Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Паутинка крючком»
старший методист ОГБН ОО«ДТДМ»
Сомова Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Нормативно-правовоеобеспечение программы.
В настоящее время содержание, роль,назначение и условия реализации программ дополнительного образования закрепленыв следующих нормативных документах:
• ФедеральныйЗакон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации» (далее – ФЗ № 273);
• ПриказМинистерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;
• ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 Овнесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденныйприказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;
• Концепцияразвития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
• Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитаниядетей и молодежи Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (внеурочные разноуровневые программы)
• СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от21.04.2020 №2822 Методические рекомендации «О реализациидополнительных общеобразовательных программ с применениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
• УставОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодёжи»;
• Локальныеакты ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодёжи».
Мелкая моторика рук и уровень развитияречи и памяти обучающихся находятся в прямой зависимости друг от друга.Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей даетвязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программанаправлена на обучение детей основам вязания спицами, крючком и макраме.
Уровень освоения программы — стартовый.Предполагает формирование учебной мотивации к социально-значимой деятельности,получение теоретических и практических навыков. Предполагает использование иреализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность(профиль) программы — художественная
Актуальность программы. Актуальностьпрограммы заключается в том, что в процессе её реализации обучающиесяовладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешениепроблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознаниемих приоритетности.
Новизна программы заключаетсяв том, что она имеет практическую направленность — всеполученные знания сразу апробируются, участники совершенствуют свое мастерство.Обучающиеся накапливают опыт, который в дальнейшем могут использовать в жизни.
Отличительныеособенности программы
Творческое объединение позволяетобучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком,спицами, основы макраме. Данная образовательная программа даёт возможностьвосполнить пробелы художественно-эстетического образования обучающихся, вособенности в плане приобретения ими практических навыков работы с крючком и нитями. Способствует лучшему восприятиюпроизведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общегоуровня нравственно – эстетической культуры личности.
Адресат программы. Программапредназначена для проведения занятий с обучающимися 10-15 лет. В творческоеобъединение принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, невсегда имеющие опыт и навыки вязания, обладающие какими-либо художественнымиспособностями или просто дети, которые имеют желание заниматься по данномупрофилю. В возрасте от 10-15 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делаютвыбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открытыдля восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога –потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет ихповедение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительногоэмоционального фона занятий.
Срокосвоения программы сентябрь – май
Объемпрограммы
Объем программы составляет 36 учебных часов
Формаобучения и виды занятий.
Форма обучения – очная, с использованием ресурсовэлектронного обучения, при необходимости использование дистанционныхтехнологий.
Программаобучения планируется с расчетом на самостоятельную работу обучающихся. Выборизделий для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, отвозрастных особенностей.
В программе используются следующие виды проведения занятий: комбинированное учебное занятие, занятие — объяснение,беседа, беседа — обсуждение, учебный диалог, индивидуальная консультация,практическая работа, самостоятельная работа, выставка творческих работ.
Методыобучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий.
— Словесныеметоды обучения:
— Обзорлитературы.
— Беседа.
— Познавательныйрассказ с элементами беседы.
— Обсуждениетворческих работ.
— Наглядныеметоды обучения:
— Показпедагогом.
— Демонстрацияузлов, узоров, сувениров и творческих работ.
— Работа посхемам плетения.
— Работа пообразцу.
— Практическиеметоды обучения:
— Дидактическиеигры.
— Работа слитературой.
— Практическиеупражнения.
— Выполнениетворческих заданий.
Режимзанятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (с перерывом 10минут). Количество детей в группе 10-15 человек. Такой режим обусловленнепрерывностью процесса обучения техническим приёмам вязания; сменой различныхвидов деятельности во время занятия – зарисовки эскизов, составление схемузоров вязания, практическое освоение.
Программа ориентирована на средний школьный возраст (9-13) ирассчитана на 1 год обучения. Методика работы с детьми среднего школьноговозраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ снарастающей степенью сложностей. Для успешной реализации программыцелесообразно обучающихся объединить в учебные группы численностью от 10 до 15человек.
Цель программы создание условийдля расширения знаний и приобретения практических навыков в областихудожественного вязания и макраме.
Программаставит следующие задачи:
Обучающие:
— обучитьспособам вязания крючком, спицами, технике макраме;
— обучитьстроить и выбирать рисунок, работать по схемам плетения. делать эскизы длябудущих работ;
— научитьправильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техникибезопасности. Воспитательные:
— сформироватьумение общаться со сверстниками;
— воспитатьусидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
— приучатьк аккуратности в работе;
— формироватьумение работать в коллективе;
— предоставитьвозможность социализации каждому ребёнку.
формирование интереса обучающихся к вязанию; Развивающие:
— развитьпознавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
— развиватьпознавательный интерес к рукоделию;
— способствовать развитию уверенности в себе и развитиюсамостоятельности; — развить чувство цвета, пропорции; — развить моторику рук.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты:
— познавательныйинтерес к новому материалу;
— ориентацияна понимание причин успеха в практической деятельности;
— чувствопрекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:
— выраженнойустойчивой познавательной мотивации к деятельности;
— адекватногопонимания причин успешности / неуспешности практической деятельности;
— осознанныхустойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимуюсферу человеческой жизни. Метапредметные результаты:
— учитыватьвыделенные педагогом ориентиры действия в новом материале; — планировать своидействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— уметьсамостоятельно пользоваться схемами для разных видов вязания;
— осуществлятьитоговый и пошаговый контроль по результату;
— адекватновоспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и другихлюдей;
— вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки иучёта характера сделанных ошибок;
Предметныерезультаты:
Знания и умения:
— добитьсяосвоения правил техники безопасности на занятиях;
— познакомитьс историей возникновения техники вязания крючком, спицами, макраме;
— изучитьосновную терминологию, используемую при вязании;
— познакомитьс названиями узлов, узоров и их условных обозначений;
— познакомитьс основными приёмами вязания;
— научитьработать по схеме;
— воспитыватьтрудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Учебныйплан.
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
|
Формы аттестации/ контроля |
|
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вязание крючком |
34 |
|
|
|
1.1 |
Введение в программу. Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.2 |
Техника вязания крючком. Узоры вязания крючком. |
14 |
2 |
12 |
Опрос, контрольные работы, наблюдение, тесты. |
1.3 |
Сувениры. Аксессуары. Игрушки Амигуруми. |
18 |
4 |
14 |
Наблюдение. Индивидуальные работы. |
2 |
Выставка работ |
2 |
— |
2 |
Творческая выставка |
Всего |
36 |
7 |
29 |
|
Содержаниепрограммы.
Раздел1 Вязание крючком
Тема 1.1 Введение. 2 часа
Теория: Изучение правил техники безопасности.
Знакомство с видами крючков и ниток. Введение впрограмму. Практика: Входная диагностика.
Тема 1.2 Техника вязания крючком. Узоры вязаниякрючком. 14 часов
Теория: Обучение учащихся основным приемам вязания:начальная петля, воздушная петля, полустолбик, столбик с накидом, столбик сдвумя накидами, столбик с тремя накидами.
Обучение технике чтения схем.
Обучение технике вязания.
Практика: Отработка выполнения изученных узоров.
Выполнение упражнений из столбиков и воздушных петель.Чтение схем. Выполнение учащимися простых изделий, помогающих освоить техникувязания крючком: круга, квадрата, шестиугольника, треугольника.
Тема 1.3 Сувениры. Аксессуары. Игрушки «Амигуруми».18 часов Теория: Обучение учащихся приемам вязания по кругу.
Практика: Выполнение учащимися простых изделий,помогающих освоить технику вязания.
Изготовление учащимися изделий для дома: карандашницы,подставки под горячее.
Выполнение учащимися простых аксессуаров: браслетов,заколок.
Выполнение учащимися мягких игрушек в техники «Амигуруми».
Раздел2 Выставка работ 2 часа
Практика: Участие детей в отчетной выставке со своимиработами