X-PDF

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА ОСТРОЙ АБДОМИНАЛЬНОЙ БОЛИ, ПОЧЕЧНОЙ КОЛИКИ, ОСТРАЯ ЗАДЕРЖКА МОЧИ

Поделиться статьей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЛЕКЦИИ №2

 

По ПМ.03  НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

 НА ДОГОСПИТАЛНОМ ЭТАПЕ

МДК.03.01. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙМЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Тема 3.1: ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА ОСТРОЙ АБДОМИНАЛЬНОЙ БОЛИ,ПОЧЕЧНОЙ КОЛИКИ, ОСТРАЯ ЗАДЕРЖКА МОЧИ.

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

(углубленной подготовки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

 

Рассмотрена назаседании

ПЦК  профессиональных модулей

Протокол №     «   »                        2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: преподавательПилипенко Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

кметодической разработке по профессиональному модулю «Неотложная медицинскаяпомощь на догоспитальном этапе» по теме «Этиология ипатогенез, диагностика острой абдоминальной боли, почечной колики, остраязадержка мочи».

   Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формированияумений по  данной теме.

    Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОСIII +, для использования на теоретическом  занятии  врамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.

 В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен:

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказаниюмедицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимыхмероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводитьтранспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК.1. Понимать сущность и социальнуюзначимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственнуюдеятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональныхзадач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3. Принимать решения в стандартных инестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. 4. Осуществлять поиск и использованиеинформации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональныхзадач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использоватьинформационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и в команде,эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 7. Брать ответственность за работу членовкоманды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Методы и формы обучения, используемые на занятии: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепленияматериала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Методическаяразработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана»,«Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала»(приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2),«Физкультминутка реализация  (приложение №3), «Осмысление и систематизацияполученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Этиология и патогенез,диагностика острой абдоминальной боли, почечной колики, острая задержка мочи

Место проведения:  кабинет

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основойдля дальнейшего усвоения учебного  материала при изучении профессиональных компетенцийПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ПК 3.7. ОК. 1. ОК.2. ОК.3.ОК.4. ОК.5. ОК.6. ОК.7.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темыстудент должен:

—  знать особенности диагностики неотложных состояний;

— знать принципы оказания неотложной медицинской помощи приабдоминальных болях;

—  знать принципы фармакотерапии при неотложных состоянияхна догоспитальном этапе;

— знать правила, принципы и виды транспортировки  пациентовв лечебно-профилактическое  учреждение;

— знать правила заполнения медицинской  документации.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитаниюпроявления устойчивого интереса к своей будущей профессии,   ответственности зарезультат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию икультурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозныхразличий.

3. Развивающая:  Развивать стремлениесамостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своейквалификации. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охранытруда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиональногои личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартныхситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственнуюдеятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональныхзадач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студентдолжен знать:

-особенности диагностики неотложных состояний;

-принципы оказания неотложной медицинской помощи при абдоминальных болях надогоспитальном этапе;

— принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;

-правила, принципы и виды транспортировки  пациентов в лечебно-профилактическое учреждение;

-правила заполнения медицинской  документации.

ПК3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи надогоспитальном этапе.

ПК3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациентав стационар.

ПК3.7. Оформлять медицинскую документацию.        

П.К.4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессепрофессиональной деятельности.

П.К.4. 2.  Соблюдать принципы профессиональной этики.

П.К.4.4.  Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

П.К.4. 5.  Оформлять медицинскую документацию.

П.К.4.6.  Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Междисциплинарнаяинтеграция: ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК3.6. ПК 3.7. ОК. 1. ОК.2. ОК.3. ОК.4. ОК.5. ОК.6. ОК.7.

Внутри дисциплинарнаяинтеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализациисестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринскогоухода.

Методическое обеспечение занятия: Содержаниеучебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия итермины для самостоятельной работы.

Самостоятельнаяработа: конспект лекции, работа с учебным текстом: Неотложная медицинскаяпомощь на догоспиталном этапе: учебник А. Л. Верткин, Л. А. Алексанян, М. В.Балабанова. ГЭОТАР – Медиа.

Основные источники:   Учебники (основнаялитература) 

Неотложнаямедицинская помощь на догоспиталном этапе: учебник А. Л. Верткин, Л. А.Алексанян, М. В. Балабанова. ГЭОТАР – Медиа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описаниехода занятия

 

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

45 мин

 

 

 

Словесный, (вербальный) метод обучения.

 

 

4

Физкультминутка

  (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №3)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

15 мин.

Закрепление материала.

 

6.

Подведение итогов (приложение №4)

 

3 мин.

Обсуждаются итоги занятия и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

7.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

Задание на дом

2 мин.

Внеаудиторная работа: Т. В. Окунская Основы реаниматологии. В. Г. Зарянская издание двенадцатое Основы реаниматологии и анестезии для медицинских колледжей.

Основные источники:   Учебники (основная литература) 

Неотложная медицинская помощь на догоспиталном этапе: учебник А. Л. Верткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова. ГЭОТАР – Медиа.

 

Всего

90 мин

 

 

Приложение№1

Тема:Острая абдоминальная боль

 

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

 

Верхний правый квадрант живота
Острый холецистит
Жёлчная колика
Гепатит
Панкреатит
Печёночные и поддиафрагмальные
абсцессы
Инфаркт миокарда
Пневмония
Плеврит
Перикардит
Кишечная непроходимость

Верхний левый квадрант живота
Панкреатит
Разрыв селезёнки
Инфаркт селезёнки
Гастрит
Инфаркт миокарда
Пневмония
Плеврит
Кишечная непроходимость

Нижний правый квадрант живота
Аппендицит
Кишечная непроходимость
Дивертикулит
Прободная язва
Ущемление грыжи
Почечная колика
Эктопическая беременность
Заболевания яичника
Эндометриоз
Перекрут яичка

Нижний левый квадрант живота
Разрыв аневризмы аорты
Расслоение аорты
Кишечная непроходимость
Дивертикулит
Забрюшинный абсцесс
Почечная колика
Эктопическая беременность
Заболевания яичника
Эндометриоз
Перекрут яичка

 

ХАРАКТЕРИСТИКАБОЛИ В ЖИВОТЕ ПРИ ОСТРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

 

Характер боли

Острая хирургическая патология

Коликоподобная

Жёлчная колика, почечная колика, механическая кишечная непроходимость

Постоянно нарастающая

При воспалительных процессах

Кинжальная, внезапно начавшаяся

При перфорации полого органа

Диффузная тупая без четкой локализации

Ишемия кишечника

 

ТИПИЧНАЯИРРАДИАЦИЯ ОСТРОЙ БОЛИ В ЖИВОТЕ ПРИ ОСТРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

 

Правое надплечье

Перфорация пептической язвы, правосторонний плеврит, поддиафрагмальный абсцесс,

Левое предплечье

Повреждение селезенки, острый панкреатит, левосторонний плеврит, перфорация острой язвы

Мезогастрий

Аппендицит, острый, панкреатит, почечная колика

Левое подреберье

Заболевания желчных путей, панкреатит

Внутренняя поверхность бедер

Мочевая колика, аппендицит, острый пиелонефрит, заболевания половых органов, паховая и бедренная грыжи

Паховая область

Заболевания прямой кишки

 

При острых хирургических заболеваниях чащевсего развивается острая боль при перфорации полого органа живота с последующимразвитием перитонита (прободная язва, острый деструктивный холецистит илиаппендицит, перфорация кишечника при ущемленной грыже или кишечнойнепроходимости, панкреонекроз). В момент деструкции органа у пациента внезапновозникает сильная боль в животе. В течение нескольких минут она нарастает домаксимальной. Эта боль является отражением острого раздражения брюшинысодержимым полого органа и приводит к развитию синдрома «острого живота». Подэтим термином понимают продолжительную и внезапную возникшую боль, резкоусиливающуюся при малейшем физическом усилии, движении, сотрясении живота идаже кровати. Боль наиболее сильна при перфорации язвы на фоне язвенной болезнии панкреонекрозе; у больного может развиться гипотония и коллапс вследствиеболевого шока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

 

 

Физкультминутка

 

И.п. –о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.;4 раза, темп медленный.

И.п. –о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6раз, темп медленный.

И.п. –стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плаваниястилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.;4 раза, темп средний.

И.п. –стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6– и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. –сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»;произвольно, темп средний.

Ходьба наместе, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек,темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Осмысление и систематизация полученных знаний 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема «Этиология ипатогенез, диагностика острой абдоминальной боли, почечной колики, остраязадержка мочи»

1. Заболевания, вызывающие абдоминальную больи требующие хирургического вмешательства:

а) острый аппендицит

б) острый гастроэнтерит

б) острый аднексит

г) ущемленная грыжа

д) острый цистит

 

2. Характерные симптомы острого аппендицита:

а) Кохера

б) Ортнера

в) Ситковского

г) Ровзинга

д) Мерфи


3. Для абсцесса брюшной полости характерны:

а) боли в животе

б) высокаятемпература тела

в) на УЗИ — полостноеобразование

г) кахексия

д) анемия

 

4. Осложнениянеспефического язвенного колита:

а) перфорация кишки

б) токсическаядилятация кишки

в) кровотечения

г) инфильтрат брюшнойполости

д) малигнизация

 

5. Стадииперфоративной язва желудка:

а) стадия шока

б) стадия мнимогоблагополучия

в) стадия перитонита

г) стадия прикрытойперфорации

д) стадия развитияинфильтрата

 

6. Консервативноелечение желудочно-кишечного кровотечения легкой степени:

а) викасол

б) хлористый кальций

в) дицинон

г) переливание крови

д) фторофур

 

7. Показания кэкстренной операции при ЖКК язвенной этиологии:

а) продолжающеекровотечение после консервативного лечения

б) профузноекровотечение

в) возраст больного

г) длительныйязвенный анамнез

д) рецидивкровотечения

 

8. Осложнениядивертикулеза ободочной кишки:

а) Кровотечение

б) дивертикулит

в) перфорация

г) малигнизация

д) токсическаядилятация кишок

 

9. Прием какихлекарств могут вызвать желудочно-кишечное кровотечение:

а) салицилаты

б) стероидные гормоны

в) антикоагулянты

г) цитостатики

д) анальгетики

 

10. При эндоскопии вовремя желудочно-кишечного кровотечения можно определить:

а) причину

б) локализациюисточника

в) характеркровотечения

г)степень кровопотери

д) объем кровопотери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Подведение итогов.

Система оценивания:

Выбраныправильно правильные ответы при решении тестовых заданий.

Придихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

Заправильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл,за неправильное решение, несоответствующее показателю — выставляется 0 баллов.Максимальное количество-10 баллов.

Оцениваниеосуществляется по критерию

Оценка«Отлично» проставляется за 10 — 9 правильных ответов.

Оценка«Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка«Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка«Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

эталон ответов: 1.а,г; 2.а,в,г; 3.а,б,в;, 4.а,б,в,г; 5.а,б,в; 6.а,б,в;7.а,б,д; 8.а,б,в; 9.а,б,в; 10.а,б,в.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет