Бюджетноедошкольное образовательное учреждение г. Омска « Детский сад № 1»
Экологическийпроект в первой младшей группе «Малышок»
«Зимующие птицы»
Воспитатели: Турьева А. Н
ОсербаеваА. Р.
г. Омск — 2023
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети, особенно проживающие вгороде, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развиватьинтерес и воспитывать бережное отношение к животному миру необходимо сподробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Птицы — благодатныйобъект для наблюдений.
В холодное время года зимующим птицамжизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, нопотребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практическинедоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложивдетям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц),удалось установить, что из 18 опрошенных воспитанников меньше половины (5детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. У большинстваопрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из этогоследует, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детейнедостаточно развито чувство заботы о птицах.Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы». Это позволитрасширить и углубить знания детей о зимующихптицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того,что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
С детьмирассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читалихудожественную литературу, отгадывали загадки, учили стихи, скороговорки, детиприносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Наблюдая, мывыяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Самым интереснымбыло проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичьеперо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, чтоперышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводилинепосредственно образовательную деятельность по следующим образовательнымобластям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтениюхудожественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового зимующих птицах, их образежизни. Дети научились рисовать, лепить, делатьаппликацию птиц.
Чтобы поднятьэмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепитьзнания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковыеигры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай поописанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры» и т.д.
Дети совместно сродителями подготовили выставку работ «Зимующие птицы», «Кормушки для птиц», выучилистихи о зимующих птицах, провели акцию «Покормите птиц зимой» и предоставилифотоотчет. С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждыйдень мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений детинаучились: кормить птиц различным кормом, заботиться о зимующих друзьях.
Изучая зимующихптиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширились знания о друзьяхнаших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Онинаучились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИПРОЕКТА
Цель: Сформироватьобщие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерныхпризнаках и связи с окружающей средой.
Задачи:
· Уточнить и расширить представления детейо зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
· Пополнить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием по теме проекта.
· Формироватьумения и навыки наблюдения за птицами.
· Воспитывать и развивать доброжелательноеотношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года. Научить детей правильно их подкармливать.
· Способствовать включению семьи в процессреализации проекта по формированию экологической культуры.
· Укреплять детско-родительские отношения.
· Учить узнавать пернатых по внешнему виду ипо голосу.
· Обогатить словарный запасдетей.
· Развивать у детей любознательность,творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Тип проекта: комплексный
Вид проекта: групповой,с привлечением родителей
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: 15.12.22-24.02.23
Участники проекта:
· Дети первой младшей группы
· Воспитатели группы
· Родители
Возраст детей: 2-3 года.
Методыработы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы:игровая, познавательная, продуктивная, прослушиваниеаудиозаписей, работа с родителями.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Изучая зимующихптиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях нашихменьших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы.
- Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
· Заинтересовать детей совместно сродителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек,подкормка птиц зимой, участие в акции «Покормите птиц зимой»).
· Совместная деятельность будетспособствовать укреплению детско-родительских отношений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
· Определение темы проекта, цели, задач,стратегий и механизмов.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Сбор информации по данной теме.
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы».
- Создание картотеки подвижных игр по теме проекта.
- Создание презентации «Зимующие птицы»
- Создание музыкального альбома «Голоса птиц»
- Перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
Представляет собойвнедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемовпо расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках,особенностях жизни в зимний период. Продуктивная деятельность детей.
Выполнение проводилосьв 3 направлениях:
· работа воспитателей с детьми;
· работа воспитателей с родителями;
· совместная деятельность родителей идетей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНРАБОТЫ
1. Работавоспитателей с детьми:
19.12. – 23.12.
• Беседа: «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
• Рассматривание зимующихптиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Разучиваниепальчиковой игры «Воробьи-воробышки»
• Чтениехудожественной литературы «Воробей» В. Звягина.
• Дидактическаяигра «Что за птица»
• Подвижнаяигра «Воробышки икот»
• Наблюдениеза птицами на прогулке, подкормка.
26.12 – 30.12.
• Беседа: «Меню птиц»
• Рассматриваниесюжетных картин и фотографии
• Составлениерассказов по иллюстрациям
• Разучиваниепальчиковой игры «Птичьякормушка»
• Чтениехудожественной литературы «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С.Маршак
• Дидактические игры: «Кто как кричит», «Кто дальше, кто ближе», «Кто, где сидит», «Угадай, кого не стало»
• Подвижнаяигра «Птичкилетают»
• Наблюдениеза птицами на прогулке, подкормка.
09.01 – 13.12.
• Беседа «Зимние гости»
• Просмотрпрезентации «Зимующиептицы»
• Разучиваниепальчиковой игры «Селна ветку снегирек»
• Чтениехудожественной литературы «Поет зима, аукает…» С. Есенина
• Дидактические игры: «Разрезные картинки» (Птицы, «Назови птицу поописанию», «Доскажи словечко»)
• Подвижнаяигра «Птички вгнездышках»
• Сюжетно-ролеваяигра «Больница птиц»
• Прослушиваниеаудиозаписи «Голосазимнего леса»
• Наблюдениеза птицами на прогулке, подкормка.
16.01. – 20.01.
• Беседа «Чем питаются птицы»
• Разучиваниестихотворений о зимующих птицах
• Слушание аудио«Голоса птиц»
• Дидактические игры: «Накорми птиц», «Птицы на кормушке»
• Аппликация«Снегирь»
• Подвижнаяигра «Гуси-лебеди»
• Сюжетно ролеваяигра «Пригласисиничку в гости»
• Рассматриваниепроблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человекнет?
30.01. – 03.02.
• Лепка. «Птицы»
• Дидактические игры: «Кто из птицлишний», «Кто из птицулетел», «Кто прилетел», «Что изменилось», «Где, какая птицанаходится»
• Отгадываниезагадок про птиц
• Изготовлениептиц из бумаги
• Подвижнаяигра «Наседка ицыплята»
• Чтениехудожественной литературы «Воробей» А. Барто
• Сюжетно-ролеваяигра «Кормим птиц»
• Наблюдениеза птицами на прогулке, подкормка.
06.02. – 10.02.
• Беседа «Пользу или вред приносят птицы?»
• Дидактические игры: «Назови одним словом», «Один-много», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше».
• Разучиваниепальчиковой игры «Птичкакрылышками машет»
• Подвижнаяигра «Птички вгнездышках»
• Наблюдениеза птицами на прогулке, подкормка.
• Лепка.Коллективная работа «Птицы на кормушке».
• Чтениехудожественной литературы «Воробушки» В. Берестова
13.02. – 17.02.
• Беседа «Зачем помогать птицамзимой»
• Чтениехудожественной литературы «Берегите птиц» Т. Евдошенко
• Просмотрмультфильма «Высокаягорка»
• Дидактические игры: «Накорми птиц», «Птицы на кормушке»
• Разучиваниепальчиковой игры «Сорока»
• Подвижнаяигра «Кот и воробьи»
• Сюжетно ролевая игра «Пригласи синичку в гости»
• Раскрашиваниесилуэтов птиц (синица, снегирь и т.д)
2.Работа воспитателей с родителями:
Консультации для родителей:
· «Сделайте кормушку для птиц своими руками»
· «Зимующие птицы»
· «Верные друзья- зимующие птицы»
· «Поможемптицам зимой»
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы домас ребенком тему: «Зимующие птицы»?
Изготовлениедидактических игр по теме проекта.
Приобретениеиллюстрированного материала «Птицы».
Памятка для родителей: «Как кормитьптиц».
Выставки:«Кормушка для птиц».
В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц»и предоставлен фотоотчет.
3. Совместнаядеятельность родителей и детей
· Изготовлениекормушек.
· Сборкорма для птиц.
· Подкормка птицоколо своего дома.
· Рекомендоватьродителям понаблюдать с детьми во время совместныхпрогулок за птицами идома нарисовать их.
· Заучиватьстихотворения о зимующих птицах.
· Организоватьвыставку совместныхработ по теме «Зимующие птицы».
· Проведениеакции «Покормите птиц зимой»
3 этап – заключительный
· Оформление результатов проекта в виде видеопрезентации.
· Представление фотоотчета по проведениюакции «Покормите птиц зимой»
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появиласьзаинтересованность в совместной деятельности, также были созданы благоприятныеусловия для формирования у младших дошкольников целостного представленияо жизни зимующихптиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе. Дети узнали, какие птицы остаются зимовать внаших краях, научились отличатьперелётных птиц отзимующих. Могут определить зимующих птиц по голосу. Умеютправильно подкармливать птиц. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь. У многихдетей появилось заботливое отношение к птицам.Повысился познавательный интерес у детей.
Воспитанникии их родители приняли активное участиев акции «Покормите птиц зимой!», изготовиликормушки, тем самым оказали помощь птицам в трудных зимних условиях.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Ввесенний период начал реализовываться проект «Подарите птицам дом».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, АДРЕСАСАЙТОВ
1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г.
2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999г.
3. «Мы» программа экологического образованиядетей (справочник интересные факты о жизни птиц).
4. В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999г.
5. Л.П.Молодова «Экологические праздники длядетей» М.,1999 г.
6. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172 http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
