X-PDF

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Юный шахматист» физкультурно-спортивной направленности

Поделиться статьей

 

Муниципальноедошкольное образовательное учреждение

«Детскийсад № 179 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

 

 

ПРИНЯТА                                                         УТВЕРЖДЕНА

на заседаниипедагогического совета              Приказом по МДОУ

МДОУ «Детский сад№ 179 о.в.»                    «Детский сад № 179 о.в.»

г.Магнитогорска                                                г. Магнитогорска

протокол №     от                 от  №

                                                                            Заведующий: Н. В. Лешина      

                                                                            _________                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающаяпрограмма

«Юный шахматист»

физкультурно-спортивнойнаправленности

 

Адресатпрограммы: дети 5-6 лет

                               Срок реализации программы: 8 месяцев  

 

 

 

 

 

 

Составитель:

ЖармышеваЧинара Миреевна,

Воспитатель

 

 

 

 

г.Магнитогорск, 2020 г

Оглавление

 

1.Структурные элементы ДООП…………………………….……………………..3

 1.1.Пояснительная записка………………………………………….………..……..3

1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………………7

1.3Содержание программы…………………………………………………………7

1.4.Планируемые результаты освоения ДО Программы………………….………13

2.Комплекс организационно – педагогических условий …  …………………14

2.1. Календарный учебный график…………………………………………………14

2.2.Условия реализации программы ……………………………………………….15

2. 3 Формы аттестации………………………………………………………………15

2. 4. Методические  материалы…………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………..………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структурные элементы ДООП

1.1. Пояснительная записка

Нормативно– правовые основы разработки Программы:

        Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ
Об образовании в Российской Федерации;

        Концепция развитиядополнительного образования детей до 2020 года (Распоряжение Правительства РФот 04.09.2014 г. №1726-р);

        Приказ Министерствапросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;

        Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 Обутверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требованияк устройству, содержанию и организации режима  работы образовательныхорганизаций  дополнительного образования детей;

        Методические рекомендацииМинистерства образования и науки РФ по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ, включая разноуровневые программы (Письмо Министерстваобразования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).

Направленность Программы – физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Актуальность.Очень большую роль в формировании логического и системногомышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровняинтеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решениезадач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации иделать выводы.

Актуальность создания данной программы вызвана потребностямисовременных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказобщества. Программа “Юный шахматист” базируется на современных требованияхмодернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального,культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так жетворческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательногодосуга учащихся,удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловленамногими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличениепедагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия поорганизации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению иразвитию талантливых детей.

Отличительныеособенности программы «Юныйшахматист» от уже существующих образовательных программ по шахматамзаключается:

— в методикеиндивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разногоуровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированномподходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждоговоспитанника, таким образом,  данная методика повышает эффективность ирезультативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется наоснове метода наблюденияпедагогом за практической деятельностью детей на занятии.

— в системедиагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможностьопределить уровень эффективности и результативности освоения учебногоматериала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствуетосуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшемуразвитию талантливых детей.

— в использованиинетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активнуюсовместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейныхкоманд”, воспитательных  мероприятиях, которые, посвящаются различным праздничным датам.

 

Новизнапрограммы заключается в разработке ииспользовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки,шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логическиеособенности обучающихся.

Педагогическаяцелесообразностьвнедрения данной программы заключается прежде всего в идееиспользования игры в шахматы, как эффективного средства умственного,психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучениедетей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортноевхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровеньстресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личностиребенка, повышение продуктивности его мышления.

Адресат программы. К занятиям допускаютсядети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являютсядети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающие детский сад.Составпостоянный, набор обучающихся — свободный.

Наполняемостьгруппы — 10 человек.

ПринципыПрограммы

·       Принцип развивающей деятельности:игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всегоколлектива в целом.

·       Принцип активной включенностикаждого ребенка в игровое действие, а не пассивное       созерцание со стороны.

·       Принцип доступности,последовательности и системности изложения программного материала.

·       Принцип психологической комфортностисоздание образовательной среды, обеспечивающейснятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

·       Принцип минимаксаобеспечиваетсявозможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·       Принцип целостного представления о мире— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами иявлениями окружающего мира

·       Принцип вариативностиу детей формируется умение осуществлять собственныйвыбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·       Принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческойдеятельности.

Объемпрограммы:  32часа, , 8 месяцев (с октября по май).

Формаобучения – очная

Методы работы с детьми:

        игровые;

        репродуктивные;

        частично-поисковые;

        словесно-логические

Типзанятия:комбинированный, теоретический, практический,диагностический,  тренировочный, традиционный.

Формы проведения занятий:беседа, игра, решениешахматных задач,комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровыеупражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактическиеигры,турнир, соревнование, праздник.

Срокосвоения программы32недели,8 месяцев.

Режим занятий1 раз в неделю,продолжительностьзанятий25 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цельпрограммы:обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у нихинтереса и любви к игре шахматы.

Задачи программы:

Обучающие:

·              формировать устойчивый интерес малышей кигре в шахматы;

·              способствовать освоению знаний в областитеории и практики

шахматнойигры;

·              обучить правилам игры шахматы;

Развивающие:

·              развивать мышление, память, внимание,наблюдательность,

воображение;

·              развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливатьпростейшие

связии отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения

учебнойзадачи.

Воспитательные:

·              Воспитывать интерес к шахматной игре,целеустремленность, волю,

организованность,уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

1.3Содержание программы
Учебно – тематический план. «Шахматы.Первый год»

Перечень разделов и тем

 

Общее количество учебных занятий

В том числе:

теоретические

практические

 

1

Введение. Сказка о возникновении шахмат.

1

1

 

2

Шахматная доска

2

1

1

 

3

Начальная расстановка фигур

2

1

1

 

4

Цель шахматной партии

1

1

 

5

Ладья и Конь

4

1

3

 

6

Слон и Ферзь

4

1

3

 

7

Пешки

2

1

1

 

8

Игра всеми фигурами

13

3

10

 

9

Шахматный турнир между роди -родтелями  и детьми

2

2

 

10

Итог. Шахматный праздник.

1

1

 

 

Итого часов:

32

10

22

 

 

Календарнотематическоепланирование. 1год обучения

Октябрь

1. Тема: Введение. Сказка о возникновении шахмат.

Цель:Познакомить детей с понятием шахматы, способствовать развитию интереса кшахматной игре.

Методическиеприемы: рассказ, сказка о возникновении шахмат.

2. Тема: «Шахматная доска»

Цель:Познакомить детей с шахматной доской, понятиями диагональ, горизонталь,вертикаль. Методические приемы: рассказ, показ, сказка «Удивительныеприключения шахматной доски»

3 Тема «Шахматная доска»

Цель: упражнять в  нахождениина доске вертикали, горизонтали, малой и большой диагонали, развивать мелкуюмоторику рук. Методические приемы:

дидактическаяигра « Найди правильно»,  работа в тетради.

4 Тема «Начальная расстановка фигур»

Цель: Закрепить названияшахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть сшахматными фигурами.

Методическиеприемы: дидактические  игры:  «Белые и черные», «Какой фигуры не стало»,пояснение.

Ноябрь

5 Тема: «Начальная расстановка фигур»

Цель:познакомить детей с шахматными фигурами, их расстановкой на доске

Методическиеприемы: д/и «Волшебный мешочек»,  «Угадай — ка», презентация «Приключения вшахматной стране»

6 Тема: «Начальная расстановка фигур»

Цель:Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильномназвании шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактическихигр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Методическиеприемы: д/и «Что общего», «Большая и маленькая», работа в тетрадях.

7 Тема «Цель шахматной партии»

Цель:объяснить, что главной целью партии является умение поставить королю противникамат, показать несколько приемов постановки мата.

Методическиеприемы: показ, дидактическая игра  «Мат или не мат», работа в тетрадях.

8Тема «Ладья и Конь»

Цель:показать и рассказать детям, как ходят Ладья и  Конь.

Методическиеприемы:  дид. игры «На одну клетку»,  «Большой прыжок», «Ход конем»

Декабрь

9. Тема: «Ладья и Конь»

Цель:упражнять в умении ходить ладьей и конем.

Методическиеприемы: дид. игры «Ладья против ладьи»,  «Конь против ладьи»

10 Тема: «Ладья и Конь»

Цель:Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память,внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость. Методические приемы:закрась фигуры, найди ошибку в расстановке.

11Тема: «Ладья и конь»

Цель:закрепить материал, используя задания в тетради.

Методическиеприемы: работа в тетрадях.

12Тема «Слон и ферзь»

Цель:показать и рассказать ход слона и ферзя.

Методическиеприемы: дид. игра «Диагональ», раскрашивание в тетради в клетку диагонали.

Январь

13  Тема: «Слон и ферзь»

Цель:Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить материал посредствомдидактических игр-заданий. Формировать навык  самоконтроля.

 Методическиеприемы: д/и «Путаница», «Да и нет» работа с раскрасками.

14. Тема: «Слон и ферзь»

Цель:закрепить умение ходить слоном и ферзем, развивать внимательность. Воспитыватьусидчивость.

Методическиеприемы:  дид. игры: « Слон против слона»,  «Ферзь  против слона», «Прямо инаискосок.

15Тема: «Слон и ферзь»

Цель:автоматизировать умение  детей играть слоном и ферзем, развивать усидчивость.

Методическиеприемы: игра в парах, работа в тетради по решению задач с использованием данныхфигур.

16Тема: «Пешки»

Цель:познакомить с ходом пешки, взятие пешкой других  фигур.

Методическиеприемы:  Чтение – инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба – Яга»,  дидактическиезадания «Один в поле воин», «Лабиринт»

Февраль

17 Тема: «Пешки»

Цель:Продолжать знакомить с пешкой. Закрепить материал посредством дидактическихигр-заданий.

Методическиеприемы:  вопросы, дид. игра «Превращение пешки», работа в тетрадях.

18. Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель:учить играть всеми фигурами из начального положения.

Методическиеприемы: дид. игра «Два хода», показ, объяснение.

19Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель:рассказать о правилах поведения за шахматной доской, закрепление понятия центрдоски.

Методическиеприемы: рассказ, практическая деятельность.

20Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель:рассказать о принципах разыгрывания дебюта, игра всеми фигурами из начальногоположения.

Методическиеприемы: показ на демонстрационной доске, игра в парах.

Март

21. Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель:Продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске, уметь играть всемифигурами.

 Методическиеприемы:  игра в парах,  просмотр партии П. Морфи  с обсуждением.

22. Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель: закрепить умение ходить всеми фигурами, брать фигуры противника.

Методическиеприемы: лепка шахматных фигур, игра в парах, знакомство с партиями,приведенными в  тетрадях.

23- 24Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель: продемонстрировать короткие партии, закрепление умения играть в парах.

Методическиеприемы:  показ, игра в парах.

Апрель

25- 30. Тема: «Игра всеми фигурами»

Цель:Продолжать знакомить детей с игрой со всеми фигурами, разбирать шахматныепартии в тетрадях.

Методическиеприемы: игра на «уничтожение» д/и «Цепочка». Разбор партий в тетради, игрыпарами.

Май

31. Тема: Шахматный турнир между родителями.

Цель:пропагандировать игру среди родителей, вызвать у детей чувство радости зауспехи родителей.

32.Тема: «Шахматный праздник»

Цель: закрепить  все понятия, которые изучили в процессе занятий, вызвать желаниечитать стихи, драматизировать.

Методическиеприемы:  викторина, чтение стихотворений о шахматных фигурах, игры –драматизации,  загадки, танец.

1.4 Планируемые результаты

К концу первого года обучения будут знать:

·       историю возникновенияшахматной игры;

·       правила и цель игры;

·       основные шахматные термины:белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

·       названия шахматных фигур:ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

·       правила хода и взятия каждойфигуры.

·       ценность фигур.

Ребенок будетуметь:

·       ориентироваться на шахматнойдоске;

·       различать горизонталь,вертикаль, диагональ;

·       правильно помещать шахматнуюдоску между партнерами;

·       расставлять фигуры передигрой;

·       играть каждой фигурой вотдельности и совокупности со всеми фигурами;

·       рокировать;

·       объявлять шах;

·       ставить мат;

·       решать элементарные задачи.

Итогомреализации дополнительной образовательной программы являются организациятренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

2. Комплексорганизационно – педагогических условий.

2.1Календарный учебный график

Срок реализации программы

8 месяцев

с 1 октября по 31 мая

 

Количество занятий в год

 

32

Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/Объем  недельной образовательной нагрузки (мин.)

1 занятие/25 мин.

Выходные

 

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

.

 

 

2.2. Условия реализации  программы

Реализацияданной Программы проходит в специально оборудованном помещении для развивающихзанятий. Для проведения занятий используется оборудование, соответствующееросту и возрасту детей, изготовленное из материалов, безвредных для здоровья:столы и стулья, стол для педагога, тумбочки для хранения раздаточного идидактического материала, полки для демонстрационного и выставочного материала,мольберт, магнитная доска, ноутбук.

2.3. Формы аттестации освоения программы

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являютсяорганизация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Критерии уровней развитиядетей первый год обучения.

Высокий (2 балла). Ребенок имеет представление о «шахматном

королевстве»., историишахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в

клеточку. Умеет быстро иправильно находить поля, вертикали и диагонали,

показывая и называя ихвслух. Знает, различает и называет шахматные

фигуры. Знает ходышахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о

приёмах взятия фигур. Уребёнка развита познавательная активность,

логическое мышление,воображение. Развито зрительное восприятие,

внимание, мелкая моторикарук. Умеет планировать свои действия,

обдумывать их, рассуждать,искать правильный ответ. Развита ловкость и

смекалка, ориентировка впространстве.

Средний(1 балл). Ребенок имеет представление о «шахматном

королевстве»., историишахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных

полей, вертикалей идиагоналей, показывая и называя их вслух. Путает

название шахматных фигур,ходы шахматных фигур и их отличия. Путает

понятия «равно»,«неравно», «больше», «меньше».

Низкий(0баллов). Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,

ертикали и диагонали,показывать и называть их вслух. Не знает, не

различает и не называетшахматные фигуры. Не знает ходов шахматных

фигур и их отличия.

2.4. Методические материалы

 

Даннаяпрограмма рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают

организационнуютеоретическую и практическую части. Организационная

частьобеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов,

пособийи иллюстраций.

         Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов,

бесед,анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных

шахматистов.

          Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и

сеансыодновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач,

этюдов,игровые занятия, турниры и другое.

           Результаты работы определяются степенью освоения практических

уменийна основе полученных знаний. Критерии успешности определяются

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

результатомучастия учащихся объединения в соревнованиях различного

ранга.

Программа предусматриваетобучение детей в игровой форме, в

обстановке творческоговзаимодействия и интереса.Для поддержания

интереса используютсядидактические сказки, богатые по содержанию и

доступные для указанноговозраста..

Основные формы занятий:

1.            Практическая игра.

2.            Решение шахматных задач, комбинаций иэтюдов.

3.            Дидактические игры и задания, игровыеупражнения;

4.            Теоретические занятия, шахматные игры,шахматные дидактические

игрушки.

5.            Участие в турнирах и соревнованиях.

Формы подведения итогов: по каждомуразделу предусмотрено итоговое

занятие, на котором будеторганизовано повторение и обобщение знаний,

умений и навыков,полученных в ходе работы над разделом (тестирование

практических умений ивыполнение упражнения для закрепления знаний).

Список литературы

1.      Гришин В.Г.,Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

2.     А. Карпов«Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд», 1997 г.

3.     Сухин, И. Г.Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростовн/Д: Феникс, 2004

4.     Сухин, И. Г.Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000

5.     Сухин,И.Г. Учусь и учу – Обнинск: Духовное возрождение,2015

6.    Сухин, И.Г. Шахматы – Обнинск: Духовноевозрождение, 2017

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1

 Диагностическое обследование детей по программе«Шахматы», первый год обучения.

П/№

Ффамилия имя ребенка

Шахматные

термины

Расположение доски

Начальное положение фигур

 

Названия

шахматных фигур

Правила взятия и хода

фигур и пешки

Баллы

 

 

Шахматное поле

 

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

Центр доски

 

 

Ладья

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

Ладья

 

Конь

Слон

Ферзь

Король

Пешка

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

2 – высокий уровень

1 — средний уровень

0 – низкий уровень

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

         КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Горизонталь”.Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доскикубиками (фишками и пешками).

Вертикаль”.То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

Диагональ”.То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

Волшебныймешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

Угадай-ка”.Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это зафигура.

Секретнаяфигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют всешахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названияэтой фигуры надо сказать: “Секрет”.

Угадай”.Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какаяфигура загадана.

Чтообщего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожидруг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

Большаяи маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одномувыходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре всефигуры расставлены по росту.

Ктосильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигурасильнее? На сколько очков?”.

Обеармии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребятрасположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армияхучителя и ученика были равны.

Мешочек”.Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляютначальную позицию.

Даили нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят лиэти фигуры рядом в начальном положении.

Незевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например,“Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждениеверно, то мяч следует поймать.

Играна уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахматначинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий,аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ученикамиограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот,кто побьет все фигуры противника.

Одинв поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенныена шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаютсязаколдованными, недвижимыми).

Лабиринт”.Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясьна “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

Перехитричасовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черныхфигур.

Снимичасовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такоймаршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боемчерных фигур.

Кратчайшийпуть”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определеннойклетки шахматной доски.

Захватконтрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, ас целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещаетсяставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

Защитаконтрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеихсторон не имеет победителя.

Атаканеприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на чернуюфигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

Двойнойудар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, нотак, чтобы не оказаться под боем.

Взятие”.Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищеннуюфигуру.

Защита”.Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Двахода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, ониграет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечаетдвумя своими ходами подряд.

Примечание. Вседидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взглядстранные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и“заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иныеситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. Приэтом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективноспособствуют тренингу образного и логического мышления.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет