X-PDF

Эвенкийское нагрудное украшение Лапка Гагары

Поделиться статьей

 

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат

среднего общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект

Эвенкийское нагрудное украшение «ЛапкаГагары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

Выполнила: Челпанова Лариса

ГБОУ БЭШ-И, 8 – «б» класс                                                                        

Руководитель: Шайхеева О.В.

Учитель Технологии,

 

 

 

 

 

 

 

Багдарин, 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Подготовительный этап

3

Обоснование проекта

3

Актуальность проекта

3

Цель и задачи проекта

3

Глава 2. Поисковый этап

Эвенкийское декоративно-прикладное искусство

4

Орнаментальное искусство эвенков

4

Вышивка бисером у эвенков

4

Символика цвета

5

Глава 3. Технологический этап

Анализ изделия

5

Банк идей и предложений

6

Используемый материал

7

Оборудование и инструменты

7

Материалы для вышивки и обработки кожи и меха

7

Экономические расчеты

8

Глава 4. Заключительный этап

Самооценка

8

Заключение

8

Литература

8

Приложение №1 Инструкционная карта

9

Приложение №2 Мастер – класс «Эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары»»

10

Приложение №3 Буклет «Орнамент эвенкийского нагрудного украшения «Лапка Гагары»

14

Приложение №4 Техника безопасности

14

Фото отчет мастер-класса

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Подготовительный этап

Обоснование проекта

       Путьк возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры эвенков начинаетсяс   изучения традиционного искусства. Богатство духовной культуры эвенкийскогонарода можно увидеть в его языке, традициях, обычаях. Но самым таинственномязыком культуры является молчаливый язык орнамента, который с давних временявляется зашифрованным текстом. Для орнаментации эвенки применяли цветныесукна, кожу, бисер, мех, олений волос, цветные нитки.

    Северные народы, изготавливали разнообразные изделия из меха и кожи: одежду,обувь, предметы быта. Для меня в данном случае наиболее интересны нагрудныеукрашения. Верование северных народов не позволяли изображать людей, животных иптиц анатомически точно. Поэтому и существует у эвенков целый ряд символическихмотивов и орнаментов. Например, крестообразная фигура на эвенкийском нагруднике– это изображение водоплавающей Птицы Гагары. Она как лебедь выбирает себе паруодин раз и на всю жизнь. Поэтому гагара была символом любви и семейнойверности.

    Основным мотивов композиции моего нагрудного украшения, является стилизованнаяформа лапки гагары. В дизайне украшения акцент сделан на орнаментику. Согласнотрадициям, древних орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральнойсилой, внушал владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу имужество.

    Так как я учусь в эвенкийской школе, посещаю кружки где мы изготавливаемизделия в эвенкийском стиле, меня заинтересовали эвенкийские нагрудныеукрашения, свой выбор я остановила на стилизованной форме нагрудного украшения«Лаппа Гагары» — как символ любви и верности.

       Актуальность и востребованность: изучение эвенкийской культуры, дополнение уже имеющихсяфактов новыми данными; исследование стилистики и художественного своеобразияэвенкийских декоративных изделий; приобщение и распространение полученныхзнаний; применение эвенкийских традиционных изделий в украшении интерьеров. 

Цель проекта: изготовление эвенкийского украшения «Лапка Гагары»; изучениетрадиций, связанных с созданием эвенкийских предметов декоративно-прикладногоискусства.

 Задачи проекта:

1.      Рассмотреть особенности эвенкийского декоративно-прикладного искусства

2.      Разработать буклет «Орнамент эвенкийского нагрудного украшения «ЛапкаГагары»

3.      Разработатьи провести мастер — класс для младших школьников «Национальное эвенкийскоешитье»

4.      Разработать технологическую карту изготовления изделия из доступногоматериала;

5.      Изготовить изделие согласно разработанной технической документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Поисковый этап

Эвенкийское декоративно-прикладное искусство

Эвенкийское декоративно-прикладное искусство связанно с образомжизни человека, его материальной и духовной культурой. Природные ресурсы,без которых была бы невозможна жизнь в условиях Севера: лес, дикие и домашниеолени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей. Находилиприменение шкуры, камусы с ног забитого оленя, сухожилия рога оленя, сохатого,копыта, выделанные шкурки рыб, шкурки с утиных головок, лапок глухаря, дерево,береста.

Предметамидекоративно-прикладного искусства эвенков являются одежда. К ним относитсяверхняя плечевая одежда — кафтан, нагрудник, головные уборы, обувь, рукавицы,пояса, сумки и различного рода металлические подвески. Техника исполнения художественных меховых изделийразнообразна: вышивкабисером, меховая мозаика. Декорирование бисером заключается в том, что избисера составляют разноцветные каймы и вставки. Меховую мозаику составляют измеха двух цветов — обычно белого и темного. Предварительно из меха вырезаютодинаковые элементы: квадраты, ромбы, треугольники. Затем их сшивают в единуюдвухцветную узорную кайму. Для украшения используют аппликационные вставки изцветного стекла, разноцветные ремешки, бляшки, металлические подвески из меди,латуни, железа. Декорируют изделия также вышивкой шелком, белым подшейнымволосом оленя или лося.

Иногда декоративныйэффект одежды создавался не украшениями, а простым подбором кусков мехаразличного тона или меха с пятнами или разводами, сделанным с художественнымвкусом. Основу художественного мастерства эвенков составляли искусствообработки меха и кожи, безукоризненность вкуса в подборе материала различнойфактуры и оттенка в орнаментации одежды. Едва горит огонек среди зимнейполярной ночи: чад и дым вылетают из полусухого, гнилого топлива и затемняютсвет в чуме. Слезы безостановочно струятся из воспаленных глаз, а женщина сидитлицом к огню, выкраивает лоскуток за лоскутком по красивому узору, сортируетволосы по цветам, прицепляет мелкие привесочки и кисточки, красит и шьет,сшивает и вышивает, нанизывает бисеринку за бисеринкой на самодельные нитки,которые она сумела расщепить и спрясть из сухих жилок северного оленя.Так описывает работу эвенкийских мастериц в середине XIX века А. Миддендорф.

Орнаментальноеискусство эвенков

   В орнаментации одеждыэвенкийские мастерицы применяли технику мозаики из полосок или кусочков чащевсего контрастного цвета меха, ровдуги, кожи; аппликации — нашивания полосокцветной ткани на ровдугу; вышивку бисером; окрашивание ровдуги, т.е.использование полосок окрашенной ровдуги в меховой мозаике, аппликации или нанесениекраской на ровдуге или мездре полосок; вшивание в швы между полосками меха иликожи кантиков из узких полосочек кожи, меха, ткани или прямоугольничков тех жематериалов; нашивание, чаще всего над линией шва, жгутов из подбородного волосаоленя. Наиболее часто бисерная вышивка представляла собой пунктирные илисплошные линии бисера, нашитые на полоски ткани, ровдуги или меха. В первомслучае одна две или три бисерины нанизывались на сухожильную нитку и нашивалисьна полоску ткани или ровдуги, образуя пунктирную линию, иногда такие короткиенизки из двух — трех бисерин нашивались на некотором равномерном расстояниидруг от друга поперек узкой полоски ткани или кожи. Во втором случае бисернанизывался на длинную сухожильную нитку, и эта низка прикреплялась к ровдуге,меху или ткани сухожильной же ниткой через каждую бисерину, образуя сплошнуюлинию или ряд бисерных линий. Для нанесения на ровдугу окрашенных полосокразводили краску из коры ольхи и наносили ее с помощью трафарета.

Вышивка бисером у эвенков

        “Не то дорого, что красно золото, а то дорого, чтомастера доброго”, — говорится в пословице. Любая работа, выполненная своимируками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера,согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку,которому предназначен подарок.

      У каждого народа есть свои старинные орнаменты, узоры.Они бережно хранятся, передаются другому поколению. Орнаментами украшаютжилища, одежду.

     Орнамент – это коллективное творчествонарода уходящее своими корнями в глубь тысячелетий.

Наши предки широко использовали бисер дляорнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явлениеэвенкийской культуры, излюбленный прием украшения, который используется ворнаменте.

      Орнамент богатейшее достояние, по нему можноопределить многое. Так у каждого эвенкийского рода был свой орнамент.

     Гордостью и богатством считалась в семье бисернаяодежда. Эвенки делали браслетик, оберег для ребенка, чтобы уберечь его отсглаза. Название орнаментам давали по внешнему сходству с предметами или частьюпредмета. Не всегда орнаменты вышивали бисером. Из–за дефицит бисера или егоотсутствия, орнаменты вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносили наизделие, используя природные краски.

      Раньше вышивание производили на ровдуге, а сейчас насукне. Бисер нанизывали на прочную сухожилистую нить, которую мастерицаготовила заранее, затем пришивала на изделие. В настоящее время за неимениесухожильных ниток используют капроновые. В тонкую иглу вдевают двойнуюкапроновую нить и нанизывают на нее бисер. Большой иглой с одинарной ниткойзакрепляют каждую бисеринку, прижимая большим пальцем бисер с несколькимибисеринками к изделию. Затем придвигают, прижимают и закрепляют еще четыре и т.д. Бисеринки, как жемчужинки, ложатся на материал и радуют своей красотой.

      Наши далекие предки, которые считали окружающий миропасным, придумывали сотни оберегов, веря в их добрую магическую силу. Оберегии талисманы изготавливались из кедра, кости, бисера, керамики, кожи.Притягательность этих вещиц объясняется природной энергией, мудростью Времени итеплом рук Мастера, согревающих наши души. Ощущая эту молчаливую поддержку, мывыбираем свой оберег.

      Солнце – редкий гость в северных краях, поэтому мотивысолнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получаютсвоеобразную трактовку. Солнышко — символ любви, тепла, счастья. 

     Круг — символсолнца, изделие с его изображением призвано увеличитьжизненные силы владельца, защититьего от врагов, темных сил, злых колдовских чар. Узоры, основанные на символах инародных орнаментах, вышивали на ткани бисером и цветными нитками.

       Каждой народности Севера присуща своя цветовая гамма,имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тонов коричневого сбелым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым тепло и нежноотображается, скупая прелесть северной природы.

Символика цвета

       Защитную роль в орнаменте эвенков играет и символикацвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цветасолнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре эвенков наиболеечасто встречаются жёлтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зелёный ибелый, чёрный, голубой, розовый цвета. Так цвета солнца (жёлтый, красный изолотой) несут тепло, жизнь и плодородие всему живому; цвета неба и воды (синийи голубой) указывают на духовный аспект жизни на небе и земле. Голубой и белыйявляются образами снега, как символа чистоты и суровых испытаний. Отражениеземного начала происходит у эвенков через коричневый и зелёный цвет (цветазелени и земли)

Глава 3. Технологический этап

Анализ существующего изделия

Итак, какие трудностивозникают у нас при изготовлении эвенкийских предметов декоративно-прикладноготворчества?

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В настоящее времяиз того что оставлено предками сохранилось не много. Если мы решим изготовить эвенкийскоенагрудное украшение, то мы сталкиваемся со многими проблемамиотносительно будущего изделия: во-первых, высокая стоимость материалов (бисера,меха, кожи), на изготовление украшения затрачивается много времени (так какнужно будет закрепить каждую бусинку), методических пособий по изготовлениюэвенкийских нагрудных украшений нет.

Что нужно сделать, чтобы изготовить свое изделие – эвенкийскоенагрудное украшение?

Задача: разработать и изготовить изделия по индивидуальнымразмерам.

 

Чтобы моё будущее изделие имело практическую направленность я разработалатребование к изделию и потребность в изделии.

 

Банк идей и предложений

Что можно сделать?

 

Вариант 1.

 

Вариант 2

 

Вариант 3

 

Украшение выполнено выполненная на ровдуге и украшена бисером. Сложный вариант и дорогой в

изготовлении вариант.

Украшение выполнено из меха и бисера вариант очень простой, но замша и  мех, кожа дорогостоящие

Украшение выполнено из бисера на бархатной отделке

Выбор оптимального варианта проекта.

Проанализировав все возможныеварианты, я решила изготовить эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары». Поткани —  бархату я вышивала лапку Гагары, по   краю бисерный узор, чтобыподчеркнуть красоту будущей работы. Цветовая символика моего изделия, выполненнаяв голубом, белом, синем цвете. 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 

 

 

Используемый материал

Выбор бисера. При выборе бисера я учитывала форму, цвет и размер. Так как бисер восновном китайский я сначала рассортировывала бисер, чтоб в нем не было мусораи бракованных бусинок и разнокалиберных. Размер бисера определяется по номеру –чем больше цифра, тем мельче бусины. Для моей работы я выбрала размер бисера №4.

Оборудование и инструменты

Наименование

Инструментов

Назначение

Инструментов

Характеристика инструментов

Игла для вышивания бисером

Для пришивания бисеринок

Очень тонкая игла, из прочной стали, чтобы могла проходить через любую бисеринку.

Ножницы, ножницы – зигзаг 

 Для отрезания ниток, кожи

Желательно среднего размера, для того чтобы не повредить основы работы.

Наперсток

Для предохранения пальца от уколов иглой

Правильного размера

Лезвие – резак

Для вырезания меха

Острые

Материалыдля вышивки и обработки кожи и меха

Наименование материала

Назначение материала

Характеристика материалов

Основа– ткань бархат х/б

Декоративная основа будущего изделия

Ткать – бархат х/б, плотная для того чтобы бусинки ровно ложились на поверхность ткани.

Нитки х/б белого цвета, или с лавсанов № ЛЛ

Для пришивания бусин

Нитки должны быть тонкие и прочные, лучше подойдут с лавсаном, чтобы бусины крепко держались.

Бисер разных цветов в соответствии с орнаментом

Для вышивания

Бисер должен быть хорошего качества, чтобы работа не теряла своей уникальности долгие годы

Клей «Момент»

Для склеивания деталей кумалана

Влагостойкий, прочный поскольку выполненное изделие – кумалан может радовать нас долгие годы.

 

Экономические расчеты

Для экономического обоснования проекта произведем расчетзатрат и посчитаем полученную стоимость изделия.

 Вычислим себестоимость панно

Наименование материала

Расход материала

Цена затраченного материала

Ткань — бархат

 

50х20 см.

Деньги не затрачены.

Пригодились обрезки от платья

Бисер

 3 пачки

7*50=350 руб.

Нитки

1

20

Клей «Момент»

1

65

Итого:

435 руб.

       Основной идеей выбора проекта является егополезность. Изготовление нагрудного украшения не требует больших ресурсныхзатрат. Для изготовления работы не требуетсядорогостоящих материалов только разнообразный бисер. В магазинах имеетсядостаточный выбор бисера, которые подходят по цене, качеству и можно подобратьнеобходимую цветовую гамму. А остальные материалы – не имеют материальнойценности, так как я использовала в работе обрезки кожимеха, бархата. Итого стоимость работы составила: 435рублей.

 

 

 

 

Глава 4.Заключительный этап

Самооценка

         Народное декоративно-прикладное искусствоэвенков отразило многовековой путь духовного и художественного освоенияокружающего мира. Из поколения в поколение передавались и бережно сохранялисьтрадиции художественной обработки предметов.

Идея изготовления эвенкийского украшения «Лапка Гагары»,казалось бы, такого простого и быстрого в изготовлении конечно, не нова.Работая над украшением, я старалась все предусмотреть и спланировать заранее.Цвета я старалась подобрать как можно точнее, очень мне хотелось приблизить моёизделие к оригиналу – настоящих эвенкийских мастериц.

Оценка проделанной работы:

А) трудоёмкость: Для меня работа показалась сложной, ноинтересной;

Б) качество работы: Я считаю, что выполнила свою работу на«отлично», так как выполнила все требования, предъявляемые к данной работе;

В) понравилось ли выполнять проект, почему? Да, мнепонравилось выполнять проект, потому что я люблю делать подобные работы. 

Заключение

Врезультате выполнения творческого проекта был обобщён материал по историидекоративно – прикладного творчества эвенков. Разработан и проведенмастер-класс, для младших школьников. Разработано и создано эвенкийскоенагрудное украшение, позволившее понять традиции эвенкийского народа.Разработана инструкционная карта, разработан буклет «Орнамент эвенкийскогонагрудного украшения «Лапка Гагары», решены всепоставленные задачи, поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению   проектадостигнута.

Самостоятельноизготовленное украшение красивое и оригинальное. Оно вызывает неизменнуюсимпатию, а с ней и положительные эмоции как у автора и исполнителя проекта,так и всех окружающих. Об этой вещи можно поговорить, обсудить качество её исполнения,возможные варианты декорирования.

 

Список литературы

  1. Бортник, А.Ф. Цветовое решение и орнамент в костюмах коренных народов Севера /А.Ф. Бортник, А.Н Винокурова // научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

2.     Василевич Г.М. Эвенки. Историко -этнографические очерки (XVII–XX вв.) / Г.М. Василевич; отв. Ред. Н.А.Кисляков и В.Н. Чернецов. – Л.: Наука, 1969. -305 с.

3.     Копцева, Н.П. изучение декоративно-прикладного искусства итрадиционных религий коренных малочисленных народов севера как факторформирования позитивной общероссийской культурой идентичности (Элективный курс)/ Н.П. Копцева, Н.П. Пименова, Н.Н. Середкина // сетевой науч. Журн. Педагогикаискусства. -2013

4.     Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков орочонов (XIX – нач. вв.).Новосибирск: Наука, Сибирское отделениеЮ1984.

  1. Сафьянникова, Т.М. Радуга красок сонкана / Т.М. Сафьянникова. – Красноярск: Сиб. Промыслы, 2006. — 163.
  2. Сафьянникова Т.М. Орнамент и украшения эвенков / Т.М. Сафьянникова. – Красноярск: Сиб. Промыслы, 2008. – 151 с.
  3. Суворов, И.Н. Народное творчество в Эвенкии / И.Н. Суворов. – Новосибирск: Кн. Изд-во, 1957.  — 82 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№ 1.

 

Инструкционная карта

Эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары»

 

Эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары»

Элементы бисерного украшения выполнены в одном стиле и имеют одинаковую цветовую гамму, различия лишь в размерах и сочетанием цвета.

1.

Изготовление лапки

 

Сукно размером 180*180 см. К изнаночной стороне сукна прикладываем картон.

2.

Рисуем схему узора

Нахождение центра и обозначение лапки. Сначала рисуем по центру прямую линию, примерно 80 мм, затем от верхней точки отступам примерно 20-25 мм, от метки в право и влево вычерчиваем линии.

 

3.

Вышивка украшения

      Начало вышивки. На нить необходимо набрать бисер согласно цветовой гамме рисунка и прикрепить ее к основе. В нашем случае мы чередуем две белые и две черные бисеринки, нанизываем шесть бисеринок на нить и закрепляем бисерную нить по центральной линии, затем с изнаночной стороны заготовки мы выводим рабочую нить на лицевую сторону и отдельно закрепляем каждую бисеринку. Следующим шагом нужно вывести рабочую нить на лицевую сторону и протолкнуть через 2-3 крайние бисеринки так чтобы нить получилась внутри бисера. Для чего это нужно? Для того что бы бисерная цепочка была непрерывная. Такой способ крепления бисера позволяет нам выполнять изделия и с круговым (замкнутым) узором. Бисер ложиться ровно и аккуратно. Также следует учесть, что бисер подбираем ровный и одинаковый, это также придает узору аккуратность и эстетику. После того как выполним центральный узор, приступаем к вышивке дуги, аналогичным способом. Первый ряд эвенкийского узора лапка гагары – готов.

      Приступаем к следующему ряду. Начиная с верха орнамента, мы обшиваем первый ряд бисером голубого цвета, выполняя действия изученным способом, замыкая бисерною цепочку. Затем следующий ряд — синий и последующие белый, выполняем согласно цветовой гамме.

     Узор оберега – готов

4.

Изготовление воротничка украшения

Из сукна выкраиваем воротничок украшения, приметываем его к готовому нагруднику. Вышиваем аналогично нагруднику, строго соблюдая цветовую гамму.

5.

Обработка  готового нагрудного украшения по краю .

     Вышиваем узор «Заячьи ушки». Для этого рабочую нить выводим на лицевую сторону с изнаночной. Нанизываем на нить три бусинки, и выводим рабочую нить на изнаночную в точке соединения. Получается выпуклый треугольный узор. Примерно на расстоянии 3-4 мм от первого узора, выполнить следующий и последующие узоры.

6.

Выполняем висячие элементы в нижней части украшения

Для того чтобы выполнить висячий элемент, мы закрепляем рабочую нить в низу оберега, по центру. Затем нанизываем 11 штук бисера белого цвета, затем одну голубого, синего и снова голубого цветов, затем 10 штук белого цвета, далее чередование синего, белого и три синего цветов бисера. Получается бисерная нить. Следующим шагом нам нужно вернуть рабочую нить в исходное положение.  Для этого отступаем от крайних трех бисеринок синего цвета и проталкиваем рабочую нить через весь последующий бисер на бисерной нити, в начальную точку. Остальные последующие элементы выполняем аналогичным способом.

7.

Обработка изнаночной стороны нагрудника

Сукно аккуратно пришиваем к изнаночной части украшения потайным швом

 

 

 

Приложение№ 2

Мастер – класс

Эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары»

        Согласно легендам эвенкийского народа, в древниевремена не было земли, и все вокруг было занято водой. Тогда Бог попросил птицугагару: «Нырни под воду, может быть, землю найдешь!». Три дня птица находиласьпод водой, а когда вынырнула, то в ее клюве был маленький комочек земли. Птицавзлетела и положила этот кусочек на высокое место, чтобы разлившаяся вода несмогла его затопить. Потом нырнула снова, достала камень и придавила им землю,чтобы она не рассыпалась. Суша стала расти и расширяться, становилась всебольше. Тогда птица махнула крылом – и появилось солнце. Солнечные лучи быстровысушили землю, и она стала пригодной для жизни. Поэтому эвенки сталиизображать эту птицу и все, что с ней связано, на разных предметах. Например,кисете для табака, женских и мужских нагрудниках, оберегах.

    Верование северных народов не позволяли изображать людей, животных и птицанатомически точно. Поэтому и существует у эвенков целый ряд символическихмотивов и орнаментов. Например, крестообразная фигура на эвенкийском нагруднике– это изображение водоплавающей Птицы Гагары. Она как лебедь выбирает себе паруодин раз и на всю жизнь. Поэтому гагара была символом любви и семейнойверности.

    Основным мотивомоберега или украшения нашей работы является стилизованная форма лапки гагары. Вдизайне оберега акцент сделан на орнамент. Согласно с традициями древних,орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающейвладельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.Преобладающим цветом у эвенков является голубой, синий и белый. Попредставлениям эвенков, голубой цвет означал Средний мир, голубое небо, синий –бездонный Космос с «голубым дыханием», был знаком расцвета жизни. Белый – цветснега, символизирует Верхний мир, связан с окружающей средой и являетсясимволом жизни, счастья, всего светлого и хорошего.

     В качестве украшения, оберег«Лапка Гагары» очень оригинальный, егомогут носить как мужчины, так и женщины, она привнесет в образ обладателязагадочные этнические нотки, дух старинных легенд и преданий.

Дляработы нам понадобится:

v Иглы для бисера

v Нитки

v Картон

v Сукно или драп

v Кожзаменитель

v Клей «Момент»

v Ножницы

v Бисер

 

 

 

Изготовление основы изделия

   

    Берем кусочек ткани (сукно или драп), диаметром 100 мм, к изнаночной стороне заготовки прикрепляем такого же размера картон. Прикрепить можно с помощью булавок. Для чего это нужно? Для того что бы заготовка имела форму, и было легко работать с бисером

 

 

 

  

 Края материи загибаем на изнаночную сторону на 5 мм и приклеиваем к картону.

 

 

   Нахождение центра и обозначение лапки. Сначала рисуем по центру прямую линию, примерно 40-50 мм, затем от верхней точки отступам примерно 20-25 мм, от метки в право и влево вычерчиваем линии.

