X-PDF

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественного направления «Волшебство пластики (лепка)»

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБУДО «Павловская ДШИ»

от «____»___________20__г.

Протокол № __________

Утверждаю:

Директор МБУДО «Павловская ДШИ»

___________ Балдуева Н.А.

Приказ № «  » ________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА

художественногонаправления

«Волшебствопластики (лепка)»

 

 

Кружковое объединение «Город мастеров»

 

 

 

Срокреализации программы – 1 год

Возрастобучающихся: 9-14 лет

Уровень– базовый

 

 

 

                                                              

                                                                             Автор-разработчик:

                                                                педагогдополнительного образования,

заслуженный учитель РФ,

                                                                Жилина Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

р.п. Павловка, 2020 г.

 

                                                   Содержание

 

 

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Содержание программы

10

Раздел №2  «Комплекс организационно-педагогических условий»

22

2.1.Календарный учебный график (КУГ)

22

2.2.Условия реализации программы

33

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы

36

2.4.Методические материалы

37

Список литературы

39

Нормативные документы

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1 «Комплекс основныххарактеристик программы»

 

1.1.Пояснительная записка.

 

«Мир по своей природе не только художественное произведение, но ихудожник».

                                Цицерон

 

   Великим богатствомобладает человек, которого научили видеть и ценить красоту окружающего мира –красоту природы, произведений искусства, красоту человеческих отношений! Но ещёболее богат тот, кто причастен к созданию красоты в любом её проявлении!Человек рождён быть творцом, мастером, созидателем. Только такой всестороннеразвитый человек может строить гармоничный и прекрасный мир.

   В общей системе художественного образования и эстетическоговоспитания детей важное место занимают занятия лепкой и скульптурой. Словоскульптура (лат.) обозначает высекание, резьбу из твердых материалов, или,иначе, ваяние. Одновременно со словом скульптура существует слово пластика(греч.), обозначающее работу в мягком материале – лепку или, иначе,скульптурную пластику.

  По своему происхождениюскульптура (и её разновидность лепка) – один из самых важных и древнейших видовискусства. Произведения данного вида искусства обладаютхудожественно-эстетическими и культурологическими свойствами, имея практическоеназначение в быту и труде. Русские мастера с незапамятных времён резали подереву, камню и кости, украшая дворцы и храмы; занимались гончарным промыслом,изготавливая самые необходимые в хозяйстве вещи от посуды до детских игрушек.

   Ребёнок, овладевая скульптурными навыками, становится участникомувлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, знакомится с богатымразнообразием и огромной духовной ценностью произведений народных мастеров. Занятиялепкой способствуют формированию эстетического вкуса, вооружают обучающихся технологическимизнаниями, развивают у них разнообразные умения и навыки. Всё это может служитьпсихологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии.

   Предлагаемая программа дополнительного образования детеймодифицированная.

 Программа имеет художественную направленность,соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающийхарактер.

     Дополнительностьпрограммы:

·    на занятиях по лепке обучающиеся пользуются знаниямипо основам многих наук (химии, биологии, литературы, истории, черчению, технологиии др.);

·    дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Волшебство пластики (лепка)» даетвозможность расширить  и  дополнить  образование  детей  в  области изобразительного искусства

·     ребёнок получает возможность не в будущем, а ужесейчас выполнить красивое и полезное изделие для украшения дома, своей комнаты;сделать оригинальный подарок близкому человеку; порадовать родных и друзейпраздничными сувенирами;

·     перед детьми открывается возможность участвовать ввыставках, конкурсах, благотворительных ярмарках, творческих мероприятиях;

·     в процессе занятий лепкой дети приобретаютусидчивость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, у них развиваетсяфантазия, хороший вкус, мелкая моторика пальцев рук.       

      Актуальность:

·       в настоящее время уделяетсябольшое внимание дополнительной работе с детьми в области художественного творчества,что положительным образом влияет на  успешное воспитание гармонично развитойличности;

·       дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)»актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образвещи, учит основам художественного изображения, приобщает ребёнка к народной имировой художественной культуре;

·       настоящая программа выстроенав соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их интересами, уровнем развитияи опирается на методические основы скульптурного образования детей, котороепомогает ребёнку увидеть и понять красоту объёмных предметов, получитьвозможность изготовить их своими руками.

     Новизна:

·       новизна дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство пластики (лепка)» заключаетсяв сочетании традиционных приемов лепки из пластилина и глины с современнымиспособами работы в разных пластических материалах (соленое тесто, скульптурнаямасса, паста для лепки и др.); в использовании новых инструментов иприспособлений; оригинальных основ для рельефных изображений; природныхматериалов, что, безусловно, активизирует индивидуальную творческуюдеятельность обучающихся;

·       новизна настоящейпрограммы обусловлена ее содержательной стороной: большим выбором разнообразныхзаданий разной сложности, в том числе индивидуальных, парных, групповых,коллективных;

·       программаориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в областихудожественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на созданиеоригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность,представления детей об окружающем мире;

·   занятия по даннойпрограмме носят воспита­тельный характер, прививают чувство  прекрасного,формируют чувство цвета, фактуры,  развивают у обучающихся умение и желаниеукрасить свой быт, желание разнообразить свой досуг.

Инновационность программы:

·       за последнее времяпоявилось много интересной литературы по использованию  различных пластическихматериалов в работе с детьми, однако эта литература не всегда может служитьудобным методическим пособием для уроков; в данной дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебство пластики (лепка)»предложены оригинальные авторские приёмы работы и задания, а также обобщены исистематизированы лучшие находки из большого количества публикаций, в том числеиз Интернета, по теме;

·       в отличие от академическойпрограммы по скульптуре (лепке), дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)» нацелена не только наовладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и, в большей степени,на пробуждение желания творить, придумывать, пробовать, на развитие детской фантазии;

·       программа предполагает не точноеповторение (копирование)  предложенного педагогом изделия, а вариативность вего исполнении или новое воплощение в зависимости от личной идеи, чтоспособствует развитию собственного творческого опыта.

      Педагогическая целесообразность:

·       дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)»вводит ребенка в удивительный мир творчества, предусматривает развитие уобучающихся изобразительных, художественно-конструкторских, технологическихспособностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;

·       программа  обеспечиваетсвязь истории и  современности, знакомство  с  лучшими образцами классического инародного декоративно-прикладного русского и зарубежного искусства;       

·       программа  предполагает усложнение  заданий  в  соответствии  с  возрастными  особенностями  детей,дает возможность поверить в себя, в свои способности, что может нацелить надальнейшую учёбу в Детской школе искусств и овладение будущей творческойпрофессией.

     Адресат программы:

     данная программарассчитана на обучение детей 9-14 лет.

    Объём и срок освоения программы:

·       срок реализации 1 год;

·       объём учебной нагрузки – 3часа в неделю (108 часов в год);

·       программа являетсямодульной и состоит из четырёх модулей:

1.    «В творческой мастерской»;

2.    «Горки и овраги»;

3.    «Сказочный мир русскойнародной игрушки»;

4.    «Я – скульптор! Я –творец!».

  В первом модуле «В творческой мастерской» обучающиеся знакомятся  сразличными пластическими материалами, а также необходимыми инструментами иприспособлениями для занятий; изучаются начальные приёмы работы с пластическимиматериалами.

  Второй модуль «Горки и овраги» позволяет обучающимся освоить видырельефного изображения на плоскости от невысокого (барельеф) до высокого(горельеф); изучить приёмы работы над рельефом, используя разные видыплоскостей (по материалу, форме и т.д.), на которые накладывается рельеф.

  Третий модуль «Сказочный мир русской народной игрушки» предполагаетизучение народной глиняной игрушки, знакомство с известными народнымипромыслами России; знакомство с видами основ для игрушек и каркасов; изготовлениевариативных и авторских игрушек из различных пластических материалов, сувениров.

  Четвёртый модуль «Я – скульптор! Я – творец!» предполагаетпластическое изображение человека, животных и птиц; создание сложных скульптурныхрельефных композиций; создание композиций из фигур (круглая скульптура).

  Освоение первого модуля предполагается в период с 1 сентября по 31 октября,что соответствует первой учебной четверти общеобразовательных школ; второгомодуля – с 1 ноября по 27 декабря; третьего модуля – с 10 января по 31 марта;четвёртого – с 1 апреля по 25 мая (согласно уставу МБУДО «Павловская ДШИ»).

  Реализация данной программы проводится  в кружковом объединении «Городмастеров» на базе МБУДО «Павловская ДШИ» МО «Павловский район».     

  Обеспечение материальной базы осуществляется из личных источников (родителиобучающихся, спонсоры) и частично источников МБУДО «Павловская ДШИ».

Форма обучения:

·       обучение по программеочное;

·       основной организационнойформой в ходе реализации является занятие, которое обеспечивает четкость инепрерывность процесса обучения и даёт возможность соединения коллективных,групповых и индивидуальных форм обучения.

При необходимостипрограмма может быть осуществлена и в дистанционной форме обучения (с учетомФедерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации статья 16), реализуемой с применениеминформационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)взаимодействии обучающихся и педагогических работников и включает необходимоеколичество теоретических и практических занятий.

 Одной из современныхинновационных форм организации образовательной деятельности  являетсяиспользование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредствомглобальной электронной сети Интернет организовать обучение детей, находящихсятерриториально в любом уголке
земного шара (естественно, при наличии подключения ксистеме Интернет).

  Цели дистанционногообучения:

   — предоставлениеразличным социальным группам равных образовательных возможностей;
     — повышение качественного уровня образования засчет более активного использования образовательного потенциала квалифицированныхпедагогов;
      — получение дополнительного образования учащимисяпараллельно с
их непосредственной учебной деятельностью;

    — расширениеобразовательной среды, полное удовлетворение потребностей учащихся в областиобразования.

 В программеприменяются различные формы (методы) дистанционных занятий:
  — веб – занятия (дистанционные уроки, конференции,семинары, лекции, мастер-классы, и др. формы,проводимые с использованием средств телекоммуникаций);

— виртуальныепосещения музеев и выставок;

— тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

— адресные дистанционные консультации;

-почтовая рассылкаучебно-методических материалов, видео- и
аудиофайлов.

  В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Googl Form,чаты в Viber, WatsApp, ВКонтакте  и т.д.

В мессенджерах и соцсетях с начала обучения создаетсягруппа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания иприсылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону,индивидуальные занятия  по видеосвязи в Viber, WatsApp, ВКонтакте.

      К особенностямдистанционного обучения можно отнести:

  • гибкость (нет необходимости посещать занятия в виде лекций, семинаров, а можно работать в удобное время, в удобном месте);
  • экономическая эффективность (эффективное использование учебных
    площадей, технических средств, благодаря привлечению информационных и телекоммуникационных технологий).

   Учебный материал программы каждого модуля разбит натематические разделы.

  Формы занятий:лекции, беседа, «мозговой штурм», метод индивидуальных оригинальных заданий,практика,  самостоятельная работа, зачет, праздники, викторины, творческиеконкурсы; виртуальная экскурсия.

   Программа можетбыть реализована при сетевом взаимодействии. В
случаях реализации программы в условиях сетевого взаимодействия,принимающая сторона (на базе которой проходят занятия) должна обеспечитьвозможность реализации программы: кадровымпедагогическим составом.

 Формы и режим занятий:

·   теоретическая часть;

· практическая часть;

· наблюдения;

· виртуальные экскурсии и путешествия;

· презентации  готовых  изделий.

 Особенности организации образовательной деятельности:

Численный состав групп объединений составляет не менее 15 человек. Это, какправило, разновозрастная группа в возрасте от 9 до 14 лет. При необходимости кпрограмме может быть разработан индивидуальный маршрут обучающегося какодаренного, так и менее активного.

     Набор осуществляется самозаписью, на основании заявления родителяпотенциального обучающегося директору  МБУДО «Павловская ДШИ» (по установленнойформе), а также на портале «Навигатор дополнительного образования Ульяновскойобласти» путем подачи заявки на обучение по данной программе.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательногопроцесса

·       словесные: объяснение,рассказ, беседа, диалог;

·       наглядный: показ,наблюдение, иллюстрация, демонстрация приёмов работы;

·       практический: упражнения, самостоятельные,творческие работы;

·       объяснительно-иллюстрированный:рассказ, лекция, работа с литературой, иллюстративным материалом, демонстрациякартин, наглядных пособий;

·       поисковый: решениепроблемных ситуаций, поисковая работа;

·       эмоциональный (подборассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

    Предложенные методы работы в рамках дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство пластики» являютсянаиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебногопредмета,  основаны на проверенных методиках и сложившихся традицияхизобразительного творчества, то есть на принципах: наглядности,последовательности,  целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Режим занятий:

занятия проводятся согласно утвержденному расписанию – 2 занятия внеделю по 1,5 часа, продолжительность одного занятия – 40 минут (с обязательным10-ти минутным перерывом).

Уровень программы:базовый.

Цель программы: формирование у обучающихся художественной культурыкак составной части материальной и духовной культуры; развитиехудожественно-творческой активности; формирование объемного видения предметов,  осмыслениепластических особенностей формы, развитие чувства цельности композиции, пониманиеобъема и трехмерного пространства, умение его творчески организовать.  

Задачи, реализуемые в процессе обучения

Образовательные:

·       организовать возможностьдля обучающихся сознательно овладеть    необходимыми  знаниями, навыками иумениями по предмету;

·       научить средствам выражения художественных замыслов в пластическом образе в процессах личноготворчества и сотворчества;

·       наиболее  эффективно уравновесить  в  обучение  восприятие искусства  и творческую  практику;

·     на  основе  личностно-образовательного  подхода  к учащимся  способство-  вать более полному раскрытию и развитию их творческихспособностей.

·    сформировать специальные знания, умения по предмету(основы техники лепки, конструирование, применение каркасов и т.д.);

·       вооружить обучающихсятехническими, технологическими знаниями, развить у них трудовые навыки, провестипсихологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии;

Развивающие:

·     способствовать развитию культуры труда,пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности;

·  способствовать выработкеу обучающихся  личностной позиции при  анали-  

           зе  художественных произведений:

·  способствоватьрасширению кругозора;

·   развиватьпознавательную и творческую активность, фантазию, образное и   

           логическое мышление;

·  развивать интерес клепке, разным видам художественного творчества;

Воспитательные:

·   воспитыватьпатриотизм  через  активное  познание истории материальной

       культуры и традиций своего и других народов;

·   воспитывать трудолюбие,  творческое  отношения  к  жизни, учёбе, труду,    

       искусству, уважительное отношение к людям труда, творческих профессий;  

·   формировать представление об эстетических ценностях, воспитывать

        ценностное  отношение к прекрасному через знакомство обучающихся  с    

        художественно-ценными  примерами  материального мира,  через     

        восприятие красоты  природы, эстетическую выразительность предметов

        рукотворного   мира;     

·   воспитывать эстетику  труда,  эстетику  трудовых  отношений  в процессе

       выполнения парных, групповых и коллективных художественных проектов;

·   воспитыватьценностное отношение к природе, окружающей среде

       (создание из различных пластических материалов образов картин природы,

       животных), воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

·     воспитыватьценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы синструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистыхматериалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.);

·     формироватьу обучающихся коммуникативную, гражданскую, социальную, этическую, эстетическуюкомпетентности.

   Обучение носит теоретический, познавательный и практический характернаряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическимособенностям каждого учащегося. Процесс изготовления красивых и нужных изделийкоординирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенностив своих силах и возможностях. Возникает чувство радости и уважения к своемутруду. Появляется определённый опыт в умении и мастерстве. Постепенно обучающиесяначинают переходить от наиболее простой техники исполнения к более сложным еёвидам.

1.2. Содержание программы

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебный предмет «Волшебство пластики (лепка)» сосроком обучения 1 год

Общая трудоемкость учебного предмета составляет 153часа,

из них: 108 часов – аудиторные занятия, 45 –самостоятельная работа.

 

              Вид учебной работы,

аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

аттестация

 

    Аудиторные занятия

(в часах)

108

     Самостоятельная работа

( в часах)

45

     Вид

аттестации

Экзамен (просмотр)

Максимальная учебная

  нагрузка (в часах)

153

 

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного занятия

Общий объем времени в часах

Макси-

мальная

нагрузка

Самосто-

ятельная

работа

Аудитор-

ные

занятия

 

 

 

153

45

108

1 модуль «В творческой мастерской»

1.1.

 Вводный урок. Предмет  «Лепка». Требования к обучающимся.  Порядок работы в мастерской лепки. Беседа по тех-нике безопасности. Организация рабочего места в школе и дома.

Урок

4

1

3

1.2.

 «Знакомство с пластическими матери-алами». Физические и химические свой-ства разных пластических материалов. Знакомство с работами, выполненными из разных пластических материалов.

Урок

4

1

3

1.3.

«Инструменты и приспособления для работы с пластическими материалами». Разнообразие поверхностей-основ для выполнения полуобъёмных работ.

Урок

4

1

3

 

Каркасы и подставки для выполнения объёмных работ.

 

 

 

 

1.4.

 «Пластилиновое царство». Основы плас-тилиновой живописи. Выполнение творче-ской композиции в технике пластилиновой живописи.

Урок

5

2

3

1.5.

 «Пластилиновая аппликация». Выполне-ние упражнений на изготовление простых элементов. Выполнение несложной компо-зиции из простых элементов.

Урок

4

1

3

1.6.

 «Полимерная глина». Выполнение упраж-нений на создание из полимерной глины простых элементов: Выполнение неслож-ной творческой работы. 

Урок

5

2

3

1.7.

 «Природная глина». Предварительная работа с глиной. Выполнение несложных элементов, упражнений. Выполнение творческой работы.

Урок

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

5

2

3

1.8.

 «Солёное тесто». Выполнение  несложных элементов, упражнений. Выполнение творческой работы.

Урок

5

2

3

1.9.

 «Наши первые шаги». Досуговое меро-приятие  Выставка творческих работ обучающихся.

Урок-праздник

3

3

II модуль «Горки и овраги».

2.1.

 «Изучаем рельеф.  Виды рельефного изо-бражения: барельеф, горельеф». «Изра-зец». Знакомство с русскими изразцами. Выполнение простейшего рельефа – эскиза изразца.

Урок-экскурсия в музей

3

1

2

2.2.

  «В царстве Флоры». «Барельеф – невы-сокое объёмное изображение на плоскости». Выполнение упражнений: рельефные изображение (менее половины объёма) разнообразных листьев, стеблей, цветов на плоскости.

Урок

3

1

2

2.3.

 «Подарок маме». Выполнение рельефной творческой композиции  на тему по выбору.

Урок

5

2

3

2.4.

 «В царстве Фауны». Барельеф. Выпол-нение рельефных изображений птиц и животных на плоскости.

Урок

3

1

2

2.5.

 «Моё любимое животное». Выполнение творческой рельефной композиции на тему по выбору.

Урок

3

1

2

2.6.

 «Горельеф – высокое полуобъёмное изо-бражение на плоскости. Выполнение упражнений – рельефное (половина или более половины объёма) изображение.

Урок

3

1

2

2.7.

 «Новогодние чудеса». Выполнение полу-объёмных рельефных изображений птиц, животных, людей. Выполнение сувениров, новогодних талисманов (животное года), украшений, ёлочных игрушек, Рож-дественских букетов, новогодних компо-зиций.

Урок

5

2

3

2.8.

 «Любимый праздник». Применение основы цилиндрической формы. Выпол-нение творческой рельефной полуобъ-0ёмной композиции на тему по выбору «Рождество», «Новый год», «Наша ёлка», «Маскарад» и др.

Урок

5

2

3

2.9.

«Рождественская звезда». Досуговое мероприятие.  Выставка-ярмарка  творче-ских работ обучающихся.

Урок-праздник

3

3

III модуль «Сказочный мир русской народной игрушки»

3.1.

 «Русская глиняная игрушка». Круглая скульптура малых форм. Основные центры, промыслы в России. Глиняная игрушка Орловская, Курская, Воронежская, Скопинская и другие.

Урок-экскурсия

 в музей

3

1

2

3.2.

   «Дымковская игрушка». Центр народного промысла. Основные образы. Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле дымковской игрушки.

Урок

3

1

2

3.3.

 «Сказочные птицы». Выполнение творческой работы – скульптуры малой формы на тему по выбору с последующим декорированием.

Урок

3

1

2

3.4.

 «Каргопольская игрушка». Знакомство с промыслом. Основные образы.   Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле каргопольской игрушки.

Урок

3

1

2

3.5.

 «Фантастические животные». Выполнение творческой работы – скульптуры малой формы на тему по выбору  с последующим декорированием.

Урок

3

1

2

3.6.

 «Городецкая игрушка». Знакомство с народным помыслом Городца. Основные образы. Пластика и декоративность, цветовое решение.   Традиции и современ-ность. Выполнение эскиза Городецкой игрушки.

Урок

3

1

2

3.7.

 «Филимоновская игрушка». Знакомство с народным помыслом. Основные образы. Пластика и декоративность, цветовое решение Традиции и современность. Выполнение эскиза Филимоновской  игрушки.

Урок

3

1

2

3.8.

 «Абашевская игрушка». Один из промыслов старинного села Пензенской области. Горшечники и дудочники. Основ-ные образы. Традиции и современность. Выполнение эскиза Абашевской игрушки.

Урок

3

1

2

3.9.

 «Мой сказочный мир». Выполнение твор-ческой работы – круглая скульптура чело-века или сказочного очеловеченного персонажа животного по мотивам русской глиняной игрушки.

Урок

5

2

3

3.10.

 Заветы русской старины». Досуговое мероприятие.  Выставка-ярмарка  творче-ских работ обучающихся.

Урок-праздник

3

3

IV модуль «Я – скульптор! Я – творец!»

4.1.

 «Авторская рельефная полуобъёмная  творческая работа на тему по выбору.

Урок

14

5

9

4.2.

 «Авторская творческая работа (круглая скульптура) – композиция на тему по выбору.

Урок

14

5

9

4.3.

 «Мой творческий мир». Досуговое мероприятие.  Выставка-ярмарка  творче-ских работ обучающихся.

Урок-праздник

3

1

2

4.4.

 Экзамен (просмотр).

 

1

1

 

 

Итого:

153

45

108

 

Содержание программы

1 модуль «В мастерской скульптора».

1.1. Тема: Вводный урок. Предмет  «Лепка». Требования к обучающимся. Знакомствос программой, основными темами. Порядок работы в мастерской лепки. Беседа потехнике безопасности. Организация рабочего места в школе и дома. Как собрать«сундучок мастера».

Теоретические понятия: искусство, виды искусства, виды изобразительного искусства,скульптура, лепка.

Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,принадлежности.

Самостоятельная работа: организовать дома рабочее место, собрать «сундучокмастера» с необходимыми инструментами и материалами.

1.2.Тема:«Знакомство с пластическими материалами». Пластические материалы: пластилин, глина, полимернаяглина, солёное тесто и др. Физические и химические свойства разных пластическихматериалов. Виды пластилина, виды природной глины, виды полимерной глины,разные рецепты соленого теста
Цвета в пластилиновых наборах. Знакомство сработами, выполненными из разных пластических материалов.

Теоретические понятия: скульптура, лепка,  пластические материалы, каркасы.

Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,
основы (дерево, ДСП, ДВП и др.), подставки, каркасы.

Самостоятельная работа: выполнить упражнения из пластилина на смешиваниецветов.

1.3. Тема: «Инструменты и приспособлениядля работы с пластическими материалами». Разнообразие поверхностей-основ для выполненияполуобъёмных работ на плоскости. Каркасы и подставки для выполнения объёмныхработ.

Теоретические понятия: скульптура, лепка,  пластические материалы.

Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,принадлежности скульптора.

Самостоятельная работа: выполнить простейшие каркасы для лепки фигуркиживотного,
птицы, человека.

14. Тема: «Пластилиновое царство». Основы пластилиновой живописи. Выполнение упражнений на смешивание цветов,мраморный эффект. Выполнение творческой композиции в технике пластилиновойживописи на тему («Море, небо, облака», «Костер» и др.)

Теоретические понятия: пластилин, виды пластилина, пластилиновая живопись.
Оборудование: картон формата А4, пластилин, стекло.

Самостоятельная работа: выполнить рисунок пластилином на стекле;
выполнить пейзаж пластилином.

 1.5. Тема: «Пластилиновая аппликация». Выполнениеупражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска,сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.Выполнение несложной композиции из простых элементов («Яблонька», «Деревоосенью», «Барашек», «Домик», «Машинка», «Посудная полка», «Аквариум»,«Пластилиновая мозаика», «Пластилиновый алфавит», «Лоскутное одеяло» и др.)Знакомство с выразительными средствами лепки. Закрепление изученной техники.Формирование умения перерабатывать природные формы в стилизованные, развитиенаблюдательности, фантазии, образного мышления, развитие мелкой моторики.

Теоретические понятия: пластилин, виды пластилина, пластилиновая живопись.
Оборудование: картон или пластик формата А4, пластилин, инструменты.

Самостоятельная работа: выполнение творческой работы из простых элементов«Цветик-семицветик», «Бабочка», «Божья коровка», «Гусеница».

1.6. Тема: «Полимерная глина».Выполнение упражнений на создание из полимерной глины простых элементов: шарик,сердечко, звёздочка, ягодка  и др. Выполнение творческой работы  по выбору: а)украшения («Бусы», «Медальон», «Брошь», «Заколка», «Подвеска»);  б) сувениры,ёлочные игрушки; в) магниты («Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Насекомые»,«Птицы»,  «Животные»).

Теоретические понятия: пластические материалы, полимерная глина, видыполимерной глины.
Оборудование: картон или пластик формата А4, пластилин, инструменты.

Самостоятельная работа: изготовление украшения, сувенира.

1.7. Тема: «Природная глина». Виды природной глины:нормальные, жирные и тощие; белые, синие, темно-серые, гончарные, кирпичные,керамзитовые, черепичные. Предварительная работа с глиной. Выполнение несложныхэлементов, упражнений. Выполнение творческой работы «Глиняная посуда»(«Блюдечко», «Чашка», «Солонка» и др.).

Теоретические понятия: пластические материалы, природная глина. Видыприродной глины.
Оборудование: картон или пластик формата, природная глина, инструменты.

Самостоятельная работа: выполнение несложной работы из глины.

1.8. Тема: «Солёное тесто». Вариантырецептов изготовления соленого теста, применение инструментов и разнообразных приспособлений.  Выполнение  несложных элементов, упражнений. Выполнениетворческой работы «Жучок на листке».

Теоретические понятия: пластические материалы, солёное тесто.

Оборудование: солёное тесто, инструменты, приспособления,подставки,
основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнение несложной работы из солёного теста повыбору: «Рыбка», «Цветы в горшке или в  вазе».

1.9.Тема: «Наши первые шаги». Досуговое мероприятие.  Выставка творческихработ обучающихся.

Самостоятельная работа: подготовить основы для рельефных работ (дерево, ДВП,ДСП, пластик).

II модуль «Горки и овраги».

2.1.Тема: «Изучаем рельеф.  Виды рельефного изображения: барельеф,горельеф».
Знакомство с рельефными украшениями архитектурных сооружений прошлого инастоящего. Просмотр работ обучающихся ДШИ с рельефными изображениями.
«Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формированиенавыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакеткидля изразца, нанесение орнамента.
Выполнение простейшего рельефа – эскиза изразца.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, плакетка, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: запомнить теоретические понятия, сделать наброскидля выполнения рельефа на тему «Листья, стебли, цветы», «Орнамент».

2.2. Тема: «В царстве Флоры». «Барельеф – невысокое объёмное изображение наплоскости».
Применение разныхинструментов и приспособлений для работы с пластилином, солёным тестом.Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формированиеумения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целогокуска и наклеивания на изображение – шаблон. Выполнение упражнений: рельефныеизображение (менее половины объёма) разнообразных листьев, стеблей, цветов наплоскости.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.

2.3. Тема: «Подарок маме». Выполнениерельефной творческой композиции  на тему по выбору «Летний букет», «Ягоднаяполянка», «Цветы на лугу», «Цветущая ветвь», «Букет из осенних листьев» и др.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз композиции. Проработать деталикомпозиции.

2.4. Тема: «В царстве Фауны». Барельеф. Формирование умения перерабатывать природные формы,развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Дальнейшееформирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики.
Выполнение рельефных изображений птиц и животных на плоскости.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.

2.5. Тема «Моё любимое животное». Выполнение творческой рельефной композиции на тему по выбору «Дикиептицы и животные», «Домашние птицы и животные», «Мой четвероногий друг» и др.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто, приспособления,подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз композиции. Проработать деталикомпозиции.

2.6. Тема: «Горельеф – высокое полуобъёмное изображение на плоскости». Применение разных инструментов иприспособлений для работы с пластилином, солёным тестом.

Выполнение упражнений  – рельефное (половина или более половины объёма)изображение овощей, фруктов, грибов, ягод.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.

2.7. Тема: «Новогодние чудеса». Выработка умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшееформирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композициимелкими деталями. Выполнение полуобъёмных рельефных изображений птиц, животных,людей.  Выполнение сувениров, новогодних талисманов (животное года), украшений,ёлочных игрушек, Рождественских букетов, новогодних композиций «Шарик на еловойветке», «Снеговичок» и др.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить композицию «Пирожное». Проработать деталикомпозиции.

2.8. Тема: «Любимый праздник». Применение основы цилиндрической формы – ведерко для подарков.Выполнение творческой рельефной полуобъёмной композиции на тему по выбору «Рождество»,«Новый год», «Наша ёлка», «Маскарад» и др.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.

Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: подготовить работы к выставке, оформление.

2.9.Тема: «Рождественская звезда». Досуговое мероприятие  Выставка-ярмаркатворческих работ обучающихся.

Самостоятельная работа: индивидуальные задания: подготовить сообщения назаданные темы.

III модуль «Сказочный мир русской народной игрушки».

3.1. Тема «Русская глиняная игрушка». Круглая скульптура малых форм. Глиняная игрушка –своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокойдревности пришло к нам искусство малых пластических форм с декоративнойросписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый виднародного искусства: многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались недля игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Основные центры,промыслы в России. Глиняная игрушка Орловская, Курская, Воронежская, Скопинскаяи другие. Примеры изделий русских мастеров. Основные образы. Пластическое ицветовое решение. Традиции и современность.

Теоретические понятия: природная глина, виды глины, гончарный промысел, круглаяскульптура, скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественныйобраз, орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить зарисовки глиняных игрушек. 

3.2. Тема:  «Дымковская игрушка». Центрнародного промысла. Основные образы: барыни и дамы; военные и всадники;барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски,доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные – таковы многочисленные и разнообразныеперсонажи дымковских игрушек этого и боле позднего времени. В основном, онипредставляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это времякомпозиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа –игрушки-свистульки. Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одногоиз персонажей в стиле дымковской игрушки.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз одного из персонажей дымковскойигрушки.
3.3. Тема: «Сказочные птицы».  Выполнение творческой работы –скульптуры малой формы на тему по выбору «Птица Голубица», «Гусь-красавец»,«Уточка-модница», «Индюк-хозяин», «Птичка Веснянка», «Лебёдушка-молодушка»  идр. с последующим декорированием.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз авторской игрушки на тему «Сказочныептицы».

3.4.Тема: «Каргопольская игрушка». Знакомство с промыслом. Основные образы: птицы, кони, олени,медведи, козлы, бараны, собаки; сюда же относятся также некоторые варианты женскихфигур. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовойразработкой орнамента. Среди игрушек отмечается особое обилие фантастическихживотных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценкидовольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящихна дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку, и т.д.Кровная связь с земледельческой культурой объясняет и определенную архаичностьформ каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек. Пластическое и цветовоерешении. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле каргопольской игрушки.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в каргопольскомстиле.

3.5.Тема: «Фантастические животные». Выполнение творческой работы –скульптуры малой формы на тему по выбору «Мишка-гармонист»,«Козлик-балалаечник»», «Барашек-гусляр», «Собачка в шляпе», «Кошка-хозйка сосвязкой рыбы», «Лиса с петухом»  и др. с последующим декорированием.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз авторской игрушки на тему«Фантастические животные».

3.6 Тема:«Городецкая игрушка». Знакомствос народным помыслом Городца. Основные образы: свистульки петушков, лебедей,птиц Сиринов, коней, баранчиков, коров и прочих животных. Пластика и декоративность, цветовое решение.   Сохранились донастоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушкирасставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени.Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевымикрасками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все туловоигрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика -свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычкомнаносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятнапо желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписыватьигрушки и «под Хохлому». Традиции и современность. Выполнение эскиза Городецкойигрушки.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Городецком стиле.

3.7. Тема: «Филимоновская игрушка». накомствос народным помыслом. Основные образы: высокие барыни в широких юбках колоколом, сосиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливыхлошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери, сюжеты с людьми иживотными. Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки.Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах,многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существуетмного вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек».  Пластика идекоративность, цветовое решение.   Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическимиузорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от ужешироко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они сталиоткровением не только для многих любителей русского искусства, но и длябольшинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживаетсятысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X – XI веков,найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всегофилимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческуютерракотовую скульптуру. Традиции и современность.

Выполнение эскиза Филимоновской  игрушки.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ, орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Филимоновскомстиле.

3.8. Тема: «Абашевская игрушка». диниз промыслов старинного села Пензенской области. Горшечники и дудочники.Основные образы: домашние животные, птицы, олени, всадники, барыни,игрушки-свистульки. Традиции и современность.
Выполнение эскиза Абашевской игрушки.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Абашевском стиле.

3.9. Тема: «Мой сказочный мир». Выполнение творческой работы – круглая скульптура человека илисказочного очеловеченного персонажа животного по мотивам русской глинянойигрушки: «Барыня», «Рыбак с рыбой», «Нянька с ребенком»,  «Хозяйка с кувшином»,«Мама-белка», «Мама-кошка», «Мама-медведица», «Мама-зайчиха», «Медведь с бочкоймёда», «Кот-гармонист», «Дедушка Боровик с внучатами»  и др.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз творческой работы по теме; эскизцветового решения.

3.10.Тема: «Заветы русской старины». Досуговое мероприятие  Выставка-ярмарка творческих работ обучающихся.

Самостоятельная работа: индивидуальные задания: темы и эскизы творческихработ.

IVмодуль «Я – скульптор! Я – творец!»

4.1.Тема:«Авторская рельефная полуобъёмная  творческая работа на тему по выбору:«Зоопарк», «Дикие и домашние животные», «Подводный мир», «Любимый праздник», «Вгостях у сказки», «Мир вокруг нас», «Природы чудеса», «Космический полёт»,«Натюрморт», «Мои увлечения», «Города и веси», «Отдыхаем дружно», «В цирке»  идр.

Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, пластика,декоративность, художественный образ.

Оборудование: пластилин, полимерная глина, солёное тесто,приспособления, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: эскиз композиции, выбор персонажей; эскиз цветовогорешения; проработка деталей.

4.2. Тема: «Авторская творческая работа (круглая скульптура) – композиция натему по выбору: «Я и моидрузья», «Я и мой четвероногий друг», «Бабушкины сказки», «В деревне», «Впарке», «На речке», «Сказочные герои», «Любимое занятие», «Спорт», «Танец»,«Отдых», «Игра», «Праздник», «Цирк», «Ярмарка», «и др.

Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.

Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы,  инструменты.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз творческой работы по теме; выборперсонажей, эскиз цветового решения, проработка деталей.

4.3.Тема: «Мой творческий мир». Досуговое мероприятие  Выставка-ярмарка творческих работ обучающихся.

Самостоятельная работа: оформление работ, подготовка к экзамену.

Экзамен (просмотр)

Прогнозируемые результаты:

Обучающиесяполучат возможность

·     развить воображение, образное мышление,интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности,сформировать познавательные интересы;

·     расширить знания и представления отрадиционных и современных материалах для работы в области скульптуры и лепки;

·     познакомиться с историей происхожденияматериалов, с его современными видами и областями применения;

·     познакомиться с новыми технологическимиприемами обработки различных материалов, с новыми инструментами приспособлениямидля обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

·     использовать ранее изученные приемы в новыхкомбинациях и сочетаниях;

·     создавать полезные и практичные изделия,осуществляя помощь своей семье;

·     совершенствовать навыки трудовой деятельностив коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказыватьпомощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельностьокружающих и свою собственную;

·     оказывать посильную помощь в дизайне иоформлении класса, школы, своего жилища;

·     достичь оптимального для каждого уровняразвития;

·     сформировать систему универсальных учебныхдействий;

·     сформировать навыки работы с информацией.

 

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения по программе обучающиеся должны получить знания:

— о пластических материалах, оборудовании, инструментах,приспособлениях, технологических приёмах работы;

— о правилах безопасности труда и личнойгигиены при обработке различных материалов;

— о месте и роли скульптуры в жизни человека;

— о видах изобразительного искусства, в томчисле скульптуры;

          — о понятиях«скульптура», «пластика», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность»,«рельеф», «круговой обзор», композиция»;

— о проектной деятельности

— об истории возникновения и развития гончарногопромысла;

умения:

— работать нужными инструментами иприспособлениями;

          — наблюдать предмет, анализировать его объем,пропорции, форму;

— передавать массу, объем,пропорции, характерные особенности      

  предметов;

последовательно вести работу;

— работать с натуры и попамяти;

применятьтехнические приемы лепки рельефа и росписи;

          — конструктивного ипластического способов лепки.

 

 

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1.Календарно – учебный график освоенияпрограммы


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет