X-PDF

Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Поделиться статьей

РусскаяПравославная Церковь

Московская епархия

Полномочный представитель Президента Российской Федерации
в
Центральномфедеральном округе

Министерство образования Московской области

Управлениеобразования Администрации

Одинцовскогомуниципального района Московской области

 

 

Муниципальныйэтап

Всероссийскогоконкурса в области педагогики, воспитания

иработы с детьми и молодёжью на соискание премии

«Занравственный подвиг учителя»

 

 

Цепелева

Татьяна Вячеславовна

учитель музыки, истории, обществознания, ДКП, ОДНКНР, организаторшкольных олимпиад по ОПК, ОВИО «Наше наследие»

 

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Школа «КвантУм» имени Героя СоветскогоСоюза Василия Фабричнова

 

Название работы:

 

Духовно-нравственные основы развития и воспитанияличности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

(Представлениеопыта работы)

 

Номинация:

За организацию духовно-нравственного воспитания в рамкахобразовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Московскаяобласть

2023 год

Содержание

1.     Аннотация…………………………………………………….…………. 3 

2.     Введение………………………………………………………………… 4

3.     Духовно-нравственноевоспитание  на уроках «Основы духовно-

нравственной культурынародов России» …………………………….. 6

4.     Духовно-нравственныеосновы развития и воспитания личности

учащихся на уроках музыки.…………………………………………….9 

5.     Внеурочнаядеятельность .….……………………………………..…… 11

6.     Внекласснаяработа .……………………………………………….…… 13

7.     Заключение……..…………………………………………………..…… 14

8.     Списоклитературы ………………………………………………….….. 15

9.     Приложения.………………………………………………………….…. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Человек культурный– это человек нравственно воспитанный.

По словам святогоученика Христа апостола Павла,

человекусвойственно быть нравственным,

так как нравственность «написана в сердцах людей»

(Послание кРимлянам, 2 глава, 15 стих).

 

Однойиз важных современных проблем является духовно-нравственное воспитаниеподрастающего поколения. Основные нравственные качества человека закладываютсяв детские, школьные годы. В каждой учебной организации эта проблема решаетсяпо-своему. В своей работе я затронула вопросы по созданию условий развитиядуховно-нравственной личности на основе традиционных общечеловеческих ихристианских ценностей. Представленный материал предусматривает приобщениеобучающихся к культурным общечеловеческим ценностям и моральным нормам, формирование эстетических потребностей, способности к самостоятельнымпоступкам, совершаемым на основе нравственного выбора.

Основнойцелью своей работы я вижу обеспечение системного подхода к формированию иразвитию  основополагающих принципов нравственности у учащихся на основеправославных, патриотических, культурно – исторических традиций России и малойродины. Мной представлен материал по духовно-нравственному развитию личностиучащихся на уроках и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

Материал  можетбыть использован  классными руководителями,  учителями  Музыки и Искусства, организаторами школ,  работающих по духовно – нравственному воспитанию.

 

 

 

 

Введение

Характерорганизации современного воспитательного процесса определен Законом «Обобразовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательныепрограммы начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательногостандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательныхпотребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебныйплан, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другиематериалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качествоподготовки обучающихся».

Такимобразом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важностизадача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательнойшколы, которую нельзя решить без духовно-нравственного развития и воспитанияличности учащегося – воспитать высоконравственного, ответственного творческого,инициативного компетентного гражданина России, воспринимающего судьбу Отечествакак свою личную.

Вмоей работе показано, как может быть реализована эта задача.

Воспитаниедуховно-нравственных качеств у ребенка – одна из  важнейших проблем, стоящихперед современной школой. В моём понимании духовно-нравственное воспитаниеспособствует формированию активного отношения современных детей к тому, чтоокружает и воздействует на них, на основе согласования собственных стремлений собъективными закономерностями развития природных и социальных систем.

Такаяактивность может иметь различные проявления.

Вотношении к людям – это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.

Вотношении к обществу – бережное отношение ко всем элементам общественной среды,чувство ответственности.

Вотношении к труду – трудолюбие, дисциплинированность.

Вотношении к самому себе – требовательность, самокритичность, простота,скромность, стремление вести здоровый образ жизни.

Вотношении к Родине – патриотизм, бережное отношение к природе.

Самопо себе духовно-нравственное развитие личности – сложный, многоплановыйпроцесс. Он не отделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости,от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Сферупедагогической ответственности можно обозначить двумя основными положениями,где

-личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности,

-программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственноеразвитие гражданина России;

-также основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственногоразвития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающаяпартнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей,институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Большуюроль в развитии духовно-нравственной личности может сыграть Православнаяцерковь, для которой тема духовно-нравственного воспитания была всегдаактуальной. Взаимодействие же церкви и государственных институтов образованияявляется в наше время востребованным для формирования духовно-нравственныхценностей в обществе. В силу сложившейся ситуации я вижу выбранную мною темуактуальной.

Всвоей школе я преподаю музыку уже 29 лет, веду уроки по истории,обществознанию, провожу факультативные занятия в 8-х классах по «Духовномукраеведению Подмосковья».

Такжес этого учебного года мне предложили вести  учебный предмет «Основыдуховно-нравственной культуры народов России» в 5, 6  классах. Личностныерезультаты освоения которого включают осознание российской гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности иличностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличиемотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированностьвнутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,окружающим людям и жизни в целом.

 

Духовно-нравственноевоспитание  на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предмет«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе являетсячастью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержаниемдругих предметных областей, прежде всего, «Истории», «Обществознания»,«Литературы», «Искусства».

Дляреализации курса применяются методы обучения – чтение текстов учебника, анализрассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д.Обучающиеся работают с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на светечеловек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг».

Основныевиды учебной деятельности  на занятиях  ОДНКНР:

-составление  словесных  портретов,

-использование  справочной  литературы,

-аргументация своей  точки зрения,

-анализ  пословиц  и поговорок, подбор русских пословиц  по теме урока,

-просмотр  репродукций  картин, ответы  на вопросы,  выводы,

-сравнение иллюстраций,  составление рассказа,

-объяснение  значения  слов,

-определение  по карте местоположения стран  (в темах изучения  религий)

-знакомство с  правилами  поведения в культовом сооружении,

-выполнение проектных работ.

Используютсяформы и методы технологии критического мышления

Основные темы и разделы курса ОДНКНР

1.Россия– многонациональная держава.

Жизньи быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народовРоссии. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровнякультуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири).

ЗащитаОтечества – долг гражданина, не зависимый от его национальности,вероисповедания. Великая Отечественная война – пример выполнения долга гражданРоссии разных национальностей. Подвиги воинов — представителей разных народов.

2.Многообразиекультур народов России

Культуракаждого народа неповторима.

Культурныетрадиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания.

Известныеписатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие,ислам, иудаизм, буддизм.

Главныевнешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица,Пасха; Курбан-байрам, традиции, связанные с народными и религиознымипраздниками.

3.Что объединяет разные народы

Правилаповедения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей:что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта,справедливость, честность,почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческиенравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения отнациональности, вероисповедания. Следование общечеловеческим ценностям впредставлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам;пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда).

Последствиянесоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; притча облудном сыне).

Вформировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеетдиалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками.

Диалогв данном случае:

 –является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизацииизученного материала;

 –способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемомуматериалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессовмышления учащихся;

 –развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Всвоей работе использую системно-деятельностный подход в обучении, что повышаетмотивацию учащихся к изучаемому материалу.

Большойотклик в сердцах ребят нашла тема: «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема11. Семья – хранитель духовных ценностей

Размышлениеребят что такое «счастливая семья», «семейное счастье».

Рольсемьи в жизни человека.

Созданиесемейных традиций.

«Всясемья вместе, так и душа на месте»

Правила(кодекс) моей семьи.

Какдавали детям имена на Руси?

Умениесоставлять синквейн. (Приложение 1.)

Изучениеправославной культуры подразумевает соблюдение народных традиций. Так, впреддверии Рождества было проведено мероприятие для 5-6 классов «РождествоХристово», где произошла интеграция уроков литературы, музыки, изобразительногоискусства. На уроках музыки разучивались «Рождественские колядки». В дальнейшемхочу привлечь родителей для создания проекта «Семейные реликвии», устроитьвыставку работ.

Извсего выше сказанного можно сделать вывод – моя задача и  задачашколы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечитьустойчивость, целостность нашего общества и государства, а учебный предмет«Основы духовно-нравственной культуры народов России» помогает в этом.

 

Духовно-нравственныеосновы развития и воспитания личности учащихся на уроках музыки.

Дляправильной организации духовно-нравственного воспитания средствами музыки ссамого начала необходимо ясно представить себе цели и возможности такоговоспитания. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовнойкультуры, воспитание музыкального вкуса учащихся, эмоциональноценностногоотношения к музыке, овладение практическими умениями инавыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Музыкальноеискусство (классическая и духовная музыка) обладает значительнымдуховно-нравственным потенциалом, поскольку несет в себе общечеловеческие,нравственные и художественные ценности, основанные на стремлении к добру,красоте, истине, патриотизму, гордости за свою страну и т.д. Эффективностьпроцесса духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкальногоискусства зависит от комплексного использования традиционных и инновационныхтехнологий, включающие в себя технологии модульного обучения, информационно-коммуникационныеи мультимедийные технологии, которые можно использовать на всех этапахформирования духовно-нравственной культуры школьников.

Рассмотрениевозможностей духовно-нравственного воспитания школьников в процессеучебно-воспитательной деятельности на уроках музыки я стараюсь обращатьвнимание на музыкально-песенный репертуар, который помогает приобщать молодоепоколение к ценностям, созданным различными народами, формировать интерес кнациональной культуре средствами музыкального искусства. Фольклорное наследиелюбого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющийпризнаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выраженыэстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики.Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родномуслову – очень важная воспитательная задача школы. Все это позволяет сделать рядвыводов — музыкальное искусство обладает значительным духовно-нравственнымпотенциалом, поскольку несет в себе общечеловеческие, нравственные ихудожественные ценности, основанные на стремлении к добру, красоте, истине,патриотизму, гордости за свою страну и т.д.

Вовремя уроков дети учатся играть на различных музыкальных инструментах: ложки,свирели. Участвуют в концертной деятельности. (Приложение 2.)

Ценности музыкальной культуры, как народной, таки профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют нетолько функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют наформирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентациейличности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитанииявляется производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная икомпозиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромныйдуховно-нравственный потенциал. В 2016-2017 году, ученик 7 класса – ИвановВладислав принял участие в региональной научно-практической конференции«Всемирное культурное наследие в поддержку российского образования» и защитуисследовательского проекта «Духовное наследие С.И. Танеева» (Приложение 2.)

Вшколе достаточно большое количество детей увлекается музыкой, посещаютмузыкальную школу г.о. Звенигород, духовой оркестр КСДЦ «Ершовское»,  Вокальный ансамбль «Ягода» стал лауреатом IIстепени 2019 году на XIII районномвокальном конкурсе «Одинцовский соловей» в номинации народный вокал. (Приложение2.)

Духовно-нравственныеосновы развития и воспитания личности учащихся во внеурочной деятельности.

 

Воспитывает каждая минута жизни икаждый уголок земли,

каждый человек, с которымформирующаяся личность соприкасается.

В. Сухомлинский

 

Создаютсяи реализуются программы дополнительного обучения.

1.Патриотическое воспитание

Самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданскойидентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роликультур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей встановлении российской государственности.

2.Гражданское воспитание

Осознанностьсвоей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества изнание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых вкультурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательномусамоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонационального российского общества с помощью воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,взглядам людей или их отсутствию.

3.Ценности познавательной деятельности

Сформированностьцелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира.

Смыслообразование:сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения крелигиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4.Духовно-нравственное воспитание

Сформированностьосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, кистории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края,России и народов мира;

освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,включая взрослые и социальные сообщества;

сформированностьнравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам;

осознаниезначения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основныхнорм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению впоступках, поведении, расточительном потреблении.

Важнымисточником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразнаявнеклассная работа.

Вней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в системуреальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальнойтребовательности. Известно, что такие нравственные черты личности, какмужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзявоспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качествнеобходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявленияответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают вовнеучебной деятельности.

Ø Ежегоднов школе проходят фестивали, приуроченные ко Дню народного единства.

Ø Добройтрадицией стало проведение предметной Недели духовно-нравственной(православной) культуры.

Ø Большойинтерес для старшеклассников вызывают встречи  с увлеченным взрослым

Ø Ежегоднов школе проводится День открытых дверей для будущих пятиклассников и ихродителей.

Ø Врамкахреализации программы «Духовное краеведение Подмосковья» уроки-экскурсии

Ø Участиев проекте «Урок в музее»

Ø Программаработы с одаренными детьми предусматривает участие обучающихся в созданиитворческих проектов.

Ø Подготовкак олимпиадам по ОПК, ДКП, ОВИО «Наше наследие»

Ø Проведениемуниципального этапа олимпиад «Духовное краеведение Подмосковья», ОВИО «Нашенаследие»

Ø Благотворительныеярмарки

Ø Участиев ежегодных «Рождественских чтениях»

 

                                                                                                    

Российскоедвижение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственнаядетско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитаниеподрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей,а также организацию досуга и занятости школьников. Российское движениешкольников объединяет школьников от 8 до 18 лет, родителей и педагогов, этодружная креативная команда детей и взрослых.

Мнойпредставлено планирование мероприятий духовно-нравственной культуры вовнеурочной деятельности. (Приложение 3)

ПредставленаПрезентация факультативного занятия по «Духовному краеведению Подмосковья» врамках Предметной недели (Приложение 4)

 

Результатработы

Главным,на мой взгляд, является то, что моя работа, работа всего педагогическогоколлектива помогает ребёнку задуматься над происходящим, сделать для себявыводы, что есть хорошо, а что плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именноэто превращает конкретное дело в часть бесконечного процесса воспитания истановления личности. И мы несем большую ответственность за воспитаниеподрастающего поколения, поэтому каждому из нас надо направить все силы навоспитание духовно-нравственных качеств личности.

 

 

Используемая литература

 

1.     Концепция включения в новое поколение госстандартов общегосреднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новойобразовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700

 

2.     Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человекакультуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания визменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.

3.     Грекова О.А.  «Духовно-нравственное воспитание на урокахискусства».

 

4.     Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений.В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. с.178 — 192.

5.     Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание?Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем.М.,1996.

6.     Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностикаэффективности процесса нравственного воспитания подростков. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.

7.    Кураев, А. В. Основы религиозных культур исветской этики. Основы православной культуры. 4-5 кл.: уч. пособие дляобщеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.- 96 с.

8.    Рогозина О.В. Духовные основы русскойкультуры. Пособие для учителей (комплект из 3х книг). М. Наука и Слово», 2009

9.    Трушина С.Ю. Духовно-нравственноевоспитание учащихся через факультативную деятельность https://uchportfolio.ru/articles/read/1975

10. ШиршовВ.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернет ресурс. 2009г

11.Щуркова Н.Е.Новые технологиивоспитательного процесса. — М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

Планирование мероприятийдуховно-нравственной культуры.

 

Планирование мероприятий духовно-нравственной культуры во внеурочной деятельности

(Рождественские образовательные чтения, день православной книги, дни славянской письменности и культуры, другое)

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

1. Выпуск школьной газеты «ВЖИГ» Православная страница

 

v  «Рождество Пресвятой Богородицы»

v  «Празднование иконы Казанской Божией матери»

v  14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

v  Рождество Христово

v  Татьянин день

v  Масленица

v  Пасха – Светлое Воскресение Христово

В течение года

 

 

2 Праздничные концерты Осенние посиделки.

октябрь

 

 

3. Праздничный концерт «День матери»

ноябрь

 

4. Творческий конкурс «Рождественская звезда»

декабрь-январь

 

5. Тематический классный час «Святые земли русской»

февраль

 

6. Выставка православной книги «В начале было Слово…»

март

 

7. Выпуск школьной газеты «ВЖИГ» «Православная страница – 14 марта День православной книги»

март

 

8. Тематический классный час «Откуда Азбука пришла»

март

 

9. Выставка творческих работ учащихся «Пасхальный свет и радость».

апрель

 

10. Творческие работы учащихся «День славянской письменности и культуры»

май

 

Взаимодействие с представителями духовенства Одинцовского благочиния в целях совместной деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию подрастающего поколения (указать формы сотрудничества)

1.       Молебен перед началом учебного года

2.       Беседы с Отцом Георгием о праздновании Рождества

3.       Омывание святой водой во время Крещения Господня

4.       Экскурсия в храм  Александра Невского

Панихида по погибшим воинам во время Великой Отечественной войны (9 мая)

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей