Методическое пособие по проведению социологического исследования с помощью метода анкетирования
Комментарий: методическое пособие не передает весь объем профессиональной информации и адаптировано для самостоятельного частного исследования
Содержание
Введение. 2
Этапы социологического исследования. 3
1. Подготовительный этап социологического исследования. 4
1.1. Методологический раздел программы социологического исследования 5
1.2. Методический раздел программы социологического исследования. 6
1.2.1. Этап разработки инструментария (анкеты) 7
1.2.2. Этап формирования выборки. 11
1.2.3. Организационный этап. 12
2. Оперативно-процедурный этап. 12
3. Завершающий этап. 12
Примеры анкет для проведения опроса. 24
Введение
Социологическое исследование в современной жизни является важной составляющей объективной картины происходящего в обществе и различных социальных группах. Из-за широты распространения в массы, его доступность проведения повышается, что дает возможность провести его самостоятельно, соблюдая определенные правила и рекомендации. Это и является целью данного методического пособия. Для начала, познакомимся с определением социологического исследования.
|
|
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получение достоверных знаний об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Этапы социологического исследования
Социологическое исследование состоит из нескольких этапов, представленных ниже, каждый из которых мы разберем отдельно.
Этапы социологического исследования |
составление программы исследования, подготовка инструментария |
обработка и анализ полученных данных |
2. Основной или оперативно-процедурный |
3. Завершающий |
проведение социологического опроса |
1. Подготовительный |
Подготовительный этап социологического исследования
Подготовительный этап социологического исследования включает в себя:
· знакомство со сферой, касающейся исследования через обзор источников информации .
· написание программы исследования и подготовки инструментария.
Работнику оздоровительного учреждения, желающему провести исследование, сначала следует изучить механизм проведения исследования. Это поможет лучше подготовиться к проведению исследования.
Программа социологического исследования представляет собой алгоритм действий, посредством которых будут получены данные.
|
|
|
Методологический раздел программы социологического исследования
Понятие | Определение | Пример |
Цель | То, к чему стремится исследователь в исследовании, т.е. конечный прогнозируемый результат работы. Отвечает на вопрос «Что?». | Исследование детской удовлетворенности отдыхом. |
Задачи | Конкретные установки, направленные на достижение цели. Отвечает на вопрос «Что сделать?». | Изучить мнение детей по вопросу питания . Определить, как дети оценивают медицинское обслуживание . Рассмотреть, какие формы времяпровождения больше нравятся детям и т.д. |
Объект | То, на что направлено исследование. Обычно в качестве объекта выступают социальные группы. |
Например, объект – дети, т.к. на них направленно исследование, |
Предмет | Предмет исследования — это свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению, т. е. наиболее значимая сторона объекта с точки зрения исследователя. | |
Операционализация | Детализация основного понятия. Она заключается в разложении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы. | Детский отдых: 1. питание: — количество приемов пищи . — объем порции . — качество питания 2. медицинское обслуживание: — медицинский осмотр в начале смены . — врач интересуется здоровьем . — оказали мед. помощь при обращении 3. времяпровождение: — общелагерные мероприятия (секции, кружки, концерты построение) . — внутриотрядные . — индивидуальные и т.д. Обратите внимание, процесс разложения понятий на простые элементы (операционализация) происходит в соответствии с задачами исследования. |
Методический раздел программы социологического исследования
Данный раздел программы подразумевает написание методики социологического исследования. Она включает в себя разработку инструментария, а именно анкеты, формирование выборки и составление рабочего, финансового плана, т.е. расчет финансовых затрат и требуемого времени (организационный этап).
|
Этап разработки инструментария (анкеты)
Разработка инструментария начинается с выбора метода, где опрос является одним из них.
Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей либо одному человеку.
Преимущества метода опроса:
- Экономичность: по опросу небольшого количества человек можно делать выводы о целой группе людей.
- Оперативность: дает возможность в короткие сроки опросить большие группы людей и получить информацию .
- Широта охвата: позволяет проводить исследование на разные темы и дает возможность изучить мнение разных групп людей.
Информация, полученная с помощью опроса, отражает реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Следует всегда учитывать возможные искажения, связанные с особенностями отражения в сознании людей, а также направления и размеры этих искажений.
|
|
Специфика опроса: |
|
Одним из видов опроса является анкетирование это вид опроса, где респондент заполняет анкету.
Групповое анкетирование предполагает обращение сразу к какой-то группе лиц, широко применяется по месту работы, учебы.
При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Анкета является инструментом для сбора информации. Поэтому грамотно составленная анкета обеспечит исследователя наиболее объективной информацией. Она имеет свою структуру (разделы) и правила составления. Придерживаясь этих правил, анкета станет эффективным инструментом в руках исследователя.
|
Правила составления анкеты:
1. Содержание анкеты должно быть подчинено цели и задачам исследования. Каждый из вопросов (их блок) должен работать на определенную задачу.
2. Язык анкеты следует освободить от штампов, сделать близким к разговорной речи респондентов.
3. Последовательность вопросов надо ставить так, чтобы у респондента сохранился интерес и желание отвечать на вопросы, осталось впечатление логики и целостности.
4. При формулировках необходимо избегать психологического давления на респондента, навязывать ему точку зрения.
5. Вопросник должен быть выверен во времени и учитывать условия, в которых будет происходить опрос.
Вопрос – инструмент, с помощью которого мы получаем информацию. После занесения результатов анкетирования, именно на основе этой информации будет производиться анализ данных.
Требования к вопросам анкеты:
ü Вопрос должен соответствовать цели и задачам исследования (если исследование направлено на выявление уровня удовлетворенности детским отдыхом, не стоит задавать вопросы на отвлеченные темы. Пример: «Сильно ли ты утомляешься в учебный период?») .
ü Каждый вопрос должен быть построен так, чтобы на него мог быть дан конкретный ответ .
ü Не множественный вопрос (вопрос должен нести информацию только об одном критерии. Пример правильного варианта вопроса: «Тебе нравиться отдыхать в лагере?». Пример неправильного варианта вопроса: «Тебе нравиться отдыхать и общаться с друзьями в лагере?») .
ü Необходимо учитывать возраст и подготовленность респондента. Пример неправильного варианта вопроса для детей в лагере: «Оцените качество медицинского обслуживания в данной организации отдыха и оздоровления» (ребенок может не понять, что имеется в виду под медицинским обслуживанием и что такое организация отдыха) .
ü Аккуратная и нейтральная формулировка вопроса: чтобы не давить и не влиять на респондента. Пример неправильного варианта вопроса: «Ты дрался в лагере?».
Вопросы бывают разных видов, каждый из которых имеет свое предназначение.
Форма вопроса | Пояснение | Пример | |||||||||||||||
Открытый | ответ на него может быть дан в любой форме | Напиши, какое самое яркое твое впечатление в лагере ____________ | |||||||||||||||
Закрытый | на него в анкете приводится полный выбор вариантов ответов | Нравится ли тебе отдыхать в этом лагере? — очень нравится . — не очень нравится . — совсем не нравится . — затрудняюсь ответить | |||||||||||||||
Полузакрытый | предоставляет респонденту возможность самому дополнить свой вариант ответа помимо предложенных | Считаешь, что в лагере следят за твоим здоровьем, потому что? (можно отметить несколько вариантов) — был медосмотр в первый день . — врач каждый день интересуется нашим здоровьем . — врач помог, когда я обратился . — другое__________ — в лагере не следят за моим здоровьем | |||||||||||||||
Прямой | вопрос нацелен на получение непосредственной информации от респондента. Обычно он формулируется в личной форме: Знаете ли Вы…?, Что Вы думаете…? и т. д. | Что из бытовых условий тебе не нравится? — туалет . — умывальник, душ . — кровать и т.д. | |||||||||||||||
Косвенный | ставится в безличной или полубезличной форме: Некоторые люди считают, что… А как Вы думаете?. Данный тип предполагает ответ в скрытом от респондента виде | Как ты считаешь, почему дети приезжают в лагерь? | |||||||||||||||
Вопрос-фильтр | позволяет выделить часть респондентов по определённому признаку и задать им более глубокие вопросы | Возникало ли у тебя желание уехать из лагеря? — да . — нет (—> .переход к вопросу № …) | |||||||||||||||
Табличный |
Вопрос имеет форму таблицы
|