Муниципальноебюджетное образовательное учреждение
Лицей№1 им. Г.С. Титова
городскогоокруга Краснознаменск Московской области
|
|
Рассмотрено Школьным методическим объединением учителей начальной классов _________/Овчинникова О.А./ Протокол №5 от 25августа 2022 г.
Согласовано заместитель директора ____________/А.А.Кищенко/ Протокол №19 от 25августа 2022 г.
|
Утверждаю Директор МБОУ Лицей №1 м.Г.С.Титова ________________/Семенюченко Н.А/ (подпись) Приказ № 260-П-ОД « 25 » августа 2022 г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»для 1(2) класса
начального общего образования
(Эффективная начальная школа)
на 2022-2023учебный год
Составитель: Николенко Любовь Михайловна, учительначальныхклассов высшейкатегории
г. Краснознаменск
Технология Пояснительная записка
В соответствии с требованиями времени и инновационнымиустановками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, даннаяпрограмма обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебногопредмета
«Технология». Её особенность состоит в формировании уобучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности.Новые социально- экономические условия требуют включения каждого учебногопредмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическимирезервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования.В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента дляразвития умственной деятельности обучающихся начальных классов.
В курсе технологии осуществляется реализация широкогоспектра межпредметных связей.
Математика — моделирование, выполнение расчётов,вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическимифигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средствхудожественной выразительности, законов и правил декоративноприкладногоискусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции какуниверсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа какисточник сырья, этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевойдеятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий иобсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для созданияобраза, реализуемого в изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальнойшколе — предметно- практическая деятельность как необходимая составляющаяцелостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственногоразвития обучающихся младшего школьного возраста.
Продуктивная предметная деятельность на урокахтехнологии является основой формирования познавательных способностейшкольников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры исемейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основудля формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опытапреобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.
На уроках технологии ученики овладевают основамипроектной деятельности, которая направлена на развитие творческих чертличности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать ииспользовать информацию.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью предмета является успешная социализацияобучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоениякультурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире иобщих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) исоответствующих им практических умений, представленных в содержании учебногопредмета.
Для реализации основной цели и концептуальной идеиданного предмета необходимо решение системы приоритетных задач:
образовательных, развивающих ивоспитательных.
Образовательные задачи курса:
1) формирование общих представлений о культуре и организациитрудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
2) становление элементарных базовых знаний и представлений опредметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействиис миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся исовременных производствах и профессиях;
3) формирование основ чертёжно-графической грамотности, уменияработать с простейшей технологической документацией
(рисунок, чертёж, эскиз, схема);
4) формирование элементарных знаний и представлений о различныхматериалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.
Развивающие задачи:
1) развитие сенсомоторных процессов, психомоторной
координации, глазомера через формированиепрактических умений;
2) расширение культурного кругозора, развитие способноститворческого использования полученных знаний и умений в
практической деятельности;
3) развитие познавательных психических процессов и приёмовумственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходевыполнения практических заданий;
4) развитие гибкости и вариативности мышления, способностей кизобретательской деятельности.
Воспитательные задачи:
1) воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
2) развитие социально ценных личностных качеств: организованности,аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
3) воспитание интереса и творческого отношения к продуктивнойсозидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления ктворческой самореализации;
4) становление экологического сознания, внимательного и вдумчивогоотношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миромприроды;
5) воспитание положительного отношения к коллективному труду,применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнениюдругих людей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно требованиям ФГОС общее число часов наизучение курса «Технология» в 1 классе — 16 часов (по 1 часу в неделю), во 2классе – 18 ч, в 3 классе – 34 ч. В 4 классе – 34 ч.
1класс ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Технология» вначальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностныеновообразования:
1) первоначальные представления о созидательном и нравственномзначении труда в жизни человека и общества;
уважительное отношение к труду итворчеству мастеров;
2) осознание роли человека и используемых им технологий в сохранениигармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственноеотношение к сохранению окружающей среды;
3) понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых впредметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительноеотношение к культурным традициям других народов;
4) проявление способности к эстетической оценке окружающейпредметной среды; эстетические чувства — эмоциональноположительное восприятие ипонимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой иотечественной
художественной культуры;
5) проявление положительного отношения и интереса к различным видамтворческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации;мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различнымвидам практической преобразующей деятельности;
6) проявление устойчивых волевых качества и способность ксаморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность,умение справляться с доступными проблемами;
7) готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётомэтики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебныедействия.
Познавательные УУД:
1) ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных иписьменных высказываниях;
2) осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенныхи несущественных признаков;
3) сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее иразличия;
4) делать обобщения (технико-технологического и
декоративно- художественногохарактера) по изучаемой тематике;
5) использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственнойпрактической творческой деятельности;
6) комбинировать и использовать освоенные технологии приизготовлении изделий в соответствии с технической, технологической илидекоративно- художественной задачей;
7) понимать необходимость поиска новых технологий на основе изученияобъектов и законов природы, доступного исторического и современного опытатехнологической деятельности.
Работа с информацией:
1) осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации вучебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать всоответствии с решаемой задачей;
2) анализировать и использовать знаково-символические средствапредставления информации для решения задач в умственной и материализованнойформе; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
3) использовать средства информационно-коммуникационных технологийдля решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемымвыходом), оценивать объективность информации и возможности её использования длярешения конкретных учебных задач;
4) следовать при выполнении работы инструкциям учителя илипредставленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
1) вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использоватьреплики- уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи,аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитыватьих в диалоге;
2) создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
3) строить рассуждения о связях природного и предметного мира,простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах испособах создания;
4) объяснять последовательность совершаемых действий при созданииизделия.
Регулятивные УУД:
1) рационально организовывать свою работу (подготовка рабочегоместа, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
2) выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
3) планировать работу, соотносить свои действия с поставленнойцелью;
4) устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымидействиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимыхрезультатов;
5) выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимыекоррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учётахарактера сделанных ошибок;
6) проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
1) организовывать под руководством учителя и самостоятельносовместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнятьфункции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивноесотрудничество;
2) проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной формекомментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения ипожелания; оказывать при необходимости помощь;
3) понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложныеидеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивныйзамысел, осуществлять выбор средств и способов для его практическоговоплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классеобучающийся научится:
• правильноорганизовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место,поддерживать порядок на нём в процессе труда;
• применять правилабезопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
• действовать попредложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки(разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
• определять названия иназначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка,карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практическойработе;
• определятьнаименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин,природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание,сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмыручной обработки материалов при изготовлении изделий;
• ориентироваться внаименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделениедеталей, сборка изделия;
• выполнять разметкудеталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способамиобрывания, вырезания и др.;
сборку изделий с помощью клея, ниток идр.;
• оформлять изделиястрочкой прямого стежка;
• понимать смыслпонятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец», «заготовка»,
• «материал», «инструмент», «приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
• выполнять задания сопорой на готовый план;
• обслуживать себя вовремя работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами иправильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
• рассматривать ианализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя);анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные идополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение,виды соединения; способы изготовления;
• распознаватьизученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные,клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
• называть ручныеинструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки идр.), безопасно хранить и работать ими;
• различать материалы иинструменты по их назначению;
• называть и выполнятьпоследовательность изготовления
несложных изделий: разметка, резание,сборка, отделка;
• качественно выполнятьоперации и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнятьразметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющемуинструменту без откладывания размеров);
• точно резатьножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием,складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.;
• собирать изделия спомощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделкураскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка;
• использовать длясушки плоских изделий пресс;
• с помощью учителявыполнять практическую работу и
самоконтроль с опорой на инструкционнуюкарту, образец, шаблон;
• различать разборные инеразборные конструкции несложных изделий;
• понимать простейшиевиды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделироватьизделия из различных материалов по образцу, рисунку;
• осуществлятьэлементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах подруководством учителя;
• выполнять несложныеколлективные работы проектного характера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Технологии, профессии и производства
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчествамастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях изразличных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия созданияизделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, егоорганизация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочемместе материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка поокончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранениеинструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные сизучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России,ремёсла, обычаи.
2. Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использованиеобрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материаловпри изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработкиматериалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей,сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, пошаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) сопорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условныхграфических изображений (называние операций, способов и приёмов работы,последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратнойразметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей избумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея,скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделкаизделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способовобработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты иприспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), ихправильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика идр.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметкана глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общиесвойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание искладывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами.Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья иобъёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природнымиматериалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составлениекомпозиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки,соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении исвойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.).
Отмеривание и заправка нитки в иголку,строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочныхматериалов.
3. Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстильи др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия; деталии части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способысоединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкцииобразцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование помодели (на плоскости).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата.Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости отжелаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости оттребуемого результата/ замысла.
4. Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов наинформационных носителях. Информация. Виды информации.
Универсальные учебные действия(пропедевтический уровень) Познавательные УУД:
1) ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределахизученного);
2) воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,графическую);
3) анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
4) сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство иразличия в их устройстве.
Работа с информацией:
1) воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя илив учебнике), использовать её в работе;
2) понимать и анализировать простейшую знаковосимволическуюинформацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
3) Коммуникативные УУД:
4) участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственноемнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительноеотношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
5) строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (посодержанию изученных тем).
Регулятивные УУД:
1) принимать и удерживать в процессе деятельности
предложенную учебную задачу;
2) действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие вколлективном построении простого плана действий;
3) понимать и принимать критерии оценки качества работы,руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных
работ;
4) организовывать свою деятельность: производить подготовку к урокурабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производитьнеобходимую уборку по окончании работы;
5) выполнять несложные действия контроля и оценки по предложеннымкритериям.
Совместная деятельность:
1) проявлять положительное отношение к включению в совместнуюработу, к простым видам сотрудничества;
2) принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы,в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Колич ество часов |
Виды деятельности |
Воспитательный компонент |
Электронные (цифровые)образо вательные ресурсы |
Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА |
|||||
1.1. |
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров |
0.5 |
формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; |
Воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры |
http:/krokotak |
1.2. |
Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии |
0.5 |
формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий; |
http:/krokotak |
|
1.3. |
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы |
0.5 |
изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями; рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий; |
http:/krokotak |
|
1.4. |
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. |
0.5 |
знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами; |
http:/krokotak |
|
Профессии сферы обслуживания |
|
|
|
|
|
1.5. |
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи |
1
|
приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами; |
общения, проявление уважения к взглядам и мнению других |
http:/krokotak |
|
Итого по модулю |
3 |
|
|
|||
Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ |
||||||
2.1. |
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий |
0.5 |
под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность); под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу; выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять выделение деталей способами |
Воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других |
http:/krokotak |
|
|
|
|
обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.); |
|
|
2.2. |
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей |
0.5 |
под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, |
http:/krokotak |
|
|
|
|
выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу; |
|
|
2.3. |
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему |
0.5
|
соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями; применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем; читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; |
http:/krokotak |
|
2.4. |
Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательност и изготовления изделий) |
0.5 |
читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы; анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; |
http:/krokotak |
2.5. |
Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги |
0.5 |
выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять выделение деталей способами обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.); анализировать декоративнохудожественные возможности разных способов обработки бумаги, например, вырезание деталей из бумаги и обрывание пальцами); |
|
http:/krokotak |
2.6. |
Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем |
0.5
|
выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; |
http:/krokotak |
|
|
|
|
выполнять выделение деталей способами обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.); |
|
|
2.7. |
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) |
0.5 |
соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями; читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя; планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради; |
|
http:/krokotak |
2.8. |
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий |
0.5 |
под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу; |
http:/krokotak |
|
2.9. |
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. |
0.5
|
под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность); |
http:/krokotakhttp:/k rokotak |
|
2.10 |
Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон |
0.5
|
соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями; применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем; |
http:/krokotak |
|
2.11. |
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). |
0.5 |
Наблюдать и называть свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность; Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при отделке изделия или его деталей; Выполнять лепку, используя различные способы лепки: |
http:/krokotak |
|
|
|
конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный; |
|
|
2.12. |
Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы |
0.5
|
Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе; |
http:/krokotak |
|
2.13. |
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки) |
0.5 |
Отбирать природный материал в соответствии с выполняемым изделием; Называть известные деревья и кустарники, которым принадлежит собранный природный материал; Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их форме. Рассуждать о соответствии форм природного материала и известных геометрических форм; |
http:/krokotak |
|
2.14. |
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей |
0.5
|
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.); Объяснять свой выбор природного материала для выполнения изделий; |
http:/krokotak |
2.15. |
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах |
0.5 |
Отбирать инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами; Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств; |
|
http:/krokotak |
2.16. |
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.) |
0.5 |
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой и др.; Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок; |
http:/krokotak |
|
|
|
|
|
|
|
2.17. |
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка |
0.5 |
Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок; Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками; Выполнять строчку прямого стежка; |
http:/krokotak |
2.18. |
Использование дополнительных отделочных материалов |
0.5 |
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки, ножницы; Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств; Наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; |
|
http:/krokotakhttp:/k rokotak |
|
Итого по модулю |
9 |
|
|
|||
Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ |
||||||
3.1. |
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания |
0.5
|
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; Изготавливать |
Воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в |
http:/krokotak |
|
|
|
|
простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку; |
материальном мире развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, |
|
|
3.2. |
Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции |
0.5 |
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; |
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других
|
http:/krokotak |
|
3.3. |
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов |
0.5
|
Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов; Определять порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла; |
http:/krokotak |
||
3.4. |
Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку |
0.5 |
Изготавливать простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку; Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов; |
http:/krokotak |
||
3.5. |
Конструирование по модели (на плоскости) |
0.5 |
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; Изготавливать простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку; |
http:/krokotak |
||
3.6. |
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необход имого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысл а |
0.5
|
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов; Определять порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла; |
|
http:/krokotak |
|
Итого по модулю |
3 |
|
||||
Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
||||||
4.1. |
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях |
0.5 |
Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях; Выполнять простейшие преобразования информации (например, перевод текстовой информации в рисуночную и/или табличную форму); |
|
http:/krokotak |
|
4.2. |
Информация. Виды информации |
0.5 |
Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях; Выполнять простейшие преобразования информации (например, перевод текстовой информации в рисуночную и/или табличную форму); |
|
http:/krokotak |
|
Итого по модулю |
1 |
|
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
16
|
|
|
|||
2КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Технология» вначальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностныеновообразования:
1) первоначальные представления о созидательном и нравственномзначении труда в жизни человека и общества;
уважительное отношение к труду итворчеству мастеров;
2) осознание роли человека и используемых им технологий в сохранениигармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственноеотношение к сохранению окружающей среды;
3) понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых впредметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительноеотношение к культурным традициям других народов;
4) проявление способности к эстетической оценке окружающейпредметной среды; эстетические чувства — эмоциональноположительное восприятие ипонимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой иотечественной
художественной культуры;
5) проявление положительного отношения и интереса к различным видамтворческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации;мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различнымвидам практической преобразующей деятельности;
6) проявление устойчивых волевых качества и способность ксаморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность,умение справляться с доступными проблемами;
7) готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётомэтики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебныедействия.
Познавательные УУД:
1) ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных иписьменных высказываниях;
2) осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенныхи несущественных признаков;
3) сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее иразличия;
4) делать обобщения (технико-технологического и
декоративно- художественногохарактера) по изучаемой тематике;
5) использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственнойпрактической творческой деятельности;
6) комбинировать и использовать освоенные технологии приизготовлении изделий в соответствии с технической, технологической илидекоративно- художественной задачей;
7) понимать необходимость поиска новых технологий на основе изученияобъектов и законов природы, доступного исторического и современного опытатехнологической деятельности.
Работа с информацией:
1) осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации вучебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать всоответствии с решаемой задачей;
2) анализировать и использовать знаково-символические средствапредставления информации для решения задач в умственной и материализованнойформе; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
3) использовать средства информационно-коммуникационных технологийдля решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемымвыходом), оценивать объективность информации и возможности её использования длярешения конкретных учебных задач;
4) следовать при выполнении работы инструкциям учителя илипредставленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
1) вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использоватьреплики- уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи,аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитыватьих в диалоге;
2) создавать тексты-описания на основе наблюдений
(рассматривания) изделийдекоративно-прикладного искусства народов России;
3) строить рассуждения о связях природного и предметного мира,простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах испособах создания;
4) объяснять последовательность совершаемых действий при созданииизделия.
Регулятивные УУД:
1) рационально организовывать свою работу (подготовка рабочегоместа, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
2) выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
3) планировать работу, соотносить свои действия с поставленнойцелью;
4) устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымидействиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимыхрезультатов;
5) выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимыекоррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учётахарактера сделанных ошибок;
6) проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
1) организовывать под руководством учителя и самостоятельносовместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнятьфункции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивноесотрудничество;
2) проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной формекомментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения ипожелания; оказывать при необходимости помощь;
3) понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложныеидеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивныйзамысел, осуществлять выбор средств и способов для его практическоговоплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классеобучающийся научится:
• понимать смысл понятий «инструкционная»
(«технологическая») карта, «чертёж»,
• «эскиз», «линиичертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология»,
• «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практическойдеятельности;
• выполнять задания посамостоятельно составленному плану;
• распознаватьэлементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство,эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие); наблюдатьгармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенностиизученных видов декоративно-прикладного искусства;
• выделять, называть иприменять изученные общие правила создания рукотворного мира в своейпредметно-творческой деятельности;
• самостоятельноготовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживатьпорядок во время работы, убирать рабочее место;
• анализироватьзадание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции,самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную(технологическую) карту;
• самостоятельноотбирать материалы и инструменты для работы; исследовать свойства новыхизучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока идр.);
• читать простейшиечертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линиявыносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
• выполнять экономнуюразметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощьючертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж
(эскиз); чертить окружность с помощьюциркуля;
• выполнять биговку;
• выполнять построениепростейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметкудеталей кроя на ткани по нему/ней;
• оформлять изделия и соединять детали освоенными
ручными строчками;
• понимать смыслпонятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить объёмную конструкцию сизображениями её развёртки;
• отличать макет отмодели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
• определятьнеподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное инеподвижное соединения известными способами;
• конструировать имоделировать изделия из различных
материалов по модели, простейшемучертежу или эскизу;
• решать несложныеконструкторско-технологические задачи;
• применять освоенныезнания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) всамостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
• делать выбор, какоемнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
• выполнять работу вмалых группах, осуществлять сотрудничество;
• понимать особенностипроектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарнуюпроектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути егореализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
• называть профессиилюдей, работающих в сфере обслуживания.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир — результат труда человека.Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочностьконструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средствахудожественной выразительности (композиция, цвет, тон и др.). Изготовление изделийс учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе:анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательностипрактических действий и технологических операций; подбор материалов иинструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения)деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесениенеобходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различныхматериалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древнихпрофессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и ихпрофессии; правила мастера. Культурные традиции.
Элементарная творческая и проектная деятельность(создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,групповые проекты.
2. Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическоеприменение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических,механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материаловпо их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Называние и выполнение основных технологическихопераций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметкадеталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборкаизделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использованиесоответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначенияизделия.
Виды условных графических изображений: рисунок,простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты — линейка (угольник,циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работыколющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначениелиний чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтениеусловных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямыхуглов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.Использование измерений, вычислений и построений для решения практическихзадач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка.
Подвижное соединение деталей напроволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строениеткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительногопроисхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные,мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение иосновные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы)и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка)1.Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическаяпоследовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей,выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например,проволока, пряжа, бусины и др.).
3. Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представлениео правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки иконструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различныхматериалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталейконструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений визделие.
4. Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов наинформационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации.Универсальные учебные действия Познавательные УУД:
1) ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределахизученного);
2) выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устнойили письменной;
3) выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки сучётом указанных критериев;
4) строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их впрактической работе;
5) воспроизводить порядок действий при решении учебной/ практическойзадачи;
6) осуществлять решение простых задач в умственной иматериализованной форме.
Работа с информацией:
1) получать информацию из учебника и других дидактическихматериалов, использовать её в работе;
2) понимать и анализировать знаково-символическую информацию(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
1) выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,дополнять ответы одноклассников, высказывать своё мнение; отвечать на вопросы;проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
2) делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные УУД:
1) понимать ипринимать учебную задачу;
2) организовыватьсвою деятельность;
3) пониматьпредлагаемый план действий, действовать по плану;
4) прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, планироватьработу;
5) выполнятьдействия контроля и оценки;
6) восприниматьсоветы, оценку учителя и одноклассников, стараться учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
1) выполнять элементарную совместную деятельность в
процессе изготовления изделий,осуществлять взаимопомощь;
2) выполнять правила совместной работы: справедливо распределятьработу; договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительноотноситься к чужому мнению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количе ство часов |
Виды деятельности |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1.1.
|
Модуль 1. Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность |
ТЕХНОЛО 0.5
|
ГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОД Выбирать правила безопасной работы, выбирать инструменты и приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых изделий. Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Формировать общее понятие о материалах, их происхождении;
|
СТВА http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru)
|
1.2. |
Средства |
0.5 |
Формировать элементарные |
http://krokotak.com/ Электронное |
|
художественной |
|
представления об основном принципе |
приложение к учебнику |
|
выразительности |
|
создания мира вещей: прочность |
«Технология», 2 класс (Диск СD) |
|
(композиция, цвет, тон |
|
конструкции, удобство |
единая коллекция цифровых |
|
|
|
использования, |
|
|
и др.). Изготовление |
|
эстетическая выразительность. |
образовательных ресурсов (или по |
|
изделий с учётом |
|
Изготавливать изделия с учётом |
адресу: http://school— |
|
данного принципа.
|
|
данного принципа; Использовать при работе над изделием средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и др.); |
collection.edu.ru)
|
1.3. |
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений |
0.5 |
Выбирать правила безопасной работы, выбирать инструменты и приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых изделий. Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Формировать элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Изготавливать изделия с учётом данного принципа; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
1.4. |
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса |
0.5 |
Формировать общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, формообразование деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
1.5. |
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции |
0.5 |
Изучать особенности профессиональной деятельности людей, связанной с изучаемым материалом; Приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
1.6. |
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты |
0.5 |
Изготавливать изделия из различных материалов, использовать свойства материалов при работе над изделием. Подготавливать материалы к работе; Формировать элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Изготавливать изделия с учётом данного принципа; Использовать при работе над изделием средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и др.); |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
Итого по модулю |
3 |
|
||
Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ |
||||
2.1. |
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов.Выбор материалов по их декоративно- художественным и конструктивным свойствам. |
0.5 |
По заданному образцу организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, под контролем учителя в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаг. Называть особенности использования различных видов бумаги. С помощью учителя выбирать вид бумаги для изготовления изделияОсваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей;. |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.2. |
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание) |
0.5 |
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаг. Называть особенности использования различных видов бумаги. С помощью учителя выбирать вид бумаги для изготовления изделия.Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей; Наблюдать за изменением свойств бумаги и картона при воздействии внешних факторов (например, при сминании, намачивании), сравнивать свойства бумаги и картона; обсуждать результаты наблюдения, коллективно формулировать вывод: каждый материал обладает определённым набором свойств, которые необходимо учитывать при выполнении изделия; не из всего можно сделать всё; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.3. |
Подвижное соединение деталей изделия |
0.5 |
Различать подвижные и неподвижные соединения деталей в конструкции; использовать щелевой замок; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.4. |
Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия |
0.5 |
Использовать способы разметки и вырезания симметричных форм («гармошка», надрезы, скручивание и др.); При выполнении операций разметки и сборки деталей использовать особенности работы с тонким картоном и плотными видами бумаги, выполнять биговку; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— сollection.edu.ru) |
2.5. |
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема |
0.5 |
Различать виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Использовать в практической работе чертёжные инструменты — линейку (угольник, циркуль), знать их функциональное назначение, конструкцию; Читать графическую чертёжную документацию: рисунок, простейший чертёж, эскиз и схему с учётом условных обозначений; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.6. |
Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль).Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами |
0.5 |
Различать виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Использовать в практической работе чертёжные инструменты — линейку (угольник, циркуль), знать их функциональное назначение, конструкцию; Осваивать построение окружности и разметку деталей с помощью циркуля; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.7. |
Технология обработки бумаги и картона |
0.5 |
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаг. Называть особенности использования различных видов бумаги. С помощью учителя выбирать вид бумаги для изготовления изделия.Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей; Наблюдать за изменением свойств бумаги и картона при воздействии внешних факторов (например, при сминании, намачивании), сравнивать свойства бумаги и картона; обсуждать результаты наблюдения, коллективно формулировать вывод: каждый материал обладает определённым набором свойств, которые необходимо учитывать при выполнении изделия; не из всего можно сделать всё; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.8. |
Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений |
0.5 |
Читать графическую чертёжную документацию: рисунок, простейший чертёж, эскиз и схему с учётом условных обозначений; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.9. |
Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). |
0.5 |
Выполнять построение прямоугольника от двух прямых углов, от одного прямого угла; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru)http://krokota kcom/ Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school-сollection.edu.ru) |
2.10 |
Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка |
0.5 |
Осваивать построение окружности и разметку деталей с помощью циркуля; Выполнять разметку деталей и изготовление изделий из бумаги способом сгибания и складывания; |
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school— collection.edu.ru) |
2.11. |
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме |
0.5 |
Читать графическую чертёжную документацию: рисунок, простейший чертёж, эскиз и схему с учётом условных обозначений; Анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, называть и выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметку деталей с помощью линейки (угольника, циркуля), выделение деталей, формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборку изделия (склеивание) и отделку изделия или его деталей по заданному образцу и самостоятельно при выполнении изделия в изученной технике; |
электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.12. |
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач |
0.5 |
Анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, называть и выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметку деталей с помощью линейки (угольника, циркуля), выделение деталей, формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборку изделия (склеивание) и отделку изделия или его деталей по заданному образцу и самостоятельно при выполнении изделия в изученной технике; |
Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.13. |
Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. |
0.5 |
Выполнять подвижное соединение деталей изделия на проволоку, толстую нитку; Планировать свою деятельность по предложенному в учебнике, рабочей тетради образцу; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.14. |
Технология обработки текстильных материалов.Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья) |
0.5 |
Наблюдать строение ткани (поперечное и продольное направление нитей), ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья), различать виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные, их происхождение, сравнение образцов. Определять лицевую и изнаночную стороны тканей (кроме шерстяных); |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.15. |
Виды ниток (швейные, мулине) |
0.5 |
Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок; Сравнивать различные виды нитей для работы с тканью и изготовления других изделий; |
Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.16. |
Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства |
0.5 |
Классифицировать изучаемые материалы (ткани, трикотаж, нетканые) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school-collection.edu.ru) |
2.17. |
Варианты строчки прямого стежка (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка) |
0.5 |
Соединять детали кроя изученными строчками; Выполнять отделку деталей изделия, используя строчки стежков, а также различными отделочными материалами; Использовать в практической работе варианты строчки прямого стежка и строчки косого стежка; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.18. |
Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки) |
0.5 |
Осуществлять контроль выполнения работы над изделием по шаблонам и лекалам; Решать конструкторско- технологические задачи через наблюдение, обсуждение, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.19. |
Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей) |
0.5 |
Осуществлять контроль выполнения работы над изделием по шаблонам и лекалам; Решать конструкторско- технологические задачи через наблюдение, обсуждение, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
2.20. |
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и др.) |
0.5 |
Использовать дополнительные материалы при работе над изделием; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
Итого по модулю |
10 |
|
||
Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ |
||||
3.1. |
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм |
0.5 |
Выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу; Конструировать симметричные формы, использовать способы разметки таких форм при работе над конструкцией; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
3.2. |
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу |
0.5 |
Выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу; Учитывать основные принципы создания конструкции: прочность и жёсткость; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
3.3. |
Подвижное соединение деталей конструкции |
1 |
При выполнении практических работ учитывать правила создания гармоничной композиции; Конструировать симметричные формы, использовать способы разметки таких форм при работе над конструкцией; Учитывать основные принципы создания конструкции: прочность и жёсткость; |
Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
3.4. |
Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие |
1 |
При выполнении практических работ учитывать правила создания гармоничной композиции; Конструировать симметричные формы, использовать способы разметки таких форм при работе над конструкцией; Учитывать основные принципы создания конструкции: прочность и жёсткость; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
Итого по модулю |
3 |
|
||
Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
||||
4.1. |
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях |
1 |
Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях; Понимать, анализировать информацию, представленную в учебнике в разных формах; Воспринимать книгу как источник информации; |
http://krokotak.com/ Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) |
4.2. |
Поиск информации. Интернет как источник информации |
1 |
Осуществлять поиск информации, в том числе в Интернете под руководством взрослого; |
Электронное приложение к учебнику«Технология», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school-collection.edu.ru) |
Итого по модулю |
2 |
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
18 |
|
Эффективная начальная школа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ПРЕДМЕТУ
ТЕХНОЛОГИЯ КЛАСС: 1 –Э
Учитель: Николенко Л.М.
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1 |
Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Орнамент из семян. |
07.09.2022 |
2 |
Листья и фантазия. Композиция из листьев. Что такое композиция? Композиция «Бабочка из листьев» |
14.09.2022 |
3 |
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Орнамент «Осень» |
21.09.2022 |
4 |
Веточки и фантазия. Природные материалы. Как их соединить? Жучок из каштана. |
28.09.2022 |
5 |
В мастерского кондитера. Как работает мастер? Печенье из пластилина. |
05.10.2022 |
6 |
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты «Аквариум». |
19.10.2022 |
7 |
Бумага. Какие у неё есть секреты? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Фигурки оригами. |
26.10.2022 |
8 |
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Бумажный зоопарк. |
02.11.2022 |
9 |
Бумага и картон. Какие секреты у картона? Ножницы. Что ты о них знаешь? Аппликация мозаика. |
09.11.2022 |
10 |
Шаблон. Для чего он нужен? Аппликация по шаблону. |
16.11.2022 |
11 |
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Закладка с орнаментом |
30.11.2022 |
12 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Новогодние подвески. |
07.12.2022 |
13 |
Наши проекты. Скоро Новый год! |
14.12.2022 |
14 |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Изготовление салфетки. Мережка. |
21.12.2022 |
15 |
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Вышивка салфетки. |
28.12.2022 |
2 класс
№ п/п |
Тема урока |
1 |
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Композиция «Белоснежное очарование». |
2 |
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция – симметрия. |
3 |
Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты |
4 |
Как плоское превратить в объемное? Говорящий попугай. |
5 |
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Подвижные игрушки. |
6 |
День защитника Отечества. Поздравительная открытка |
7 |
Как машины помогают человеку? Макет автомобиля. |
8 |
Поздравляем женщин и девочек. Открытка к 8 Марта |
9 |
Что интересного в работе архитектора? Наши проекты «Макет города» |
10 |
Что такое технологические операции и способы? Игрушки с пружинками. |
11 |
Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Открытка – сюрприз. |
12 |
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Аппликация с плетением. |
13 |
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Блокнотик для записей. |
14 |
Какие бывают ткани? Одуванчик. |
15 |
Какие бывают нитки. Как они используются? Птичка из помпона. |
16 |
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление подставки. |
17 |
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Изготовление футляра для мобильного телефона. |
18 |
Повторение и обобщение |