Что же представляет собой высший уровень государственной службы современной России — федеральная государственная служба?
Впервые на законодательном уровне определение сущности федеральной государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится = смотри Слайд 17.
Соответственно вводятся понятия:
— должности федеральной государственной службы .
— федеральный государственный служащий.
Анализ данной проблемы позволяет выделить (слайд 19) отличительные черты федеральной государственной службы:
• данный вид службы осуществляет от имени государства государственное управление в масштабе всей страны .
• федеральные государственные органы, в которых функционирует федеральная служба, создаются на основании Конституции РФ и федерального законодательства .
• данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федерального уровня .
• федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета .
• правовые, организационные и иные основы федеральной государственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным законодательством.
Основой, фундаментом федеральной государственной службы выступают соответствующие штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы.
В соответствии с законодательством (слайд 20) государственные должности федеральной государственной службы подразделяются на должности:
— федеральной гражданской службы (в соответствующих федеральных органах государственной власти) .
— воинские должности .
— должности правоохранительной службы.
Данные должности замещают федеральные государственные служащие, граждане РФ, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Каковы цели и функции федеральной государственной службы? На этот вопрос нет четкого и определенного ответа ни в нормативных актах, ни в научной литературе.
Вместе с тем, главной целью федеральной государственной службы:
— является служение интересам российского государства и общества .
— качественное обеспечение исполнения функций государства, его федеральных органов и должностных лиц.
По ветвям власти федеральная государственная служба классифицируется на государственную службу:
— в федеральной законодательной .
— исполнительной .
— судебной ветви власти .
— службу в иных федеральных государственных органах.
В федеральной законодательной ветви власти государственная служба расположена и функционирует в аппаратах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.
В рамках исполнительной ветви власти федеральная государственная служба представлена:
— во-первых, государственной службой Президента РФ (хотя формально госслужба Президента РФ не принадлежит к исполнительной власти, в действительности она обладает полномочиями высшей исполнительной власти) .
— во-вторых, государственной службой Правительства РФ .
— в-третьих, государственной службой федеральных министерств и ведомств.
Федеральная государственная служба судебной ветви власти осуществляется в аппаратах Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппаратах верховных судов республик, краевых, областных, городских, районных судов общей юрисдикции, в аппаратах федеральных арбитражных судов субъектов Федерации, в аппаратах Прокуратуры РФ (генеральной, субъекта РФ, города, района).
Судьи всех уровней государственными служащими не являются . они замещают государственные должности Российской Федерации.
Федеральная государственная служба в иных органах государственной власти существует в аппаратах Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ. При этом, например, аудиторы Счетной палаты государственными служащими не являются . они замещают государственные должности Российской Федерации.
В структуре федеральной государственной службы есть два уровня:
— Первый уровень образует государственная служба упомянутых трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
— Второй структурный уровень возникает в результате дифференциации каждой из ветвей федеральной государственной власти на определенные федеральные государственные органы.
Так, государственная служба федеральной законодательной власти представлена двумя структурами второго уровня — государственными службами Совета Федерации и Государственной думы (их аппаратами).
В свою очередь, федеральная государственная служба исполнительной власти включает в себя несколько десятков структур второго уровня — начиная от государственной службы Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств и до территориальных органов государственной власти в регионах.
Государственная служба судебной власти имеет четыре группы аппаратов — Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда и Прокуратуры РФ.
(слайд 21) Каковы особенности системы федеральной государственной службы РФ?
— федеральная государственная служба носит не административно-командный, не субординационный, а согласительный, координационный характе .. Согласно Конституции РФ государственные службы всех ветвей федеральной власти не подчинены друг другу, они взаимодействуют на согласительных началах. Располагаясь по федеральной горизонтали, они координируют и согласовывают свои усилия при решении государственных задач. Наличие такой координационной системы является признаком демократичности государства.
— система федеральной государственной службы РФ имеет нормативно-правовой характер .. Основной формой взаимодействия и координации в этой системе является нормативно-правовое регулирование, т.е. взаимодействие осуществляется с помощью только правовых актов — федеральных законов, указов Президента РФ, совместных постановлений и т.д.
— все имеющиеся органы управления в данной системе
обладают не распорядительными, а координационными, рекомендательными, совещательными функциями. На сегодняшний день на федеральном уровне пока нет полномочного межведомственного координационного органа, который бы решал вопросы строительства и развития федеральной государственной службы в целом.
Сегодня система федеральной государственной службы РФ, пройдя стадию становления, находится на этапе развития и реформирования. Следует согласиться с мнением, что недостаточная системность федеральной государственной службы отрицательно сказывается на ее результатах, провоцирует многочисленные реорганизации аппарата, сокращения служащих, порождает у многих из них чувство нестабильности, ведущее к должностной безответственности.