Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Зеленаяпланета»
Возраст: 11-15 лет
Срокреализации: 1 год
Пояснительная записка
Охрана окружающей средыот загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы,сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложногорешения. Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствиячеловеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можнолишь перестроив отношение человека к природе: ответственное и бережноеотношение должно прийти на смену потребительскому. На перестройку этогоотношения и нацелено экологическое образование.
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений инавыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно являетсянеотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовкиспециалистов в самых разных отраслях деятельности.
Экологическое образование – это процесс наследования ирасширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредствомобучения, воспитания и самообразования, т.е. это процесс обогащенияэкологической культуры на протяжении всей жизни.
Экологическая культура – это особое свойство личности исходить всвоих действиях из признания абсолютной ценности жизни всего живого. Такоеотношение к природе возникает как результат усвоенных экологических знаний иумений рационального природопользования как проявление экологического сознания.
Актуальность программы «Зеленая планета» заключается в том, что она позволяет сформировать у учащихсяцелостное представление о природе, месте и роли человека в ней, способствуетпониманию экологических проблем, вставших сейчас перед человечеством. Программапозволяет применить комплексный подход к выработке практических умений у учающихся,их готовности к активным действиям по охране природы. Практическиеэкологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешноиспользуется на конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Актуальность программы заключается также и в том, что она разработана с учетомзаказов социальных партнеров (Россошанский лесхоз, Городское благоустройство, отделпрограмм сельских территорий администрации Россошанского района, Центр гигиеныи эпидемиологии по Россошанскому району).
Один из принципов экологического мировоззрения гласит:«Непосредственный опыт – лучший учитель». Для того чтобы любить и пониматьприроду и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание,чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и другихкомпонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионнымпрограммам недостаточно. Поэтому новизна данной программы заключается вприоритете практической деятельности, организации самостоятельной работыучащихся по поиску новых знаний.
Учащиеся, освоившие основные методики изучения природы иобладающие определенным багажом экологических знаний, имеют возможностьсамостоятельно определять темы глобального исследовательского проекта(возможно, на выполнение которого потребуется несколько лет). А это уже нечто иное, как формирование у учащихся ключевых компетентностей, итогом которыхявится дальнейшее самоопределение в получении соответствующего экологическомупрофилю образования.
Отличительной особенностью программы является возможность ее использования не только педагогамиРоссошанского района, но и всей страны в целом с учетом специфики любогорегиона. Большинство таких проблем, как выбросы котельных, предприятий иавтотранспорта, свалки, хищническое использование растительного и животногомира, являются общими для многих населенных пунктов нашей страны. В этом заключается своеобразная универсальность курса. Программа можетреализовываться с применением дистанционных технологий.
Цель программы: формированиеу учащихся экологического мышления, способствовать развитию экологическицелесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданскойответственности за сохранение ее качественных параметров.
Задачи:
— образовательные: обучение экологическим знаниям, особое место уделяется развитиюисследовательских навыков, умению самостоятельно приобретать новые знания,опыт решения экологических проблем на местном уровне, использовать научныйподход в решении экологических проблем;
— воспитательные:формирование у учащихся активной гражданской позиции, любви и бережногоотношения к природе; воспитание гармоничной личности на основе единения сприродой;
— развивающие: развитиеэкологического мышления; интереса к проблемам охраны природы; развитиетворческих и коммуникативных способностей, умения работать в коллективе,выполнять коллективные работы; вовлечение обучающихся в практическуюдеятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Образовательные цели достигаются разными путями, одним изнаиболее действенных является активное познание. Слежение за процессами вприродных и антропогенных системах (мониторинг) дает реальную и достовернуюинформацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологическиепроблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по ихустранению.
Возраст детей
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет).Практика работы показывает, что именно в этом возрасте учащиеся могут реализоватьполученный объем экологических знаний и умений на практике, участвуя в решенииобщественно значимых экологических проблем; способны воспринимать и оцениватьсебя как часть окружающей действительности; сознательно формировать(корректировать) собственный образ и стиль жизни.
Сроки реализации программы — 1 год.
Формы и режим занятий
Программа составлена из расчета 72 часа в год (1занятие в неделю по 2 часа).
В программе предлагаются следующие формы работы:
— теоретическое осмысление основ экологии;
— групповые практические занятия;
— индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальныхпроектов исследовательской деятельности);
— общестанционные мероприятия по экологии;
— участие в природоохранных акциях.
Ожидаемые результаты
Изучив даннуюпрограмму, учащиеся активизируют свою познавательную деятельность, а такженаучатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды всвоей местности, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными поустранению экологических нарушений в своем городе; любить, ценить и оберегатьокружающую их природу.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися входе реализации программы, могут впоследствии использоваться в разных сферахдеятельности,способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению вВУЗы на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют немаловажную рольв деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современноммире.
Отслеживание результативности образовательного процессаосуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итогиразноплановых контрольных форм работы:
— самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений,устных журналов, выполнение реферативных работ, их защита в группе;
— контрольные формы работы: собеседования, тестовые задания,контрольно-познавательные игры, вопросники по программе.
Формы подведения итогов реализации программы:
— тестирование учащихся по материалам программы объединения;
— подготовка учащимися исследовательских работ и выступление сними на районной конференции, посвященной открытию Дней защиты от экологическойопасности;
— защита учащимися творческих и научно-исследовательских работ ипроектов на областных, региональных, всероссийских конференциях по экологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
— анализировать литературу и составлять конспекты, доклады ирефераты;
— оценивать степень приспособленности живых организмов к среде;
— определять уровень загрязняющих веществ атмосферы;
— определять органолептические свойства воды, ее рН;
— осуществлять почвенных отбор проб и определять ее рН:
— проводить описание памятников природы своей местности;
— определять биоритмы человека;
— определять степень загруженности улиц автотранспортом;
— составлять экологический паспорт квартиры;
— самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
— грамотно работать с дополнительной литературой, картографическими статистическим материалом;
-выполнять и оформлять реферативную и исследовательскую работу.
Учащиеся должны знать:
— принципы работы государственной экологической службы;
— основные виды и источники загрязнения биосферы;
— о глобальном, региональном и локальном загрязнении, егопоследствиях;
— виды мониторинга, уровни и значение;
— метеорологические характеристики воздушной среды, еезагрязнители, их опасность;
— классификацию, состав природных вод;
— свойства и функции почв;
— причины убывания почвенного плодородия;
— о деградации и загрязнении почв;
— о биомониторинге, видах и методах биоиндикации.
Программа «Зеленая планета» рекомендуется для использованияпедагогами дополнительного образования эколого-биологического профиля, а такжеучителями биологии, географии, химии общеобразовательных школ в качествефакультативного курса.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Введение. Экология как наука. ТБ на занятиях. |
2 |
2 |
— |
2. |
Методы экологических исследований. |
2 |
2 |
— |
3. |
Экологические факторы среды. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Экология популяции и вида. |
2 |
1 |
1 |
5. Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
Экология сообществ и экосистем. |
2 |
1 |
1 |
6. |
Изучение и исследование природных экосистем: лес, луг, водоем. |
2 |
2 |
— |
7. |
Биосфера – глобальная экосистема. |
2 |
2 |
— |
8. |
Антропогенное воздействие на окружающую среду. |
6 |
2 |
2 |
9. |
Атмосфера, ее загрязнение и охрана. |
4 |
2 |
2 |
10. |
Гидросфера, ее загрязнение и охрана. |
6 |
2 |
4 |
11. |
Литосфера, ее загрязнение и охрана. |
4 |
2 |
2 |
12. |
Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. |
6 |
4 |
2 |
13. |
Природоохранная деятельность. |
8 |
4 |
4 |
14. |
Экология человека. |
10 |
6 |
4 |
15. |
Экология среды обитания человека: – экология города (урбоэкология); – экология квартиры. |
12
|
8 |
4 |
16. |
Экологическое состояние учебного заведения. Экологическая паспортизация. |
2 |
2 |
2 |
17. |
Заключение. Отчетная конференция по итогам года. |
2 |
2 |
— |
|
ИТОГО: |
72 |
45 |
28 |
Содержаниепрограммы «Зеленая школа»
1. Введение. Экология как наука – 2 часа
Теория (2 часа) Экологиякак наука. История развития. Основные экологические термины. Современноесостояние экологии. Правила техники безопасности на занятиях.
2. Методы экологических исследований – 2 часа
Теория (2 часа). Общиетребования к проведению экологических исследований. Основные методыисследований: полевые, лабораторные, экспериментальные, экологический мониторинг,моделирование.
3. Экологические факторы среды – 2 часа
Теория (1 час). Средаобитания. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические.Закон оптимума, закон минимума. Формы приспособления организма к свету,изменениям температуры среды, влажности. Антропогенные факторы. Практикум (1час): «Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторамсреды обитания».
4. Экология популяции и вида – 2 часа
Теория (1 час). Популяционнаяструктура вида. Демографические характеристики популяции. Состав и структурапопуляции. Динамика и регулирование численности популяции. Популяция –саморегулирующаяся система. Практикум (1 час) «Геоботаническое описание двухлесных участков одного типа».
5. Экология сообществ и экосистем – 2 часа
Теория (1 час). Понятиеэкосистемы. Типы экосистем, структура и строение. Биоценоз, биогеоценоз. Цепи ициклы питания. Энергетика экосистем. Гомеостаз и динамика экосистем. Сукцессия.Типы экологических взаимодействий. Практикум (1 час): «Детальное описаниевсех компонентов биогеоценоза на пробной площади.
Изучение взаимосвязей в природе».
6. Изучение и исследование природных экосистем:лес, луг, водоем. – 2 часа
Теория (1 час). Методикапроведения ландшафтных экологических исследований. Практикум (1 час). Биогеоценозводоемов. Растения и животные водоемов Россошанского района.
Биогеоценоз леса.Растения и животные лесов Россошанского района.
Биогеоценоз луга и степи.Растения и животные лугов и степей Россошанского района. Камеральная обработкарезультатов экскурсий. Оформление дневников.
7. Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа
Теория (2 часа). Биосфера:состав, границы, функции. Типы веществ биосферы. Биомасса поверхности суши иокеанов. Биогеохимические круговороты веществ и энергии.
8. Антропогенное воздействие на окружающуюсреду – 6 часов.
Теория (4 часа). Формыантропогенного воздействия на природу. Загрязнение окружающей среды. Основныезагрязнители, источники загрязнения, их классификация. Положительные иотрицательные факторы воздействия человека на природу. Экологическоенормирование качества окружающей среды. Экскурсия (2 часа). Оценкаэкологической обстановки в г. Россошь.
9. Атмосфера, ее загрязнение и охрана – 4 часа.
Теория (2 часа). Понятиеатмосферы: состав, строение, значение. Загрязнение атмосферы. Источники икомпоненты загрязнения. Последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект,нарушение озонового слоя. Меры по охране атмосферы. Практическая работа (2часа): «Определение загрязняющих веществ в атмосфере».
10. Гидросфера, ее загрязнение и охрана – 6часов
Теория (2 часа). Понятиегидросферы. Распространение и состояние воды. Мировые запасы воды. Роль воды вприроде. Источники и компоненты загрязнения гидросферы. Сточные воды и методыих очистки. Кислотные осадки. Регулирование рационального использования иохрана водных ресурсов. Лабораторная работа (2 часа):
«Определениеорганолептических свойств воды (прозрачность, цвет, запах, вкус). ОпределениерН воды». Экскурсия (2 часа): Работа городской станции очистки воды.
11. Литосфера, ее загрязнение и охрана – 4 часа.
Теория (2 часа).Литосфера. Почва – основной структурный элемент литосферы. Состав и свойствапочв. Источники и компоненты загрязнения. Проблемы нитратов и тяжелых металловв почве. Эрозия почв. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания ипрямого уничтожения. Лабораторная работа (2 часа) «Отбор проб и определениесодержания химических веществ в почве. Определение кислотности почв».
12. Антропогенное воздействие на растительныйи животный мир – 6 часов.
Теория (4 часа). Рольрастений и животных в природе и жизни человека. Воздействие человека на флору ифауну. Проблема сохранения биологического разнообразия. Полевой практикум (2часа). «Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе»; «Экологическаяоценка лесного биогеоценоза».
13. Природоохранная деятельность – 8 часов.
Теория (4 часов). Концепцияустойчивого развития. Охраняемые природные территории и объекты. Красные книги.Природоохранное законодательство. Организация охраны природы в России. Общественноеэкологическое движение. Международные природоохранные организации. Охранаприроды в Воронежской области и Россошанском районе. Практическая работа (4часа). Работа с литературой. Просмотр онлайн-фильма «Заповедники и национальныепарки России». Составление списка охраняемых растений и животных Воронежскойобласти. Заповедники Воронежской области. Памятники природы Россошанскогорайона. Полевой практикум (2 часа): «Описание памятника природы на примередендропарка Россошанской зональной опытной станции садоводства».
14. Экология человека – 10 часов.
Теория (6 часов). Историястановления экологии человека. Здоровье – основное понятие экологии человека.Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье. Природные катастрофы и ихвлияние на жизнедеятельность населения. Техногенные катастрофы и их последствиядля людей. Механизмы приспособления организма к окружающей среде. Тяжелыеметаллы и здоровье человека Радиация и человек. Лучевая болезнь. Практическаяработа (4 часа): Природная среда: биоритмы, самочувствие, погода. Определениебиоритмов человека. Выявление наиболее распространенных заболеваний людейгородской экосистемы. Изучение продолжительности жизни людей во временном планепод влиянием антропогенных факторов. Радиодозиметр: устройство, принцип работы,порядок эксплуатации. Определение фонового уровня радиации.
15. Экология среды обитания человека –экология города (урбоэкология) – 12 часов.
Теория (8 часов). Город– техногенная экосистема. Особенности функционирования городских экосистем.Шумовое загрязнение. Пылевое загрязнение. Зеленые насаждения и животные вгороде. Проблема отходов бытового мусора. Проблема эксплуатации автомобилей. Практическаяработа (2 часа). Изучение динамики численности населения городов. Выявлениебиологических, социально-экологических и социокультурных регуляторовчисленности населения. Определение загруженности улиц автотранспортом. Экологический проект «Экологичный город». Определение состояния древесныхрастений на центральной улице города. Различные методы биоиндикации.
Экскурсия (2 часа). Городская свалка: пути утилизации бытовых отходов.
16. Экологическое состояние учебного заведения.Экологическая паспортизация – 2 часа.
Практическая работа (2 часа).Физико-географическая характеристика. Описание растительных ассоциаций.Экологическая оценка природных сред и объектов (воздух, вода, почва, биота).Характеристика учебного здания и его планировка: стройматериал, освещенность,запыленность, шумовое загрязнение, окраска стен и ее психологическоевоздействие.
17. Заключение. Отчетная конференция по итогамгода – 2 часа.
Теория (2 часа). Отчетнаяконференция по итогам года: рефераты, исследовательские работы, экологическиепроекты, дневники исследований, фотоотчеты и др.
Методическоеобеспечение программы
Реализация программы «Зеленая планета» предусматриваетиспользование различных форм проведения занятий. Традиционно в начале изучениятемы обучающимся предлагается новый теоретический материал в виде лекций, бесед,демонстрации фото- и видеоматериалов. Для более углубленного изучения отдельныхтем, на занятия приглашаются специалисты организаций и учреждений — социальныхпартнеров. Практические навыки и умения отрабатываются на семинарах,экскурсиях, в ходе проведения лабораторных и практических работ, полевыхпрактикумов.
На занятиях педагогу целесообразно применять следующиеметоды и приемы обучения:
— при проведении теоретических занятий– объяснение, изложение, демонстрационные, частично-поисковые, проблемные,эвристические и др;
— при проведении практических занятий— частично-поисковый, исследовательский, аналитический, сравнительный,синтетический, обобщающий, классификационный, проектный.
Контрольрезультативности образовательного процесса осуществляется педагогом по каждойтеме и по итогам учебного года.
Применяютсяследующие формы контроля: собеседование, тестирование, выполнение реферативныхработ и защита их в группе, самостоятельная разработка тем бесед, разработка изащита проектов. Необходимым условием успешного выполнения практической иисследовательской деятельности является систематическое ведение дневниковнаблюдения.