практическое знакомство сосценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательноезначение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у нихнаблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы, культуры речи.Руководитель развивает природные способности детей, приучает их вникать в смыслкаждой фразы текста и осознавать его действительный смысл, подтекст (почему такговорит, зачем, чего добивается). Практическое знакомство начинается с игр,упражнений, этюдов. Выбираются темы и сюжеты, которые близки ребятам, находят уних эмоциональный отклик. Нужно проводить обсуждение этюдов, воспитыватьинтерес к работе друг друга, самокритичность. Занятия включают беседы обискусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, экскурсии в театр,знакомство с актерами.
Следующимэтапом является работа над малыми сценическими формами (баснями, сценками). С подросткамиможно подготовить концертную программу, куда войдут миниатюры на волнующиеребят темы: о школе, о дружбе. Когда ребята приобретут первый опыт выступлений,можно приступать к работе над спектаклем. Важную роль играет выбор пьесы, еехудожественно-воспитательная ценность и доступность данному коллективу. Работанад пьесой включает предварительный разбор, работу над отдельными эпизодами,картинами и, наконец, оформление спектакля и показ. Показ спектакля –завершающий этап, и относиться к нему надо как к праздничному и ответственномусобытию.
Впервый год обучения главное внимание уделяется созданию коллектива, расширениюобщего художественного кругозора обучающихся, практическому знакомству сэлементами сценической грамоты. Во второй и третий годы обучения основнойработой может быть подготовка большого спектакля и связанная с нейхудожественно-образовательная работа, организация показа.
Основуданной программы составляет дополнительная образовательная программа,разработанная и реализованная в 2004-2006 годах. Новизна данной программы, нанаш взгляд, заключается в идее маршрутизации образовательного процесса, в учетеиндивидуальных, гендерных и возрастных особенностей обучающихся в условияхразновозрастного детского театрального объединения. Программа рассчитана надетей в возрасте 8-15 лет. Программа реализуется в течение трёх лет обучения. Вучебный план входят как теоретические, так и практические занятия.
Подходы и принципы, лежащие воснове данной программы:
- личностно-ориентированный подход, учёт интересов и запросов субъектов образовательного процесса;
- индивидуальный подход, учет особенностей каждого ребёнка, уровня его творческих способностей, специфических черт характера;
- интенсификация межвозрастного общения;
· дифференцированный подход, распределение материалаи заданий в зависимости от возрастных и творческих способностей обучающихся;
· преемственность в обучении, использование знаний,полученных в первые годы в дальнейшей творческой деятельности;
· доступность предлагаемых заданий и тем для каждогообучающегося;
· обучение от простого к сложному, от простейших игр кработе над большим спектаклем.
Цель программы: способствоватьраскрытию, формированию и реализации творческих возможностей обучающихся черезтеатральную деятельность.
Задачи:
образовательные
· овладение обучающимися основами актерского мастерства,
· знакомство ребят с основами сценического движения,
· обучение ребят работе над словом, грамотному иправильному построению речи,
· развитие природных способностей детей, внимания,творческой инициативы, культуры речи.
воспитательные
· создание условий для применения на практикеполученных знаний в работе над спектаклем,
· воспитание стремления к творческой деятельности,
· формирование навыков общения и культуры поведения,
· учет личных интересов детей, создание условий длясамовыражения, саморазвития.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В период обучения и воспитания уровень приобретаемых знаний,умений, навыков усложняется по годам. Это зависит от индивидуальности и личногороста каждого обучающегося в отдельности; от его мотивации, ориентированной насвободный выбор и освоение дополнительной образовательной программы. В случаеуспешной реализации данной программы обучающиеся приобретут следующие знания:
· основные сведения из истории театра;
· основные знания по актерскому мастерству, сценическомудвижению и сценической речи;
· особенности работы профессиональных театров;
· специфика деятельности других любительскихтеатральных коллективов;
умения:
· самостоятельная работа над текстом роли;
· подготовка, организация и проведение спектаклей;
· самостоятельный подбор репертуара;
навыки:
· общение со зрительской аудиторией;
· общение с младшими школьниками, сверстниками,педагогами;
· проведение спектаклей и концертов.
В результате воспитательной деятельности обучающиеся получат:
· радость от общения с единомышленниками,
· навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивноговзаимодействия,
· возможность для личностного роста, воплощениясобственных индивидуальных, творческих интересов.
Оценка результативности:
На уровне обучающегося:
· формирование интереса к театральному искусству;
· участие детей в делах коллектива, учреждения, вконцертах, конкурсах;
· творческое выполнение учебных заданий,заинтересованность в индивидуальном росте.
На уровне педагога:
· интегративность данной программы с блокомэстетического направления ДДТ;
· развитие новых форм учебно-воспитательной работы;участие педагога в разработке планов, программ учреждения;
· проведение открытых занятий, участие в обменеопытом работы, в семинарах;
· повышение квалификации.
Способы диагностики результативности:
· наблюдение за участием детей в творческих ивоспитательных мероприятиях коллектива и учреждения;
· проведение анкетирования, устные беседы, тесты;
· выполнение обучающимися самостоятельных творческихзаданий во время учебного процесса,
· предоставление самостоятельного выбора для участияв различных играх, конкурсах, праздниках.
Мониторинг образовательных результатов
Мониторинг образовательных результатов по данной программе представленв виде таблицы «Критерии эффективности образовательных результатов»,в которой содержатся параметры отслеживания результатов на уровнединамики личностного роста обучающихся и социально-педагогических результатов;критерии по каждому параметру и показатели соответственно по каждому критерию. Крометого, система мониторинга образовательных результатов включает диагностическиесредства, которые мы применяем в процессе исследования эффективностиобразовательной деятельности в детском театральном объединении «Балаганчик».
