ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Баскетбол» разработана на основе следующихнормативно-правовых документов:
1. ФедеральныйЗакон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от
29.12.2012).
2. ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №196 от 09.11.2018 “Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014г. N 41), содержанию и организации режима работы образовательных организацийдополнительного образования детей; муниципальных правовых актов; Уставамуниципального бюджетного учреждения МБОУ Черновской ООШ .
Программа «Баскетбол» разработана сучетом интересовдетей. Баскетбол- один из игровых видов спорта в программах физическоговоспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочныезанятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятияв спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивныемероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района,округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметьбыстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менятьнаправление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятиябаскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляюткостную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу иэластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшениюглубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра вбаскетбол требует от занимающихся максимального проявления физическихвозможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками.Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство нетолько физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространениюбаскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка,баскетбольные щиты и мяч.
В программе предусмотрено уделить большее количествоучебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, чтопозволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательнойдеятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает такжепсихологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженномало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагаетсяиспользование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования дляперехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотраучебных программ, видеоматериала и т. д.
В результате обучения ребята познакомятся углубленнонавыками и тактикой игры «Баскетбол», что позволит воспитывать у них интерес кигровой командной игре, умение самостоятельно подбирать, тактику игры и игратьс друзьями в свободное время.
Цельи задачи программы
Цель программыукрепление здоровья,физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств;освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основспортивной техники избранного вида спорта.
Задачи программы
• пропагандировать здоровый образ жизни, укрепить здоровье,содействовать гармоническому физическому развитию занимающихся;
• популяризировать баскетбол как вид спорта и активного отдыха(физической рекреации);
• формировать у учащихся устойчивый интерес к занятиям баскетболом;
• обучить технике и тактике игры в баскетбол;
• развить физические способности (силовые, скоростные,скоростно-силовые, координационные, а также выносливость, гибкость);
• сформировать у учащихся необходимые теоретические знания;
• воспитать моральные и волевые качества
Срок реализации программы
Сроки реализации программы – 2года обучения, занятия проводятся – 1 раз в неделю, 36 часов в год. Всего: 72часа
Возраст детей
Возраст обучающихся, участвующих вреализации программы, 11-15 лет, это обучающиеся 5-9 классов.
Планируемые результаты
Данная программа направлена на достижение учащимисяличностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:
– формироватьустойчивый интерес, мотивировать к занятиям физической культурой и к здоровомуобразу жизни;
– воспитатьморально-этические и волевые качеств;
– дисциплинированность,трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – уметь управлять своими эмоциямив различных ситуациях; – уметь оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметныерезультаты:
– определять наиболееэффективные способы достижения результата;
– умение находитьошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организоватьсамостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать ипроводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительномлагере;
– умение рациональнораспределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вестинаблюдение за показателями своего физического развития; Предметныерезультаты:
– знания обособенностях зарождения, истории баскетбола;
– знания о физическихкачествах и правилах их тестирования;
– умение выполнятьупражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владениетактико-техническими приемами баскетбола;
– знание основы личнойгигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила егопредупреждения;
– владение основамисудейства игры в баскетбол.
Эффект: участие в соревнованиях школьного игородского уровня, судейство школьных соревнований.
Содержаниекурса
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма назанятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровыхприемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед,назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны,вперед и назад, спиной вперед.
Скоростные рывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки,прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча Ловля мяча:
• двумя руками науровне груди;
• двумя руками«высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведениемяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низкимотскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте ив движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении послеведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча приведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений ивладения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защитеГрупповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двухигроков;
• взаимодействие двухнападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающихпротив двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двухигроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трехнападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие внападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
• взаимодействие внападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие внападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра Подвижныеигры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствованиетехнических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых,координационных способностей, выносливости, гибкости.
Тематическоепланирование Первый год обучения (36 часов)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Правила техники безопасности в спортивном зале. Основные требования к занятиям. Физическая культура – важнейшеесредство воспитания и укрепления здоровья учащихся.ОФП. |
1 |
2. |
Техника передвижения игрока. Ведение мяча однойрукой. Учебноигровые задания. |
1 |
3. |
Передача двумя руками над головой. Учебно-игровыезадания. |
1 |
4. |
Техника передач двумя руками в движении. Учебно-игровые задания. |
1 |
5. |
Передачи мяча в движении. Броски после ведения.Учебно-игровые задания. |
1 |
6. |
Техника передвижения при нападении. Учебная игра. |
1 |
7. |
Повороты в движении. Учебная игра. |
1 |
8. |
Ловля мяча, отскочившего от щита. Передачи в движении,броски с места. |
1 |
|
Учебная игра. |
|
9. |
Техника бросков в движении после ловли мяча. Штрафныеброски. Учебная игра. |
1 |
10. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра. |
1 |
11. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебная игра. |
1 |
12. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебная игра |
1 |
13. |
Техника броска в прыжке с места. Штрафные броски.Учебная игра. |
1 |
14. |
Техника броска в прыжке с места. Штрафные броски.Учебная игра. |
1 |
15. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра. |
1 |
16. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра |
1 |
17. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебно-игровые задания. |
1 |
18. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебно-игровые задания. |
1 |
19. |
Контрольное тестирование |
1 |
20. |
Техника передач и бросков в движении; опека игрока безмяча. Учебная игра. |
1 |
21. |
Техника передач и бросков в движении; опека игрока безмяча. Учебная игра |
1 |
22. |
Техника передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действием на передачу. |
1 |
23. |
Техника передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действием на передачу. |
1 |
24. |
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом. Учебная игра. |
1 |
25. |
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом. Учебная игра. |
1 |
26. |
Техника отвлекающих действий на бросок. Учебная игра. |
1 |
27. Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 |
Техника передач и ловли одной рукой, выбивание ивырывание. Опека игрока. Учебная игра. |
1 |
28. |
Техника передач и ловли одной рукой, выбивание ивырывание. Опека игрока. Учебная игра. |
1 |
29. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
30. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
31. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
32. |
Техника передачи одной рукой с поворотом. Учебная игра. |
1 |
33. |
Техника передач в движении в парах. Учебная игра. |
1 |
34. |
Техника передач в тройках в движении. Учебная игра. |
1 |
35. |
Техника передач в тройках в движении. Учебная игра. |
1 |
36. |
Техника передач в движении. Быстрый прорыв 2х1, 3х2.Учебная игра. |
1 |
|
Итого: |
36 |
Тематическоепланирование
Второйгод обучения (36 часов)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Правила техники безопасности в спортивном зале. Основные требования к занятиям. Физическая культура – важнейшеесредство воспитания и укрепления здоровья учащихся.ОФП. |
1 |
2. |
Техника передвижения игрока. Ведение мяча однойрукой. Учебноигровые задания. |
1 |
3. |
Передача двумя руками над головой. Учебно-игровыезадания. |
1 |
4. |
Техника передач двумя руками в движении. Учебно-игровые задания. |
1 |
5. |
Передачи мяча в движении. Броски после ведения.Учебно-игровые задания. |
1 |
6. |
Техника передвижения при нападении. Учебная игра. |
1 |
7. |
Повороты в движении. Учебная игра. |
1 |
8. |
Ловля мяча, отскочившего от щита. Передачи в движении,броски с места. Учебная игра. |
1 |
9. |
Техника бросков в движении после ловли мяча. Штрафныеброски. Учебная игра. |
1 |
10. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра. |
1 |
11. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебная игра. |
1 |
12. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебная игра |
1 |
13. |
Техника броска в прыжке с места. Штрафные броски.Учебная игра. |
1 |
14. |
Техника броска в прыжке с места. Штрафные броски.Учебная игра. |
1 |
15. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра. |
1 |
16. |
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой впрыжке. Учебная игра |
1 |
17. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебно-игровые задания. |
1 |
18. |
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места после ведения. Учебно-игровые задания. |
1 |
19. |
Контрольное тестирование |
1 |
20. |
Техника передач и бросков в движении; опека игрока безмяча. Учебная игра. |
1 |
21. |
Техника передач и бросков в движении; опека игрока безмяча. Учебная игра |
1 |
22. |
Техника передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действием |
1 |
|
на передачу. |
|
23. |
Техника передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действием на передачу. |
1 |
24. |
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом. Учебная игра. |
1 |
25. |
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом. Учебная игра. |
1 |
26. |
Техника отвлекающих действий на бросок. Учебная игра. |
1 |
27. |
Техника передач и ловли одной рукой, выбивание ивырывание. Опека игрока. Учебная игра. |
1 |
28. |
Техника передач и ловли одной рукой, выбивание ивырывание. Опека игрока. Учебная игра. |
1 |
29. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
30. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
31. |
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока.Учебная игра. |
1 |
32. |
Техника передачи одной рукой с поворотом. Учебная игра. |
1 |
33. |
Техника передач в движении в парах. Учебная игра. |
1 |
34. |
Техника передач в тройках в движении. Учебная игра. |
1 |
35. |
Техника передач в тройках в движении. Учебная игра. |
1 |
36. |
Техника передач в движении. Быстрый прорыв 2х1, 3х2.Учебная игра. |
1 |
|
Итого: |
36 |
Техническое и методическоеобеспечение программы
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами инормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процессасоответствует санитарным нормам. Занятия проводятся в спортивном зале, которыйимеет твердое покрытие, площадью не менее 100м2. Требования к оборудованию учебного процесса:оборудование спортивного зала соответствует росту и возрасту обучающихся иобеспечивает выполнение программы
«Спортивные игры» — мультимедиапроектор;
— принтер Canon3010;
— колонки; Медиатека:
— электронноеучебно-методическое пособие «Уроки физической культуры Баскетбол»;
— «историяСпорта» — компакт- диск
Инвентарь, используемый для проведения занятий:
1. Мячибаскетбольные.
2. Скакалки.
3. Матыгимнастические.
4. Гимнастическиескамейки.
5. Баскетбольныекольца с сетками.
6. Гимнастическиестенки.
7. Стойки,конусы.
8. Баскетбольныещиты .
9. Перекладинынавесные.
10. Свисток.
11. Секундомер.
Список литературы
1. . Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Маслов М.В. Внеурочнаядеятельность учащихся. Баскетбол.: М. «Просвещение», 2013.
2. Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе:программы, рекомендации. Волгоград: «Учитель», 2012.
3. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советыпреподавателям. Ростов н/Дону: «Феникс», 2009.
4. Вуден Д.Р. Современный баскетбол: Пер. с англ. Е.Р. Яхонтова –М.: Физкультура и спорт, 1987.
5. Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 классы: учебник дляобщеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2017.
6. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Настольная книга учителя физическойкультуры. Методическое пособие М.: «Глобус», 2009.