X-PDF

Экономический курс

Поделиться статьей

В выработке и проведении экономической политики Алек­сандр III опирался на министерство финансов, руководителями ко­торого последовательно были Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский и С.Ю.Вит­те.

Бунге Н.Х. (1823-1895) – общественный и государственный деятель, ученый-экономист, доктор политических наук, профессор, академик Петер­бургской академии наук. Из дворян немецкого происхождения. В 60–70-х годах являлся ректором Киевского университета. Ряд лет преподавал экономические дисциплины наследникам престола. В 1880-1881 гг. заместитель министра финансов, член Комитета финансов (1880-1895 гг.). В 1881-1886 гг. министр финансов, одновременно, с 1881 г. член Государственного совета.

Бунге принадлежал к числу либеральных бюрократов. Он выступал сторонником развития частной собственности, предпринимательства, конкуренции. В 80-х годах отстаивал идеи умеренного протекционизма, приз­навая необходимость государственного вмешательства в экономику. За вре­мя пребывания Бунге в должности министра были приняты законы об обязательном выкупе (1881 г.), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886 г.), создан Крестьянский банк (1882 г.). Были проведены податные реформы: отмена соленого налога (1880 г.), подушной подати (1882-1886 гг.), повышен государственный земельный налог (1883 г.).

В это же время был введен довольно щадящий налоговый курс, который во многом способствовал бурному развитию частного предпринимательства. С 1885 г. был установлен прямой раскладочный 3% сбор с крупнейших фабрик и заводов, который посягал лишь на самую незначительную часть солидных прибылей российских промышленников и торговцев. Как видим, правительство сознательно оберегало интересы нарождающейся буржуазии, давая ей время и возможность возмужать и окрепнуть.

В эти же годы возрастали акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины. Осуществлялись выкуп в казну частных и строительство государственных железных дорог.

Бунге провел закон о возобновлении повсеместного создания акционерных частных банков (1883 г.). Он выступал против льгот поместному дворянству и создания Дворянского банка. Для подготовки денежной реформы под руководством Бунге осуществлялось изъятие из обращения кре­дитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. Были утверждены первые акты фабрично-завод­с­кого законодательства. Министр выступал сторонником сокращения вооруженных сил и мирной внешней политики.

Деятельность Бунге встречала упорное сопротивление обер-проку­рора Синода К.П.Победоносцева и министра внутренних дел Д.А.Толс­того, подвергалась резкой критике на страницах «Московских ведомос­тей» и «Гражданина». В 1886 г. Бунге вышел в отставку с поста министра финансов. Его курс был продолжен в ряде направлений И.А.Вышнеград­ским и С.Ю.Витте.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

Вышнеградский И.А. (1831-1895) – ученый, предприниматель, государственный деятель. Из семьи священника. С 1887 г. управляющий Министерством финансов, в 1888-1892 гг. министр финансов, член Государственного совета.

Вышнеградский усилил протекционистское направление таможен­ной политики, увеличил налоги – прямые (государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, обложение торговли и промыслов), косвенные (ввел акциз на спички и осветительные масла, увеличил питейный акциз) и гербовый сбор. Установил льготный земельный кредит поме­щикам в Дворянском банке, снизив процент, платимый по ссудам. Провел контрольно-финансовую и тарифную реформы на железных дорогах. Сосредоточил в Министерстве финансов управление железнодорожными тарифами, в 1889 г. образовал Департамент железнодорожных дел. Проводил политику выкупа малодоходных железных дорог в казну. Поддерживал монополии как органы борьбы с перепроизводством и выступал против них, когда последние повышали цены. Как предприниматель нажил многомиллионное состояние.

Вышнеградский выступал за широкое привлечение иностранных инвестиций, с их помощью стремился ускорить развитие отраслей крупной капиталистической промышленности, которые были необходимы для железнодорожного строительства, расширения российского экспорта и преодоления хронического дефицита государственного бюджета. Настаивал на необходимости мирной внешней политики, уменьшении расходов на вооружение. Был противником рабочего законодательства. На посту министра финансов был сменен С.Ю.Витте.

Витте С.Ю. (1849-1915) – государственный деятель, граф, почетный член Петербургской АН. Из семьи голландского происхождения, получив­шей российское дворянство в 1856 г. После окончания Новороссийского университета служил в управлениях различных железных дорог. Был привлечен Александром III в Министерство финансов директором Департамента железнодорожных дел. В феврале–августе 1892 г. министр путей сообщения. Продолжал политику Вышнеградского, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства путем выкупа частных железных дорог и казенного строительства. С августа 1892 по 1903 гг. министр финансов.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности государство активно поддерживало наиболее приоритетные области промышленности (горнодобывающую, металлургию, винокурение, железнодорожное строительство и др.), а также интенсивно развивало казенное хозяйство.

Главными мероприятиями Витте в экономической сфере стали активное железнодорожное строительство, винная монополия (1894 г.) и денежная реформа (1897 г.).

Накануне промышленного подъема, то есть к началу 1890-х годов, правительство сумело наконец сбалансировать государственный бюджет и сохранять дальше его бездефицитность. В начале 1890-х годов была создана так называемая свободная наличность казначейства, которая в виде средств казначейства в Государственном банке стала в дальнейшем одним из существенных ресурсов денежного рынка. Был накоплен и солидный золотой запас.

Экономическая политика правительства Александра III объективно явилась мощным рычагом перестройки хозяйства страны на капиталистические, буржуазные рельсы. Высшее руководство страны понимало: положение в мире было таково, что промедление с глубокой перестройкой хозяйства означало бы для России на долгое время оказаться второстепенной страной среди передовых государств Западной Европы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет