X-PDF

Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Поделиться статьей

Биографическая справка

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм в девичестве Краузе была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию.

В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932). После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 г. в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 Фромм помогает сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской Школы Психиатрии, а в 1946 выступает в качестве со-основателя Института Психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 г. Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном Автономном университете Мексики до 1965 года. Там он посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. Издает книгу «Здоровое общество», в которой выступает с критикой капиталистической системы.

В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США, пишет Программу партии. Впрочем, из-за партийных споров Программа была отвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах. В период с 1957 по 1961 года Фромм также преподает психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 г. в Нью-йоркском университете.

В 1962 году участвует в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. Вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии, в своем доме в 1980, за пять дней до восьмидесятого дня рождения.

Основные труды

«Бегство от свободы» (1941)

«Сказки, мифы и сновидения» (1951)

«Здоровое общество» (1956)

«Искусства любви» (1956)

«Психоанализ и дзен-буддизм» (1960)

«По ту сторону от иллюзий» (1962)

«Душа человека» (1964)

«Революция надежды» (1968)

«Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии» (1970)

«Анатомия человеческой деструктивности» (1973)

«Иметь или быть?» (1976)

Ключевые категории

• Гуманистический психоанализ

• Социальный характер. Типы социального характера

• Социокультурные базовые потребности человека

• Природа человека – биосоциальная телесно-духовная целостность

• Экзистенциональная дихотомия

• Типы социальной ориентации поведения человека

• Здоровое общество

• Отчуждение

• Свобода выбора социального действия

• Идентичность

Понимание социальной реальности

Социальность, согласно Фромму, выражается в социальном поведении и проявляется в социальном взаимодействии с другими.

Социальная реальность обусловлена разными системами ориентаций . вследствие этого социолог выделяет три типа:

Мазохистский тип — самоподчинение другому (социальной группе), которое отрицает целостность подчиняемой личности. Иногда мазохистские отношения могут быть связаны с физическим, сексуальным желанием. Вообще, мазохистское подчинение может быть направлено по отношению к: судьбе, болезни, ритмической музыке, оргиастическому состоянию, производимому наркотиком, гипнотическим трансом . во всех этих случаях человек отказывается от своей целостности, он делает себя орудием.

«Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, – мазохизм. Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом».[44]

Садистский тип – власть над другим (социальной группой). Садист, в отличие от мазохиста, не только подчиняет другого, но и зависит от него в равной степени. Отличие состоит в том, что первый подчиняет, второй подчиняется, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общим является то, что они оба сливаются в единстве, теряя свою целостность.

«Активная форма симбиотического единства это господство, или, используя психологический термин, соотносимый с мазохизмом, — садизм. Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется»[45].

Гуманистический тип – любовь, сопричастность с другим (социальной группой). Данная концепция, направленность противопоставляется двум другим концепциям, так как она характеризуется сохранением целостности и индивидуальности человека.

«Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних . которая объединяет его с другими . любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества . при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность»[46].

Под активностью Фромм понимает действия, которые вносят изменения в существующую ситуацию посредством затраты сил. То есть, любая активность направлена на мотивированное достижение внешней цели.

«В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать».[47] Давание несет в себе жизненную силу, жизнеспособность, именно это отличает эту концепцию от других. Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые два типа носят разрушительный характер, третий же тип – гармоничный.

Понимание объекта

Объект своего исследования – рассматривает с трех точек зрения:

• Природа человека .

• Социальное поведение .

• Общество.

Сущность природы человека Фромм рассматривает в своем труде «Здоровое общество». Он говорит, что человека можно рассматривать не только как совокупность физиологических и анатомических явлений, но и через психические свойства, которые заключается в дихотомиях.

1-ая экзистенциальная дихотомия – дихотомия жизни и смерти — тело человека заставляет жить, а разум предвидит конец.

Человек, являясь частью природы, обладая самосознанием, сознаёт собственное бессилие и ограниченность своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть.

«Человек никогда не бывает свободен от двойственности своего существования: он не может освободиться от разума, даже если бы он этого захотел . он не может освободиться от своего тела, пока он жив, — а тело заставляет его хотеть жить»[48].

2-ая экзистенциальная дихотомия – дихотомия кровосмешения и укорененности – состоит в противоречии: сохранение связи со своей семьей или поиск защищенности в других группах.

Фромм пишет: «Простейшие природные узы — узы, связывающие ребёнка с матерью. Ребёнок начинает жизнь в лоне матери и находится там гораздо дольше, чем детёныши большинства животных. Даже после рождения ребёнок остаётся физически беспомощным и полностью зависит от матери»[49]. Начиная с первых лет своей жизни, когда ребенок полностью зависит от матери, и на протяжении всего процесса взросления, и далее, человек испытывает связь со своей матерью, со своими корнями.

Фромм называет запрет на кровосмешение необходимым условием человеческого развития, рассматривая при этом не сексуальную (в отлиие от Фрейда), а эмоциональную сторону проблемы. Он высказывает прекрасную мысль: «Чтобы родиться и развиваться, человек должен разорвать пуповину: ему надо преодолеть в себе стремление сохранить связь с матерью».[50] Таким образом, разрешение этого противопоставления социолог видит в развитии разума и любви, потому что только так человек обретет новую форму укорененности и построит мир, основанный на солидарности.

3-яя экзистенциальная дихотомия – дихотомия тождественности и стадности – противоречие между самовыражением и коллективным конформизмом.

Фромм пишет, что человеку, в отличие от животного, которое не обладает самосознанием и не ощущает чувства тождественности, вырванному из природы и наделённому разумом и воображением, нужно сформировать представление о самом себе, нужно сказать и почувствовать: «Я есть Я». «Поскольку не жизнь его проживается, а он сам живёт, поскольку он утратил изначальное единство с природой и вынужден принимать решения, осознаёт себя и своего ближнего как разных людей, постольку он должен обладать способностью почувствовать себя субъектом своих действий».[51]

Человек на протяжении своего развития отождествлял себя с различными явлениями, такими как нация, религия, класс и род. Например, член первобытного рода мог бы выразить своё чувство тождественности словами «Я — есть мы» . он ещё не прочувствовал себя «индивидом», существующим отдельно от своей группы. Степень же осознания человеком себя как субъекта, осознания своих сил зависит от степени индивидуализации, то есть от того насколько человек осознает себя, самостоятелен, настолько он может приянть ответственность за самого себя, полагаясь только на собственные силы. Это состояние и называется личностью.

Фромм считает, что только меньшинство достигло фазы индивидуализации, в то время как большинство так и не достигло этой фазы самотождественности.

Также Фромм выделяет некоторые другие дихотомии:

4-ая дихотомия – разум против иррациональности.

Человек имеет сформированную определенную картину мира, которая зависит от уровня развития разума. «Разум — это способность человека мысленно постигать мир, в противоположность рассудку, представляющему собой способность манипулировать миром вещей при помощи мышления. Разум — инструмент человека для достижения истины».[52] Более того, человек нуждается в определенной ориентации, то есть человек стремится доказать всем, в том числе и себе, что его действия продиктованы разумом, в чем и проявляется процесс рационализации.

«Если бы человек представлял собой всего лишь бесплотный интеллект, его цель достигалась бы с помощью всеобъемлющей системы мышления. Но поскольку он обладает как разумом, так и телом, ему приходится реагировать на дихотомию своего существования не только мышлением, но всем процессом жизнедеятельности, в том числе чувствами и поступками. Поэтому любая удовлетворительная система ориентации наряду с интеллектуальными элементами содержит также элементы чувств и ощущений, проявляющиеся в отношении к объекту поклонения».[53] Выход Фромм видит в некоторых ориентациях, таких как анимизм, тотемизм или буддизм.

5-ая дихотомия – созидательность и разрушительность, которая состоит в том, что человек, как существо сотворённое, старается преодолеть это пассивное состояние. Он хочет выйти за пределы этой роли, подняться над случайностью и пассивностью своего существования, стать «творцом».

«Созидание предполагает активность, заботу и любовь к созидаемому. Иначе, как может человек решить проблему преодоления своей ограниченности, если он не способен к созиданию и любви? Но есть ещё один способ удовлетворить потребность в преодолении ограниченности своего существования: если я не могу создавать жизнь, я могу уничтожать её. Уничтожение жизни также даёт мне возможность выйти за её пределы».[54]

6-ая дихотомия – приобщенность и нарциссизм – выражается в том, что человек, осознавая своё одиночество и изолированность, своё бессилие и невежество, пытается найти новые связи со своими собратьями взамен прежних, регулировавшихся инстинктами. «Необходимость единения с другими живыми существами, приобщённости к ним является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека. Эта потребность кроется за всеми явлениями, составляющими целую гамму человеческих страстей и близких отношений, которые называют любовью в самом широком смысле слова»[55].

Есть несколько путей для поисков и достижения такого единения: это обретение единства с миром и любовь.

Фромм задается вопросом, каким образом можно преодолеть дисгармонию, возникающую в человеческом существовании. Ведь ни садисты, ни мазохисты, которые были рассмотрены выше, не являются счастливыми людьми, так как они разрушают собственную индивидуальность, растет их неудовлетворенность, тревожность, беспокойство, так как нет предела стремлению властвовать или подчиняться.

Выход находит социолог в единстве мысли и чувства – разума и сердца – это двуединая основа человеческого существования, его поведения, то есть в гуманистической тенденции.

Стремление преодолеть собственную ограниченность порождает у человека два типа социального действия:

Созидание человек становится хозяином своей судьбы, преодолевает ограниченность, пассивность своего существования .

Разрушение направленно на разрушение жизни, человек стоит перед выбором: жить или не жить.

Стремление преодолеть дихотомии породило несколько типов:

а) социальных ориентаций в поведении .

б) социального характера.

Социальные ориентации выражаются в трех явлениях – гуманистической концепции (гаромония, созидание), садистской и мазохистской концепциях (разрушение).

Социальный характер, а именно характерологический тип, наиболее полно отражающий тенденции общества и культуры, к которым принадлежит человек, Фромм разделял на продуктивные (социальный или социофилический) и непродуктивные (рецептивный/мазохистский, эксплуататорский/садистский, накопительный/стяжательный, рыночный/конформистский, воспринимающий и некрофилический). Именно социофилический тип создает социальную реальность.

Понимание предмета

Предмет исследования состоит в рассмотрении законов и принципов действия человеческого фактора в общественно-историческом процессе, а также в выявлении роли психологического фактора в качестве активных сил в социальном процессе.

Взаимоотношения человека и общества и выявление роли личности возможно на основе типов социального характера.

Итак, Фромм разделял социальный характер на продуктивный и непродуктивный. Также он отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

К непродуктивному относятся:

• Рецептивный (анальный характер). Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить.

Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.

• Эксплуатирующий. Характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью. Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности.

Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей.

В эмоциональном плане они сдержаны.

• Накапливающий. Это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым.

• Рыночный. Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам». Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми.

Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, такой тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир.

• Воспринимающий. Люди такого типа добрые и отзывчивые, они будут радоваться больше, чем ты и смеяться сильнее. Живут жизнью других.

• Некрофилический (деструктивисты в высшей степени). Люди, которые живут больше в мире фантазий, религиозных и эзотерических теорий. Все вокруг них трагично.

В качестве выхода из кризиса Э. Фромм предлагает воспитание нового социального характера – творческого.

Продуктивным типом Фромм называет здоровый тип, тип идеального психического здоровья – это есть конечная цель развития человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.

Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом чего являются одиночество, изоляция и отчужденность.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

«Отчуждённый человек, каким мы попытались обрисовать его в этой главе, не может быть здоровым. Поскольку он ощущает себя вещью, помещением капитала, которым манипулируют другие и он сам, он лишён чувства самости. Отсутствие самости становится источником глубокой обеспокоенности».[56]

От этого состояния человек избавляется «бегством от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление.

Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

Основой творческого социального характера (иначе продуктивного) является установка на «бытие» и «любовь».

Сущностью установки на бытие, согласно Фромму, является внутреннее слияние с природой и миром, желание максимально выявить сущность природы и вещей, не убивая живого и ничего не присваивая. Эрих Фромм противопоставляет установку на бытие установке на обладание, свойственной накопительскому и рыночному социальным характерам.

Второй важнейшей основой творческого характера Эрих Фромм считает установку на любовь. Любовь для Фромма – это не садомазохистская, не нарциссическая, не симбиотическая любовь и не характерный для современного общества эгоизм вдвоём. Любовью он называет потребность творчески раскрыть личность другого человека, не нарушая его цельности и уникальности, не претендуя на разрушение чужой индивидуальности или растворение своей индивидуальности в чужом «Я». Любовь не обязательно содержит эротический компонент. Братская любовь, любовь к отцу и матери, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу, всё это ветви, проистекающие из одного корня, одно и то же чувство, одна духовная потребность, окрашенная в разные оттенки.

Человек, согласно Фромму, обладает свободой выбора, свободой от инстинктов, то есть он наказан свободой выбора способов удовлетворения базовых потребностей. Если в обществе нет условий для творческого самовыражения личности и для проявления ее любви к себе, к ближнему и к обществу в целом, человек бежит от выбора.

Вследствие этого Фромм делает вывод, что свобода – невыносимое бремя, человек бежит от нее в тоталитарный режим. В таком обществе человек не может быть свободным, так как происходит отчуждение человека от самого себя.

«Процесс развития свободы — не порочный круг . человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством. Эту свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой.»[57]

Современное западное общество – это «патологическое и шизоидное общество», так как человек – винтик огромной машины потребления, здесь важен человек с большим капиталом и не важен без него. Капитализм в массовом порядке производит не людей, а отчужденные автоматы, неспособные к любви.

Отсюда Фромм обосновывает роль здорового общества, которое способно создать условия для гуманистической реализации свободы человека через гуманистический коммунитарный социализм, а именно:

• Производство должно служить человеку, а не экономике (потребления).

• Отношения между человеком и производством должны строятся не на эксплуатации, а на кооперации.

• Антагонизмы должны быть защищены солидарностью.

• Не максимальное, а разумное потребление для здоровья и блага.

• Максимальная децентрализация экономики и политики.

Осуществление индустриальной и политической демократии соучастия, то есть участие людей в управлении, процессе труда, в распределении прибыли, в демократическом использовании информации и дарования людей.

Рассматривая пути перехода к здоровому обществу, Фромм, прежде, изучает пути лечения индивидуальной патологии (осознание страданий и изменение практики жизни), после чего делает вывод, что «Те же самые условия — конфликт с потребностями человеческой природы и в результате этого страдание, осознание того, что именно не функционирует, и изменение реальной ситуации, а также ценностей и норм — столь же необходимы для лечения социальной патологии»[58].

Фромм предлагает изменения политического, экономического и культурного характера.

Итак, переход заключается в следующих тезисах:

— Создание нового человека, способного любить (Суть установки на самореализацию человека на основе любви, активной деятельности, примирения и объединения с миром, солидарностью с другими людьми, демократии соучастия, замену бюрократического способа управления гуманистическим) .

— Радикальное изменение философии смысла жизни (Радикальное изменение человеческого сердца, а именно: изменение установки человека на существование: «иметь или быть», «жить, чтобы иметь, или жить, чтобы быть самим собой») .

— Выход искать в образовании и воспитании, которые учат человека любить.

«Демократия победит силы нигилизма лишь в том случае, если сможет вдохнуть в людей самую сильную веру, на какую способен человек,- веру в жизнь, правду и свободу — в свободу активной и спонтанной реализации человеческой личности».[59]

Понимание человека и его социального поведения. Взаимодействия индивида и социальной группы.

Природа человека по Фромму – биосоциальная телесно-духовная целостность, а движущей силой человеческих желаний являются социокультурные базовые потребности:

Потребность в человеческих связях (в коллективизме). Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогаю людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в самоутверждении, в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

Потребность в привязанности. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть.

Потребность в самоосознании, самотождественности, индивидуальной идентичности, самовыражении. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой . в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Каждый человек должен быть способным сказать: “Я — это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя я как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Потребность в культурных образцах и нормах поведения, потребность в системе ориентации, нормах подражания. Людям необходимо стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

Под влиянием следующих социокультурных факторов формируются эти социокультурные потребности:

• Общество, его экономическая сфера, политическая, социальная и духовная сферы.

• Межличностные отношения (семья, малая группа).

• Процесс социализации (воспитание, труд, религия, политика).

• Психические свойства индивида.

Ставя вопрос о природе человека, Фромм предложил рассматривать не какие-либо частные моменты, специфику человека, а, наоборот, общее представление о человеческой природе. По его мнению, представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторах, характерных для человека: это уменьшение доли инстинктивной детерминации поведения и рост объема мозга и особенно коры головного мозга.

«С учетом всех этих данных человеческий вид можно определить следующим образом: это приматы, возникшие в тот момент эволюции, когда детерминация поведения инстинктами достигла минимума, а развитие мозга — максимума. Такое сочетание минимальной детерминации инстинктами и максимального развития мозга никогда прежде не имело места в процессе эволюции животного мира и, с биологической точки зрения, представляет собой совершенно новый феномен».[60]

Вследствие этого, человеческие существа, чтобы выжить, нуждались в системе ориентации и объекте поклонения.

Системы ориентаций были описаны ранее, теперь подробней остановимся на социальном характере.

«Отправной точкой для последующих рассуждений является утверждение о взаимозависимости между характером среднего индивида и социально-экономической структурой общества, к которому принадлежит этот индивид. Взаимосвязь индивидуальной психической сферы с социально-экономической структурой я называю социальным характером».[61]

Социальный характер выполняет две функции:

В отношении индивида – направляет его действия и энергию во имя функционирования данного общества в соответствии с его практическими нуждами и дает ему психологическое удовлетворение от его деятельности .

В отношении общества – приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать. Функция стабилизации общества.

Социальный характер – это совокупность социокультурных установок (ориентаций) и норм для подражания, но тем не менее детерминируют его поведение. Социальный характер отличается от индивидуального характера тем, что социальный характер – это определенный тип, присущий определенному большинству членов одной и той же культуры . в то время как индивидуальный характер различен у людей той же самой культуры.

Человеческий характер – это аналог инстинктивного аппарата животного. Он также определяет поведение человека и его отношение к внешнему миру.

Принципиальное отличие от инстинктивной программы животного состоит в том, что социальный характер формируется обществом и составляет психологическую основу личности, то есть укореняется в его базовых социокультурных потребностях. Эти потребности находятся глубоко в психике человека и не всегда им осознаются.

Общество формирует такой тип социального характера, который выгоден данному обществу. А сам человек с радостью выполняет задачи общества – его функционирование и стабильность.

Взаимосвязь человека и общества выражается таким образом: от социальной структуры общества, его морального климата зависит и социальный характер — личностный тип, наиболее данным обществом поощряемый. И наоборот, наиболее престижный в данном обществе личностный тип определяет, какой будет его социальная структура. Если общественная структура и социальный характер вступают в противоречие, общество теряет устойчивость.

Таким образом, общество влияет на формирование социального характера и в то же время он является стержнем структуры индивида.

«Я хотел бы ещё раз констатировать следующее: утверждая, что социально-экономическая структура общества формирует человеческий характер, мы говорим только об одной стороне взаимосвязи между организацией общества и человеком. Другая сторона, которую нужно принимать во внимание, — природа человека, в свою очередь, формирующая общественные условия его жизни. Социальный процесс можно понять, только исходя из знания подлинной сущности человека, его не только физиологических, но и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и природой внешних условий его жизни, которые он должен подчинить себе, чтобы выжить».[62]

Методология социального исследования. Методы исследования

Методология Фромма носит название гуманистического психоанализа, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.

Отталкиваясь от психоаналитических концепций З. Фрейда, Э. Фромм пересмотрел те из них, которые отражали механистический взгляд на природу человека. По его убеждению, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не преумножил знания о том, «как человек должен жить и что он должен делать». Поэтому, как считал Фромм, классический психоанализ необходимо реформировать таким образом, чтобы перевести прозрения и идеи Фрейда в экзистенциальную плоскость: психоанализ должен опираться на антропологическо-философскую концепцию человека.

Гуманистический психоанализ основывался на ряде положений:

• ключевая проблема психики – особая связь человека с внешним миром .

• миф об Эдипе следует понимать как символ не кровосмесительной любви между матерью и сыном, а протест сына, восставшего против отца в патриархальном обществе .

• сексуальные влечения – не причина, а следствие психологического симбиоза ребенка с матерью .

• инстинкт жизни представляет собой первичную потенциальность в человеке, в то время как инстинкт смерти – вторичная потенциальность, относящаяся к психопатологии .

• наряду с индивидуальным характером следует учитывать «социальный характер» как совокупность черт, свойственных большинству членов данной социальной группы и возникающих в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

Методология Фромма основывается на поведении человека, определяемом социокультурными потребностями, формируемыми под влиянием общества (экономические основы, семья).

Для этого Фромм применял сравнительно-исторический анализ и проникновение во внутренний мир человека.

Задачи социологии.

Гуманистический психоанализ, который Фромм положил в основу своих социологических воззрений, должен был, стать обязательным элементом цивилизации, дополняющим образовательно-воспитательную систему. Задачу психоанализа Фромм, таким образом, видел не в приспособлении к обществу, а в том, чтобы помочь каждому человеку стать самим собой, правильно сделать жизненный выбор.

Гуманистический психоанализ должен стать основой планирования и новой организации общества. Психоанализ учит различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их рационализированную оболочку, представленную в идеологии. Идеология служит одновременно выражением скрытых стремлений и формой их подавления.

Таким образом, деятельность социолога должна быть направлена на понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями.

Оценка вклада в ПП

Творчество Фромма сложно отнести к какой-либо одной области, но смело можно говорить о том, что основу его идей составляет проблема человека, причиной чего послужили война и капитализм.

Фромм показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Он говорил, что человек знает все о самом себе, он осознает свою беспомощность и ограниченность своего существования. Человек, указывает Фромм, — это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой. Он ее должен решить.

Этот постулат имеет куда более глубокую значимость не только для социологии, психологии и других наук, но, прежде всего, для человеческой философии жизни, для самого человека.

В своих трудах Фромм подробно рассмотрел природу человека и его взаимосвязь с обществом и окружающей средой. Он обосновал пути решения проблем человека. В этом и состоит главная заслуга Фромма.

Имя Фромма известно в области философии, социологии, психологии, этики, религии, общественно-политической деятельности.

Список использованной литературы

1. Губина С.А. Курс лекции по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие. – М.:Эксилибрис- Пресс, 2009.-304 с

2. Добреньков В.И. История социологии. — Под общ. ред. В. И. Добренькова. – М.: ИНФРА-М. 2004. — 592 с.

3. Кравченко С.А Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учеб. пособие для вузов. — М.: Экзамен, 2002. — 511 с.

4. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.
— М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. – 608 c.

6. Тард Г. Законы подражания. Источник: http://dlib.rsl.ru

7. Тард Г. Социальная логика. Источник: http://www.libfor.ru

8. Г. Тард. Общественное мнение и толпа. Источник: http://uf.kgsu.ru

9. Лебон Г. Психология народов и масс. Источник: http://lib.ru

10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Источник: http://lib.ru

11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого. Источник: http://sbiblio.com

12. Фрейд З. Психология бессознательного. Источник: http://www.loveread.ec

13. Фромм Э. Искусство любить. Источник: http://www.musa.narod.ru

14. Фромм Э. Здоровое общество. Источник: http://lib.rus.ec

15. Фромм Э. Бегство от свободы. Источник: http://lib.ru

16. Фромм Э. Иметь или быть. Источник: http://lib.ru

Приложение 2

Пример составления сравнительной таблицы

  Вильфредо Парето Габриэль Тард Гюстав Лебон Зигмунд Фрейд Эрих Фромм
Биографическая справка (1848 —1923) Париж. Учился в Политехнической школе. Занимался публицистикой, исследованиями. Умер в Швейцарии. (1843—1904) Франция. Получил юридическое образование, вел судебную практику, позже занялся социологией. Преподавал в нескольких университетах. Умер в Париже. (1841-1931) Франция. Учился в Парижском университете. Публиковался, изучал медицину, археологию, психологию, социологию. Умер в 1931. (1856-1939) Австро-Венгрия. Учился в Венском университете. Работал в больнице, занимался частной практикой, проводил исследования. Умер в 1939. (1900-1980) Германия. Учился в в Гейдельбергском университете, преподавал в разных заведениях. Изучал психоанализ и проводил исследования, занимался частной практикой. Скончался в 1980 в Швейцарии.
Ключевые категории · Теория социального действия · Логические и нелогические действия · Теория равновесного общества · Теория циклов, циклического развития общества · Теория элиты, круговорот элит · Резидуи · Деривации · Психологизм · Социальное взаимодействие · Подражание, законы подражания, типы подражания · Противоположение, приспособление, подражание · Изобретение · Толпа, публика · Мода · · Толпа · Психология толпы · Коллективная душа · Закон духовного единства толпы · Социальный физиологический психоанализ · Анализ сновидений · Ошибочные и непредназнамеренные действия · Свободные ассоциации · Роль бессознательного – инстинкты и либидо · 3-х уровневая структура личности · Психофизиологическая социальность · Ранняя социализация, интериоризация · Психология толпы · Гуманистический психоанализ · Социальный характер. Типы социального характера · Социокультурные базовые потребности человека · Природа человека – биосоциальная телесно-духовная целостность · Экзистенциональная дихотомия · Типы социальной ориентации поведения человека · Здоровое общество · Отчуждение · Свобода выбора социального действия · Идентичность
Понимание социальной реальности Социальность – это реальность, созданная нелогичным действием на основе чувств. Нелогические действия возникают под влиянием резидуев («остатков»), т.е. это различные предрасположенности, установки, стереотипы, страсти, предрассудки, эмоции, обычаи, чувства, традиции, нравы . Под социальной реальностью (социальной жизнью) Тард понимает социальное взаимодействие, возникающее на основе подражания – взаимного влияния одного «Я» (индивида) на другое «Я» (индивида) в результате непреодолимого, психического стремления людей к подражанию друг другу. социальной реальностью для Лебона является поведение людей, образующих определенную группу, в котором выражаются его проявления. Реальность создается человеком под воздействием бессознательных, психологических инстинктов, которыми являются страсти, инстинкты, побуждения, то есть все то, что спрятано глубоко в подсознании. Но, прежде всего, говорит о роли сексуальных побуждений. Роль сублимации. Социальность выражается в социальном поведении и проявляется в социальном взаимодействии с другими. Она обусловлена разными системами ориентаций (мазох., садист., гуман.)
Общее:. Различное:
Понимание объекта Объект – человеческое общество,социальные группы, а именно элиты и социальное действие человека. · Объектом исследования выступает индивид, поскольку именно он является источником социальности, вступая во взаимодействие с другими на основе подражания . также объектом исследования выступает публика и общество в целом. – В качестве объекта исследования Лебон рассматривает поведение больших групп людей, «толпы», «массы», народа. В качестве объекта исследования выступает человек, но главное – его сфера бессознательного. Объект своего исследования – с трех точек зрения: · Природа человека . · Социальное поведение . · Общество. Через дихотомии, социальные ориентации в поведении и социальный характер.
Общее: Различное:
Понимание предмета Предмет – механизм, с помощью которого создается социальное действие – это резидуи, психические свойства. Это социально-психологический подход. Предмет исследования Тарда связан с изучением законов подражания, психологическими явлениями верованиями, желаниями, намерениями, подражанием. Предметом анализа Лебона считаются неосознаваемые моменты душевной жизни, которые коренятся в бессознательном субстрате психики и влияют на мотивы поведения. Таким образом, основной предмет анализа – психологические законы поведения толпы и индивида в толпе. · Влияния через механизм сублимации на социальное поведение человека и больших масс . · Влияния на взаимоотношение человека с обществом и его конфликт с культурой . Влияние на процесс возникновения и развития культуры, религию, социальность Предмет исследования состоит в рассмотрении законов и принципов действия человеческого фактора в общественно-историческом процессе, а также в выявлении роли психологического фактора в качестве активных сил в социальном процессе.
Общее: Различное:
Понимание человека, индивида, связь с группой Человек – существо чувства, веры, а не разума, ему присуща потребность в псевдологическом обосновании задним числом своего нерационального поведения. В социальном действии участвуют человеческие индивиды, наделенные чувствами. Именно чувства, обусловленные психическим складом индивидов, — главная пружина, приводящая в движение всю систему. индивид формируется благодаря воздействию психологических особенностей человека, его желаний, идей, верований. Создает реальость благодаря его внутренней психологической потребности к взаимодействию с другими на основе подражания. Роль творческой личности. человек действует под влиянием эмоций. В толпе же он теряет свою индивидуальность и превращается в «человека толпы». Под действием закона «духовного единства толпы» любой человек, попадая в толпу: · утрачивает способность рассуждать . · утрачивает личную ответственность за своё поведение . · утрачивает личностные свойства и индивидуальные черты . · происходит резкое преобладание чувств над интеллектом. Фрейд выводит трехступенчатую структуру личности: · Оно (инстинкты) . · Я . · Сверх-Я. Природа человека– биосоциальная телесно-духовная целостность, а движущей силой человеческих желаний являются социокультурные базовые потребности: коллективизм, самоутверждение, привязанность, самосознание, образцы.
Общее: Различное:
Методология · теорию циклов – его отличительная характеристика как представителя ПП . · логико-экспериментальный метод – то есть социальные факты должны быть точно эмпирически обоснованными, суждения объективны, без идейных пристрастий . · системный подход . · структурно-функциональный анализ . · принцип динамического равновесия. Психологический анализ изучению различных социаль­ных процессов, детерминирующих становление, развитие и фун­кционирование общества. Из множества этих процессов он осо­бенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. Психологический редукционизм, где поведением человека, толпы, массы, и всем процессом социальной эволюции управляет не разум, а чувства и верования, т.е. иррационально-волевая, эмоционально-психическая сфера жизни человека Методологию Фрейда можно обозначить как социальный физиологический психоанализ. · Действия носят бессознательный характер . · Сексуальное возбуждение сублимируется в социальном творчестве . · Существуют 3 уровня: бессознательное – сознательное – предсознательное . · Происхождение социальности из эдипового комплекса (чувства вины и чувства страха), регулируемое нормами, религией · Психология толпы – организованная масса, вождь, стремление к солидарности. Методология носит название гуманистического психоанализа, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.
Общее: Различное:
Методы Логико-экспериментальный метод. Позитивный метод, наблюдение, статистические методы, причинно-следственный анализ, историко-архивный метод. Использовал гамму традиционных методов познания психологии и социологии, в качестве генерализирующего метода он прибегал к научным методам Гипноз, метод свободных ассоциаций, толкование сновидений. Сравнительно-исторический анализ и проникновение во внутренний мир человека.
Общее: Различное:
Задачи социологии · социология должна разоблачать социальные идеалы . · социолог должен разоблачать ложные мотивы, иллюзии, теории, которыми человек рационализирует свое поведение, скрывая истинные мотивы . · социолог должен определить резидуи или логические элементы в мотивации людей, исследовать роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположенностей, установок, предрассудков, стереотипов, определяющих действия и взаимодействия людей . · проведение системного, структурно-функционального анализа общества . · социология должна устанавливать функциональные зависимости между социальными фактами . · главная задача социологии – точное эмпирическое изучение и описание социальных фактов, дающих достоверное знание об обществе. · Изучение законов подражания, благодаря действию которых, общество, с одной стороны, сохраняет целостность, с другой стороны, развивается по мере того, как возникают и распространяются изобретения в различных сферах социальной жизни. · Изучение межиндивидуальных и интериндивидуальных отношений людей, их социального взаимодействия на основе субъективно-психологических свойств индивида. · В процессе исследования следует опираться на статистические и историко-архивные данные. 3. Социолог должен, изучая конкретные явления, уметь выходить на уровень научных обобщений и абстракций, везде вычленять фундаментальные социальные закономерности . 4. Эмпирические социальные и психологические факты массовых явлений следует приводить к унитарной форме, исходя из логики биологических инстинктов, опираясь на иррационально-волевую, эмоциональную сферу человека, всегда помня, что человек действует под воздействием чувств, а не разума. 5. В соотнесении с основной темой творчества Лебона можно сделать вывод о том, что задачей социологии он видел анализ поведения человека и его прогнозирование. · Изучить человека, его психику, формирование, развитие и структуру личности . · Изучить мотивы и механизмы деятельности человека в разных социальных общностях . · Изучить соотношение инстинктов между собой и с цивилизацией . · Определить роль бессознательного и сознания в обществе · помочь каждому человеку стать самим собой, правильно сделать жизненный выбор. · различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их рационализированную оболочку · понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями
Общее: социология, в том числе и эмпирическая, должна, прежде всего, изучать социальную реальность и понимать ее. Различное: социологи в разной степени обосновывали задачи социологии.
             


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет