Уменьшенные трезвучия строятся там же, где и ум5: на VII cтупени мажора VIIг минора, а также на II ступени минора и гармонического мажора. Обозначаются – VII53 в мажоре и VII53г в миноре, и соответственно – II53 в миноре и II53г в мажоре. Уменьшенные трезвучия имеют особенности разрешения: уменьшенная квинта разрешается в соответствующую терцию, а терцовый тон аккорда идет вверх или вниз в соседний устой.
В музыкальной практике уменьшенные трезвучия либо входят в состав четырехзвучных аккордов (V7, VII7, II7), либо используются в виде секстаккордов.
Главное при разрешении ум53 с обращениями – правильно разрешить входящий в их состав тритон.
Звуки при разрешении обращений аккорда ведут себя так же, как при разрешении основного вида аккорда. Исключение: D7 с обращениями (каждое обращение D7 имеет свое разрешение).
Увеличенное трезвучие
Увеличенное трезвучие строится в гармоническом мажоре на VI пониженной ступени, в гармоническом миноре – на III ступени.
Мажор | Минор |
VI53г → I64 строится на VIb cтупени | III53г → I6 строится на III ступени |
VI6г → I53 cтроится на I cтупени | III6г → I64 строится на V ступени |
VI64г→ I6 cтроится на III ступени | III64г → I53 строится на VII# |
|
|
VII7
Вводный септаккорд – четырехзвучный аккорд, содержит все неустои лада.
В натуральном мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд (мVII7), в гармонических ладах – уменьшенный вводный септаккорд (умVII7). Разрешаются они одинаково: непосредственно в тонику или через близлежащую четырехзвучную доминанту (внутрифункционально).
Вид аккорда | Ступеневое строение | Интервальное строение | Разрешение |
мVII7 | VII + II + IV +VI | м3 + м3 + б3 | I53 с удвоением терцового тона (х3I53) |
мVII65 | II + IV + VI + VII | м3 + б3 + б2 | I6 с удвоением терцового тона (х3I6) |
мVII43 | IV + VI + VII +II | м3 + б2 + м3 | I6 развернутый (I6) разв. |
мVII2 | II + IV + VI + VII | б2 + м3 + м3 | I64 с удвоением терцового тона (х3I64) |
Вид аккорда | Ступеневое строение | Интервальное строение | Разрешение |
умVII7 | VII + II + IV +VI | м3 + м3 + м3 | I53 с удвоением терцового тона (х3I53) |
умVII65 | II + IV + VI + VII | м3 + м3 + ув2 | I6 с удвоением терцового тона (х3I6) |
умVII43 | IV + VI + VII +II | м3 + ув2 + м3 | I6 развернутый (I6) разв. |
умVII2 | II + IV + VI + VII | ув2 + м3 + м3 | I64 с удвоением терцового тона (х3I64) |
Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов
7
2 65
43
VII7 – V65 – х8I53
VII65 – V43 – I53
разв.
VII43 – V2 – х8I6
VII2 – V7 – хх8I53
неп.
Группировка
Группировка бывает инструментальной и вокальной.
Инструментальная группировка
|
|
Группировка – разделение длительностей внутри такта, соответствующее строению размера. Сколько счетных долей в такте, столько же должно быть и групп длительностей.
1. Если ноты одной длительности, то они объединяются под одно ребро.
2. В размере 3/8 в силу мелкоты длительностей надо объединять ноты под одно ребро.
3. В простых размерах группировка совершается по долям.
4. В сложных размерах и смешанных размерах надо отделять друг от друга простые размеры, входящие в их состав.
5. В сложных размерах нельзя удлинять ноту с точкой от слабой к относительно сильной доле (надо использовать лигу).
Любая длительность может быть заменена паузой.
Вокальная группировка
В вокальной группировке обязателен текст: на каждый слог – одна длительность.
Длительности, объединенные лигой «говорят» о распеве данного слога.
Строение музыкальной речи
Синтаксис – от греческого syntaxis – составление, приведение в порядок.
В музыкальной речи – внутренне строение периода (предложения, фразы, мотивы).
Момент членения в музыке – цезура.
Единицы музыкальной речи:
Период
↓
Предложение
↓
Фраза
↓
Мотив
Мотив – мельчайшая единица музыкальной речи . тематическая единица, имеющая, как правило, одну сильную долю.
Фраза – построение, объединяющее два или несколько мотивов, обладающее мелодической законченностью.
Предложение – часть периода, ограниченная каденцией.
Период – наименьшее музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль.
Самая крупная синтаксическая ← период → самая мелкая композиционная единица.
По тематическому строению периоды делятся на:
1. Период повторного строения – предложения схожи в началах, но различны в каденциях.
2. Период не повторного строения – предложения тематически различны.
3. Период единого строения – не делится на предложения.
По гармоническому строению периоды делятся на:
1. Однотональный, тонально замкнутый (заканчивается устойчиво в исходной тональности).
2. Однотональный, тонально не замкнутый (заканчивается неустойчиво в исходной тональности).
3. Модулирующий.
По масштабному строению периоды делятся на:
1. квадратный (2 +2, 4 +4, 8 +8, 16 +16)
Неквадратный
Квадратность – структура с количеством тактов, кратная двум.
Неквадратность бывает органической и производной.
Органически – изначально отсутствие квадратности. Производная – намеренное нарушение квадратности ради достижения определенного эффекта.
Способы нарушения квадратности:
1. дополнение – увеличение числа тактов после заключительной каденции .
2. расширение – увеличение числа тактов до заключительной каденции за счет секвенции или варьированного повтора 5, 6 или 7 такта .
3. сжатие – уменьшение числа тактов .
4. усечение – отсутствие нормативного окончания.
По количеству предложений:
1. неделимый период .
2. период из двух предложений .
3. период из трех предложений .
4. сложный период (предложения являются периодами)
Масштабно-тематические структуры
Соотношение синтаксических единиц в теме (периоде) по масштабам между собой:
1. Периодичность: 2 + 2 + 2 +2
2. Суммирование: 2 + 2 + 4
3. Дробление: 4 + 2 + 2
4. Дробление с замыканием: 4 + 1 + 1 + 2
Фактура
Фактура – организация музыкальной ткани в пространстве.
Параметры фактуры: вертикаль, глубина, горизонталь.
Компоненты фактуры:
Голос – однозвучная горизонталь, первичный компонент фактуры.
↓
План – одно или многоголосное образование, являющееся носителем фактурной функции.
↓
Пласт – объединение нескольких планов, целостное многоголосное образование.
Фактурный план – выделяется в фактуре слухом, прежде всего благодаря индивидуальной ритмической организации (+ регистр, тембр и т.д.).
|
|
Роль фактурного плана и его взаимодействие с остальными планами определяет его фактурную функцию.
Фактурный склад – исторически сложившийся тип фактуры, который определяется характером функциональных взаимосвязей ее компонентов.
Виды складов:
1. мелодический (все голоса выполняют относительно равную функцию – мелодическую .
2. смешанный .
3. гомофонный.
Разновидности мелодического склада:
1. монодия – наиболее древний вид одноголосия, не предполагающий других фактурных голосов, «принципиальное одноголосие».
2. гетерофония – промежуточный между монодией и полифонией склад, в котором при наличии нескольких голосов они не самостоятельны, являются вариантами одного напева (характерно параллельное движение голосов).
3. полифония – голоса самостоятельны и относительно независимы (виды полифонии – подголосочная, имитационная, разнотемная) .
4. гомофонный склад – это многоголосный фактурный склад, в котором голоса выполняют неоднородные функции: функции ведущих и функции аккомпанирующих голосов.
