Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяшкола № »
Утверждаю:
« » ____ 2021 г.
Социально-гуманитарная направленность
Дополнительнаяобщеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма
«Я – вожатый!»
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срокреализации программы: 2 мес.
Автор– составитель:
Мелихова Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Ярославль, 2021
Оглавление
1. Пояснительная записка |
|
2. Учебно-тематический план |
|
3. Содержание программы |
|
4. Календарный учебный график |
|
5. Обеспечение программы |
|
6. Список информационных источников |
|
1. Пояснительнаязаписка
Вожатый –профессия — птица,
Сложнее её не сыскать.
С какоюдругою работой сравниться
Ребячьисердца зажигать!
Мы дружбойи верою твёрдой
Ребятзажигаем сердца.
И нашейпрофессии гордой
верны доконца!
Такомуповеришь как другу,
а еслислучится беда,
Он вернуюруку, надёжную руку,
Протянетребятам всегда!
ЛутошкинА.С.
С 2020 года наша школа является куратороммуниципальной инновационной площадки «Организационно-методическое сопровождениепсихолого-педагогических классов». В школе уделяется особое вниманиепрофориентационным мероприятиям в области педагогики и психологии, естьпедагогический класс. В период каникул организуются лагеря дневного пребывания,в связи с этим, возникла необходимость в вожатских кадрах и в разработкепрограммы дополнительного образования, которая может помочь учащимся старшихклассов раскрыть свой потенциал, попробовать себя в роли вожатых на базешкольных лагерей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Я – вожатый!» разработана с учетом следующих нормативныхдокументов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ «Обосновных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до2025 года (распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образованиядетей в Российской Федерации, утверждённой распоряжением правительства РФ от4.09.2014 г. № 1726-р;
5. Постановление главного государственного врача РФ от28.09.2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Постановление главного государственного санитарноговрача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасностии (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организациивоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи);
7. Паспорт Федерального проекта «Успех каждогоребёнка» (Утверждён на заседании проектного комитета по национальному проекту«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Приказ министерства просвещения РоссийскойФедерации от 09.11.2018 г. №196 «Об учреждения Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развитиярегиональных систем дополнительного образования детей» (далее – Целеваямодель);
10. Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка примененияорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронногообучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»;
11. Приказ Министерства труда и социальной защитыРоссийской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессиональногостандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
12. Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 13.03.2019 г. №114 «Об утверждении показателей, характеризующихобщие критерии оценки качества условий осуществления образовательнойдеятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность поосновным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессиональногообразования, основным программам профессионального обучения, дополнительнымобщеобразовательным программам»;
13. Приказ министерства образования и науки РоссийскойФедерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. №882/391«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой формереализации образовательных программ»;
14. Приказ департамента образования Ярославскойобласти от 07.08.2018 г. №19-нп «Об утверждении правил персонифицированногофинансирования дополнительного образования детей в Ярославской области;
15. Устав образовательной организации.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Я – вожатый!» имеет социально-гуманитарную направленность (ПриказМинистерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533)
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что внастоящее время организация отдыха и оздоровления детей и подростковрассматривается как одна из составляющих государственной социальной политики вотношении семьи и детей. Это направление с каждым годом становится болеевостребованным. Вместе с тем, актуальность обусловлена также тем, что в периодканикул в СШ №30 организован детский лагерь дневного пребывания «Радуга», гдеработают профессиональные педагоги, но нет подготовленных вожатских кадров.
Новизна программы
Новизна программы заключается в использованииэффективных образовательных технологий, позволяющих подготовить учащихся, неимеющих предшествующей педагогической практики, к работе с временным детскимколлективом. Поэтому основное количество учебных часов отведено на практику.
В содержание программы включено изучение основвоспитательной работы, а также возрастных психологических и физиологическихособенностей детей разного возраста.
Отличительной особенностью данной программы ориентацияучащихся на выбор будущей профессии, связанной с педагогикой, даёт возможностьпочувствовать «вкус» этой профессии, «попробовать» себя в этом социальномстатусе.
Адресат программы
Программа адресована детям от 16-18 лет и являетсяознакомительной. Состав групп – одновозрастной. Характерной чертой этоговозраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию иинформации. Максимальное количество обучающихся в группе – 10 человек.
Срок освоения программы и режим занятий
ДООП «Я – вожатый!» является краткосрочной. Срокосвоения – 2 месяца. Учебно-тематический план рассчитан на 16 часов, двазанятия в неделю продолжительностью 45 минут.
Форма обученияпопрограмме – очная. При необходимости возможна реализация программы сприменением дистанционных образовательных технологий (пересылка изучаемыхматериалов, видеоконференции).
Цель программы:создание условий, способствующих освоению вожатского мастерства, успешнойсоциализации и личностному росту учащихся.
Задачипрограммы:
Обучающие:
1.Дать основные понятия педагогической и вожатскойдеятельности;
2.Научить планированию деятельности вожатого;
Развивающие:
1.Способствовать развитию индивидуальных творческихспособностей;
2.Способствоватьприобретению коммуникативных навыков общения, навыков планированиядеятельности, организации и проведения групповых и массовых мероприятий;
3. Формировать и развивать организаторские способности, лидерские качества;
Воспитательные:
1. Способствовать созданию и сплочению коллектива учащихся на основе совместнойдеятельности по программе «Я – вожатый!»;
2. Воспитывать чувство коллективизма и личной ответственности за общее дело;
3.Воспитывать, формировать и развивать нравственные качества личности:ответственность, толерантность, доброжелательность, целеустремленность;
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.
Формы проведения занятий
Занятия проводятся в группах. Основным условием для формирования групп являетсяучёт пожеланий родителей (законных представителей) о согласии с расписаниемребёнка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По итогам изучения программы учащийся должен:
Знать:
1.Основные понятия вожатской деятельности;
2.Возрастные психологические и физиологические особенности детей разноговозраста;
3. Особенности организации самоуправления в лагере;
Уметь:
1. Планировать коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде;
2. Оказывать первую медицинскую помощь; техника безопасности
3. Разрабатывать и проводить творческое воспитательное дело
4. Проводить игры различной направленности
Владеть:
1. Навыками самостоятельного поиска необходимой информации.
Формы подведения итогов реализации программы
Оценкарезультатов освоения дополнительной общеобразовательной программы «Я – вожатый!»проводится посредством входного контроля и итоговой аттестации в виде защитыпроекта (игра или мероприятие для младших школьников).
Учебно-тематическийплан
№ |
Наименованиераздела/темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Открытие смены «Здравствуй, лагерь!» |
1 |
3 |
4 |
2 |
Огонёк «Знакомство с профессией вожатого» |
1 |
3 |
4 |
3 |
День здоровья «Физкульт-ура!» |
1 |
3 |
4 |
4 |
Прощальный костёр «До скорой встречи!» |
1 |
3 |
4 |
ИТОГО |
4 |
12 |
16 |
Содержание программы
Тема 1. Открытие смены «Здравствуй,лагерь!» (4 ч.).
Теория: (1час) Инструктаж по техникебезопасности. Правила дорожного движения, пожарная безопасность, безопасностьна воде. Занятие с врачами-волонтёрами по оказанию первой медицинской помощи.
Практическая работа: (3 часа) Учебнаяпожарная эвакуация. Игра «Аптечка вожатого» Викторина «Правила поведения вобщественных местах».
Тема 2. Огонёк «Знакомство с профессией вожатого» (4 ч.).
Теория (1 ч.): Кодекс поведения вожатого.Характеристика личностных качеств вожатого. Обязанности вожатого. Источникипланирования. Планирование деятельности отряда. Личностный план работывожатого. Режим дня.
Практическая работа (3 ч.): Конкурс«Ромашка». Тестирование: коммуникативно-организаторские способности,диагностика эмпатии. Игры и упражнения на установление доверительныхмежличностных контактов, уменьшение напряжённости. Игра «Мой идеал».
Тема 3. День здоровья «Физкульт-ура!» (4ч.).
Теория (1 ч.): Как организовать спортивнуюэстафету? Как организовать и провести познавательную викторину,интеллектуальную игру? Как провести творческий конкурс? Как организовать уборкутерриторий? Что делать, если идёт дождь? Что делать в жаркий день? Что такоетематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.
Практическая работа (3 ч.): Разработка ипроведение спортивной эстафеты, игры, творческого конкурса. Разработка ипрезентация плана проведения тематического дня. Художественно-эстетическаядеятельность. Клуб «Очумелые ручки»
Тема 4. Прощальный костёр «До скоройвстречи» (4 часа)
Теория (1 час): Организация деятельностиотрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Формы поощрения.
Практическая работа (3 часа): Использованиетворческих форм отчёта, смотров знаний, умений. Прощальный огонёк. Планированиеи проведение. Газета «Эх, было дело…», «Мне бы хотелось вам сказать…».Подготовка и проведение операции «Нас здесь не было».
