Дата:15.09.2022
Урок№ 3
Класс:2-А
Предмет:литературноечтение на родном русском языке
Учитель:Петер А.А.
Тема:Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Типурока:Урок усвоения новых знаний
Цель: познакомить учащихся с фактамибиографии А.С. Пушкина, воспитывать интерес к личности и творчеству русскогопоэта.
Планируемыерезультаты урока:
Предметные: учащиеся будут продолжать учитьсяориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения; отрабатывать умениявыделять главное в прочитанном произведении, навыки выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.
Метапредметные.
Коммуникативные УУД: планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и слышать собеседника,вступать с ним в диалог.
Регулятивные: умение формулировать цель на урокес помощью учителя; анализировать результаты своей работы на уроке;
Познавательные: умение выбирать наиболееэффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию;
Личностные:желаниеприобретать новые знания, уменияосваивать новые виды деятельности
Оборудование урока:учебник, презентация,картинки.
Ход урока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
– Ребята,перед вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. («Литературное чтениена родном русском языке».)
– Каквы понимаете, что такое родной язык? (Родной язык – это язык, на которомговорит человек.)
– Впервом классе мы уже начали изучать этот предмет. Вспомните, с какимипроизведениями мы познакомились. (Дети вспоминают и называют несколькопроизведений.)
– Прочитайтестихотворение Ольги Чусовитиной «Сказки слушать я люблю».
Сказкислушать я люблю, Маму вечером молю:
–Почитай мне эти сказки, Я потом закрою глазки, Будет сниться мне во сне, Будтона лихом коне
Яскачу на бой с Кощеем Или с трёхголовым Змеем. Побеждаю в сказке зло, Людямделаю добро.
Всеребята это знают – Сказки в жизни помогают:
Бытьнам честными всегда, Не бояться никогда, Слабым помогать в пути, К людям сдобротой идти.
– Ребята,а вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку.
– Каквы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?
III. Самоопределениек деятельности
Знакомствос учебником
– Каквы думаете, чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверьв удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)
– Откройтеучебники на с. 3. Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать скнигой. (Разбираются условные знаки.)
– Откройтес. 4. Прочитайте название раздела. («Мир детства».)
– Каквы понимаете смысл этого названия? Что для вас значит это выражение? (Детивысказывают своё мнение.)
IV. Работапо теме урока
1. Введениев тему
Несколькоуроков мы посвятим главе раздела «Я и книги».
– Давайтепрочитаем в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.
(Читаетучитель или хорошо читающий ученик.)
2. Работас пословицей
– Прочитаемв учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)
– Каквы понимаете её смысл? (Люди часто делают одну большую ошибку – они перестаютслушать человека на середине предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзяперебивать собеседника. Надо уважать чужое мнение. Ответить всегда успеешь.Недопонимание в отношениях часто становится причиной конфликтов.)
– Нашурок мы начали со стихотворения «Сказки слушать я люблю». Ребята, что вы любитебольше: слушать или читать сказки? (Дети отвечают на поставленный вопрос.)
– Азнаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когдаон был маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположениядетей.)
– Прочитаемвступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читаетвступление.)
– Каквы поняли, почему маленькому Саше никто не читал сказок? (Тогда детских книгпочти не было. Да и сказки в книгах не печатали.)
3. Чтениепроизведения
Сегоднямы с вами прочитаем главу из книги «Детство Александра Пушкина». Эту книгунаписала Елена Николаевна Егорова. Глава называется «Нянины сказки».
– Вспомните,как звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостнойкрестьянкой. Она стала няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большимдоверием.)
(Учительчитает текст вместе с хорошо читающими детьми. Во время чтения можно делатьостановки, чтобы пояснить слова или выражения.)
Во́ном – здесь: в нём, в этом (городе).
О`трок– мальчик-подросток.
4. Беседас учащимися
– Какоевпечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжениеработы по теме урока
1. Словарнаяработа
– Прочитаеми сравним слова на с. 7.
Засмолённаябочка – бочка с заделанными смолой щелями.
2. Работапо вопросам и заданиям учебника
(Учащиесячитают вопросы после текста, выполняют задания.)
– Ктовместе с маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)
– Какзвали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)
– Какты понимаешь выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)
– Послушайтеотрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (читает отрывокна с. 8–9.)
– Найдитев няниной сказке отрывок, в котором рассказывается о похожих событиях.
– Вчём между ними различие? (Дети читают нужный фрагмент текста, затем объясняют:Няня рассказывала детям народные сказки. А произведение «Сказка о царе Салтане»написал А.С. Пушкин, это авторская сказка.)
– Окаких чудесах рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясьтекстом.)
– Рассмотритена с. 7 изображение памятника «Юный Пушкин и его няня» в Большом Болдине. Какиечувства у вас возникают, когда вы на него смотрите? (Дети делятсявпечатлениями.)
Четыреиз семи своих знаменитых сказок Александр Сергеевич написал именно в БольшомБолдине, поэтому там установлен памятник ему и его няне – это символ русскойлитературы и дань уважения заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь,вот сидит юный Пушкин, а рядом – любимая няня. Она тихо и неторопливорассказывает Сашеньке сказку, раскрывая в нём литературный гений.
Материал для учителя
Трудно найти в нашей стране человека, который бы незнал и не любил замечательные произведения великого русского поэта АлександраСергеевича Пушкина…
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народнымязыком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, какпрозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью,меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать еговсю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самымблизким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня АринаРодионовна. «Подруга дней моих суровых», – называл её поэт. У неё он с малыхлет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательныерусские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказуцаря, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни,басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводилбеседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения,запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в МихайловскомАрина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пелветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветалвокруг Пушкина.
«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждаяесть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращалисьв свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру,обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русскойпоэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образынародной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей,золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкинжестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых иневежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастливэтим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил намне только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильныхстихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами,наш живой, любимый, наш великий Пушкин.
(Из статьи К. Паустовского «Сказки Пушкина»)
VII. Рефлексия
– Предлагаювам вспомнить, что вы узнали на уроке литературного чтения на родном русскомязыке.
– Чтоозначает выражение уметь читать?
– Пригодитсяли вам это умение в дальнейшем? Где?
VIII. Подведениеитогов урока
– Чемувы учились сегодня?
– Какнайти в книге нужное произведение?
– Какиеусловные обозначения вы запомнили?
– Какнужно обращаться с книгами?
Домашнеезадание
Выполнитьпоследнее задание на с. 9. (Найти и прочитать вступление к поэме «Руслан иЛюдмила» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…», ответить на вопрос.)