МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПАВЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБУДО «Павловская ДШИ» от «____»___________20__г. Протокол № __________ |
Утверждаю: Директор МБУДО «Павловская ДШИ» ___________ Балдуева Н.А. Приказ № « » ________ 20___ г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
художественногонаправления
«Волшебствопластики (лепка)»
Кружковое объединение «Город мастеров»
Срокреализации программы – 1 год
Возрастобучающихся: 9-14 лет
Уровень– базовый
Автор-разработчик:
педагогдополнительного образования,
заслуженный учитель РФ,
Жилина Людмила Владимировна
р.п. Павловка, 2020 г.
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» |
3 |
1.1.Пояснительная записка |
3 |
1.2.Содержание программы |
10 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
22 |
2.1.Календарный учебный график (КУГ) |
22 |
2.2.Условия реализации программы |
33 |
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы |
36 |
2.4.Методические материалы |
37 |
Список литературы |
39 |
Нормативные документы |
40 |
Раздел №1 «Комплекс основныххарактеристик программы»
1.1.Пояснительная записка.
«Мир по своей природе не только художественное произведение, но ихудожник».
Цицерон
Великим богатствомобладает человек, которого научили видеть и ценить красоту окружающего мира –красоту природы, произведений искусства, красоту человеческих отношений! Но ещёболее богат тот, кто причастен к созданию красоты в любом её проявлении!Человек рождён быть творцом, мастером, созидателем. Только такой всестороннеразвитый человек может строить гармоничный и прекрасный мир.
В общей системе художественного образования и эстетическоговоспитания детей важное место занимают занятия лепкой и скульптурой. Словоскульптура (лат.) обозначает высекание, резьбу из твердых материалов, или,иначе, ваяние. Одновременно со словом скульптура существует слово пластика(греч.), обозначающее работу в мягком материале – лепку или, иначе,скульптурную пластику.
По своему происхождениюскульптура (и её разновидность лепка) – один из самых важных и древнейших видовискусства. Произведения данного вида искусства обладаютхудожественно-эстетическими и культурологическими свойствами, имея практическоеназначение в быту и труде. Русские мастера с незапамятных времён резали подереву, камню и кости, украшая дворцы и храмы; занимались гончарным промыслом,изготавливая самые необходимые в хозяйстве вещи от посуды до детских игрушек.
Ребёнок, овладевая скульптурными навыками, становится участникомувлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, знакомится с богатымразнообразием и огромной духовной ценностью произведений народных мастеров. Занятиялепкой способствуют формированию эстетического вкуса, вооружают обучающихся технологическимизнаниями, развивают у них разнообразные умения и навыки. Всё это может служитьпсихологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая программа дополнительного образования детеймодифицированная.
Программа имеет художественную направленность,соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающийхарактер.
Дополнительностьпрограммы:
· на занятиях по лепке обучающиеся пользуются знаниямипо основам многих наук (химии, биологии, литературы, истории, черчению, технологиии др.);
· дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Волшебство пластики (лепка)» даетвозможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства
· ребёнок получает возможность не в будущем, а ужесейчас выполнить красивое и полезное изделие для украшения дома, своей комнаты;сделать оригинальный подарок близкому человеку; порадовать родных и друзейпраздничными сувенирами;
· перед детьми открывается возможность участвовать ввыставках, конкурсах, благотворительных ярмарках, творческих мероприятиях;
· в процессе занятий лепкой дети приобретаютусидчивость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, у них развиваетсяфантазия, хороший вкус, мелкая моторика пальцев рук.
Актуальность:
· в настоящее время уделяетсябольшое внимание дополнительной работе с детьми в области художественного творчества,что положительным образом влияет на успешное воспитание гармонично развитойличности;
· дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)»актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образвещи, учит основам художественного изображения, приобщает ребёнка к народной имировой художественной культуре;
· настоящая программа выстроенав соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их интересами, уровнем развитияи опирается на методические основы скульптурного образования детей, котороепомогает ребёнку увидеть и понять красоту объёмных предметов, получитьвозможность изготовить их своими руками.
Новизна:
· новизна дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство пластики (лепка)» заключаетсяв сочетании традиционных приемов лепки из пластилина и глины с современнымиспособами работы в разных пластических материалах (соленое тесто, скульптурнаямасса, паста для лепки и др.); в использовании новых инструментов иприспособлений; оригинальных основ для рельефных изображений; природныхматериалов, что, безусловно, активизирует индивидуальную творческуюдеятельность обучающихся;
· новизна настоящейпрограммы обусловлена ее содержательной стороной: большим выбором разнообразныхзаданий разной сложности, в том числе индивидуальных, парных, групповых,коллективных;
· программаориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в областихудожественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на созданиеоригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность,представления детей об окружающем мире;
· занятия по даннойпрограмме носят воспитательный характер, прививают чувство прекрасного,формируют чувство цвета, фактуры, развивают у обучающихся умение и желаниеукрасить свой быт, желание разнообразить свой досуг.
Инновационность программы:
· за последнее времяпоявилось много интересной литературы по использованию различных пластическихматериалов в работе с детьми, однако эта литература не всегда может служитьудобным методическим пособием для уроков; в данной дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебство пластики (лепка)»предложены оригинальные авторские приёмы работы и задания, а также обобщены исистематизированы лучшие находки из большого количества публикаций, в том числеиз Интернета, по теме;
· в отличие от академическойпрограммы по скульптуре (лепке), дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)» нацелена не только наовладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и, в большей степени,на пробуждение желания творить, придумывать, пробовать, на развитие детской фантазии;
· программа предполагает не точноеповторение (копирование) предложенного педагогом изделия, а вариативность вего исполнении или новое воплощение в зависимости от личной идеи, чтоспособствует развитию собственного творческого опыта.
Педагогическая целесообразность:
· дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство пластики (лепка)»вводит ребенка в удивительный мир творчества, предусматривает развитие уобучающихся изобразительных, художественно-конструкторских, технологическихспособностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;
· программа обеспечиваетсвязь истории и современности, знакомство с лучшими образцами классического инародного декоративно-прикладного русского и зарубежного искусства;
· программа предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей,дает возможность поверить в себя, в свои способности, что может нацелить надальнейшую учёбу в Детской школе искусств и овладение будущей творческойпрофессией.
Адресат программы:
данная программарассчитана на обучение детей 9-14 лет.
Объём и срок освоения программы:
· срок реализации 1 год;
· объём учебной нагрузки – 3часа в неделю (108 часов в год);
· программа являетсямодульной и состоит из четырёх модулей:
1. «В творческой мастерской»;
2. «Горки и овраги»;
3. «Сказочный мир русскойнародной игрушки»;
4. «Я – скульптор! Я –творец!».
В первом модуле «В творческой мастерской» обучающиеся знакомятся сразличными пластическими материалами, а также необходимыми инструментами иприспособлениями для занятий; изучаются начальные приёмы работы с пластическимиматериалами.
Второй модуль «Горки и овраги» позволяет обучающимся освоить видырельефного изображения на плоскости от невысокого (барельеф) до высокого(горельеф); изучить приёмы работы над рельефом, используя разные видыплоскостей (по материалу, форме и т.д.), на которые накладывается рельеф.
Третий модуль «Сказочный мир русской народной игрушки» предполагаетизучение народной глиняной игрушки, знакомство с известными народнымипромыслами России; знакомство с видами основ для игрушек и каркасов; изготовлениевариативных и авторских игрушек из различных пластических материалов, сувениров.
Четвёртый модуль «Я – скульптор! Я – творец!» предполагаетпластическое изображение человека, животных и птиц; создание сложных скульптурныхрельефных композиций; создание композиций из фигур (круглая скульптура).
Освоение первого модуля предполагается в период с 1 сентября по 31 октября,что соответствует первой учебной четверти общеобразовательных школ; второгомодуля – с 1 ноября по 27 декабря; третьего модуля – с 10 января по 31 марта;четвёртого – с 1 апреля по 25 мая (согласно уставу МБУДО «Павловская ДШИ»).
Реализация данной программы проводится в кружковом объединении «Городмастеров» на базе МБУДО «Павловская ДШИ» МО «Павловский район».
Обеспечение материальной базы осуществляется из личных источников (родителиобучающихся, спонсоры) и частично источников МБУДО «Павловская ДШИ».
Форма обучения:
· обучение по программеочное;
· основной организационнойформой в ходе реализации является занятие, которое обеспечивает четкость инепрерывность процесса обучения и даёт возможность соединения коллективных,групповых и индивидуальных форм обучения.
При необходимостипрограмма может быть осуществлена и в дистанционной форме обучения (с учетомФедерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации статья 16), реализуемой с применениеминформационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)взаимодействии обучающихся и педагогических работников и включает необходимоеколичество теоретических и практических занятий.
Одной из современныхинновационных форм организации образовательной деятельности являетсяиспользование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредствомглобальной электронной сети Интернет организовать обучение детей, находящихсятерриториально в любом уголке
земного шара (естественно, при наличии подключения ксистеме Интернет).
Цели дистанционногообучения:
— предоставлениеразличным социальным группам равных образовательных возможностей;
— повышение качественного уровня образования засчет более активного использования образовательного потенциала квалифицированныхпедагогов;
— получение дополнительного образования учащимисяпараллельно с
их непосредственной учебной деятельностью;
— расширениеобразовательной среды, полное удовлетворение потребностей учащихся в областиобразования.
В программеприменяются различные формы (методы) дистанционных занятий:
— веб – занятия (дистанционные уроки, конференции,семинары, лекции, мастер-классы, и др. формы,проводимые с использованием средств телекоммуникаций);
— виртуальныепосещения музеев и выставок;
— тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
— адресные дистанционные консультации;
-почтовая рассылкаучебно-методических материалов, видео- и
аудиофайлов.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Googl Form,чаты в Viber, WatsApp, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах и соцсетях с начала обучения создаетсягруппа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания иприсылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону,индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber, WatsApp, ВКонтакте.
К особенностямдистанционного обучения можно отнести:
- гибкость (нет необходимости посещать занятия в виде лекций, семинаров, а можно работать в удобное время, в удобном месте);
- экономическая эффективность (эффективное использование учебных
площадей, технических средств, благодаря привлечению информационных и телекоммуникационных технологий).
Учебный материал программы каждого модуля разбит натематические разделы.
Формы занятий:лекции, беседа, «мозговой штурм», метод индивидуальных оригинальных заданий,практика, самостоятельная работа, зачет, праздники, викторины, творческиеконкурсы; виртуальная экскурсия.
Программа можетбыть реализована при сетевом взаимодействии. В
случаях реализации программы в условиях сетевого взаимодействия,принимающая сторона (на базе которой проходят занятия) должна обеспечитьвозможность реализации программы: кадровымпедагогическим составом.
Формы и режим занятий:
· теоретическая часть;
· практическая часть;
· наблюдения;
· виртуальные экскурсии и путешествия;
· презентации готовых изделий.
Особенности организации образовательной деятельности:
Численный состав групп объединений составляет не менее 15 человек. Это, какправило, разновозрастная группа в возрасте от 9 до 14 лет. При необходимости кпрограмме может быть разработан индивидуальный маршрут обучающегося какодаренного, так и менее активного.
Набор осуществляется самозаписью, на основании заявления родителяпотенциального обучающегося директору МБУДО «Павловская ДШИ» (по установленнойформе), а также на портале «Навигатор дополнительного образования Ульяновскойобласти» путем подачи заявки на обучение по данной программе.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательногопроцесса
· словесные: объяснение,рассказ, беседа, диалог;
· наглядный: показ,наблюдение, иллюстрация, демонстрация приёмов работы;
· практический: упражнения, самостоятельные,творческие работы;
· объяснительно-иллюстрированный:рассказ, лекция, работа с литературой, иллюстративным материалом, демонстрациякартин, наглядных пособий;
· поисковый: решениепроблемных ситуаций, поисковая работа;
· эмоциональный (подборассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство пластики» являютсянаиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебногопредмета, основаны на проверенных методиках и сложившихся традицияхизобразительного творчества, то есть на принципах: наглядности,последовательности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Режим занятий:
занятия проводятся согласно утвержденному расписанию – 2 занятия внеделю по 1,5 часа, продолжительность одного занятия – 40 минут (с обязательным10-ти минутным перерывом).
Уровень программы:базовый.
Цель программы: формирование у обучающихся художественной культурыкак составной части материальной и духовной культуры; развитиехудожественно-творческой активности; формирование объемного видения предметов, осмыслениепластических особенностей формы, развитие чувства цельности композиции, пониманиеобъема и трехмерного пространства, умение его творчески организовать.
Задачи, реализуемые в процессе обучения
Образовательные:
· организовать возможностьдля обучающихся сознательно овладеть необходимыми знаниями, навыками иумениями по предмету;
· научить средствам выражения художественных замыслов в пластическом образе в процессах личноготворчества и сотворчества;
· наиболее эффективно уравновесить в обучение восприятие искусства и творческую практику;
· на основе личностно-образовательного подхода к учащимся способство- вать более полному раскрытию и развитию их творческихспособностей.
· сформировать специальные знания, умения по предмету(основы техники лепки, конструирование, применение каркасов и т.д.);
· вооружить обучающихсятехническими, технологическими знаниями, развить у них трудовые навыки, провестипсихологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии;
Развивающие:
· способствовать развитию культуры труда,пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности;
· способствовать выработкеу обучающихся личностной позиции при анали-
зе художественных произведений:
· способствоватьрасширению кругозора;
· развиватьпознавательную и творческую активность, фантазию, образное и
логическое мышление;
· развивать интерес клепке, разным видам художественного творчества;
Воспитательные:
· воспитыватьпатриотизм через активное познание истории материальной
культуры и традиций своего и других народов;
· воспитывать трудолюбие, творческое отношения к жизни, учёбе, труду,
искусству, уважительное отношение к людям труда, творческих профессий;
· формировать представление об эстетических ценностях, воспитывать
ценностное отношение к прекрасному через знакомство обучающихся с
художественно-ценными примерами материального мира, через
восприятие красоты природы, эстетическую выразительность предметов
рукотворного мира;
· воспитывать эстетику труда, эстетику трудовых отношений в процессе
выполнения парных, групповых и коллективных художественных проектов;
· воспитыватьценностное отношение к природе, окружающей среде
(создание из различных пластических материалов образов картин природы,
животных), воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
· воспитыватьценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы синструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистыхматериалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.);
· формироватьу обучающихся коммуникативную, гражданскую, социальную, этическую, эстетическуюкомпетентности.
Обучение носит теоретический, познавательный и практический характернаряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическимособенностям каждого учащегося. Процесс изготовления красивых и нужных изделийкоординирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенностив своих силах и возможностях. Возникает чувство радости и уважения к своемутруду. Появляется определённый опыт в умении и мастерстве. Постепенно обучающиесяначинают переходить от наиболее простой техники исполнения к более сложным еёвидам.
1.2. Содержание программы
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебный предмет «Волшебство пластики (лепка)» сосроком обучения 1 год
Общая трудоемкость учебного предмета составляет 153часа,
из них: 108 часов – аудиторные занятия, 45 –самостоятельная работа.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, аттестация
|
Аудиторные занятия (в часах) |
108 |
Самостоятельная работа ( в часах) |
45 |
Вид аттестации |
Экзамен (просмотр) |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
153 |
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учеб-ного занятия |
Общий объем времени в часах |
||
Макси- мальная нагрузка |
Самосто- ятельная работа |
Аудитор- ные занятия |
|||
|
|
|
153 |
45 |
108 |
1 модуль «В творческой мастерской» |
|||||
1.1. |
Вводный урок. Предмет «Лепка». Требования к обучающимся. Порядок работы в мастерской лепки. Беседа по тех-нике безопасности. Организация рабочего места в школе и дома. |
Урок |
4 |
1 |
3 |
1.2. |
«Знакомство с пластическими матери-алами». Физические и химические свой-ства разных пластических материалов. Знакомство с работами, выполненными из разных пластических материалов. |
Урок |
4 |
1 |
3 |
1.3. |
«Инструменты и приспособления для работы с пластическими материалами». Разнообразие поверхностей-основ для выполнения полуобъёмных работ. |
Урок |
4 |
1 |
3 |
|
Каркасы и подставки для выполнения объёмных работ. |
|
|
|
|
1.4. |
«Пластилиновое царство». Основы плас-тилиновой живописи. Выполнение творче-ской композиции в технике пластилиновой живописи. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
1.5. |
«Пластилиновая аппликация». Выполне-ние упражнений на изготовление простых элементов. Выполнение несложной компо-зиции из простых элементов. |
Урок |
4 |
1 |
3 |
1.6. |
«Полимерная глина». Выполнение упраж-нений на создание из полимерной глины простых элементов: Выполнение неслож-ной творческой работы. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
1.7. |
«Природная глина». Предварительная работа с глиной. Выполнение несложных элементов, упражнений. Выполнение творческой работы. |
Урок Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442 |
5 |
2 |
3 |
1.8. |
«Солёное тесто». Выполнение несложных элементов, упражнений. Выполнение творческой работы. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
1.9. |
«Наши первые шаги». Досуговое меро-приятие Выставка творческих работ обучающихся. |
Урок-праздник |
3 |
— |
3 |
II модуль «Горки и овраги». |
|||||
2.1. |
«Изучаем рельеф. Виды рельефного изо-бражения: барельеф, горельеф». «Изра-зец». Знакомство с русскими изразцами. Выполнение простейшего рельефа – эскиза изразца. |
Урок-экскурсия в музей |
3 |
1 |
2 |
2.2. |
«В царстве Флоры». «Барельеф – невы-сокое объёмное изображение на плоскости». Выполнение упражнений: рельефные изображение (менее половины объёма) разнообразных листьев, стеблей, цветов на плоскости. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
2.3. |
«Подарок маме». Выполнение рельефной творческой композиции на тему по выбору. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
2.4. |
«В царстве Фауны». Барельеф. Выпол-нение рельефных изображений птиц и животных на плоскости. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
2.5. |
«Моё любимое животное». Выполнение творческой рельефной композиции на тему по выбору. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
2.6. |
«Горельеф – высокое полуобъёмное изо-бражение на плоскости. Выполнение упражнений – рельефное (половина или более половины объёма) изображение. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
2.7. |
«Новогодние чудеса». Выполнение полу-объёмных рельефных изображений птиц, животных, людей. Выполнение сувениров, новогодних талисманов (животное года), украшений, ёлочных игрушек, Рож-дественских букетов, новогодних компо-зиций. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
2.8. |
«Любимый праздник». Применение основы цилиндрической формы. Выпол-нение творческой рельефной полуобъ-0ёмной композиции на тему по выбору «Рождество», «Новый год», «Наша ёлка», «Маскарад» и др. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
2.9. |
«Рождественская звезда». Досуговое мероприятие. Выставка-ярмарка творче-ских работ обучающихся. |
Урок-праздник |
3 |
— |
3 |
III модуль «Сказочный мир русской народной игрушки» |
|||||
3.1. |
«Русская глиняная игрушка». Круглая скульптура малых форм. Основные центры, промыслы в России. Глиняная игрушка Орловская, Курская, Воронежская, Скопинская и другие. |
Урок-экскурсия в музей |
3 |
1 |
2 |
3.2. |
«Дымковская игрушка». Центр народного промысла. Основные образы. Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле дымковской игрушки. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.3. |
«Сказочные птицы». Выполнение творческой работы – скульптуры малой формы на тему по выбору с последующим декорированием. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.4. |
«Каргопольская игрушка». Знакомство с промыслом. Основные образы. Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле каргопольской игрушки. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.5. |
«Фантастические животные». Выполнение творческой работы – скульптуры малой формы на тему по выбору с последующим декорированием. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.6. |
«Городецкая игрушка». Знакомство с народным помыслом Городца. Основные образы. Пластика и декоративность, цветовое решение. Традиции и современ-ность. Выполнение эскиза Городецкой игрушки. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.7. |
«Филимоновская игрушка». Знакомство с народным помыслом. Основные образы. Пластика и декоративность, цветовое решение Традиции и современность. Выполнение эскиза Филимоновской игрушки. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.8. |
«Абашевская игрушка». Один из промыслов старинного села Пензенской области. Горшечники и дудочники. Основ-ные образы. Традиции и современность. Выполнение эскиза Абашевской игрушки. |
Урок |
3 |
1 |
2 |
3.9. |
«Мой сказочный мир». Выполнение твор-ческой работы – круглая скульптура чело-века или сказочного очеловеченного персонажа животного по мотивам русской глиняной игрушки. |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3.10. |
Заветы русской старины». Досуговое мероприятие. Выставка-ярмарка творче-ских работ обучающихся. |
Урок-праздник |
3 |
— |
3 |
IV модуль «Я – скульптор! Я – творец!» |
|||||
4.1. |
«Авторская рельефная полуобъёмная творческая работа на тему по выбору. |
Урок |
14 |
5 |
9 |
4.2. |
«Авторская творческая работа (круглая скульптура) – композиция на тему по выбору. |
Урок |
14 |
5 |
9 |
4.3. |
«Мой творческий мир». Досуговое мероприятие. Выставка-ярмарка творче-ских работ обучающихся. |
Урок-праздник |
3 |
1 |
2 |
4.4. |
Экзамен (просмотр). |
|
1 |
— |
1 |
|
|
Итого: |
153 |
45 |
108 |
Содержание программы
1 модуль «В мастерской скульптора».
1.1. Тема: Вводный урок. Предмет «Лепка». Требования к обучающимся. Знакомствос программой, основными темами. Порядок работы в мастерской лепки. Беседа потехнике безопасности. Организация рабочего места в школе и дома. Как собрать«сундучок мастера».
Теоретические понятия: искусство, виды искусства, виды изобразительного искусства,скульптура, лепка.
Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,принадлежности.
Самостоятельная работа: организовать дома рабочее место, собрать «сундучокмастера» с необходимыми инструментами и материалами.
1.2.Тема:«Знакомство с пластическими материалами». Пластические материалы: пластилин, глина, полимернаяглина, солёное тесто и др. Физические и химические свойства разных пластическихматериалов. Виды пластилина, виды природной глины, виды полимерной глины,разные рецепты соленого теста
Цвета в пластилиновых наборах. Знакомство сработами, выполненными из разных пластических материалов.
Теоретические понятия: скульптура, лепка, пластические материалы, каркасы.
Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,
основы (дерево, ДСП, ДВП и др.), подставки, каркасы.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения из пластилина на смешиваниецветов.
1.3. Тема: «Инструменты и приспособлениядля работы с пластическими материалами». Разнообразие поверхностей-основ для выполненияполуобъёмных работ на плоскости. Каркасы и подставки для выполнения объёмныхработ.
Теоретические понятия: скульптура, лепка, пластические материалы.
Оборудование: пластические материалы, инструменты, приспособления,принадлежности скульптора.
Самостоятельная работа: выполнить простейшие каркасы для лепки фигуркиживотного,
птицы, человека.
14. Тема: «Пластилиновое царство». Основы пластилиновой живописи. Выполнение упражнений на смешивание цветов,мраморный эффект. Выполнение творческой композиции в технике пластилиновойживописи на тему («Море, небо, облака», «Костер» и др.)
Теоретические понятия: пластилин, виды пластилина, пластилиновая живопись.
Оборудование: картон формата А4, пластилин, стекло.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок пластилином на стекле;
выполнить пейзаж пластилином.
1.5. Тема: «Пластилиновая аппликация». Выполнениеупражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска,сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.Выполнение несложной композиции из простых элементов («Яблонька», «Деревоосенью», «Барашек», «Домик», «Машинка», «Посудная полка», «Аквариум»,«Пластилиновая мозаика», «Пластилиновый алфавит», «Лоскутное одеяло» и др.)Знакомство с выразительными средствами лепки. Закрепление изученной техники.Формирование умения перерабатывать природные формы в стилизованные, развитиенаблюдательности, фантазии, образного мышления, развитие мелкой моторики.
Теоретические понятия: пластилин, виды пластилина, пластилиновая живопись.
Оборудование: картон или пластик формата А4, пластилин, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы из простых элементов«Цветик-семицветик», «Бабочка», «Божья коровка», «Гусеница».
1.6. Тема: «Полимерная глина».Выполнение упражнений на создание из полимерной глины простых элементов: шарик,сердечко, звёздочка, ягодка и др. Выполнение творческой работы по выбору: а)украшения («Бусы», «Медальон», «Брошь», «Заколка», «Подвеска»); б) сувениры,ёлочные игрушки; в) магниты («Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Насекомые»,«Птицы», «Животные»).
Теоретические понятия: пластические материалы, полимерная глина, видыполимерной глины.
Оборудование: картон или пластик формата А4, пластилин, инструменты.
Самостоятельная работа: изготовление украшения, сувенира.
1.7. Тема: «Природная глина». Виды природной глины:нормальные, жирные и тощие; белые, синие, темно-серые, гончарные, кирпичные,керамзитовые, черепичные. Предварительная работа с глиной. Выполнение несложныхэлементов, упражнений. Выполнение творческой работы «Глиняная посуда»(«Блюдечко», «Чашка», «Солонка» и др.).
Теоретические понятия: пластические материалы, природная глина. Видыприродной глины.
Оборудование: картон или пластик формата, природная глина, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение несложной работы из глины.
1.8. Тема: «Солёное тесто». Вариантырецептов изготовления соленого теста, применение инструментов и разнообразных приспособлений. Выполнение несложных элементов, упражнений. Выполнениетворческой работы «Жучок на листке».
Теоретические понятия: пластические материалы, солёное тесто.
Оборудование: солёное тесто, инструменты, приспособления,подставки,
основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение несложной работы из солёного теста повыбору: «Рыбка», «Цветы в горшке или в вазе».
1.9.Тема: «Наши первые шаги». Досуговое мероприятие. Выставка творческихработ обучающихся.
Самостоятельная работа: подготовить основы для рельефных работ (дерево, ДВП,ДСП, пластик).
II модуль «Горки и овраги».
2.1.Тема: «Изучаем рельеф. Виды рельефного изображения: барельеф,горельеф».
Знакомство с рельефными украшениями архитектурных сооружений прошлого инастоящего. Просмотр работ обучающихся ДШИ с рельефными изображениями.
«Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формированиенавыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакеткидля изразца, нанесение орнамента.
Выполнение простейшего рельефа – эскиза изразца.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, плакетка, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: запомнить теоретические понятия, сделать наброскидля выполнения рельефа на тему «Листья, стебли, цветы», «Орнамент».
2.2. Тема: «В царстве Флоры». «Барельеф – невысокое объёмное изображение наплоскости».
Применение разныхинструментов и приспособлений для работы с пластилином, солёным тестом.Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формированиеумения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целогокуска и наклеивания на изображение – шаблон. Выполнение упражнений: рельефныеизображение (менее половины объёма) разнообразных листьев, стеблей, цветов наплоскости.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.
2.3. Тема: «Подарок маме». Выполнениерельефной творческой композиции на тему по выбору «Летний букет», «Ягоднаяполянка», «Цветы на лугу», «Цветущая ветвь», «Букет из осенних листьев» и др.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз композиции. Проработать деталикомпозиции.
2.4. Тема: «В царстве Фауны». Барельеф. Формирование умения перерабатывать природные формы,развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Дальнейшееформирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики.
Выполнение рельефных изображений птиц и животных на плоскости.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.
2.5. Тема «Моё любимое животное». Выполнение творческой рельефной композиции на тему по выбору «Дикиептицы и животные», «Домашние птицы и животные», «Мой четвероногий друг» и др.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто, приспособления,подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз композиции. Проработать деталикомпозиции.
2.6. Тема: «Горельеф – высокое полуобъёмное изображение на плоскости». Применение разных инструментов иприспособлений для работы с пластилином, солёным тестом.
Выполнение упражнений – рельефное (половина или более половины объёма)изображение овощей, фруктов, грибов, ягод.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить одно из упражнений; подготовить наброскидля композиции.
2.7. Тема: «Новогодние чудеса». Выработка умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшееформирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композициимелкими деталями. Выполнение полуобъёмных рельефных изображений птиц, животных,людей. Выполнение сувениров, новогодних талисманов (животное года), украшений,ёлочных игрушек, Рождественских букетов, новогодних композиций «Шарик на еловойветке», «Снеговичок» и др.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить композицию «Пирожное». Проработать деталикомпозиции.
2.8. Тема: «Любимый праздник». Применение основы цилиндрической формы – ведерко для подарков.Выполнение творческой рельефной полуобъёмной композиции на тему по выбору «Рождество»,«Новый год», «Наша ёлка», «Маскарад» и др.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, орнамент.
Оборудование: пластилин, картон формата А4, солёное тесто,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: подготовить работы к выставке, оформление.
2.9.Тема: «Рождественская звезда». Досуговое мероприятие Выставка-ярмаркатворческих работ обучающихся.
Самостоятельная работа: индивидуальные задания: подготовить сообщения назаданные темы.
III модуль «Сказочный мир русской народной игрушки».
3.1. Тема «Русская глиняная игрушка». Круглая скульптура малых форм. Глиняная игрушка –своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокойдревности пришло к нам искусство малых пластических форм с декоративнойросписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый виднародного искусства: многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались недля игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Основные центры,промыслы в России. Глиняная игрушка Орловская, Курская, Воронежская, Скопинскаяи другие. Примеры изделий русских мастеров. Основные образы. Пластическое ицветовое решение. Традиции и современность.
Теоретические понятия: природная глина, виды глины, гончарный промысел, круглаяскульптура, скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественныйобраз, орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить зарисовки глиняных игрушек.
3.2. Тема: «Дымковская игрушка». Центрнародного промысла. Основные образы: барыни и дамы; военные и всадники;барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски,доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные – таковы многочисленные и разнообразныеперсонажи дымковских игрушек этого и боле позднего времени. В основном, онипредставляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это времякомпозиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа –игрушки-свистульки. Пластическое и цветовое решение. Выполнение эскиза одногоиз персонажей в стиле дымковской игрушки.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз одного из персонажей дымковскойигрушки.
3.3. Тема: «Сказочные птицы». Выполнение творческой работы –скульптуры малой формы на тему по выбору «Птица Голубица», «Гусь-красавец»,«Уточка-модница», «Индюк-хозяин», «Птичка Веснянка», «Лебёдушка-молодушка» идр. с последующим декорированием.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз авторской игрушки на тему «Сказочныептицы».
3.4.Тема: «Каргопольская игрушка». Знакомство с промыслом. Основные образы: птицы, кони, олени,медведи, козлы, бараны, собаки; сюда же относятся также некоторые варианты женскихфигур. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовойразработкой орнамента. Среди игрушек отмечается особое обилие фантастическихживотных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценкидовольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящихна дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку, и т.д.Кровная связь с земледельческой культурой объясняет и определенную архаичностьформ каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек. Пластическое и цветовоерешении. Выполнение эскиза одного из персонажей в стиле каргопольской игрушки.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в каргопольскомстиле.
3.5.Тема: «Фантастические животные». Выполнение творческой работы –скульптуры малой формы на тему по выбору «Мишка-гармонист»,«Козлик-балалаечник»», «Барашек-гусляр», «Собачка в шляпе», «Кошка-хозйка сосвязкой рыбы», «Лиса с петухом» и др. с последующим декорированием.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз авторской игрушки на тему«Фантастические животные».
3.6 Тема:«Городецкая игрушка». Знакомствос народным помыслом Городца. Основные образы: свистульки петушков, лебедей,птиц Сиринов, коней, баранчиков, коров и прочих животных. Пластика и декоративность, цветовое решение. Сохранились донастоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушкирасставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени.Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевымикрасками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все туловоигрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика -свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычкомнаносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятнапо желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписыватьигрушки и «под Хохлому». Традиции и современность. Выполнение эскиза Городецкойигрушки.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Городецком стиле.
3.7. Тема: «Филимоновская игрушка». накомствос народным помыслом. Основные образы: высокие барыни в широких юбках колоколом, сосиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливыхлошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери, сюжеты с людьми иживотными. Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки.Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах,многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существуетмного вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек». Пластика идекоративность, цветовое решение. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическимиузорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от ужешироко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они сталиоткровением не только для многих любителей русского искусства, но и длябольшинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживаетсятысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X – XI веков,найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всегофилимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческуютерракотовую скульптуру. Традиции и современность.
Выполнение эскиза Филимоновской игрушки.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ, орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Филимоновскомстиле.
3.8. Тема: «Абашевская игрушка». диниз промыслов старинного села Пензенской области. Горшечники и дудочники.Основные образы: домашние животные, птицы, олени, всадники, барыни,игрушки-свистульки. Традиции и современность.
Выполнение эскиза Абашевской игрушки.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз одной из игрушек в Абашевском стиле.
3.9. Тема: «Мой сказочный мир». Выполнение творческой работы – круглая скульптура человека илисказочного очеловеченного персонажа животного по мотивам русской глинянойигрушки: «Барыня», «Рыбак с рыбой», «Нянька с ребенком», «Хозяйка с кувшином»,«Мама-белка», «Мама-кошка», «Мама-медведица», «Мама-зайчиха», «Медведь с бочкоймёда», «Кот-гармонист», «Дедушка Боровик с внучатами» и др.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз творческой работы по теме; эскизцветового решения.
3.10.Тема: «Заветы русской старины». Досуговое мероприятие Выставка-ярмарка творческих работ обучающихся.
Самостоятельная работа: индивидуальные задания: темы и эскизы творческихработ.
IVмодуль «Я – скульптор! Я – творец!»
4.1.Тема:«Авторская рельефная полуобъёмная творческая работа на тему по выбору:«Зоопарк», «Дикие и домашние животные», «Подводный мир», «Любимый праздник», «Вгостях у сказки», «Мир вокруг нас», «Природы чудеса», «Космический полёт»,«Натюрморт», «Мои увлечения», «Города и веси», «Отдыхаем дружно», «В цирке» идр.
Теоретические понятия: рельеф, барельеф, горельеф, пластика,декоративность, художественный образ.
Оборудование: пластилин, полимерная глина, солёное тесто,приспособления, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: эскиз композиции, выбор персонажей; эскиз цветовогорешения; проработка деталей.
4.2. Тема: «Авторская творческая работа (круглая скульптура) – композиция натему по выбору: «Я и моидрузья», «Я и мой четвероногий друг», «Бабушкины сказки», «В деревне», «Впарке», «На речке», «Сказочные герои», «Любимое занятие», «Спорт», «Танец»,«Отдых», «Игра», «Праздник», «Цирк», «Ярмарка», «и др.
Теоретические понятия: Природная глина, виды глины, круглая скульптура,скульптура малых форм, пластика, декоративность, художественный образ,орнамент.
Оборудование: глина, полимерная глина, солёное тесто, пластилин,приспособления, подставки, основы, инструменты.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз творческой работы по теме; выборперсонажей, эскиз цветового решения, проработка деталей.
4.3.Тема: «Мой творческий мир». Досуговое мероприятие Выставка-ярмарка творческих работ обучающихся.
Самостоятельная работа: оформление работ, подготовка к экзамену.
Экзамен (просмотр)
Прогнозируемые результаты:
Обучающиесяполучат возможность
· развить воображение, образное мышление,интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности,сформировать познавательные интересы;
· расширить знания и представления отрадиционных и современных материалах для работы в области скульптуры и лепки;
· познакомиться с историей происхожденияматериалов, с его современными видами и областями применения;
· познакомиться с новыми технологическимиприемами обработки различных материалов, с новыми инструментами приспособлениямидля обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· использовать ранее изученные приемы в новыхкомбинациях и сочетаниях;
· создавать полезные и практичные изделия,осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельностив коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказыватьпомощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельностьокружающих и свою собственную;
· оказывать посильную помощь в дизайне иоформлении класса, школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровняразвития;
· сформировать систему универсальных учебныхдействий;
· сформировать навыки работы с информацией.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения по программе обучающиеся должны получить знания:
— о пластических материалах, оборудовании, инструментах,приспособлениях, технологических приёмах работы;
— о правилах безопасности труда и личнойгигиены при обработке различных материалов;
— о месте и роли скульптуры в жизни человека;
— о видах изобразительного искусства, в томчисле скульптуры;
— о понятиях«скульптура», «пластика», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность»,«рельеф», «круговой обзор», композиция»;
— о проектной деятельности
— об истории возникновения и развития гончарногопромысла;
умения:
— работать нужными инструментами иприспособлениями;
— наблюдать предмет, анализировать его объем,пропорции, форму;
— передавать массу, объем,пропорции, характерные особенности
предметов;
— последовательно вести работу;
— работать с натуры и попамяти;
— применятьтехнические приемы лепки рельефа и росписи;
— конструктивного ипластического способов лепки.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарно – учебный график освоенияпрограммы
