Мои педагогические находки.
Воспитатель интерната – это особая категория педагогов: с одной стороны, тыявляешься учителем, приравненным к педагогу группы продленного дня, а с другой– твои воспитанники живут в интернате целую неделю, что невольно превращаеттебя частично в родителя.
Важная часть работы — это подготовки с обучающимися домашних заданий. Этаметодика не разработана как отдельная технология, но я в своей работеориентируюсь на советы психолога родителям по подготовке домашнего задания.М.Н. Никитин – автор интересной методики, в которой даются советы многодетным родителямпо организации выполнения домашнего задания. Используя подобные пособия,информацию интернет-ресурсов, в частности pedagogby@gmail.com,я сформировала свою систему организации подготовки домашнего заданиявоспитанниками. Выполнение письменных работ осуществляется строгоиндивидуально, но в то же время осуществляется и взаимопомощь: старшиеобъясняют младшим трудный материал. Это элемент системы наставничества. Яговорю «элемент», потому что нет строго закреплённых пар: «шефов» и«подшефных». Пары формируются спонтанно и время их взаимодействия тожесвободно. Для выполнения заданий по устным предметам я использую элементыметодики КСО (коллективный способ обучения). Воспитанники одного (три-четыречеловека) класса либо рассказывают друг другу содержание параграфа, при этомкаждый выбирает свой фрагмент, либо отвечают на вопросы к параграфу, так жекаждый выбирает разные вопросы из домашнего задания. Это очень эффективная методика:ребёнок несколько раз проговаривает одно и то же и слышит другую информацию отразных детей. У воспитанников развивается речь, память, формируются навыкиработы с текстом, вообще читательская грамотность и, конечно, навыкикоммуникации. Такая форма работы с воспитанниками оправдала себя. На ежегодномпедагогическом совете, посвящённом адаптации 5-классников, учителя отмечаютименно у моих воспитанников успешное прохождение этого сложного периода и дажеизменения учебной мотивации. В частности, учитель английского языка, котораяработает одновременно в двух филиалах и нашей школе, отмечает, что дети изфилиала «Койбальская начальная школа», с приходом в 5 класс, в мою группуменяются кардинально. Они становятся собранными, ответственными, всегда с выполненнымдомашним заданием, что очень важно для успешной учебы. Наблюдаются дажеэмоциональные изменения у отдельных детей, что также отмечают педагоги.
Это связано с тем, думаю, что я уделяю много внимания микроклимату вколлективе, используя методику личностно ориентированного подхода, с опорой наситуацию успеха. Суть её заключается в том, что каждый мой воспитанник имееткакое-то своё стартовое достижение: лучше всех продежурил, победил в викторине,в кроссе, выступил на сцене, сделал поделку, нарисовал рисунок, помог младшему,своему другу, заступился за слабого, сказал правду, не побоялся в ситуации,когда испугались все, отличился на клубном часе, получил за неделю больше всех«5», исправил по результатам в четверти оценки и т.д. Все эти достижения яхраню в форме разных записок, (к почётным грамотам детей вообще отношусьтрепетно). Когда возникает сложная ситуация, связанная с проступком ребёнка, яего не ругаю, а напоминаю, что он хороший, у него есть достижения, а этуситуацию нужно исправлять. В повседневной жизни, часто мимоходом, я тоженапоминаю воспитаннику о его достижениях. При таком подходе растут успехиребёнка, а не его ошибки. Например, М.Дмитрий, мальчик, обладающий прекраснымголосом, артистичен, в 5-6 классах был неоднократным победителем музыкальныхконкурсов республиканского уровня. В 7 классе превратился в дерзкого, сложногоподростка, не желающего нигде участвовать, пассивного и равнодушного. Моясистема, методы личностно ориентированного подхода, опора на успехи прошлого,позволили изменить ситуацию: в 8 классе Дима начал играть на гитаре, увлекатьсябардовским пением, вновь выступать, стал более спокойным и доброжелательным. Летом 2022 года стал победителем районного конкурса «Весенняя капель» вноминации «Бардовская песня». В этом году Дмитрий – лидер, член Советаинтерната, защитник слабых, борец за справедливость и порядок, мой помощник иопора. Однако воспитателю интерната никогда не приходится почивать на лаврах ирасслабляться. Летом этого года моя воспитанница, «трудный» подросток изсложной семьи, за правонарушение поставлена на учет в комиссии по деламнесовершеннолетних. На что опереться? Где её достижения? Она любит яркиймакияж, вызывающую одежду, т. е то, что она считает красивым. Может и себя онасчитает красивой? Вообще-то у неё неплохая внешность, хорошая дикция, отличнаяпамять, она артистична. Интернат ставит спектакль «Ромео и Джульетта». Выпоняли, кто играет роль Джульетты? Известно, что в методике воспитания есть дваметода, их относят к группе так называемых «созидающих» методов: методубеждения и метод упражнения. В работе с Дмитрием я использовалапреимущественно метод убеждения, а в работе с «будущей Джульеттой», конечно,метод упражнения: в ходе репетиций меняется отношение девочки в себе. Возможно,я помогу и ей изменить свою жизнь, как и многим детям, которые доверены мнемоей работой.
Клубные часы в интернате разнообразны по форме, содержанию, это зависит от многих составляющих. Одно из направлений, которое я всегда считала значимым всвоей работе – это воспитание интереса и любви к истории, своей малой и большойродине, а начало всему – семья. В 2020 году я приняла участие в школьномконкурсе воспитательных мероприятий и стала победителем. Мои дети рассказывалио местах службы своих отцов, братьев, а места их службы обозначались на картеРоссии символическими флажками. В результате возник образ единого мира, единойстраны, а каждый ребёнок, через историю семьи, почувствовал свою сопричастностьк истории и судьбе Родины.
Однако любовь к Родине, я думаю,нужно воспитывать не только словами, но и конкретными делами. Мои воспитанники– активные волонтёры нашей школы. За три года своей деятельности они сталипо-настоящему добрыми друзьями для всех одиноких, нуждающихся во внимании и общении жителей нашего села. Мы придумали простую, но очень теплую форму проявлениявнимания к людям: на благотворительные концерты, которые организовывает школа,нужно приходить с горстью конфет. Из этих «горстей» складываются подарки дляодиноких пожилых людей ко Дню пожилого человека, к 8 марта, к 9 мая. На Новыйгод мы вручаем подарки маленьким детям из малообеспеченных семей. Учителям-ветеранамко Дню учителя мы готовим поздравительные открытки. Жители нашего села оченьлюбят встречи с отрядом волонтёров, я учу задавать вопросы, слушать и общатьсяс пожилыми людьми.
Найти свой истинный путь в жизни, своепризнание удается, я считаю, далеко не каждому. А мне удалось!