Тема:Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание кокружающим, великодушие, трудолюбие.
Деятельностнаяцель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Ход урока
I. Самоопределениек деятельности (организационный момент).
– Проверьтеготовность к уроку. Садитесь.
II.Постановка целей урока.
Сообщениетемы: «Духовные и нравственные качества Герасима».
– Исходяиз темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
-Оцениватьпоступки героя – обобщать, делать выводы;
-обогащатьсловарный запас;
-учитьсяработать в паре:
-уважатьмнение собеседника.
Начнеммы с повторения. На слайде у меня показаны эпизоды из рассказа «Муму».
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 Слайд 2 |
|
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.9 |
|
2. Жизнь Герасима в доме барыни.1 |
|
3. Герасим находит щенка.5 |
|
4. Любовь Герасима к Татьяне.2 |
|
5. Расставание с Татьяной.4 |
|
6. Барыня требует уничтожить собаку.7 |
|
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.3 |
|
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.8 |
|
9. Встреча Муму и барыни.6 |
|
Проверка. Слайд3
III. Актуализациязнаний и фиксация затруднений в деятельности.
1.Ребус Слайд 7
– Вычеркнитевсе буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
rг l л g у d х s о n н i е w м z о й
ГЛУХОНЕМОЙ
– Чтообозначает это слово? СЛАЙД. (Это человек лишенный способности говоритьвследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)
2.Работа с классом. Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомнимна что необходимо обратить внимание.
–когдавы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид,одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (Напоступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себяпредставляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Выстраиваетсясхема.
– Молодцы!Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобыпонять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когдавновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, напоступки…) Слайд 8
– Наслайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
IV.Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что изсебя представляет этот человек. Для начала ответьте мне на вопрос. С кем непосредственно связан Герасим в рассказе?
Правильно,с барыней.
1.Работас текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
– Каквыглядит дом барыни и какое первое описание барыне дает автор? Чтомы узнали о ней в самом начале рассказа? С.189
“Водной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью ипокривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленноюдворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжаларедко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер еебыл чернее ночи.”
– Каквы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел;но и вечер ее был чернее ночи”?
(Утромчеловека называют его детство и юность, день – это зрелость,вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины былабезрадостной, и старость совсем мрачной.)
2.Просмотр мультфильма (2 минуты)
– Я предлагаювам просмотреть начало мультфильма “Муму”режиссера Валентина Караваева и ответить: чемотличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?
Скакой целью режиссер добавил эпизод с мухой?
(РежиссерВалентин Караваев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, сменунастроения, самодурство барыни. Самодурство – этоповедение человека, который действует по своей прихоти он очень капризничает ипри этом унижает достоинство других людей.)
–Режиссерпоказывает нам условия быта главного героя, на примере поведения барыни. Теперьдавайте перейдет к самому герою нашего сегодняшнего урока.
3.Портрет Герасима.
– Давайтепрочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим средиокружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”
“Изчисла всей ее челяди самым замечательным лицом был дворникГерасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем иглухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, внебольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самымисправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работалза четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когдаон либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощилошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительнодействовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой,либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычагопускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянноебезмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный онбыл мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за негозамуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан налето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили егодворником”.
Авториспользует такие слова как: Давайте посмотрим, что они обозначают СЛАЙД
“Замечательный”– 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, чтопримечательный, достойный особого внимания.
“Славный” – 1. Пользующийсяславой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, оченьхороший – разг.)
– Какработал Герасим?
– Новот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
(“…привезлив Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
– Какойже силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха– помещица, а Герасим – крепостной.)
– Ктотакой “крепостной крестьянин”
Крепостныекрестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяинукрестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какиеугодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одномупомещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полнойсобственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на егополе (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
Работас термином “сравнение”. Как вначале воспринимает Герасим свою новую жизнь?
ЧТЕНИЕТЕКСТА СТР. 190–191.
“Крепконе полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевымработам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей,он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодороднойземле… Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется,– скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык,которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли,поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом сискрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а кудамчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткойпосле тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опятьто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, какбы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходилкуда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицоми целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”
– Чтотакое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образсоздается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнениев описании Герасима.
“выроснемой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”
“скучали недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только чтовзяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”
“бросалсяна землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманныйзверь)”
– Продолжитемою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…” (его любовь ксвободной жизни.)
6.Знакомство с новымтермином «Гипербола». Гипербола – сильное преувеличение.
1абзац “Ему отвели…” СТР.192
– Прочитайтеописание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описываетжилье дворника?
“Емуотвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу:соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истиннобогатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – непогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столиктакого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трехножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, подниметего, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своимвидом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой напояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”.
(Тургеневтак подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описанияподробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
– Тургенев,рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. – Найдите примеры гипербол втексте.
(– онработал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахиватьс корней долой…)
9.Отношение Герасима с окружающими его людьми и Татьяной.
– Асейчас мы с вами поговорим об отношении героя с остальными людьми и Татьяной. СТР.191последний абзац “Со всей остальной челядью…)
“Совсей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских– они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с нимобъяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, ноправа свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; дажепетухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги,повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыниводились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасимчувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал настепенного гусака.”
– Каксложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует своепревосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений междуобитателями барского дома. СТР. 191 со слов…
“…ачто насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров,стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом неводи, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсеуже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворникаотмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”
– Докажите,что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кроткимли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
— В чём сходство Герасима и Татьяны? Давайте прочитаем ее описание. С.193со слов:
“Сранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласкиникакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самоемаленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник,оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у нейв мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота снее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать,запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других бояласьсмертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кемне говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза незнала”.
И так,посмотрите на доску и давайте сравним Герасима и Татьяну. СЛАЙД
– Какиекачества характера проявляются в его поведении? Чтобы ответить на этот вопрос,давайте прочитаем эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР.202–203.
Когдаже все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “Сбогом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарилей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад.Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратностисвоей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу,по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее дозаставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымскомброду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”
– Слайд24. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасимвеликодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он,единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом.Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне иподарил ей на память красный бумажный платок…”.
ОтношениеГерасима и муму.
Ипоследнее, о чем мы с вами сегодня поговорим, это про отношения Герасима иМуМу.
Давайтенайдем в тексте их встречу. С.203. «Дело было к вечеру…и пустился быстрымишагами домой».
-Почему он без раздумий забрал ее ксебе?
-Почему Герасим полюбил Муму?
Во-первых, раньше мужчина вел уединеннуюжизнь из-за своего недуга; Муму стала его лучшим другом и скрасила егоодиночество. Во-вторых, Герасим мог общаться с Муму без слов, обходясь мычаниеми жестами; глухота героя не стала преградой для этой дружбы.
— Почему Герасим утопил Муму?(по якобы приказу барыни)
— О каких его качествах это говорит?
— Как вы думаете, любил ли он собаку? Почему тогда он не мог уйти в деревнювместе с ней? Герасим былкрепостным крестьянином, то есть был собственностью своей помещицы. Крепостныекрестьяне обычно повиновались своим хозяевам, покорно исполняли их приказы и нерешались выступить против, боясь наказания.
Подведениеитогов.
И так,скажите мне, какие духовные и нравственные качества Герасима мы можем для себявыделить? Запишем их.
1. Протестует против рабства.
2. Отличался от окружающих огромной душой, которая способна насострадание, чуткое отношение к другим.
3. Он хозяйственный и работящий, очень любит землю,несмотря на то, что ее хозяином не является.
4. Герой все делал от души: работал и любил.
VII.Рефлексия.
VIII.Информация о домашнем задании.
Подготовитьсяк сочинению.
Оценки