Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
детскийсад № 20 «Дельфин» город Саяногорск
Доклад
«Эффективныетехнологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Термин «аутизм» распространен на сегодняшний деньочень широко среди родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорилив конце 1980-х годов, когда К.С. Лебединская предложила создать специальныеобразовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям срасстройствами аутистического спектра (РАС).
К сожалению, в то время предложения не былиреализованы, до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучатьсятакому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможностипосещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм иесть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционнаяпомощь детям и их родителям оказывалась своевременно.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждоеобразовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развитиядетей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — несказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе,отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенкаобостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечатьдругие». В России аутизм является заболеванием и внесен в классификациюболезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может бытьпоставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Особенности поведения детей — аутистов:
Присутствуетстереотипное поведение, негативизм к переменам:
1. Когда идём на вокзал смотреть поезда, нужно зайти в один и тот жемагазин, купить там определённую еду, потом пойти на вокзал одной и той жедорогой. Если зашли ни в тот магазин или купили не ту еду — истерикаобеспечена.
Испытывает неадекватныереакции на других людей:
1. Если другой ребёнок в детском саду подходит и здоровается с ним,мой вместо того, чтобы ему ответить привет или пойдёмиграть, начинает отводить глаза, заламывать себе руки и совершатькакой-то странный жест большим пальцем руки.
Необычное мышление,прямолинейность, память:
1. Однажды мы гуляли в парке в лесополосе и нашли там 10 копеек,теперь он считает, что каждый раз, гуляя в парке, мы должны найти 10 копеек.Постоянно требует идти по той дороге и приходит в недоумение, не находя тамничего.
Не любит:
1. Не любит праздники типа День города, аттракционы ивообще всё, где шумно и людно, особенно если громко играет музыка или говорят вмикрофон. Начинает закрывать уши, говорить, что у меня от громкоты головаболит и требовать уйти.
Этапыпомощи аутичному ребенку
Конечно же, каждыйребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самымиразными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждаетсяв квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
· посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитиемголовного мозга);
· посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
· пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
· обратиться за консультацией к клиническому психологу,учителю-дефектологу;
· начать работу с соответствующим специалистом.
·
Методыработы с детьми-аутистами:
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр).
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия.
3. Концепция ТЕАССН.
4. Холдинг-терапия.
5. Сенсорная интеграция.
6.Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия).
Концепция ТЕАССН
ТЕАССН– это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям саутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатовисследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом,объединением родителей и государственными учреждениями.
Цель
Людямс аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условиядля достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качестважизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграцияв общество и наличие специального окружения, где может быть достигнутамаксимально высокая степень самостоятельности.
. К основным принципами концепции ТЕАССН относятследующие:
Существенная роль сотрудничества с родителями.Родители — важный источник информации для составления программы поддержкиребенка и необходимые партнеры при осуществлении такой программы.
. 2. Понимание значительных отличий аутистов другот друга (интересов, сильных/слабых сторон).
3. Необходимость полноты информации о способностях,интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизнидля индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.
4. Ориентация всех программ помощи на сильныестороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон
Холдинг-терапия
Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать,выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром МартойВелч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978году.
В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем. В специально отведенное время мать беретсвоего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть уматери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Неослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своихчувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или инуюпроблему. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятсявместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта. В течениенекоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — терапевтический метод,направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается«взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игресовместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения назрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильнуючувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условияхкоординации различных сенсорных систем.
Данный метод реализуется в двух глобальныхнаправлениях:
1. Создание специальных средовых условий,
2. Развитие способов полисенсорного восприятияпредполагает, во- первых, совершенствование отдельных перцептивных умений:зрительных, слуховых, тактильных и др., а во-вторых, обучение комплексномуиспользованию этих умений, синтезу информации, поступающей от различных органовчувств.
Поведенческая терапиядля аутистов (АВА- терапия)
Главная задача поведенческой коррекции аутизма удетей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии,необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Насегодняшний день поведенческая терапия для аутистов, или метод АВА, то естьприкладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним изнаиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.
. Поведенческая терапия для аутистов по программеАВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собойопределенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторятьэто поведение, а когда не нравится, не станет.
Как работает АВА-терапия? При данном подходе всесложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру,умение слушать, смотреть в глаза и пр., разбиваются на отдельные мелкие блоки —действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, авпоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие
ЭТАП № 1: ЯЗЫК — ПОНИМАНИЕ. Специалист централечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку»,следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждаетего за правильный ответ.
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоитвыполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, заданияначинают чередовать в свободном порядке («кивни головой» и «подними руку»).Сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» — «КГ» — «ПР» и в любом другом порядке.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе уребенка накапливается много Генерализация навыков — это не что иное, какпроведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: вванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые даютзадания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети). ЭТАП № 4:ВЫХОД В МИР. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает стимулы,отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы, бездополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закройдверь», и этого уже достаточно).
Вместе с тем можно назвать более продвинутыепрограммы АВА: «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исходдействия), «Делай, как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позовииграть (имя сверстника)» и так далее. Конечная цель АВА-терапии — дать ребенкус аутизмом средства для самостоятельного освоения окружающего мира.
Рекомендациипо работе с детьми-аутистами
Чтоделать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
· Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
· Принимайте его таким, какой он есть.
· Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте емувыйти в деструктивную деятельность.
· Придерживайтесь определенного режима дня.
· Соблюдайте ежедневные ритуалы.
· Не трогайте ребенка.
· Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сампросит об этом.
· Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
· Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок долженпонимать, что всегда может подойти к вам.
· Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
· Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок можетпосидеть один и никто не будет ему мешать.
· Все общение иобучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
·
Во что играть с маленькимребенком-аутистом:
· хороводные игры,
· игры с правилами,
· пускать мыльные пузыри,
· игры с водой,
· игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Коррекционнаяработа с детьми с расстройствами аутического спектра должна строиться напонимании воспитателей и родителей, что их работа на общий результат поможет.