КОМИТЕТПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА «СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»
(МБОУГ. МУРМАНСКА СОШ № 21)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседанииметодического советашколы Директор МБОУ г. Мурманска СОШ №21 от« »__________2022г. ____________И.И.Чемеркина
Протокол №__________ « »______________2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО– НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КЛУБА«ДРУЗЕЙ WWF «ГАРМОНИЯ»
Срокреализации: 3 года, второй год обучения
Автор– составитель:
КириякЛ. П.,
педагог дополнительногообразования
Мурманск2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучнойнаправленности клуба «Друзей WWF «Гармония» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона РФот 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказа Министерства просвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467;
4. Письма Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями попроектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы)»;
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020 N 28
«Об утверждениисанитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасностии(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Устава, локальных нормативных актов МБОУ г. Мурманска СОШ № 21
Актуальность данной программы можно рассматривать с несколькихпозиций.
Экологическое образование и воспитаниеэкологической культуры подрастающего поколения становится одной из главныхзадач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния наэкологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасныхдля здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарнымиэкологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Изначальноважное значение в экологизации общества имеет просвещение и воспитаниеэкологической культуры людей с самого раннего возраста. Такое сочетание дает пониманиеценности живойприроды,позволяет осознать экологические последствия деятельности и выбирать путинаименьшего ущерба для окружающей среды. Хозяйственники, не имеющиеэкологической культуры, неизбежно являются родоначальниками экологическийбедствий. Помимо того, нынешнему поколению нужно знать, что для того чтобывыжить, необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии сними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Современное экологическое практико – ориентированноеобразование и воспитание развивает в детском сознании базовые установкизависимости человека от мира живой природы и невозможно без определенной суммы знаний о природе. Зная, что все элементы живого и неживого связанымежду собой, их необходимо сохранять в первозданном виде. Именно поэтому, программа предусматривает усилениеэкологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края,а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии. Клуб «Друзей WWF «Гармония»включает в себя разносторонние видыдеятельности. Таким образом, вовлекает ребят разных возрастов, степеньюподготовленности, талантов. Объединяет увлеченных идеей природоохраннойдеятельности детей, их родителей, педагогов, жителей микрорайона. И создан надобровольной основе.
Программа способствует раскрытию прогнозированияпоявления проблем и их последствий в жизни общества. Отвечает потребностямучащихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Важнымзвеном системы непрерывного экологического образования и воспитания являетсяформирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы этипредставления включали понимание существующих в природе взаимосвязей,целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.
Данная программа естественнонаучнойнаправленностинацелена на воспитание и всестороннее развитие ребёнка, совершенствование егоинтеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, развитияисследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости,обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемныеситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.Сочетание теоретических и активных форм обучения: игр, бесед, диспутов,дискуссий, походов, экскурсий, тренингов, конференций, экспедиций. Программапредусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей.
В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-биологическиезнания и овладевают эколого-туристскими, учебно – исследовательскими навыками иумениями. Посредством организации природоохранных акций, агитбригад, проектов,занимаются эколого — просветительской деятельностью.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании,методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно впределах занятия, в экосистемном подходе к изложению учебного материала,широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных формосвоения материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участиедетей в практических природоохранных акциях, использование региональногокомпонента.
Предлагаемые формы освоения материала в сочетании сразличными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитыватьинтересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможностьпедагогу проявлять себя творчески, т. к. в школьной программе на экологиюотводится очень мало времени. Занятия дают возможность учащимся лучше узнать иизучить животный и растительный
мир своего края, помогают освоить школьную программу поестествознанию, биологии и географии, принять практическое участие в охране ипреобразовании природы своего края.
Уровень программы:базовый
Возраст:12 – 16 лет
Срок реализации: 3 года.
Количестводетей: 12 обучающихся
Программарассчитана на 72 часав год, всего 216 часов.
1 год: 2 часа в неделю – 72 часа
2 год: 2 часа в неделю- 72 часа
3 год: 2 часа в неделю –72 часа
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Видызанятий: 1 теоретическое и 1 практическое в помещении или на природе. Проведениеакций, выездных мероприятий, экскурсий согласно предусматривает объединениечасов.
Теоретическиезанятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала,продолжительностью не более 45 минут, и 40 минут во время полярной ночи.Практические проводятся либо в помещении ( вформе исследования влаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в формебиологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологическихнаблюдений, экспедиций. Продолжительность практических занятий в помещении неболее 2-х часов, практических занятий на природе экскурсий не более 3-х часов.Изучениеродного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местныхозер и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон –выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразованиеприроды родного края. В связи с этим, для проведения практическихзанятийиспользуется территория озер Глубокое и Окунево; ручья верхового болота,впадающего в озеро, природные компоненты (почвы, биологический мир береговойлинии, гидрологический состав).
мир своего края, помогают освоить школьную программу поестествознанию, биологии и географии, принять практическое участие в охране ипреобразовании природы своего края.
Уровень программы:базовый
Возраст:12 – 16 лет
Срок реализации: 3 года.
Количестводетей: 12 обучающихся
Программарассчитана на 72 часав год, всего 216 часов.
1 год: 2 часа в неделю – 72 часа
2 год: 2 часа в неделю- 72 часа
3 год: 2 часа в неделю –72 часа
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Видызанятий: 1 теоретическое и 1 практическое в помещении или на природе. Проведениеакций, выездных мероприятий, экскурсий согласно предусматривает объединениечасов.
Теоретическиезанятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала,продолжительностью не более 45 минут, и 40 минут во время полярной ночи.Практические проводятся либо в помещении ( вформе исследования влаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в формебиологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологическихнаблюдений, экспедиций. Продолжительность практических занятий в помещении неболее 2-х часов, практических занятий на природе экскурсий не более 3-х часов.Изучениеродного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местныхозер и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон –выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразованиеприроды родного края. В связи с этим, для проведения практическихзанятийиспользуется территория озер Глубокое и Окунево; ручья верхового болота,впадающего в озеро, природные компоненты (почвы, биологический мир береговойлинии, гидрологический состав).
Программа предусматриваетследующие формы проведения занятий с учащимися: теоретические, практикумы, исследовательские работы в лабораторных условиях, практические занятия наприроде, учебные экскурсии в природу, выставки, конкурсы,агитбригады,викторины. Второй год обучения нацелен на участие в конкурсах,олимпиадах, фестивалях регионального и Всероссийского уровней («Юныеисследователи — будущее Севера», «Шаг в будущее», «Наука +», «Человек наЗемле», «Всероссийский водный конкурс» и др.). На третьем году освоенияпрограммы старшеклассники сочетают с обучением в школе«Молодые исследователи Арктики» при МГТУ.
