Экологическое воспитание в ДОУ.
«Бережем планету вместе»
Дошкольное детство — это важныйэтап становления личности, когда закладываются нравственные ценности поотношению к окружающему миру. Ведущим и начальным звеном в этой системеявляется детский сад. Взаимоотношение человека с природой актуальный вопроссовременности. Надо объяснить детям что хорошо, а что плохо по отношению кприроде.
У детей с раннего детства надовоспитывать ответственность за судьбу родной природы, привлечение к посильнойпомощи.
В целях экологического образованияв дошкольном учреждении создана экологическая тропа, которая выполняетпознавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Важную роль в дошкольномэкологическом воспитании играет исследовательская деятельность. Например,современное устройство «Чудо-грядка» познакомит детей с особенностямиорганического мира.
Мы стараемся показать возможность осуществленияэкологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе непосредственно– образовательной деятельности. До начала образовательной деятельности –прогулки по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормамиповедения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
Формирование основ экологической культуры в условияхдетского сада может осуществляться в различных формах: — наблюдения за природнымиявлениями, — в процессе ухода за растениями, — специально организованныеигровые обучающие ситуации. А как известно, экологическая культура проявляетсяв отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находитсянаедине с природой.
Первоначальные знания о природе должны проводитьсяв игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей(например, можно использовать персонаж кукольного театра – Лесовичка, Веснянки).
На прогулке дети наблюдают, играют,экспериментируют, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки.
Дети наблюдают, как происходит набуханиеи проращивание семян, наглядно увидеть, как влияет на все живое свет, тепло,воздух и вода.
Совмещение теоретических знаний спрактическими позволит сформировать интерес к экологической культуре иприобрести правильное понимание здорового образа жизни.
В результате у детей развиваетсяпамять, мышление и речь, а самое главное — воспитывается любовь к природе,желание беречь и охранять природу.
Все знания, умения, навыки,убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направленына решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культурычеловека.
Все педагоги сходятся во мнении,что необходим комплексный подход, включающий наблюдение, обучение, игры иисследовательские занятия. Необходимый эффект можно будет достичь только в томслучае, если дети будут не просто пассивными слушателями, а активнымиучастниками.
Авторы:
ГюльбагарАБДУЛХАЛИКОВА, воспитатель ГБОУ Школа 1383
ИринеВАРДАНЯН, воспитатель ГБОУ Школа 1383