МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКРОВСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РУЗСКОГОГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБОУ«ПОКРОВСКАЯ СОШ»)
143121,Московская область, Рузский городской округ, с. Покровское, ул. Мира, д. 1А
Тел.8-496-27-61-349, e—mail: pokrschool@list.ru, сайт: http://51-pokrschool.eduruza.ru/
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Протокол № ___ от «____»____________2022г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Н.М. Дюдяева
«____»____________2022 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы __________ Н.Н. Большакова
«___»___________2022 г.
|
Рабочаяпрограмма
повнеурочной деятельности «ДЮП»
спортивно-оздоровительноенаправление
7 класс
на 2021 — 2022 учебный год
Количествочасов: в неделю 1 час, всего 34 часов
Разработал:
Холодков Виктор Валерьевич
учитель
первой квалификационной категории
с. Покровское
2021 год
1.Пояснительнаязаписка
Дополнительнаяобщеразвивающая программа «Дружина юных пожарных» является модифицированной. Направленностьпрограммы — социально-педагогическая, разработана на основе методическогопособия по пожарной безопасности в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы,анализ ситуаций, «круглый стол»)/ авт.-сост. О.В. Павлова, Г. П. Попова –Волгоград.
Актуальность.Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно изважных мест в воспитательном процессе. Статистика показывает, что частовиновниками пожара становятся дети. Большая часть пожаров происходит отнебрежности в обращении с огнем. Опасность возникновения пожаров и тяжесть ихпоследствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающегомира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов,созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый,понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода,спирали, в керамику газовых тарелок, в микроволновой печи и лазерные лучи. Именнопоэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так какприобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения,внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил,дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновениекоторых связано с незнанием этих правил. Одним из эффективных средств сниженияпожаров и загораний является противопожарная агитационно-пропагандистскаяработа. Настоящаяпрограмма рассчитана на подготовку членов юношеских добровольных пожарныхдружин к проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работысреди населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемамсамоспасения при пожаре на базе общеобразовательного учреждения.
Цельпрограммы — подготовитьчленов юношеских добровольных пожарных дружин к проведениюпожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди населения.
ЗАДАЧИ:
1.Воспитательные: — воспитать уподрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданскойответственности, общественного долга, любви к профессиипожарного; — воспитать самодисциплину, силу воли, мужества,стойкости, стремление к преодолению трудностей;
-воспитать чувствотоварищества, взаимопомощи и поддержки.
2.Образовательные:
— дать учащимся основы знаний,помогающие выжить в чрезвычайныхситуациях; — развить знания в области истории Отечества и нашего края, физическойкультуры и спорта,медицины;
— научить основам строевойподготовки;
— развиватьзнания, умения и навыки работы с первичными средствами пожаротушения.
3.Развивающие:
— развитьдетское техническое творчество,
— развивать инициативу и эрудицию детей впроцессе проведения тематических конкурсов, соревнований, смотров;
— развивать познавательный интересучащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Программапредназначена для проведения занятий по пожарно-техническим дисциплинам. Предусматривает одну из эффективных средств сниженияпожаров — агитационно-пропагандистскую работу. В воспитательном процессепротивопожарная пропаганда среди детей и подростков занимает одно из важныхмест. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров отшалости детей с огнем и к пожарно – профилактической работе в школах, детскихсадах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием различных средствпропаганды. В программе определен объем теоретических и практических знаний,практических навыков, которые должны быть усвоеныребятами в течении учебного года. Для закрепления полученных знаний предполагаетсяорганизация экскурсий в пожарную часть.
Программа рассчитана для учащихся7 класса. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, ктопроявляет желание и интерес к пожарной безопасности игоден по состоянию здоровья. Обучение проводится во внеурочное время.
Формапроведения занятий: беседы,лекции, семинары в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями. Форма обучения – очная.
При подготовке к занятиям используются наглядные средства и пособия (плакаты, презентации, короткометражные видеофильмы, различные макеты,противопожарный инвентарь). Как дополнение к занятиям организуется экскурсия впожарную часть.
Срокиреализации программы: 1 учебныйгод – 34 занятия, по 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Заактивную работу в ДЮП, показанные способности и старание при изучении пожарногодела члены дружины могут награждаться грамотами, ценными подарками,
Деятельность ДЮП ведётся по трём направлениям:
1. Практическое направление:
· первичные навыки тушения огня;
· преодоление полосы препятствий;
· овладение техники работы спожарными рукавами;
2. Творческое направление:
· оформление уголка ДЮП;
· выпуск стенгазет, листовок.
3. Теоретическое:
· изучение первичных средствпожаротушения;
· изучение пожарной техники,пожарного вооружения;
· изучение пожарно-прикладногоспорта и участие в проведении спортивных соревнований
Ожидаемыерезультаты.
Кконцу обучения по программе учащиеся:
должнызнать:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правиласообщения о пожаре ы вызова пожарных.
3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4.Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Видытравм, полученных при пожаре
6.Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1.Одевать защитную форму (на время).
2.Эвакуироваться из здания школы.
3.Пользоваться огнетушителем.
4.Преодолевать полосу препятствий.
5.Уметь оказывать первую доврачебную медицинскуюпомощь при травмах, полученных во время пожара.
Формы занятий:
По количествудетей, участвующих в занятиях:
· Коллективные(фронтальная работа);
· Групповые;
· Индивидуальные.
Поособенностям коммуникативного взаимодействия:
· беседа;
· ролевые игры;
· работа в малых группах;
· тренинги;
· экскурсии
Подидактической цели:
· вводные занятия;
· теоретические занятия;
· практические занятия;
· занятия по углублению знаний, умений,навыков;
· комбинированные занятия.
Таким образом, форму занятий можно определить как коллективную, групповую илисамостоятельную деятельность детей, которая направляется и корректируетсяпедагогом.
Впроцессе реализации программы у обучающихся формируются ключевые и общепредметные компетенции: ценностно-смысловые,общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Тематическоепланирование по внеурочной деятельности «ДЮП» для 7 класса составлено с учетомрабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебногопредмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитанияобучающихся.
1. Установлениедоверительных отношений между учителем и его учениками (поощрение,поддержка, похвала, просьба учителя).
2. Побуждениешкольников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения (обсуждениеправил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципыучебной дисциплины и самоорганизации).
3. Привлечениевнимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений (организацияих работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициированиеее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработкисвоего к ней отношения).
4. Использованиевоспитательных возможностей содержания учебного предмета (демонстрация детямпримеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач длярешения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе).
5. Применениена уроке интерактивных форм работы учащихся (интеллектуальные игры,стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, групповая работаили работа в парах).
6. Мотивацияэрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками (наставничество).
7. Инициированиеи поддержка исследовательской деятельности школьников (реализация имииндивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникамвозможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией аргументирования и отстаивания своейточки зрения).
Все это в процессе организации учебной деятельностиобеспечивает:
– установлениевзаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единойсовместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальнымиусилиями;
– организациюна уроках активной деятельности учащихся, в том числепоисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности(в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциаласовременного урока — активная познавательная деятельность детей);
Учебныйплан
№ пп |
Тема занятия |
всего часов |
теория |
практика |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 |
Вводное занятие, инструктаж по Т.Б |
1 |
1 |
1 |
Профилактическое мероприятие «Подросток –Занятость» |
2 |
Цели и задачи пожарной охраны |
1 |
1 |
1 |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
3 |
Причины пожаров в жилом доме |
1 |
|
1 |
Единый день профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям Подмосковья – безопасные дороги!». |
4 |
Спички — детям не игрушка |
1 |
|
1 |
Акция «Здоровье – твое богатство»
|
5 |
Действия при возникновении пожара |
1 |
1 |
|
Антинаркотический месячник «Мы выбираем жизнь» |
6 |
Противопожарная безопасность в школе |
1 |
1 |
|
Неделя безопасности дорожного движения |
7 |
Сохраним лес от огня |
1 |
|
1 |
День Здоровья. Легкоатлетический кросс «Золотая осень» |
8 |
Оформление уголка безопасности |
1 |
|
1 |
День народного единства |
9 |
Знаки пожарной безопасности |
1 |
1 |
|
Международный день толерантности |
10 |
Учебная эвакуация |
1 |
|
1 |
День матери в России |
11 |
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних Праздников |
1 Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
1 |
|
Всемирный день в борьбе со СПИДом |
12 |
Участие в месячниках по пожарной безопасности |
1 |
1 |
|
День неизвестного солдата |
13 |
Первичные средства пожаротушения |
1 |
|
1 |
Международный день добровольца в России |
14 |
Правила пользования первичными средствами пожаротушения |
1 |
|
1 |
Декада патриотического воспитания |
15 |
Виды и назначение огнетушителей |
1 |
1 |
|
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) |
16 |
Правила пользования электроприборами |
1 |
1 |
|
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос- это мы» |
17 |
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей |
1 |
1 |
|
Международный день детского церебрального паралича |
18 |
Травмы, полученные при пожарах |
1 |
|
1 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича |
19 |
Первая помощь при ожогах |
1 |
|
1 |
Всемирный день математики |
20 |
Люди огненной профессии |
1 |
|
1 |
Международный день слепых |
21 |
Экскурсия в пожарную часть |
3 |
|
3 |
Всероссийский урок «История самбо» |
22 |
Пожары на территории Московской области |
1 |
1 |
|
День начала Нюрнбергского процесса |
23 |
Олимпиада по ППБ |
1 |
|
1 |
Международный день инвалидов |
24 |
Пожарно-прикладной вид спорта |
1 |
|
1 |
Урок истории «День героев Отечества» |
25 |
Сигнал тревоги |
1 |
|
1 |
Единый урок «Права человека» |
26 |
Дымовая завеса |
1 |
|
1 |
200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова |
27 |
Огонь – друг, огонь – враг |
1 |
|
1 |
День конституции РФ |
28 |
Пожарные узлы |
1 |
|
1 |
|
29 |
Противопожарная профилактика |
1 |
|
1 |
День гражданской обороны РФ |
30 |
Соревновательная деятельность |
1 |
|
1 |
Вахта Памяти, посвященная Дню Победы |
31 |
Контрольные зачеты |
1 |
|
1 |
Международный день семьи |
32 |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
1 |
«День славянской письменности и культуры» |
|
всего |
34 |
11 |
23 |
|
3.Содержаниеучебного плана
Тема 1. Вводноезанятие, инструктаж по Т.Б.
Задачи и планработы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинетаи необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во времяпроведения занятий. Входной контроль (первичнаядиагностика знаний и умений обучающихся) Практическоезанятие:Составление инструктажа по технике безопасности во время практических занятий(учебных эвакуаций, пользования огнетушителем, пожарными рукавами, преодоленияполосы препятствий и др.)
Тема 2. Цели изадачи пожарной охраны
Пожарнаяохрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны вжизни страны и каждого гражданина.
Практическое занятие: подготовкапрезентации для младшего и среднего возраста, с помощью, которой можнознакомить детей с историей и работой пожарной охраны.
Тема 3. Причиныпожаров в жилом доме
Неосторожноеобращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей согнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение спиротехническими средствами.
Практическоезанятие: составление памяток, плакатов, карточек илистовок направленных на профилактику возникновения пожаров в жилом доме.
Тема 4. Спички -детям не игрушка
Тип спичек. Меры безопасностипри обращении со спичками. Место хранения спичек. Практическоезанятие: выпуск листовок о правилах обращения со спичками. Просмотр видеофильма.
Тема 5. Действияпри возникновении пожара
Правилавызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Практическоезанятие: подготовка памятки с указанием телефонов экстренных служб. Игра «Пожарнаятревога»
Тема 6. Противопожарнаябезопасность в школе
Предупреждениепожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках иутренниках.
Практическоезанятие: Составление презентации на тему:«Безопасность в школе», составление памяток «Противопожарная безопасность науроках химии, физики, технологии»
Тема7. Сохраним лес от огня Правила поведения укостра. Безопасное поведение на природе, в лесу с сухой травой.
Практическое занятие: Просмотр учебных видеофильмов. Изготовлениелистовок и брошюр по предупреждению возгорания леса. Распространение листовоксреди учащихся начальных классов.
Тема 8. Оформлениеуголка безопасности Практическоезанятие: Изготовление боевых листовок, плакатов и памяток напротивопожарную тематику. Тема 9. Знаки пожарной безопасности
Знаки для обозначения средств пожарной сигнализациии кнопок ручного включения, знаки для использования на путях эвакуации , знаки для обозначения пожарно-технической продукции, знакидля обозначения пожароопасных веществ, зон, а также мест курения. Вспомогательные знаки,не имеющие самостоятельного применения. Практическоезанятие: изготовление знаков пожарной безопасности, прохождение всехэвакуационных путей в школе.
Тема 10. Учебнаяэвакуация Практическоезанятие: Практическая отработка действий во времяпожарной эвакуации. Учебная эвакуация.
Тема 11. Мерыпожарной безопасности при проведении Новогодних Праздников Правила пользования пиротехникой. Правила изготовления новогоднихкостюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов из мест проведениякультурно-развлекательных и спортивных мероприятий в период Новогодних праздников. Практическоезанятие: подготовка презентации, памяток, брошюр илистовок на тему: «Как безопасно встретить Новый год»
Тема 12. Участиев месячниках по пожарной безопасности
Практическоезанятие: Рисунки. Макетные работы. Литературныеработы (стихи, пословицы и поучительные сказки). Презентации,стенгазеты на темы: «Дети против огненных забав», «Безопасность в жилом доме».
Тема 13. Первичныесредства пожаротушения
Пожарныещиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение.
Практическоезанятие: Подсобные средства тушения пожара, имитация их использования. Просмотр видеофильма.
Тема 14. Правилапользования первичными средствами пожаротушения Пожарныйтопор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарныеводопроводы. Пожарный водоем.
Практическоезанятие: изготовление макета противопожарногощита. Тема15. Виды и назначение огнетушителей
Огнетушительхимический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правилаэксплуатации огнетушителей.
Практическоезанятие: Практическое использование огнетушителя. Отработка навыков работы с огнетушителем.
Тема 16. Правилапользования электроприборами
Техникабезопасности и правила обращения с электроприборами. Электрический ток в быту. Работас электроприборами. Правила тушения электровозгарания.
Практическоезанятие: как определить неисправностьэлектроприбора. Составление памятки по работе с электроприборами.
Тема 17. Пожарнаябезопасность в местах массового скопления людейСоблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивныхсооружениях, в парках культуры и отдыха.
Практическоезанятие: просмотр учебного видеофильма. Изготовлениепамяток и листовок по правилам пожарной безопасности в местах массовогоскопления.
Тема 18. Травмыполученные при пожарах
Ожоги, ушибы,переломы, вывихи, отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
Практическоезанятие: выполнениетестовых работ по теме: «Возможные травмы при пожаре».
Тема 19. Первая помощьпри ожогах Встреча со школьным фельдшером.Первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ожогах (ожоги,переломы, отравления газом или дымом)
Практическоезанятие: оказание первой помощи пострадавшим во времяпожара.
Тема 20. Люди огненнойпрофессии Встречас представителями пожарной части и сотрудниками МЧС,
Практическоезанятие: беседа и дискуссия спредставителем пожарной части на тему «Профессия пожарного». Отработка навыковоблечения в экипировку пожарного за минимальное время.
Тема 21. Экскурсияв пожарную часть
Практическоезанятие: Знакомство с пожарной техникой. Работапожарного расчета.
Тема 22. Пожарына территории Московской области
Хроникачрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Московской области. Практическое занятие: просмотр учебного видео,дискуссия на тему «Причины ЧС, их предупреждение и предотвращение»
Тема23. Олимпиада по ППБ
Олимпиада включаеттеоретическую часть (тесты на знание теории по правилампротивопожарной безопасности) и практическую по билетам (оказание первоймедицинской помощи, облечение в экипировку пожарного, правила работы согнетушителем и т.д)
Тема 24. Пожарно-прикладнойвид спорта
Правиласоревнований. Техника безопасности при прохожденииполосы препятствий. (Пожарная эстафета состоит из 4-х этапов по 100метров каждый. Спортсмены с эстафетой (пожарный ствол) проходят четыре этапа.На первом этапе спортсмен поднимается на крышу домика при помощилестницы-палки, на втором этапе преодолевает забор, высотой 2 метра. На третьемэтапе, подхватив 2 рукава и пробежав по буму, спортсмен присоединяет рукава кразветвлению, прокладывает рукавную линию. Финальный — четвертый этапоканчивается зрелищным действием — участник огнетушителем тушитгорящую в противне жидкость.)
Практическоезанятие: Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями.
Тема 25. Сигналтревоги Практическоезанятие: Действия пожарного расчета.Последовательность и правила одевания противопожарного костюма.
Тема 26. Дымоваязавеса
Практическоезанятие: Практическое выполнение эвакуации изгорящего здания, с использованием ватно-марлевых повязок и подручных средств.
Тема 27. Огонь –друг, огонь – враг 2
Практическоезанятие: Викторины, кроссворды, ребусы и шарады.
Тема 28. Пожарныеузлы
Видыпожарных узлов, их значение и применение.
Практическоезанятие: завязывание основных пожарных узлов.
Тема 29. Противопожарнаяпрофилактика
Практическоезанятие: Проведение бесед о пожарной безопасности смладшими школьниками, воспитанниками детского сада. Выполнение вместе с нимипамяток и листовок на тему: «Один дома».
Тема 30. Соревновательнаядеятельность
Практическоезанятие: Участие в школьных соревнованиях попротивопожарной тематике. Соревнования проходят между ребятами занимающимися вдружине. Зачет личный. Состоит из четырех этапов.
I– Обличение в экипировку пожарного на время.
II– Преодоление двух этапов из полосы препятствии ( преодоление забора высотой 2метра, подхватив 2 рукава и пробежать по буму и присоединить рукава кразветвлению).
III– Оказание первой медицинской помощи пострадавшему во время пожара (травма побилету). I
V– завязывание пожарных узлов на время (по билетам).
Тема 31. Контрольныезачеты.
Итоговаяаттестация- 2 Противопожарнаяпрофилактика в летнее время. Практическоезанятие: Тестирование, викторины, ребусы.
Тема 32. Повторениепройденного материала
Практическоезанятие: Подведение итогов. Обобщение пройденногоматериала.