Сотрудничество с общественнымиэкологическими организациями (Баренцевоморским отделением WWF России, «Природа имолодежь», «Чистая Арктика») проходит на всех этапах. Ежегодно ребята участвуютв эколого-биологических экспедициях Кандалакшского природного заповедника. Наосновании итогов полевых работ, собранного материала, учетов пишут исследования.Лучшие работы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Человек на Земле»
Адресат. Программапредназначена для реализации среди обучающихся МБОУ 5-9 классов г.Мурманска СОШ№21
Основная цельпрограммы – приобщение детей к решению личных и общественных проблемпосредством социально значимой деятельности по улучшению состояния окружающейсреды в своем районе, формирование экологической культуры.
Занятияклуба«Друзей WWF «Гармония» направлены на решение следующих задач:
· создание условий дляреализации индивидуальных качеств и склонностей, способностей и интересовучащихся, формирования у них положительной самооценки, приобретения навыковсвободного общения;
· формирование у детейположительной самооценки, приобретения навыков свободного общения;
· вовлечение детей в решениеэкологических проблем в процессе общественно-полезной деятельности;
· углубление и расширениеэколого-биологических знаний, привитие навыков исследовательской работы;
· формирование первичныхэколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных,преобразовательных;
· формированиеорганизационно-пропагандистских эколого-туристских навыков и умений развитиепознавательной, творческой и общественной активности школьников в процессеработы детского объединения.
· вовлечение в экологическуюдеятельность педагогов, родителей, жителей микрорайона.
Учебный план 2021-2022 г
№ п/п |
Названия раздела, темы |
Количество часов |
Содержание |
Формы контроля, аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1.
2.
3.
|
Раздел I. Изучение озера Глубокое |
11 |
5 |
6 |
||
Исследование «Биохимический анализ воды озера Глубокое» Исследование «Изучение снежного покрова озера Глубокое»
Промежуточный контроль «Основы экологии», «Исследование озера Глубокое»
|
|
2
2
1
|
3
3
|
Исследования направлены на ежегодный мониторинг качества воды озера Глубокое. Преследуется изучение динамики загрязненности в связи с влиянием антропогенной нагрузки.
|
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Тест |
|
1.
2.
3.
4. |
Раздел I I. Природоохранные акции |
8 |
4 |
4 |
Экологическое просвещение школьников на предмет сохранности лесных ресурсов. Сбор макулатуры.
Акция проводится осенью и весной. Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования энергоресурсов. Сбор использованных батареек.
Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Разработка проекта своего участия
Экологическое просвещение школьников на предмет антропогенного воздействия на береговую линию озера Глубокое
|
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору макулатуры между классами
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору батареек между классами
Защита проекта
Организация и проведение акции
|
«Сохраним наш лес!»
Всероссийская природоохранная акция «Сдай батарейку – сохрани планету!»
Международная природоохранная акция «Час Земли!»
Спасем земную красоту!»
|
|
1
1
1
1
|
1
1
1
1
|
|||
1. |
Раздел I II. Фестивали |
4 |
1 |
3 |
|
|
VI Всероссийский фестиваль #ВМЕСТЕЯРЧЕ! |
|
1 |
3 |
Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Участие в предлагаемых конкурсах
|
Информационное оформление одноименного стенда Участие и организация конкурсов рисунков, сочинений, экологических сказок среди школьников
|
|
1.
2.
3. |
Раздел I V Конкурсы, выставки |
7 |
3 |
4 |
Выставки, конкурсы проводятся среди всех обучающихся школы. Цель – экологическое просвещение. |
Участие и организация конкурсов среди школьников |
Онлайн выставка — конкурс домашних Вернисаж хвостатых
Конкурс экологической сказки «Необычная история в заповеднике»
Онлайн — конкурс кормушек для птиц «Покормите птиц зимой!»
|
|
1
1
1 |
1
1
2 |
|||
|
1. Раздел V Выпуск стенгазет, оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
4 |
2 |
2 |
Сбор информации, выпуск стенгазеты, оформлением уголка |
Стенгазета, уголок |
2. 1. 3. 2. |
Выпуск стенгазеты «Новости WWF» Оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
|
1 1 |
1 1 |
||
4. |
Раздел V I Экскурсии
|
9 |
4 |
4 |
|
|
1.
2.
3.
4. |
Экскурсия в экосистему озера Глубокое и Окунево
Экскурсия в детскую областную библиотеку для участия в экологическом фотоконкурсе «ВО! круг мусора»
Учебная экскурсия в музей ФГБУ «Мурманского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
Учебная экскурсия на ледокол «Ленин» |
|
1
1
1
1
|
1
1
1
1 |
Знакомство с экосистемами. Ведение дневников наблюдений.
Формулировка цели и задач экскурсии.
Экскурсия.
Формулировка цели и задач экскурсии. Подготовка творческих отчетов
|
Дневники наблюдений
Участия в экологическом фотоконкурсе Творческие отчеты
Творческие отчеты
|
|
Раздел V I IПроекты |
8 |
4 |
4 |
|
|
1. 2.
|
Экологический проект «День Белого Медведя» Экологический проектДень Моржа 5. |
|
2 2
|
2 2
|
Постановка цели Составление презентации Проведение викторины среди школьников Выставка лозунгов в защиту животного Выставка- конкурс экологических сказок Выставка- конкурс открыток моржу Размещение информации на сайте школы.
|
Организация и проведение проектов |
1. 2. |
Раздел V I IIОткрытые заседания клуба |
2 |
2 |
0 |
|
|
Вводное занятие. Инструктаж. ПДД. ТБ Открытое заседание клуба Экологический калейдоскоп |
|
1 1 |
|
Знакомство с работой клуба. И промежуточные итоги. |
Участие, организация и проведение заседания |
|
1. 2. |
Раздел I Х Интеллектуальные игры |
8 |
4 |
4 |
Постановка целей и задач
|
Участие, организация и проведение игр |
«Зеленый колледж» Что? Где? Когда?
|
|
2 2 |
2 2 |
|||
|
Раздел Х Экологические экспедиции. |
|
6 |
2 |
Постановка целей, задач, форм отчета исследований. Распределение обязанностей. Работа над исследованиями, проектами. Организационные вопросы.
|
Исследование, проект, учет |
Подготовка экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие напочвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/». Исследования согласно учетам.Защита проектов.
|
|
|
|
|||
1.
2.
|
Раздел ХI Экологические уроки |
4 |
2 |
2 |
Уроки проводятся с использованием методических разработок общероссийских и международных экологических уроков сайта Экокласс
|
Участие в экологических уроках |
1.Всероссийский экологический урок «Вместе Ярче!» одноименного экологического фестиваля Всероссийский экологический урок «Сохраним моря России!» учительского портала Экокласс
|
|
1
1
|
1
1
|
|||
|
Раздел ХII Лабораторные работы |
2 |
1 |
1 |
Лабораторная работа |
Лабораторная работа |
Очистка воды в лаборатории, домашних и полевых условиях
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Итого: |
|
|
36 |
36 |
|
|
Учебный план 2022-2023
№ п/п |
Названия раздела, темы |
Количество часов |
Содержание |
Формы контроля, аттестации |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1.
2.
3.
|
Раздел I. Изучение озера Глубокое |
11 |
4 |
7 |
|||
Исследование «Биохимический анализ воды озера Глубокое» Исследование «Изучение планктона озера Глубокое»
Сбор гербарного материала береговой линии озера Глубокое. Обучение навыкам составление гербария |
|
2
2
|
3
3
1
|
Исследования направлены на ежегодный мониторинг качества воды озера Глубокое. Преследуется изучение динамики загрязненности в связи с влиянием антропогенной нагрузки. Сбор типовых растений, составление гербария |
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Гербарий |
||
1.
2.
3.
4.
5. |
Раздел I I. Природоохранные акции |
10 |
5 |
5 |
Экологическое просвещение школьников на предмет сохранности лесных ресурсов. Сбор макулатуры.
Акция проводится осенью и весной. Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования энергоресурсов. Сбор использованных батареек. Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Разработка проекта своего участия
Экологическое просвещение школьников на предмет антропогенного воздействия на береговую линию озера Глубокое
Экологическое просвещение школьников на предмет значения хвойных лесов в экосистемах планеты |
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору макулатуры между классами
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору батареек между классами
Защита проекта
Организация и проведение акции
Организация и проведение акции
|
|
«Сохраним наш лес!»
Всероссийская природоохранная акция «Сдай батарейку – сохрани планету!»
Международная природоохранная акция «Час Земли!»
Спасем земную красоту!»
Природоохранная акция «Посади дерево!» |
|
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
|
||||
1. |
Раздел I II. Фестивали |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
VI Всероссийский фестиваль #ВМЕСТЕЯРЧЕ! |
|
1 |
3 |
Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Участие в предлагаемых конкурсах
|
Информационное оформление одноименного стенда Участие и организация конкурсов рисунков, сочинений, экологических сказок среди школьников |
||
1.
2.
3. |
Раздел I V Конкурсы, выставки, викторины |
6 |
3 |
3 |
Выставки, конкурсы, викторина проводятся среди всех обучающихся школы. Цель – экологическое просвещение. |
Участие и организация конкурсов среди школьников |
|
Выставка – конкурс листовок и плакатов «Не рубите елки!». Участие в одноименном экологическом проекте WWF/ Экологическая викторина Арктика далекая и близкая
Онлайн — конкурс кормушек для птиц «Покормите птиц зимой!» |
|
1
1
1 |
1
1
1 |
||||
|
6. Раздел V Выпуск стенгазет, оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
4 |
2 |
2 |
Сбор информации, выпуск стенгазеты, оформлением уголка |
Стенгазета, уголок |
|
7. 1. 8. 2. |
Выпуск стенгазеты «Новости WWF» Оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
|
1 1 |
1 1 |
|||
9. |
Раздел V I Экскурсии |
9 |
4 |
4 |
|
|
|
1.
2.
3.
4. |
Фенологическая экскурсия в экосистему озер Глубокое и Окунево
Экскурсия в областной Краеведческий музей «Животный мир Мурманской области»
Экскурсия в музей ПИНРО
Экскурсия в Кировский ботанический сад |
|
1
1
1
1
|
1
1
1
1 |
Продолжение знакомства с экосистемами. Ведение дневников наблюдений.
Формулировка цели и задач экскурсии. Экскурсия.
Формулировка цели и задач экскурсии. Подготовка творческих отчетов
Формулировка цели и задач экскурсии. Подготовка творческих отчетов
|
Дневники наблюдений
Творческие отчеты
Защита творческих отчетов
Защита творческих отчетов |
|
|
Раздел V I IПроекты |
8 |
4 |
4 |
|
||
1.
2.
|
Экологический проект «День Северного оленя»
Экологический проектДень Птиц» 10. |
|
2
2
|
2
2
|
Постановка цели Составление презентации Проведение викторины среди школьников Выставка лозунгов в защиту животного Выставка- конкурс экологических сказок Выставка- конкурс открыток Размещение информации на сайте школы.
|
Организация и проведение проектов |
|
1. 2. |
Раздел V I IIОткрытые заседания клуба |
3 |
2 |
1 |
|
||
Вводное занятие. Инструктаж. ПДД. ТБ Открытое заседание клуба капустник Свалка по имени Земля |
|
1 1 |
1 |
Знакомство с работой клуба. И промежуточные итоги. |
Участие, организация и проведение заседания |
||
1. 2. |
Раздел I Х Интеллектуальные игры |
8 |
2 |
2 |
Постановка целей и задач
|
Участие, организация и проведение игр |
|
«Брей ринг» Что? Где? Когда?
|
|
1 1 |
1 1
|
||||
|
Раздел Х Экологические экспедиции. |
8 |
6 |
2 |
Постановка целей, задач, форм отчета исследований. Распределение обязанностей. Работа над исследованиями, проектами. Организационные вопросы. |
Исследование, проект, учет |
|
Подготовка экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие напочвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/». Исследования согласно учетам.Защита проектов.
|
|
6 |
2 |
||||
1.
2.
|
Раздел ХI Экологические уроки |
4 |
2 |
2 |
Уроки проводятся с использованием методических разработок общероссийских и международных экологических уроков сайта Экокласс
|
Участие в экологических уроках |
|
1.Всероссийский экологический урок «Вместе Ярче!» одноименного экологического фестиваля Всероссийский экологический урок «Арктика – северный форпост России!» учительского портала Экокласс
|
|
1
1
|
1
1
|
||||
|
Раздел ХII Лабораторные работы |
2 |
1 |
1 |
Лабораторная работа |
Лабораторная работа |
|
Определение нитратов в продукции растениеводства
|
|
1 |
1 |
|
|
||
Итого: |
|
|
36 |
36 |
|
|
|
Учебный план 2024-2025
№ п/п |
Названия раздела, темы |
Количество часов |
Содержание |
Формы контроля, аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1.
