X-PDF

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Фантазия»

Поделиться статьей

Принято                                                                               Утверждаю:

Решениемпедагогического совета                                    Заведующий

Протокол№1                                                                       НРМДОБУ«Д/С «БУРАТИНО»                                       

От «31» августа2022 г.                                                        ____________  Г.Н. Скляренко

                                                                                              Приказ № 271-о от 31.08.2022г.

background-little-girls-smile-pencils-glance-child-colorful.jpg                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительнаяобщеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Фантазия»

Направленность:художественная

Возрастдетей 4-6 лет

Срокреализации 1 год

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Автор программы:

                                                                                 Саитова Гульназ Фликсовна,

воспитатель

                                                                         

 

 

 

 

с.п. Каркатеевы

2022г.


Паспортпрограммы

Название программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазия»

 — направленность: художественная

— возраст детей: 4-6 лет

Автор программы

Воспитатель

Саитова Гульназ Фликсовна

Цель программы

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством работы в нетрадиционных техниках

Задачи программы

 Личностные задачи:

ü  Развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

ü  развивать эмоциональную сферу ребёнка;

ü  содействовать организации содержательного досуга;

ü  воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Предметные задачи:

·         изучить основы различных техник художественно-эстетического творчества;

·         овладеть практическими навыками и приёмами изготовления работ в нетрадиционных техниках;

·         формировать практические навыки работы в различных видах творчества.

Метапредметные задачи:

§  развивать общий кругозор;

§  формировать художественно-образное мышление;

§  развивать художественно-эстетический вкус.

§  формировать интерес к различным видам художественно-эстетической деятельности.

Сроки реализации

2022 – 2023 учебный год

Механизмы реализации программы

Программа кружка «Фантазия» рассчитана на 1 занятие в неделю. Общее количество занятий в год – 29. Время занятий 25 минут

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные:

v  дети познакомятся с различными нетрадиционными техниками художественно-эстетического творчества; познакомятся с разнообразными материалами;

v  научатся работать в группе, выполнять общие задачи, проявлять доброжелательное отношение друг к другу;

v  занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации.

Предметные:

o   учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место;

o   умение доводить начатое дело до конца;

o   самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с художественными материалами.

Метапредметные:

·         выполнение работ в нетрадиционных техниках художественно-эстетического творчества.

Система контроля над исполнением программы

      Практические занятия

      Выставки

      Фотоотчёты

      Видеофильмы

 


Пояснительнаязаписка

«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идуттончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»,

— писал В. А. Сухомлинский.

 

Творчество являетсяобязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Положительноевлияние творчества на личность ребенка трудно переоценить. Подчиняясь вдохновению,дети познают мир, учатся самовыражению, нестандартно мыслят, замечая детали ивыделяя главное. И учатся слушать и слышать себя: свои чувства, мысли, желания.

Желаниетворить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно иотличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенкуоткрыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему статьличностью.

Ребенок впроцессе творчества испытывает разные чувства – радуется созданному имкрасивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолетьтрудности. В процессе творчества у ребенка совершенствуются наблюдательность иэстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Ребенокформирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,ориентирование в пространстве, чувство цвета, внимание, воображение, фантазию,образное мышление, наблюдательность.

Дополнительнаяобщеразвивающая программа художественной направленности «Фантазия» построенатак, чтобы дать учащимся представление о разных видах творчества и его значениив жизни человека.

Систематическоеовладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечиваетдетям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

 

Нормативно-правоваяоснова

 

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности «Фантазия» разработана в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями дошкольников среднего возраста, атакже в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

·       ФедеральныйЗакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

·       Концепцияразвития дополнительного образования детей (утверждена распоряжениемПравительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

·       СанПиН2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительногообразования детей (Постановление Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28);

·       Порядокорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам (с изменениями на 30 сентября 2020 года),утвержденных приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196

·       Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденаРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

·       Методическиерекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (ПисьмоДепартамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежиМинистерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

 

Новизнапрограммы

 

Программа мобильна. При реализации программы используютсясамодельные инструменты, природные и бросовые материалы.  Дети приходят назанятия без специального отбора.

Нетрадиционноетворчество доставляет детям множество положительных эмоций, раскрываетвозможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качествеоригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программа«Фантазия» способствует расширению круга интересов детей, направленных напродуктивную творческую деятельность, и создаёт условия для активноговыхода на разнообразные виды творческого досуга.

 

Актуальностьпрограммы

 

Развитиемелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи иневрологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой(мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением,вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитиемречи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центрырасположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцамирук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозгаустремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головногомозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполненииразнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, имышления. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимобольшое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственновлияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скоростьреакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшемсудят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенокподготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеетхорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Также актуальность связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогрессастановится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных,привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном миревостребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартнорешать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должнывоспитывать современные педагоги.

 

Педагогическаяцелесообразность программы обусловлена тем, что занятия творчествомформируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности иудовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях рисованием,лепкой, аппликацией дошкольники научатся бережно относиться к художественнымматериалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности:планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполненияработы. Стремление достичь качественных результатов говорит об ихнастойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективныхработ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работынад общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Зачастуюребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразитьсвои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетанияматериалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольниковпроисходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.Рисование, лепка аппликация необычными материалами, оригинальными техникамипозволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новыевозможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественныхматериалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Незаметнодля себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Данная  программа является  образовательной, развивающей.

Уровень освоенияпрограммы – базовый

Возраст воспитанников – 4-6 лет

Форма обучения –очная

Форма  занятий  — групповая

Срок реализации –1 год

Общее  количество занятий в год – 1 раз в неделю

Продолжительностьзанятий – 25 минут

 

Отличительнаяособенность даннойпрограммы заключается в ее инновационном характере: используются нетрадиционныеметоды и способы развития детского художественно-эстетического творчества.Достоинством таких техник является универсальность их использования. Поэтомуони очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможностивыражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

Цельюпрограммы являетсяразвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством работыв нетрадиционных техниках.

 

Задачи:

Личностныезадачи:

·       Развиватьу детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук,развивать глазомер;

·       развиватьэмоциональную сферу ребёнка;

·       воспитыватьчувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

 

Предметныезадачи:

·       изучитьосновы различных техник художественно-эстетического творчества;

·       овладетьпрактическими навыками и приёмами изготовления работ в нетрадиционных техниках;

·       формироватьпрактические навыки работы в различных видах творчества.

 

Метапредметныезадачи:

·       развиватьобщий кругозор;

·       формироватьхудожественно-образное мышление;

·       развиватьхудожественно-эстетический вкус.

·       формироватьинтерес к различным видам художественно-эстетической деятельности;

·       содействоватьорганизации содержательного досуга.

 

Ожидаемыеили планируемые результаты

 

Личностные:

1.    Дети познакомятся с различными нетрадиционными техникамихудожественно-эстетического творчества; познакомитьсяс разнообразными материалами;

2.    У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцеврук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевойактивности.

3.    Занятияв кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти,воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации.

 

Предметные:

1.     Учащиесяумеют правильно организовывать своё рабочее место.

2.     Умениедоводить начатое дело до конца.

3.     Самостоятельноевыполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами инавыками работы с художественными материалами.

 

Метапредметные:

— Выполнениеработ в нетрадиционных техниках художественно-эстетического творчества.

 

Условияреализации программы

 

Важнейшимусловием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающейобразовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических исоциальных условий, необходимых для развития творческих интересов испособностей детей. Занятия будут проходить в просторном светлом помещениигрупповой комнаты с мебелью, предусмотренной на каждого ребёнка, доской.

 

 

Материально-техническоеоснащение:

 

— краски (гуашь,акварель), пластилин, восковые мелки, фломастеры;

— альбомные листы,цветная бумага, гофрированная бумага, белый и цветной картон, полоски для квиллинга,бумажные (влажные) салфетки;

— клей (ПВА,карандаш); клеевой пистолет.

— кисточки (длякрасок, клея), стеки, простые карандаши, ножницы, линейка-треугольник,

— доски для лепки,формы для лепки;

— листья деревьев,коктейльные трубочки, крупная соль, манная крупа, макароны-бантики, солёноетесто, зёрна пшеницы, веточки, вата, пластмассовые прозрачные крышки, пайетки,бисер, пена для бритья, зубные щётки, деревянные шпажки или зубочистки, крышкиот бутылок разного размера, донышки от пластиковых бутылок, втулки от бумажныхполотенец, целлофановые пакеты, шерстяные нитки разных цветов, шприц, пластиковыеложечки, различные виды овощей и фруктов в виде штампинга и прочее.

— мыльный раствор,посыпка для куличей, пластиковые тарелочки.

Техническиесредства обучения: ноутбук, музыкальный проигрыватель.

 

Методическоеобеспечение:

 учебные пособия,методические материалы и разработки по темам программы;

— наглядно-иллюстративные материалы: схемы,иллюстрации, видеоматериалы;

— учебная литература.

 

Кадровое обеспечение:

— Воспитательдошкольного учреждения

 

 

Учебно-тематическийплан

 

Программапредполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25минут. Итого 29 занятий. Срок реализации программы – 1 год.

 

 

 

 

Темы

 

 

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Практика

Всего

 

1

Гроздья рябины

1

1

Текущий

2

Лесной гость

1

1

Текущий

3

У Осени в гостях

1

1

Текущий

4

Лиса Патрикеевна

1

1

Текущий

5

Веселая тыковка

1

1

Текущий

6

Радужный ёжик

1

1

Текущий

7

Четыре сезона

1

Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

1

Текущий

8

Гусеница

1

1

Текущий

9

Театр теней

1

1

Текущий

10

Осени и Зима

1

1

Текущий

11

Коллективная работа «Вьюга»

1

1

Текущий

12

Ёлочка-гори!

1

1

Текущий

13

Новогодние игрушки

1

1

Текущий

14

Милый кролик

1

1

Текущий

15

Волшебная снежинка

1

1

Текущий

16

Весёлый снеговик

1

1

Текущий

17

Совушки

1

1

Текущий

18

На опушке леса

1

1

Текущий

19

С любовью Папе…

1

1

Текущий

20

Любимое мороженое

1

1

Текущий

21

С любовью Маме…

1

1

Текущий

22

Коллективная работа «Цветы радости»

1

1

Текущий

23

Радуга

1

1

Текущий

24

Вишня

1

1

Текущий

25

Красивый букет

1

1

Текущий

26

Веселая кукуруза

1

1

Текущий

27

Коллективная работа» Милые сердечки»

1

1

Текущий

28

Одуванчик

1

1

Текущий

29

Итоговое занятие «Любимая техника. Фейерверк искусств»

1

1

Итоговый

ИТОГО

29

 

 

Основное содержание

 

Тема 1. Аппликацияв нетрадиционной технике (засушенные листья, ветки) с элементами пластилинографии.Творчество детей «Гроздья рябины». 

Тема 2. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью коктейльных трубочек с элементамиаппликации. Творчество детей «Лесной гость». 

Тема 3. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью пузырчатой плёнки. Творчество детей «У осенив гостях».

Тема 4. Аппликацияв нетрадиционной технике (засушенные листья, ветки, вата). Творчество детей «ЛисаПатрикеевна».

Тема 5. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью губки для мытья посуды с элементамиаппликации (семена тыквы). Творчество детей «Веселая тыковка».

Тема 6.Аппликация в нетрадиционной технике из стружек от цветных карандашей. Творчестводетей «Радужный ёжик».

Тема 7. Рисованиев нетрадиционной технике – каплегарфия с элементами аппликации. Творчестводетей «Четыре сезона».

Тема 8. Рисованиев нетрадиционной технике – отпечаток листьев на бумаге, с элементамиаппликации. Творчество детей «Гусеница».

Тема 9. Рисованиев нетрадиционной технике методом «тычка» жёсткой полусухой кистью с элементамиаппликации. Творчество детей «Театр теней».

Тема 10. Обрывнаяаппликация в нетрадиционной технике с элементами рисования. Творчество детей «Осеньи Зима».

Тема 11. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью шишек. Творчество детей, коллективная работа«Вьюга».

Тема 12. Рисованиев нетрадиционной технике – ватными палочками и отпечатками картонной втулки. Творчестводетей «Ёлочка – гори!».

Тема 13. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью еловых веток с элементами аппликации.Творчество детей «Новогодние игрушки».

Тема 14.  Силуэтноерисование с помощью трафаретов и мела. Творчество детей «Милый кролик».

Тема 15. Рисованиев нетрадиционной технике – солью, с элементами аппликации. Творчество детей «Волшебнаяснежинка».

Тема 16. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью пузырчатой плёнки с элементами аппликации.Творчество детей «Весёлый снеговик».

Тема 17. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью столовых приборов (вилок) с элементамиаппликации. Творчество детей «Совушки».

Тема 18. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью фольги с элементами аппликации. Творчестводетей «На опушке леса».

Тема 19.Нетрадиционное рисование в технике тряски. Творчество детей «С любовью Папе…».

Тема 20. Рисованиев нетрадиционной технике с пены для бритья. Творчество детей «Любимоемороженое».

Тема 21. Рисованиев нетрадиционной технике – каплегарфия с элементами аппликации. Творчестводетей «С любовью Маме».

Тема 22. Рисованиев нетрадиционной технике – ниткография. Творчество детей, коллективная работа «Цветырадости».

Тема 23. Аппликацияс элементами нетрадиционного рисования с помощью картонного листа. Творчестводетей «Радуга». 

 Тема 24.Рисование в нетрадиционной технике «штампование пробкой. Творчество детей«Вишня».

Тема 25.Рисование в нетрадиционной технике с помощью воздушного шарика. Творчестводетей «Красивый букет».

Тема 26.Рисование в нетрадиционной технике с помощью конструктора Лего. Творчестводетей «Весёлая кукуруза».

Тема 27.Нетрадиционное рисование в технике тряски. Творчество детей, коллективнаяработа «Милые сердечки».

Тема 28. Рисованиев нетрадиционной технике с помощью отпечаток картонной втулки. Творчество детей«Одуванчик».

Тема 29.Заключительное занятие. Нетрадиционное рисование с элементами аппликации,пластилинографии «Любимая техника. Фейерверк искусств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг

 

        Даннаяпрограмма предполагает мониторинг образовательной деятельности детей, включающийв себя участие в выставках и оформление фотоотчета.

В процессереализации Программы используются следующие виды контроля: текущий и итоговый:

• текущий контрольвключает в себя отзыв детей, родителей, выполнение практических заданий,готовое изделие.

• итоговыйконтроль осуществляется в форме выставки творческих работ.

 

Особенностиметодики обучения

 

Процесс обучения  построен на реализации следующих дидактическихпринципов:

принципсознательности и активности, предусматривающийсознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности вовладении основ художественно-эстетической деятельности (рисование, аппликация,лепка);

принципнаглядности, который способствует повышению интереса кматериальной культуре, лучшему усвоению теоретического материала;

принципдоступности — требует постановки перед обучающимися задач, соответствующихих силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюденияв обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, отлегкого — к трудному, от простого к сложному.

принципсистематичности — предусматривает непрерывность процесса формированияхудожественно-творческих навыков, чередование работы и отдыха для поддержанияработоспособности и активности детей, определенную последовательность решениязаданий.

принцип синтезатрадиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественнойшколы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитиеобразования на современном этапе жизни страны.

культурно-деятельный принцип (способствует росту самосознающего«Я», делает ребенка сенситивным к восприятию идеалов и ценностей культуры).

 

В процессереализации программы используются следующие методы обучения:

информационно-рецептивный наблюдение, обследование предметов,игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий,объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшеекачество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.

репродуктивный беседа, вопросы,поощрение, совет, художественное слово, напоминание.

исследовательский исследовательскийи эвристический методы — направлены на поиск детьми самостоятельного решенияизобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческогомышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческойдеятельности.

метод проблемного изложения. Включаем дошкольника впоиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.

игровые методы: мотивация(игровая, личная).

Основной формой организации образовательной деятельностиявляется проведение групповых занятий по освоению художественно-эстетическойдеятельности (рисование, аппликация, лепка)

Программойпредусмотрены разнообразные формы проведения занятий: теоретические занятия,занятия практикумы, урок-игра.

Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение новогоматериала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций).

 

Практическая часть занятия – приобретение и отработка навыковработы с материалами и инструментами, освоение различных технологическихприемов и техник работы по художественно-эстетической деятельности (рисование,аппликация, лепка), создание детьмисобственных творческих продуктов. Теоретический материал может излагаться какна отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.

 

Структура проведения занятий:

Дружественноеприветствие.

Вводная беседа(мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).

Планированиеработы (поиск решения, гипотезы).

Организациярабочего места (выбор материалов, инструментов).

Практическаяработа (реализация решений).

Анализ работы(продукта труда и деятельности).

Уборка рабочегоместа.

 

 

Календарныйучебный график

 

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим занятий

01 октября

28 апреля

29

29

1 раз в неделю по 25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программаориентирована на использование

учебно-методическогокомплекса:

 

1.     БернштейнН.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2.     МалановС.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж,2001

3.     ЛыковаИ.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.Изд. Карапуз 2005.

4.     ЛыковаИ.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2017.

5.     Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детскомсаду». Часть 1. М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

6.     Давыдова Г. Н. «Пластилинография»

7.     Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В.Ю., Смагина Т. В.. «Занятия по рисованию с дошкольниками». Под ред. Р.Г.Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

8.     Комарова Т. С.. «Методика обучения изобразительнойдеятельности и конструированию». Для воспитателя детского сада. Т. С. Комарова(ред.). 1991 г.

9.     Морозова Л.В. «Нетрадиционные методы и приемы лепки».

10.  Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детскомсаду». Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Санкт-Петербург,Каро, 2016г.

11. Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев». М. : АСТ; СПб:Сова, 2006г.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет