ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВОПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНИЙ.
«Чтобы сделать ребенка умным ирассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует,бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Среди многообразныхфакторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущегоорганизма ребенка, большое влияние оказывает двигательная активность – этоестественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшимусловием всестороннего развития и воспитания ребенка. Все мы слышали такоевысказывание: «Движение — это жизнь». С этим утверждением сложно поспорить,ведь от того, насколько активен ребёнок, зависит и состояние его здоровья. Всистеме физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются различныеорганизованные формы двигательной деятельности (физкультурные занятия, утренняягимнастика, физкультминутки и др.) которые дополняют и обогащают друг друга итем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка втечение всего времени пребывания его в ДОУ.
Если внимательнопонаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнестиего к одной из трех групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальнойдвигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразноеразвитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальноймассой тела, они редко болеют орви, хорошо усваивают материал в детском саду ипотом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных,то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенноймассой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Повышенный весснижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращаетпродолжительность жизни. У них более спокойное поведение на занятиях, однако,это не следует расценивать положительно. Индивидуальный подход к таким детямзаключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательнойактивностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность,как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создаетвысокую физическую нагрузку на организм ребенка, может привести к отклонениям вдеятельности сердечно — сосудистой системы. Кроме того, такие дети оченьподвержены заболеваниям, причиной является то, что после большой физическойнагрузки, усиливается теплоотдача тела, а затем если не сменить нижнее бельёнаступает переохлаждение организма. По отношению к таким детям должен бытьиндивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особоговнимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результатыпоказывает дружба детей с разной двигательной активностью.
Установлено, чтосистематические физические упражнения благоприятно отражаются на настроении,улучшают сон и повышают работоспособность.
Например, установленавзаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, вчастности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором нетолько для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но идальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте, улучшает психическоеразвитие ребенка.
Основной формойостаются физкультурные занятия. В эти занятия я включаю: физические упражнениядля укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку;корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышцбрюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятияповышенной нервно-рефлекторной возбудимости; комплексы упражнений для развитияосновных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития;лечебно-оздоровительные игры.
Систематическипровожу работу по профилактике травматизма (соблюдение правил поведения в игре,правильное приземление на полусогнутые ноги во время прыжков, соблюдениедистанции при выполнении упражнений с предметами). Двигательные нагрузки назанятии строго дозированы по частоте сердечных сокращений, после интенсивныхили длительных движений (например, комплекса общеразвивающих упражнений)предусматриваются паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию. Дветрети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурногозанятия, циклического характера, поскольку именно они тренируют сердечно -сосудистую систему.
При систематическихзанятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органови систем в организме ребёнка. В этом главным образом и заключаетсяположительное влияние физической культуры и двигательной активности наукрепление здоровья и снижения заболеваемости детей.
Мышцы составляют от40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья, если добраяполовина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и необладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельностипроисходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Приэтом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и невызывали переутомления. Физические упражнения благотворно влияют на развитиетаких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервныхпроцессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения.
Физические упражненияи двигательная активность способствуют хорошей работе органов пищеварения,помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени ипочек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых,надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влияниемфизических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердцасокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды.Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональномусовершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и такровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение вкровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но истимулирует кровотворение.
Физические упражнениявызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чегоувеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность груднойклетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления вних, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможныхзаболеваний. Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваютсяв объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большоезначение для вентиляции легких.
Умереннаядвигательная активность вызывает положительные эмоции, бодрость, создаетхорошее настроение.