2.
3.
|
Раздел I. Изучение озера Глубокое |
9 |
3 |
6 |
||
Исследование «Биохимический анализ воды озера Глубокое»
Исследование «Оценка замусоренности озера Глубокое»
Исследование животного мира береговой линии озера Глубокое. |
|
1
1
1
|
2
2
2 |
Исследования направлены на ежегодный мониторинг качества воды озера Глубокое. Преследуется изучение динамики загрязненности в связи с влиянием антропогенной нагрузки.
Исследование «Оценка замусоренности озера Глубокое» предусматривает учет мусора и уборку территории
Наблюдение, описание, определе6ние животных |
Исследования.Участие в конкурсах, олимпиадах.
Исследования. Участие в конкурсах, олимпиадах.
Дневник наблюдений |
|
1.
2.
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435
3.
4.
5. |
Раздел I I. Природоохранные акции |
10 |
5 |
5 |
Экологическое просвещение школьников на предмет сохранности лесных ресурсов. Сбор макулатуры.
Акция проводится осенью и весной. Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования энергоресурсов. Сбор использованных батареек. Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Разработка проекта своего участия
Экологическое просвещение школьников на предмет антропогенного воздействия на береговую линию озера Глубокое
Экологическое просвещение школьников посредством выступления агитбригады на классных часах |
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору макулатуры между классами
Информационное оформление одноименного стенда. Организация соревнования по сбору батареек между классами
Защита проекта
Организация и проведение акции
Организация и проведение акции
|
«Сохраним наш лес!»
Всероссийская природоохранная акция «Сдай батарейку – сохрани планету!»
Международная природоохранная акция «Час Земли!»
Спасем земную красоту!»
Природоохранная акция «Мы за чистый город!» |
|
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
|
|||
1. |
Раздел I II. Фестивали |
4 |
1 |
3 |
|
|
VI Всероссийский фестиваль #ВМЕСТЕЯРЧЕ! |
|
1 |
3 |
Экологическое просвещение школьников на предмет рационального использования электроэнергии. Участие в предлагаемых конкурсах
|
Информационное оформление одноименного стенда Участие и организация конкурсов рисунков, сочинений, экологических сказок среди школьников
|
|
1.
2.
3.
4.
5. |
Раздел I V Конкурсы, выставки |
10 |
5 |
5 |
Выставки, конкурсы проводятся среди всех обучающихся школы. Цель – экологическое просвещение. |
Участие и организация конкурсов среди школьников |
Творческий экологический конкурс «Прикоснись к природе сердцем»
Конкурс слоганов «Наш чистый город!»
Выставка — конкурс фотографий Мое Заполярье
Конкурс экорисунков «Красная книга глазами детей» Участие в региональном одноименном конкурсе»
Конкурс кормушек, синичников для птиц . Участие городском конкурсе «Покормите птиц зимой»
|
|
1
1
1
1
1 |
1
1
1
1
1 |
|||
|
Раздел V Выпуск стенгазет, оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
4 |
2 |
2 |
Сбор информации, выпуск стенгазеты, оформлением уголка |
Стенгазета, уголок |
1. 2. |
Выпуск стенгазеты «Новости WWF» Оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
|
1 1 |
1 1 |
||
11. |
Раздел V I Экскурсии |
4 |
1 |
3 |
|
|
1.
2.
|
Создание экскурсионного буклета «Я вырос здесь, и край мне этот дорог»
Виртуальные экскурсии «Заповедники Мурманской области»
|
|
0
1
|
2
1
|
Сбор информации. Обучение созданию буклетов
Формулировка цели и задач экскурсии. Подготовка творческих отчетов
|
экскурсионный буклет
Творческие отчеты
|
|
Раздел V I IПроекты |
8 |
4 |
4 |
|
|
1.
2.
|
Экологический проект «День Земли»
12. 13. 14. 15. 16. 17. Проект «Экологическая тропа озера Глубокое» |
|
2
2
|
2
2
|
Постановка цели Составление презентации Проведение викторины среди школьников Выставка лозунгов в защиту животного Выставка- конкурс экологических сказок Выставка- конкурс открыток Размещение информации на сайте школы.
Итогом исследований экскурсий на озеро Глубокое есть создание экотропы |
Организация и проведение проектов
Участие в создании экотропы |
1. 2. |
Раздел V I IIОткрытые заседания клуба |
3 |
2 |
1 |
|
|
Вводное занятие. Инструктаж. ПДД. ТБ Открытое заседание клуба Экологическое ассорти |
|
1
1 |
1 |
Знакомство с работой клуба.
И промежуточные итоги. |
Участие, организация и проведение заседания |
|
1. 2. 3. |
Раздел I Х Интеллектуальные игры |
8 |
2 |
2 |
Постановка целей и задач
|
Участие, организация и проведение игр |
«Брей ринг» Что? Где? Когда? «Экологическое КВН»
|
|
1 1 1 |
1 1 1
|
|||
|
Раздел Х Экологические экспедиции. |
8 |
8 |
0 |
Постановка целей, задач, форм отчета исследований. Распределение обязанностей. Работа над исследованиями, проектами. Организационные вопросы. |
Исследование, проект, учет |
Подготовка экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие на почвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/». Исследования согласно учетам. Защита проектов.
|
|
|
|
|||
1.
2.
3.
|
Раздел ХI Экологические уроки |
4 |
2 |
2 |
Уроки проводятся с использованием методических разработок общероссийских и международных экологических уроков сайта Экокласс
|
Участие в экологических уроках |
1.Всероссийский экологический урок «Вместе Ярче!» одноименного экологического фестиваля Всероссийский экологический интерактивный урок «Байкал – жемчужина России!» образовательного портала Экокласс Всероссийский экологический интерактивный урок «Лесомания!» образовательного портала Экокласс
|
|
1
1
1
|
1
1
1
|
|||
|
Раздел ХII Лабораторные работы |
2 |
1 |
1 |
Лабораторная работа |
Лабораторная работа |
Моделирование механизма парникового эффекта
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Итого: |
|
|
36 |
36 |
|
|
Планируемые результаты.
Образовательная программа реализуется в течение3-х лет и адаптирована на разновозрастную группу учащихся 5-9 классов. Содержание программы совпадает с основнымиформами ведущей деятельности ребенка среднего школьного возраста (12 -16 лет) –это интимно-личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности.Появляются чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичностьмышления, склонность к рефлексии; формируются самоанализ, стремление к общению,оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Для этогопериода характерны трудности роста, интерес к противоположному полу, частаясмена настроений, неуравновешенность; развиваются волевые качества, повышаетсяпотребность в общении, самоутверждении, в деятельности, имеющей личностныйсмысл.
В ходе первого года обучения: учащиеся, имеющие опорные знания курсаестествознания (экологии, биологии, географии, химии) Даются основытуристических навыков, необходимых при изучении различных видов биоценозов.Проведение самостоятельных исследовательских работ, социологических опросов,участия в экологических и природоохранных акциях с выходом на научно – практическуюконференцию «Юные исследователи – будущее Севера», Всероссийский водныйконкурс, исследовательские и социальные проекты разных уровней реализации.Предполагаются выездные эколого- биологические экспедиции на базеКандалакшского Государственного природного заповедника (кордон Лувеньга).
В ходе изучения курса второго года обучения предполагает углубление предыдущихисследовательских работ, продолжение организаций природоохранных акций. Подробноизучаются природные особенности нашего края, и продолжается освоениетуристических навыков. Кроме того, учащиеся приобретают навыки в проведениифенологических наблюдений и мониторинга. Происходит вовлечение младшихшкольников в деятельность клуба. Участники клуба учатся проектной деятельности.
В ходе третьего года обучения,учащиеся изучают уровни организацииживых систем, важнейшими из которых, являются популяционно-видовой ибиоценотический. Данный курс рассчитан уже на выявление различныхвзаимоотношений. Как между различными природными компонентами, так и междучеловеком и природой. Изучение антропогенного воздействия на природу – важныймомент в изучении программы данного курса. Вовлечение учащихся в мониторинговуюдеятельность.
Изучениетем «Мониторинг замусоренности озера Глубокое», «Мониторинг антропогенноговоздействия на почвы Кандалакшского заповедника», «Биохимический анализ водыозера Глубокое» с усложнением по годам обучения является необходимым изакономерным условием подготовки к летней научно-практической экспедиции«Мониторинг антропогенного воздействия на почвы Кандалакшского заповедника(кордон Лувеньга)».
Целью проведения летней научно-практической экспедицииявляется выявление уровня освоения учебной программы участниками детскогообъединения (исследовательская работа по заданной теме, умение пользоватьсяспециальным инвентарем, оборудованием, приборами, составление отчетныхдокументов и др.).
Материалы экскурсий, походов, практических занятий вприроде оформляются для пополнения школьного кабинета географии и используютсяна уроках географии, биологии, заседаниях клуба и др.Формируются уменияорганизационной деятельности посредством помощи в организации мероприятий.
Комплексорганизационно – педагогических условий, включающий формы аттестации
Формы проведениязанятий
Направленность деятельности
|
Формы занятий |
|||
Традиционные |
Нетрадиционные |
|||
|
Коллективные |
Индивидуальные |
Коллективные |
Индивидуальные |
Учебно — познавательная |
Экскурсии. Сезонные наблюдения Экологические уроки, в т.ч. в дистанционном формате Открытые занятия.
|
Наблюдения в при- роде по индивидуальным заданиям
|
Сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры природоохранной направленности |
Домашний эксперимент |
Природоохранная |
Ежегодные эколого — биологические мероприятия |
Выполнение индивидуальных заданий (изготовление синичников, кормушек для птиц) |
Ежегодные природоохранные мероприятия |
Индивидуальное участие в учебных проектах |
Научно- познавательная
|
Ежегодные научные конференции школьников |
Подготовка научных докладов, сообщений |
Эколого- биологические экспедиции |
Выполнение научных исследований пор теме |
Календарный учебный график 2021 – 2022г.г.
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятия |
1 |
2 сентябрь |
Вводное занятие. Инструктаж. ПДД. ТБ
|
1 |
Беседа. Инструктаж |
2 |
4,9 сентябрь |
Экскурсия в экосистему озер Глубокое и Окунево |
2 |
Экскурсия |
4 |
15,18,2225 сентябрь |
VI Всероссийский фестиваль #ВМЕСТЕЯРЧЕ |
4 |
Конкурсы |
8 |
29 сентябрь2 октябрь |
Всероссийский экологический урок «Вместе Ярче!» одноименного экологического фестиваля
|
2 |
Урок |
10 |
6,9 октябрь |
Оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
2 |
Оформление уголка |
12 |
13,16 октябрь |
Природоохранная акция «Сохраним наш лес!»
|
2 |
Ация |
14 |
20,23 октябрь |
Выпуск стенгазеты «Новости WWF» |
2 |
Выпуск стенгазеты |
16 |
27,30 Октябрь 6 ноябрь |
Исследование «Биохимический анализ воды озера Глубокое»
|
3 |
Исследование |
20 |
10,13,17,20 ноябрь |
Экологический проектДень Моржа
|
4 |
Проект |
24 |
24,27 ноябрь |
Экскурсия в детскую областную библиотеку для участия в экологическом фотоконкурсе «ВО! круг мусора» |
2 |
Экскурсия |
26 |
1,4 декабрь |
Учебная экскурсия на ледокол «Ленин» |
2 |
Экскурсия |
28 |
8,11 декабрь |
Открытое заседание клуба Экологический калейдоскоп |
2 |
Занятие
|
30 |
15,18 декабрь |
Конкурс экологической сказки «Необычная история в заповеднике»
|
2 |
Конкурс |
32 |
22,25,29 Декабрь 12,15 января |
Исследование «Изучение снежного покрова озера Глубокое»
|
5 |
Исследование |
37 |
19 января |
Промежуточный контроль «Основы экологии», «Исследование озера Глубокое»
|
1 |
Тест |
38 |
22,26,29 Января 2 февраля |
Экологический проект «День Белого Медведя»
|
4 |
Проект
|
42 |
5 февраля |
Интеллектуальная игра «Зеленый колледж»
|
4 |
Игра
|
46 |
19,26 Февраля 2 марта |
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? |
3 |
Игра
|
50 |
5 марта |
Онлайн — конкурс кормушек для птиц «Покормите птиц зимой!» |
3 |
Конкурс |
53 |
16 марта |
Онлайн выставка — конкурс домашних Вернисаж хвостатых
|
2 |
Выставка -конкурс |
55 |
26,30 марта |
Природоохранная акция «Сдай батарейку – сохрани планету!» |
2 |
Акция
|
56 |
30 Марта 6апреля |
Международная природоохранная акция «Час Земли!»
|
2 |
Акция
|
59 |
9,13 апреля |
Всероссийский экологический урок «Сохраним моря России!» учительского портала Экокласс
|
2 |
Урок |
60 |
16,20 апреля |
Очистка воды в лаборатории, домашних и полевых условиях
|
2 |
Лабораторная работа |
62 |
23,27 апреля |
Природоохранная акция «Спасем земную красоту!» |
2 |
Акция |
65 |
30апреля 4,7,10,14,18,21,27 мая |
Подготовка экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие напочвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/». Исследования согласно учетам.Защита проектов.
|
8 |
Экспедиция
|
Итого
|
|
|
72 |
|
Календарный учебный график 2022 – 2023г.г.
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятия |
1 |
03.09 |
Вводное занятие. Инструктаж. ПДД. ТБ
|
1 |
Беседа. Инструктаж |
2 |
07.,10.09 |
Фенологическая экскурсия в экосистему озер Глубокое и Окунево
|
1+1 |
Экскурсия |
4 |
14.09 |
Сбор гербарного материала береговой линии озера Глубокое. Обучение навыкам составление гербария |
1 |
Сбор гербарного материала |
8 |
17,21,24,28.09. 01.10 |
Исследование «Биохимический анализ воды озера Глубокое»
|
2+3 |
Исследование |
10 |
05,08,12,15,19.10 |
Исследование «Изучение планктона озера Глубокое»
|
2+3 |
Исследование |
12 |
22,26.10 |
Природоохранная акция Спасем земную красоту!»
|
1+1 |
Природоохранная акция |
14 |
29.10 09,12.11 |
VI Всероссийский фестиваль #ВМЕСТЕЯРЧЕ |
1+3 |
Фестиваль |
16 |
16,19.11 |
Оформление уголка «Клуба Друзей WWF «Гармония» |
1+1 |
Оформление уголка |
20 |
23,26.11 |
Экскурсия в областной Краеведческий музей «Животный мир Мурманской области»
|
1+1 |
Экскурсия |
24 |
30.11 03,07,10.12 |
Экологический проект «День Северного оленя»
|
2+2 |
Проект |
|
14,17.12 |
Открытое заседание клуба капустник Свалка по имени Земля
|
1+1 |
Игра |
|
21,24.12 |
Экологическая викторина Арктика далекая и близкая
|
1+1 |
Викторина |
|
28.12 11.01 |
Экскурсия в музей ПИНРО
|
1+1 |
Экскурсия |
|
14.01 18.01 |
Интеллектуальная игра «Брей ринг»
|
1+1 |
Интеллектуальная игра |
|
21,25.01 |
Всероссийский экологический урок «Арктика – северный форпост России!» учительского портала Экокласс
|
1+1 |
Урок |
|
28.01 01.02 |
Определение нитратов в продукции растениеводства
|
1+1 |
Лабораторная работа |
|
04.02 08.02 |
Выставка – конкурс листовок и плакатов «Не рубите елки!». Участие в одноименном экологическом проекте WWF/
|
1+1 |
Выставка |
|
11,15.02 |
Всероссийская природоохранная акция «Сдай батарейку – сохрани планету!»
|
1+1 |
Природоохранная акция |
|
18.02 01.03 |
Выпуск стенгазеты «Новости WWF»
|
1+1 |
Выпуск стенгазеты |
|
04,11.03 |
Экскурсия в Кировский ботанический сад |
1+1 |
Экскурсия |
|
15,18,22,25.03 |
Экологический проектДень Птиц»
|
2+2 |
Проект |
|
05,08.04 |
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?
|
1+1 |
Интеллектуальная игра |
|
12,15.04 |
Онлайн — конкурс кормушек для птиц «Покормите птиц зимой!» |
1+1 |
Конкурс |
|
19,22.04 |
Международная природоохранная акция «Час Земли!»
|
1+1 |
Природоохранная акция |
|
26,29.04 |
Всероссийский экологический урок «Вместе Ярче!» одноименного экологического фестиваля
|
1+1 |
Урок |
|
03,06.05 |
Природоохранная акция «Посади дерево!» |
1+1 |
Природоохранная акция |
|
10,13.05 |
Природоохранная акция «Сохраним наш лес!»
|
1+1 |
Природоохранная акция |
|
16,17,19,23,25,27.05 |
Подготовка экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие на почвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/».
|
6 |
Экспедиция |
|
29,31.05 |
Исследования согласно учетам. Защита проектов.
|
2 |
Защита проектов.
|
Итого
|
|
|
72 |
|
Формы аттестации предполагают ежегодный мониторинг достиженийобучающихся отмечающихся в диагностической карте.
Диагностическая карта
ФИО_______________________________________________________
подополнительной общеобразовательной программе экологический клуб Друзей WWF«Гармония», 3 года. Первый год обучения.
ПедагогКирияк Людмила Петровна
Сроки диагностики
Показатели |
Первый год обучения 2021 /2022 учебный год |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
|
1. Теоретическая подготовка |
||
Теоретические знания, исследований и проектов |
||
1.1. знать основы технологии исследований |
+ |
|
1.2 знать инструментарий и способы его примененияв исследованиях и проектах |
+ |
|
1.3.основы проектирования на примере создания одного проекта на выбор согласно предложенной тематике |
+ |
|
1.4. применение знаний технологии и инструментария исследований в экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие на почвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/» |
|
+ |
1.5. знания основных экологических проблем согласно темам природоохранных акций |
+ |
+ |
1.6 знания экологических проблем для проведения конкурсов, выставок, викторин |
+ |
+ |
1.7. знания технологий редакции стенгазеты |
+ |
+ |
1.8 определять цели и предлагать способы отчетов экскурсий |
+ |
+ |
1.9. знать основные технологии проведения экологических и интеллектуальных игр |
+ |
+ |
2. Практическая подготовка |
||
2. Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
||
2.1.умениеприменять основы технологии исследований: определять тему, цель, задачи, методы, составление гипотезы, предложение основных этапов эксперимента, его проведение. Умение работать с каталогом литературы, интернет –источниками.Умение формировать вывод, анализировать своюработу. Умение производить защиту своего исследования, проекта. |
+ |
+ |
2.2.уметь оформлять гербарий, этикетку к нему.Работатьc определителем растений |
+ |
|
2.3. применение умений и навыков технологии, инструментария исследований в экологической экспедиции в государственный Кандалакшский заповедник. Тема: «Антропогенное воздействие на почвы Кандалакшского заповедника /кодон Лувеньга/» (составление почвенных профилей, навыков мониторинга) |
|
+ |
2.4. самостоятельно составлять алгоритм проведения акций, оказывать помощь в их проведении |
+ |
+ |
2.5. самостоятельно составлять сценарии, подбирать материал для проведения конкурсов, выставок, викторин и проводить их |
+ |
+ |
2.6. оформлять стенгазету, тематический уголок |
+ |
+ |
2.7. оформлять разными способами отчеты об экскурсиях |
+ |
+ |
2.8. проводить или оказывать помощь в проведении экологических и интеллектуальных игр |
+ |
+ |
2.9. Обще учебные умения и навыки: |
||
Умение организовать свое рабочее место |
+ |
+ |
Навыки соблюдения правил безопасности |
+ |
+ |
Умение аккуратно выполнять работу |
+ |
+ |
3. Творческая активность |
||
Познавательный интерес. Креативность |
|
|
Личностные качества: конфликтность, коммуникабельность. самоконтроль, самооценка |
|
|
Достижения: на уровне детского объединения, города, области и т.д. |
|
|
Оценочные материалы и показатели результативностиобучения по программе
1.Текущий контроль осуществляется в форменаблюдений, ведения дневников пририоды, участия в конкурсах, викторинах,природоохранных акциях.
Алгоритм проведенияконтроля сформированности умений организовывать природоохранные акции
o Умение выявлять проблемы и определение цели
o Умение собирать и анализировать информацию:посещение интересующих объектов; разработка анкет, соцопросов по проблеме;умение налаживать связи с организациями, занимающимися природоохраннойдеятельностью; в том числе и по финансированию мероприятия. Умение выявлять вбиблиотеках необходимую литературу; анализировать собранный материал.
o Умение формулировать возможные варианты решений.
o Определение критериев эффективности каждоговарианта решения.
o Умение выбирать альтернативные варианты решений.
o Умение выбирать оптимальный вариант решения иистоков его финансирования.
o Умение вести организационную деятельность:установление сроков, участников, исполнителей. Распределение функций.
Составлять и проводить акцию; составлять анкеты; лозунги,плакаты, речевки, девизы, кричалки. Готовить необходимое оборудование,инвентарь. Приглашать представителей СМИ.
2. Промежуточныйконтроль осуществляется в середине учебного года в форме теста.
Тестоваяработа направлена на проверку знаний и умений, полученных при изучении тем«Основы экологии», «Исследование озера Глубокое»
Критерии оценивания теста: 1- 12 – «2»; 13- 19 – «3»; 20-23 – «4»; 25- 26 – «5»
1.Область знаний и практическая деятельностьчеловека по рациональному использованию природных ресурсов в целяхудовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется …
· природопользованием
· социологией
· экологией
· естествознанием
2.Биосфера– это…
· воздушная оболочка Земли
· водная оболочка Земли
· оболочка Земли, содержащаявсю совокупность живых организмов
· твердая оболочка Земли
3.«Озоновые дыры» — это нарушение жизнеобеспечения…
· на глобальном уровне
· на региональном уровне
· на локальном уровне
· на национальном уровне
4.Элементыприроды, необходимые человеку для его жизнеобеспечения вовлекаемые им вматериальное производство, называются …
· природными ресурсами
· природными условиями
· природной средой
· предметами потребления
5.Отжесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают
· водяные пары
· облака
· озоновый слой
· азот
6.ОзероГлубокое расположено в микрорайоне г.Мурманска
· 219
· 310
· 312
7.Первыесведения об озере Глубокое известны с
· 1916г.
· 1986г
· 1996г.
· 2006г.
8.Происхождениеозерных котловин озера Глубокое
· Тектоническое
· Ледниковое
· Остаточное
9.Средняя глубина водоема составляет
· 1м
· 2м
· 3м
· 4м
10.ОзероГлубокое является
· Сточным и соленым
· Бессточным и пресным
· Бессточным и соленым
· Сточным и пресным
11.Период ледостава водоема
· С октября по май
· С сентября по апрель
· Другой вариант
12.Перечисливидовой состав древесных, травянистых растений береговой линии /ельевропейская, береза европейская, черника, брусника, костер безостый,осоковые/
13.Перечисливидовой состав животного мира озера /моллюски, звонец, дафнии, бокоплавы/
14.Основнымиисточниками загрязнения снега зеркала озера Глубокое являются
· сернистые соединения
· азотистые соединения
· тяжелые металлы
· углеводородные соединения
15.Самымраспространенным и опасным загрязнением Мирового океана является
· сброс бытовых отходов
· разлив нефти
· сброс промышленных отходов
· твердые бытовые отходы
16.Самымраспространенным загрязнением озера Глубокое является
· Бытовой мусор
· Сточные воды линевки
· Выбросы сернистыхсоединений ТЭЦ
· Все варианты
· разлив нефти
17.Верхняячасть земной коры, в которой добывают полезные ископаемые:
· недра
· почва
· литосфера
· мантия
18.Основные формы рельефа береговой линии озера
· «Бараний лоб»
· Холмистая равнина
· Карры
· Троги
· Балтийский кристаллическийщит
19.Кособо охраняемым территориям относятся:
· памятники природы
· ландшафты
· рекреации
· городские скверы
20.Территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностьюизъятая из хозяйственной деятельности человека-
· заказник
· заповедник
· национальный парк
· памятник природы
21.Уникальные,или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическомотношении природные объекты —
· заказники
· заповедники
· национальные парки
· памятники природы
22.Территория,где постоянно или временно запрещается использовать определенные виды природныхресурсов —
· заказник
· заповедник
· национальный парк
· памятник природы
23.Перечисли памятники природы, заповедники,заказники, национальные парки Мурманской области
24.Антропогенная нагрузка это…
· степень прямого влияниядеятельности человека на окружающую среду
· степень косвенного влияниядеятельности человека на отдельные компоненты окружающий среды
· степень прямого влияниядеятельности человека на отдельные компоненты окружающий среды
· степень прямого икосвенного влияния деятельности человека на окружающую среду и (или) ееотдельные компоненты
25.Перечисливиды антропогенной нагрузки на озеро Глубокое
26.Счем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами?
· с использованием навоза какудобрения
· с внесением фосфорныхудобрений
· с автомобилями,использующими этилированный бензин
· с пестицидами
3. Итоговый контроль проходит в форме защиты проектав конце учебного года.
Критерии оценивания проектно- исследовательских работшкольников
Этап работы над проектом |
Критерии, соответствующие этапам |
Характеристика критерия |
|
Подготовительный этап |
Актуальность |
Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий. |
|
Планирование работы |
Осведомленность |
Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом. |
|
Исследовательская деятельность |
Научность |
Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в научной области по исследуемой проблеме. Использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими. |
|
Самостоятельность |
Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия. |
||
|
Результаты и выводы |
Значимость |
Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения. |
|
Системность |
Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкрено-практических задач в рамках выполнения проектно- исследовательской работы. |
|
|
Структурированность |
Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий при выполнении и оформлении работы. |
|
|
Интегративность |
Связь различных источников информации и областей знаний и её систематизация в единой концепции проектной работы. |
|
|
Креативность (творчество) |
Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности. |
|
|
Представление готового продукта |
Презентабельность (публичное представление) |
Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта. |
|
Коммуникативность |
Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности. |
|
|
Апробация |
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта. |
|
|
Оценка процесса и результатов работы |
Рефлексивность |
Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результатов своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: что было сделано хорошо, почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
Проект оценивается по10-бальной системе.
Шкала перевода баллов в оценочнуюсистему
10-бальная шкала |
Суррогатная шкала |
5-бальная шкала |
1-очень слабо |
2+ |
3-удовлетворительно |
2-слабо |
3- |
3- удовлетворительно |
3-посредственно |
3 |
3- удовлетворительно |
4-удовлетворительно |
3+ |
3- удовлетворительно |
5-недостаточно хорошо |
4- |
4-хорошо |
6-хорошо |
4 |
4-хорошо |
7-очень хорошо |
4+ |
4-хорошо |
8-отлично |
5- |
5-отлично |
9-прекрасно |
5 |
5-отлично |
10-великолепно |
5+ |
5-отлично |
Методические материалыи оборудование:
Термометры несколькихвидов, барометр, лаборатория«Архимед»
Гербарий.
Коллекции минералов,лишайников, насекомых
Цифровой микроскоп.
Химическая посуда.
Пинцеты, препаровальныеиглы.
Сачки (энтомологический игидробиологический).
Гербарный пресс сгазетами.
Нож для выкапываниярастений.
Лопатка.
Фильтровальная бумага.
Химреактивы.
Компас.
Барометр – анероид
Компьютер.
Видеокамера. Фотоаппарат.
Канцелярские товары дляоформления работ и коллекций.
Дидактический материал (постоянно дополняется):
Схемы структурыбиогеоценоза и экосистемы.
Схемы круговорота веществ.
Дидактический материал«Пищевые цепи».
Учебные видеофильмыАссоциации «Экосистема».
Почвенные профили
Помещения для проведения учебных теоретических ипрактических занятий.
Перечень средств ИКТ,необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер, устройства,обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовойинформации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (иразнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства:
1. Операционная система.
2. Файловый менеджер (всоставе операционной системы или др.).
3. Антивирусная программа.
4. Программа-архиватор.
Интегрированноеофисное приложение.
Методикипрактических работассоциации «Экосистема».
№1 Методика сбора гербария.
№2 Методика описания лишайниковых сообществ.
№4 Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты.
№5 Методы учетов численности птиц: учеты на площадках.
№7 Простейшая методика учета кольцевания и учета птиц.
№9 Методы сбора и учетов численности насекомых.
№12 Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
№14 Методика геоботанического картографирования и профилирования.
№16 Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
№18 Методы гидрологических измерений и описание озер.
№19 Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
№22 Методы исследований пресноводного зоопланктона.
№24 Физико-химические методы изучения качества природных вод.
№26 Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов.
№27 Определение горных пород и минералов.
№30 Методы топографической съемки.
№31 Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
№33 фотографическая съемка биологических объектов.
№35 Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
№38 Простейшая методика описания почв.
№39 Методы почвенного картографирования.
№ 40 Методы статистическойобработки результатов экологических исследований.
Список литературы
1.Вихорева О.А.Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительногообразования детей: теоретико-методологический аспект: Монография. / О.А. Вихорева.– Челябинск: Изд. центр «Уральская академия», 2008. – 188 с.
2.Курбатов Р.М. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: Управленческиеметоды, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя. /Р. М.Курбатов – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып. 20).
3.ЛеонтовичА.В., Саввичев А.С. Выполнение индивидуальных исследовательских работшкольников: Методические рекомендации // Методическое пособие дляобразовательных учреждений. Приложение № 6 к журналу «Дополнительноеобразование и воспитание». / А.В., Леонтович, А.С Саввичев – М.: ООО«Витязь М», 2012. – 92 с.
4.НовожиловаМ.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассниковв условиях профильного обучения / Под ред. С.Г. Воровщикова. / М.МНовожилова– М.: МПГУ, 2009. – 252 с
5.Ромашина, Т.Н., Стрельникова, Л.Н. IVВсероссийская конференция учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация,содержание, методики» тезисы /: сборник Т.Н.Родина, Л.Н. Стрельникова. – Сочи: Некоммерческое партнерство «Содействиехимическому и экологическому образованию», 2017. — 372 с.
ISBN978-5-4386-1241-4
6.Сапожникова Г. П. Конец «мусорной цивилизации»: пути решенияпроблемы отходов : монография / Г.П. Сапожникова. – М. Представительствообщества «Оксфам» в РФ, 2016. — 105 с.
7.СнакинВ.В., Тихонова И.О., Черничкин Р.В. Полевой дневник эколога : Монография / В.В.Снакин, И.О. Тихонова Р.В. Черничкин. – М.: МАКС-Принт, 2016. – 48 с.
УДК 574:57.045:57.08
8.Вопросы организации системной работы по выявлению, развитию и поддержкеинтеллектуально и творчески одаренных учащихся. Сборник статей / Под ред. О.М.Исаевой. – Челябинск: Изд-во «Проспект-центр», 2011. – 104 с.
Список литературы дляобучающихся
1.«Сборник флэш – игр « экология в игре –экологию в жизнь». БЕЛЛОНА «Мурманск» — 2011.
2. «Практикум по естествознанию» — «Московскийцентр юннатов», М.: 2000г.
3. Сайт WWF.ru https://wwf.ru/, «Живой журнал»для детей.
