Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центрдетского и юношеского технического творчества «Патриот»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» Протокол от ________ №____ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» _________________ Ф.М. Кадров Приказ от________ №____ |
Рабочаяпрограмма
«Этюд»
(2 часть)
Год обучения 1
Номер группы1,2,3,4
Возрастобучающихся: 7-10 лет
Автор-составитель:педагогдополнительного образован
Меркушева ОксанаРинатовна
г.Нижневартовск 2022 г.
1. Аннотация
Краткосрочная программа «Этюд» (2 часть)является дополнительным курсом к общеразвивающей программе «Волшебные кисти», врамках которого обучающиеся подробно изучают разделы «графика».
Изучая графику ребята знакомятся с историейизобразительного искусства. Занимаясь изобразительным искусством, обучающиесяучатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развиваютхудожественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой итворческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувствавзаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.
Таким образом, программа выполняет задачи скультурологической и исторической точки зрения, дает ребятам возможность узнатьбольше об искусстве живописи разных стран.
Цель и задачи программы
Цель: развитие художественно — творческих способностейобучающихся, через занятия по специальности графика.
Задачи:
1. Научитьобучающихся приемам рисования в графике: линия,штрих, точка, абстракция, декоративность в работах .
2. Расширитьхудожественный кругозор обучающихся через ознакомление с историей живописи.
3. Развиватьфантазию, самостоятельность, образное мышление, художественный вкус.
4. Формироватьактуальные личностные качества — креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность,лидерство, любопытство и открытость опыту, умение учиться.
Планируемыерезультаты:
1. Владеют приемамирисования в техникеграфика.
2. Расширился художественный кругозор обучающихся через ознакомлениес историей живописи.
3. Развили фантазию, самостоятельность в процессе рисования, собственный художественный вкус.
4. Проявляют креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, любопытствои открытость опыту, умение учиться.
Условия реализации
– количество детей в группе – от 10 до 15. Предельная наполняемость
учебных групп – 30 человек (всоответствии с локальным нормативным актомучреждения);
– групповые занятия проводятся
при очной форме обучения: в учебном кабинете.
при заочной форме обучения: применением дистанционных технологий,электронного обучения (электронные цифровые платформы Zoom).
Организация образовательного процесса рассчитана в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 ипроходят 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Форма обучения: очная,заочная
Допускаетсясочетание очной и заочной форм обучения. Заочнаяформа обучения допускается в период возникающих ситуаций(неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.), связанных снеобходимостью проведения учебных занятий с применением дистанционныхобразовательных технологий.
— формы проведения занятий
при очной форме обучения: творческаямастерская, коллективное творческое дело, презентация, выставка-презентация
при заочной форме обучения: онлайн-занятие. Врамках программы используются разные формы дистанционной работы, чередуютсяразные формы деятельности: мастер-класс, индивидуально-практическая работа, презентация.
Количество аудиторных занятий составляет 40часов, внеаудиторных (самостоятельных) занятий нет.
— используемые педагогические технологии:
технологиягруппового и коллективного взаимодействия – посредством данной технологии отрабатывается техникаи тактика в группах от двух и более человек; способствует формированию у детейспособности работать и решать учебные задачи сообща;
дистанционные образовательные технологии – онлайн-занятия, видеозапись;
2.Календарныйучебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
01.01 |
31.05 |
20 |
20 |
40 |
1 раз в неделю по 2 часа |
МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ«Патриот» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуетв течение
всего календарного года, включая каникулярное время.