 

Вышивание лапки бисером

   

    Начало вышивки. На нить необходимо набрать бисер согласно цветовой гамме рисунка и прикрепить ее к основе. В нашем случае мы чередуем две белые и две черные бисеринки, нанизываем шесть бисеринок на нить и закрепляем бисерную нить по центральной линии, затем с изнаночной стороны заготовки мы выводим рабочую нить на лицевую сторону и отдельно закрепляем каждую бисеринку. Следующим шагом нужно вывести рабочую нить на лицевую сторону и протолкнуть через 2-3 крайние бисеринки так чтобы нить получилась внутри бисера. Для чего это нужно? Для того что бы бисерная цепочка была непрерывная. Такой способ крепления бисера позволяет нам выполнять изделия и с круговым (замкнутым) узором. Бисер ложиться ровно и аккуратно. Также следует учесть, что бисер подбираем ровный и одинаковый, это также придает узору аккуратность и эстетику. После того как выполним центральный узор, приступаем к вышивке дуги, аналогичным способом. Первый ряд эвенкийского узора лапка гагары – готов.

      Приступаем к следующему ряду. Начиная с верха орнамента, мы обшиваем первый ряд бисером голубого цвета, выполняя действия изученным способом, замыкая бисерною цепочку. Затем следующий ряд — синий и последующие белый, выполняем согласно цветовой гамме.

     Узор оберега – готов

 

Оформление оберега

     Вышиваем узор «Заячьи ушки». Для этого рабочую нить выводим на лицевую сторону с изнаночной. Нанизываем на нить три бусинки, и выводим рабочую нить на изнаночную в точке соединения. Получается выпуклый треугольный узор. Примерно на расстоянии 3-4 мм от первого узора, выполнить следующий и последующие узоры.

Выполняем висячие элементы в нижней части оберега

 

   Для того чтобы выполнить висячий элемент, мы закрепляем рабочую нить в низу оберега, по центру. Затем нанизываем 11 штук бисера белого цвета, затем одну голубого, синего и снова голубого цветов, затем 10 штук белого цвета, далее чередование синего, белого и три синего цветов бисера. Получается бисерная нить. Следующим шагом нам нужно вернуть рабочую нить в исходное положение.  Для этого отступаем от крайних трех бисеринок синего цвета и проталкиваем рабочую нить через весь последующий бисер на бисерной нити, в начальную точку. Два последующих элемента выполняем аналогичным способом.

 

Выполнение декоративной нити для подвешивания оберега

   

    Закрепляем рабочую нить равную длине примерно 600-700 мм, и закрепляем ее в верхней точке оберега, нанизываем на нее бисер – 5 белых, затем голубой, синий, голубой и снова 5 белых. Повторяем раппорт узора до завершения. Закрепляем рабочую нить в начальной точке.

 

Обработка изнаночной стороны оберега

   

  Вырезаем декоративными зигзагообразными ножницами круг из кожзаменителя, диаметром равным оберегу, аккуратно приклеиваем его за изнаночную сторону.

     Эвенкийский оберег «Лапка Гагары» — готов.

 

 

Согласно легендарным персонажам эвенкийскихсказок — у уток и всех водоплавающих птиц, — лапки имеют угольчатые «колени»,то есть выгибаются в обратную сторону.  У гагары же — как палки, не гнутся.Эвены видят в этой анатомической особенности тоже отголоски легенды и связываютс тем, что, когда птица ныряла в морскую пучину, ноги-то у нее одеревенели. Стех пор все гагары гнезда свои создают почти у воды, чтобы в случае какой беды,грозящей человеку, они успели нырнуть и спасти землю.

 

 

 

 

Приложение №3

Буклет

Орнамент эвенкийского нагрудного украшения

«Лапка Гагары»


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Техникабезопасности при выполнении работ

Работаи иглой:

·        Не вкалывать в одежду (использовать только игольницу);

·        Нить обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать).

Работас бисером:

·        Бисер из пакетиков высыпать в отдельные крышечки, чтобы непросыпать, на котором можно поскользнуться.

Приработе с лезвием:

·        Использовать защитную насадку.

Прииспользовании клея:

·        Не наносить руками, а использовать кисточку или палочку.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет