X-PDF

Эвенкийское нагрудное украшение Лапка Гагары

Поделиться статьей

 

Министерство образования инауки республики Бурятия

ГБОУ «Багдаринская эвенкийскаяшкола-интернат среднего общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект

Эвенкийскоенагрудное украшение «ЛапкаГагары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Челпанова Лариса 

ГБОУ БЭШ-И, 8 – «б» класс                    

Руководитель: Шайхеева О.В.

УчительТехнологии, 

 

 

 

Багдарин,2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1.Подготовительный этап                                                                            3

Обоснование проекта                                                                                                    3

Актуальность проекта                                                                                                   3

Цель и задачи проекта                                                                                                  3

Глава 2. Поисковыйэтап  

Эвенкийское декоративно-прикладное искусство                                                     4

Орнаментальноеискусство эвенков                                                                            4

Вышивка бисером у эвенков                                                                                        4

Символика цвета                                                                                                           5

Глава 3.Технологический этап

Анализ изделия                                                                                                              5

Банк идей и предложений                                                                                            6

Используемый материал                                                                                               7

Оборудование и инструменты                                                                                     7

Материалы для вышивки и обработки кожи и меха                                                  7

Экономические расчеты                                                                                               8

Глава 4.Заключительный этап

Самооценка                                                                                                                    8

Заключение                                                                                                                   8

Литература                                                                                                                     8

Приложение №1 Инструкционная карта                                                                    9

Приложение №2 Мастер – класс «Эвенкийское нагрудноеукрашение                  10

«Лапка Гагары»»

Приложение №3 Буклет «Орнамент эвенкийского нагрудногоукрашения           14

«Лапка Гагары»

Приложение №4 Техника безопасности                                                                     14

Фото отчет мастер-класса                                                                                            15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Подготовительный этап

Обоснование проекта

       Путь к возрождению и дальнейшему развитиюнациональной культуры эвенков начинается с   изучения традиционного искусства.Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке,традициях, обычаях. Но самым таинственном языком культуры является молчаливыйязык орнамента, который с давних времен является зашифрованным текстом. Дляорнаментации эвенки применяли цветные сукна, кожу, бисер, мех, олений волос,цветные нитки.       Северные народы, изготавливали разнообразные изделия измеха и кожи: одежду, обувь, предметы быта. Для меня в данном случае наиболееинтересны нагрудные украшения. Верование северных народов не позволялиизображать людей, животных и птиц анатомически точно. Поэтому и существует уэвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов. Например, крестообразнаяфигура на эвенкийском нагруднике – это изображение водоплавающей Птицы Гагары.Она как лебедь выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара быласимволом любви и семейной верности.

     Основным мотивов композиции моего нагрудногоукрашения, является стилизованная форма лапки гагары. В дизайне украшенияакцент сделан на орнаментику. Согласно традициям, древних орнамент в одеждеэвенков обладал определенной сакральной силой, внушал владельцу данной вещи чувствоуверенности и неуязвимости, силу и мужество. 

     Так как я учусь в эвенкийской школе, посещаюкружки где мы изготавливаем изделия в эвенкийском стиле, меня заинтересовалиэвенкийские нагрудные украшения, свой выбор я остановила на стилизованной форменагрудного украшения «Лаппа Гагары» — как символ любви и верности.

       Актуальность и востребованность:изучение эвенкийской культуры, дополнение уже имеющихся фактов новыми данными;исследование стилистики и художественного своеобразия эвенкийских декоративныхизделий; приобщение и распространение полученных знаний; применение эвенкийскихтрадиционных изделий в украшении интерьеров.  

Цель проекта: изготовление эвенкийскогоукрашения «Лапка Гагары»; изучение традиций, связанных с созданием эвенкийскихпредметов декоративно-прикладного искусства.  Задачи проекта: 

1.      Рассмотретьособенности эвенкийского декоративно-прикладного искусства

2.      Разработатьбуклет «Орнамент эвенкийского нагрудного украшения «Лапка Гагары»

3.      Разработатьи провести мастер — класс для младших школьников «Национальное эвенкийскоешитье»

4.      Разработатьтехнологическую карту изготовления изделия из доступного материала;

5.      Изготовитьизделие согласно разработанной технической документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Поисковый этап

Эвенкийское декоративно-прикладное искусство

Эвенкийское декоративно-прикладноеискусство связанно с образом жизни человека, его материальной и духовнойкультурой. Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условияхСевера: лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы дляпроизводства ценностей. Находили применение шкуры, камусы с ног забитого оленя,сухожилия рога оленя, сохатого, копыта, выделанные шкурки рыб, шкурки с утиныхголовок, лапок глухаря, дерево, береста.

Предметами декоративно-прикладногоискусства эвенков являются одежда. К ним относится верхняя плечевая одежда -кафтан, нагрудник, головные уборы, обувь, рукавицы, пояса, сумки и различногорода металлические подвески. Техника исполнения художественных меховых изделийразнообразна: вышивка бисером, меховая мозаика. Декорирование бисеромзаключается в том, что из бисера составляют разноцветные каймы и вставки.Меховую мозаику составляют из меха двух цветов — обычно белого и темного. Предварительноиз меха вырезают одинаковые элементы: квадраты, ромбы, треугольники. Затем ихсшивают в единую двухцветную узорную кайму. Для украшения используютаппликационные вставки из цветного стекла, разноцветные ремешки, бляшки,металлические подвески из меди, латуни, железа. Декорируют изделия такжевышивкой шелком, белым подшейным волосом оленя или лося.

Иногда декоративный эффект одеждысоздавался не украшениями, а простым подбором кусков меха различного тона илимеха с пятнами или разводами, сделанным с художественным вкусом. Основухудожественного мастерства эвенков составляли искусство обработки меха и кожи,безукоризненность вкуса в подборе материала различной фактуры и оттенка ворнаментации одежды. Едва горит огонек среди зимней полярной ночи: чад идым вылетают из полусухого, гнилого топлива и затемняют свет в чуме. Слезыбезостановочно струятся из воспаленных глаз, а женщина сидит лицом к огню,выкраивает лоскуток за лоскутком по красивому узору, сортирует волосы поцветам, прицепляет мелкие привесочки и кисточки, красит и шьет, сшивает ивышивает, нанизывает бисеринку за бисеринкой на самодельные нитки, которые онасумела расщепить и спрясть из сухих жилок северного оленя. Так описываетработу эвенкийских мастериц в середине XIX века А. Миддендорф.

Орнаментальное искусствоэвенков

   В орнаментации одеждыэвенкийские мастерицы применяли технику мозаики из полосок или кусочков чащевсего контрастного цвета меха, ровдуги, кожи; аппликации — нашивания полосокцветной ткани на ровдугу; вышивку бисером; окрашивание ровдуги, т.е.использование полосок окрашенной ровдуги в меховой мозаике, аппликации илинанесение краской на ровдуге или мездре полосок; вшивание в швы между полоскамимеха или кожи кантиков из узких полосочек кожи, меха, ткани илипрямоугольничков тех же материалов; нашивание, чаще всего над линией шва,жгутов из подбородного волоса оленя. Наиболее часто бисерная вышивкапредставляла собой пунктирные или сплошные линии бисера, нашитые на полоскиткани, ровдуги или меха. В первом случае одна две или три бисерины нанизывалисьна сухожильную нитку и нашивались на полоску ткани или ровдуги, образуяпунктирную линию, иногда такие короткие низки из двух — трех бисерин нашивалисьна некотором равномерном расстоянии друг от друга поперек узкой полоски тканиили кожи. Во втором случае бисер нанизывался на длинную сухожильную нитку, иэта низка прикреплялась к ровдуге, меху или ткани сухожильной же ниткой черезкаждую бисерину, образуя сплошную линию или ряд бисерных линий. Для нанесенияна ровдугу окрашенных полосок разводили краску из коры ольхи и наносили ее спомощью трафарета.

Вышивка бисером у эвенков

        “Не то дорого, что красно золото, а тодорого, что мастера доброго”, — говорится в пословице. Любая работа,выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит теплорук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личноеотношение к человеку, которому предназначен подарок.

      У каждого народа есть свои старинные орнаменты,узоры. Они бережно хранятся, передаются другому поколению. Орнаментами украшаютжилища, одежду.

     Орнамент – это коллективное творчество народа уходящеесвоими корнями в глубь тысячелетий.

Наши предки широко использовали бисер дляорнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явлениеэвенкийской культуры, излюбленный прием украшения, который используется ворнаменте. 

      Орнамент богатейшее достояние, по нему можноопределить многое. Так у каждого эвенкийского рода был свой орнамент.

     Гордостью и богатством считалась в семьебисерная одежда. Эвенки делали браслетик, оберег для ребенка, чтобы уберечь егоот сглаза. Название орнаментам давали по внешнему сходству с предметами иличастью предмета. Не всегда орнаменты вышивали бисером. Из–за дефицит бисера илиего отсутствия, орнаменты вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносилина изделие, используя природные краски.

      Раньше вышивание производили на ровдуге, асейчас на сукне. Бисер нанизывали на прочную сухожилистую нить, которуюмастерица готовила заранее, затем пришивала на изделие. В настоящее время занеимение сухожильных ниток используют капроновые. В тонкую иглу вдевают двойнуюкапроновую нить и нанизывают на нее бисер. Большой иглой с одинарной ниткойзакрепляют каждую бисеринку, прижимая большим пальцем бисер с несколькимибисеринками к изделию. Затем придвигают, прижимают и закрепляют еще четыре и т.д. Бисеринки, как жемчужинки, ложатся на материал и радуют своей красотой.

      Наши далекие предки, которые считали окружающиймир опасным, придумывали сотни оберегов, веря в их добрую магическую силу.Обереги и талисманы изготавливались из кедра, кости, бисера, керамики, кожи.Притягательность этих вещиц объясняется природной энергией, мудростью Времени итеплом рук Мастера, согревающих наши души. Ощущая эту молчаливую поддержку, мывыбираем свой оберег.

      Солнце – редкий гость в северных краях, поэтомумотивы солнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получаютсвоеобразную трактовку. Солнышко — символ любви, тепла, счастья. 

     Круг — символ солнца, изделие с его изображениемпризвано увеличить жизненные силы владельца, защитить его от врагов, темных сил, злыхколдовских чар. Узоры, основанные на символах и народных орнаментах, вышивалина ткани бисером и цветными нитками.

       Каждой народности Севера присуща своя цветоваягамма, имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тоновкоричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыжекрасного с белым тепло инежно отображается, скупая прелесть северной природы.

Символика цвета 

       Защитную роль в орнаменте эвенков играет исимволика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуютцвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре эвенковнаиболее часто встречаются жёлтый, золотистый, красный, коричневый, синий,зелёный и белый, чёрный, голубой, розовый цвета. Так цвета солнца (жёлтый,красный и золотой) несут тепло, жизнь и плодородие всему живому; цвета неба иводы (синий и голубой) указывают на духовный аспект жизни на небе и земле.Голубой и белый являются образами снега, как символа чистоты и суровыхиспытаний. Отражение земного начала происходит у эвенков через коричневый изелёный цвет (цвета зелени и земли)

Глава3. Технологический этап

Анализ существующего изделия  

Итак, какие трудности возникают у нас приизготовлении эвенкийских предметов декоративноприкладного творчества?

 

     В настоящее время из того что оставлено предкамисохранилось не много. Если мы решим изготовить эвенкийское нагрудное украшение,то мы сталкиваемся со многими проблемами относительно будущего изделия:во-первых, высокая стоимость материалов (бисера, меха, кожи), на изготовлениеукрашения затрачивается много времени (так как нужно будет закрепить каждуюбусинку), методических пособий по изготовлению эвенкийских нагрудных украшенийнет. 

Что нужно сделать, чтобы изготовить свое изделие –эвенкийское нагрудное украшение? Задача: разработать и изготовить изделия поиндивидуальным размерам.

 

Что бы моё будущее изделие имело практическую направленностья разработала требование

к изделию и потребность в изделии.

 

              

Чтоможно сделать?

 

Вариант 1.

 

Вариант 2

 

Вариант 3

 

Украшение выполнено выполненная на

ровдуге и украшена бисером. Сложный

вариант и дорогой в  изготовлении вариант.

Украшение выполнено из меха и бисера вариант очень

простой, но замша и  мех, кожа дорогостоящие

Украшение выполнено из бисера на бархатной отделке

Выбороптимального варианта проекта.

Проанализировав все возможныеварианты, я решила изготовить эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары».По ткани —  бархату я вышивала лапку Гагары, по   краю бисерный узор, чтобыподчеркнуть красоту будущей работы. Цветовая символика моего изделия,выполненная в голубом, белом, синем цвете.  

 

 

 

 

Используемый материал

Выбор бисера. При выборе бисера я учитывалаформу, цвет и размер. Так как бисер в основном китайский я сначаларассортировывала бисер, чтоб в нем не было мусора и бракованных бусинок иразнокалиберных. Размер бисера определяется по номеру – чем больше цифра, теммельче бусины.

Для моей работы я выбрала размер бисера № 4.

Оборудование и инструменты

Наименование Инструментов

Назначение Инструментов

Характеристика инструментов

Игла для вышивания бисером 

Для пришивания бисеринок 

Очень тонкая игла, из прочной стали, чтобы могла проходить через любую бисеринку.

Ножницы, ножницы – зигзаг  

 Для отрезания ниток, кожи

Желательно среднего размера, для того чтобы не повредить основы работы.

Наперсток

Для предохранения пальца от уколов иглой 

Правильного размера 

Лезвие – резак 

Для вырезания меха

Острые

Материалы для вышивки и обработки кожи и меха 

Наименование материала

Назначение материала

Характеристика материалов

Основа– ткань бархат х/б

Декоративная основа будущего изделия 

Ткать – бархат х/б, плотная для того чтобы бусинки ровно ложились на поверхность ткани.

Нитки х/б белого

цвета, или с лавсанов № ЛЛ

Для пришивания бусин

Нитки должны быть тонкие и прочные, лучше подойдут с лавсаном, чтобы бусины крепко держались.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Бисер разных цветов в соответствии с орнаментом 

Для вышивания 

Бисер должен быть хорошего качества, чтобы работа не теряла своей уникальности долгие годы

Клей «Момент»

Для склеивания деталей кумалана

Влагостойкий, прочный поскольку выполненное изделие – кумалан может радовать нас долгие годы.

 

Экономические расчеты 

Для экономического обоснования проекта произведемрасчет затрат и посчитаем полученную стоимость изделия. 

 Вычислимсебестоимость панно 

Наименование материала

Расход материала

Цена затраченного материала

Ткань — бархат

 

50х20 см.

Деньги не затрачены.

Пригодились обрезки от платья

Бисер 

 3 пачки

7*50=350 руб.

Нитки 

1

20

Клей «Момент»

1

65

Итого:

 

435 руб.

       Основной идеей выбора проекта является егополезность. Изготовление нагрудного украшения не требует больших ресурсныхзатрат. Для изготовления работы не требуетсядорогостоящих материалов только разнообразный бисер. В магазинах имеетсядостаточный выбор бисера, которые подходят по цене, качеству и можно подобратьнеобходимую цветовую гамму. А остальные материалы – не имеют материальнойценности, так как я использовала в работе обрезки кожи меха, бархата. Итогостоимость работы составила: 435 рублей.

 

 

 

 

Глава4. Заключительный этап

Самооценка 

         Народное декоративно-прикладное искусство эвенковотразило многовековой путь духовного и художественного освоения окружающегомира. Из поколения в поколение передавались и бережно сохранялись традициихудожественной обработки предметов. 

Идея изготовления эвенкийскогоукрашения «Лапка Гагары», казалось бы, такого простого и быстрого визготовлении конечно, не нова. Работая над украшением, я старалась всепредусмотреть и спланировать заранее. Цвета я старалась подобрать как можноточнее, очень мне хотелось приблизить моё изделие к оригиналу – настоящихэвенкийских мастериц. 

Оценка проделаннойработы:

А) трудоёмкость: Для меня работа показалась сложной,но интересной;

Б) качество работы: Я считаю, что выполнила своюработу на «отлично», так как выполнила все требования, предъявляемые к даннойработе;

В) понравилось ли выполнять проект, почему? Да, мнепонравилось выполнять проект, потому что я люблю делать подобные работы.  

Заключение

В результате выполнениятворческого проекта был обобщён материал по истории декоративно – прикладноготворчества эвенков. Разработан и проведен мастер-класс, для младших школьников.Разработано и создано эвенкийское нагрудное украшение, позволившее понять традицииэвенкийского народа. Разработана инструкционная карта, разработан буклет«Орнамент эвенкийского нагрудного украшения «Лапка Гагары», решены всепоставленные задачи, поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению  проекта достигнута.

Самостоятельно изготовленноеукрашение красивое и оригинальное. Оно вызывает неизменную симпатию, а с ней иположительные эмоции как у автора и исполнителя проекта, так и всех окружающих.Об этой вещи можно поговорить, обсудить качество её исполнения, возможные вариантыдекорирования. 

 

Список литературы

1.      Бортник,А.Ф. Цветовое решение и орнамент в костюмах коренных народов Севера /А.Ф.Бортник, А.Н Винокурова // научно-методический электронный журнал «Концепт». –2017.

2.      ВасилевичГ.М. Эвенки. Историко -этнографические очерки (XVII–XX вв.) / Г.М. Василевич;отв. Ред. Н.А. Кисляков и В.Н. Чернецов. – Л.: Наука, 1969. -305 с.

3.      Копцева,Н.П. изучение декоративно-прикладного искусства и традиционных религий коренныхмалочисленных народов севера как фактор формирования позитивной общероссийскойкультурой идентичности (Элективный курс) / Н.П. Копцева, Н.П. Пименова, Н.Н.Середкина // сетевой науч. Журн. Педагогика искусства. -2013

4.      МазинА.И. Традиционные верования и обряды эвенков орочонов (XIX – нач. вв.).Новосибирск: Наука, Сибирское отделениеЮ1984.

5.      Сафьянникова,Т.М. Радуга красок сонкана / Т.М. Сафьянникова. – Красноярск: Сиб. Промыслы,2006. — 163.

6.      СафьянниковаТ.М. Орнамент и украшения эвенков / Т.М. Сафьянникова. – Красноярск: Сиб.Промыслы, 2008. – 151 с.

7.      Суворов,И.Н. Народное творчество в Эвенкии / И.Н. Суворов. – Новосибирск: Кн. Изд-во,

1957.  — 82 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

 

Инструкционнаякарта

Эвенкийскоенагрудное украшение «Лапка Гагары»

 

Эвенкийское нагрудное украшение «Лапка Гагары»

Элементы бисерного украшения выполнены в одном стиле и имеют одинаковую цветовую гамму, различия лишь в размерах и сочетанием цвета.

1.

Изготовление лапки

 

Сукно размером 180*180 см. К изнаночной стороне сукна прикладываем картон. 

2.

Рисуем схему узора

Нахождение центра и обозначение лапки. Сначала рисуем по центру прямую линию, примерно 80 мм, затем от верхней точки отступам примерно 20-25 мм, от метки в право и влево вычерчиваем линии.

 

3.

Вышивка украшения 

      Начало вышивки. На нить необходимо набрать бисер согласно цветовой гамме рисунка и прикрепить ее к основе. В нашем случае мы чередуем две белые и две черные бисеринки, нанизываем шесть бисеринок на нить и закрепляем бисерную нить по центральной линии, затем с изнаночной стороны заготовки мы выводим рабочую нить на лицевую сторону и отдельно закрепляем каждую бисеринку. Следующим шагом нужно вывести рабочую нить на лицевую сторону и протолкнуть через 2-3 крайние бисеринки так чтобы нить получилась внутри бисера. Для чего это нужно? Для того что бы бисерная цепочка была непрерывная. Такой способ крепления бисера позволяет нам выполнять изделия и с круговым (замкнутым) узором. Бисер ложиться ровно и аккуратно. Также следует учесть, что бисер подбираем ровный и одинаковый, это также придает узору аккуратность и эстетику. После того как выполним центральный узор, приступаем к вышивке дуги, аналогичным способом. Первый ряд эвенкийского узора лапка гагары – готов. 

      Приступаем к следующему ряду. Начиная с верха орнамента, мы обшиваем первый ряд бисером голубого цвета, выполняя действия изученным способом, замыкая бисерною цепочку. Затем следующий ряд — синий и последующие белый, выполняем согласно цветовой гамме. 

     Узор оберега – готов

4.

Изготовление воротничка украшения

Из сукна выкраиваем воротничок украшения, приметываем его к готовому нагруднику. Вышиваем аналогично нагруднику, строго соблюдая цветовую гамму. 

