Своё эссе мне хочется начать с притчи «Вода и лёд».
Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться,читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимуюстену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
— Пойдем со мной — Учитель пошел по льду на середину реки. -Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?
— Нет. Как я могу увидеть, что — то сквозь лед?
— Там, подо льдом — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и онстанет водой, дающей жизнь целому миру.
Размышляя о смысле этой притчи, наверно каждый будет думать освоем каком — то мире, мире своих интересов и открытий. Для меня таинственным иманящим стал мир детства, мир образования, где, растопив лёд детской души,можно помочь ребенку раскрыть свой таинственный внутренний мир и научить делатьоткрытия на всем его жизненном пути. Осознавая это, и я выбрала свой жизненныйпуть, связанный с педагогикой.
Впервые, когда я пришла в школу уже в ролиучителя, я была ненамного старше своих учеников. Мне было 20 лет, а самымстаршим моим ученикам по 17 лет. Страшно ли мне было? Не то слово, я ещёмолодая и неопытная стояла перед ними, полная надежд и планов. Каждыйучитель должен оставить о себе память. Память своими уроками и делами.И если спустя 20,30 лет после окончания школы бывшие ученики вспомнят меня, значит для них я быланастоящим Учителем. Кто-то из них уже стал успешным врачом, один из моихвыпускников открыл свою спортивную школу в нашем городе, кто-то пошёл по моимстопам, и уже работает учителем в школе. Когда я встречаю своих выпускников,слышу об их успехах, то испытываю искреннюю радость и гордость. Ведь в том, чтоони нашли своё место в жизни, есть и моя заслуга.
Мояпедагогическая философия… а часто ли мы о ней задумываемся? Пожалуй, нет.Мы всегда куда-то спешим, торопимся все успеть, а сесть и подумать нам некогда.Задумавшись над этим вопросом, я поняла, как сложно говорить о своейпедагогической философии.
Мы, получивдиплом о профессиональном образовании, часто уверенны в том, что знаем все: какучить, как найти подход к каждому ученику, методику преподавания предмета. Нокогда приходим в школу, оказывается, что мы многого не знаем и не умеем. Итогда мы задумываемся: как же стать самым лучшим педагогом, мастером своегодела.
Я считаю, чтопрежде чем требовать что-то от учеников, нужно научиться требовать от себя.Если учитель ответственно подходит к уроку, готовится к занятиям, ищетинтересный материал и не ограничивается учебникам, то он будет интересенбольшинству ученикам.
Как бы нибанально это звучало, но учитель должен учиться и совершенствоваться всегда.Учитель должен идти в ногу со временем, использовать различные приемы и методына занятиях.
Но самое главное – учитель должен оставаться человеком, мыне должны превращаться в роботов, которые знают только четыре отметки и свойпредмет.
ВасилийАлександрович Сухомлинский правильно подметил, что главное в преподавании — воспитаниечеловечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чемто, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т. д.Поэтому, я считаю, что наша главная задача – развивать в детях личность,готовую к жизни в современном мире; развивать систему ценностей, которые,несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.
Знаниеиностранных языков сегодня особенно важно. Некоторые люди изучают языки,потому, что они нужны им в работе, другим знание языков помогают в путешествииза границей, для третьих изучение иностранных языков – хобби. Вообще, знаниеиностранного языка во все времена являлось показателем уровня образованностичеловека. Я неоднократно слышала от учащихся – «Зачем мне изучатьиностранный язык? Ведь я не собираюсь за границу». К таким детямя стараюсь найти особенный подход, чтобы привить им интерес к изучению языка,чтобы донести до них необходимость изучения английского языка в современноммире. Раскрыть им всё богатство иностранного языка, познакомить с иноязычнойкультурой, традициями другой страны.
Нашиученики тоже счастливы, когда их понимают, они ждут от нас поддержки, помощи.Ученики имеют право на ошибку, они могут иметь свои проблемы, которые, намвзрослым почему-то кажутся незначительными. А если мы вспомним свое детство:когда нам казалось, что никто нас не может понять, что страшнее проблемы бытьне может, а старшие ничего не понимают. А так хотелось, чтобы нас поняли иподдержали. Я стараюсь понять своих учеников, всегда интересуюсь, почему они невыучили урок, все ли поняли, а если у кого-то плохое настроение, стараюсь небыть равнодушной. При этом важно не перейти границу «учитель-ученик», чтобыученики не стали манипулировать мной, нужно всегда держать дистанцию.
Мне, как учителю,хочется стать профессионалом, быть на высоте и преподавать так, чтобы ученикибежали на урок. Но как этого добиться? Я считаю, что мы не должныостанавливаться на достигнутом, нужно всегда ставить для себя цель выше, чем мыможем достичь и стремиться к ней. Для меня каждый урок, словно первый раз. Мнехочется, чтобы ученики не знали, что их ждет на уроке. Поэтому стремлюсьпознавать новое и необычное. Сегодня, когда наши ученики принимают участие вразличных олимпиадах и конкурсах, учителя должны себя тоже проявлять. Участие впрофессиональных конкурсах – это бесценный опыт, потому что увидеть что-тоновое, посмотреть на себя со стороны бывает необходимо. Именно так мы узнаем освоих недостатках, ошибках. Но в то же время мы можем показать то, что у наслучше всего получается.
Таким образом,моя педагогическая философия заключается в том, чтобы постоянносовершенствовать и учиться, не останавливаться на достигнутом, всегда естьчто-то большее, чем мы владеем. Но важно помнить, что мы не должны превращаться«в сухаря», что дети ждут от нас понимания, уважения.
Закончить своё эссе мне хочется словами Василия АндреевичаЖуковского: «Уча, мы учимся сами». Именно этими слова я руководствуюсь в своейработе.