3.Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Дата проведения |
1. |
Вводное занятие |
2 |
Беседа. творческая работа |
13.01.2023 |
2. |
Графическое изображение животных и птиц. История развития анималистических рисунков. |
2 |
творческая работа |
20.01.2023 |
3. |
Зарисовки птиц. |
2 |
творческая работа |
27.01.2023 |
4. |
Зарисовки животных. |
2 |
творческая работа |
03.02.2023 |
5. |
Стилизация птиц на основе натурных зарисовок. |
2 |
творческая работа |
10.02.2023 |
6. |
Стилизация животных на основе натурных зарисовок. |
2 |
творческая работа |
17.02.2023 |
7. |
Портрет дома. |
2 |
творческая работа |
24.02.2023 |
8. |
Графические композиции на тему «Цирк» |
2 |
творческая работа |
03.03.2023 |
9. |
Графические композиции на тему «Птицы на ветках». |
2 |
творческая работа |
10.03.2023 |
10. |
Графические композиции на тему «Жители болота». |
2 |
творческая работа |
17.03.2023 |
11. |
Графические композиции на тему «Птичья радость» |
2 |
творческая работа |
24.03.2023 |
12. |
Зарисовки сухой травы |
2 Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329 |
творческая работа |
31.03.2023 |
13. |
Зарисовки цветов |
2 |
творческая работа |
07.04.2023 |
14. |
Зарисовки ракушек |
2 |
творческая работа |
14.04.2023 |
15. |
Зарисовки пуговиц |
2 |
творческая работа |
21.04.2023 |
16. |
Стилизация зарисовок |
2 |
творческая работа |
28.04.2023 |
17. |
Графический орнамент |
2 |
творческая работа |
05.05.2023 |
18. |
Графическая композиция «Часовых дел мастер» |
2 |
творческая работа |
12.05.2023 |
19. |
Графическая композиция «Сказочный город» |
2 |
творческая работа |
19.05.2023 |
20. |
Выставка. Промежуточная (готовая) аттестация. |
2 |
выставка работ. |
26.06.2023 |
|
Итого |
40 |
|
|
Содержаниепрограммы
Тема 1.Вводное занятие.
Графика (от греческого «пишу,рисую») – вид изобразительного искусства, который связан с изображением наплоскости. Как вид искусства графика заняла особе место в культурной жизнинедавно, хотя графические изображения имеют многовековую историю. Уже в XIX векев рисунке начинают видеть самостоятельную художественную ценность. Одной изсамых специфических особенностей черно-белой графики считается
«отвлеченность»или «условность» ее языка.
Существует несколько видов графики: станковая, книжная,прикладная, компьютерная.
Графические техники – рисование (графический рисунок),гравирование (офорт, ксилография, линогравюра), процарапывание (граттаж),печать (водная и монотипия).
Представление программы. Показ детских работ и работмастеров графики в различных материалах и техниках. Правила техникибезопасности. Организация рабочего места.
Показ приемов работы одной из техник (монотипия и воднаяпечать).
Тема 2. Графическое изображение животных и птиц.История развития анималистических рисунков.
Теория: Приизображении меха зверя, оперения птицы, чешуи рыбы, фактуры кожи и т.д.
применяетсябольшое количество приемов, используются все доступные художественныематериалы.
Практика: Стилизация животных исполняется учащимисяпосле завершения анималистических зарисовок и набросков.
Тема 3. Зарисовки птиц.
Теория: пластическое движение, пропорции, характерных особенностей.
Практика: зарисовки птиц – ворона, глухарь, тетерев,голубь, журавль и т.д
Тема 4. Зарисовки животных.
Теория: пластическое движение, пропорции, характерных особенностей.
Практика: зарисовки животных – собака, кошка, хомяк ит.д.
Тема 5. Стилизация птиц на основе натурных зарисовок.
Теория: выявление образа животного через силуэт,фактуру.
Практика: Выполнить два черно-белых графическихизображения: образно-эмоциональное (силуэт)
Тема 6. Стилизация животных на основе натурныхзарисовок.
Теория: выявление образа животного через силуэт,фактуру.
Практика: Выполнить черно-белыйорнаментально-пластический рисунок (фактура).
Тема 7. Портрет дома.
Теория: знакомство с принципом абстрагирования.
Абстрагирование – это один из способов мышления. Его результат –образование наиболее общих понятий и суждений (абстракция).
В декоративном искусстве абстрагирование – это процессстилизации природных форм, в художественной деятельности абстрагированиеприсутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчествеоно ведет к абстракционизму, для которого характерны отказ от изображенияреальных объемов, предельное обобщение или полный отказ от формы. Абстракция –это отвлечение от одних свойств или качеств предмета, в данный момент несущественных, и выделение других.
Практика: изображениедома-образа:
1) по свойствам: волшебный, сломанный, водяной,огненный, заколдованный, брошенный, веселый, умный и т.д.;
2) по ассоциациям: дом-овощ, дом-башмак,дом-кувшин, дом-гриб, дом-риф и т.д.
Тема 8. Графические композиции на тему «Цирк»
Теория: Знакомствос техникой граттаж.
Практика: Создать динамическую композицию, обеспечиваяравновесие. Выполнить декоративную композицию с изображением стилизованныхживотных.
Тема 9. Графические композиции на тему «Птицына ветках».
Теория: Знакомствос композицией. Построениекомпозиции, используя орнаментальные мотивы.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 10. Графические композиции на тему «Жители болота».
Теория: Изучениеорнаментальных мотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 11. Графические композиции на тему «Птичья радость»
Теория: Изучениеорнаментальныхмотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 12. Зарисовки сухой травы
Теория: Изучениеорнаментальных мотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 13. Зарисовки цветов
Теория: Изучениеорнаментальных мотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 14. Зарисовки ракушек
Теория: Изучениеорнаментальных мотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 15. Зарисовки пуговиц
Теория: Изучениеорнаментальных мотивов.
Практика: эскиз линейный и тоновый (силуэт)
Тема 16. Стилизациязарисовок
Теория: знакомство с приемами стилизации
Практика: упрощение реального изображения цветка илистьев до силуэтного изображения.
Тема 17. Графический орнамент
Теория: Знакомствос орнаментом
Практика: Нарисоватьорнамент используя свои зарисовки на предыдущих уроках.
Тема 18. Графическая композиция «Часовых дел мастер»
Теория: расширение графических навыков и композиционныхрешений. Последовательность работы от эскизов до окончательного варианта.
Практика: нарисоватькомпозицию «Часовых дел мастер»
Тема 19. Графическая композиция «Сказочный город»
Теория: Доминанта.Графическая композиция наорганизацию доминанты – композиционного центра.
Практика: нарисоватькомпозицию «Сказочный город»
Тема 20. Выставка.Промежуточная (готовая) аттестация.
Подготовкаработ к годовому просмотру и итоговой выставке
Просмотр- основная форма промежуточного и итогового контроля, выставка, демонстрирующаястепень освоения программы и творческие успехи учащегося. Также просмотрявляется важной формой мотивации и самоконтроля учащегося.
Практика. Подведение итогов работы. Оформление выставки детскихтворческих работ. Подготовка этикетажа.
2. Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Текущий контроль осуществляется на каждомучебном занятии в течение реализации программы. Формы текущего контроля:наблюдение, педагогический контроль.
Промежуточная(годовая) аттестация проводится в конце учебного года в период с 25 мая по 31 мая иосуществляется посредством участия в выставке и презентации творческих работ. Педагог дополнительного образованияосуществляет качественную оценку результатов обучения по 4- бальной системе(Приложение 1).
Промежуточная (годовая) аттестация проводитсяодин раз в году в конце учебного года в период с 25 мая по 31 мая:осуществляется в форме выставки работ за год.
Формы фиксациирезультатов
— журнал посещаемости;
— протокол промежуточной(годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Дидактические средства
Наглядныйматериал: выставка рисунков, картин, чертежи, схемы, фотографии, стенды.
Раздаточный материал: таблицы,рисунки с изображением животных:
зверей и птиц; схемы, произведения И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова,А. Пластова; репродукции скульптур В. Ватагина; мультимедийные слайдыпроизведений В. Васнецова, М. Врубеля,
Методическая литература:
литература по истории изобразительного искусства,книги с репродукциями художественных картин.
Интернет-ресурсы:
Список литературы
1.Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советскийхудожник, 1991. 2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник,2002. 3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 4.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА,2002.
5.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях).– М.: Юный художник, 2001- 2002.
