МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПАВЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБУДО «Павловская ДШИ» от «____»___________20__г. Протокол № __________ |
Утверждаю: Директор МБУДО «Павловская ДШИ» ___________ Балдуева Н.А. Приказ № « » ________ 20___ г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественного направления
«АЗАрт»
(Ассоциация Знатоков Искусства)
Кружковое объединение «Город Мастеров»
Срокреализации программы – 2 недели (16 часов)
Возрастобучающихся: 9-14 лет
Уровень– углубленный
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования,
Жилина Людмила Владимировна
р.п. Павловка, 2020 г.
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» |
3 |
1.1.Пояснительная записка |
3 |
1.2.Содержание программы |
10 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
14 |
2.1.Календарный учебный график (КУГ) |
14 |
2.2.Условия реализации программы |
18 |
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы |
18 |
2.4.Методические материалы |
19 |
Список литературы |
21 |
Нормативные документы |
22 |
Раздел №1 «Комплекс основныххарактеристик программы»
1.1.Пояснительная записка.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли,а не памятью».
Л.Н.Толстой
Трудно назвать гармонично развитым человеком узкого специалиста, хотьон и блестяще владеет своим предметом. Люди, погружённые только в своё дело илиизбранную науку, порой сами обедняют себя, отстранившись от мира прекрасного илишив себя счастья наслаждения созерцать или слышать великие творения.
Удручающее впечатление производят некоторые участники телевизионныхинтеллектуальных конкурсов, владеющие знаниями по экономике, географии, физике,химии, астрономии, разбираются в видах спорта, но пасующие перед самымипростыми вопросами по живописи, музыке, хореографии. Стыдно не знать величайшихшедевров, которыми гениальные творческие люди обогатили мировую культуру, и уж совсемнекрасиво и непатриотично не знать нашу русскую культуру.
В чем здесь проблема? В семье не привили интереса к искусству? Возможно.Но это означает, что в своё время этот интерес не привили родителям. В школенедодали знаний и желания эти знания пополнять?
В общей системе обучения подрастающего поколения, конечно, естьместо для художественного образования и эстетического воспитания. В общеобразовательнойшколе на уроках истории изучаются разделы по культуре и искусству разных эпох,по нескольким известным картинам пишутся сочинения на уроках русского языка, ктворчеству художников обращаются на уроках по изобразительному искусству.
В Детских художественных школах (ДХШ) и отделениях изобразительногоискусства Детских школ искусств (ДШИ) есть специальный предмет «Историяизобразительного искусства». Но и в общеобразовательной, и в художественной школахчасов, отведённых на эти предметы, катастрофически мало! В основном детямпредлагаются обширные темы, например, «Архитектура и скульптура Италии XVIIвека», причем изучение истории изобразительного искусства построено, начиная сдревнейших времён до наших дней, как в колледжах и вузах. Заметим, русскомуискусству отведено очень мало уроков. Огромное количество сведений по странам,векам, художественным направлениям в искусстве, втиснутое в 1-2 часа учебноговремени, становится непосильным грузом для ребёнка, что ведёт к потереинтереса.
Предлагаемая программа дополнительного образования детей «АЗАрт»,или в расшифровке «Ассоциация Знатоков Искусства», (Арт – от латинского «art, artis» –искусство), подразумевает неторопливое, вдумчивое погружение в художественныймир отдельно взятого художника с его биографией, периодами творческойдеятельности, подробным анализом произведений, что способствует формированиюличностному отношению к изучаемому материалу.
Ребёнок, овладевая новыми знаниями по искусству, становитсяучастником увлекательного процесса исследования, схожего с работой детективов. Занятияпо истории искусства способствуют формированию эстетического вкуса, расширяюткругозор, вооружают обучающихся теоретическими и историческими знаниями,развивают у них разнообразные умения и навыки. Всё это может служитьпсихологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая программа дополнительного образования детеймодифицированная.
Программа имеет художественную направленность,соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающийхарактер.
Дополнительностьпрограммы:
· на занятиях по истории изобразительного искусства обучающиесяпользуются знаниями по основам нескольких школьных предметов (истории,литературы, изобразительного искусства, черчению, технологии и др.);
· дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «АЗАрт» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства
· перед детьми открывается возможность участвовать в викторинах,конкурсах, олимпиадах по искусству, в творческих мероприятиях;
· в процессе занятий по истории искусства детиприобретают усидчивость, трудолюбие, смекалку, самостоятельность, у нихразвивается внимание, интерес, память, хороший вкус.
Актуальность:
· в настоящее времяуделяется большое внимание дополнительной работе с детьми в областихудожественного образования, что положительным образом влияет на успешноевоспитание гармонично развитой личности;
· дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «АЗАрт» актуальна тем, что онашироко и многосторонне раскрывает перед ребёнком жизненный и творческий путьизвестных русских художников разных эпох, знакомит с произведениями, приобщаетк русской художественной культуре, включает в себя региональный компонент;
· настоящая программавыстроена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, ихинтересами, уровнем развития, опирается на методические основы историко-теоретическогообразования детей, помогает ребёнку в увлекательной игровой форме самостоятельнодобывать знания и получать от этого удовольствие.
Новизна:
· новизна дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «АЗАрт)» заключается в сочетаниитрадиционных приемов преподавания (передаче знаний от преподавателя кобучающемуся) с современными способами самостоятельного поиска необходимыхсведений с использованием информационных технологий, что, безусловно,активизирует индивидуальную творческую деятельность обучающихся;
· новизнанастоящей программы обусловлена ее содержательной стороной: большим выборомразнообразных заданий разной сложности для обучающихся, в том числе индивидуальных,парных, групповых, коллективных;
· программаориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в областихудожественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на активизациюмыслительной деятельности обучающихся, расширение представления детей обокружающем мире;
· занятия по данной программе носят воспитательныйхарактер, прививают чувство прекрасного, развивают у обучающихся интерес ижелание продолжать знакомство с миром искусства, формируют гордость за богатоетворческое наследие, оставленное потомкам великими русскими художниками,помогают разнообразить свой досуг;
Инновационность программы:
· в данной дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «АЗАрт» предложены оригинальныеавторские формы работы с детьми, творческие занимательные задания, а также обобщеныи систематизированы лучшие находки из большого количества публикаций, в томчисле из Интернета, по теме;
· в отличие от академическойпрограммы по истории изобразительного искусства дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «АЗАрт» нацелена на болееличностное знакомство с жизнью и творчеством великих русских художников, напробуждение интереса к истории искусства, формирование желания узнавать, добыватьсведения, систематизировать и обобщать полученные знания;
· программа предполагает не запоминаниеи повторение рассказа преподавателя, а самостоятельное погружение в материал;
· программа не предусматриваетникаких контрольных функций, вместо контрольных заданий, детям предлагаютсяпраздничные игровые формы для демонстрации того, чему они научились;
· каждый год программаобновляется, знания детей обогащаются знакомством с другими художниками и ихпроизведениями;
· программа может статьинтегрированной при желании преподавателей других видов искусств (музыки,хореографии и др.) присоединить к ней свои модули;
· программа может бытьрасширена и уменьшена по количеству часов; отдельные модули или мини-модули, ихчасти, могут быть использованы как основа для проведения внеклассныхмероприятий.
Педагогическая целесообразность:
· дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «АЗАрт» вводит ребенка вудивительный мир искусства, предусматривает развитие у обучающихся аналитических,изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческойиндивидуальности;
· программа обеспечиваетсвязь истории и современности, знакомство с лучшими образцами классическогорусского искусства;
· программа предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей,дает возможность поверить в себя, в свои способности, что может нацелить надальнейшую учёбу в Детской школе искусств и овладение будущей творческойпрофессией.
Адресат программы:
данная программа рассчитана на обучение детей 9-14 лет.
Объём и срок освоения программы:
· срок реализации 2 недели;
· объём учебной нагрузки – 16часов;
· программа являетсямодульной и состоит из двух модулей:
1. «На стАрт!»
2. «Искусство ушедших эпох»;
Первый модуль «На стАрт!» предполагает активную теоретическуюподготовку к последующим модулям и способствует усвоению, закреплению имеющихсяили только что полученных в процессе работы знаний по теории искусства, то естьнеобходимого понятийного аппарата.
Второй модуль «Искусство ушедших эпох» предлагает обучающимся познакомитьсяболее подробно с одним из великих русских художников XIXвека, например, с В.М.Васнецовым; изучить его биографию, внимательнорассмотреть и проанализировать его картины на темы истории Руси, русских сказоки былин.
Освоение программы предполагается в период летнего отдыха детей.
Реализация данной программы проводится в кружковом объединении «Городмастеров» на базе МБУДО «Павловская ДШИ» МО «Павловский район».
Обеспечение материальной базы осуществляется из личных источников (родителиобучающихся, спонсоры) и частично источников МБУДО «Павловская ДШИ».
Форма обучения:
· Программа рассчитана на дистанционную форму обучения (с учетомФедерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации статья 16) реализуемая с
применением информационно-телекоммуникационных сетейпри опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогическихработников и включает 18 занятий (теории и практики).
· Одной из современных инновационных форм организации образовательнойдеятельности является использование дистанционных образовательных технологий,позволяющих посредством глобальной электронной сети Интернет организоватьобучение учеников, находящихся территориально в любом уголке
земного шара (естественно, при наличии подключения ксистеме Интернет).
Цели дистанционногообучения:
· — предоставление различным социальным группам равных образовательныхвозможностей;
— повышение качественного уровня образования за счетболее активного использования образовательного потенциала квалифицированныхпедагогов;
— получение дополнительного образования учащимисяпараллельно с
их непосредственной учебной деятельностью;
· — расширение образовательной среды, полное удовлетворениепотребностей учащихся в области образования.
· В программе применяются различные формы (методы) дистанционныхзанятий:
— веб – занятия (дистанционные уроки, конференции,семинары, лекции, мастер-классы, и др. формы,проводимые с использованием средств телекоммуникаций);
· — виртуальные посещения фотомузеев;
· — тесты, викторины поизученным теоретическим темам;
· — адресные дистанционныеконсультации.
· -почтовая рассылка учебно-методических материалов, видео- и
аудиофайлов.
· В организациидистанционного обучения по программе используются следующие платформы исервисы: сетевой город, Googl Form,чаты в Viber, WatsApp, ВКонтакте и т.д.
· В мессенджерах и соцсетяхс начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обменинформацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальныеконсультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber , WatsApp,ВКонтакте.
· К особенностям дистанционного обучения можно отнести:
· — гибкость (нет необходимости посещать занятия в виде лекций,семинаров, а можно работать в удобное время, в удобном месте);
— экономическая эффективность (эффективноеиспользование учебных
площадей, технических средств, благодаря привлечениюинформационных и телекоммуникационных технологий). Учебный материал программыкаждого
курса разбит на тематические разделы.
· Формы занятий: лекции, беседа, «мозговой штурм», метод заданий,практика, самостоятельная работа, зачет, праздники, викторины, творческиеконкурсы; виртуальная экскурсия.
· Программаможет быть реализована при сетевом взаимодействии. В
случаях реализации программы в условиях сетевого взаимодействия,принимающая сторона (на базе которой проходят занятия) должна обеспечить
возможность реализации программы: кадровымпедагогическим составом.
Особенности организации образовательной деятельности:
· численный состав группобъединений составляет не менее 15 человек. Это, как правило, разновозрастная группа в возрастеот 9 до 14 лет;
· принеобходимости к программе может быть разработан индивидуальный маршрутобучающегося, как одаренного, так и менее активного.
Наборосуществляется самозаписью, на основании заявления родителя потенциальногообучающегося директору МБУДО «Павловская ДШИ» (по установленной форме), а такжена портале «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области» путемподачи заявки на обучение по данной программе.
Методы и приёмы организацииучебно-воспитательного процесса
– словесные: объяснение, рассказ, беседа;
– наглядный: показ, наблюдение, демонстрация приемовработы– практический: упражнение, самостоятельная работа;
– объяснительно-иллюстрированный: рассказ, лекция, работа с литературой,демонстрация наглядных пособий;
– поисковый: решение проблемных ситуаций, поисковая работа;
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов,создание художественных впечатлений).
Предложенныеметоды работы в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы «АЗАрт» являются наиболее продуктивными приреализации поставленных целей и задач, основаны на принципах наглядности,последовательности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью, напроверенных методиках и сложившихся традициях в сочетании с новыми приёмамиработы.
Режим занятий:
Первая неделя |
||
Понедельник |
Среда |
Пятница |
3 часа |
3 часа |
2 часа |
Вторая неделя |
||
Понедельник |
Среда |
Пятница |
3 часа |
3 часа |
2 часа |
продолжительность одного часа – 40 минут (собязательным 15-ти минутным перерывом).
Уровень программы: углубленный.
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры,как составной части материальной и духовной культуры, развитие исследовательскойи художественно-творческой активности, овладение понятийным языком изобразительногоискусства.
Задачи, реализуемые в процессе обучения
Образовательные:
· формирование умений, связанныхс изучением теории и истории изобразительного искусства;
· развитие культуры труда, организациисамостоятельной деятельности, творческого мышления, наблюдательности;
· формирование специальныхзнаний, умений по предмету (теория и история изобразительного искусства)
· приобретение теоретическихзнаний, умений и навыков (выбор информационных ресурсов, отбор необходимойинформации, систематизация знаний, определение главного в работе, внимание кдеталям, анализ художественного произведения);
· приобретение практическихнавыков исследовательской работы, развитие трудовых навыков научнойдеятельности, психологическая и практическая подготовка к труду, возможному выборупрофессии;
· развитие аналитических и творческихспособностей ребенка посредством приобщения к лучшим образцам русскойхудожественной культуры;
Воспитательные:
· воспитаниепатриотизма через активное познание истории русской культуры и традиций своего народа;
· воспитаниетрудолюбия, творческого отношения к учению, уважительного отношения к умственномуи ручному труду, к жизни, что способствует приобретению собственных трудовыхнавыков и умений, самостоятельного выполнения задач, навыков творческогооформления результатов своего труда;
· воспитаниеценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетическихценностях (знакомство обучающихся с лучшими произведениями изобразительногоискусства, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметоврукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессевыполнения групповых и коллективных художественных проектов);
· воспитаниеценностного отношения к природе, окружающей среде (внимание к природе, живымсуществам в произведениях русских художников, создание собственных образовкартин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессеработы с природными материалами и др.);
· воспитаниеценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с электроннымиустройствами, инструментами, понимание детьми необходимости примененияэкологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга ит.д.),
· формированиеу обучающихся коммуникативной, социальной, этической и гражданскойкомпетентности.
Развивающие:
· приобщать обучающихся к основам научной, исследовательской работы;
· развивать у обучающихсяумение формировать и отстаивать личностную позицию при анализе произведенийискусства;
· расширение кругозора;
· развитие познавательной итворческой активности, фантазии, образного и логического мышления;
· развитие художественныхспособностей;
· развитие интереса к изобразительномуискусству, к собственной творческой деятельности в области изобразительногоискусства.
Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер,построено с учётом индивидуальных особенностей и способностей ребёнка,возрастными психологическими особенностями каждого обучающегося.
Процесс исследования произведений изобразительного искусства(живописи, графики, скульптуры, архитектуры) активизирует и координирует мозговуюдеятельность; собственная изобразительная деятельность развивает моторикупальцев, формирует ощущение уверенности в своих силах и возможностях.
Приобретение опыта успешной самостоятельной научной и творческойработы приносит ребёнку чувство радости и уважения к своему труду. Выполнениепоставленных задач от простого к более сложному обогащает обучающихся навыкамиразных видов деятельности, научно-исследовательской и творческой.
1.2. Содержание программы.
№ пп |
№ заня-тия |
Содержание |
Количество часов |
Самостоятельная работа |
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
1 модуль «На стАрт!» |
|||||||||
1. |
1 |
Вводное занятие. Как стать ученым-искусствоведом? Консультация ‒ знакомство с информационными ресурсами. Справочная литература: словари по теории искусства, биобиблиографические словари, энциклопедии, сайты в Интернете и др. Приобретение навыков пользования информационными ресурсами. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Повторить алфавит Скачать словарь по теории изобразитель-ного искусства |
|||
2. |
2-3 |
Что такое искусство? Виды искусства. Изобразительное искусство. Виды изобразительного искусства. Графика. Живопись. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, инструменты и техники, используемые в разных видах изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
Повторить теоретиче-ские понятия. Подобрать фотографии, иллюстрирующие разные виды искусства и виды изобразитель-ного искусства. |
|||
3. |
4-6 |
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Портрет. Батальная живопись. Марина. Натюрморт. |
3 |
2 |
1 |
Подготовиться к итоговому занятию-соревнованию |
|||
4. |
7-8 |
Итоговое занятие. Соревнование знатоков по выходу в первый уровень. Получение сертификатов за прохождение первого уровня. |
2 |
— |
2 |
|
|||
|
|
Итого по модулю |
8 |
3,5 |
4,5 |
|
|||
2 модуль «Искусство ушедших эпох. В.М.Васнецов» |
|||||||||
5. |
9 |
Погружение в мир искусства. Консультация по биографии и творчеству В.М.Васнецова. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Найти необходимые информацион-ные ресурсы |
|||
6. |
10-11 |
Знакомство с биографией русского художника В.М. Васнецова. Детство и юность В.М.Васнецова. Первые шаги в искусстве. Образование. Учебные заведения. Начало творческой деятельности. Художественные выставки. Медали. Знакомство с выдающимися людьми. |
2 |
1 |
1 |
Найти самостоятельно сведения о художнике. |
|||
7. |
12-14 |
Творчество В.М.Васнецова. Картины, навеянные историей Древней Руси, сказками и былинами русского народа. |
3 |
2 |
1 |
Познакомиться с картинами В.М.Васнецова. Подготовиться к итоговому занятию |
|||
6. |
15-16 |
Итоговое занятие. Соревнование знатоков по выходу на второй уровень. Получение сертификатов за прохождение второго уровня. |
2 |
— |
2 |
|
|||
|
|
Итого по модулю |
8 |
3,5 |
4,5 |
|
|||
|
|
Итого: |
16 |
7 |
9 |
|
|||
Содержание программы
1 модуль «На стАрт!»»
Тема 1: Как стать учёным-искусствоведом?
Цели и задачи:
Øдать детям представление онаправленности программы;
Øпознакомить синформационными ресурсами для ее освоения;
Øвыявить возможности детей,узнать их потребности.
Методические рекомендации:
Дать представление о порядке работы на занятиях, о правилахорганизации рабочего времени, необходимых пособиях, учебной и популярнойлитературе, сайтах Интернета. Заинтересовать детей предстоящими соревнованиямии возможностями завоевать звания и награды победителей первого уровня.
Тема 2: Чтотакое искусство? Виды искусства. Изобразительное искусство. Виды изобразительногоискусства.
Цели изадачи:
Øнаправить обучающихся наовладение необходимыми понятиями для погружения в мир изобразительногоискусства;
Øповысить интерес кзанятиям теорией.
Методические рекомендации:
Скачать словарь терминов по изобразительному искусству. Познакомитьсяс незнакомыми определениями, повторить уже известные.
Подобрать фотографии, иллюстрирующие разные виды искусства(изобразительное искусство, музыка, театр, хореография и др.)
Подобрать репродукции, иллюстрирующие виды изобразительного искусства(архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство идр.)
Тема 3:Жанры изобразительного искусства.
Цели и задачи:
Øнаправить обучающихся наповторение известных понятий;
Øосвоить ранее неизвестныетермины по теме.
Методические рекомендации:
Обратить внимание не только на основные жанры (портрет, пейзаж, марина,жанровые сцены, батальные сцены, натюрморт и др.), но и на их разновидности(пейзаж – деревенский, городской, промышленный, космический и др.)
Вспомнить, чем работает живописец и скульптор, название материалов иприспособлений.
Тема 4: Итоговое занятие – соревнование знатоков.
Цели и задачи:
ØСкачать таблицу и вопросыпо теме 1 модуля;
Ø Ответить на вопросы,заполнить таблицу;
ØОтправить SMS сключевым словом координатору.
2 модуль «Искусство ушедших эпох В.М.Васнецов»
Тема 5: Погружение в мир искусства.
Цели и задачи:
Øдать детям представление опредстоящей работе по модулю;
Øпознакомить с необходимойсправочной литературой и информационными ресурсами Интернета;
Øознакомить с объёмомматериала, который предстоит освоить.
Методические рекомендации:
Датьпредставление о порядке работы по освоению второго модуля, о правилахорганизации рабочего времени, необходимых пособиях, учебной и популярнойлитературе, сайтах Интернета. Заинтересовать детей предстоящими соревнованиямии возможностями завоевать звания и награды победителей второго уровня.
Тема 6: Знакомствос биографией русского художника В.М.Васнецова.
Цели изадачи:
Øнацелить детей на выборсамых существенных данных о художнике;
Øразвивать внимание,самостоятельность, интерес к поиску необходимых сведений;
Методические рекомендации:
Внимательно прочитать биографическую статью о В.М.Васнецове(Википедия и др. источники). Обратить внимание основные этапы жизни итворчества художника, учебные заведения, круг знакомых, выставки. Записатьнекоторые конкретные данные: даты жизни, имена и фамилии близких, знакомых;географические названия, связанные с жизнью художника.
Тема 7: ТворчествоВ.М.Васнецова.
Цели и задачи:
Ø познакомить детей сбольшей частью творчества В.М.Васнецова – картинами, навеянными историческимисобытиями Древней Руси, русскими народными сказками, былинами, легендами;
Ø вырабатывать усидчивость, терпениеи точность в исследованиях;
Ø развивать эстетическийвкус.
Методическиерекомендации:
Внимательно рассмотреть рекомендованные преподавателем картины. Обратитьвнимание на содержание картины, ее название, дату создания. Постаратьсязапомнить героев картин, их окружение; природу, птиц и животных. Проявитьособое внимание к деталям, волшебным предметам и предметам быта, роли цвета прианализе картин.
Тема8: Итоговое занятие – соревнование знатоков.
Цели и задачи:
ØСкачать задания № 1и № 2(таблицы, вопросы);
Ø Ответить на вопросы,заполнить таблицы;
ØОтправить SMS сключевыми словами координатору.
ØКратко объяснить, чтообозначают эти ключевые слова.
Прогнозируемые результаты:
· обучающиеся получат возможность развитьвоображение, образное мышление, интеллект, фантазию, научное мышление, аналитическиеспособности, сформировать познавательные интересы;
· освоение программы предполагает значительно расширитьзнания и представления по теории и истории изобразительного искусства;
· освоение программы поможет сформировать навыкиработы с информацией;
· процесс работы над программой будетспособствовать формированию системы универсальных учебных действий уобучающихся;
· освоение программы предполагаетсовершенствование навыков самостоятельной деятельности; умение приниматьрешение, оценивать свою работу.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате освоения программы обучающиесядолжны получить
знания:
— об искусстве, его видах;
— об изобразительном искусстве и его видах;
— о жанрах изобразительного искусства;
— о материалах, инструментах, приёмаххудожественного творчества;
— об исследовательских приёмах работыискусствоведа;
— о жизни и творчестве русского художникаВ.М.Васнецова;
умения:
— находить нужную информацию;
— последовательно вести работу;
— анализировать и систематизировать материал;
— выделять главное, замечать детали;
— применять полученные знания в нестандартныхситуациях.
Метапредметныерезультаты:
· уметьправильно организовывать собственное рабочее пространство;
· уметьопределять учебную цель и пути ее достижения (под руководством педагога);
Личностныерезультаты:
·расширениекругозора;
·навыкисамостоятельной работы;
·самоорганизация
Раздел №2 «Комплексорганизационно-педагогических условий»
2.1.Календарно – учебный график освоенияпрограммы
№ |
Темя занятия |
Кол – во часов |
Форма занятия |
Самостоятельная работа |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
Причина изменения даты |
1 модуль «На стАрт!» |
|||||||
1. |
Вводное занятие. Как стать ученым-искусствоведом?Консультация — знакомство с информационными ресурсами. Справочная литература: словари по теории искусства, биобиблиографиче-ские словари, энциклопедии, сайты в Интернете и др. Приобретение навыков пользования информационными ресурсами. |
1 |
групповая дистанци-онная WatsApp, ВКонтакте |
Повторить алфавит Проверить ссылки, умение использо-вать информа-ционные ресурсы по теории изобра- зительного искусства |
|
|
|
2. |
Что такое искусство? Виды искусства. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Повторить теоретиче-ские понятия. Подобрать фотогра-фии, иллюстри-рующие разные виды искусства. |
|
|
|
3. |
Виды изобразительного искусства. Графика. Живопись. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, инструменты и техники, используемые в разных видах изобразительного искусства. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Повторить теоретиче-ские понятия. Подобрать фотогра-фии, иллюстри-рующие разные виды изобрази-тельного искусства. |
|
|
|
4. |
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Виды пейзажа (городской, деревенский, индустриальный, космический и др.) Портрет. Виды портрета (поясной, ростовой, групповой и др.). |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Уметь приводить примеры |
|
|
|
5. |
Жанры изобразительного искусства. Батальная живопись. Марина. Натюрморт. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Уметь приводить примеры |
|
|
|
6. |
Подготовка к итоговому занятию. Получение задания. |
1 |
групповая дистанци-онная |
Скачать таблицу и вопросы первого задания |
|
|
|
7. |
Выполнение задания. Соревнование знатоков по выходу в первый уровень. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Выполне-ние задания. |
|
|
|
8. |
Итоговое занятие.Получение сертификатов за прохождение первого уровня. |
1 |
групповая дистанци-онная |
|
|
|
|
|
Итого по модулю |
8 |
|
|
|
|
|
2 модуль «Искусство ушедших эпох. В.М.Васнецов» |
|||||||
9. |
Погружение в мир искусства. Консультация по биографии и творчеству В.М.Васнецова. |
1 |
групповая дистанци-онная WatsApp, ВКонтакте |
Найти необхо-димые информа-ционные ресурсы |
|
|
|
10. |
Знакомство с биографией русского художника В.М. Васнецова. Детство и юность В.М.Васнецова. Первые шаги в искусстве. Образование. Учебные заведения. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Найти самосто-ятельно сведения о художнике. |
|
|
|
11. |
Знакомство с биографией русского художника В.М. Васнецова. Начало творческой деятельности. Художественные выставки. Медали. Знакомство с выдаю-щимися людьми. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Найти самосто-ятельно сведения о художнике. |
|
|
|
12. |
Творчество В.М.Васнецова. Картины, навеянные историей Древней Руси. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Познако-миться с картинами В.М.Васне-цова по теме. |
|
|
|
13. |
Творчество В.М.Васнецова. Картины, навеянные сказками и былинами русского народа. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Познако-миться с картинами В.М.Васне-цова на сказоч- ные и былинные темы. |
|
|
|
14. |
Подготовка к итоговому занятию. Получение задания. |
1 |
групповая дистанци-онная |
Скачать таблицы и вопросы к заданиям № 1и № 2. |
|
|
|
15. |
Выполнение заданий. Соревнование знатоков по выходу на второй уровень. |
1 |
Индивиду-альная Дистанци-онная |
Выполне-ние заданий. |
|
|
|
16. |
Итоговое занятие. Получение сертификатов за прохождение второго уровня. |
1 |
групповая дистанци-онная |
|
|
|
|
|
Итого по модулю |
8 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
|
|
2.2.Условия реализации программы.
Материально – техническоеоснащение программы:
Реализация дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы «АЗАрт» требует наличия у обучающихся и преподавателятехнических средств для использования Интернета.
Информационноеобеспечение:
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы используется следующая литература:
· Сокольникова Н.М. Краткийсловарь художественных терминов. Обнинск, издательство «Титул», 1996.
· Энциклопедически словарьюного художника. Для среднего и старшего школьного возраста. Составители:Платонова Н.И., Синюков В.Д. М., «Педагогика», 1983.
· Бахревский В. А. ВикторВаснецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN5-235-00367-5
· Кудрявцева Л. Васнецов. —М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
· Пастон Э. В. ВикторВаснецов. — М.: Белый город, 2001. — ISBN 5-7793-0266-9.
· Шилова Е. В. ВикторВаснецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004. — 72 с. — ISBN 5-9561-0021-4.
Интернет-ресурсы:
· http://www.bibliotekar.ru/arh/7-6-hudozhnik/index.htm
· Портал «Живопись»
· Фонд Васнецовых //Vasnetsov.foundation Архивировано 1 сентября 2017 года.
· Сайт о художнике //Vasnecov.ru
· На сайте музея-заповедникаАбрамцево // Abramtsevo.net
· Материалы В. М. Васнецовав Российском государственном архиве литературы и искусства // Rgali.ru
Кадровое обеспечение: программу должен реализовать педагог дополнительного образования, высшейквалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование, стаж работы.
2.3.Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксацииобразовательных результатов
Способами определениярезультативности реализации данной программы являются организация ипроведение диагностики уровня сформированности знаний и умений.
Входе реализации программы проводится три вида аттестации:
· Текущий контроль — проводится в конце изучения каждой темы — тесты,викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы, выставки.
· Итоговая аттестация — диагностика уровня ключевых,метапредметных и предметных компетенций обучающихся, оценка качестваобученности по завершению обучения по образовательной программе — наградныедокументы за участие в конкурсах различного уровня по профилю.
Диагностика проводится после изучения каждой темы с применениемрейтинговой системы контроля. Формой контроля является самостоятельная работапо выполнению нестандартного конкурсного задания.
Формы предъявления и демонстрацииобразовательных результатов
Образовательные результаты в соответствии с целью программы, демонстрируются вформах: -выполнение творческихзаданий; -участие в конкурсах.
2.4. Методические и оценочные материалы.
Приложение 1
Информационнаякарта освоения обучающимися разделов общеобразовательной программы
Названиепрограммы:________________________________________
Фамилия, имя, отчествопедагога:______________________________
Год обучения попрограмме____Дата заполнения __________
№ |
ФИ обучающе—гося |
Уровень результативности освоения программы |
|||||
Раздел ____________ |
Об—щая сум—ма бал—лов |
||||||
опыт осво—ения теории |
опыт освоения практиче—ской деятель—ности |
опыт творче—ской деятель—ности |
опыт эмоцио—нально- ценност—ных отношений |
опыт соци—ально- значи—мой деятельности. |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Обработка анкет иинтерпретация результатов: каждый критерий оценивается по 3 бальной системе (max-3).
1-4 балла – раздел вцелом освоен на низком уровне,
5-10 баллов – раздел вцелом освоен на среднем уровне,
11-15 баллов — раздел вцелом освоен на высоком уровне.
Приложение 2
Оценочный лист
Формаконтроля входящий, текущий, тематический, промежуточный
(нужное подчеркнуть)
Количество учащихся______________ Возраст учащихся _____
Группа №_____________________ Год обучения по программе ___________
Результаты контроля
|
|
Низкий уровень усвоенияматериала — до 40%.
Средний уровень усвоенияматериала — с 41 до 70%.
Высокий уровень усвоенияматериала — с 71 до 100%.
Общие выводы:
• Формапроведения контроля:
— выбранацелесообразно,
— соответствуетвозрастным особенностям обучающихся,
— соответствуетсодержанию рабочей программы.
• Уровеньсложности:
— соответствуетпрограммным требованиям,
— соответствуетподготовленности обучающихся.
• Среднийрезультат контроля составил_____________ %, чтосоответствует_______________________уровню усвоения программного материала.
ПДО_________________________________ (_______________________ )
Реализация этих принципов будет достигнута привнедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нетнеталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-тополучается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше — эточто-то нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение очеловеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача -создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего длянедостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хужедругих.
5. Нет детей неспособных: если каждомуотводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечитьусвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «АЗАрт» основана на принципах: наглядности, последовательности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Содержание направлено на формирование общеразвивающих умений и навыков:планирование, организация, контроль и анализ выполненной работы, которыерасширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности обучающегося.
Списоклитературы
Литература для педагога
1. Валеджо Борис. Copyright,1989
2. ГосударственнаяТретьяковская галерея. М.: ООО «Издательство» «Директ-Медиа» по заказу ЗАО«Издательский Дом «Комсомольская правда», 2012.
3. Гуткнехт Антон; пер. сангл. А.Сидорова. Пейзажи.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
4. Ефремова Л.А. Васнецов.М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010.
5. Иванов А.Б. Рассказы орусских художниках. М.: Просвещение, 1988.
6. Любимов Лев. ИскусствоДревней Руси. М.: Просвещение, 1981.
7. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2004.
8. Этюды о картинах. М.:«Искусство», 1986.
Литература для детей
1. Визер В. Системацвета в живописи.-СПб.:Питер-2004.
2. Гуткнехт А.Пейзажи. М.: АСТ: Астрель, 2009.
4. Иванов А.Б.Рассказы о русских художниках. М.: Просвещение, 1988.
5. Как рисоватьпастелью. М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. Костерин Н.П..Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984.
7. Соколова О.Ю.Секреты композиции: для начинающих художников. – М.: Астрель: АСТ, 2005
9. Хофманн Э.Акварель. Пейзаж. Питер, 2011
10. Школаизобразительного искусства: Вып. 5: Учебн.-метод. пособие/ Российская Акад.Художеств.-3-е изд., М.: Изобразит. Искусство, 1994.
11. Школарисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные шрифты.-М.: АСТ:Астрель, 2006.
12. Шматова О.В.Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2007.
13. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2004.
14. Этюды о картинах.М.: «Искусство», 1986.
Литература для родителей
1. Аршавский И.Н. Вашребенок. У истоков здоровья.- М., 1993.
2. Лопатина А.А. Секретымастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
3. Целуйко В.М. Психологиясовременной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
4. Ципоркина И. В., КабановаЕ.А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006.– 304 с.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с.
Нормативная базапрограммы
Программаразработана в соответствии с следующими документами:
· Федеральный ЗаконРоссийской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
· Приказ от 09.11.2018 № 196 Министерствапросвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;
· Концепция развитиядополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
· ПисьмоМинобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации попроектированию дополнительных общеразвивающих программ»
· СанПин 2.4.3172-14:«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
· Методические рекомендациипо реализации образовательных программ начального, общего, основного общего,среднего общего образования, образовательных программ среднегопрофессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ сприменением ЭО и ДОТ» от 20.03. 2020.
· Устав МБУДО «ПавловскаяДШИ» (Постановление администрации МО «Павловский район» от 15.02.2018 №46
· Локальные акты МБУДО«Павловская ДШИ»
Правила приема ,перевода и отчисления обучающихся в МБУДО «ПавловскаяДШИ» (2020)
Положение о разработке и утверждение дополнительных общеобразовательныхпрограмм в МБУДО «Павловская ДШИ» ( 2017 год)
Правила внутреннего распорядка учащихся (2017год)
Положение о творческих коллективах (2017 год)
Примерные видызаданий
Iэтап
«На стАрт!»
Уважаемые знатоки!
Первый этап первого уровня рассчитан на участников, владеющихтеоретическими знаниями по искусству, в данном случае – изобразительному.Задача проста: ответить на вопросы и вписать ответы в табличку. Если заданиевыполнено правильно, в столбце, выделенном красным цветом, получится ключевоеслово.
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
1. Как называется любоепроизведение искусства, выставленное на обозрение в музее или на выставке?
2. Как называется видизобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок,наносимых на какую-либо твёрдую поверхность (холст, дерево, картон, бумага ит.д.)?
3. Как называется элементсветотени – наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхностипредмета?
4. Как называется внутреннийвид, внутренне пространство здания, любого помещения, а также его изображение вискусстве?
5. Как называется небольшойнеглубокий деревянный ящик с крышкой, с треногой или без неё, дляпринадлежностей художника, выходящего на пленэр?
6. Как называетсяпропускающая свет декоративная композиция на стекле или из цветного стекла?
7. Какое название носятцветные карандаши-мелки, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества,а также художественное произведение, выполненное такими мелками?
8. Как называется объёмноеневысокое, менее половины, выпуклое изображение на плоскости?
9. Как в живописи называетсяотсвет цвета и света на предмете, падающий от окружающих объектов?
10.Как называется деревянныйили металлический станок для рисования и живописи, на котором укрепляетсякартон с бумагой или подрамник с холстом?
Отправьте SMS, в котором укажите
свою фамилию, имя,
ключевое слово,
на сотовый телефон координатора:
Не забудьте! Чем раньше вы пришлёте SMS, тем больше баллов вызаработаете.
Эталон выполнения задания Iэтапа
1. э |
к |
с |
п |
о |
н |
а |
т |
2. ж |
и |
в |
о |
п |
и |
с |
ь |
|
|
|
3. б |
л |
и |
к |
|
4. и |
н |
т |
е |
р |
ь |
е |
р |
5. э |
т |
ю |
д |
н |
и |
к |
|
|
|
6. в |
и |
т |
р |
а |
ж |
7. п |
а |
с |
т |
е |
л |
ь |
|
8. б |
а |
р |
е |
л |
ь |
е |
ф |
9. р |
е |
ф |
л |
е |
к |
с |
|
10. м |
о |
л |
ь |
б |
е |
р |
т |
SMS:Борисова Алёна, победитель
IIэтап
«Сказочный художник»
Уважаемые знатоки!
Второй этап первого уровня рассчитан на участников, умеющих добыватьинформацию, в данном случае – сведения, касающиеся биографии В.М.Васнецова.Задача усложняется тем, что все ответы должны быть в форме какого-то числа.Здесь понадобится ваша внимательность и точность.
Итак, сначала ответьте на вопросы и произведите, если понадобится,необходимые действия, а потом заполните таблицу.
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
1. Сколько больших серебряныхмедалей получил В.М.Васнецов на выставках картин? Запишите ответ цифрой.
2. Сколько малых серебряныхмедалей получил В.М.Васнецов на выставках картин? Запишите ответ цифрой.
3. В каком году художниксоздал картину «Алёнушка»? Сложите цифры между собой, полученное число запишитев таблицу.
4. Сколько самолётов компании«Аэрофлот» носит имя В.М.Васнецова? Ответ запишите цифрой.
5. Назовите имя и фамилиюрусского мецената, коллекционера, основателя всемирно известной картиннойгалереи, который был другом В.М.Васнецова и приобрёл немало его картин. Сложитеколичество букв в обоих словах, запишите полученное число в таблицу.
6. С какого года В.М.Васнецовначал выставлять свои работы? Сложите цифры между собой, полученное числозапишите в таблицу.
7. Назовите имя внука В.М.Васнецова, который тоже стал знаменитым художником. Сосчитайте количество буквв имени, запишите полученное число в таблицу.
8. Сколько богатырейизобразил В.М.Васнецов на свой знаменитой картине «Богатыри»? Запишите ответцифрой.
9. Вспомните названиегубернии, в которой родился В.М.Васнецов. Как она теперь называется? Сложитеколичество букв в обоих названиях, полученное число запишите в таблицу.
Теперь вам придётся вспомнить алфавит и выписать из него буквы,соответствующие полученным вами цифрам по порядку. У вас получится ключевоеслово из 9 букв.
Отправьте SMS,в котором укажите
свою фамилию, имя,
ключевое слово,
фамилию владельца того, что обозначает слово
на сот. телефон координатора:
Не забудьте! Чем раньше вы пришлёте SMS, тембольше баллов вы заработаете.
Эталон выполнения задания IIэтапа
1. |
Одну 1 |
2. |
Две 2 |
3. |
1881год (1+8+8+1) 18 |
4. |
Один 1 |
5. |
Павел Третьяков 14 |
6. |
С 1869 года (1+8+6+9) 24 |
7. |
Андрей 6 |
8. |
Три 3 |
9. |
Вятская Кировская 16 |
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я
28 29 30 31 32 33
А Б Р А М Ц Е В О
SMS:Борисова Алёна, Абрамцево, Мамонтов
IIIэтап
«Там, на неведомых дорожках…»
Уважаемые знатоки!
Третий этап первого уровня подразумевает подробнейшее исследованиекартин В.М. Васнецова, написанных им по мотивам сказок, былин, историческихмоментов в жизни Древней Руси. Ваша задача – превратиться в следопытов, которыене пропустят малейших деталей и правильно ответят на вопросы. Ответы можновписать в табличку.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
1. Назовите отчество главногогероя знаменитой картины В.М. Васнецова, где изображён итог его сражения споловцами.
2. Какой музыкальныйинструмент изображён в руках легендарного Баяна, исполняющего героическую песнюдля русских воинов, на одноимённой картине В.М.Васнецова «Баян»?
3. Кто противостоит богатырюДобрыне Никитичу в бою, изображённом художником В.М.Васнецовым на одной из егокартин?
4. На знаменитой картинеВ.М.Васнецова «Спящая царевна» спит не только она одна. Что стало подушкой длямаленькой девочки?
5. Эти птицы, предвещающиебеду, изображены на картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье?»
1. Какого цвета сапоги навеселых музыкантах, изображённых на картине В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»?
2. Какие птички грустятвместе с Алёнушкой на всеми любимой картине В.М.Васнецова?
3. Что изобразил В.М.Васнецов в правой руке Кощея Бессмертного, восседающего на троне?
4. Какого цвета платье наЦаревне-Несмеяне, героине одноимённой картины В.М.Васнецова?
5. На одной из известныхкартин В.М. Васнецова изображён Иван-царевич и клетка с Жар-птицей. Какойволшебный предмет помог Ивану-царевичу быстро доставить пойманную им Жар-птицу?
Теперь подчеркните в ответах букву, соответствующуюномеру вопроса. Выпишите полученные буквы (их 10) и составьте из них ключевоеслово.
Отправьте SMS,в котором укажите
свою фамилию, имя,
ключевое слово,
фразу из 2-3 слов, объясняющую, какое отношениеимеет ключевое слово к творчеству В.М.Васнецова
на сот. телефон координатора:
Не забудьте! Чем раньше вы пришлёте SMS, тембольше баллов вы заработаете.
Эталон выполнения задания IIIэтапа
1 |
Святославич |
2 |
Гусли |
3 |
Змей Горыныч |
4 |
Книга |
5 |
Вороны |
1 |
Красные |
2 |
Ласточки |
3 |
Меч |
4 |
Белое |
5 |
Ковёр-самолёт |
С У Е Г Н К А Ч О Р – С Н Е Г У Р О Ч К А
SMS:Борисова Алёна, «Снегурочка», картина Васнецова.
