X-PDF

Эффективные технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение

детскийсад № 20 «Дельфин» город Саяногорск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

«Эффективныетехнологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «аутизм» распространен на сегодняшний деньочень широко среди родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорилив конце 1980-х годов, когда К.С. Лебединская предложила создать специальныеобразовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям срасстройствами аутистического спектра (РАС).

К сожалению, в то время предложения не былиреализованы, до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучатьсятакому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможностипосещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм иесть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционнаяпомощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждоеобразовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развитиядетей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — несказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе,отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенкаобостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечатьдругие». В России аутизм является заболеванием и внесен в классификациюболезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может бытьпоставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Особенности поведения детей — аутистов:

Присутствуетстереотипное поведение, негативизм к переменам:

1.                 Когда идём на вокзал смотреть поезда, нужно зайти в один и тот жемагазин, купить там определённую еду, потом пойти на вокзал одной и той жедорогой. Если зашли ни в тот магазин или купили не ту еду — истерикаобеспечена.

Испытывает неадекватныереакции на других людей:

1.                 Если другой ребёнок в детском саду подходит и здоровается с ним,мой вместо того, чтобы ему ответить привет или пойдёмиграть, начинает отводить глаза, заламывать себе руки и совершатькакой-то странный жест большим пальцем руки.

Необычное мышление,прямолинейность, память:

1.                 Однажды мы гуляли в парке в лесополосе и нашли там 10 копеек,теперь он считает, что каждый раз, гуляя в парке, мы должны найти 10 копеек.Постоянно требует идти по той дороге и приходит в недоумение, не находя тамничего.

Не любит:

1.                 Не любит праздники типа День города, аттракционы ивообще всё, где шумно и людно, особенно если громко играет музыка или говорят вмикрофон. Начинает закрывать уши, говорить, что у меня от громкоты головаболит и требовать уйти.

 

Этапыпомощи аутичному ребенку

 

Конечно же, каждыйребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самымиразными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждаетсяв квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

·                    посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитиемголовного мозга);

·                    посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

·                    пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

·                    обратиться за консультацией к клиническому психологу,учителю-дефектологу;

·                    начать работу с соответствующим специалистом.

·                     

Методыработы с детьми-аутистами:

 

1.     Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр).

 

2.     Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия.

 

3.     Концепция ТЕАССН.

 

4.     Холдинг-терапия.

 

5.     Сенсорная интеграция.

 

6.Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия).

 

Концепция ТЕАССН

ТЕАССН– это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям саутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатовисследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом,объединением родителей и государственными учреждениями.

Цель

Людямс аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условиядля достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качестважизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграцияв общество и наличие специального окружения, где может быть достигнутамаксимально высокая степень самостоятельности.

. К основным принципами концепции ТЕАССН относятследующие:

Существенная роль сотрудничества с родителями.Родители — важный источник информации для составления программы поддержкиребенка и необходимые партнеры при осуществлении такой программы.

. 2. Понимание значительных отличий аутистов другот друга (интересов, сильных/слабых сторон).

3. Необходимость полноты информации о способностях,интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизнидля индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.

4. Ориентация всех программ помощи на сильныестороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон

Холдинг-терапия

Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать,выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром МартойВелч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978году.

В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем. В специально отведенное время мать беретсвоего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть уматери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Неослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своихчувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или инуюпроблему. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятсявместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта. В течениенекоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию.

 

Сенсорная интеграция

 Сенсорная интеграция — терапевтический метод,направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается«взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игресовместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения назрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильнуючувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условияхкоординации различных сенсорных систем.

Данный метод реализуется в двух глобальныхнаправлениях:

1. Создание специальных средовых условий,

2. Развитие способов полисенсорного восприятияпредполагает, во- первых, совершенствование отдельных перцептивных умений:зрительных, слуховых, тактильных и др., а во-вторых, обучение комплексномуиспользованию этих умений, синтезу информации, поступающей от различных органовчувств.

 

Поведенческая терапиядля аутистов (АВА- терапия)

Главная задача поведенческой коррекции аутизма удетей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии,необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Насегодняшний день поведенческая терапия для аутистов, или метод АВА, то естьприкладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним изнаиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.

. Поведенческая терапия для аутистов по программеАВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собойопределенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторятьэто поведение, а когда не нравится, не станет.

Как работает АВА-терапия? При данном подходе всесложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру,умение слушать, смотреть в глаза и пр., разбиваются на отдельные мелкие блоки —действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, авпоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие

ЭТАП № 1: ЯЗЫК — ПОНИМАНИЕ. Специалист централечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку»,следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждаетего за правильный ответ.

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоитвыполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, заданияначинают чередовать в свободном порядке («кивни головой» и «подними руку»).Сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» — «КГ» — «ПР» и в любом другом порядке.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе уребенка накапливается много Генерализация навыков — это не что иное, какпроведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: вванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые даютзадания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети). ЭТАП № 4:ВЫХОД В МИР. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает стимулы,отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы, бездополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закройдверь», и этого уже достаточно).

Вместе с тем можно назвать более продвинутыепрограммы АВА: «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исходдействия), «Делай, как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позовииграть (имя сверстника)» и так далее. Конечная цель АВА-терапии — дать ребенкус аутизмом средства для самостоятельного освоения окружающего мира.

 

Рекомендациипо работе с детьми-аутистами

Чтоделать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

·                    Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

·                    Принимайте его таким, какой он есть.

·                    Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте емувыйти в деструктивную деятельность.

·                    Придерживайтесь определенного режима дня.

·                    Соблюдайте ежедневные ритуалы.

·                    Не трогайте ребенка.

·                    Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сампросит об этом.

·                    Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

·                    Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок долженпонимать, что всегда может подойти к вам.

·                    Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

·                    Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок можетпосидеть один и никто не будет ему мешать.

·                    Все общение иобучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

·                     

Во что играть с маленькимребенком-аутистом:

·                    хороводные игры,

·                    игры с правилами,

·                    пускать мыльные пузыри,

·                    игры с водой,

·                    игры, направленные на развитие мелкой моторики.

 

 

Коррекционнаяработа с детьми с расстройствами аутического спектра должна строиться напонимании воспитателей и родителей, что их работа на общий результат поможет.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет