Пояснительная записка
Направленность дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская будущего» посодержанию является социально-гуманитарной, так как обусловлена потребностямисовременного общества и государства в области социализации молодого поколениянашей страны.
Актуальность
На сегодняшнийдень положение общества спасает волонтерская деятельность – помощь на безвозмезднойоснове. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, занимаютсяс различными категориями населения, занимаются профилактикой наркомании,пропагандируют здоровый образ жизни, совершают добрые поступки, делятся своимвременем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь людям илиокружающей среде.
Волонтерская деятельность выполняет функциюнравственного воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальныхценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.
Волонтерская деятельность способствует изменениюмировоззрения. Оно приносит пользу обществу, государству и самим волонтерам,которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность инужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важныеличностные качества, следуют своим моральным принципам, открывают духовнуюсторону жизни.
Педагогическаяцелесообразность программы
Поскольку программа определяется социальной значимостью инаправленностью на организацию социально полезной деятельности учащимисяобъединения, соответственно, используются следующие методы и приемы еереализации, которые интересны и востребованы: акции, фестивали, конкурсы,квесты, кейс-методы, командные игры и другое. Формирование ипропаганда здорового образа жизни активными формами общения в подростковойсреде (от сверстника к сверстнику) – одна из новых, но уже показавших напрактике свою эффективность форм работы по первичной профилактике вредных привычек.Уделяется внимание приобретению умений и навыков исследовательскойдеятельности, выпуску буклетов, оформлению стенгазет. Большое вниманиеуделяется развитию творчества учащихся: проведение различных праздников,тематических дискотек, конкурсов, составление сценариев, подбор нужногоматериала. Волонтерская деятельность, в отличие от других видов деятельности,предоставляет широкий спектр возможностей для удовлетворения самыхразнообразных потребностей подростков. В том числе и потребность в разновозрастномобщении. Мотивация учащихся связана, прежде всего, с удовлетворением возрастныхпотребностей: интересном проведении свободного времени, нахождением новыхдрузей и единомышленников. Также подростки выделяют желательное развитие длясебя таких позитивных черт характера, как, например, коммуникабельность,контактность, возможность для самореализации. Опыт «гармонизации своего «Я» синтересами других; опыт постановки и достижения социально значимых целей всовместной деятельности; усвоение общечеловеческой гуманистической культурыотношений.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать ивключаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чемдолжен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться впроцессе подготовки волонтеров – на профилактических, обучающих, тренинговыхзанятиях. Волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. Попринципу «равный — равному» волонтеры будут передавать сверстникам информациюна днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементамитренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Волонтерская деятельность достаточно обширна ивариативна. Она осуществляется с учетом определенных принципов, таких какдобровольность, добросовестность, безвозмездность и законность. Волонтерствоможет быть направлено на различные сферы жизнедеятельности как человека вчастности, так и общества в целом.
Отличительныеособенности данной программы
Построение учебного плана и содержание занятий отличаютсяот других программ тем, что в данной программе используются новые формы работы онлайн.Ярким примером онлайн мероприятия является вебинар – проведение встречи илипрезентации через Интернетв режиме реального времени — очень удобный формат, где в частности, нетребуется встреча всех участников. Учащиеся принимают участие в такихмероприятиях, получая дополнительную информацию по отдельным темам программы.
Адресатпрограмм
Учащиеся данного объединения — это молодые граждане ввозрасте от 14 до 18 лет. Включаясь в волонтерскую деятельность, учащиесястремятся на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного емуобщества, сделать его лучше. Молодежь – традиционно наиболее социально активнаядемографическая группа, которая может стать (и в частных случаях являетсясейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения. Стать волонтером может любой.Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать официальныепредставители. Точное определение волонтера и возможные цели добровольческойдеятельности прописаны в Федеральномзаконе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». (датаобращения: 18.08.2022)
Учащиеся, узнавая, что такое активная жизненнаяпозиция, ответственность и высокая цель проявляют желание изменить этот мир клучшему. Отсюда и название программы «Мастерская будущего». Учащимисяобъединения могут быть все желающие соответствующего возраста, но основнойсостав, это учащиеся, прошедшие обучение по программе «Школа волонтеров» и желающие продолжить заниматься волонтерской добровольческой деятельностью.
Количество учащихся в объединении от 8 до15 человек.
Уровеньпрограммы, объем и сроки реализации
Продолжительность образовательного процесса 108 часов,срок обучения 1год.
Уровеньпрограммы – ознакомительный.
Формаобучения: очная,очная с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Режимзанятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академическихчаса с двумя перерывами по 10 минут.
Особенностиорганизации образовательного процесса
Составгруппы — постоянный, занятия групповые, группы — разновозрастные.
Виды занятий по программе: практические итеоретические занятия, акции, ролевые игры, тестирование, деловые игры, тренинги,игры-соревнования, выпуск информационно-агитационного материала, защитапроекта.Занятия по программе проводятся в комбинированной форме: игровые упражнения,самостоятельная и коллективная практическая деятельность, учебная игра, видео урок.При обучении с применением ДИТ используется связь с учащимися с помощью телефона и мессенджеров WhatsApp, ВКонтакте,социальной сети Инстаграм, приложения Zoom, (Skill Cupдля того, чтобы начать обучение,необходимо подать заявку на сайте https://волонтёрыпобеды.рф/. Скачать приложение Skill Cup на своймобильный телефон. AppStore: https://apps.apple.com/ru/app/skil[…]
Googleplay: https://play.google.com/store/apps, Добро. Университет, дляобучения необходимо авторизоваться на сайте ДоброРФ и выбрать необходимый курс https://edu.dobro.ru/ (датаобращения: 18.08.2022).
Всодержании программы заложены теоретический и практический блоки. Используются активныеформы работы по профилактике асоциального поведения, социально-значимые дела.Деятельность по программе формирует практические навыки и социальную активностьсреди тех подростков, кто по своей инициативе и убежденности готов помочьобществу и государству. Если занятие носит практический характер, то емупредшествует необходимый инструктаж. Систематически подводится итог работы учащихся,даётся оценка их деятельности.
Цель программы: развитиесоциально-активной деятельности учащихся посредством участия в волонтерскомдвижении.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Освоениеправовых аспектов волонтерской деятельности.
2. Освоениетехнологии организации культурно-массовых, досуговых мероприятий.
3. Освоениепрактических вопросов организации волонтерской деятельности.
Личностные:
1. Формирование сплочённого деятельного коллектива волонтеров.
2. Формирование навыков здорового образа жизни (при помощиакций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
3. Готовностьи способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированностьмотивации к обучению, способность ставить цели и строить жизненные планы, атакже давать оценку деятельности.
Метапредметные:
1. Умениесамостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать путидостижения целей, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать чужое и своё поведение,предвидеть его возможные последствия,
2. Владениеосновами самоконтроля, самооценки своей деятельности.
3. Умениеорганизовывать сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуальнои в группе, разрешать конфликты.
Учебный план
№ п.п |
Раздел, тема занятий |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория
|
Практика |
|||
1 |
Добрые дела превращаются в стаж |
36 |
14 |
22 |
|
1.1 |
Вводное занятие
|
3 |
3 |
— |
Педагогическое наблюдение |
1.2 |
Игры на знакомство и сплочение |
6 |
2 |
4 |
Ситуационные упражнения, ролевые игры. |
1.3 |
Правовые аспекты волонтерской деятельности |
6 |
3 |
3 |
Тестирование |
1.4 |
Помощь обществу и государству |
21 |
6 |
15 |
Промежуточная аттестация: тренинг «Мыслитель, критик, реалист» |
2 |
Практические вопросы организации волонтерской деятельности |
9 |
3 |
6 |
Игра «Я знаю, что нельзя» |
3 |
Организация волонтерских мероприятий |
21 |
6 |
15 |
|
3.1 |
Цели и базовые особенности организации культурно-массовых мероприятий |
6 |
3 |
3 |
Деловая игра |
3.2 |
Формы культурно-досуговых программ и мероприятий. Их классификация |
15 |
3 |
12 |
Игра-соревнование |
4 |
Информационное освещение деятельности |
12 |
3 |
9 |
Написание новостной статьи для группы в социальных сетях |
5 |
Идея проекта |
24 |
6 |
18 |
Проект |
|
Резерв |
6 |
— |
6 |
Викторина |
|
ИТОГО |
108 |
32 |
76 |
|
Содержаниепрограммы
Раздел 1. Добрыедела превращаются в стаж
Тема1.1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по техникебезопасности. Выборы актива группы, выборы председателя, заместителя. Знакомствос программой. (3ч.)
Формаконтроля: педагогическое наблюдение
Тема1.2. Игры на знакомство и сплочение
Теория: понятиео групповой сплоченности, обсуждение правилвзаимоотношений человека с обществом; факторы, способствующие групповойсплоченности. Виды и формы проведения тимбилдинга.(2ч.)
Практика: игры «Молекулы», Фигуры, «Ровныйстрой», «Паутинка» «Шерлок», Маятник, Круг доверия,Падение в пропасть (4ч.)
Форма контроля: ситуационные упражнения,ролевые игры.
Тема 1.3. Правовые аспекты волонтерскойдеятельности
Теория: правовыеосновы социального волонтерства, типы личного поведения в триаде социальногослужения, нормативно-правовая база развития добровольчества. Виды деятельности,осуществление которых дает право на получение статуса добровольца, функции.Юридическая стимуляция волонтерского движения. Знакомствос понятиями: особенности долгосрочного и систематичного добровольного труда. Почемудоброволец не «работник»? Добровольцыблаготворительных и не благотворительных организаций. Знакомствос федеральными законами о благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях, нормативно-правовые аспекты деятельности волонтеров. (3ч.)
Практика: игра квест «Судьба России — моясудьба» (3ч.)
Форма контроля: тестирование.
Инфоурок презентация нормотивно правовая база волонтерскойдеятельности (дата обращения 06.08.22)
Нормотивно-правовые документы (дата обращения06.08.22)
https://cloud.mail.ru/public/52bv/46KBaSWjq(дата обращения 06.08.22)
Тема 1.4. Помощьобществу и государству
Теория: поиск «проблемных мест» в посёлке, гденужна помощь волонтеров. Мозговой штурм «Поиск интересных идей для будущихдобрых дел». (6ч.)
Практика: акции «Cтаростьв радость», «Подари улыбку детям», (15ч.)
Формаконтроля: промежуточная аттестация: «Мыслитель,критик, реалист».
Для обучения необходимо авторизоваться на сайте ДоброРФ ивыбрать необходимый курс https://edu.dobro.ru/. волонтеры медики/ (дата обращения 06.08.22)
Раздел2. Практические вопросы организации волонтерской деятельности
Теория: этапы созданияотряда волонтёров. Миссия, инициативная группа, цели, задачи, ожидаемыерезультаты, первичная подготовка. Отрядная символика и этика. Возможныеконфликты, выгорание. (3ч.)
Практика: анкетирование, мониторингактивности, презентация, акция «Кто, если не мы?». Вебинар. (6ч.)
Формаконтроля: деловая игра
Для обучения необходимо авторизоваться на сайте ДоброРФ ивыбрать необходимый курс https://edu.dobro.ru/. социальное волонтерство (дата обращения 06.08.22)
Раздел3. Организация волонтерских мероприятий
Тема3.1. Цели и базовые особенности организации культурное волонтерство
Теория: Первоначальныеосновы культуры исполнения и культуры восприятия. Творческое мышление,интеллектуальные, художественные и специальные способности. Искусство общения,поведения, культуры речи. Гуманность, толерантность. Социально-приемлемыеспособы организации собственного досуга и досуга сверстников.
4 этапа организации культурно-массовогомероприятия:
1. Конструирование; 2. Подготовка; 3. Проведениемероприятия; 4. Анализ.(3ч.)
Практика: организацияигры в разных возрастных группах. Разработка игровых программ на различныетемы. Установка контактов с незнакомыми людьми, поддержка разговора на заданнуютему. Поведение в конфликтной ситуации. Вебинар.(3ч.)
Форма контроля: деловаяигра.
Дляактивации ссылок Skill Cup и для того, чтобы начатьобучение, необходимо подать заявку на сайте https://волонтёрыпобеды.рф/.(датаобращения 06.08.22)Скачать приложение SkillCup на свой мобильный телефон. skillcup.ruvolontery-pobedy .
Для обучения необходимо авторизоваться на сайте ДоброРФ ивыбрать необходимый курс https://edu.dobro.ru/. волонтеры культуры Доброуниверситет (датаобращения 06.08.22).
Тема3.2 Формы культурно-досуговых программ и мероприятий. Их классификация
Теория: знакомство с формами проведения культурно-досуговыхпрограмм и мероприятий, их классификацией. Схема организации проведениястандартной культурно-досуговой программы.(6ч.)
Практика: интеллектуальная игра «Битва,изменившая мир», патриотический квест «Патруль времени», вебинар, фестивальтворческой молодежи.(15ч.)
Формаконтроля: игра-соревнование.
Раздел 4. Информационноеосвещение деятельности
Теория: Основыжурналистики. Сбор и обработка информации, на основе которой разрабатываютсялистовки, тематические буклеты, бюллетени (средствами MicrosoftOffice, споследующим выпуском и распространением в подростковой среде). Составлениеделовых писем. (3ч.)
Лапина Т. А. Медиапобеды https://волонтёрыпобеды.рф/. (датаобращения 06.08.22)
методичкапо соц сетям. (датаобращения 06.08.22),
Для активации ссылок Skill Cupи для того, чтобы начать обучение,необходимо подать заявку на сайте https://волонтёрыпобеды.рф/ (датаобращения 06.08.22)
Скачать приложение SkillCup на свой мобильный телефон. Азы фотомастерства (датаобращения 06.08.22)
Практика:работа с видео и фото аппаратурой. Самостоятельноесоздание плакатов в (программе Paint),презентации, создание постов в соц. сетях, по профилактике наркомании ипропаганде здорового образа жизни. Выпуски распространение и нформационно-агитационного материала по профилактикенаркомании токсикомании, алкоголизма, табакокурения, практическиевопросы организации волонтерской деятельности.Подготовка и проведение информационной кампании по освещению мероприятий. Вебинар.(6ч.)
Форма контроля: Написание новостной статьидля сообщества в социальных сетях.
Раздел 5. Идея проекта
Теория: Знакомствос понятием «Социальный проект», какие проблемы решаетсоциальный проект, как от идеи можно дойти до проекта, основы социальногопроектирования (дата обращения 02.09.22), SMART–анализ, составление календарного плана и плана мероприятий ресурсноеобеспечение патриотических проектов, работа с командой. Бюджетирование иподготовка к защите проекта.
Практика: Защитапроекта
Итоговая аттестация проходит в конце учебного года вформе защиты проекта.
Формаконтроля: проект
Планируемыерезультаты обучения
Показателемрезультативности освоения программы считаются следующие результаты:
Образовательные:
Учащиесябудут знать:
-правовые аспекты волонтерской деятельности;
-технологии организации культурно-массовых, досуговых мероприятий; Учащиесябудут уметь:
-реализовывать практические вопросы организации волонтерской деятельности.
Личностные:
— формирование сплочённого деятельного коллективаволонтеров.
— формирование навыков здорового образа жизни (припомощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и другое).
-готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,сформированность мотивации к обучению, способность ставить цели и строитьжизненные планы, а также давать оценку деятельности.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельнопланировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать чужое и своё поведение,предвидеть его возможные последствия,
-владение основами самоконтроля, самооценки своей деятельности.
— умение организовывать сотрудничество исовместную деятельность, работать индивидуально и в группе, разрешатьконфликты.
Календарный учебный график
2022-2023 учебный год
Год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Итого часов по программе |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дата |
01-04 |
05-11 |
12-18 |
19-25 |
26-02 |
03-09 |
10-16 |
17-23 |
24-30 |
31-06 |
07-13 |
14-20 |
21-27 |
28-04 |
05-11 |
12-18 |
19-25 |
26-01 |
02-10 |
11-15 |
16-22 |
23-29 |
30-05 |
06-12 |
15-21 |
20-26 |
27-05 |
06-12 |
13-19 |
20-26 |
27-04 |
03-09 |
10-18 |
19-23 |
24-30 |
01-07 |
08-14 |
15-23 |
24-28 9-31 |
29-31
|
|
|
теория |
практика |
всего |
|||||||||||||
Дата занятий |
02 |
09 |
16 |
23 |
30 |
07 |
14 |
21 |
28 |
— |
11 |
18 |
25 |
02 |
09 |
16 |
23 |
30 |
— |
13 |
20 |
27 |
03 |
10 |
17 |
24 |
03 |
10 |
17 |
24 |
31 |
07 |
14 |
21 |
28 |
05 |
12 |
19 |
26 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
1 год |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
п |
к |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
п |
р |
р |
и |
к |
к |
к |
32 |
76 |
108 |
|||||||||||||
—
Р — Ведение занятий по расписанию |
П — Промежуточный контроль |
И — Итоговая аттестация |
К – Каникулярныйпериод
Условияреализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий необходим кабинет, соответствующийсанитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима,противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастнымособенностям учащихся.
Перечень оборудования инструментов и материалов: телефон, флипчарт,проектор, цифровая фото и видеокамера, ноутбук, демонстрационный экран,проектор, музыкальные колонки, принтер, микрофон, футболки с эмблемами,ватманы, маркеры, скотч, клей ПВА, бумага белая, цветная, краски, мяч,кегли, обруч, детский конструктор, пазлы, ручки, фломастеры.
Информационноеобеспечение: интернет, диски смультимедийным материалом, социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимостик пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, презентации«Добровольческие организации России», «Закон и порядок», художественный фильм «ДневникНасти».
Информационноеобеспечение: электронные мастер-классы и видео-уроки, интернет-ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Всеобщая декларация волонтеров (дата обращения 15.08.22)
Добро.Университет (02.09.22)
Школа социального волонтера (датаобращения 02.09.22)
ДоброРФ (датаобращения 02.09.22)
Здоровье и развитие (датаобращения 30.08.22)
Программойпредусмотрена возможность изменения материала при изменении условий обучения.
Кадровое обеспечение:
программареализуется педагогом, имеющим высшее педагогическое образование,соответствующее профилю программы.
Формыаттестации
Исходя извыдвинутых цели и задач программы, оценка образовательных результатов учащихсяпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носитвариативный характер. Способы оценки достижений учащихся способствуют росту ихсамооценки и познавательных интересов.
Формыотслеживания результатов:
— педагогическоенаблюдение;
— диагностикауровня сформированного сплочённого деятельного коллектива;
— анализколичества и качества мероприятий, в реализации которых были задействованыучащиеся.
Промежуточнаяаттестация проводится в течение учебного года, как правило, в конце раздела поформам:
— ситуационныеупражнения,
— ролевыеигры;
— тестирование,педагогическое наблюдение
— деловые игры по тематике занятий;
— Написание постов для социальныхсетей: темы для постов: «Анонс», «Новость», «Статья».
Итоговаяаттестация проходит в конце учебного года в форме теста.
Формыотслеживания и фиксации образовательных результатов: благодарственныеписьма, дипломы,грамоты,материалы тестирования,протоколы игр-соревнований, фото, отзывы учащихся и родителей, журналучета педагога, журнала учёта практической деятельности, личная книжкаволонтёра.
Формыпредъявления и демонстрации образовательных результатов:
тренинги,тестирование, игры-соревнования, акции, мероприятия, выпускинформационно-агитационного материала, защита проекта, фото отчет.
Оценочныематериалы
Оценивание знаний, умений, навыков осуществляется потрем уровням: высокий, средний, ниже среднего.
Также,для аттестации и оценки образовательных результатов учащихся по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская будущего» ведетсяучёт выполнения заданий на занятиях и активности практической волонтерской(добровольческой) деятельности учащихся. Контроль фиксируется в журнале учёта,в котором отражается информация о том, в каких мероприятиях участвовалучащийся, сколько астрономических часов он занимался волонтёрской деятельностью.Как успешно он выполнял свои функции (например, по пятибалльной системе). Такжеотследить контроль можно используя цветные пометки «зелёный» – ответственновыполнял работу, «синий» — в неполном объеме, «красный» – относился к заданиюбезответственно. Однако Журнал не является официальным документом. Поэтомуболее удобной формой учёта волонтёрской деятельности является Личная книжкаволонтёра и итоговая аттестация.
Методическоеобеспечение
Форма занятий: анкетирование,тесты, опросы, лекции, беседы; встречи с интересными людьми, выставки, акции,конкурсы, мастер-классы, мероприятия, презентации, проекты, соревнования,экскурсии, квесты, вебинары, игры, практикумы, тренинги.
Методыобучения: словесные (лекция, объяснение, рассказ, беседа); наглядные(мультимедийные презентации, демонстрация работы программ); практические (тренинг, упражнения,самостоятельная работа, творческие задания); дидактические методы(репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский);
игровой (игры на знакомство,ролевые и интерактивные игры, квесты, деловая игра, викторины, брей-ринг).
Педагогические технологии: формированиевзглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); организация деятельности,КТД, ДИТ.
Стимулированиеи коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка и т.д.).
Сотрудничество,позволяющее педагогу и учащемуся быть партнерами в увлекательном процессеобразования.
Алгоритмы учебного занятия: приветствие,повторение, вводная часть, ознакомление с темой занятия (объяснение), физкультминутка,основная часть, заключение, анализ.
Дидактические материалы: памятка волонтера, подборка игр-адаптаций, ролевых игр,разработка тимбилдинга, информационные буклеты на разные темы, карточки дляупражнения Джеффа, игра «Крокодил», раздаточный материал «Алгоритм социальногопроектирования»; методические рекомендации по организации и проведениюмероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые иблаготворительные акции, благотворительные аукционы, и т.д.); разработкизаданий тренингов; сценарии деловых игр и игровых программ; сценарии акций.
Список литературы
Для педагогов:
1. Ковтун А.В., СоколовА.А., Метелев А.П. / Под ред. Т.Н. Арсеньевой Методические рекомендации поработе с волонтёрами (добровольцами) для руководителя организации. Москва,2017- 54 с.
2. Методическиерекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) одобровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях, Москвка-2019 — 58с.
3. Методические рекомендации поорганизации тематической смены, тематического дня и тематического мероприятияпо добровольчеству
(волонтерству) в детском оздоровительномлагере при реализации программ отдыха и оздоровления детей и подростков, Москва2020 — 127с.
4. Михайлов В.А. Волонтерство – общиевопросы. Тверь: Синодальный отдел по делам молодежи Тверской епархии, 2014.
5.Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера: учебно-методическоепособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул:АлтГПУ, 2018. – 116 с.
Дляучащихся:
1.ЕрофеевС.В. Настольная книга медиаволонтера. – М.: ГБУ г. Москва «Мосволонтёр», 2018 –82 с.
2.Сборниклучших добровольческих практик инициатив, Москва 2019 -102с.
Дляродителей:
1.КонИ.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 2014. — 178с.
Для педагогов:
1 Федоров А. С., Зотова В. А., Метелев А.П. Ф34 Методическое пособие Модель школьного добровольческого отряда. – М.:Издательство «Перо», 2018. – 101 с.
2. РогожкинаН.С., Ивоева А.В. Инструкции по формированию добровольческих (волонтерских)центров в сфере культуры на базе образовательных, некоммерческих организаций иучреждений культур», 2020. — 74 с.
Приложение
Тест
1. Выберите все признаки волонтерства:
-вне круга семьи, добровольное, нематериальное, организованное;
-в том числе в кругу семьи, добровольное, нематериальное, неорганизованное;
-вне круга семьи, добровольное, материальное, организованное;
-вне круга семьи, добровольное, материальное, неорганизованно.
2. В какой сфере волонтерства иметь профильные навыкинеобходимо?
-корпоративное волонтерство;
-эковолонтерств;
-волонтерство общественной безопасности;
-медицинское волонтерство.
3. Выберите верное утверждение:
-взаимоотношения с волонтерами могут быть только на регулярной основе;
-по закону органы местного управления не могут самостоятельно привлекатьволонтеров для участия в проектах;
-волонтер-новичок может найти через волонтерскую организацию, добровольческийпроект, но присоединиться к команде организации он не может;
-волонтеры практически никогда не действуют в одиночку.
4. Какое из данныхутверждений о волонтерстве является верным?
-волонтеры работают только с социальными проблемами;
-чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующаяквалификация;
-граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством;
-волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство сосвоей основной деятельностью.
5. Какоенаправление деятельности не относится к «Волонтерам-Победы»:
— волонтерскоесопровождение парадов Победы;
— благоустройствопамятных мест;
— оказаниемедицинской помощи ветеранам;
— организацияисторических квестов.
6.С какого возраста волонтер считается «серебряным»?
-60;
-70;
-75;
-55;
-40.
7.Какойтип волонтерства приносит наибольшую пользу?
-организованное нерегулярное;
-спонтанное нерегулярное;
-спонтанное регулярное;
-организованное регулярное.
8. Вам очень хочется помогать тем, кто нуждается впомощи. Однако вы работаете полный рабочий день, и на волонтерство у васостается всего лишь 3-4 часа в неделю. Сможете ли вы стать волонтером?
-нет, этого мало, нужно уделять волонтерству хотя бы 8 часов в неделю;
-нет, совмещать волонтерство и работу в формате полного рабочего дня нерекомендуется;
— да, этого достаточно — можно выстроить график регулярной деятельности;
— да, но вы сможете заниматься лишь дистанционным волонтерством — онлайн илимедиа.
9. Вы решили отправиться на станцию переливания кровии на безвозмездной основе сдать кровь, чтобы принести пользу обществу и спастижизни. Можно ли вас считать волонтером?
-только если вас направила волонтерская организация;
-только при регулярной сдаче крови;
-нет;
-да.
10. Вы отправились взаповедник помогать в лечении больных птиц. К какому направлению волонтерстваможно отнести вашу деятельность?
-медицинское волонтерство;
-событийное волонтерство;
-поисково-спасательное волонтерство;
-эковолонтерство.
11. Выберите, что из этого является волонтерством:
-транспортировка животных из приюта к ветеринару;
-покупка продуктов больной матери;
-обязательные работы, выполняемые согласно судебному постановлению;
-чтение лекции за пожертвования.
12. Вы добровольно приходите на презентацию новойблаготворительной организации с целью на безвозмездной основе сделать сериюфотографий и написать пост об организации в своем блоге. К какому видуволонтерства можно отнести вашу деятельность?
Событийноеволонтерство;
-медиаволонтерство;
— социальноеволонтерство;
— корпоративноеволонтерство.
13. Выработаете в волонтерской организации и в том числе занимаетесь составлениемдокументации. Имеете ли вы право рассказывать членам семьи про персональныесведения, которые вам попадаются в документах?
— да;
— толькосведения из документов без грифа «секретно»;
— нет;
— только близкимчленам семьи.
14. Разрешеноли волонтеру, пользуясь своим положением, попросить автограф у известнойличности, во время исполнения своих обязанностей, находясь в экипировке?
— да, если это немешает волонтерской деятельности;
— это разрешенотолько волонтеру, сопровождающему эту личность на мероприятии;
— нет, этозапрещено;
— да, эторазрешено;
— это разрешенотолько при отсутствии СМИ на мероприятии.
15. Имеетли волонтер право во время добровольческих работ организовывать посторонние, непредусмотренные его функцией маркетинговые акции по продвижению товаров илиуслуг?
— да, но толькопри предоставлении существенных скидок на рекламируемые товары или услуги;
— да, еслиразрешил тим-лидер и это может быть интересно благополучателю;
— нет, посторонняядеятельность и организация несогласованных маркетинговых акций по продвижениюуслуг запрещены.
16. Сколькоосновных направлений деятельности реализуются Волонтерами Победы?
— 100;
— 1.
17. Какогонаправления работы нет в Движении Волонтеры Победы?
— Связь Поколений;
— Наши Победы;
— Медиапобеда;
— помощь животным.
18. Лидэто?
— основной текст;
— абзац;
— идея текста;
— введение.
19.Критерии постановки цели по смарт SMART. Цель должнабыть…?
-объемная, полезная, информационная;
— конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная повремени;
— воспитательная,образовательная, методическая.
20. Выберетеверное утверждение:
— социальнаяакция — один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть:привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечениевнимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию;
— социальная акция– один из видов социальной деятельности, целями которой может быть толькорешение социальной проблемы посредствам сбора средств;
— социальная акция– один из видов социальной деятельности, ради реализации которой создаетсяволонтерский отряд;
— социальная акция– один из видов социальной деятельности, целями, дата которой определяется вначале года и остается неизменной.
Критерии оценивания:
Тестирование:
20 -18 ответов – 5 балов;
18 -15 ответов – 4 балла;
15- 10 ответов 3 балла;
10- 5ответов – 2 балла;
5- 2 ответов – 1 балл;
2 -0 ответов – 0 баллов.
Мониторинг личного участия в конкурсах, мероприятиях, акциях.
За каждое участие присваивается 1 балл. Закаждое призовое место 2 балла. Если учащийся принял участие в мероприятиях:более 70% от общего количества, то он получает 5 баллов;
70%- 50% — 4 балла;
50%- 40% — 3 балла;
40%- 20% — 2 балла20% -10%;
менее 10% -0балла.
Определение итогового уровня:
1.Высокий – более 20 баллов;
2.Средний – от 29 до 10 баллов;
3.Низкий – менее 10баллов.