5.

Обработка  готового нагрудного украшения по краю .

     Вышиваем узор «Заячьи ушки». Для этого рабочую нить выводим на лицевую сторону с изнаночной. Нанизываем на нить три бусинки, и выводим рабочую нить на изнаночную в точке соединения. Получается выпуклый треугольный узор. Примерно на расстоянии 3-4 мм от первого узора, выполнить следующий и последующие узоры.

6.

Выполняем висячие элементы в нижней части украшения

Для того чтобы выполнить висячий элемент, мы закрепляем рабочую нить в низу оберега, по центру. Затем нанизываем 11 штук бисера белого цвета, затем одну голубого, синего и снова голубого цветов, затем 10 штук белого цвета, далее чередование синего, белого и три синего цветов бисера. Получается бисерная нить. Следующим шагом

 

нам нужно вернуть рабочую нить в исходное положение.  Для этого отступаем от крайних трех бисеринок синего цвета и проталкиваем рабочую нить через весь последующий бисер на бисерной нити, в начальную точку. Остальные последующие элементы выполняем аналогичным способом.

7.

Обработка изнаночной стороны нагрудника 

Сукно аккуратно пришиваем к изнаночной части украшения потайным швом

 

 

 

Приложение№ 2 Мастер – класс 

Эвенкийскоенагрудное украшение «Лапка Гагары»

       Согласно легендам эвенкийского народа, в древние времена не было земли, и всевокруг было занято водой. Тогда Бог попросил птицу гагару: «Нырни под воду,может быть, землю найдешь!». Три дня птица находилась под водой, а когдавынырнула, то в ее клюве был маленький комочек земли. Птица взлетела и положилаэтот кусочек на высокое место, чтобы разлившаяся вода не смогла его затопить.Потом нырнула снова, достала камень и придавила им землю, чтобы она не рассыпалась.Суша стала расти и расширяться, становилась все больше. Тогда птица махнулакрылом – и появилось солнце. Солнечные лучи быстро высушили землю, и она сталапригодной для жизни. Поэтому эвенки стали изображать эту птицу и все, что с нейсвязано, на разных предметах. Например, кисете для табака, женских и мужскихнагрудниках, оберегах.

     Верование северных народов не позволялиизображать людей, животных и птиц анатомически точно. Поэтому и существует уэвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов. Например, крестообразнаяфигура на эвенкийском нагруднике – это изображение водоплавающей Птицы Гагары.Она как лебедь выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара быласимволом любви и семейной верности.

     Основныммотивом оберега или украшения нашей работы является стилизованная форма лапкигагары. В дизайне оберега акцент сделан на орнамент. Согласно с традициямидревних, орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой,внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу имужество. Преобладающим цветом у эвенков является голубой, синий и белый. Попредставлениям эвенков, голубой цвет означал Средний мир, голубое небо, синий –бездонный Космос с «голубым дыханием», был знаком расцвета жизни. Белый – цветснега, символизирует Верхний мир, связан с окружающей средой и являетсясимволом жизни, счастья, всего светлого и хорошего.

      Вкачестве украшения, оберег «Лапка Гагары» очень оригинальный, его могут носитькак мужчины, так и женщины, она привнесет в образ обладателя загадочныеэтнические нотки, дух старинных легенд и преданий.

Для работы нам понадобится: 

v  Иглы для бисера

v  Нитки

v  Картон 

v  Сукно или драп

v  Кожзаменитель

v  Клей «Момент»

v  Ножницы

v  Бисер

 

 

 

Изготовлениеосновы изделия

 

    

    Берем кусочек ткани (сукно или драп), диаметром 100 мм, к изнаночной стороне заготовки прикрепляем такого же размера картон. Прикрепить можно с помощью булавок. Для чего это нужно? Для того что бы заготовка имела форму, и было легко работать с бисером

 

 

 

 

   

 Края материи загибаем на изнаночную сторону на 5 мм и приклеиваем к картону.

 

 

 

   Нахождение центра и обозначение лапки. Сначала рисуем по центру прямую линию, примерно 40-50 мм, затем от верхней точки отступам примерно 20-25 мм, от метки в право и влево вычерчиваем линии.

 

 

Вышивание лапки бисером

 

    

    Начало вышивки. На нить необходимо набрать бисер согласно цветовой гамме рисунка и прикрепить ее к основе. В нашем случае мы чередуем две белые и две черные бисеринки, нанизываем шесть бисеринок на нить и закрепляем бисерную нить по центральной линии, затем с изнаночной стороны заготовки мы выводим рабочую нить на лицевую сторону и отдельно закрепляем каждую бисеринку. Следующим шагом нужно вывести рабочую нить на лицевую сторону и протолкнуть через 2-3 крайние бисеринки так чтобы нить получилась внутри бисера. Для чего это нужно? Для того что бы бисерная цепочка была непрерывная. Такой способ крепления бисера позволяет нам выполнять изделия и с круговым (замкнутым) узором. Бисер ложиться ровно и аккуратно. Также следует учесть, что бисер подбираем ровный и одинаковый, это также придает узору аккуратность и эстетику. После того как выполним центральный узор, приступаем к вышивке дуги, аналогичным способом. Первый ряд эвенкийского узора лапка гагары – готов. 

      Приступаем к следующему ряду. Начиная с верха орнамента, мы обшиваем первый ряд бисером голубого цвета, выполняя действия изученным способом, замыкая бисерною цепочку. Затем следующий ряд — синий и последующие белый, выполняем согласно цветовой гамме.       Узор оберега – готов

Оформление оберега

     Вышиваем узор «Заячьи ушки». Для этого рабочую нить выводим на лицевую сторону с изнаночной. Нанизываем на нить три бусинки, и выводим рабочую нить на изнаночную в точке соединения. Получается выпуклый треугольный узор. Примерно на расстоянии 3-4 мм от первого узора, выполнить следующий и последующие узоры. 

 

Выполняем висячие элементы в нижней части оберега

  

   Для того чтобы выполнить висячий элемент, мы закрепляем рабочую нить в низу оберега, по центру. Затем нанизываем 11 штук бисера белого цвета, затем одну голубого, синего и снова голубого цветов, затем 10 штук белого цвета, далее чередование синего, белого и три синего цветов бисера. Получается бисерная нить. Следующим шагом нам нужно вернуть рабочую нить в исходное положение.  Для этого отступаем от крайних трех бисеринок синего цвета и проталкиваем рабочую нить через весь последующий бисер на бисерной нити, в начальную точку. Два последующих элемента выполняем аналогичным способом. 

 

 

Выполнение декоративной нити для подвешивания оберега

    

    Закрепляем рабочую нить равную длине примерно 600-700 мм, и закрепляем ее в верхней точке оберега, нанизываем на нее бисер – 5 белых, затем голубой, синий, голубой и снова 5 белых. Повторяем раппорт узора до завершения. Закрепляем рабочую нить в начальной точке.

 

 

Обработка изнаночной стороны оберега

    

  Вырезаем декоративными зигзагообразными ножницами круг из кожзаменителя, диаметром равным оберегу, аккуратно приклеиваем его за изнаночную сторону.

     Эвенкийский оберег «Лапка Гагары» — готов.

 

 

 

Согласно легендарным персонажам эвенкийских сказок — ууток и всех водоплавающих птиц, — лапки имеют угольчатые «колени», то естьвыгибаются в обратную сторону.  У гагары же — как палки, не гнутся. Эвены видятв этой анатомической особенности тоже отголоски легенды и связывают с тем, что,когда птица ныряла в морскую пучину, ноги-то у нее одеревенели. С тех пор всегагары гнезда свои создают почти у воды, чтобы в случае какой беды, грозящейчеловеку, они успели нырнуть и спасти землю.

 

 

 

 

Приложение №3

Буклет 

Орнамент эвенкийского нагрудного украшения 

«Лапка Гагары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Техникабезопасности при выполнении работ Работа и иглой:

     Не вкалывать в одежду (использовать только игольницу);

     Нить обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать).

Работа с бисером:

     Бисер из пакетиков высыпать в отдельные крышечки, чтобы непросыпать, на котором можно поскользнуться.

При работе с лезвием: 

     Использовать защитную насадку.

При использованииклея:

     Не наносить руками, а использовать кисточку или палочку. 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет