X-PDF

Ф.И.Шаляпин в Ратухино. Культурное наследие родного края.

Поделиться статьей

Культурное наследие родного края

Ратухино — имение Ф.И. Шаляпина на р.Нерль

 

Ратухино – имение Ф.И. Шаляпина нареке Нерль

Темамоего исследования напрямую связана с жизнью Ф.И. Шаляпина на Ярославскойземле.

Ф.И.Шаляпин (1873-1938) – один из величайших певцов 20 века. Представитель русскогореалистического исполнительного искусства. Создал галерею разнохарактерныхобразов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Камерный певец (русскиенародные песни, романсы), режиссер, художник. С 1922 года живет за рубежом.Умер в 1938 году во Франции. В 1984 году прах Шаляпина был перенесен из Парижав Москву.

В 3км. От деревни Итларь Ростовского района Ярославской области находитсяживописное местечко с необычным названием «Шаляпинская дача». Почему именно«Шаляпинская»?

Заинтересовавшисьэтим вопросом, мы отправились туда. Нам захотелось собственными глазами увидетьэтот дом.

Местныйжитель Коледов Виктор Александрович любезно согласился провести нас по памятнымместам, связанным с именем Ф.И. Шаляпина. Оказавшись на высоком берегу рекиНерль, мы увидели красивый сосновый бор, излучину реки, уходящую вдаль. Иказалось, что сейчас произойдет чудо, мы попадем в сказку и увидим расписнойтерем. Но нашему взгляду предстала удручающая взор картина. Вместо домаоказался пустырь, заросший мелким кустарником и молодым ельником. И лишьостатки фундамента напоминали о том, что здесь когда-то был дом, принадлежавшийвеликому русскому басу Федру Ивановичу Шаляпину.

ВикторАлександрович рассказал о том, что в 3 км находится деревня Охотино. В нейсохранился до наших дней дом, принадлежавший великому русскому художникуКонстантину Алексеевичу Коровину. Шаляпин был другом Коровина и часто гостил унего в деревне. Места настолько понравились Шаляпину, что он решил, во что быто ни стало купить здесь себе дом. Мы поинтересовались, почему это местоназывается именно Ратухино?  Виктор Александрович поведал нам историю о том,что в 19 веке в этих местах жил купец Ратухин. Именно у него Шаляпин иприобретает землю и пустошь с таким названием (но ни в одном из архивныхисточников мы не нашли этому подтверждение).  Коледов В.А. провел нас полиповой аллее, которую по его словам посадили Ф.И. Шаляпин и его дочь Ирина.Рядом находились конюшни и заброшенный колодец. Виктор Александрович сказал,что вода в нем была чистой и вкусной, многие жители близлежащих домов частоходили сюда за водой, пока он не обветшал и не разрушился. Ближе к лесу в тевремена располагались продовольственные склады. Сейчас уже ничего не напоминаето том, что здесь, когда то были постройки. Еще одним местом, связанным сШаляпиным был «Обрыв страданий». По дороге Виктор Александрович рассказал намлегенду о том, почему это место так называется. Оказывается, у богатыхпомещиков были свои забавы. В дни праздников они устраивали на этом обрывесостязания между деревенскими мужиками. Каждому из них нужно было закатитьнаверх огромную, тяжелую  бочку. Конечно же, это удавалось сделать не всем.Многие погибли. С тех пор это место получило название «Обрыв страданий».

Приехавдомой, мы попытались найти на карте Ратухино и Ратухинскую пустошь, но так и ненашли. Возможно, на современной карте Ярославской области старые названия несохранились. Однако другие названия: Старово, Охотино, Нерль на карте есть.

Намзахотелось узнать историю происхождения названия Ратухино. Изучив литературу,мы выяснили, что названия населенных пунктов возникают следующим образом:

1.    Отсуществительных

2.    Отсловосочетаний

3.    От именлюдей

4.    Отназвания ремесла

5.    Отназвания растительности

6.    Отназвания этнических групп и т.д.

Поэтому у нас появилось несколько версий опроисхождении этих названий:

1.    Местоназвано в честь купца Ратухина, владельца этих земель.

2.    Ратухинопроизошло от слов «ратуха», «братуха», «рать», «ратник», «ратуша», «ратовать».

Обратившиськ толковым словарям В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н.Ушакова нам удалось найтитолкование некоторых слов.

Рать – то же, что войско, битва,война.                                                                                                           Ратник – воин, в царской  России солдат государственногоополчения.                                                        Ратный– военный,боевой.                                                                                                                                       Ратовать – действовать и говорить в защиту или против кого,чего-нибудь.

Данныеслова произошли от одного корня, возможно название этого места было связано своенными действиями.

Ратуха – такого слова в словаре мы ненашли.                                                                                                               Ратуша – немецкое Ratchaus, купеческая управа в городишках и посадах. Это слово менеевсего подходит по значению к происхождению исследуемого нами слова, но записавслово латинскими буквами «RATUCHA» можно прочесть слово «РАТУХА». Возможно, со временемданное слово видоизменилось и приобрело характерные черты названий близлежащихдеревень данной местности, Старово, Охотино, Ратухино.

Братуха – это слово, если убрать первую букву, становится нужным нам словом.Возможно, это место называлось так, потому, что здесь жило несколько братьев.

Таки не найдя ответа на вопрос, почему это место называется Ратухино, мыотправились в Ростовский архив. Но никаких сведений и там мы не нашли.Работники архива предположили, что это был не Ростовский уезд Ярославскойгубернии, а Переславский уезд владимирской губернии, поэтому никаких сведений оРатухино у них нет. Мы посетили Переславский историко-художественный музей.Научный сотрудник музея Попова Тамара Львовна познакомила нас с экспозициеймузея, в которой представлены экспонаты, принадлежащие Ф.И. Шаляпину (личныевещи, мебель, портреты).

Израссказа Тамары Львовны мы узнали, что в 1904 году Федор Иванович Шаляпинприезжает по приглашению своего друга, художника Константина АлексеевичаКоровина, который имел земли в деревне Охотино, к нему на дачу. Приглашениебыло не случайным. Коровин хотел, что бы Шаляпин посмотрел, как прекрасно онустроился, какие живописные места его окружают. Федор Иванович не замедлил себяждать. Места ему понравились. И он строить дачу и покупает в этом же году подименем крестьянина Федора Иванова Шаляпина земли у Коровина. А еще онприобретает у помещика Полубояринова 222 десятины земли с необычным названием — Ратухинская пустошь (в книге «Милая моя, Родина Россия» Верхневолжскогоиздательства есть фотография купчей на эти земли, но на карте, составленной в1774 году, где были отмечены приобретенные в последствии Шаляпиным угодья,Ратухинской пустоши нет). А в фильме «Потерянный дом» режиссера Д. Тихомироваречь идет о том, что Ф.И. Шаляпин покупает эти земли у помещика Глушкова и накупчей значится дата 1910 год.

Заместительпредседателя Ярославского Шаляпинского общества, краевед, писатель ГенрихОкуневич в своей статье «Ярославская прописка Шаляпина» так описывает фактпокупки земель: «Это необыкновенно живописное имение в местечке Охотино,находящееся недалеко от станции Итларь Северной железной дороги, сразилоШаляпина наповал. Не прошло и двух лет, как две легенды русской культуры –Шаляпин и Коровин – подписали купчую, и оперный гений получил в полноераспоряжение не уступающий по красоте Охотину, но гораздо более обширныйсоседний участок земли – Ратухинскую пустошь».

Продолжаясвой рассказ, Тамара Львовна сообщила нам, что по чертежам и рисункам Шаляпина,Коровина, Серова, без определенного проекта, плотниками братьями Чесноковыми ,под руководством архитектора Мазырина (которого все в шутку называли Анчутка)строится деревянный дом из лучшего соснового леса. Сам Федор Иванович  свосхищением отзывается о строительном материале, называя его «спрессованноекрасное дерево». Дом получился большим и немного безалаберным. Все услышанноенами подтвердилось в найденных нами воспоминаниях дочери Шаляпина Ирины: «Отцавсе больше и больше начинает привлекать красота природы, и наконец, он покупаетучасток земли «Ратухинскую пустошь», ныне именуемую «Шаляпинской». Этот участокбыл расположен на высоком берегу речки Нерль. Место исключительно живописное.Кругом лес – сосновый и смешанный, напротив – через речку – заливной луг идальше снова лес. Решив построить дачу, отец обратился за советом к своимдрузьям – художникам, и вот в скором времени по рисункам Коровина  и Серовастроится дача. Дачу решено было строить деревянную. Плотники – братья Чесноковы– привезли замечательный строевой лес, славившийся в Ярославской губернии. Иначалась стройка. Никакого определенного стиля она не имела. Здесь полностьювластвовала фантазия художников, и получалось нечто совершенно своеобразное, апотому интересное: были и своды в стиле русских теремов, и много балконов, итерраса».                                                                                    И.Ф. Шаляпин  в своих воспоминаниях пишет: «Да, признаюсь, была у меня воВладимирской губернии дача близ деревни Охотино. И при ней было триста десятинземли. Втроем строили мы деревенский дом. Валентин Серов, Константин Коровин ия. Рисовали, планировали. Наблюдали, украшали. Был архитектор, некий Мазырин –по-дружески мы его звали Анчуткой. А плотником был всеобщий наш любимец –крестьянин той же губернии Чесноков. И дом же был выстроен! Смешной, по-моему,несуразный какой-то, но уютный, приятный, а благодаря добросовестнымлесоторговцам срублен был точно скован из сосны, как из красного дерева…»

Израссказа Тамары Львовны нам стало ясно, что имение Ратухино было настоящейнаходкой для Федора Ивановича и его семьи. И теперь уже друзья Шаляпина –живописец Валентин Серов и Константин Коровин, писатель Максим Горький,композитор Сергей Рахманинов и многие известные люди того времени  судовольствием подолгу гостили в просторном новом доме певца.

Однаждыв доме будущей знаменитой актрисы советского кино Любовь Орловой гостил Ф.И.Шаляпин, которому показали оперетту «Грибной переполох», поставленнуюлюбительским детским театром. В этом театре маленькая Любочка Орлова исполнялароль Редьки. После окончания представления Шаляпин вдруг поднял Любу на руки ипроизнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!». В ееподмосковном доме во Внуково бережно хранился блокнотный листок с профилемШаляпина и чувствительным романсом – автограф великого певца; и его жефотография с напутствием первокласснице: «Дети, в школу собирайтесь! Петушокпропел давно. Ратухино. 1909год».

Заболее подробной информацией по нашей исследовательской работе  Т.Л. Поповапосоветовала обратиться в архив города Владимир.

Жительницадеревни Итларь Коледова Нина Викторовна предоставила нам информацию о Шаляпине,которую она собирала на протяжении нескольких лет. Это были вырезки из старыхгазет и журналов. Из них нам стало известно, что начиная с 1905 года,периодически, до 1922 Ф.И. Шаляпин с семьей отдыхает в своем имении на рекеНерль.

Изразных источников мы узнали, что имение на реке Нерль для Шаляпина было «раем».Незадолго до своей кончины во Франции он скажет своему другу К.А. Коровину : «Азнаешь, Костя, живи я сейчас в Ратухине, я бы выздоровел. Как я там был здоров!Ты всегда говорил: это рай! Да, ты прав, это был рай». Об этом мы прочитали и ввоспоминаниях дочери Ирины: «Но никакие ландшафты заморских стран не могливытеснить из его сердца любовь к родному русскому пейзажу. Всегда, когдаявлялась возможность отдохнуть, отец стремился быть как можно ближе к природе.Наша русская деревня действовала на него благотворно. Здесь ему легко дышалось,забывались условности «света», жилось просто и радостно».

Последнийраз Шаляпин       отдыхал с семьей в Ратухино летом 1922года. В конце июня онуезжает за рубеж, сначала на лечение, потом на гастроли, и уже больше никогдане возвращается ни в Ратухино, ни в Россию.

В1927 году 22 ноября решением президиума ВЦИК Шаляпин лишается правапользоваться домом и усадьбой Ратухино. Ф.И. Шаляпин умер во Франции в 1938году. Имение Ратухино ненадолго пережило своего хозяина. В 60-е годы дом спостройками в Ратухино ликвидируется.

Сравнивматериалы из литературных источников с нашими исследованиями, мы пришли квыводу, что здесь действительно была дача Ф.И. Шаляпина. Природа Ярославского краяпо своей красоте не уступала заграничной. И, в итоге, становится ясно, почемуРатухино осталось для Шаляпина местом, куда неизменно стремилась его душа.

МаргаритаВаняшова

 

ФЕДОР ШАЛЯПИН,

КОНСТАНТИНКОРОВИН: 

 ДАЧНАЯ ЖИЗНЬ(I)

 

Давно, еще в начале 60-х, известный ярославскийколлекционер Иван Васильевич Озерский подарил мне копию с уникальнойфотографии: — Шаляпин в Ярославле, 1915 год. Особенно ценны были написанныеОзерским пояснения на обороте фотографии. Ужин в ресторане ярославского отеля«Бристоль». На переднем плане — Федор Иванович с любимым черным французскимбульдогом на руках, рядом представители художественно-артистической средыЯрославля, слева от него — актриса Раисова, за ней – артист Делазари. Ярославские краеведы не раз пытались выяснить реалии и обстоятельства,стоящие за этим сюжетом.

Ужин по случаю ярославской гастролиШаляпина? Хотя предания о концертах Шаляпина в Ярославле и сохранились, ив одном из изданий мемуаров Константина Коровина приводится даже одиозныйслучай, когда по случаю гастролей Шаляпина в Ярославле среди поклонницвозникали настоящие драки и потасовки, ни газеты, ни архивные документы фактыконцертных выступлениях Шаляпина в древнем городе не подтверждают. По всейвероятности, это была дружеская вечеринка с ярославскими актерами по случаюприезда Шаляпина в Ярославль именно в 1915 году.

 

 Ф.Шаляпин в Ярославле  в отеле Бристоль.1915

 

 

Многим известно, что у Шаляпина и Константина Коровинабыли дачи неподалеку от станции Итларь (прежде Московско-Ярославской железнойдороги). Но лишь ревнители истории нашей культуры  смогут подробнорассказать вам о пребывании Федора Ивановича Шаляпина на земле Ярославской, оего поездках по древнему краю.

От дачных усадеб Шаляпина и Коровина на Нерли векторыисторического пространства проходят через Петербург и Москву, Нью-Йорк — идалее, до Парижа, где и оборвалась жизнь великих сынов России. Умирая, Шаляпинвспоминал места на Нерли, места, по его словам, «красоты непомерной»… И дляКонстантина Коровина его дом в Охотине был самым сердечным воспоминанием оРоссии.

 

               Дом К.Коровина в Охотино

 

В начале 1899  года Константин Коровин приобрел усвоего друга, промышленника и мецената Саввы Мамонтова землю в пустоши Ратухино(в Переславском уезде Владимирской губернии, ныне Ярославской области) наберегу реки Нерль.  Был выстроен дом с большой террасой-верандой,запечатленной художником на многих его полотнах. В доме была светлаяпросторная мастерская, две жилые комнаты. .. .Через год рядом был построенвторой небольшой зимний дом.

«Речка Нерля, — вспоминал Коровин, — была маленькая,как ручей, она шла по лугу близ дома моего, извиваясь в камышах и кустах,переходя в большие плесы, которые лежали по низу луга, у самого леса. Какаякрасота была в этих бережках и в этих светлых струях вод кристальной речки…Плескались золотые язи. Зеленые стрекозы летали над камышом. Ласточки сосвистом носились над рекой и острыми крылышками задевали воду. Какимразнообразным пением птиц, какими звуками был полон красивый бор. Цветами былпокрыт луг, и мне казалось, что это рай».

В 1905 году в Охотино у Коровина гостят Серов иШаляпин. Здесь были написаны известные картины Коровина: «Вечер на террасе(Охотино)» (1915), «У мельницы. Охотино» (1917), «Охотино», (1917), «Пейзаж.Охотино» (1922).  Сюда, на станцию Итларь, в Охотино, в гости кКоровину приезжают Валентин Серов, Сергей Рахманинов, Горький… Этиудивительные края на многие годы стали родными и для Федора ИвановичаШаляпина. Константин Алексеевич в том же году продает часть земли вРатухино Шаляпину, который становится его ближайшим соседом.

 

К.Коровин. Веранда в Охотино. 1912

 

 

К.Коровин. Окрестности Охотина. 1915

 

Именно здесь, рядом с коровинской дачей в Охотине, напустоши в Ратухино Федор Шаляпин по проекту своего друга Константина Коровинавыстроил для себя новый дачный дом.

Охотино и Ратухино — две дачные усадьбы — былиобъединены и связаны между собой творческими узами двух художников…

 

Дачи возле станции Итларь создавали условия для отдыхаи творчества «во глубине России», открывали привлекательные маршруты дляпутешествий. И не только по близлежащим селениям, лесным урочищам, водяныммельницам, вроде той, что была у старого мельника Никона Осиповича, но еще и постаринным русским городам. И Шаляпина, и Коровина, и навещавших их друзей(среди которых были Валентин Серов, Сергей Рахманинов, Максим Горький) влекла к себе русская история, и в  ярославских местах ониоказывались неутомимыми путешественниками, совершая путешествия и поездки нанебольшие расстояния.

В Ярославль Шаляпин приезжал не однажды, обедал сКоровиным в речных волжских трактирах, оформлял купчие на приобретенную землю.

 

              Фёдор Шаляпин

 

Путешествовал Шаляпин и в РостовВеликий, подробно знакомился с легендарным Ростовским Кремлем (вместе сГорьким), ездил в Переславль (с Коровиным и Валентином Серовым), на Плещеевоозеро — к ботику Петра Первого, где в книге отзывов посетителей всемитроими была оставлена памятная запись. Неутомимый интерес к ярославским местамвел Шаляпина в Отрадное, под Романово-Борисоглебск (снова с Коровиным), вимение управляющего Императорскими театрами Владимира Теляковского (которомуШаляпин был обязан приглашением в Большой театр), и в сам городокРоманов-Борисоглебск (ныне Тутаев), где Шаляпин на крутогорье пел любимыепесни.…

Шаляпинские и коровинские места наярославской земле близ станции Итларь до сего времени остаются еще «terraincognita» для почитателей русских гениев.

Дом художника Константина Коровина,уникальный и необычный своей историей, в Охотине, к счастью, сохранился, в немвплоть до окончания советских времен располагалась творческая дача московскиххудожников. С распадом страны дом Коровина в Охотине пришел в запустение.Шаляпинская дача, построенная архитектором Мазыриным по проекту Коровина – встиле русского модерна рубежа  XIX-XX вв., была разрушена в середине 80-хгодов.  В наши дни до Ратухина и Охотина добраться можно как поездом, таки личным автотранспортом. Поездом — до станции Итларь, там всегда есть частныетакси,которые могут подвезти к Охотину. На московской трассе нужно отПереславля, по направлению к Ярославлю, доехать до деревни  Перелески, отнее — если смотреть на север, к Ярославлю,  повернуть направо, и через 15километров появится Охотино.  Совсем недавно в этих местах произошлидолгожданные перемены.  Дачный проект, наконец-то, двинулся, крадости почитателей русских гениев. Появились подвижники восстановления этогочудесного природного заповедника, связанного с именами великих русскиххудожников.

Переславская администрация активноподдерживает начало нового большого дела. 

В перспективе здесь возникнеторигинальный, своеобразный туристический маршрут, появятся гостевые домики, творческиемастерские художников с мастер-классами.

Руководит возрождением Охотина (а вбудущем, и Ратухина) на основах государственно-частного предпринимательствадеятельная, энергичная Елена Пешкова.  Еще недавно к Охотину вела сквернаяухабистая дорога (15 километров от Охотина до московской трассы), нельзя былонайти и указателей для путешественников.Выровняли дорогу, установили дорожныеуказатели к Охотину, поставили таблички с афоризмами Константина Коровинао  красоте напомерной здешних мест, о  творчестве ивдохновении. Привели в порядок дом Коровина в Охотине.

11 сентября состоится презентациябольшого проекта возрождения творческих дач Коровина и Шаляпина.

 

        Дача Шаляпина вРатухине

 

Вместо путеводителя по здешним местам рекомендуем захватитьс собой книгу воспоминаний Константина Коровина, с его замечательнойтопографией и описанием мест «красоты непомерной», окрестных лесов и водоемов,словом, того, что мы называем тихим и умиротворенным миросозерцанием, счастьеммедленной дачной жизни.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

ДАЧНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ХУДОЖНИКА:

ПРОСТОР, ПОКОЙ, ИГРА, ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

Попробуем восстановить этот удивительный мир.

Чем была дачная жизнь для русского интеллигента вначале ХХ века?

 

Огни на дачах гаснут понемногу,

Клубки червей полезли на дорогу,

А вдалеке, где все затерла мгла,

Тупая граммофонная игла

Шатается по рытвинам царапин,

И из трубы еще рычит Шаляпин….

                              Вл.Ходасевич. Дачная жизнь

 

Петербургские и московские дачи — первоначально нестолько дачи, сколько усадьбы XVIII века.

До начала XIX века дачная жизнь была частью придворнойжизни и считалась роскошью. «Дача» была государственной наградой. Не многимизвестно, что самый термин «дача» возник от слова «давать». Награжденныйполучал земельный надел за городом, но в непосредственной близости от столицы,дабы всегда предстать по первому зову государя. Со времен Петра. Первого «дача»считалась высокой и престижной государевой наградой (в советское время Сталинтакже любил награждать героев и стахановцев дачами). На земельных наделахстроились роскошные дворцы и особняки, непременной обязанностью царевыхдачников становилось украшение наделов садами, парками, лесами.

Атмосфера загородных владений — охота, верховая езда,пешие прогулки. Дачные особняки аристократов утопали в зелени парков, радовалиглаз ухоженными садами, пейзажной архитектурой — парковыми гротами, беседками,павильонами, античными скульптурами… Устраивались праздники с музыкой,фейерверками, водной феерией на озерах и зеркальных прудах.

Постепенно дачи начинают строить и приобретатьпредставители других сословий — дворяне, купцы. Появились шикарные дачибуржуазии и аристократии. Всеобщее «дачное поветрие» нарастает к концу Х1Хвека. Время стирает с лица земли помещичьи усадьбы. Имения обретают новыххозяев. Рядом возникают более скромные летние дачи горожан. Новые дачи строятсявезде — под Петербургом, в Подмосковье. Вокруг Петербурга и Москвы сталиобразовываться дачные местности.

Московские «дачники» рассыпаются по всему Подмосковью.Выбирались места, куда можно было быстрее добираться, по воде или на извозчике— железных дорог еще не было. Многие дачники ездили с дачи на городскую службувсе лето.

Выработалась привычка снимать под дачи на лето дома вокрестных деревнях. Весной на дачи выезжают всей семьей, со всем дачнымскарбом, осенью с дач съезжают, увозят дачную мебель, дачные домазаколачивают.… Это своеобразный ритуал. Как вы помните, чеховский купец ЕрмолойЛопахин в пьесе «Вишневый сад» вырубает легендарный сад как раз для того, чтобынарезать на вишневых былых угодьях дачные участки и выгодно продать ихгорожанам.

 

На рубеже XIX — XX веков жизнь «на даче», в русскойдеревне прочно входит в быт русской интеллигенции, в том числе ихудожественной. Слова «дом в деревне» и «дача» обретают новый смысл. О жизни«на даче» на рубеже веков создана целая литература. «Петька на даче»,«Дачники», знакомое — «вдали над пылью переулочной, над скукой загородных дач»…Чеховские, горьковские и блоковские дачники сделались понятиями нарицательными.Слово «дачник» стало почти ругательством. «Дачник» — значит, мещанин,отгородившийся от живой жизни, отдыхающий в то время, когда вокруг кипит работаи строятся гиганты индустрии. В том, былом слове «дачник» был обязателеноттенок пошлости. В известных уже тогда дачных поселках, похожих на блоковскиеОзерки, где рождалась его знаменитая «Незнакомка», «заламывая котелки, средиканав гуляют с дамами испытанные остряки…. Над озером скрипят уключины ираздается женский визг…» С легкой руки Горького герои его пьес из иронических«детей солнца» и «дачников» легко перекочевали в следующий драматургический исоциально-политический ряд — «варваров» и «врагов».

Уже в советские годы многое изменилось. Построитьсобственный дачный дом за городом могли лишь избранные — скажем, для писателей,художников создавались специальные дачные поселки, такие, как Переделкино. Нодома в поселке не были личными, они принадлежали Литфонду, и былигосударственной собственностью.  Переделкино, как будто было призванонапомнить о том, что советская художественная интеллигенция живет согласноизвечным образцам комфортной русской дачной жизни. Той, что на рубеже ХIХ — ХХвека в социально-культурном контексте времени стала крупным явлением русскойхудожественной жизни, неразрывно связанной с судьбами русского искусства.

Художник Константин Коровин посвятил дачной жизнисерию своих картин. Впоследствии в искусствоведческих трудах появилось вполненаучное определение этого цикла коровинских работ — серия картин получиланазвание «дачной». Так называл свои холсты, написанные в Абрамцеве или наберегах Нерли, и сам  Коровин.

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году, усилиямиКонстантина Коровина и Александра Головина была создана стилизованная «русскаядеревня». Под русскую избу был декорирован выставочный павильон. С лаптями,сбруей, вышивками, резной, тоже стилизованной, мебелью. Так возникал знаменитый«русский стиль», русский модерн, определяющей чертой которого становилисьобостренное внимание к истокам  русской народной культуры, театральнаязрелищность, декоративность.

Правда, дачники и их «мещанский» образ жизни, дачныероманы высмеивались писателями и журналистами. Однако была и та внутренняя,негромкая атмосфера дачного бытия, что не сразу обнаруживала своипритягательные черты. Дача — как летняя пристань, где медленно течет тихаяуютная жизнь, с неторопливыми обедами на веранде, катаниями на лодках, грибнойохотой, рыбной ловлей и иными летними удовольствиями.

 

 

Сложился известный стереотип подобной дачной жизни.Белые дачные одежды (у мужчин белые чесучовые костюмы, благополучно дожившиекак летняя униформа до 30-50-х годов ХХ века). Дамы под белыми кружевнымизонтиками, в белых платьях, в белых шляпках, на веранде — девочки с персиками,мальчики в матросках (любимые дачные сюжеты Серова и Коровина), тульскийсамовар, теннисный корт, автомобиль с затянутым в кожу шофером.

В усадьбах дворян Михáлковых, Набоковых, на дачахСаввы Морозова, Третьякова, Бахрушина, Поленова, Вертинского, Качалова текларазмеренная, неторопливая жизнь…

Утопающий в зелени бревенчатый терем из русской сказки«намечтался» и Шаляпину. И был выстроен. Ничего роскошного в этой даче не было.Разве что необыкновенное крыльцо в стиле «русский модерн». Сама же дача былаодноэтажная,  длинная. Когда со временем рухнуло крыльцо, и очертаниястиля модерн канули в Лету, дача Шаляпина стала напоминать рядовой советскийбарак, в котором сначала разместили лесную школу, а потом санаторий для больныхдетей.

 

             Гостина видовой площадке дачи Шаляпина в Ратухино

 

В Охотине и Ратухине не было ни коммуны художников,как у Саввы Мамонтова в Абрамцеве, ни теннисного корта или автомобиля, как вимении Набоковых Рождествено под Петербургом, ни девочек с персиками. Катанияна лодке с детьми, разумеется, были. Но они не походили на массовые катаниякавалеров с дамами в многонаселенных дачных поселках. Конечно, дача всегдаоставалась местом отдыха и летних удовольствий.

 

Однако дачи Коровина и Шаляпина были принципиально инымипо своему устройству и назначению. Духовная независимость, которая так нужнабыла двум художникам, «двум сыновьям гармонии», обреталась ими в пространствеживого русского пейзажа, или, говоря по-русски, на воле…

А «воля», по определению академика Лихачева, — этосвобода, слитая с пространством.

Интересно, что вначале Коровин, а затем и Шаляпин непостроили свои дачи вблизи от Москвы, а выбрали место глухое и уединенное. Вподмосковных дачных поселках уже на рубеже века насчитывалось до 5 — 6 тысяч дачников!

Ратухино близ Итлари тогда еще не подверглосьмассовому нашествию столичных дачников, это был столь желанный заповедный крайнепуганых птиц. Коровин не раз возвращался в своих мемуарах к Охотину и местамна Нерли, называя их «глухими». Художников влекла именно русская глушь,уединенность, глубина России.

Здесь осуществлялась мечта и Шаляпина, и Коровина опримирении природы и цивилизации. Это не преувеличение. Художник обреталтворческую свободу и покой, наконец, постигал самого себя, —  в раздолье ишироте русского пейзажного пространства, в живописи русских мастеров, всближении «воли и простора». Здесь, в окружении природы и покоя можно былоцеликом отдать себя творчеству.

 

К.Коровин. Шаляпин на даче

 

…Впервые в ярославских краях Шаляпин появился летом1903 года, когда по приглашению Коровина, он провел несколько дней на его дачев деревне Охотино. Чудесный новый дом из соснового леса, тишина, покой,уединенность – не могли не понравиться Шаляпину. Отъезд в деревню сЯрославского вокзала становился своеобразным ритуалом: публика могла увидетьмогучую фигуру Федора Ивановича Шаляпина, «одетого охотником, в высокихсапогах». Путь из столицы в деревенскую глушь был сравнительно долгим — ехалина поезде шесть, а то и восемь часов, на станции уже ждали запряженные лошади.

Шаляпин не был ни охотником, ни рыбаком, но втягивалсяв увлечения друзей с азартом, выказывая соревновательность, горячность инетерпение. Мужики-егеря, зная пылкий нрав Шаляпина, заряжали его ружьехолостыми патронами — не приведи Господь попасть под горячую руку!

Охотничий термин «тяга» Шаляпин понимал как особоедушевное состояние, с охотой для него мало связанное. «Тяга» — оттого, что«тянет», «на природу тянет».

Дом Коровина стоял в лесу, около самой речки. Вбольшой комнате-мастерской дружески-радушно шумел самовар. На столе ждалипышущие жаром деревенские лепешки, ватрушки, пирожки. После удачной охотыподавались запеченные утки. За столом слышался голос простуженного на охоте, ноочень довольного Шаляпина.

…Шаляпина влечет и притягивает дачная жизнь. Онвсерьез задумывается о строительстве собственного дачного дома по оригинальномупроекту. Дом предполагалось построить в деревне, или рядом с ней, на особицу,вблизи леса, у самой реки. Погостив в Охотине по приглашению друга, Шаляпин наследующий год покупает у «Костеньки» участок земли под дачу, получает отКоровина проект, договаривается с московским архитектором Мазыриным опрактическом воплощении проекта, нанимает деревенских плотников. Дом строитсябыстро и сноровисто.

Начинается дачная жизнь Шаляпина.

 

 

                    

 

 

 

НА БЕРЕГАХ НЕРЛИ

 

Эта дачная жизнь явственно несет все приметы, всеинтонации праздника. Да, она празднична, порой даже балаганна, это жизнь-игра,постоянный розыгрыш, сплошная импровизация, где роли чаще всего удаются. Такойбыла жизнь не только в Ратухине.

 

Семья Чеховых проводила каждое лето в селе Бабкине.

«Дурачествам не было конца. Каждый пустяк, даже ловлякарасей или прогулка в лес по грибы, разрастался в веселое событие. С утра зачайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он незатихал до позднего вечера. Каждая забавная человеческая черта или смешноеслово подхватывались всеми и служили толчком для шуток и мистификаций.

Иногда на лугу около бабкинского дома происходилистранные вещи. На закате на луг выезжал на старом осле Левитан, одетыйбедуином. Он слезал с осла, садился на корточки и начинал молиться на восток.Он подымал руки кверху, жалобно пел и кланялся в сторону Мекки. То былмусульманский намаз. В  кустах сидел Антон Чехов со старой берданкой,заряженной бумагой и тряпками. Он хищно целился в Левитана и спускал курок.Тучи дыма разлетались над лугом. В реке отчаянно  квакали лягушки. Левитанс пронзительным воплем падал на землю, изображая убитого. Его клали на носилки,надевали на руки старые валенки и начинали обносить вокруг парка. Хор Чеховыхпел на  унылые похоронные распевы всякий вздор, приходивший в голову.Левитан трясся от смеха, потом не выдерживал, вскакивал и удирал в дом.

 

                          На рыбалке. К.Коровин спойманной рыбой

 

На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удитьрыбу на Истру. Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшиекустарником, тихие омуты, где цвели кувшинки и в теплой воде стаями ходиликрасноперки. Левитан шепотом  читал стихи Тютчева. Чехов делал страшныеглаза и ругался тоже шепотом, — у него клевало, а стихи пугали осторожнуюрыбу». Так, согласно воспоминаниям, описывает Константин Паустовский дачнуюжизнь Чехова и Левитана («Исаак Левитан»). Здесь то же самое сочетание веселыхигрищ и забав и тихой уединенности художников. Игры, яростные споры за чаем,близость талантливых друзей, ощущение легкости и радости творчества и бытия.

 

Благодаря литературной одаренности Коровина появиласьего удивительная книга о Шаляпине. И Шаляпин, и Коровин, и Серов были людьмимногосторонних дарований. Константин Коровин, писавший замечательные пейзажи,портреты современников, театральные декорации и костюмы, в период эмиграциипроявил себя как блестящий писатель.

 

 

…Однажды Валентин Серов вынул из стены, сбоку двери,вбитый гвоздь, на который вешал картуз расторопный слуга Василий. Войдя,Василий по привычке повесил картуз на гвоздь. Картуз упал. Василий вновь егоповесил. Картуз снова упал. Шаляпин хохотал. Василий, рассмотрев написанныйСеровым маслом на стене гвоздь, обиделся:

«В голове у них мало. Одно вредное. С утра все хи-хида ха-ха… А жалованье все получают во какое!»

Можно рисовать на стене гвозди под настоящие иразыгрывать друзей, с наслаждением пить из бутыли касторку, доказывая, что этовкуснейший и целительный напиток, приглашая на это странное хлебосольеШаляпина, прятать в реке надутые и разрисованные бычьи пузыри, которыеокружающим кажутся утопленниками. Или с помощью деревенских мужичков,нарядившихся  привидениями, разыгрывать московских друзей, обожающихспиритизм….

 

Шаляпин всецело принадлежал к актерской, театральнойсреде, он обожал актерство, розыгрыши, импровизации, балаган. Этутеатрализованную стихию жизни Шаляпина хорошо удалось передать КонстантинуКоровину в своей книге о Шаляпине. 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет