ПРО ПАПУ, КОТОРЫЙ ЗАГОВОРИЛ ПОСЛЕ 3 ЛЕТ,
Да, моему ребенку 3 года, и у него нетактивной речи, но я не беспокоюсь, потому что наш папа заговорил тожепоздно
Мне свекровь рассказывала, что брат моего мужа тоже заговорил позже, такчто наш сын в него видимо
Мне сказали, что нервные клетки созревают индивидуально, и наверное, мыпоздние, вот ждем пока дозреют
И коронное: Эйнштейн тоже заговорил поздно, и ничего, — гений !
Итак, дорогие родители, давайте разберем ваши сказки, которые вы так любитерассказывать друг другу.
Ребенок, который не ходит в 2 года, не говорит в 3 года — это ребенок сопределенной биологической проблемой. Причина может быть в органическомповреждении мозга, в психотическом статусе, или невротическом (самый легкий вариант).Туда же педагогическая запущенность, при депривации стимулов — родители необщаются, малоразговорчивые. В семье алкоголиков, которые радостно с утра довечера обкладывают друг друга матом, но не занимаются с ребенком — ребенокговорит, усваивая среду — активно, но матом.
Папа, который не ходил, а потом созрел позже — пошел в 5, будетпапой с биологической патологией — органическим повреждением мозга. И вам непридет в голову оправдывать этим нарушение у вашего ребенка, потому что выпонимаете — это НЕ НОРМА. Если у папы органика, и у ребенка, значит надо искатьпричину : сосудистая патология, вследствии которой происходит инсульт и ДЦП,или умственная отсталость, из-за которой они демонстрируют позднее моторноеразвитие и т.д..
Когда вы на приеме озвучиваете фразу наш папа заговорил позже, видимо,ребенок в него это в переводе на восприятие специалиста звучит так :Наш папа имеет патологию, и видимо, ребенок тоже.
Даже в рамках педагогической запущенности будут определенные патологическиепроцессы : при отсутствии стимула, развития, нервная клетка погибает, механизмапоптоза, и пед запущенный ребенок помимо задержки речи имеет и биологическиенарушения, связанные с дефицитарным свойством его нервной ткани — дефицитарнымразвитием. Да, это самый благополучный вариант для коррекции, потому чтонесмотря на вышесказанное, в базе есть с чем работать, и если такого ребенкапривели в раннем возрасте — до 3 лет, его можно компенсировать в норму в 90 %.Если привели в 5 лет — то зависит от масштабов задержки, 50 на 50. После 7 ужетолько симптоматическая коррекция, поскольку наиболее сильная пластичностьмозга уже позади.
То, как функционирует базово ребенок в 7 лет — это то, как он будет жить.
Нервные клетки созревают, но параллельно с этим процессом происходит и апоптоз- гибель неработающей нервной ткани. Если вы не занимаетесь с ребенком, нереабилитируете его — не ждите чуда, созревшие нейроны не смогутзапустить зону — навык (речь, интеллект, поведение), если вы непоможете тем нервным клеткам, которые есть на данный момент. Не говоря уже опатологических условиях функции мозга, когда созревающие нервные клеткиизначально будут подвержены пато воздействию — при эпилепсии, психозе.
Пока вы не купируете эпилептические приступы, или психотический швал дофамина -все нейроны, которые созревают, будут поражены под воздействием причины — эпи ит.д.
Поэтому очень важно найти причину состояния, обследовать ребенка, а ненадеяться что он дозреет, пока вы выбираете ждать и оправдыватьбездействие, биохимические нарушения мозга будут уничтожать нервную ткань — инастоящую, и дозревающую.
Теперь по поводу Эйнштейна: мы НЕ ЗНАЕМ наверняка, как он развивался. Во времяинтернета любая фантазия приобретает налет истории, как с высказываниемГаннушкина что все лучшее создано : депрессивными, шизоидами ит.д., хотя на самом деле это слова обычной девушки, не имеющей отношениек психиатрии. Высказать категорично Все лучшее — а что — лучшее, покаким критериям, лучшее — для кого, и приплести к этому пациентов, может толькочеловек, который далек от мира коррекции.
Человек, который видимо хочет успокоить себя и оправдать свое расстройство.Дескать, а я то еще ничего, смогу создать все лучшее.
Так и с Эйнштейном. Да, может он пережил невроз, и действительно заговорилпозже, самостоятельно его компенсировав, но это ЕДИНИЧНЫЕ благополучные случаи.В реальности же дети, которые так и не стали Эйнштейнами после 7 лет пополняютряды коррекционных школ-интернатов и особых взрослых.
Выбирая ожидание и иллюзию, свой комфорт, вы выбираете потерю драгоценноговремени для реабилитации. Чем позже начата реабилитация — тем длительнее ислабее будет динамика восстановления.
Ребенок, который не ходит в 2 года, не станет чемпионом по бегу. Несмотря накрасивую историю о том, что папа/сосед/знакомый пошел поздно изамечательно бегает.
Ребенок, который не говорит в 3 года, будет иметь задержку развития, после 7лет в необратимой форме, несмотря на то что вам так хотелось верить в то чтопапа заговорил позже, и он заговорит, когда дозреет.
Вера в ребенка и оправдание своего комфорта — это разное.
Во сколько дети начинают говорить и как им помочь
Вера в ребенка и оправдание своего комфорта — это разное.
Если ребёнку уже 15 месяцев, апервое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.
Когдадети начинают говорить
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело втом, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама»или «дай».
Первая форма общения — это плач. Родители знают, что онразличается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например,пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, акряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.
Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинаетэкспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком,меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» илидаже «мама».
Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: этослучайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» сконкретными людьми или действиями.
Если человек уверяет, что его ребёнокзаговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое задействительное.
Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знаети произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и поройисковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или«ам» (есть).
Собственно, год можно считать той самой границей, после которойвозникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но естьважная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанногослова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверитьслух или посетить невропатолога.
Какпонять, что у ребёнка проблемы с речью
Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому,если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков илиреакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.
Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевыхпроблем. Они различаются в зависимости от возраста.
· 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, неэкспериментирует со звуками.
· 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданныезвуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
· 8–9 месяцев: не отзывается насобственное имя, лепет редкий и однообразный.
· 12 месяцев: не произносит ни одногослова, даже «мама», «дай» или «на».
· 13–18 месяцев: не показываетпростые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Гдемячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и неусваивает новые.
Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковыхнавыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шестьслов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20,сообщите педиатру о таком регрессе.
Какпомочь ребёнку заговорить
Лучший способ — создать все условия для общения. Вот тринаиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.
1.Разговаривайте
Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когдапроводите время вместе.
· Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу:«Это мячик. А это машинка».
· Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь— курточку. И отправляемся гулять!»
· Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машинапоехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
· Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали кнему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
· Пойте колыбельные
2. Читайте вслух
Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов,учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Этопобуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг сдругом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.
3. Слушайте
Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность,слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотелговорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использоватьбольше слов и складывать их в более сложные предложения.
