Республиканскиймарафон лучших практик в области воспитания в образовательныхорганизациях Республики Хакасия
Авторскиематериалы «Экомир – экологическое воспитание дошкольников»
Номинация:Практики в сфере экологического воспитания
Автор:Кривохижина Лариса Сергеевна
ВоспитательМБДОУ «ЦРР – ДС «Аленка» г. Абаза
2020г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Авторскиематериалы «Экомир – экологическое воспитание дошкольников»..4
Заключение…………………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………………….25
Введениек марафону
Природа- наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности вчеловеке, — эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русскиеписатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский. Между человеком и окружающейсредой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек иприрода – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современнойцивилизации, природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себеотношения.
Экологическоевоспитание дошкольников в настоящее время одна из приоритетных задач. Чемраньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше вдальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы,бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в областиэкологии – главные задачи экологической работы воспитателя.
Необходимопрививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям,живущим рядом. Часто из – за отсутствия таких знаний ребята не могут выбратьправильную линию поведения. В 3-4 года закладывается фундамент конкретныхпредставлений о природе, в 5-7 лет формируются основы экологического сознания.Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления,приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Нашацель — научить искать и находить новое уже в известном. Сезонные изменения вприроде сопровождаются яркими внешними проявлениями и представляют собойинтересный познавательный материал. Это дает возможность развивать у детеймышление, умственную активность, наблюдательность, любознательность, формироватьинтересы и способности, т.е. готовить их к процессу приобретения знаний.
Вдетском саду необходимо создать условия, при которых деятельность станет привлекательнойдля детей. Более 10 лет организую свою работу так, чтобы дети часто соприкасалисьс природой, участвовали в поисковой, исследовательской деятельности. Ребенок ищетответы, делает открытия самостоятельно, от этого его знания становятся крепче, ониспытывает чувство радости («Я сам!»), планирует дальнейшие наблюдения. Умение наблюдатьрождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Знакомство с природой– это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.
Авторскиематериалы «Экомир – экологическое воспитание дошкольников»
Актуальность
Согласно ФГОС ДОО цель экологическоговоспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного,целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Задачи
· Создать условия для формирования понятий овзаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных другс другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
· Создать условия дляреализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект– очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольноговозраста;
· создание в дошкольномобразовательном учреждении условий, обеспечивающих, реализацию экологическоговоспитания детей дошкольного возраста;
· совершенствованиеэкологической пропаганды среди родителей;
Элементами экологической культуры детейдошкольного возраста является:
· бережное отношение кокружающей природе,
· устойчивые знания обокружающем мире и взаимосвязи всего живого,
· правильное понимание«здорового образа жизни» (ЗОЖ)
· моральные установки ипредставление об экологических ценностях,
· эмоциональная отзывчивостьна природу и ее явления,
· положительные чувства иощущения от общения с окружающей природой,
· желание познавать и узнаватьокружающий мир.
Работаянад этой темой, я должна прививаю вкус к интеллектуальному труду, способствуюразвитию умения смотреть и видеть, наблюдать, исследовать, мыслить, вестидиалог, делать умозаключения.
Мнойнакоплен опыт и собраны авторские материалы: публикации, методическиеразработки сценариев и конспектов занятий, разработки детских и педагогических проектов,фотоальбомы, которые были апробированы на муниципальном, региональном и федеральномуровне. Так же в работе я использую разработки уже признанных авторов С.Н.Николаевой, Н.Н., Кандратьевой Зебзеевой В.А. и др.: дидактические игры,картотеки игр, алгоритмы, художественное слово, конспекты занятий.
Вданной марафоне лучших практик в области воспитания я представляю своиметодические разработки по экологическому воспитанию детей. Авторские материалына протяжении 10 лет были апробированы в МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленка» ипредставлены на семинарах и конференциях, а так же в сети Интернет.
Статья Создание условий для развитияэкологического сознания у дошкольников через работу мини — центраЭкомир (ссылка на Интернет-источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=3589).
Конспект поисково – познавательной деятельностив подготовительной к школе группе «Лес – защитник и лекарь»
Цель: Выявитьзащитную роль леса в лесостепной климатической зоне.
Наглядный материал: Карта природно – климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкиекусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва,листья, веточки, лейка, поддон с почвой.
Ход занятия: Выяснить с детьми особенности лесостепной зоны, пользуясь картой: большиеоткрытые пространства, теплый климат, близость пустынь. Рассказать детям оветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятораимитировать ветер. Затем предложить усмирить ветер. Дать возможность детямвысказать свои предположения как это сделать (надо заполнить пространстворастениями, предметами, создать из них преграду) и проверяют их. На пути ветраставят преграду из комнатных растений, помещают кусочки бумаги перед «лесом» иза ним.
Затемвоспитатель и дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей:поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10 – 15 см и наблюдают образование «оврагов». Воспитатель предлагает детям помочьприроде сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву.
Детивыполняют действия: на поддон насыпают почву, поверх почвы рассыпают листья,веточки, затем выливают воду с высоты 10 -15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делаем вывод:растительное покрывало удерживает почву.
Статья Проект «Лесная лаборатория» (детскоеэкспериментирование) (ссылкана Интернет-источник: https://www.sites.google.com/site/distancionnyjsemina
Конспектзанятия по опытно – экспериментальной деятельности детей
(длядетей подготовительной группы) «От чего зависит вес предметов»
Формаобучения: исследовательская деятельность взрослогои детей.
Количестводетей: подгруппа 6 – 8 человек.
Исследовательскаязадача. Доказать, что вес предметов не зависитот их величины.
Программноесодержание:
Развивать речь,мышление, любознательность;
Развивать умениеделать выводы, умозаключения;
Воспитыватьаккуратность при работе;
Воспитыватьцелеустремленность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
Учить пониматьпоставленные задачи и выполнять самостоятельно.
Оборудование: Весы лабораторные, пластиковые стаканчики, песок, емкость с водой, вата,маленькие камешки, две монеты достоинством десять рублей, две губки, дваносовых платочка, мерный стаканчик.
Методыи приемы:
Организационныймомент
Уточнения, опросы,игровые приемы
Опыты иэксперименты, как метод повышения познавательной активности
Сюрпризный момент
Организациядетей: дети свободно располагаются вокруграбочего стола.
Ходзанятия
Iчасть вводная:
Воспитатель: Яочень рада вас видеть. Какие вы все большие, нарядные и я вижу в ваших глазахинтерес и огонек любопытства, что же я для вас приготовила? Действительно к вамя пришла не с пустыми руками. Вы занимаетесь опытами, исследованием? Я хочупредложить вам сегодня стать исследователями. Но для этого нам нужны разныепредметы и оборудование. У меня есть красивая коробка «Неизведанное рядом» вней находятся предметы, которые помогут нам в исследовании.
Воспитательоткрывает коробку, показывает содержимое и достает весы. Спрашивает у детей,как они думают, что это такое? (ответы детей). Сегодня мы с вами будемвзвешивать различные предметы и устанавливать, что вес предметов не зависит отих величины.
IIчасть – опыты
Воспитатель наодну чашу весов ставит пластиковый стаканчик с небольшим количеством песка.
Чтопроизошло? Как достичь равновесия? Предлагаетнасыпать в другой стаканчик столько песка, чтобы достичь равновесия. Можноли сказать, что в обоих стаканчиках одинаковое количество песка?Объясните почему.
2. На одну чашувесов положить маленький камешек, на другую – вату. Что мы видим?Попробуйте достичь равновесия. Почему потребовалось так много ваты, чтобы еевес был равен весу одного маленького камешка?
Какойможно сделать вывод? Всегда ли зависит вес предмета от его величины?
Вывод: Маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким.
Назовитемаленькие, но тяжелые предметы, большие, но легкие.
3. Как выдумаете, вес сырых и сухих предметов одинаков? Как это можно доказать?
Насыплем в обастаканчика одинаковое количество песка. Добавим в один стаканчик воды. Вес,какого стаканчика теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?
Экспериментповторяем с монетами, губкой, носовыми платочками.
Вывод: Одни предметы совсем не впитывают воду, их вес после того как их намочат неувеличивается. У других предметов, которые сильно впитывают воду, весувеличивается значительно.
Динамическаяпауза
Давайте представим,что мы пошли на речку купаться. Я буду говорить слова, и показывать движения, авы за мной повторяйте.
К речке быстрой
К речке быстрой мыспустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(кругидвумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один,плывем как дельфин.
