Сидоренко Д.Д. «Использование кейс-технологии на уроках вначальной школе»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра»
Д. Дьюи
В настоящее время одной из самых главных проблем дляучителя является проблема усвоения знаний учащимися. Эта проблема вынуждаетучителя искать все более новые пути для того, чтобы дети могли легковоспринимать информацию, мыслить, рассуждать, находить рациональные путирешения проблем, должным образом перерабатывать информацию.
Учитель должен прививать ученикам интерес к учебнойдеятельности, учить детей мыслить нестандартно, обеспечивать условия дляформирования индивидуальности, оценки своих возможностей на уроке, но при этомсделать все так, чтобы уменьшить психологическое напряжение на уроке.
Для того чтобы обеспечить все эти условия, необходимоискать новые способы изучения учебного материала, новые педагогическиетехнологии. Таким образом, можно сказать, что внедрение учебных кейсов впрактику преподавания в начальной школе является очень актуальным. Несмотря нато, что это требует от учителя временных затрат, творчества и инициативы.
В настоящее время такая педагогическая технология более широкоиспользуется в средней школе, а в начальной школе только получает своераспространение.
В силу того, что у учащихся начальной школы небольшойжизненный опыт, использование кейс-технологии не нашло достаточного примененияв начальных классах. Тем не менее, данный метод обучения имеет ряд преимуществ,таких как: формирование у младшего школьника мотивации к учебной деятельности;формирование чувства лидерства, ответственности и основ деловой этики, так какособенностью такого метода является групповая работа.
Все кейсы можно разделить на несколько групп: практическиекейсы, отражающие жизненные ситуации. Обучающие, основной целью которыхявляется обучение, а также научно-исследовательские, которые ориентированы,прежде всего, на исследовательскую деятельность.
Для внеурочной деятельности удачнее всего использоватьпрактические кейсы. Для уроков русского языка, математики, литературного чтенияподойдут обучающие кейсы. А для уроков окружающего мира успешнее всего будутнаучно-исследовательские кейсы.
Также кейс-методы можно разделить на группы в зависимостиот того, какой вид творческой работы на уроке они подразумевают. Это такие приемыкак – прием инцидента, ситуационного анализа и прием разбора деловойкорреспонденции.
Самый наиболее часто используемый мною прием при работе с методомкейсов – это прием инцидента. Цель данного приема — отбор данных учащимися, атакже подготовка детей к работе с нужной информацией, её сбoрoм, рассмотрением и систематизацией. Учащиесяприобретают кейс не в полном размере. Сообщение возможно представить как в письменном,так и в устном вариантах.
Несмотря на то, что такого рода способ работы требуетбольшого количества времени, его можно считать самым приближенным к практике. Отличительнаячерта данного приема состоит в том, что ученик сам отбирает нужную информацию сцелью принятия решения.
Прием инцидента при работе с кейс методом я использую восновном на уроках литературного чтения. Так, при работе с учащимися 3 классапо теме «Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка», учащимся было предложено вгруппах поработать с отрывком из текста.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушказа эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушкавиноват. Хорошо будет?
Вопросы к фрагменту текста:
· В чем заключается проблема данного отрывка?
· Как чувствует себя герой в данной ситуации? Как быВы чувствовали себя на месте героя?
· Приходилось ли Вам бывать в подобной ситуации?
· Какой выход из этой ситуации Вы можете предложить?
· Оцените ситуацию с нравственной точки зрения.
Несмотря на то, что подобная форма работы требует большоеколичество времени, ее можно расценивать как наиболее приближенную к практике.
Следующий прием при работе с кейсами – прием разбораделовой корреспонденции.
Он подразумевает получение кейса с подробным описаниемситуации. Учащимся выдается комплект документов с информацией, позволяющейнайти выход из ситуации. Кроме того, что в кейсе находятся материалынеобходимые для решения проблемы, в нем содержится информация, никак неотносящаяся к данной проблеме. Задача детей – отобрать необходимую информацию.
Например, при проведении урока окружающего мира в 3 классепо теме: «Мир животных», учащимся было необходимо в парах заполнитьтаблицу. Для работы им предложено несколько различных источников информации:текст учебника, листы с дополнительной информацией и учебная презентация.Задача учащихся – отобрать только необходимый материал и заполнить таблицу.
Название группы |
Примеры животных |
Количество видов |
Видовые признаки |
Черви |
|
|
|
Моллюски |
|
|
|
Иглокожие |
|
|
|
Ракообразные |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.75% НЕТ 41.25% Проголосовало: 1091 |
|
Паукообразные |
|
|
|
Земноводные |
|
|
|
Еще один прием при работе с методом кейсов — приемситуационного анализа.
Суть приема в том, что ученику предлагается текст сдетальным описанием возникшей ситуации, а также ставится цель, требующаярешения. Для учеников могут быть предложены уже готовые шаги или пути решенияпроблемы. В этом случае задачей ребят будет определить, какие шаги наиболеерациональны.
Такой прием можно использовать на уроке русского языка в 3классе по теме: «Состав слова».
Пример кейса:
Ученику было дано домашнее задание, разобрать слова посоставу. За свою работу он получил двойку. Рассмотрите работу ученика.
Оцените ситуацию.
Чего не знал ученик?
Составьте алгоритм разбора слова по составу.
Выполните правильный разбор слова по составу.
При использовании любого из упомянутых способов ученикиполучают пакет вопросов, на которые им следует отыскать решения с цельюосмысления сути проблемы. Содержание кейсов может быть различным:художественные произведения, жизненные ситуации, обобщение знаний по предметам- математика, русский язык, литературное чтение.
Отдельно стоит остановиться на способах оценивания работучащихся при использовании кейс-метода. Обычная пятибалльная система оцениванияслишком кратко характеризует деятельность детей. Поэтому есть необходимость использованияоценочных листов, в которых можно отразить сразу несколько критериев.
Можно оценивать как работу группы в целом, так и каждогоучастника в отдельности. Не стоит забывать и о самооценке.
Пример оценочного листа для оценки работы группы:
Критерии |
Баллы |
Быстрота выполнения задания |
|
Слаженность работы группы |
|
Точность изложения материала |
|
Подбор информации |
|
Умение ответить на вопросы по содержанию кейса |
|
Пример оценочного листа для самооценки ученика:
Критерии |
Баллы |
Помощь участникам группы |
|
Участие в обсуждении заданий кейса |
|
Участие в распределении обязанностей в группе |
|
Помощь в оформлении решений задания |
|
Данный метод можно использовать систематически почти полюбой теме обучения на различных учебных предметах. Достоинством кейс-методасчитается его гибкость, многовариантность, что способствует формированиюкреативности как педагога так и обучающихся.
Таким образом, можно сказать, что кейс метод позволяетучителю сделать свои уроки более интересными, заинтересовать ученика, повыситьмотивацию к учебной деятельности.