Банникова Анна Сергеевна,
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №7,
города Тынды Амурской области
Духовно – нравственное воспитаниемладших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.
Духовно-нравственноевоспитание школьника является важнейшей частью социализации личности в условияхстремительно развивающегося общества, постепенного и осознанного включения вразличные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Нравственное воспитаниеподрастающего поколения является первостепенной задачей современнойобразовательной системы. Ведущая роль в формировании нравственного поведенияучащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрастепроисходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуетсяпроявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. ФГОС НОО«ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портретвыпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества».
Успешное решение задачнравственного воспитания согласно ФГОС НОО нового поколения зависит не толькоот содержания, но и формы их достижения. То есть кроме требований к результатамвоспитания обучающихся новые образовательные стандарты указывают нанеобходимость интеграции нравственного развития и воспитания обучающихся восновные виды их деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно -полезную.
Цель: формирование основнравственности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности,становление субъектной позиции младшего школьника.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
• формирование основ гражданской идентичности:чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуренарода;
• воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения кправам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• воспитание нравственных качеств личности ребёнка, •освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
• приобщение детей к культурным традициям своегонарода, общечеловеческим ценностям.
Духовно-нравственноевоспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу,коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и,соответственно, развитие таких качеств как патриотизма, толерантности,товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Были выделены основные направления воспитания:
1. Моя семья (любовь и верность, забота, помощь иподдержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота остарших и младших, забота о продолжении рода)
2. Малая Родина – твое начало
3. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру(любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству)
4. Доброта для души то же, что и здоровье для тела(забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни)
5. Жить счастливо и жить согласно с природой — одно итоже. (родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)
6. Наши младшие друзья — дошкольники (совместнаядеятельность с детскими садами)
7. Учебные проекты (ценность знания, стремление кпознанию и истине, научная картина мира)
В каждом из направленийвоспитания и социализации, обучающихся раскрывается соответствующая системабазовых национальных ценностей.
Сегодня необходимы новыеподходы к организации учебного и воспитательного процесса. Одним из нихявляется метод проекта. Проектная деятельность бесконечно разнообразна. Один издидактических принципов метода проекта: «Помоги мне это сделать самому, ничегоне делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное ясделаю сам».
Умение пользоваться методомпроектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивнойметодики обучения и воспитания учащихся. Недаром эти технологии относят ктехнологиям XXI века. В своей работе я часто применяю метод проектной деятельности.Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленнаядеятельность, одной из основных форм которой является повышение культурыучащихся через участие в творческих конкурсах и проектах.
Проект «Моя родословная».
Целью этого проекта былознакомство с семьями учеников: интересными событиями, традициями, поступкамиблизких людей. А также научить детей эмоционально реагировать на окружающиймир, свободно входить в контакт со взрослыми и со сверстниками, развивать познавательныеи творческие способности. Воспитывать чувства гражданственности и патриотизмачерез любовь и уважение к своим близким. Способствовать развитиювзаимопонимания между учениками, родителями и педагогом, улучшению отношениймежду поколениями, выявлению ценностей семьи и семейного воспитания. Работапроводилась совместно с родителями. Учащиеся много узнали о своей семье. Многиесделали видеофильмы, презентации, книги, на страницах которой были размещенырисунки, фотография семьи, рассказы о членах семьи, генеалогическое древо,герб, описаны традиции и нравственные ценности, реликвии семьи, фото и другиедокументы участников и тружеников тыла во время ВОВ. Все материалы , собранныедетьми, были представлены на классном собрании «Я и моя семья».
Проект «Моя малая родина-Тында».
Задачи:
•воспитание творческой личности;
•расширение и углубление знаний учащихся об истории России и города Тынды;
•формирование уважительного отношения к старшему поколению, памятным местамродного города, воспитание патриотических чувств;
• развитие ключевых компетенций младшего школьника.Формулирование проекта. Человек должен знать историю своей Родины. Тында -уникальный город! У него славное прошлое! Как живёт город сегодня?
На этапе планированиянаметили план работы: настоящее и прошлое родного города, улицы города, названныеименем первых строителей БАМа, интересные люди города.
При создании проекта детикласса ходили в музей БАМа, где познакомились с началом строительства БАМа, читалилитературу, стихи о родном городе. В классе была организована выставка книг,кассет, фотографий о Тынде. Родители принесли в класс сборник стиховтындинского поэта, настоящего патриота БАМа, Почетного жителя города ТындыГузий Владимира Свиридовича.
Продолжением работы надпроектом стало «знакомство» с улицей Марка Борисовича Шульца, первого мэрагорода, который внес огромный вклад в развитие нашего города, которому былаустановлена мемориальная доска на здании Администрации города. Незабываемыостались в памяти у детей встречи и со знаменитыми людьми, которые участвовалив строительстве БАМа.
Проект «Великая Победа»создавался в ходе работы по третьему направлению. При создании этого проекта удетей формировалось представление о событиях истории отечества, героизме егонарода, воспитывалось чувство гордости за воинов – защитников, любовь иуважение к ветеранам войны. Дети знакомились с историей Великой Отечественнойвойны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе засвободу Родины, читали художественные произведения о войне, о детях – пионерах-героях, рассматривали слайды, фотографии, видеохронику военных лет, слушали ипели песни военных лет, проводили экскурсии к памятникам нашего города,организованы были встречи с ветеранами ВОВ. Результатом этого проекта сталоучастие в празднике, конкурсе песен, посвященном Дню Победы. Организованавыставка фотографий «Они сражались за Родину».
Такие проекты активизируютпознавательную деятельность, формируют гражданскую позицию школьников,преемственность от поколения к поколению и действительно способствуютдуховно-нравственному воспитанию учащихся.
В ходе работы по четвертомунаправлению был создан проект «Здоровым быть- это ЗДОРОВО!». Этот проектнаправлен на стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственноговоспитания. В ходе этого проекта дети и родители приготовили и провели классные часы, выступления медицинской сестры о здоровом сбалансированномпитании, организовали выставку фотографий «Мы -за здоровый образ жизни».
Были организованыколлективные выходы на лыжную базу, хоккейный корт. Организованы спортивныесоревнования. Заключительным этапом была создана модель приобщения учащихся кздоровому образу жизни.
При работе по четвёртомунаправлению через экологический проект дети подводились к пониманиюсамоценности природы, осознанию себя, как части природы, проходило воспитаниеактивной жизненной позиции и формирование эмоционально положительного отношенияк окружающему миру. Первым этапом было создание плакатов, акции «Поможемпернатым», участие в школьном конкурсе кормушек, в городском конкурсе «Амурскийтигр» и проведение праздника «День птиц». Вторым этапом – создание книги редкихрастений и животных Амурской области «Берегите нас» с последующей презентацией.Дети учились видеть красоту природы, учились сохранять и оберегать её, у нихразвивалось чувство ответственности в отношении к природе.
Учебные проекты создавалисьпо всем школьным предметам: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах,поговорках», «Азбука в стихах», «Узоры на посуде», «Мои домашние питомцы», «Знаменитыелюди России», «Музеи», «Книга рецептов о вкусной и здоровой пище», «Мои праваи обязанности» и другие. Учебные проекты учат решать коммуникативные задачи,осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес ктворческой работе, учат переносить нравственные открытия в жизненный опыт,способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду,стремлению к познанию, помогают решать задачи патриотического, эстетическоговоспитания обучающихся, творческого отношения к жизни. Это даёт возможностьделать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебномпроцессе и внеурочной деятельности. Проектная деятельность влияет наформирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностныхценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатамтруда. Оценка и коррекция развития духовно – нравственных личностных качеств,учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесномсотрудничестве с семьёй ученика.