(прыжкина месте)
Вышли на берегкрутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Ответьтемне на вопросы, доказывая свою точку зрения:
Сухой слон веситстолько же, сколько мокрый?
Может ли половинкаяблока весить больше целого?
Песчинка иснежинка имеют вес?
Вес стаканчикамороженного с изюмом равен весу такого же стаканчика мороженного без изюма?
На этом нашиисследования заканчиваются. Вам понравилось? Вы были очень хорошимиисследователями, потому что были внимательными, любознательными, активными,сообразительными. И вам очень многое удалось. Спасибо вам за старание и я хочуоставить на память подарок, который вам и в дальнейшем пригодится для вашихисследований – это лупа. На этом занятие закончено.
Дополнение (Есливремя занятия позволит)
Три ослика неслипоклажу: первый – килограмм сахара, второй – килограмм ваты, третий – килограммгвоздей. Переходя речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались надругой берег. Один побежал, другой пошел, последний поплелся. Почему?
Конспект непосредственно-образовательнойдеятельности в подготовительной к школе группе «Вцарстве Водицы»
Цель:
Проектированиесоциальной ситуации для развития детей и расширения знаний в исследовательскойдеятельности о воде и ее свойствах.
Образовательные задачи
Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, мышлению, речи воспитанников, ихспособности к преобразованию, умение делать выводы.
Создать условия для развития навыков принимать игровую ситуацию и участвовать в ней
Создатьусловия для речевой активности и обогащения словаря детей;
Содействоватьумению свободного общения совзрослыми и детьми:
Развивающие задачи
Способствоватьразвитию логического мышления, внимания, памяти.
Создать условия для тренировки мыслительных операций – анализа, сравнения, обобщения.
Воспитательные задачи
Поддерживатьдетскую инициативу и самостоятельность, стимулировать навыки культурногоповедения, желание заниматься в подгруппе.
Интеграцияобразовательных областей: речевое развитие, познавательно- исследовательское развитие, социально-коммуникативное развитие, физическоеразвитие.
Виды детской деятельности: игровая,познавательная, исследовательская, коммуникативная, двигательная, трудовая.
Предварительнаяработа
-беседас детьми о значении воды;
-чтение художественной литературы ( Л. Николаенко «Дождик — душ», Н.А. Рыжова«Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки» )
-проведение отдельных экспериментов с водой;
-познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
-психогимнастический этюд «Дружные капельки»
-просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужноберечь»;
-наблюдение за водой на прогулке.
Оборудование и материалы — карточки-капельки с загадками, схемы:ИКТ — иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лотокдля раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки,соль, сахар, ароматизированные пакетики с чаем, варенье, лимонная кислота,нерафинированное подсолнечное масло (с запахом), томатная паста,
Ходдеятельности
(Детистоят рядом с воспитателем)
Ребята,вы любите сказки? Хотите, отправится со мной в сказку, где живет прекраснаяцарица?
Втридевятом царстве, в тридесятом государстве жила была прекрасная царица, авот как ее звали, мы сейчас попробуем узнать, разгадав загадки.
Воспитатель читает загадки, и на правильный ответ(или на затруднительный) я на ноутбуке открываю картинку – ответ.
Мочитполе, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
— Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Правильно, ребята, и царицу волшебного царства зовут ВОДИЦА
-Как вы уже поняли из своих ответов на загадки, вода может находиться в разныхсостояниях. Каких? (ответы)
— Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. (пар, туман)
— Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо необходится без воды.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 дня
РебятаЦарица — Водица, очень просит нас о помощи. Все ученые ее царствазаколдованы, а чтобы их освободить от злых чар, нужно исследовать всеволшебные свойства воды.
— Скажите, чем занимаются ученые?(ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука –это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затемпытаются на них ответить.
— А полученные ответы обязательно записывают илизарисовывают в журнал.
— Где работают ученые? (в научнойлаборатории)
— Как вы думаете, какие правила надособлюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить,внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
— Но, чтобы попасть в лабораторию икачественно поработать, нам надо быть дружными, для этого я предлагаю поиграть.
Физ. минутка. Психогимнастический этюд «Дружные капельки»
В: Представьте, что по небу ползет огромная туча и вдруг пошел дождь. Давайте представим, что вы — дождевыекапельки. Вам пора отправляться в путь.
Капельки прыгают, разбегаются,танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им сталопоодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлымиручейками (составляют ручейки, взявшись за руки по столько человек, сколько разхлопну я в ладоши). Встретились ручейки и стали большой речкой (капелькисоединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются покругу). Плавали-плавали капельки в океане, но стало солнышко сильно пригревать.Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнца, потянулись верх коблачкам и снова стали собираться в большую тучу.
Ну вот теперь мы полны сил, энергичны и можемприступать к серьезной работе.
— II часть: Практическая(Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящиеученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вамнеобходимо занять свои рабочие места.
Напервом столе расположены стаканчики с обыкновенной водой. Дети пробуют воду ирассказывают по схеме о свойствах воды.
Затемиз предложенных воспитателем мест, выбирают свое место для исследования.
На столах расположены разныеингредиенты для смешивания с водой, стаканчики с простой водой, и другоеоборудование необходимое для исследования. Схемы, где дети будут отражать своирезультаты.
Рис.Схемы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Приступим к нашему исследованию.
— Делать научные открытия это нелегкий труд, поэтому и в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножкоотдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своихлабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре впроизвольном порядке.)
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем какдельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Ребята пока вы трудились Царица – Водица попросила загадать вам еще однузагадку
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
— А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
— Правильно, дети, глобус — этомодель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
— Посмотрите, какой он разноцветный.Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
— А как вы думаете, что изображенона глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни,моря и реки)
— А какого цвета на глобусе больше?Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
-Можеткто то из вас знает – какая на вкус морская вода?
Правильно– соленая.
-Можноее пить?
-Ребята, я хочу вам сообщить, что запасов питьевой воды на Земле очень мало, акакой вывод вы из этого можете сделать? Правильно – воду надо беречь, а что мыдля этого можем сделать (закрывать краны, не бросать мусор в водоемы)
Мнепонравились вы в роли исследователей (а что вы исследовали), вы убедились, чтовода волшебница?
Япоказываю опыт с башней из рафинада и оставляем его для дальнейшего наблюдения.
Занятие завершено (См. приложение фотоматериал)
Занятие потеме «Царица – водица»
Интернет-ссылка: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/wor
Старшийдошкольный возраст (5 лет)
Организованнаяобразовательная деятельность
Тема«Лаборатория путешественников»
Образовательная цель: Создание условий для развитияпознавательно исследовательской деятельности и формирования элементарногоэкологического мировоззрения.
Задачи
— Создать условия дляформирования у детей представлений об обитателях гор
— Создать условия дляразвития желания пользоваться картой – схемой и специальнойтерминологией;
— Создать условия дляразвития умения делать выводы и устанавливать причинно — следственные связимежду объектами живой природы;
— Создать условиядля развития навыков исследовательской деятельности, умение правильновести себя в природе.
Детскаяцель: Что возьмем в поход с собой.
Данномуобразовательному событию предшествовала работа над проектом «Есть ли жизнь вгорах?»
Участокнашей группы находится практически прямо под горой. Мы с детьми частолюбовались красотой природы на горном массиве, за пролетающими над горойсамолетами, дети говорили в основном о том, что гора очень высокая, но особогоинтереса не проявляли.
Детиподросли и у них возникли вопросы, а кто же живет на горе, есть ли вообще тамжизнь, если кто — то живет, то легко ли передвигаться по горе? Так у нас сдетьми возникла идея «поискать» следы жизни в горах. Мы приступили к детскомупроекту под названием «Есть ли жизнь в горах?».
Даннаятема очень заинтересовала ребят и мы стали задумываться о походе в горы, нопоняли, что нашего опыта и знаний недостаточно и мы решили открытьисследовательскую «Лабораторию путешественников».
Использование проектной технологии несет в себе живость, притягательность процесса познания,связывает процесс обучения с реальными событиями, возможностью самостоятельноисследовать. Самостоятельная деятельность детей – исследовательская,познавательная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощаетновые знания. ( См. Приложение видеоматериал занятия)
Конспект«Экскурсия в сосновый бор»
Цельэкскурсии:
Обобщитьи систематизировать знания детей о лесе как сообществе животного ирастительного мира (лес дарит чистый воздух, защищает поля от ветра, даетдревесину, лесные дары). Расширить знания детей о родном лесе, развивать вдетях культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту позднейосени. Воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать у детей познавательныйинтерес, правильное поведение в лесу.
Предварительнаяработа:
Рассматриваниекартин известных художников: И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана«Березовая роща», отгадывание загадок о деревьях, рассматривание альбомов«Дикие звери», чтение рассказов: Верзилина «В лесу», Клычкова «Белка»,Шорыгиной «Рябина», стихотворения Я. Акима «Земля» и других русских поэтов.Плановые занятия по теме: «Что мы сажаем, сажая леса?», кружковая работа «Лес –защитник и лекарь».
Ходэкскурсии:
Подороге в бор обратить внимание детей на погоду (небо голубое, прохладно, светити пригревает солнышко, ясный день).
Остановитьдетей в месте, где бор хорошо виден издали. Определить, что называется опушкойлеса, где больше солнечного света – на опушке, или в бору? Почему?
Поздороватьсяс лесом стихотворением С. Погореловского «Здравствуй, лес, дремучий лес, полныйсказок и чудес!»
-Что вы можете сказать о деревьях осенью? Какие они? Изменился ли наряд у сосны,ели?
Предложитьдетям сделать живую картинку «Если бы я был деревом». (Дети, подняв руки вверх,замирают на несколько секунд, представляя, что они корнями вросли в землю.Затем все обсуждают, что они испытали, когда были «деревьями»).
Предложитьпослушать шум, пение птиц, наблюдать изменения картины в разных участках бора.Остановиться у интересных деревьев, пеньков, растений. Рассмотреть дуплобелочки, отметить, что они находятся не высоко. Рассмотреть ворон, как ониважно расхаживают, но очень пугливы.
Сравнитьшишки трех видов: сосновую, еловую и от лиственницы. Сравнить хвоинки с этихтрех деревьев. Отметить, что лиственница, хоть и хвойное дерево, но свою хвоюсбросила, готовясь к зиме.
Экскурсию закончить словами: Лес, дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
С. Погореловский
Подороге в детский сад провести беседу: Что понравилось? Почему? Что запомнили?Что удивило? Какой воздух в бору? Что собрали? Как шумит лес? Изменилось линастроение?
Экскурсия в сосновый борс детьми подготовительной группы детского сада Интернет-ссылка:https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-sergevna-krivohiz
Конспект мероприятия«Поход выходного дня» Интернет-ссылка: https://pandia.ru/text/80/157/34332.php
Интернет-ссылка: https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-sergevna-krivohizhina/yekologicheskii-proekt-po-detskomu-yeksperimentirovaniyu-lesnaja-laboratorija.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-sergevna-krivohizhina/-hakasija-iz-kosmosa.html
Детский проект «Естьли жизнь в горах?»
Введение
Участокнашей группы находится практически прямо под горой. Мы с детьми частолюбовались красотой природы на горном массиве, за пролетающими над горойсамолетами, дети говорили в основном о том, что гора очень высокая, но особогоинтереса не проявляли.
Детиподросли и у них возникли вопросы, а кто же живет на горе, есть ли вообще тамжизнь, если кто — то живет, то легко ли передвигаться по горе? Так у нас сдетьми возникла идея «поискать» следы жизни в горах. Мы приступили к детскомупроекту под названием «Есть ли жизнь в горах?».
Напервом этапе – этапе Планирования мы сделали предположение – выдвинули гипотезупроекта:
Еслимы узнаем, есть ли жизнь в горах, то:
-мы изучим о том, кто живет на горе;
-мы познакомимся с неизвестными нам ранее животными и птицами;
-возможно научимся передвигаться по горе;
-изучим чем питаются те, кто живут на горе.
Послемногочисленных вопросов детей: «Есть ли жизнь на горе?», «Кто живет на горе?»,«Как передвигаются по горе?», «Чем питаются те, кто живут на горе? мы сдетьми поставили цель – узнать какие именно животные живут в горах пососедству с нами.
Затеммы наметили задачи, по которым нам предстояло работать.
Задачи детского проекта:
· Спросить у взрослых, какиеживотные живут в горах
· Вместе с родителями посмотретьвидеофильмы, рассмотреть энциклопедическую литературу
· Узнать, как животныепередвигаются по крутым склонам
· Узнать чем питаются
· Выяснить обитают ли в горахптицы, насекомые.
Наметили план проекта:
1. Посетить с родителями библиотеку
2. Посмотреть научные фильмы для детей ожизни животных в горах, познавательные мультфильмы и другой интернет. Материал.
3. Посетить Визит – центр ЗаповедникаХакасский
4. Экскурсия в бор.
Затеммы приступили к реализации намеченного плана (Приложение 1).
2.Теоретический этап проекта
«Изучение опыта полученного другими»
Напервом этапе в наш процесс исследований, мы подключили взрослых.
СашаГрехов вместе с папой отправился в детскую библиотеку, для того, чтобыпопробовать собрать информацию о животном мире в горах, тайге. В библиотекерассмотрели детские энциклопедии. Взяли понравившуюся домой для чтения, затемпринести в группу и показали другим детям.
|
|
Юля Сдобнова заинтересовалась рассказом Саши про библиотеку, и они с мамой тоже отправились за информацией о животных в детскую библиотеку.
|
Миша Казаков решили с папой найти полезную информацию в интернете, где стали просматривать познавательные фильмы о животных горных мест Хакасии. Мише очень понравилось изучать жизнь медведя. |
Изучениеживотного мира гор, окружающей нас природы, настолько нас заинтересовал, что мывсей группой совместно с родителями решили посетить Визит – центр ЗаповедникаХакасский.
|
Дети и взрослые слушали с большим интересом. В Визит – центре мы узнали не только о животных, но и о растениях, которые растут в горах. |
Далее мы изучали информацию, про жизнь животных, полученную от воспитателя в группе на утренних сборах, на занятиях, в беседах,на прогулке.
|
|
Однойиз задач поставленных детьми, была задача узнать информацию у взрослых. Мырешили сходить в гости к старшему воспитателю — Елене Вячеславовне. В кабинетеу Елены Вячеславовны много детской литературы, в том числе и энциклопедий оживотных.
|
|
Вывод: мы узнали из энциклопедий о том, что в горахживут: медведи, рыси, белки, горные козлы, снежный барс, лоси. Из интернетаузнали, что по горе передвигаются животные с помощью копыт, используют когти,а люди передвигаются в специальной обуви, а так же используют такиеприспособления как лыжи, палки для ходьбы, веревки для лазания по скалам. Отпедагогов узнали, что на горе возле нашего детского сада живут: те же самыезвери, только близко к населенному городу не подходят, поэтому и кажется, чтогора пустынна.
Сделаливывод: на горе есть жизнь.
3. Практический этап проекта
«Применение опыта полученного, в ходеизучения темы»
Изразных источников мы узнали, что путешествие в горы могут совершить толькоочень выносливые и подготовленные люди, поэтому мы решили пока не ходить в горысамостоятельно, а сделать макет горной местности.
|
Затемв группе мы украсили макет красками и начали заселять гору теми животными, которые могут жить на горах вокруг сада: медведи, белки, рыси, лоси, горныекозлы, лисы, зайцы.
Далее мы начали придумывать игры «Кто живет-не живет на горе?»«Кто летает, ползет, прыгает, лазает», «Кто-чем питается летом и зимой?», «Животныенашего края», «Назови по порядку», «Узнай зверя по описанию», «Назови семью» ит.д.
|
|
Новые фигурки животных сделали еще более интересным изучение и исследование жизни в горах. |
Хоть макет еще на стадии изготовления, но дети уже с удовольствием его обыгрывают. |
Вывод: играя в игры, с различными животными имакетом, мы поняли, что забраться на саму гору не очень легко, потому что:
— нужно идти не прямо, а вверх,
— на горе есть камни, которые могут покатиться вниз,
Мы убедились сами и сделали вывод, что на горе могутжить только выносливые животные, которые питаются: ягодой, орехом, грибами,травой, корой, мхом.
4.Заключительный этап
«Формулирование вывода, подведение итогов проектнойдеятельности»
Вывод: рассматривая энциклопедии, просматривая научныефильмы о жизни в горах, побывав на экскурсии в Визит – центре Заповедника Хакасский, побеседовав с взрослыми, мы изучили и поняли, что в горах проживает многоживотных.
Мыузнали, что в горах есть жизнь
-мы изучили, кто живет на горе;
-мы познакомились с неизвестными нам ранее животными и птицами;
-мы еще научимся передвигаться по горе;
-мы изучили, чем питаются те, кто живут на горе.
Образовательные эффектыдетского проекта
· Дети получили возможность взаимодействия сосверстниками, взрослыми.
· Самостоятельно использовали изученный материал длясоставления рассказов о понравившихся обитателях гор. С помощью родителей нашлинужный материал для оформления макета «Горы»
· Дети получили первоначальныезнания о природной зоне — горы.
· Узнали об обитателях гор, ихповадках, способах передвижения, питании.
· Получили навыкиисследовательской деятельности.
· Дети научились собиратьинформацию, используя различные источники, для получения ответов на своивопросы
Паспорт детского проекта
Название |
«Есть ли жизнь в горах?» |
Продолжительность проекта |
1 месяц |
Актуальность |
Актуальность проекта определяется процессом ознакомления ребят с окружающим миром, осмыслением многообразия и ценностного содержания территориальных пространств, а так же обусловлена повышенной чувствительностью к внешним событиям в процессе развития активной, заинтересованной и познающей личности, развивающейся под девизом: «Думаю, рассуждаю, ищу решения!» ( Л.А. Вегер) |
Проблема |
Проблема – у детей недостаточно знаний о животных, живущих в горах, окружающих наш город. Беден словарный запас по данной теме.
|
Цель |
Создание педагогических условий для формирования и развития элементарного экологического мировоззрения и знаний о природной зоне – горы.
|
Задачи |
— Создать условия для формирования у детей представлений об обитателях гор (внешнем виде, способе передвижения, размножения, чем питаются); — Создать условия для развития желания пользоваться специальной терминологией; — Создать условия для развития умения делать выводы и устанавливать причинно — следственные связи между объектами живой природы; — Способствовать воспитанию бережного отношения к обитателям гор, как единой экосистеме планеты Земля; — Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в природе . |
Этапы и их содержание |
I. Информационно-накопительный: (подготовительный этап) · провести опрос, родительское собрание с родителями по данной проблеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме; · Подбор методической литературы для реализации проекта · Изучение интереса детей для определения целей проекта. · Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. · разработать перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах; · Постановка цели и задач проекта В результате была организована: · мини – библиотека: Энциклопедии о животных, сказки, где герои различные животные, раскраски, наклейки. · собран дидактический материал: · картотека предметных картинок; · музыкально – дидактические игры; · наглядно – дидактический материал; · тематический словарь; · картотека сюжетных картинок; · игровые задания по дидактическим карточкам и др. · создан уголок «Россия – Родина моя». 2 этап — практический (октябрь 2019г.) Задачи — внедрить перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах; -внедрить новые формы работы с детьми; -внедрить перспективный план взаимодействия с родителями; -провести семинары-практикумы, консультации для родителей. Работа проводилась по принципу систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм. Формы работы 1. Посещение библиотеки родителей с детьми. 2. Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные. 3. Развлечения. Досуги. « Правила поведения в лесу», «Викторина», «Вечер загадок» 4. Театрализованная деятельность: « Яблоко» (по Сутееву В.Г.) и др. 5. Игровая деятельность. III. Игровая деятельность: Дидактические игры: — «Животные нашего края», «Назови по порядку», «Узнай зверя по описанию», «Назови семью» и т.д. Подвижные народные игры: — «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Охотник и звери», «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Совушка — сова» и т.д. Игры-драматизации: — по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д. IV. Знакомство с художественной литературой: — знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); — чтение русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей» и др. Г. Скребицкий, В Чаплина «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует» Иван Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Лоси», Г. Скребицкий «В зеленой чаще» и др. VI: Выставки: — «Любимый зверь» (рисунки) — «Осенний вернисаж» (лепка) Система работы с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к изучению животного мира родного края» Беседа за круглым столом: «Роль семьи в экологическом воспитании детей». Консультации для родителей: — « Подвижные игры на природе» — «Знакомство детей флорой и фауной гор» — «В лес пришел – веди себя хорошо» — «Необычные факты из жизни животных» Экскурсия с детьми в «Визит – центр» Хакасского Заповедника IV. Контрольно-рефлексивный · Подведение итогов. · Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?” Необходимые условия реализации проекта · интерес детей и родителей; · методические разработки, |
Результат |
Благодаря совместной с родителями работе, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм деятельности, дети познакомились с особенностями жизни животных в горах. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Дети знают и называют обитателей гор Имеют представления об особенностях внешнего вида, находят сходство и различие Составляют последовательный рассказ об обитателе по схеме Активизировалась коммуникативная функция речи Обогатился словарь по теме «Горы и их обитатели» Вывод: рассматривая энциклопедии, просматривая научные фильмы о жизни в горах, побывав на экскурсии в Визит – центре Заповедника Хакасский , побеседовав с взрослыми, мы изучили и поняли, что в горах проживает много животных. |
Продукт |
Создание макета «Горы» |
Природадля человека — вечная загадка. А для ребенка — это огромный и неопознанныймир. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и дает им многорадостных переживаний.
Мы должны постепенно повышатьэкологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Длятого чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимоуделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектамиживой и неживой природы.
Работапо экологическому воспитанию может быть эффективной лишь при условии учетаспецифики природных и социальных условий детского сада и организациисотрудничества педагогов, родителей и детей.
Детскийсад находится в живописном уголке, где рядом есть и горы, и река, зоны отдыха,значит, есть возможность для экскурсий в природу.
Вотпочему особое значение я придаю экскурсиям на природу: в парк, на речку, а также походы с родителями в лесную зону ближайшего окружения. При таком близкомобщении с природой, дети не только ведут наблюдение за природным объектом, но иимеют возможность научиться правильному, не разрушающему поведению по отношениюк природе. Они расширяют свой кругозор, развивают мышление, устанавливая связимежду собственным запасом знаний и увиденным.
Внепосредственной близости к природным объектам ребята понимают, что отдыхать наприроде любят все, а бережно и внимательно относиться к ней может не каждый.
Заключение по марафону
Сдавних времен люди изучали природу, накапливая и передавая из поколения впоколение знания о ней. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка,воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Природаоказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное,нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшениюлогического мышления и речи.
Постепенноу ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное,потребительское отношение к ней (природа нужна человеку), сострадание кприроде.
Заэтим стоит требование гибко реагировать на детские вопросы, поощрять детскиенаблюдения и попытки общения. Даже если эти наблюдения и вопросы ломаютпродуманный в деталях конспект занятия, педагог должен уметь на ходуперестраиваться и импровизировать.
Мы,педагоги, не можем чувствовать себя не причастными к современным проблемамнашего общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизньхорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны вэкологических бедах, когда – то тоже были детьми. Досадно, что нельзя непризнать: это мы не так воспитали. Экологическое воспитание детей – преждевсего воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе и клюдям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригоднойдля полноценной жизни.
Итак,поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» инаправляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитиюдетских способностей в процессе экспериментирования.
Вбудущем мы планируем разработать больше экскурсий на природу совместно сродителями. Разработать проекты по благоустройству территории участков,продолжить работу по выращиванию экологически чистых овощей, лекарственныхрастений, выпускать информационную газету «Наш экомир», где будем размещать«Детскую коллекцию идей» по решению определенных экологических проблем, а также разработать проект «Детский сад моей мечты».
Надеюсь,что следующим поколениям, живущим в России, в родной Республике Хакасиидостанется хотя бы часть той первозданной красоты, которую мы наблюдаем сейчас.А в придачу к ним должны остаться биологические природные ресурсы, полезныеископаемые, вода и воздух.
Литература к марафону
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. М.,2008
2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» М.,2002
3. Зебзеева В.А. Программы экологическогоразвития детей дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2007.
4. Зебзеева В.А. Развитие элементарныхестественно – научных представлений и экологической культуры детей. Обзорпрограмм дошкольного образования. М., 2009
5. Иванова А.И. Методика организацииэкологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2003
6. Иванова А.И. Живая экология: Программаэкологического образования дошкольников. М.2006.
7. Корнилова В.М. «Экологическое окно» вдетском саду М., 2008
8. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.СПб., 2005
9. Кондратьева Н.Н. Программа экологическогообразования детей «Мы»: Азбука экологии». СПб., 1996
10. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог».М.,1993.
11. Программа «Детство»
12. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002.
13. Газета «Дошкольное образование» №9, 2003
14. Журнал «Дошкольное воспитание»
15. Журнал «Воспитатель ДОУ»
16. Справочник старшего воспитателядошкольного учреждения №2, 2009