Тема исследования: «Экспериментирование как средство развития чувства цвета у старшихдошкольников»
Развитиецветовосприятия особенно эффективно происходит в дошкольном возрасте. Вфедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияуказано, что «содержание Программы дошкольного образования должнообеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видахдеятельности» (ФГОС, п. 2.6.). Одним из направлений развития (образовательнойобластью) выделено художественно-эстетическое развитие детей.
С другой стороны,в соответствии с ФГОС, занятия в ДОУ не должны быть основной формой организациидетской деятельности. Еще в 1990-е годы профессор, академик Академии творческойпедагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейшийопыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл квыводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности являетсяэкспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такиеизвестные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.
Следовательно, актуальной будет разработка по использованиюигр-экспериментов или детского экспериментирования в психолого-педагогическомпроцессе ДОУ по развитию цветовосприятия у старших дошкольников. Поэтомумы для своего исследования выбрали такую современную технологию организациидетской деятельности как экспериментирование, потому что ученые выделяютдеятельность экспериментирования как одну из ведущих деятельностей дошкольноговозраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельностив период дошкольного развития ребенка».
Цель исследования – определение педагогических условий формирования удетей старшего дошкольного возраста цветовосприятия посредствомэкспериментирования.
Задачиисследования:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую научную и методическую литературу по исследуемойпроблеме.
2. Выявить особенностиразвития чувства цвета у старших дошкольников.
3. Разработать иапробировать методику работы по развитию чувства цвета у старших дошкольников впроцессе экспериментирования с цветом.
4. Определитьэффективность разработанной методики развития чувства цвета детей старшегодошкольного возраста в процессе экспериментирования с цветом.
Объектисследования – процесс развития чувства цвета у старших дошкольников.
Предметисследования – педагогические условия развития чувства цвета устарших дошкольников в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования – использование экспериментированиябудет оказывать существенное влияние на развитие чувства цвета ицветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующихусловий:
— рассмотрениячувства цвета как эстетического качества личности, проявляющегося в способностиэмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания,создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности;
— поэтапнойорганизации процесса развития чувства цвета у старшихдошкольников от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям нацвет и от них к собственно чувству цвета;
— разработки и внедрения вобразовательный процесс педагогической технологии развития чувства цвета устарших дошкольников на занятиях изобразительного искусства с включениемэкспериментирования, включающей когнитивный (знания о цвете, символике цвета,роли цвета в произведениях изобразительного искусства), эмотивный(эмоциональная реакция на цвет, отзывчивость на цвет), деятельностный компоненты(умение составлять и применять благоприятные цветовые сочетания).
— овладении детьми интеллектуальнымиумениями познания в области цветовосприятия;
— целенаправленном использованииигр-экспериментов, опытно-экспериментальной деятельности как наиболееестественной для детей дошкольного возраста, в процессе самостоятельнойтворческой и экспериментальной деятельности.
Теоретическими основами нашегоисследования являлись:
1. о развитии творческих способностей у детейдошкольного возраста в разных видах детской деятельности (Л.С.Выготский,Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова и др.);
2. осензитивности дошкольного периода(Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский,Л.И.Гурова, Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина, В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев,В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, И.Ю.Соколова и др.);
3. о значении цветовосприятия в развитии ребёнка (Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И.,А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.)
4. концепции художественного образования (В.С. Кузин, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов)
5. теории воздействия цвета на организмчеловека (Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, В. В.Кандинский, М. Люшер, А. С. Новомейский, А. С. Ольшанникова, Г. Фрилинг
6. теории взаимосвязи эмоций и цвета (Н. Н.Волков, Ч. А. Измайлов, Е. М. Соколов, А. М. Черноризов, П. В. Яныпин),идеи о цвете как средстве эстетической выразительности (В. В. Бычков, Н. В.Долгоаршинных), разработки в области педагогических технологий (В. И.Загвязинский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская).
Цель констатирующего этапа эксперимента – определить уровеньсформированности цветовосприятия у старших дошкольников перед проведениемпреобразующей работы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы для определенияуровня сформированности цветовосприятия у детей старшего дошкольного возрастамы использовали методико-диагностический комплекс Истоминой З.М. «Исследованиевосприятия цвета»,состоящий из 2-х серий заданий – Задание 1 «Группировка цвета по предложенномуобразцу», задание 2 «Название цвета отобранных образцов».
Результатыдиагностики представлены диаграммой 1 (на среднем уровне – 45%, на низком –35%, на высоком – 20%)
Таким образом,было выявлено, что дети не всегда могут дать цвету и его оттенку правильное название,практически не имеют представления о теплых, холодных, контрастных ипромежуточных цветах. Обнаружилась тенденция к замене названий промежуточныхцветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместофиолетового – голубой, синий).
Поитогам констатирующего эксперимента была разработана методика формирующегоэксперимента. Его цель – создать необходимые условия для экспериментированияпосредством «Лаборатории цвета»: «включение» в работу с цветом всехорганов чувств ребенка, использование разнообразных художественных материалов(акварель, гуашь, пастель, восковые мелки). Определить содержание работы сдетьми по развитию чувства цвета: включение детей в различные видыдеятельности, поэтапное освоение детьми цвета от тактильных ощущений кэмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета; расширитьсловарный запас детей, учить подбирать словесные обозначения к определенномуцвету.
На этапе формирующего экспериментабыли поставлены следующие задачи:
1. дать детям представления о многообразиицвета и его свойствах; закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветахспектра, познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придатьособое значение выбору цветовой гаммы;
2. научить детей свободномусмешиванию и цветообразованию;
3. научить детей видеть, наслаждатьсяцветовым богатством природы, произведениями искусства, познакомить детей сосредствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью,особенностью перехода одного тона в другой и т.д.);
4.вызвать устойчивое желаниеэкспериментировать, развивать у детей осознание собственной творческойиндивидуальности и стремление проявлять её в экспериментальной и творческойдеятельности;
5. стимулировать составлениеописательных рассказов, простых загадок о цветах (оттенках) или предметахопределенного цвета.
Опираясь наработы педагогов Комаровой Т.С., Максимовой Ю.В., Пантелеевой Л.В., СекачевойА.В.и др. мы выделили:
– свойства цвета: цветовой фон,светлота, насыщенность;
– рассмотрели две группы цветов –хроматические и ахроматические;
– дали понятие гармонии (сочетаниецветов, теплые и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениями цветовым ассоциациям.
Также выделилиусловия развития цветовосприятия у детей и выявили, что основными условиямиявляются:
— предоставление всем детям равных иреальных практических возможностей,
— организация систематической работыпо наблюдению окружающей действительности;
— использование дидактических игр иупражнений, опытов-экспериментов, творческих заданий по развитию чувства цвета;
— осуществление индивидуальногоподхода в работе с детьми.
Был составленперспективный план работы с детьми.
Таблица9
Направление работы с детьми (февраль – март2020 года)
Формы работы |
Содержание |
Непосредственно образовательная деятельность: 1. Радуга-дуга Опыт-эксперимент «Сделаем радугу»
2. «Волшебный апельсин» Опыт-эксперимент «Создадим оранжевый цвет» (смешение красной и жёлтой краски)
3. «Солнечный остров» Опыт-эксперимент «Теплый цвет»
4. «Волшебный лес» Опыт-эксперимент «Зелёный цвет – промежуточный цвет»
5. «Ледяной дворец» Опыт-эксперимент «Холодный цвет» (со льдом, окрашенным в голубой, синий и фиолетовый цвета).
|
1. Познакомить детей с системой цветов и последовательностью их расположения. 2. Закрепление знаний о системе цветов, о последовательности их расположения в спектре.
3. Познакомить детей с тёплой гаммой цветов.
4. Познакомить с промежуточной гаммой цветов.
5. Познакомить детей с холодной гаммой цветов. |
Дидактические игры «Найди оттенки» «Дружба красок» «Что на земле голубого (синего, красного, и т.д.) цвета?» «Куклы-растрепки и цветные бантики»» Цветное чаепитие у Маши и Даши Разноцветные машинки и зверушки. Игры-эксперименты: «Окрашивание воды (снега, льда)» «Кто получит больше оттенков» «Что за чудо – белый цвет» (смешение красок с белым цветом) |
Цель: Закреплять умение подбирать цвета теплого и холодного оттенка, выражать свое настроение цветом.
Закрепить, что каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту, яркость и насыщенность. Вызвать интерес к экспериментированию. |
Образовательная деятельность в режимных моментах 1 Рассматривание иллюстраций В. Сутеева. 2 Рисование на воздушных шариках 3 Просмотр картин с зимним пейзажем |
1. обратить внимание на то, как художник использует цвет для передачи настроения героя 2. Вызвать интерес к рисованию, учить выражать настроение цветом 3. Заинтересовать творчеством русских и зарубежных художников |
Праздники и досуги «Путешествие в страну волшебных красок» |
Закрепить знания детей по теме, учить применять их на празднике |
Экскурсия в зимний парк |
Наблюдение за красотой природы, выделение основных цветов зимы Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 1070 |
1 Мини – музей Сказочная гжель 2 Составление коллекций предметов по цветам |
Вызвать интерес к народному декоративно-прикладному искусству |
Выставка детского творчества «Зимушка — зима» |
Обобщить работу по первому направлению |
Таблица10
Направление работы с детьми (март – апрель2020 года)
Формы работы |
Содержание |
НОД 1. Город основных цветов. Праздничный салют. Опыт-эксперимент « Получение составных цветов» «Синий+жёлтый= зелёный» «Красный+жёлтый= оранжевый» «Красный+синий= фиолетовый»
2. Город контрастных цветов. Опыт-эксперимент «Составь букет из контрастных цветов»
3. Необычное письмо Опыт-эксперимент «Как получить серую краску» (белая+чёрная), «Если мы добавим серую краску в красный, синий, жёлтый цвета, что произойдет?»
4. «Путешествие в Цветландию» (итоговое)
|
1. Познакомить детей с основными цветами и со способом получения составных цветов.
2. Познакомить детей с контрастными цветами
3. Познакомить с психологией цвета.
4. Закрепить знания об основных цветах и оттенках, теплой и холодной гамме цветов и т.д. Учить приемам дизайна с использованием принципа сочетаемости цвета.
|
Дидактические игры «Подбери по цвету», «Какого цвета радость», «Закат» |
Цель: Помочь увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета |
Образовательная деятельность в режимных моментах 1 Серия упражнений Сказки про краски — «Весёлая гусеница» — «Превращение белой полянки» — «Радужная картина» — «Смешай цвета» — «Изумрудное королевство»
2. Эксперименты «Поиграем с цветом» — смешение 2-3х цветов путем нанесения одной краски на невысохший слой другой на палитре или на белом листе бумаги (гуашь, акварель) — смешение цветов при использовании лабораторного оборудования (пробирок, колбочек) — с помощью цветных карандашей, восковых мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки двух-трех цветов. -добавление белого и черного цвета в основные цвета (получается много новых оттенков).
3. Рассматривание и сопоставление репродукции картин
|
1. Развивать цветовосприятие, закрепление знания основных цветов и способов их смешивания.
2. Развивать у детей интерес к экспериментированию с разнообразным изобразительным материалом (гуашь, акварель) для получения разных оттенков цвета.
3. Развивать видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности, особое внимание обратив на цвет. «Минутка любования осенним колоритом». |
Праздники и досуги 1 «Праздник Красного цвета» 2 «Праздник Синего цвета»
|
Цель: Вызвать интерес к рисованию разнообразным изобразительным материалом (гуашь, пастель, акварель). Развивать интерес к экспериментированию. |
Экскурсия в парк |
Наблюдение за красотой природы, выделение основных «цветов весны» |
Мини – музей «Дымковская игрушка»
|
Знакомство с дымковской игрушкой, выделение особенности ее цветовой палитры (яркие краски хорошо выделяется на белом фоне), красоты цветосочетания, гармонии форм, выразительность композиций. |
Выставка детского творчества «Разноцветье» |
Цель: Учить анализировать свои работы и работы сверстников. |
В ходе данной работы дети приобрели навыки накладыванияодной краски на другую, смешивания красок, используя палитру для получениянеобходимого цвета, оттенка. Также дети учились получать промежуточные цвета,смешивая основные, создавать теплую и холодную цветовую гамму. Составлятьновый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного. Получатьразличные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующуюопределенному времени года, состоянию погоды. Увеличился уровень цветовосприятиядетьми.
Таким образом,можно сделать вывод, что цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута,задачи реализованы.
Списокиспользуемой литературы:
1. Мелик-Пашаев, А. А. Какоценивать художественное развитие ребенка? Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н.Новлянская // Искусство в школе. -2002. № 6 .-С. 3-7.
2. Мелик-Пашаев, А. А. Ребеноклюбит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Текст. / А.А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М. : Чистые пруды, 2007. — 32 с.
3. Миронова, Л. Н. ЦветоведениеТекст. / Л. Н. Миронова. Минск, Вышейшая школа, 1984. — 286 с.
4. Молчанова, А. С. «На вкус, нацвет.» Текст. / А. С. Молчанова. -М. : Искусство, 1966. 200 с.
5. Поддьяков А.Н. Обучениедошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с.29-34.
6. Ремезова, Л. А. Играем сцветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет. МетодикаТекст. / Л. А. Ремезова. М. : Школьная пресса, 2006. — 96 с.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.