МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
г.УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920,Россия, Сахалинская область, г.Углегорск, ул. Лейтенанта Егорова, д.20
тел /факс: (8-42432) 45-496 Е-mail: dom—tvorchestv@yandex.ru
Принята на заседании педагогического совета от 25. 05. 2022г. Протокол № 3 |
|
Утверждаю: Директор ДДТ г. Углегорска _____________А.В. Дудин Приказ №75-А от 26.05.22г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Хореография длядошкольников»
Направленность программы:художественная
Уровень программы:стартовый
Адресат программы: учащиеся5 — 7 лет
Срок реализации программы: 1год
Разработчикпрограммы:
Лазаренко ДарьяВикторовна
педагогдополнительного образования
г. Углегорск
2022г.
Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Актуальностьпрограммызаключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечаетзапросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения инавыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное издоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических инравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Дополнительнаяобщеобразовательная программа Хореография для дошкольников (обучениеосновам танцевального искусства) предназначена для того, чтобы учащиесяполучали более высокий уровень физического развития, что позволит в дальнейшемизбежать проблем в области физиологического и морального воспитания, а такжеобогатит их внутренний мир.
Реализацияпрограммы направлена, в том числе, на формирование и развитиетворческих способностей детей, и удовлетворение их индивидуальных потребностейв интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированиекультуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамкамиосновного образования.
Нормативно-правоваябаза:
· Федеральный законРоссийской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
· Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развитиядополнительного образования детей»;
· Приказ МинпросвещенияРоссии от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утвержденииПорядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»;
· Письмо Министерстваобразования и науки Российской Федерации от № 09-3242 «О направленииинформации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированиюдополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
· Письмо Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Опримерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Приказ Федеральной службыпо надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждениитребований к структуре официального сайта образовательной организации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представленияинформации»;
· Распоряжение Министерстваобразования Сахалинской области от 16.09.2021г. № 3.12-1170 –р «Обутверждении методических рекомендаций по проектированию и реализациидополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
· ПриказМинтруда России от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессиональногостандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»(зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016);
· СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020г. № 28;
· Устав ДДТ г. Углегорска (утвержден распоряжением начальника управленияобразования Углегорского городского округа от 22.12.2017 г. № 1211).
Направленностьпрограммы: художественная.
Уровень сложности программы: стартовый.
Адресат программы: программа актуальна для учащихся 5-7 лет.
Допуск к занятиямпроизводится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа потехнике безопасности по соответствующим инструкциям и предъявлении медицинскойсправки об отсутствии противопоказаний для занятий хореографией.
Формыи методы обучения, тип и формы организации занятий.
Форма обучения: очная.
Методыобучения:
— метод практического обучения;
— метод словесногообучения;
— наглядные методыобучения;
— практическиеметоды обучения;
— метод активногослушания музыки.
Типызанятий:
-изучение новой информации;
-занятия по формированию новых умений;
-обобщение и систематизация изученного;
-практическое применение знаний, умений (закрепление);
-комбинированные занятия (теория – практика);
-контрольно-проверочные занятия.
Видызанятий:
• лекционные занятия,
• практические занятия,
• тренировочные занятия,
• занятие-соревнование,
• видеозанятие,
• занятия взаимообучения учащихся,
• занятие – игра
Практическиезанятия.
Основнаязадача данного вида урока – освоение отдельных элементов и соединений.Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитаниямузыкальности, выразительности.
Тренировочныезанятия.
Главнаязадача этого вида урока – подготовка организма к предстоящей работе, а такжесохранение достигнутого уровня танцевального мастерства. В последнем случаеподбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально –двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности,пластики движений.
Формы организации деятельности:
· групповая
· индивидуальная
· коллективная
Режимзанятий
Занятия проходят с периодичностью 3раза в неделю по 1 часу.
Занятиядля учащихся проводятся из расчета 1 академический час – 25 минут.
Обязательныфизкультминутки, динамические паузы.
Наполняемостьгрупп обучения–10-15 учащихся.
Объем программы:189 часов.
Сроки реализациипрограммы: — 1 год.
Цель и задачи программы.
Цель реализациипрограммы: развитиетворческой личности в процессе обучения искусству хореографии и приобщениеучащихся к основам здорового образа жизни.
Задачи:
Обучающие:
— способствовать формированию у учащихся компетенций потанцевальному искусству и здоровому образу жизни;
— способствовать формированию у учащихсяхудожественно-образного восприятия и мышления.
Развивающие:
— способствоватьразвитию у учащихся физических данных: пластики, гибкости, координациидвижений, ориентировки в пространстве;
развитьтворческие способности учащихся: артистизм, фантазию, способность кимпровизации.
Воспитательные:
— способствовать воспитаниюкультуры общения учащихся;
-способствовать воспитанию волевыхкачеств учащихся: целеустремленности, выдержки, дисциплинированности;
воспитывать у учащихсяхудожественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
— воспитывать культуру здоровогообраза жизни.
Планируемые результаты.
Личностныерезультаты:
— способность умело применятьполученные знания в собственной творческой деятельности;
— развитие образного мышления итворческого воображения;
— развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками, развитиедоброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— овладение начальными навыкамиадаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, развитиесамостоятельности и личной ответственности.
Метапредметные результаты:
— освоение способоврешения проблем творческого и поискового характера;
— умение организоватьсамостоятельную деятельность,
— умение выбиратьсредства для реализации творческого замысла,
— умение осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности,
— умение адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовностьслушать собеседника и вести диалог;
— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою;
— умение излагатьсвое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
— способностьоценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные результаты:
— умение творческимыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач;
— способностьвысказывать свое мнение о творческой работе;
— умение обсуждатьколлективные результаты творческой, деятельности;
— умение выполнятьгимнастические комплексы;
— умение выполнять акробатические элементы;
-выполнятькомплексы растяжки, выполнять комплексы ритмической гимнастики;
— выполнятьосновные элементы классического и детского танца;
— использоватьнавыки актерского мастерства, выполнять музыкальные танцевальные и творческиезадания.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план
№ п/п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
1. |
«Знакомимся с искусством хореографии» вводные занятия. Входной контроль |
2 часа |
2 часа |
— |
Тестирование. Входной контроль |
|
1.1 |
Танцевальное искусство, как вид детского творчества. Техника беопасности. |
1 |
1 |
— |
|
|
1.2 |
Хореографический язык |
1 |
1 |
— |
Анализ выполнения упражнения |
|
2. |
Ритмика |
19 часов |
7 часов |
12 часов |
|
|
2.1 |
Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. |
6 |
1 |
5 |
Анализ творческой активности. |
|
2.2 |
Музыкальные размеры |
5 |
3 |
2 |
Творческий отчет. Практические показы |
|
2.3 |
Динамические оттенки |
3 |
1 |
2 |
Анализ проделанной работы. Устный опрос |
|
2.4 |
Музыкальная форма |
5 |
2 |
3 |
Музыкальная викторина. |
|
3. |
Вдохновение классического танца |
23 часа |
8 часа |
15 часов |
|
|
3.1 |
Мастера русского балета |
3 |
1 |
2 |
||
3.2 |
Положение корпуса в классическом танце |
4 |
1 |
3 |
Контроль исполнения упражнения. Фронтальный опрос |
|
3.3 |
Позиции рук-1,2,3, подготовительная. |
3 |
1 |
2 |
Творческие практические показы. Свободный опрос |
|
3.4 |
Позиции ног – 6,1,2,3 |
4 |
2 |
2 |
Контроль за выполнением практического исполнения Позиций ног – 6,1,2. Творческий зачет |
|
3.5 |
releve |
3 |
1 |
2 |
Анализ исполнения Releve по 6. Устный опрос |
|
3.6 |
demi-plie |
3 |
1 |
2 |
Контроль за выполнением упражнения demi—plie. |
|
3.7 |
Releve, demi—plie |
3 |
1 |
2 |
Контроль за выполнением творческого задания. Педагогическое наблюдение |
|
4. |
Игровое танцевальное творчество. Промежуточный контроль |
24 часа |
7 часов |
17 часов |
|
|
4.1 |
«Лесное царство» танцевальные этюды. |
4 |
1 |
3 |
Контроль за выполнением этюда «Лесное царство». Фронтальный опрос |
|
4.2 |
«Меня зовут» игровые задания на воображение |
5 |
2 |
3 |
Контроль за исполнением игрового задания. Свободный опрос |
|
4.3 |
«Говорящие предметы» танцевальные этюды |
5 |
1 |
4 |
Конкурс пластических этюдов |
|
4.4 |
«За волшебной дверью» танцевальные этюды |
4 |
1 |
3 |
Контроль за инсценировкой, парных пластических этюдов. Творческие практические показы. Устный опрос |
|
4.5 |
«Рисунки на паркете» танцевальные этюды |
6 |
2 |
4 |
Творческое задание. Танцевальная олимпиада. Педагогическое наблюдение |
|
5. |
Детский танец |
21 час |
6 часов |
15 часов |
|
|
5.1 а |
Вару — Вару 2 |
3 |
1 |
2 |
Анализ исполнения Вару-вару. Творческие практические показы |
|
5. 2 |
Полкис |
4 |
1 |
3 |
Педагогическое наблюдение за творческой деятельностью. Музыкальная викторина |
|
5.3 |
Па-де-грас |
3 |
1 |
2 |
Контрольное исполнение заданного репертуара. Устный опрос |
|
5.4 |
Сударушка |
3 |
1 |
2 |
Анализ творческого задания с использованием реквизита. Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 |
|
5.5 |
Фигурный вальс |
4 |
1 |
3 |
Контроль за выполнением упражнений развивающих координацию движения. |
|
5.6 |
Полька |
4 |
1 |
3 |
Викторина «Особенности берлинской польки». Творческие практические показы |
|
6. |
Гимнастика с элементами акробатики |
27 часов |
6 часов |
21 час |
|
|
6.1 |
Цепкие пальчики |
7 |
2 |
5 |
Анализ исполнения упражнения. Педагогическое наблюдение. |
|
6.2 |
Гибкий стан |
7 |
1 |
6 |
Конкурс «Самый гибкий стан». Анализ исполнения упражнений. |
|
6.3 |
Виртуозные растяжки |
6 |
2 |
4 |
Контроль за выполнением упражнения на растяжку мышц. Свободный опрос. |
|
6.4 |
Ловкость и координация |
7 |
1 |
6 |
Творческое задание. Сдача нормативов. Устный опрос |
|
7. |
Элементы акробатики |
28 часов |
6 часов |
22 часа |
|
|
7.1 |
Ванька – Встань-ка |
7 |
2 |
5 |
Контроль за выполнением упражнения «кувырок». Анализ творческих практических показов |
|
7.2 |
Классные стойки |
6 |
2 |
4 |
Контроль за выполнением упражнения «Стойка». |
|
7.3 |
Цирковое колесо |
7 |
1 |
6 |
Педагогическое наблюдение за выполнением циркового колеса. |
|
7.4 |
Забавные складки |
8 |
1 |
7 |
||
8. |
Строевые упражнения |
23 часа |
4 часа |
19 часов |
Контрольное исполнение упражнений. |
|
8.1 |
Виды перестроений: круг, колона, линия |
7 |
2 |
5 |
|
|
8.2 |
Способы перестроений |
9 |
1 |
8 |
Контроль за выполнением упражнения |
|
8.3 |
Танцевальные шаги |
7 |
1 |
6 |
Контроль за выполнением упражнения |
|
9. |
Элементы акробатики |
22 часов |
5 часов |
17 часов |
|
|
9.1. |
Березка |
5 |
1 |
4 |
|
|
9.2. |
Кувырки |
3 |
1 |
2 |
|
|
9.3. |
Стойка на лопатках |
5 |
1 |
4 |
||
9.4 |
Упражнения на развитие гибкости позвоночника |
5 |
1 |
4 |
|
|
9.5 |
Растяжка |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
ИТОГО: |
189 часов |
51 час |
138 часов |
|
|
2.2. Содержание программы
Раздел 1. Знакомимсяс искусством хореографии. Вводное занятие. (2 часа)
1.1. Танцевальное искусство, как вид детскоготворчества. Техника безопасности.
Теория: знакомство с танцевальным искусством, как одним из видовдетского творчества, режимом работы, темами, основными видамидеятельности, определение по группам, установление расписания.
Практика: правила техники безопасности на занятиях. Игры на знакомство, коллективообразование:«Назови имя», «Дрозд», и др.
1.2 Хореографический язык.
Теория: что такое «хореографический язык» -приветствие и прощание —
«поклон». Практика: изучение техники выполнения поклона на середине. Просмотр видеоролика«Путешествие в мир танца».
Раздел 2. Ритмика (19 часов)
2.1 Характер музыки.Средства музыкальной выразительности.
Теория: прослушивание музыкальных композиций: П. Мориа «Осенняя сюита», С. Рахманинов «Гусары»,Ц. Пуни «Танец скоморохов», П.Чайковский«Времена года». Практика: определение их характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный, озорнойи т. д). Движение в характере, заданном музыкой.
2.2 Музыкальные размеры.
Теория: прослушивание музыкальных композиций: И.Штраус «Вальс с мячом», С. Рахманинов «Полька с гирляндами», Л. Минкус «Лошадки», Ф. Шуберт «Вальс».Практика: определение музыкальных размеров2/4, 3/4, 4/4. Выделение акцентов (сильной доли)хлопками, притопами, наклонами, взмахами.
2.3 Динамические оттенки.
Теория: роль и значение различных видов динамическихоттенков. Прослушивание музыкальных композиций: Л. Бетховен «Танец фонариков», В. Моцарт «Оркестровые шутки»,Д. Шостакович «Бусинки».
Практика:движение в характере, заданном музыкой.Определение динамических оттенков музыки — piano (тихо), (fortissimo) — очень громко, (forte) — громко, (mezzoforte) — умеренногромко, (mezzo piano)— тихо, (pianissimo) — оченьтихо.
2.4 . Музыкальная форма.
Теория: прослушиваниемузыкальных композиций: Н.Римский– Корсаков «Яр хмель», И. Пономар «Школьная кадриль», А. Лядов«Танец льдинок». Определениемузыкальной формы:
двухчастной,
трехчастной,
куплетной
Практика: деление произведение на«вступление», «период», «фразу», «заключение», «предложение». Обучениеодновременно начинать и заканчивать движения с началом и завершением музыкального произведения.
Раздел 3. Вдохновениеклассического танца (23 часа)
3.1 Мастера русскогобалета.
Теория: знакомство с творчеством великих русскихтанцоров 19-20 в. Просмотр видеофильма «Мастера русскогобалета». Формирование интереса и уважения к русскому балету.
Практика:исследовательскаядеятельностьпо теме: «Мастера русского балета»— иллюстрированный реферат, докладо жизни и творчестве великих русских танцоров 19 века.
3.2 Постановка корпусав классическом танце.
Теория: постановка корпуса — важнейший этап в занятияхклассическим танцем. Правильная постановка корпуса гарантирует устойчивость,внутреннюю собранность и эстетическую восприимчивость при исполненииклассических элементов.
Практика: освоение постановки корпусана середине, у станка (ногив 1
свободной поз., руки — в подготовительной поз.). Упражнение «Арбуз».
3.3 Позиций рук-1,2,3, подготовительная.
Теория: освоение позиций рук классического танца насередине. Практика: проучивается в порядке — подготовительная, 1,3.В последнюю очередь- 2.Воспитание волевыхкачеств и трудолюбия. Упражнение «Арбуз»,
«Посчитай до восьми».
3.4 Позиций ног – 6,1,2,3.
Теория: освоение позиций ног классического танца насередине. Практика: проучивается в порядке — 6, 1, 2.В последнюю очередь- 3. Воспитание волевыхкачеств и трудолюбия. Упражнение «Угадай позицию».
3.5 Relеve.
Теория: освоение упражнения классического танца Relеve на середине.Особенности выполнения упражнения.
Практика:проучивается по 6 поз. ног, далее — по1 поз. Воспитание волевыхкачеств и трудолюбия. Разработка голеностопного и коленного сустава (подготовкак прыжку). Упражнение «Паучок»,«Затяжка», «Пружинка».
3.6 Demi-plie.
Теория: освоение упражнения классического танца Demi-plie у станка. Особенности выполнения упражнения.
Практика:проучиваетсяпо 6 поз. ног, потом по 1 поз. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного иколенного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Паучок», «Затяжка».
3.7 Releve demi-plie.
Теория: освоение комбинации упражнений классическоготанца Releve demi-plie у станка. Особенности выполнения упражнения.
Практика: проучивается по 6 поз. ног, далее — по 1 поз. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. Разработка голеностопного иколенного сустава (подготовка к прыжку). Упражнение «Пружинка», «Паучок»,«Затяжка».
Раздел 4. Игровое танцевальное творчество(24 часа)
4.1 «Лесноецарство» танцевальные этюды.
Теория: приобретение навыков актерского мастерства.
Практика:работа над образом заданныхживотных: медведя, кошки,зайки и т.д., растений:цветок, дерево, ягодки и т.д. Этюды: «Наполянке», «По грибы, по ягоды», «Звериная семейка». Творческие задания вгруппах и индивидуальные.
4.2 «Меня зовут…»игровые задания на воображение.
Теория: развитие фантазии, воображения. Приобретение навыков актерского мастерства. Практика:изображениеодушевленных и неодушевленных предметов по темам: «Во дворе», «Дом», «Путешествие» и т.д. Творческие задания навоображение в группах и индивидуальные.
4.3 «Говорящие предметы» танцевальные этюды.
Теория:
Ø предметы — игрушки,
Ø гимнастические ленты,
Ø мячи,
Ø коробки,
Ø подушки и т.д.
Развитие быстротыреакции, сообразительности, умения владеть предметом, способности«обыграть» предмет.
Практика:танцевальные этюды «Веселые гимнасты», «Спортивный», «Танецс игрушками». Творческие задания в группах и индивидуальные. Игра
«Музыкальная подушка».
4.4 «За волшебной дверью»танцевальные этюды. Теория: воспитательная функция.
Практика:разучивание сказок,обыгрывание эпизодов, импровизация, танцевальная инсценировка сказок.Приобретение навыков актерского мастерства. Работа над образом. Освоение элементов театрализации на материале сказок:«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»,
«Кошкин дом», «Емеля».
4.5. «Рисунки на паркете» танцевальные этюды.
Теория: приобретение навыков ориентации в пространстве и работы в ансамбле. Использование танцевальныхрисунков на практике.
Практика: построения маршем и шагом с носка в клин (открытый,
закрытый), круги, лепестки,колонны, шеренги. Танцевальный материал:
«Хоровод», «Птицы»,«Марш». Игра «Нарисуйи покажи». Творческие задания в группах ииндивидуальные.
Раздел 5. Детский танец (21 час)
5.1 Вару-вару.
Теория: знакомство с видамидетского бального танца,с его особенностями иманерой исполнения.
Практика: разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Вару-вару».
5.2 Полкис.
Теория: знакомство с видами детского бальноготанца, с его особенностями и манерой исполнения.
Практика: разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Полкис».
5.3 Па-де-грас.
Теория: знакомствос видами историко-бытового танца, с его особенностямии манерой исполнения. Старинный бальный танец «Па-де-грас».
Практика:разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Па-де-грас».
5.4 Сударушка.
Теория: знакомство с видамиисторико-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения.Русский лирический танец «Сударушка».
Практика: разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Сударушка». Исследовательская деятельность по теме: «История происхождения русского лирическоготанца «Сударушка» — иллюстрированный реферат, доклад об авторе происхождениитанца
«Сударушка».
5.5 Фигурный вальс.
Теория: знакомство с видамиисторико-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения.Австрийский танец «Вальс».
Практика: разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Фигурный вальс».
5.6 Полька.
Теория: знакомство с видамиисторико-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Танец«Полька».
Практика: разучивание основного шага, основных элементови фигур танца
«Полька».
Раздел 6. Гимнастикас элементами акробатики.(27 часов)
6.1 Цепкие пальчики.
Теория: элементы гимнастики и акробатики, как способ украшенияи обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности привыполнении гимнастических упражнений.
Практика:формирование волевых навыкови трудолюбия. Освоение комплексов упражнений на выработку подвижности иэластичности стопы. Упражнения «Цепкие пальчики», «Карандаш», «Нарисуй кружок»,«Тупой- острый». Игра «Возьми конфетку с пола».
6.2 Гибкий стан.
Теория: техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
Практика:формирование волевыхнавыков. Тестовые упражнения по оценке гибкости иподвижности в суставах. Упражнения для улучшения подвижности позвоночника.Упражнения, включающие максимальное сгибание туловища: «Кольцо», «Лягушка», «Корзинка», «Лодочка плывет»,
«Мост» из положения лежа.
6.3 Виртуозные растяжки.
Теория: освоение навыков растягивания мышц бедра.
Практика:формирование волевых навыков.Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставови эластичности мышц бедра. Высокие взмахи поочередно и попеременноправой и левой ногой. Упражнения:
«Веревочка», «Шпагат», «Оттяжка» в положении лежа, «Складка в шпагате». Подготовительные упражнения«Бабочка», «Полушпагаты».
6.4 Ловкость и координация.
Теория: освоение навыков ориентации в пространстве, умении координировать свое тело,внутренней собранности.
Практика:произвольное преодолениепростых препятствий: беговые упражнения «Змейка», «Лужи»,«Сугробы». Передвижения шагом, бегом,прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам: упражнение «Болото»
Раздел 7. Элементы акробатики втанце. (28 часов)
7.1 Ванька встань-ка.
Теория: элементы акробатики, как способ украшенияи обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполненииэлементов акробатики.
Практика:освоение навыков группировки,внутренней собранности. Формирование волевых навыков,спортивного характера. Упражнения «Группировка» (1,2), перекаты в группировке. Упражнения «Кувырок» (вперед), «Кувырок» (назад),комбинации кувырков.
7.2 Классные стойки.
Теория: техника безопасности при выполнении элементовакробатики. Практика: освоение навыков внутренней собранности,формирование волевых навыков, спортивного характера. Упражнения: стойкана лопатках (с согнутыми и прямыми ногами)— «Березка», «Складкаиз березки», «стойкана руках»-подготовительные упражнения для укрепления мышц рук.
7.3 Цирковое колесо.
Теория: техника безопасности при выполнении элементовакробатики. Практика: освоение навыков внутренней собранности,формирование волевых навыков, спортивного характера. Упражнение «Медвежье колесо» (на месте, в продвижении). «Медвежьеколесо» постепенно усовершенствуется в «Цирковое колесо».
7.4 Забавные складки.
Теория: элементы акробатики, как способ украшенияи обогащения танцевальных композиций. Техника безопасности при выполненииэлементов акробатики.
Практика:освоение навыков внутреннейсобранности, формирование волевых навыков, спортивного характера. Упражнения: складки«Книжка» из положения сидя, стоя, лежа, складки в шпагате «Веревочка».
Раздел 8. Строевыеупражнения (23 часа)
6.1 Виды перестроений: круг, колонна, линия
Теория:Ориентирование в пространстве зала, упражнения на развитие чувства ритма
Практика: Различнаямаршировка и ходьба с перестроением: «как солдаты» с прямыми коленями, «каклошадки» с высоким коленом, «как медведь» на внешнем ребре стопы. Хлопки владоши, удары ногой под музыку с выделением сильной доли – «шлепаем по лужам»,«как цапля на болоте».
6.2 Способы перестроения.
Теория: научиться ориентироваться в пространствезала.
Практика: перестроенияиз одного рисунка в другой, таких как: «Линия», «Шеренга», «Диагональ», «Цепочка»,«Колонна»
6.3 Танцевальные шаги.
Теория: одним из основных компонентов танца служитритмическое движение, в основе которого лежит чёткая смена позиций ног —танцевальный шаг.
Практика: видытанцевальных шагов:
— мягкий, высокий, высокий на носках, с приставным шагом;
— скрестный шаг в сторону;
— дробный шаг;
— пружинящий и топающий шаг;
— шаг полька;
— шаг с подскоком;
— русский переменный шаг;
— шаг галопом вперед и в сторону;
— тройной притоп;
— шаг вальса.
Раздел 9. Элементы акробатики. (22 часа)
9.1 Березка.
Теория: техника безопасности и техника исполнения привыполнении элементов акробатики.
Практика: освоениенавыков внутренней собранности, формирование волевых навыков, спортивногохарактера. Складывание корпуса с поднятием ног.
9.2 Кувырки
Теория: техника безопасности и техника исполнения привыполнении кувырков вперед и назад.
Практика: научиться из исходного положение – сидя исполнять кувырок вперед икувырок назад.
9.3 Стойка на лопатках.
Теория: техника безопасности и техника исполнения при выполнении стойки налопатках.
Практика: из исходного положения поднятие ног под необходимым градусом.
9.4 Упражнения на развитиегибкости позвоночника.
Теория: элементыгимнастики и акробатики, как способ украшения и обогащения танцевальныхкомпозиций. Техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
Практика: комплекс упражнений на развитие гибкости:
1. Прогиб назад стоя
2. Поза сфинкса
3. Прогиб в спине
4. «Пловец»
5. Кошка
9.5 Растяжка
Теория: освоение навыков растягивания мышц бедра.
Практика: формирование волевых навыков. Упражнения дляулучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. Высокиевзмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой. Упражнения: «Веревочка»,«Шпагат», «Оттяжка» в положении лежа, «Складка в шпагате». Подготовительныеупражнения
«Бабочка»,
«Полушпагаты».
По итогам реализации программы учащиеся будут знать:
• о роли хореографического искусствав жизни человека;
• о значении хореографии для укрепления здоровьячеловека
(физического, социального и психологического),
• о разнообразии танцевального искусства;
• основные элементыклассического и детскогои танца;
• позиции рук и ног классического танца;
• навыки постановки корпуса;
• понятие об ансамбле;
• особенности игровоготанцевального творчества: ролевыеигры, игры и танцы с использованием предметов;
будут уметь:
• организовыватьздоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• выполнять гимнастические комплексы;
• выполнять акробатические элементы;
• выполнять комплексы растяжки;
• выполнять комплексы ритмической гимнастики;
• выполнять основныеэлементы классического и детского танца;
• использовать навыки актерского мастерства;
• выполнять музыкальные танцевальные и творческие задания;
• перестраиваться по заданию педагогав заданные рисунки.
У учащихся будут развиты (сформированы):
• навыки (компетенции) в области хореографии;
• эстетическое восприятие и творческое воображение;
• волевые качества:
— целеустремленность,
— выдержка,
— дисциплинированность;
• зрительский, слушательский опыт,
• визуальной культурынавыки работы в группе,
• культура общения и т.д.;
• установка на безопасный, здоровыйобраз жизни,
• наличие мотивации к творческому труду;
• образное мышление;
• эмоциональная восприимчивость;
• творческие способности: артистизм, фантазия, способность к импровизации;
• навыки работыв группе, культураобщения.
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов
Программа рассчитана на 1 год обучения. Втечение года учащиеся получают определенные практические умения и теоретическиезнания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программызаявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная,текущая и итоговый контроль.
1. Входной контроль (сентябрь- октябрь).
Цель: изучение базовых возможностей учащихсяобъединений. Проводится в форме тестирования для выявления сформированности(обще учебных умений и навыков).
2. Промежуточный контроль(декабрь — январь).
Цель: выявления динамики развития.
Проводится в форме игр, учебно-тренировочных танцевальныхкомбинаций.
3. Текущий контроль (втечение года).
Осуществляется в различных конкурсах, выступлениях как внутриобъединения, так и совместно с другими объединениями.
4. Итоговый контроль (май — июнь).
Цель: определение уровня сформированностиспециальных умений и навыков, умений применять знания, полученные за годобучения в разных ситуациях. Тестирование (Приложение 1).
Средством обратной связи, помогающимкорректировать реализацию образовательной программы, служит диагностическиймониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всехстадиях реализации программы.
Механизм оценки получаемых результатов. Формыподведения итогов реализации программы
Основной формой подведения итогов обученияявляется участие учащихся в концертных программах, в отчетныхконцертах. Самым важным критерием освоения программы является достижениевоспитанников объединения в муниципальных, региональных, всероссийских имеждународных соревнованиях и конкурсах.
Косвенными критериями служат: созданиестабильного коллектива объединения, заинтересованность учащихся, развитиечувства ответственности и товарищества.
В конце учебного года проводится итоговое занятие. Ономожет проходить в форме открытого занятия, в отчетной форме или итоговогозанятия коллектива.
Результатом работы всех групп коллективаявляется постановка танцевальных номеров, которые тематически могут бытьобъединены в концертную программу, а также могут существовать как отдельныеномера, входящие в программу сборного концерта. Учащиеся должны показатьтехнику, манеру и характер исполнения танцев той или иной национальности,выразительно и артистично исполнять танцевальные этюды, владеть чувствомансамбля и уметь распределять сценическую площадку.
Основные методы диагностики: наблюдение, самонаблюдение, самооценка,беседа, тестирование. К числу важнейших элементов работы по данной программеотносится отслеживание результатов. Способы и методики определениярезультативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны инаправлены на сформированности его личных качеств.
Важная оценка — отзывы учащихся, их родителей,педагогов коллег по художественной направленности.
2.4. Календарный учебныйграфик
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель |
Кол-во дней |
Кол-во часов |
Режим занятий |
1 |
13.09.2021 |
31.05.2021 |
36 |
72 |
189 |
1/3 |
2 |
13.09.2022 |
31.05.2022 |
36 |
72 |
189 |
1/3 |