ООО СТОЛИЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
Эссе
Ислам и социальные аспекты пола
Предмет: «Основы религиозной культуры и светскойэтики»
Выполнила: Валитова Альфина Мирсаитовна,
слушатель курсов повышения квалификации
«Основырелигиозных культур и светской этики:
Формирование профессиональных компетенций
для преподавания основ
духовно-нравственно культуры»
2019
Оглавление
1.Введение. 1
2. Ислам и положение женщины в Исламе. 2-3
3. Положениемужчины в исламе. 4
4.Заключение. 5
Списокиспользованной литературы 6
Введение
Ислам появляется в 7 веке нашей эры и являетсясамой молодой из всех религий. Место рождения — Аравийскийполуостров. «Важный принцип Ислама – адекватная временисоциальная деятельность (в Исламе нет монашества) с наличием религиознойпрактики, по возможности более полной (делами – в мирском, душой – в вечности).»1
Последователи обязаны соблюдать пять столповИслама, которые объединяют мусульман в общину. Прежде всего , мусульмане – этолюди, покорные Единому и Единственному Богу. Самым большим грехом являетсяневерие, поклонение чему-либо другому, например, идолам, солнцу, камню и т.д.
Как мужчинам мусульманам, так и женщинам -мусульманкам необходимо соблюдать законы и правила, установленные Богом.
В Исламе и у женщины и у мужчины есть своеположение, права и обязанности.
1.Ш.Аляутдинов «Мусульманское право»,2013 С.32-33
1
Ислам и положение женщины в Исламе
Ислам — самая молодая религия, но вторая по численностиприверженцев, которая зародилась в Аравийском полуострове. Проповедникислама — пророк Мухаммад. Основными постулатами веры мусульманина являются:
1. Вера в Единого и Единственного Творца.
2. Вера в ангелов.
3. Вера во все Священные Писания.
4. Вера во всех пророков и посланников Божьих.
5. Вера в Судный День.
6. Вера в то, что все изначально известно Всевышнему на основе Еговсезнания.
Основными постулатами в религиозной практике мусульманинаявляются:
1. Свидетельствование, что нет Бога, кроме Единого и ЕдинственногоТворца, и что Мухаммад – Его раб и посланник.
2. Совершение намаза 5раз в день.
3. Соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Выплата закята.
5. Совершение Хаджа.
Основным источником социальных и правовых норм является Коран иСунна пророка Мухаммада. «Вера ,осознание ее постулатов должны иметь отражениев делах человека и его поступках;…в ответственном подходе к обязанностям передсамим собой, семьей, перед обществом и Богом»1
Часто в Интернет-пространстве можно увидеть о неравном положениемужчины и женщины в Исламе. Что якобы женщина обделена в Исламе, что у нее нетникаких привилегий, и что нет у нее никаких прав, что она должна полностью ибеспрекословно подчиняться мужчине. Более 14 веков назад Ислам поднял статусженщины с угнетенной позиции и положил начало свободе и равенству.
1. Ш. Аляутдинов «Мусульманскоеправо»,2013 С.52
2
Вэпоху , когда женщина являлась собственностью, именно Ислам вернул ей достойноеи равноправное положение в обществе. Мусульманская женщина — женщина, котораясвободна в полном смысле этого слова. Ислам четко определяет права женщин, ихсоциальные, экономические и духовные обязанности. Ислам совершенно определенноутверждает равенство мужчины и женщины. Скрижалии Корана гласят : Мужчина и женщина являются равным творением Всевышнего и дополняют друг друга — из этого вытекает абсолютное равенство между мужчиной и женщиной вбольшинстве житейских дел. Жены имеют такиеже права, как и обязанности, и относиться к ним следует по — доброму(Коран 2:228 )[ 5].Женщина в исламе имеет право на владение имуществом , атакже обладает правом его наследования. Мусульманки свободны в праве выборавступления в брак. Далее следует одинаковое отношение шариата к обоим полам вправовых отношениях .Если затронуть вопрос о Великих, то и здесь мы видим равноесостояние женского и мужского ума. Ислам разрешает женщинам изучать науку иподниматься вверх по социальной лестнице. В Коране сказано:Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовал, и тех, кому дано знание, наразные степени Аллах введут в том, что вы делаете [4,58:11]. Пророкислама разрушил все некачественные убеждения своим предложением: Обучение науки обязано для всех мусульман. В Коране есть свои требованиякак к женщинам так и мужчинам. Женщина не должна выставлять свою красоту передкем-либо, кроме мужа и мужчин, которые ей являются родственниками. Одеждадолжна прикрывать все части тела, кроме лица и кистей рук, а также волосы.Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающей, обтягивающей. Женская одежда,не соответствующая вышеперечисленным нормам противоречит канонам Ислама иношение такой одежды наказуемо Богом в Судный День. Конечно, будутиндивидуально рассмотрены вынужденные ситуации ношения несоответствующейправилам Ислама одежды. В Исламе нельзя наращивать волосы, выщипывать брови,делать пластические операции, например, по увеличению груди, если нет на тожизненной необходимости. Очень высоко положение женщины в Исламе, как матери,«Рай под ногами матерей»1, говорил пророк Мухаммад.
1. Ш. Аляутдинов Хадисы. – СПб.: «Издательство Диля»,2017. -592с.С.136
3
Положениемужчины в Исламе
Мужчина в Исламе — это личность, котораяработает над собой интеллектуально, духовно, физически каждый день. Никогдане останавливается в работе над собой, даже в 90 лет. Конечно же это мужчинабез вредных привычек, так как Коран полностью запрещает привычки, вредные дляздоровья. Понятие настоящего мужчины исходит от самого Аллаха, который вложилкачества истинного мужчины в лучшего из людей – пророка Мухаммада . Читая ожизни пророка, трудностях с которыми он сталкивался и описание его нрава,понимаешь, что никто другой не подходит под описание настоящего мужчины, кромеНего (мир ему). И это лишь некоторые качества, которыми обладал Пророк (мирему), и должен обладать тот, кто хочет видеть себя истинным мужчиной. Мужчина, который обладает знаниями, осознает,что важно и что не стоит его времени. Он не теряет себя в мелочах жизни,которые не приносят ему пользы. Он сосредотачивается на том, что действительноважно для него и приносит пользу как ему, так и его религии. Настоящий мужчинаосознает истинную цель своего предназначения, и движется к поставленным целям.Он тратит свое время на нужное, сосредотачивается на своей вере, семье и детяхи не обманывается мирскими удовольствиями. Истинный мужчина осознает важностьсемьи в свой жизни, чтит родителей, стремится быть хорошим отцом, сыном имужем. Он защищает и бережет это самое ценное в его жизни. Он осознает, что егосемья является благословением от Аллаха и относится к ним подобающим образом.Такой мужчина является главой своей семьи, на которого можно положиться в любоймомент. Пророк (мир ему) сказал: «Наилучший из вас тот, кто лучше всегоотносится к своей семье».
В Исламе мужчина, который хочет создать семью, должен сделатьдорогой подарок своей будущей супруге, стоимостью примерно 45 килограмм золота.«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качествебезвозмездного дара!»1 В случае развода он не имеет права забирать свой подарокобратно. Не имеет места и рукоприкладство со стороны мужа к жене, как частобывает принято у некоторых мужчин. «Лучшие из вас не бьют своих жен!»2 Мужчинадолжен полностью обеспечивать свою семью сам.
1. https://umma.ru/sura-4-an-nisa-zhenshhiny/
2. Ш. Аляутдинов Хадисы. – СПб.: «Издательство Диля»,2017. -592с.С.157
4
Заключение.
Подводя итоги можно сказать, что Ислам признает равенство мужчин и женщин передВсевышним. Согласно Корану и Сунне, пол не имеет никакого влияния на вознаграждениеи наказание в будущей жизни.
В религиозно-практических вопросах, в правилах исполнения обязательств передВсевышним мужчина и женщина также равны. И мужчина, и женщина одинаковопоклоняются, следуют одним и тем же нормам этикета, поведения и равны передзаконом. Но равенство не означает тождество. Всевышний определил для каждогоего обязанности и права. И есть некоторые различия в поклонении мужчин иженщин: женщины «прерываются» иногда в исполнении религиозных обязанностей,например, намаза и поста; мужчинам запрещено носить золото и шелк, а женщинам –разрешено, потому что им свойственно стремление к красоте; мужчины должныобеспечивать семью, то есть тратить свой заработок на жену и детей, а заработокженщины принадлежит ей, и она может тратить его на свое усмотрение;пятничный намаз обязателен для мужчин и необязателен для женщин; есть такжеопределенные различия в требованиях к одежде мужчин и женщин вследствие ихфизиологических особенностей. Следует учитывать, что все эти различия обоснованыособенностями и мужчин и женщин. В заключение можно сказать, что ислам признаетравное духовное начало как в женщине, так и в мужчине. С юридической стороныислам также признает их равенство, их уникальность, особенности, способности иправа.
5
Списокиспользованной литературы.
1. АляутдиновШ.Р. Мусульманское право 1-2. М.,2013 – 492с.
2. АляутдиновШ.Р. Женщина и Ислам. М.,2011. – 320 с.
4. .Аляутдинов Ш.Р. Хадисы. – СПб.: «Издательство Диля»,2017. -592с.
5. СмирновА. Мусульманская этика как система Мусульманская этика как система // Этическаямысль. Вып. 6 / Отв.ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2005, С. 51—75. – Режимдоступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/smirn_musetik.php
6. ВолковВ. Основы Ислама как религии//Отечественные записки. 2003. №5(14) – Режимдоступа: http://www.strana-oz.ru/2003/5/osnovy-islama-kak-religii
7. https://umma.ru/
6