Казенное специальноеучебно-воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области«Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла
Протокол от «29» августа 2022 г № 1 |
Принята на заседании педагогического совета
Протокол от «29» августа 2022г № 1 |
Утверждаю Директор КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» _______ М.А. Порокина Приказ от «30» августа 2022г. № 82 |
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа
«Резьба по дереву»
для 6 класса
Тип программы: модифицированная
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст: обучающиеся 12 -13 лет
Срок реализации:1 год
Программа разработана педагогом дополнительного образования
КОУ ВО «Аннинская специальная
общеобразовательная школа»
Фроловой Ольгой Николаевной
п.г.т. Анна
2022 г
Пояснительнаязаписка
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» в 6 классе разработана имеет художественную направленность и разработана на основеметодических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки Россиисовместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»(2015 год), ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНОдополнительного профессионального образования «Открытое образование», приказаМинистерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам.
Назанятиях обучающиеся приучаются к аккуратности, экономии материалов,качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасностипри работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии.
Нормативно – правовая база
-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями: ред. от 02.07.2021г.).
— Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам» (в редакции приказа Министерствапросвещения РФ от 30.09.2020г. № 553).
— Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р).
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г.№467 «Об утверждении целевой модели развития региональных системдополнительного образованиядетей.
— Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детейи молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые программы)».
— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительногообразования детей и взрослых».
— Приказ департамента образования, науки и молодежной политикиВоронежской области от 14.10.2015г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительныхобщеразвивающих программ».
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
-Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядкаприменения организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность,электронного обучения, дистанционных образовательныхтехнологий при реализации образовательных программ».
— Устав КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Направленность программы художественно –эстетическая. Обучение построено по принципу от «простого к сложному» иуглубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующемэтапе обучения.
Актуальность программы «Резьба подереву» в возрождении традиций и обычаев русского народа, в решении проблемызанятости ребят, вовлечении их в решение творческих задач, воспитании чувствагордости за свой народ, создавший замечательные произведения искусства.
Педагогическая целесообразность программы:
Программа позволяет решить проблему свободноговремени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности расширяя ихжизненный кругозор. Обучение поводится индивидуально или в малых группах взависимости от возраста и возможностей детей. Также индивидуально определяетсясложность изготовления. Обучающиеся могут в максимально возможной меререализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальныхупражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных ирастений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий можетразнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована илипревращена в фантастические образы. Основой, позволяющей поддерживатьдлительный интерес учащихся к работе секции и дающей возможность проводитькачественное обучение, является нацеленность творческой мастерской наконечный продукт. Таковым конечным продуктом являетсяподелка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувствоэстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметьприкладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретениязнаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи,требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка. Каждое занятиедля ребенка становится формой движения к более глубокому пониманию современнойкультуры, решением проблемы включения себя в культуру и выявлением способовучастия в ее дальнейшем изменении. На протяжении всего процесса обученияпроводится контроль за выполнением заданий. Для успешного усвоения программыимеется необходимое оборудование инструменты, литература.
Отличительные особенности даннойобразовательной программы в том, что в ней отражается специфика стороны,которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средствуназначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладномуобразованию, которые до сих пор не используются в системе школьного идополнительного образования. В таком диапазоне, что они изучают, техникивыполнения различных видов резьбы начиная, с простой и в дальнейшемприобретённые ими навыки и умения помогают легче освоить более сложные видырезьбы, пробовать их комбинировать , используя всё большее количестваинструмента. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свойтворческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиесясмогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которыхбесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка кприродным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастическиеобразы. При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки,выходящие за рамки изучения школьной программы. Каждый учащийся может выбратьсебе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организациидеятельности детей является выполнение практических работ, ведь при выполненииименно практических заданий достигаете максимальное усвоение необходимыхпрактических знаний и умений. Этим программа отличается от всех существующиханалогичных программ.
Новизна программы заключается в объединении традиций русскогонарода в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализациитворческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены всеэлементы технологии резьбы по дереву, начиная с формирования художественногообраза прикладного изделия из природного материала и заканчивая егопредставлением на выставках.
Адресатпрограммы: обучающиеся 12-13 лет.
Программа составленас учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и рассчитана нато, чтобы старшие обучающиеся имели возможность делиться своими знаниями,умениями и навыками с младшими, получая опыт руководителя.
Психофизиологические особенности обучающихся
Подростковый возраст — это тот период жизни, когда учеловека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественнополезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой,художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, а главное,свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, чтоорганизация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущейдеятельности подросткового возраста. Поэтому занятия в учрежденияхдополнительного образования позволяют совершенствовать учебно-воспитательныйпроцесс. Это тем более важно, поскольку основные психологическиеновообразования подростков — сознательная регуляция своих дел и поступков,умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей иориентироваться на них при организации своего поведения — формируются вразвитых формах общественно полезной деятельности.
Уровень реализации – базовый.
Объём программы — время,отведённое на обучение 1 год составляет 35 часов в год.
Формы обучения и виды занятий
Занятия проводятся:
– индивидуально (работа с каждымучеником: консультации, проверка знаний, умений);
– коллективно (работа в парах, вгруппе);
– наглядно-иллюстративно(учитель сам показывает приёмы работы с инструментом и материалами).
Виды занятий– лабораторно-практические занятия;
– экскурсии;
– конкурсы мастеров;
– презентация творческогопроекта;
– конкурс на лучший творческийпроект.
Данной программой предусмотрены обязательные практические занятия.
Время, отведённое на обучение 1 год составляет 35 часов в год.
Режим проведения занятий – один раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы подведения итогов учащихся:
– контроль качества изделия;
– конкурс мастеров;
– защита творческого проекта.
Приреализации программы могут применяться дистанционные образовательныетехнологии (далее — ДОТ), реализуемые в основном с применениеминформационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Формы ДОТ: e-mail;дистанционное обучение в сети Интернет, интернет-уроки; надомное обучение сдистанционной поддержкой; online-тестирование; вебинары; skype-общение;облачные сервисы; видеоконференции, дистанционные конкурсы и т.д.
Цельпрограммы:
Ознакомлениеучащихся с наследием художественной обработки дерева, формирование умений повыполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельнойтворческой работы.
Задачи:
Образовательные:
— дать представление оразличных видах резьбы по дереву;
— научить техническим приемамрезьбы по дереву;
— изучить характерныеособенности материала;
— применять полученныезнания, умения и навыки на практике;
Развивающие:
— образное мышление при работе с декоративнойкомпозицией, эстетический вкус и чувство прекрасного;
— творческий подход к работе;
— выявить и развить индивидуальный почерк привыполнении резьбы по дереву;
Воспитательные (воспитать у обучающихся):
— чувство гражданственности илюбви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитиенародных традиций;
— такие качества, кактрудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;
— бережное отношение кнародной культуре, чувство любви и уважения к творчеству народных мастеров.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Миниатюры из природных материалов |
1 |
3 |
4 |
2 |
Выпиливание лобзиком |
1 |
10 |
11 |
3 |
Художественное выжигание |
3 |
7 |
10 |
4 |
Резьба по дереву |
1 |
6 |
7 |
5 |
Декоративно объёмная форма |
1 |
1 |
2 |
6 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
Всего: |
7 |
28 |
35 |
Содержание изучаемого курса
1. Миниатюры из природных материалов (4часа)
Вводноезанятие. Миниатюра из природных материалов шишек, желудей (1 час) — Знакомство,инструктаж по технике безопасности, возможности и свойства природных материалов
Работанад композицией изделия. (1 час) — Разработка композиции будущего изделия
Подготовкаэлементов композиции. (1 час) — Подбор материала, его обработка
Сборочныеи отделочные работы. (1 час) — Сборка изделия
2. Выпиливание лобзиком (11 часов)
Выпиливаниелобзиком как разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты иприспособления. Технические приёмы выпиливания орнамента. (1 час) — Основныеприёмы работы лобзиком. Инструктаж техники безопасности.
Работанад композицией изделия (2 час) — Разработка композиции будущего изделия
Изготовлениеизделия. (6 час) — Выпиливание формы будущего изделия
Сборочныеи отделочные работы. (2 час) — Шлифовка, покраска, лакировка.
3. Художественное выжигание (10 часов)
Декорированиеизделий выжиганием. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.(1 час) — Декорирование. Основные приёмы работы электро-выжигателем.Инструктаж.
Основыкомпозиции. Подготовка заготовок к работе. (2 часа) — Основы композиции.Компоновка рисунка на заготовке. Подбор и обработка материала.
Основныеприёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. (2 часа) — Техническиеприёмы выжигания.
Работанад композицией рисунка. (1 час) — Разработка композиции будущего рисунка
Изготовлениеизделия. (2 часа) — Выполнение изделия.
Отделочныеработы. (2 часа) — Лакировка.
4. Резьба по дереву (7 часов)
Инструктажпо технике безопасности. Разработка эскиза объемной резьбы (2 часа)
Резьбаобъемной формы (3 часа)
Работанад композицией резьба по черному лаку. (1 час) — Разработка композициибудущего рисунка
Резьбапо черному лаку. (1 час)
5. Декоративно объёмная форма (2часа)
Разработкаконструкции изделия Построение композиции на сочетании различныхматериалов. (1 час) — Разработка эскиза
Подготовкаэлементов композиции. Сборочные и отделочные работы. (1 час) — Подготовкаматериала к работе. Изготовление элементов композиции. Сборка изделия,шлифовка, покраска, лакировка.
6. Итоговое занятие (1 час)
Проведениевыставки (1 час)
Планируемые образовательные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностныерезультаты.
Обучающийся научится:
1. социализацииличности;
2. формированиюпонятия о национальной культуре и представлении я о вкладе своего народа вмировую художественную культуру;
3. развитиюинтереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов;
4. мотивации кучебной и творческой деятельности, формированию личностного смысла учения;
5. развитиюсамостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создаватьсобственные творческие композиции
6. развитиютворческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
7. развитиюэтических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости навосприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу;
8. формированиюнавыков – точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силумногократного повторения до автоматизма;
9. формированиюумения – сочетать знания и навыки, которые обеспечат успешное выполнениедеятельности;
10. формированиюпредставления о народных художественных промыслах, расположенных на территорииРоссии;
11. формированиюнавыков безопасной работы при художественной обработке древесины;
12. развитиюнавыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;
13. бережномуотношению к духовным ценностям;
Метапредметныерезультаты:
Обучающийся научится:
1. освоению способов решения проблем поискового характера, развитиюпродуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способностиоригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2. формированиюумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболееэффективные способы решения;
3. развитиювизуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетическогов деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности;
4. развитиюспособности понимать и использовать в своей творческой работе художественные,поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока;осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своепредставление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видахискусства;
5. формированиюспособности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию содного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическимидействиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построениирассуждений;
6. воспитаниюумения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение;
7. овладениюспособами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться,распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешатьконфликты.
Предметныерезультаты:
Обучающийся научится:
1. Сформировыватьпредставление о различных видах резьбы по дереву
2. Сформированностиоснов резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры итрадиций родного края;
3. Познакомиться снаследием художественной обработки дерева, любови к данному традиционномухудожественному ремеслу, обучится практическим навыкам резьбы по дереву,умению создавать собственные творческие композиции.
4. развитостикоммуникативного и художественно-образного мышления в условияхполихудожественного воспитания;
5. умениювоспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своеотношение к художественному произведению;
6. нравственным,эстетическим, этическим, общечеловеческим, культурологическим, духовнымаспектам воспитания.
Комплексорганизационно-педагогических условий
Календарноучебный график
№ |
Дата урока по плану |
Дата урока по факту |
Тема урока |
Вид контроля |
1 |
6.09.22 |
|
Вводное занятие. Правила техники безопасности. |
|
2 |
13.09.22 |
|
Миниатюра из природных материалов. Работа над композицией изделия. |
Эскиз изделия |
3 |
20.09.22 |
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Подготовка элементов композиции |
Творческая работа |
4 |
27.09.22 |
|
Сборочные и отделочные работы. |
Творческая работа |
5 |
04.10.22 |
|
Выпиливание лобзиком. Техника безопасности. Технические приёмы выпиливания орнамента |
Эскиз изделия |
6 |
11.10.22 |
|
Работа над композицией изделия |
Эскиз изделия |
7 |
18.10.22 |
|
Работа над композицией изделия |
Эскиз изделия |
8 |
25.10.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
9 |
08.11.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
10 |
15.11.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
11 |
22.11.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
12
|
29.11.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
13 |
06.12.22 |
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
14 |
13.12.22 |
|
Сборочные работы |
Творческая работа |
15 |
20.12.22 |
|
Отделочные работы |
Творческая работа |
16 |
10.01.23 |
|
Техника безопасности. Декорирование изделий выжиганием. |
Эскиз изделия |
17 |
17.01.23 |
|
Основы композиции. |
Эскиз изделия |
18 |
24.01.23
|
|
Подготовка заготовок к работе |
Творческая работа |
19 |
31.01.23
|
|
Основные приёмы выжигания. |
Творческая работа |
20 |
7.02.23
|
|
Техника выполнения приёмов выжигания |
Творческая работа |
21 |
14.02.23
|
|
Работа над композицией рисунка |
Эскиз изделия |
22 |
21.02.23
|
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
23 |
28.02.23
|
|
Изготовление изделия |
Творческая работа |
24 |
7.03.23
|
|
Отделочные работы |
Творческая работа |
25 |
14.03.23
|
|
Отделочные работы |
Творческая работа |
26 |
28.03.23
|
|
Техника безопасности. При выполнении объемной резьбы |
Эскиз изделия |
27 |
04.04.23
|
|
Разработка эскиза объемной резьбы |
Эскиз изделия |
28 |
11.04.23
|
|
Резьба объемной формы |
Творческая работа |
29 |
18.04.23
|
|
Резьба объемной формы |
Творческая работа |
30 |
25.04.23
|
|
Резьба объемной формы |
Творческая работа |
31 |
02.05.23
|
|
Работа над композицией резьба по черному лаку |
Эскиз изделия |
32 |
09.05.23
|
|
Резьба по черному лаку |
Творческая работа |
33 |
16.05.23
|
|
Построение композиции на сочетании различных материалов |
Эскиз изделия |
34 |
23.05.23
|
|
Подготовка элементов композиции. Сборочные и отделочные работы |
Эскиз изделия |
35 |
30.05.23
|
|
Проведение выставки |
Выставка |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение – Фролова Ольга Николаевна педагог дополнительногообразования КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа».
Материально-техническое оснащение занятий:
· верстаки;
· токарный станок подереву;
· вертикально-сверлильныйстанок;
· фуговально-пильныйстанок;
· нож-резец;
· нож-косячок;
· пила с мелкими зубьями;
· тиски;
· напильники;
· набор стамесок;
· набор отверток;
· рубанок;
· ручная дрель;
· ручной лобзик;
· клей ПВА, «Момент»;
· наждачная бумагамелкозернистая;
· лак для покрытияизделия;
· доски ( береза, липа,осина), бруски и т.д.;
· фанера
· таблицы по техникебезопасности.
Формаподведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствоватьразвитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а такжемогут быть использованы при оформлении интерьера школы.
Списоклитературы:
Списокрекомендуемой литературы для педагогов
1.Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
2.Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. — М.: Нива России, 1995.
3.Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочникучителя. — М.: Просвещение, 1992.
4.Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. — М.: Просвещение, 1988.
5.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. — М.: Нива России, 1993.
6.Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. — Минск: Полымя, 2000.
7.Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. — М.: Народноетворчество, 2001.
8. ГульянцЭ.К. Учите детей мастерить. — М.: Просвещение, 1976.
9.Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. — М.: Издательский дом МСП, 2000.
10.Дубровин И.И. Домашний умелец. — Тверь: ЭКСМО — Пресс, 2001.
11.Заворотов В.А. От идеи до модели. — М.: Просвещение, 1993.
12.Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. — М.: Лукоморье, 2002.
13.Козловский А.Л. Клеи и склеивание. — М.: Знание, 1976.
14.Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. — М.: Высшая школа, 1986.
15.Крейдлин Л.Н. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1986.
16.Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). -М.: Народное творчество, 2001.
17.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983.
18.Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), -Минск.: Полымя, 2000.
19.Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). — Минск.:Современное слово, 2000.
20.Тарасов Б.В. Самоделки школьника. — М.: Просвещение, 1985.
21.Хворостов А.С. Декоративно — прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение,1981.
22.Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. — М.: Легпромбытиздат, 1992.
23.Энциклопедия народного умельца. — М.: Вече, 2000.
Списокрекомендуемой литературы для обучающихся :
1.Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ — М.: Траст пресс, 1999.
2.Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. — М.: Экология, 1996.
3.Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. — С- Пб.: Корона принт, 1999.
4.Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 — 9. — М.: Просвещение, 1995.
5.Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. — М.: Просвещение, 1998.
6.Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. — Минск.: Полымя, 1990.
7.Справочник по трудовому обучению 5 — 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.:Просвещение, 1993.
8.Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.:Элайда, 1999.
9.Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. -М.: Педагогика, 1980.
10.Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. — М.: Просвещение, 1990.
Списоклитературы для родителей:
1.Добрая дорога детства: Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.
2.Колесо: информационный бюллетень
3.Справочник по трудовому обучению 5 — 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.:Просвещение, 1993
Лист корректировкирабочей программы
Учебная четверть |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Дата проведения по факту |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
