X-PDF

«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

Поделиться статьей

«Эмоциональная культура педагога – залог егоздоровья».

Профессия педагога предъявляет серьезныетребования к эмоциональной стороне

личности – это «работа сердца и нервов», гдетребуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил(В.А. Сухомлинский).

Наличие эмоциональной напряженности особенноярко проявляется у молодых

воспитателей. Напряжение ситуациипедагогической деятельности вызывают у них

неадекватную оценку происходящего,импульсивные действия по отношению к детям,

окрики, одергивание, порой дажерукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, какбезынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональнойнепригодности.

Переживаемые эмоциональные состояния частосопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремором (дрожание)рук, заметными изменениями

в мимике и тонусе лица, учащеннымисердцебиением. Это отрицательно сказывается

на самочувствии педагога, вызывает сильноепереутомление, снижением работоспособности, а затянувшиеся психические реакциивызывают серьезные заболевания

внутренних органов и систем организма, чтоотрицательно сказывается на здоровье

детей.

В отдельных случаях эмоциональное напряжениедостигает критического момента: молодой педагог теряет самообладание ипроявляет себя в пассивно-защитной

(слезы) или агрессивной форме (окрики, нервноехождение по группе, резкий стук по

столу, топанье ногами и т.д.). Такоеэмоциональное состояние часто проявляется и дома, в семье, вызывая конфликтныеситуации, даже разводы, а значит, сложные жизненные проблемы, — тогда поздоровью педагога наносится удар вдвойне сильнее. Такого

рода эмоциональные реакции присутствуют и вдеятельности опытных педагогов, которые нередко эмоционально разряжаются нарабочем месте, т.е. в группе, что делает

их практически профессионально непригодными.

Для педагогов со стажем работы 15 -20 летхарактерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние 20 лет интерес исследователейпривлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих слюдьми: врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли,руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессийподвержены симптомам постепенного

эмоционального утомления и опустошения, т.е.синдром «эмоционального выгорания».

Синдром эмоционального выгорания – самаяопасная профессиональная болезнь

тех, кто работает с людьми: учителей,воспитателей, психологов, врачей, социальных

работников, журналистов, — всех, чья деятельностьневозможна без общения.

Профессиональное выгорание – это синдром,развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощениюэмоционально-энергетических и личностных

ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результатевнутреннего накапливания

отрицательных эмоций без соответствующей«разрядки», или «освобождения» от них.

С точки зрения концепции стресса (Г. Селье),профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общегоадаптационного синдрома – стадия истощения.

23

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального выгоранияразвивается постепенно. Он проходит

три стадии, которые могут привести кпрофессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

— начинается приглушением эмоций, сглаживаниемостроты чувств и свежести

переживаний:; специалист неожиданно замечает:вроде бы все пока нормально, но..

скучно и пусто на душе;

— исчезают положительные эмоции, появляетсянекоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

— возникает состояние тревожности,неудовлетворенности; возвращаясь домой,

все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне,оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

— возникают недоразумения с клиентами,профессионал в кругу своих коллег

начинает с пренебрежением говорить о некоторыхиз них;

— неприязнь начинает постепенно проявляться вприсутствии клиентов – вначале

это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем ивспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое имсамим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный дляорганизма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

— притупляются представления о ценностяхжизни, эмоциональное отношение к

миру «уплощается», человек становится опасноравнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-такой человек по привычке может еще сохранятьвнешнюю респектабельность и

некоторый апломб, но его глаза теряют блескинтереса к чему бы то ни было, и почти

физически ощутимый холод безразличияпоселяется в его душе.

ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работникичувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию иотчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, нев состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объективные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающиеэмоционально сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту,мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости ит.д.

24

Синдром эмоционального выгорания — результатстресса. Как распознать

стресс?

Признаки стресса:

Физические:

 Общее напряжение мышц и связанные с ним болив груди, животе, спине, шее;

 Дрожь или нервный тик;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

 Спазмы и связанные с ними кишечные, почечныеколики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

 Повышенное кровяное давление, усиленноесердцебиение.

Эмоциональные:

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаницамыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

Поведенческие:

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаницамыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

Признаки стресса у детей.

 Беспокойство или повышенная возбудимость;

 Раздражительность, гнев, агрессивность;

 Невозможность сосредоточиться, путаницамыслей;

 Чувство беспомощности, страх.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Игры и упражнения на сплочение коллектива

«Я — рыбачка, ты — рыбак»

Цель: снятие напряжения.

Играющие стоят на берегу реки. Имитируют ловлюрыбы. Несколько раз ведущий

предлагает сделать шаг в «воду», засучив вбрюки. Через несколько шагов ведущий

говорит, что это был конкурс на самые стройныеножки.

«Мама ниточку распутай»

Играющие стоят в кругу, держась за руки,запутывая «ниточку». Затем ведущий

«Мамочка» распутывает руки играющих, покаснова не образуется большой общий

круг.

«Слепой и поводырь»

Играющие стоят парами: один слепой сзавязанными глазами, другой его поводырь –

он даёт слепому команды, как пройти до финиша,обходя разные препятствия. Затем

идет обсуждение: «Какая пара быстрей дошла дофиниша и почему».

«Футбол»

Участники делятся на 2 команды и игра идет сдвумя мячами из газет. Через 3 – 5 мин.

судья сообщает количество голов.

25

Музыкальная терапия.

Цель: предназначена для успокоения,расслабления, выравнивания, эмоционально-психологического состояния взрослых.

Участники слушают спокойную музыку, сидя настульях в удобной для них

позе.

Вручение памяток «Способы снятия стресса».

Приёмы выхода из стрессовых ситуаций.

 Смочить лоб, виски, артерии на рукаххолодной водой.

 Медленно осмотреться по сторонам, переводя содного предмета на другой,

называть предметы про себя.

 Посмотреть в окно на небо, сосредоточитьсяна том, что видите.

 Медленно, глотками выпить стакан воды,сосредоточив внимание на ощущение в

тот момент, когда вода будет течь по горлу.

 Представить себя в приятной обстановке – всаду, на пляже, на качелях, под душем…

 Проговорить (лучше вслух) формулыуспокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки!»

 Переключитесь на интересную деятельность,интересное занятие (музыка, хобби, шопинг).

 Используйте приемы логики, включитерассудочную деятельность. Произведите

общую переоценку значимости ситуации по типу:«не очень то и хотелось» или

постарайтесь найти что-то положительное,используя прием «зато».

 Не надо блокировать физиологическиемеханизмы разрядки, в виде плача, смеха,

желания ударить, выговориться:

 чувство раздражения и агрессии можно снять,сделав несколько ударов ногой по

воображаемому предмету, побоксировать подушку,потопать ногами;

 разрядить эмоции – выговориться кому-то доконца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки ипринять правильное решение;

 найти место, где можно проговорить,прокричать, выплакать: пустая комната,

закрытая машина;

 техника «пустой стул». Представьте, что наэтом стуле сидит человек, который

вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажитеему все, что хочется.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет