Пояснительная записка
Патриотическое воспитание — этосистематическая и целенаправленная деятельность государственных органов,общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодеживысокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей позащите интересов Родины, службы в Вооруженных Силах РФ. Стержнемпатриотического воспитания является патриотизм и готовность к достойномуслужению Отечеству. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи,должен стать основой сплочения нации, возрождения духовнонравственных устоев,издревле присущих российскому обществу. События последнего времени подтвердили,что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества,девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественноесознание большинства молодежи. Проявляется устойчивая тенденция паденияпрестижа военной и государственной службы. Военно-патриотическое воспитаниеприобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всехмастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги,растлевающие молодёжь. Таким образом, даже само слово «патриотизм» приобрелонегативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимопреодолеть искажённые представления о любви к Родине, гордости за Отечество ивоспитывать настоящих граждан своей страны.
Педагогическая целесообразность программыв том, что она является дополнением к общеобразовательной области ОБЖ и ОВС,даёт возможность учащимся углубить знания, воспитать в себе определённыекачества, приобрести определённые навыки поведения в различных ЧС и ЭС. А такжеюношам получить навыки службы в Вооружённых силах РФ, чтобы в дальнейшембезболезненно пройти период адаптации к военной службе. Занятия в клубеспособствуют повышению интереса к службе в Вооружённых силах и других оборонныхведомствах.
Рост преступности и наркомании,индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье, коллективу,забвение традиций российского народа, незнание истории Великой нации — все этинегативные качества современной молодёжи, возникли не сами по себе. А врезультате бездумного разрушения системы гражданского, правового ипрофессионального воспитания некогда существовавшей в нашей стране.
Являясь человеком, искреннелюбящим своих родителей, помнящих дедов и прадедов, которые погибли в годыВеликой Отечественной войны, я испытываю стыд, что ученики знают больше обактёрах Голливуда, различных эстрадных звёздах, чем о земляках- героях, битвахи сражениях, о современных героях- вообще о своём селе- своей малой родине.Причиной этого незнания в том, что основную информацию дети получают с экранателевизора и со страниц газет, где мало говорится о гражданско-патриотическомвоспитании. На селе центром образования является школа: ведь только в школеможно заинтересовать, увлечь ребёнка, помочь ему воспитать те качества, которыенеобходимы настоящему гражданину Великой страны Россия.
Даннаяпрограмма стремится к тому, чтобы у каждого ребёнка была развита совокупностьего способностей, чтобы ребёнок был творцом развитых форм общения. Отсюда -идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобыкаждый ребёнок стал человеком, гражданином, личностью, патриотом!
Актуальность программы направленана создание условий для развития у личности учащегося патриотических качеств,развитие мотивации у ребёнка к занятиям военноспортивной направленности,приобщение учащихся к ведению ЗОЖ и активной жизненной позиции, профилактикаасоциального поведения.
Новизна программы заключаетсяв том, что через занятия в данном клубе ребёнок формирует свою гражданскуюпозицию и происходит подготовка и адаптация к службе в Вооружённых Силах, атакже создана площадка для самореализации способностей учащегося через участиев соревнованиях и конкурсах на различном уровне (районном, областном,российском). Правовая основа.
Правовой основой программы патриотического клубаявляются Конституция Российской Федерации. Федеральные законы РоссийскойФедерации:
«Об образовании»:
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Концепция патриотического воспитания гражданРоссийской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2016 2020 годы»:
Федеральный закон «Об основныхгарантиях прав детей в РФ»; Федеральный Закон «О днях воинской славы и памятныхдатах России»; «О воинской обязанности и военной службе»; и др. О возрастеучастников образовательной программы.
Важным аспектом образовательной программы являетсяучет возрастных психологических особенностей детей. Возраст участниковобразовательной программы 10-14 лет — подростковый. Подростковый возрастсчитается самым опасным, периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональныхтрудностей. В подростковом возрасте происходит смена интересов. С одной сторонытеряется интерес к миру «детских забав», с другой стороны нет сопричастности кмиру взрослых. Подросток находится в постоянном поиске себя, самоутверждается,активно проявляет свое «Я». Банальная потребность возраста — понимание. Этотвозраст требует осторожности в общении, в тактичном, деликатном отношении.
Как показывает практика, приходя в клуб, подросткинастроены на достижение результата. Поэтому создаются условия для мотивациидетей на достижение результата. В клубе создается «ситуация успеха».
Целью программы «Школа мужества» является:
-содействие воспитанию гражданственности, патриотизма,любви к Родине, уважения к
ИсторииРоссии, готовности к служению Отечеству в Вооруженных силах РФ; -созданиеусловий для развития физически сильной, социально активной личности подростка.
Задачи программы:
• Содействиеформированию личности нравственно-ориентированной, способной к саморазвитию;
• Созданиеусловий для физического развития детей; Привлечение подростков кздоровому образу жизни:
• Подготовкак службе в армии, выработать готовность прийти на помощь в повседневной жизни.
• Создание условий для получения необходимых знаний и умений поначальной военной подготовке, строевой, огневой, медицинской подготовке,технике русского рукопашного боя:
• Созданиеусловий для самовыражения, позитивной самореализации подростков посредствомконкретного участия в жизнедеятельности коллектива.
С содержательной точки зрения, патриотическоевоспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активныйсозидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения кистории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа:воспитания любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитания готовности кзащите Родины.
Содержание патриотического, физического ипознавательного воспитания реализуется Через клубную деятельность спомощью многообразных форм и методов.
Срок реализации программы 4 года, занятияпроводятся 1 час в неделю, 3часов в год.
Планируемые результаты.
Реализацияпрограммы работы ВПК «Школа мужества» помогает учащимся школы овладетьнеобходимыми знаниями и навыками поведения в различных жизненных и ЧС. Посещаязанятия клуба, ученик приобретает:
— навыки оказания ПМП;
— навыки строевой,огневой и тактической подготовки;
— знания в областиведения ЗОЖ, а также развивает свои физические возможности; -знания по действию в ЧС криминогенного характера, навыки рукопашного боя.
Итоги работы подводятся при проведении различныхконкурсов, соревнований, а также участие сборной клуба в районных, областных ироссийских смотрах- конкурсах.
Содержание деятельности программы
Программа разработана по нескольким направлениямдеятельности:
— Строевая подготовка
— ОМП
— Медицинскаяподготовка
— Физическая подготовка
— Огневая подготовка
— Приемы самозащиты-Воинские уставы
Строеваяподготовка:
Строй и его элементы
Выполнение строевых приемов и движения; Одиночнаястроевая подготовка; Строевые смотры.
ОМП:
Устройство противогаза: Одевание противогаза; Видыядерных взрывов; Поражающие факторы; Одевание противогаза на пострадавшего: ит.д.
Медицинскаяподготовка:
Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, обморожении, солнечном ударе;
Транспортировка пострадавшего,
Переломы, ушибы, вывихи, растяжения;
Оказание первой доврачебной помощи (искусственноедыхание прямой массаж сердца) и др.
Физическаяподготовка:
Развитие выносливости, упражнения на развитиекоординации;
Силовые упражнения, общефизическая подготовка, лёгкаяатлетика, кроссовая подготовка (бег 100м,бег 2000м-
3000м), метание гранаты 500-700гр, полосапрепятствий.
Огневая подготовка:
История стрелкового оружия;
Назначение и устройство АК и пневматической винтовки;
Разборка и сборка АК;
Стрельба из пневматической винтовки; Строевые приёмыс оружием.
Школа выживания:
Туристическая подготовка;
Туристическое снаряжение в походе; Работа с картой;Вязка узлов.
Приёмы самозащиты:
Базовые элементы самозащиты;
Освобождение от захватов сзади;
Обезвреживание противника при нападении с оружием
спереди и сзади;
Подручные средства для самообороны.
Уставы Вооружённыхсил РФ;
Военнослужащие и взаимоотношения между ними,
Воинские звания, начальники и подчинённые, порядокобращения к начальнику;
Суточный наряд роты и его обязанности, обязанностидневального;
Сущность воинской дисциплины, обязанностивоеннослужащего,
Поощрения и взыскания, дисциплинарные взыскания,налагаемые на солдат и т.д.
Нормативы:
1 .МетаниегранатыФ-1 на дальность:
50метров 5 баллов
35метров 4 балла
30метров 3 балла
25 метров 2 балла
20метров 1 балл
2.Метание гранатына меткость с дистанции 30 метров по двум кругам: малому — диаметром
1.5 метра ибольшому — диаметр 3 метра:
При попадании одной гранатой в малый, другой вбольшой круг 5 баллов
Одной гранатой в малый круг 4 балла
Двумягранатами в большой круг 3балла
Однойгранатой в большой круг 2балла
3. КСУ(подтягивание, поднос ног к перекладине, выход силой и подъем переворот):
30 раза |
5 баллов |
20 раза |
4 баллов |
15 раза |
3 баллов |
10 раза |
2 баллов |
4 раза |
1 баллов |
4. Отжимание.
1 00 раз 5 баллов
60раз 4 баллов
50раз 3 балла
30раз 2 балла
20раз 1 балл
5. Бег100 метров:
12,5 5 баллов
13.0 4 балла
14,0 3 балла
15.0 2 балла
6. Кросс2000 метров:
6.30 |
5 баллов |
7. 10 |
4балла |
8.00 |
3 балла |
8.30 |
2балла |
9.00 |
1 балла |
7. Сборкаи разборка АК:
22 секунды |
5 баллов |
28 секунды |
4 балла |
35 секунды |
3 балла |
40 секунды |
2балла |
45 секунды |
1 бал |
8.Снаряжениемагазина:
З0 секунд 5 баллов
32секунды 4 балла
35 секунд 3 балла
40секунд 2балла
45секунд 1балл
9.Надеваниепротивогаза:
8 секунд 5 баллов
10секунд 4 балла
11секунд 3 балла
12секунд 2 балла
13 секунд 1 балл 10.Развертываниев цепь (на участке 50 метров):
30 секунд 5 баллов
33секунды 4 балла
40секунд 3 балла
45секунд 2 балла
50секунд 1 балл
Нормативымедицины: норматив отлично хорошо удовлетворит.
1. Наложение жгута 25 |
30 35 |
2. Наложение закрутки 45 |
50 55 |
3. Наложение повязки 1.0 |
1.1 1.3 |
4. Подготовка, применение шприц — тюбика 15 |
20 25 |
5. Наложение шины, перелом плеча 4 |
4.30 5 |
6. Кисть, предплечье 2.4 |
3.1 3.4 |
7. Бедра 4.45 |
5.3 6 |
8. Голени 4.3
|
5 5.3 |
Программа 1-го года обучения
Тема: Введение.Правила безопасности на занятиях.
Тема: Физическаяподготовка.
Подтягивание. Отжимание. Упражнения на развитиекоординации. Метание гранаты. Развитие быстроты. Бег 60 м. Кросс 1000 метров.Челночный бег. Полоса препятствий.
Тема: Уставы ВС. История ВС.Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные наказания. Военнослужащие ивзаимоотношение между ними. История создания ВС.
Тема: Школавыживания.
Туристическая подготовка. Топографические знаки.Туристическое снаряжение в походе. Укладка рюкзака. Сборка и разборка палатки.Разбивка бивака.
Тема: Строеваяподготовка.
Строй и его элементы. Развернутый строй и походныйстрой. Управление строем. Обязанности солдата перед построением и в строю.Строевая стойка и выполнение команд. Строевой шаг. Тема: Огневаяподготовка. Назначение, боевые свойства, общее устройство пневматическойвинтовки. Уход и хранение пневматической винтовки. Меры безопасности при использовании.Прицеливание. Производство стрельбы из пневматической винтовки. Стрельба изпневматической винтовки. Устройство гранат РГД-5 и Ф-1. Меры безопасности приобращении с гранатами.
Тема:ОМП.
Ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическоеоружие. Особенности устройства противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки. Одевание противогаза, ватно-марлевой повязки, респиратора.
Тема:Приёмы самозащиты
Позиция и передвижения: передвижения мелким шагом;передвижение большим шагом: передвижение рывком: передвижение прыжком.Блокировка. Уклонения. Уходы. Прием ударов.
Уязвимые зоны тела. Рукопашный бой без оружия.
Тема:Медицинская подготовка.
Первая доврачебная помощь. Искусственное дыханиеПрямой массаж сердца. Оказание первой помощи. Азбука оживления.
Программа2-го года обучения Тема: Физическаяподготовка.
Подтягивание. Отжимание. Метание гранаты в цель. Бег100 м. Кросс 1500 м. Челночный бег.. Бег с препятствиями. Упражнения с гирями.
Тема:Уставы ВС.
РФ, история ВС. Общие обязанности военнослужащих.Воинские звания. Знаки различия военнослужащих.
Тема: Школа выживания. Обеззараживаниеи опреснение воды непригодной для питья. Виды костров. Разведение костра.Разведение костра без спичек. Переноска их ранение огня. Работа с картой.Азимут, движение по азимуту, определение азимута. Компас, устройство компаса.
Тема: Строеваяподготовка.
Походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинскойчести на месте. Отдание воинской чести в движении. Выход из строя и возвращениев строй.
Тема: Огневаяподготовка.
Назначение, устройство частей и механизмов автомата.Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. Прицеливание.Производство стрельбы из пневматической винтовки.
Стрельба из пневматической винтовки.
Тема:ОМП.
Укрытияпростейшего типа. Сигналы оповещения ГО и порядок действия по ним. Правилаэвакуации: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие. Одевание противогаза, респиратора, ватно-марлевойповязки.
Тема: Рукопашныйбой.
Умение обезоружить противника при ударе ножом сверху,снизу, прямо (в центр). Умение освободиться от захвата шеи и туловища спереди исзади. Болевые и удушающие приемы.
Рукопашный бой с палкой, ножом.
Тема: Медицинскаяподготовка.
Помощь при поражении электрическим током, приутоплении, при удушье. Оказание первой медицинской помощи. Кровотечения,обморожения, солнечный удар.
Программа3-го года обучения Тема: Физическая подготовка.
Метание гранаты на дальность и в цель. Подтягивание,отжимание. Бег 60 м. с низкого старта. Полоса препятствий. Упражнения с гирями.Кросс 2000 м. Развитие силы. Челночный бег. Развитие выносливости.Комплексно-силовые упражнения. Полоса препятсвий.
Тема: Уставы ВСРФ. История ВС. Начальникии подчиненные. Порядок отдачи и выполнения приказания. Отдание воинской чести.
Тема: Школавыживания.
Узлы. Вязка узлов. Подача сигналов бездействия.Устройство: жумара, спускового устройства, карабина, обвязки. Подъем на жумаре,спуск с помощью спускового устройства. Приготовление трассы и прохождение. Тема:Строевая подготовка.
Подходк начальнику и отход от него. Ответ на приветствие. Прохождение торжественныммаршем с песней.Прохождение торжественным маршем и с песней. Строевые приемы и движение соружием: строевая стойка.
Тема:Огневая подготовка.
Устройство патрона. Снаряжение магазина. Уход,хранение и сбережение автомата. Подготовка автомата и патронов к стрельбе.Выбор прицела и точки прицеливания. Меры безопасности. Снаряжение магазина.Изготовка и стрельба лежа. Производство стрельбы. Прицеливание. Стрельба изпневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки в положении лежа.
Тема:ОМП.
Устройство в ПХР. Определение ОВ в воздухе в опасныхи безопасных концентрациях. Определение ОВ в воздухе. Устройство ДП-5-а.ДП-5-б. ДП-5-в. Одевание противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки.
Тема: Рукопашныйбой.
Защитные действия при нападении с ножом. Защитныедействия при угрозе пистолетом.
Комплексные упражнения. Рукопашный бой с оружием.
Тема: Медицинскаяподготовка.
Виды переломов. Виды повязок (специальная на голову,восьмиобразная на затылок, специальная на грудь, на плечо).
Программа 4-го года обучения
Тема: Введение.Правила безопасности на занятиях.
Тема: Физическаяподготовка.
Подтягивание. Отжимание. Упражнения на развитиекоординации. Метание гранаты на дальность и в цель.. Развитие быстроты. Бег 100м. Кросс 3000 метров. Челночный бег. Полоса препятствий. Упражнения с гирями.
Тема: Уставы ВС. История ВС.Обязанности солдата. Суточный наряд роты. Обязанности и действия часового.
Тема: Школавыживания.
Подъем с использованием перил и спуск.Транспортировка пострадавшего. Переправа заболоченного участка. Переправа наплав. средствах. Работа с болгаркой. Работа с домкратом.
Тема: Строеваяподготовка.
Выполнение приемов с автоматом. Построение отделенияв развернутый и походный строй. Размыкание и смыкание отделения. Перестроенияотделения. Действие знаменный группы.
Тема: Огневая подготовка. Мерыбезопасности при обращении с автоматами и патронами. Явление выстрела и отдачаоружия. Стрельба из автомата по мишени №4.№8. Стрельба из автомата в положениилежа. Стрельба из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовкив положении лежа.
Тема:ОМП.
Ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическоеоружие. Медицинские средства индивидуальной защиты. Простейшие средства защитыкожи. Одевание противогаза, ватномарлевой повязки, респиратора.
Тема:Приёмы самозащиты
Отработка позиций и передвижения. Отработкарукопашного боя без оружия, с палкой, с ножом, с оружием.
Тема:Медицинская подготовка.
Виды повязок (колосовидная на бедра, косынчатая наруку, спиральная на палец, восьмиобразная на голеностопный сустав). Переломы,ушибы, вывихи, растяжения, и мобилизация переломов (шиной, кольцами,полотенцем, щитом, подручными средствами).
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Тема занятий |
1 год Количество часов |
2 год Количество часов |
3 год Количество часов |
4 год Количество часов |
Всего часов в разд. |
|||||||||
Всего |
Теор. |
Пр. |
Всего |
Теор. |
Пр. |
Всего |
Теор. |
Пр. |
Всего |
Теор. |
Пр. |
||||
1 |
Введение. Правила безопасности на занятиях |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
4 |
|
2 |
Физическая подготовка. |
6 |
|
6 |
6 |
|
6 |
6 |
|
6 |
6 |
|
6 |
24 |
|
3 |
Уставы ВС |
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
12 |
|
4 |
Школа выживания |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
20 |
|
5 |
Строевая подготовка |
5 |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
20 |
|
6 |
Огневая подготовка |
6 |
4 |
2 |
6 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
6 |
2 |
4 Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
24 |
|
7 |
ОМП |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
|
8 |
Приёмы самозащиты |
5 |
|
4 |
5 |
|
4 |
5 |
|
4 |
5 |
|
4 |
20 |
|
9 |
Медицинская подготовка |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
3 |
|
3 |
9 |
|
|
Всего: |
36 |
13 |
22 |
36 |
12 |
23 |
36 |
12 |
23 |
36 |
10 |
25 |
144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно- тематическое планирование
1 год обучения
№ п.п. |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Введение. Правила безопасности на занятиях. |
1 |
03.09 |
|
|
Физическая подготовка. |
6 |
|
|
2-7 |
Подтягивание. Отжимание. Метание гранаты. Бег 60 м. Челночный бег. Кросс 1000 метров. Полоса препятствий. Упражнения с гирями. |
1 1 1 1 1 1 |
10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 |
|
|
Уставы ВС. |
3 |
|
|
8- 10 |
Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные наказания. Военнослужащие и взаимоотношение между ними. История создания ВС. |
1 1 1 |
22.10 12.11 19.11 |
|
|
Школа выживания. |
5 |
|
|
11- 15 |
Топографические знаки. Туристическое снаряжение в походе. Укладка рюкзака. Сборка и разборка палатки. Разбивка бивака. |
1 1 1 1 1 |
26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 |
|
|
Строевая подготовка. |
5 |
|
|
16- 20 |
Развернутый строй и походный строй. Управление строем. Обязанности солдата перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение команд. Строевой шаг. |
1 1 1 1 1 |
14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 |
|
|
Огневая подготовка. |
6 |
|
|
21- 26 |
Назначение, боевые свойства, общее устройство пневматической винтовки. Уход и хранение пневматической винтовки. Меры безопасности при использовании. Прицеливание. Производство стрельбы из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Устройство гранат РГД-5 иФ-1. Меры безопасности при обращении с гранатами. |
1
1
1 1 1 1 |
18.02
25.02
04.03 11.03 18.03 01.04 |
|
|
ОМП |
3 |
|
|
27- 29 |
Ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие. Особенности устройства противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки. Одевание противогаза, ватно-марлевой повязки, респиратора. |
1
1
1 |
08.04
15.04
22.04 |
|
|
Приёмы самозащиты |
4 |
|
|
30- 33 |
Позиция и передвижения: передвижения мелким шагом; передвижение большим шагом: передвижение рывком; передвижение прыжком. Блокировка. Уклонения. Уходы. Прием ударов.Уязвимые зоны тела. Рукопашный бой без оружия. |
1 1 1 1 |
29.04 06.05 13.05 20.05 |
|
|
Медицинская подготовка |
2 |
|
|
34-
|
Первая доврачебная помощь. Искусственное дыхание. Прямой массаж сердца. Оказание помощи. Азбука оживления. |
1 1 |
27.05 |
|
|
|
|
|
|
2 год обучения
№ п.п. |
Тема урока |
|
Кол-во часов |
1 |
Введение. Правила безопасности на занятиях. |
|
1 |
2 |
Физическая подготовка. Подтягивание. Отжимание. Метание гранаты в цель. Бег 100 м. Кросс 1500 м. Челночный бег. Бег с препятствиями. Упражнения с гирями. |
Упражнения на развитие координации. Развитие силы. Развитие выносливости. Развитие быстроты.
|
6 |
3 |
Уставы ВС. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания. Знаки различия военнослужащих. |
История создания ВС
|
3 |
4 |
Школа выживания. Обеззараживание и опреснение воды непригодной для питья. Виды костров. Разведение костра. Разведение костра без спичек. Переноска и хранение огня. Работа с картой. Азимут, движение по азимуту, определение азимута. Компас, устройство компаса. |
|
5 |
5 |
Строевая подготовка. Походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести в движении. Выход из строя и возвращение в строй. |
|
5 |
6 |
Огневая подготовка. Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата. Назначение, устройство частей и механизмов автомата. Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. |
|
6 |