X-PDF

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Поделиться статьей

Эластичность спроса по цене

Глава 9 Эластичность кривых спроса и предложения

Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов их определяющих.

Эластичность – это степень чувствительности спроса или предложения к различным факторам.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.

Прямая эластичность спроса показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Математически прямая эластичность может быть выражена в виде коэффициента эластичности, который находится как отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены:

или,

где Vспр – изменение объема спроса при изменении цены с Ц1 до Ц2 . Vспр – объем спроса (или Vспр1, или Vспр2, или (Vспр1 +Vспр1)/2) . Ц – изменение цены . Ц – цена (или Ц1, или Ц2, или (Ц12)/2).

Относительное изменение чего бы то ни было показывает, насколько изменилась данной величины (рис. 9.1).

Так как цена и спрос всегда движутся в противоположных направлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением прямой эластичности спроса ( ). Коэффициент ценовой эластичности может иметь различные значения (рис. 9.2).

Ситуация 1.. Кривая спроса расположена вертикально. Это значит, что спрос абсолютно не чувствителен к цене. Как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Такой спрос называется абсолютно неэластичным.

Ситуация 2.. Кривая спроса расположена горизонтально. Это означает, что покупатели готовы купить по данной цене любое количество товара. Абсолютно эластичный спрос.

Ситуация 3.. При увеличении (уменьшении) цены товара на 1% спрос уменьшается (увеличивается) ровно на 1%. Такой спрос называется единичным.

Ситуация 4.. Спрос эластичен: при увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшается (увеличивается) более чем на 1%.

Ситуация 5.. Спрос неэластичен: при увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшается (увеличивается) менее чем на 1%.

Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Пример. Самый неэластичный товар – соль. Ее ничем не заменишь. Поэтому можно устанавливать любую цену. Все равно объем спроса измениться незначительно.

Эластичен спрос на отдельные марки одного и того же товара. Так при повышении цены на шампунь одной марки покупатели могут переключить свой спрос на марку шампуня, цена которого равна старой цене первого шампуня.

2. Чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем выше эластичность спроса на него. Пример. Котел или турбина на электростанции: как бы цена на них не повышалась, при реконструкции все равно придется покупать этот котел и эту турбину, иначе станция станет.

Другое дело – универсальное оборудование, к примеру, кухонный комбайн. В случае повышения цен на него спрос может переключиться на мясорубки, миксеры и соковыжималки по отдельности.

При этом у разных потребителей, покупающих один и тот же товар, будет различная эластичность спроса по цене.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Так, снижение цен на вареную колбасу может вызвать значительное увеличение спроса на нее у рядовых покупателей, но не вызовет соответствующей реакции у заготовителей продукции в ресторанах, так как для посетителей в ресторане вареная колбаса – не основной продукт питания.

3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

Пример. Спрос на хлеб будет менее эластичен, чет спрос на туристические путевки. Это правило относится и к тем товарам, потребление которых не может быть отложено (спрос на елки к Новому году, на цветы к 8 Марта).

4.Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

Это правило характерно для ситуации дефицита. Дефицит для потребителя означает одно – ограничение свободы выбора, что выражается в принципе: «Бери, что дают». Тут, как правило, уже не до цены. Главным становится сам факт получения товара.

5. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегирование – это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы.

Рассмотрим перечень товаров:

1) вареная колбаса «Останкинская» в магазине на Новом Арбате .

2) вареная колбаса «Останкинская» .

3) вареная колбаса .

4) колбаса .

5) мясо и мясопродукты .

6) еда.

Степень агрегированности нашего товара возрастает при движении от первого пункта к шестому. Спрос на наиболее агрегированный товар – еду – будет абсолютно неэластичен. Эластичность за счет возможности замен будет постепенно повышаться от конца к началу данного перечня товаров.

6. Спрос становится более эластичным с течением времени.

Пример. Резкое повышение цены на электроэнергию не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на нее со стороны производителей. Им требуется время, чтобы закупить новое энергосберегающее оборудование. Только тогда их спрос на электроэнергию станет более эластичным.

Зачем предпринимателю знать, какова эластичность спроса по цене на его товар? Ответ прост – для выбора цены. Но ведь чем выше цена, тем лучше производителю. Оказывается, это не всегда так. Рассмотрим кривую неэластичного спроса (рис 9.3).

Допустим, что производитель продает свой товар по цене Ц1. Если он полностью насыщает спрос на свою продукцию, то он сможет реализовать количество Vспр1. Величина выручки, очевидно, будет равна произведению цены на количество реализованной продукции, т.е. равна площади прямоугольника 0Ц1С1Vспр1. Если производитель решит поднять цену, то его выручка увеличится (S0Ц2С2Vспр2 S0Ц1С1Vспр1).

В случае неэластичного спроса производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается.

А если спрос эластичен? Если производитель в этом случае повысит цену с Ц1 до Ц2, то его выручка существенно упадет (S0Ц2С2Vспр2 S0Ц1С1Vспр1). Производителю будет выгоден обратный процесс – снижение цены (рис. 9.4).

В случае эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет