О с н а щ е н и е: электрокардиограф, тонометр, двухступенчатая лестница (высота 45 см, длина 65 см, высота и ширина каждой ступени 22,5 см), секундомер, кушетка.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Число восхождений по двухступенчатой лестнице определяется полом, возрастом и массой тела. АД и ЧСС регистрируют до и сразу после пробы, а затем на 2, 6 и 10-й минутах в стадии восстановления.
Если при проведении пробы появляются чувство дискомфорта, утомления, одышка, боль в груди, бледность, пошатывание и др., пробу следует немедленно прекратить!
У испытуемого в положении лежа измеряют АД и ЧСС. Затем испытуемый встает и выполняет пробу Мастера. Для молодых (20–29 лет) мужчин массой тела 73 – 76 кг суммарное число ступеней, которое он должен пройти в течение 1, 5 мин, составляет 23, для женщин – 20. Испытуемый поднимается с одной стороны лестницы, каждый раз приставляя на ступеньке ногу к ноге, а спускается с другой . потом, стоя на полу, поворачивается на 180 и снова совершает подъем. Темп восхождения – на счет и раз – и два – 60 шаг/мин. Продолжительность нагрузки для больных и ослабленных людей- 1,5 мин . для здоровых людей – 4 мин.
Сразу после нагрузки в положении лежа снова регистрируют АД и ЧСС.
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а.
1. Занесите полученные данные в таблицу.
Показатель гемодинамики |
До нагрузки |
После нагрузки (проба Мастера), мин |
||||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | 7-я | ||
ЧСС | ||||||||
АД систолическое | ||||||||
АД диастолическое | ||||||||
АД пульсовое |
2. Постройте графики динамики основных показателей гемодинамики, используя цветные фломастеры или сплошную и пунктирную линии.
3. Определите тип реагирования сердечно-сосудистой системы, пользуясь следующими критериями.
Нормотический тип: увеличение ЧСС, соответствующие величине прироста АД пульсового . при этом АД диастолическое не меняется.
Гипотонический тип: ЧСС возрастает на 120-150 % . АД пульсовое увеличивается лишь на 15–20% или даже уменьшается.
Гипертонический тип: увеличивается ЧСС, резко повышается АД систолическое (до 160–180 мм рт. ст.), АД диастолическое – до 90–100 мм рт. ст.
Диастонический тип: значительно снижается АД систолическое, АД диастолическое . резко увеличивается ЧСС.
Ступенчатый тип: на второй минуте восстановительного периода величина АД систолического выше, чем на первой минуте. Кроме того, оценивают длительность периода восстановления АД и ЧСС до исходного уровня.
Заключение: Тип реагирования сердечно-сосудистой системы испытуемого-
4. По этим критериям дают заключение о реагировании на тест:
адекватное: восстановление АД и ЧСС завершается в пределах 3–5 минут .
удовлетворительное: отклонение АД и ЧСС выше допустимого уровня (реакции нормотического типа) с восстановлением их к 6–7-й минутам .
неудовлетворительное: (патологическое): выраженное отклонение АД и ЧСС от исходного уровня до 10-ой минуты восстановительного периода и больше.
Вывод:
Задача 6.Определение физической работоспособности человека по индексу Гарвардского степ-теста.
В основу оценки физической работоспособности человека по показателям сердечно-сосудистой системы положена линейная зависимость между значениями ЧСС и мощностью выполняемой работы. Кроме того известно, что функции кровообращения являются факторами, ограничивающими выполнение предельных физических нагрузок. Таким образом, по характеру сдвига и восстановления ЧСС при нагрузке можно оценивать физическую работоспособность и функциональные возможности кровообращения человека.
О с н а щ е н и е: секундомер, ступенька
С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Работу выполняют параллельно с предыдущей. После выполнения степ-теста (подъем в течение 5 мин на ступеньку) у испытуемого в положении сидя подсчитывают пульс (ЧСС) на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й минутах (считать в течении первых 30 с каждой минуты) восстановительного после нагрузки периода. По полученным данным рассчитывают индекс Гарвардского степ-теста (ИГСЕ).
ИГСТ = Т . 100/2(Р1 + Р2 + Р3),
Где Т – время выполнения теста, с (то есть 300 с), Р1, Р2, Р3 – значения пульса за первые 30 с на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й минутах восстановления. Если в течение 5 мин нужный ритм подъемов не выдерживается, то нагрузку прекращают и в формулу подставляют то время, в течение которого выполняли пробу.
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а:
1. Записать результаты измерений.(Р1, Р2, Р3)
2. Оценить физическую работоспособность и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы человека, пользуясь таблицей.
Физическая работоспособность – Резервы сердечно-сосудистой системы | ИГТС, Усл. ед. |
Низкие | < .55 |
Ниже среднего | 56—64 |
Средние | 65—79 |
Хорошие | 80—89 |
Отличные | > .90 |
ИГТС=
3. Дайте оценку и объяснение полученным результатам.
Вывод:
Практическое занятие № 6 Методы исследования вестибулярной функции
Система поддержания позы, мышечного тонуса, а также координации и равновесия тела, включает целый ряд структур и механизмов. К ним относятся проприоцептивная, пирамидная и экстрапирамидная системы, мозжечок, зрительный и вестибулярный анализаторы. Правильная работа механизмов координации обеспечивается согласованной деятельностью всех перечисленных компонентов, а клиническое исследование нарушенной функции позволяет делать выводы о расстройствах системы на всех ее уровнях – от периферических рецепторных структур до коры головного мозга.
Задача 1. Исследование координации движений верхних конечностей
О с н а щ е н и е: кушетка, испытуемый, ручка, бумага
С о д е р ж а н и е р а б о т.
