X-PDF

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

Поделиться статьей

Дата:15.09.2022

Урок№ 3

Класс:2-А  

Предмет:литературноечтение на родном русском языке

Учитель:Петер А.А.

Тема:Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

Типурока:Урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить учащихся с фактамибиографии А.С. Пушкина, воспитывать интерес к личности и творчеству русскогопоэта.

Планируемыерезультаты урока:

Предметные: учащиеся будут продолжать учитьсяориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения; отрабатывать умениявыделять главное в прочитанном произведении, навыки  выразительного  чтения  и пересказа,  работы с учебником и иллюстрациями.

Метапредметные.

Коммуникативные УУД: планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и слышать собеседника,вступать с ним в диалог.

Регулятивные: умение формулировать цель на урокес помощью учителя; анализировать результаты своей работы на уроке;

Познавательные: умение выбирать наиболееэффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию;

Личностные:желаниеприобретать новые знания, уменияосваивать новые виды деятельности

Оборудование урока:учебник, презентация,картинки.

Ход урока

I.     Организационныймомент

II.   Актуализациязнаний

–     Ребята,перед вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. («Литературное чтениена родном русском языке».)

–     Каквы понимаете, что такое родной язык? (Родной язык – это язык, на которомговорит человек.)

–     Впервом классе мы уже начали изучать этот предмет. Вспомните, с какимипроизведениями мы познакомились. (Дети вспоминают и называют несколькопроизведений.)

–     Прочитайтестихотворение Ольги Чусовитиной «Сказки слушать я люблю».

Сказкислушать я люблю, Маму вечером молю:

–Почитай мне эти сказки, Я потом закрою глазки, Будет сниться мне во сне, Будтона лихом коне

Яскачу на бой с Кощеем Или с трёхголовым Змеем. Побеждаю в сказке зло, Людямделаю добро.

Всеребята это знают – Сказки в жизни помогают:

Бытьнам честными всегда, Не бояться никогда, Слабым помогать в пути, К людям сдобротой идти.

–     Ребята,а вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку.

–     Каквы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?

III.  Самоопределениек деятельности

Знакомствос учебником

–     Каквы думаете, чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверьв удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)

–     Откройтеучебники на с. 3. Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать скнигой. (Разбираются условные знаки.)

–     Откройтес. 4. Прочитайте название раздела. («Мир детства».)

–     Каквы понимаете смысл этого названия? Что для вас значит это выражение? (Детивысказывают своё мнение.)

IV.  Работапо теме урока

1.    Введениев тему

Несколькоуроков мы посвятим главе раздела «Я и книги».

–     Давайтепрочитаем в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.

(Читаетучитель или хорошо читающий ученик.)

2.    Работас пословицей

–     Прочитаемв учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)

–     Каквы понимаете её смысл? (Люди часто делают одну большую ошибку – они перестаютслушать человека на середине предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзяперебивать собеседника. Надо уважать чужое мнение. Ответить всегда успеешь.Недопонимание в отношениях часто становится причиной конфликтов.)

–     Нашурок мы начали со стихотворения «Сказки слушать я люблю». Ребята, что вы любитебольше: слушать или читать сказки? (Дети отвечают на поставленный вопрос.)

–     Азнаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когдаон был маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположениядетей.)

–     Прочитаемвступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читаетвступление.)

–     Каквы поняли, почему маленькому Саше никто не читал сказок? (Тогда детских книгпочти не было. Да и сказки в книгах не печатали.)

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

3.    Чтениепроизведения

Сегоднямы с вами прочитаем главу из книги «Детство Александра Пушкина». Эту книгунаписала Елена Николаевна Егорова. Глава называется «Нянины сказки».

–     Вспомните,как звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостнойкрестьянкой. Она стала няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большимдоверием.)

(Учительчитает текст вместе с хорошо читающими детьми. Во время чтения можно делатьостановки, чтобы пояснить слова или выражения.)

Во́ном – здесь: в нём, в этом (городе).

О`трок– мальчик-подросток.

4.    Беседас учащимися

–     Какоевпечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)

V.   Физкультминутка

VI.  Продолжениеработы по теме урока

1.    Словарнаяработа

–     Прочитаеми сравним слова на с. 7.

Засмолённаябочка – бочка с заделанными смолой щелями.

2.    Работапо вопросам и заданиям учебника

(Учащиесячитают вопросы после текста, выполняют задания.)

–     Ктовместе с маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)

–     Какзвали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)

–     Какты понимаешь выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)

–     Послушайтеотрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (читает отрывокна с. 8–9.)

–     Найдитев няниной сказке отрывок, в котором рассказывается о похожих событиях.

–     Вчём между ними различие? (Дети читают нужный фрагмент текста, затем объясняют:Няня рассказывала детям народные сказки. А произведение «Сказка о царе Салтане»написал А.С. Пушкин, это авторская сказка.)

–     Окаких чудесах рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясьтекстом.)

–     Рассмотритена с. 7 изображение памятника «Юный Пушкин и его няня» в Большом Болдине. Какиечувства у вас возникают, когда вы на него смотрите? (Дети делятсявпечатлениями.)

Четыреиз семи своих знаменитых сказок Александр Сергеевич написал именно в БольшомБолдине, поэтому там установлен памятник ему и его няне – это символ русскойлитературы и дань уважения заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь,вот сидит юный Пушкин, а рядом – любимая няня. Она тихо и неторопливорассказывает Сашеньке сказку, раскрывая в нём литературный гений.

Материал для учителя

Трудно найти в нашей стране человека, который бы незнал и не любил замечательные произведения великого русского поэта АлександраСергеевича Пушкина…

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народнымязыком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, какпрозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью,меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать еговсю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самымблизким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня АринаРодионовна. «Подруга дней моих суровых», – называл её поэт. У неё он с малыхлет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательныерусские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказуцаря, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни,басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводилбеседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения,запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в МихайловскомАрина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пелветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветалвокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждаяесть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращалисьв свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру,обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русскойпоэзии.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образынародной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей,золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкинжестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых иневежественных бояр.

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастливэтим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил намне только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильныхстихотворений, поэм, рассказов и повестей.

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами,наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

(Из статьи К. Паустовского «Сказки Пушкина»)

VII. Рефлексия

–     Предлагаювам вспомнить, что вы узнали на уроке литературного чтения на родном русскомязыке.

–     Чтоозначает выражение уметь читать?

–     Пригодитсяли вам это умение в дальнейшем? Где?

VIII.           Подведениеитогов урока

–     Чемувы учились сегодня?

–     Какнайти в книге нужное произведение?

–     Какиеусловные обозначения вы запомнили?

–     Какнужно обращаться с книгами?

Домашнеезадание

Выполнитьпоследнее задание на с. 9. (Найти и прочитать вступление к поэме «Руслан иЛюдмила» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…», ответить на вопрос.)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 1005

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет