Комитетобразования администрации города Тамбова
Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношескаяспортивная школа №6»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета от 01.09.2022 протокол № 1
|
Утверждена приказом МАУДО ДЮСШ №6 от 01.09.2022 №___
Директор___________А.П. Николаев
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«ДЗЮДО:ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ — 8 ЛЕТ
|
|
Рецензенты: Кулалагашвили Леван Романович, Президент РОО «Федерация дзюдоТамбовской области» Баранов Виктор Анатольевич, кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6
|
Разработчики программы: Безрукова Ольга Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАУДО ДЮСШ № 6 Мещеряков Сергей Николаевич, тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6 Насонкин Виктор Анатольевич, тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6 Изрец Михаил Леонидович тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6
|
Тамбов,2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
3 |
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН |
9 |
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
25 |
3.1. МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ 3.2. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ |
26 |
ЭТАП БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ |
26 |
Базовый уровень сложности 1 года обучения |
26 |
Базовый уровень сложности 2 года обучения |
30 |
Базовый уровень сложности 3 года обучения |
34 |
Базовый уровень сложности 4 года обучения |
39 |
Базовый уровень сложности 5 года обучения |
43 |
Базовый уровень сложности 6 года обучения |
47 |
ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ |
51 |
Углубленный уровень сложности 1 года обучения |
51 |
Углубленный уровень сложности 2 года обучения |
56 |
3.3. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ |
62 |
3.4. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОТБОРА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ |
68 |
3.5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДЗЮДО: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА» |
69 |
3.6. ОБЪЕМЫ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК |
71 |
IV. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ |
71 |
V. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
78 |
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
89 |
|
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональнаяпрограмма «Дзюдо» (далее Программа) составлена в соответствии сФедеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации», на основании нормативно-правовых основ,регулирующих деятельность учреждений дополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РоссийскойФедерации.
Цель образовательной программы: формирование физически и нравственно развитойличности, способной активно использовать ценности физической культуры и спортадля укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизациитрудовой деятельности и организации активного отдыха.
Основными задачами реализацииПрограммы являются:
— укрепление здоровья, формирование культуры здорового ибезопасного образа жизни;
— формированиенавыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
— получениеначальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;
— удовлетворениепотребности в двигательной активности;
— подготовка кпоступлению в профессиональные образовательные организации и образовательныеорганизации высшего образования, реализующие основные образовательные программысреднего профессионального и высшего профессионального образования поукрупненным группам специальностей и направлениям подготовки в сфереобразовании и педагогики, в области физической культуры и спорта;
— отбор одаренныхдетей, создание условий для их физического воспитания и
-подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.
Характеристикавида спорта.Дзюдо — это японский национальный вид борьбы и система физического развития,оно было создано выдающимся мастером и просветителем Дзигоро Кано (1860 – 1938г.г.). Им были сформулированы основные правила и принципы тренировок ипроведения соревнований. В переводе с японского «дзю» — мягкий, гибкий,скромный, «до» — путь, познание, манера держаться, точка зрения, склад ума.
Каксредство физического воспитания, дзюдо направлено на развитие силы, здоровья иумения полностью раскрыть свои возможности. Дзюдо состоит из бросков, борьбылежа и каты – демонстрации приемов упражнения. В реализации этих функций дзюдоучаствуют все органы и части тела. При рациональных тренировках функциональнаядеятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, чтоукрепляет здоровье и создает условия для плодотворной работы.
Срок обучения по Программе – 8 лет (базовый уровеньсложности – 6 лет, углубленный уровень сложности – 2 года).
Базовый уровеньсложности. Набазовый уровень сложности зачисляются лица, желающиезаниматься дзюдо, и не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие письменноеразрешение врача и прошедшие процедуру индивидуального отбора.
Задачи подготовки набазовом уровне сложности: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом,формирование широкого круга двигательных умений и навыков, освоение основтехники по виду спорта дзюдо всестороннее гармоничное развитие физическихкачеств, укрепление здоровья.
Задачи подготовки науглубленном уровне сложности: повышение уровняразносторонней физической и функциональной подготовленности, овладение основамитехники дзюдо, приобретение соревновательного опыта путем участия всоревнованиях по дзюдо, уточнение спортивной специализации, формированиеспортивной мотивации.
Для обучающихся, ориентированных на поступление в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования и педагогики в сфере физической культуры и спорта, а также ориентированных на присвоение квалификационной категории спортивного судьи, может увеличить срок обучения по образовательной программе на углубленном уровне до 2 лет.
Программапредполагает реализацию системы многолетней подготовки, структура которойпредставлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура системы многолетней подготовки
Этапы подготовки и уровни сложности программы |
Год обуче-ния |
Мини-мальная наполня-емость группы (человек) |
Максимальный коли-чественный состав группы (человек) |
Максималь-ный объем тренировоч-ной нагрузки в неделю |
Минимальный возраст зачисления (перевода) в группы |
Объём наг-рузки |
Базовый уровень сложности |
1-2 |
15 |
16 |
6 |
9 лет |
264 |
3 |
15 |
16 |
8 |
352 |
||
4 |
14 |
15 |
8 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
352 |
||
5 |
14 |
15 |
9 |
396 |
||
6 |
12 |
15 |
9 |
396 |
||
Углубленный уровень сложности |
1 |
10 |
12 |
10 |
14 лет |
440 |
2 |
10 |
12 |
12 |
528 |
Планируемыерезультаты освоения образовательной программы обучающимися:
№ п/п |
Наименование предметной области |
Базовый уровень |
Углубленный уровень |
1. |
Теоретические основы физической культуры и спорта |
1) знание истории развитии спорта; 2) 2) знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе; 3) 3)знание основ законодательства в области физической культуры и спорта; 4) 4)знания, умения и навыки гигиены; 5) 5) знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни; 6) 6)знание основ здорового питания; 7)формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной; 8)приобретение навыков проектной и творческой деятельности. |
1) знание истории развития избранного вида спорта; 2) знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни; 3)знание этических вопросов спорта; 4)знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил; 5) знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований; 6) знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта; 7) знание основ спортивного питания. |
2. |
Общая физическая подготовка |
1) укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; 2)повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки; 3) развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта; 4) формирование двигательных умений и навыков; 5)освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений; 6) формирование социально значимых качеств личности; 7) получение коммуникативных навыков опыта работы в команде (группе); 8) приобретение навыков проектной и творческой деятельности |
X |
3. |
Общая физическая и специальная подготовка |
X |
1)укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды; 2)повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы специальной физической подготовки; 3) развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях занятий по избранному виду спорта; 4) специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта. |
4. |
Вид спорта: дзюдо |
1) развитие физических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта; 2) овладение основами техники и тактики избранного вида спорта; 3) освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений; 4) освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок; 5) знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта; 6) знание требований техники безопасности при занятиях избранным видом спорта; 7) приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях; 8) знание основ судейства по избранному виду спорта |
1) обучение и совершенствование техники и тактики избранного вида спорта; 2) освоение комплексов специальных физических упражнений; 3) повышение уровня физической, психологической и функциональной подготовленности, обеспечивающей успешное достижение планируемых результатов; 4) знание требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта; 5) формирование мотивации к занятиям избранным видом спорта; 6) знание официальных правил соревнований по избранному виду спорта, правил судейства; 7) опыт участия в физкультурных и спортивных мероприятиях. |
5. |
Основы профессионального самоопределения |
X |
1) формирование социально значимых качеств личности; 2) развитие коммуникативных навыков лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде (группе); 3) развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии; 4) приобретение практического опыта педагогической деятельности, предпрофессиональная подготовка обучающихся; 5) приобретение опыта проектной и творческой деятельности. |
6. |
Различные виды спорта и подвижные игры |
1) умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр; 2) умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр; 3) умение соблюдать требования техники безопасности пр самостоятельном выполнении упражнений; 4) приобретение навыков сохранения собственной физической формы. |
|
7. |
Судейская подготовка |
X |
1) освоение методики судейства физкультурных и спортивных соревнований и правильного ее применения на практике; 2) знание этики поведения спортивных судей; 3) освоение квалификационных требований спортивного судьи, предъявляемых к квалификационной категории «юный спортивный судья» по избранному виду спорта. |
8. |
Специальные навыки |
1) умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальным навыками; 2) умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; 3) умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; 4) умение соблюдать требования техник безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений. |