Федеральная рабочая программа «Литература»(среднее общее образование) базовый уровень 10-11 класс
Пояснительная записка
Федеральнаярабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общегообразования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО,представленных в ФГОС ООО, а также Федеральной программы воспитания, с учётомКонцепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016г № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательнойчасти ООП ООО
Личностныеи метапредметные результаты в федеральной рабочей программе представлены сучётом особенностей преподавания литературы в средней общеобразовательнойшколе, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.
Общаяхарактеристика учебного предмета «Литература»
Учебныйпредмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственныхориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания. Особенности литературы какшкольного предмета связаны с тем, что литературные произведения являютсяфеноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство имногообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которыесодержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их кнравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10— 11 классах составляют чтениеи изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второйполовины ХIХ — начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия ипонимания художественного произведения, умения его анализировать иинтерпретировать в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников,их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературноеобразование в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы восновной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом русскогоязыка, истории и предметов художественного цикла, что способствует формированиюхудожественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В федеральной рабочейпрограмме учтены этапы российского историко-литературного процесса второйполовины ХIХ — начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведениялитератур народов России и зарубежной литературы.
Основныевиды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической илиобзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
В федеральнойрабочей программе учебного предмета «Литература» на базовом уровне определенагруппа планируемых предметных результатов, достижение которых обеспечивается вотношении всех обучающихся.
Целии задачи изучения учебного предмета
Целиизучения предмета «Литература» в средней школе состоят
в сформированностичувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основеисторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другимкультурам;
в развитииценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов;
в осознанииценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры ивзаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,духовно-нравственным развитием личности.
Реализацияэтих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса кчтению как средству приобщения к российскому литературному наследию исокровищам отечественной и зарубежной культуры и базируется на знаниисодержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем,понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстови способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся напримере лучших литературных образцов.
Достижениеуказанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательныхзадач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи,связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям иосознание исторической преемственности поколений, включением в языковоепространство русской культуры, состоят в приобщениистаршеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второйполовины ХIХ — начала ХХI века, воспитании уважения к отечественнойклассической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоениив ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных,философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций иценностей.
Задачи,связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познанияотечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением кроссийскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям исокровищам отечественной и мировой культуры,ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблемпроизведений русской, мировой классической и современной литературы, в томчисле литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговомчтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности,участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса клитературе, чтению, образованию, книжной культуре;
Задачи,связанные с воспитанием читательских качеств и овладение современнымичитательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературныхтекстов, самостоятельного истолкования прочитанного,направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературногопроизведения как художественного целого с учётом историко-литературнойобусловленности, культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления обисторико-литературном процессе. Эти задачи связаны с развитием представления оспецифике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведениярусской и мировой литературы и сравнивать их с художественными интерпретациямив других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы исодержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем,способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором влитературном произведении, и авторской позиции.
Задачи,связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностейязыка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительныхвозможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способамиинформационной переработки текстов с использованием важнейших литературныхресурсов, в том числе в сети Интернет.
Местоучебного предмета
Учебный предмет«Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и являетсяобязательным для изучения. Предмет «Литература» на уровне среднего общегообразования преемственен по отношению к предмету «Литература» на уровнеосновного общего образования. В 10—11 классах на изучение учебного предмета отводится204 часа, рассчитанных на 34 учебных недели на каждый год обучения.
Содержаниеучебного предмета «Литература»
10класс
Литературавторой половины XIX века
А.Н. Островский. Драма «Гроза».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору).Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…», «К.Б» («Я встретилвас — и всё былое») и др.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору)Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей», «Вчерашний день, часу вшестом…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускайнам говорит изменчивая мода») и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А.А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору)Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер»,«Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь Луной был полонсад Лежали…» и др.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одногогорода» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхожденияглуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одногопроизведения по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум» и др.
А. П. Чехов.Рассказы (не менее трёх по выбору) Например,
«Студент»,«Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и др.
Пьеса «Вишнёвыйсад»
Литературнаякритика второй половины XIX века
Статьи H. А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д ИПисарева «Базаров» и др. (не менее двух статей по выбору в соответствии сизучаемым художественным произведением).
Литературанародов России
Стихотворения (неменее одного по выбору). Например, Г Тукая, К Хетагурова и др.
Зарубежнаялитература
Зарубежная проза второй половины XIX века(не менее одного произведения по выбору). Например,произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г.Флобера «Мадам Бовари» и др.
Зарубежнаяпоэзия второй половины XIX века (не менее двухстихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А Рембо, ШБодлера и др.
Зарубежнаядраматургия второй половины XIX века (неменее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Передвосходом солнца», Г Ибсена «Кукольный дом» и др.
Содержаниеучебного предмета «Литература»
11класс
Литератураконца XIX — начала ХХ века
А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение повыбору).
Например,«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение повыбору).
Например, «ИудаИскариот», «Большой шлем» и др.
М.Горький. Рассказы (один по выбору).
Например, «СтарухаИзергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне»
Стихотворенияпоэтов Серебряного века (не менее двухстихотворений одного поэта по выбору).
Например,стихотворения К Д Бальмонта, М А Волошина, Н С Гумилёва и др.
ЛитератураХХ века
И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору)
Например,«Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А.А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору).
Например,«Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт,грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Одоблестях, о подвигах, о славе», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочубезумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать»
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору)
Например, «А вымогли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,«Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако вштанах»
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору)
Например, «Гой ты,Русь, моя родная», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Япоследний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями » идр.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх повыбору)
Например,«Бессонница Гомер Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,«Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору).
Например, «Моимстихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»,«Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска породине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (изцикла «Стихи о Москве») и др.
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору)
Например, «Песняпоследней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил поаллеям…», «Мне голос был Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мужество»,«Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранныеглавы)
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер иМаргарита» (один роман по выбору).
А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение повыбору).
Например, «Впрекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх повыбору)
Например, «Всясуть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезлигуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента» идр.
Прозао Великой Отечественной войне (по одному произведениюне менее чем двух писателей по выбору).
Например, В. П.Астафьев «Пастух и пастушка»;
Ю. В. Бондарев«Горячий снег»;
В. В. Быков«Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»;
Б. Л. Васильев «Азори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»;
К. Д. Воробьёв«Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»;
В. Л. Кондратьев«Сашка»;
В. П. Некрасов «Вокопах Сталинграда»;
Е. И. Носов«Красное вино победы», «Шопен, соната номер два».
А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
Поэзияо Великой Отечественной войне Стихотворения (по одномустихотворению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Драматургияо Великой Отечественной войне.
Пьесы (однопроизведение по выбору).
Например, В. С. Розов«Вечно живые» и др.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору)Например, «Февраль Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всёммне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных — тяжёлый крест», «Бытьзнаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
А.И. Солженицын. Произведения «Один день ИванаДенисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги)
В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору).
Например,«Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одногопроизведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору)
Например, «Звездаполей», «Тихая моя родина!», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…»,«Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» и др.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору)
Например, «Насмерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, нипогоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входилвместо дикого зверя в клетку…» и др.
Прозавторой половины XX — начала XXI века. Рассказы,повести, романы (по одному произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору).
Например:
Ф. А. Абрамов(«Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.);
Ч. Т. Айтматов(повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.);
В И Белов(рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.);
Г. Н. Владимов(«Верный Руслан»);
Ф. А. Искандер(роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кроликии удавы» и др.);
Ю. П. Казаков(рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.);
В. О. Пелевин(роман «Жизнь насекомых» и др.);
Захар Прилепин(роман «Санькя» и др.);
А. Н. и Б. Н.Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.);
Ю. В. Трифонов(повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.);
В Т Шаламов(«Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» идр.) и др.
Поэзиявторой половины XX — начала XXI века. Стихотворения(по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Б. А. Ахмадулиной,А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю. П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И.Рождественского, А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургиявторой половины ХХ — начала XXI века. Пьесы(произведение одного из драматургов по выбору)
Например:
А. Н. Арбузов«Иркутская история»;
А. В. Вампилов «Старшийсын»;
Е. В. Гришковец«Как я съел собаку»;
К. В. Драгунская«Рыжая пьеса» и др.
Литературанародов России. Рассказы, повести, стихотворения (неменее одного произведения по выбору).
Например, рассказЮ Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.;стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К.Кулиева и др.
Зарубежнаялитература
Зарубежнаяпроза XX века (не менее одного произведения повыбору)
Например,произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф.Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На западном фронте безперемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса«Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море»и др.
Зарубежнаяпоэзия XX века (не менее двух стихотворений одногоиз поэтов по выбору) Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежнаядраматургия XX века (не менее одногопроизведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда«Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Литература»
Изучениелитературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующихличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностныерезультаты
Личностныерезультаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаютсяв единстве учебной и воспитательной деятельности образовательнойорганизации в соответствии с традиционными российскимисоциокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражённымив произведениях русской литературы, принятыми в обществе правиламии нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечестваи подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку трудаи старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурномунаследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,природе и окружающей среде.
Личностныерезультаты освоения обучающимися содержания федеральной рабочей программы политературе для среднего общего образования должны отражать готовность испособность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позициейличности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширениежизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основныхнаправлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданскоговоспитания:
сформированностьгражданской позиции обучающегося как активного и ответственного членароссийского общества;
осознаниесвоих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятиетрадиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических,семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями,изображёнными в литературных произведениях;
готовностьпротивостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вестисовместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературногообразования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении вшколе и детско-юношеских организациях;
умениевзаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями иназначением;
готовностьк гуманитарной и волонтёрской деятельности
Патриотическоговоспитания:
сформированностьроссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свойязык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России вконтексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а такжелитератур народов РФ;
ценностноеотношение к государственным символам, историческому и природному наследию,памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, атакже достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,отражённым в художественных произведениях;
идейнаяубеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за егосудьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы
Духовно-нравственноговоспитания:
осознаниедуховных ценностей российского народа;
сформированностьнравственного сознания, этического поведения;
способностьоценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, ипринимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормыи ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественнойлитературы;
осознаниеличного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственноеотношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в томчисле с опорой на литературные произведения
Эстетическоговоспитания:
эстетическоеотношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,спорта, труда, общественных отношений;
способностьвоспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и другихнародов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённостьв значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность ксамовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качестватворческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе
Физическоговоспитания:
сформированностьздорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своемуздоровью;
потребностьв физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;
активноенеприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому ипсихическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступковлитературных героев.
Трудовоговоспитания:
готовностьк труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтениипроизведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства спрофессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность кактивной деятельности технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность впроцессе литературного образования;
интерес кразличным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанныйвыбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в томчисле ориентируясь на поступки литературных героев;
готовностьи способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельностина протяжении всей жизни.
Экологическоговоспитания:
сформированностьэкологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов насостояние природной и социальной среды, осознание глобального характераэкологических проблем, представленных в художественной литературе;
планированиеи осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивогоразвития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активноенеприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных влитературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятныеэкологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширениеопыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной впроизведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России
Ценностинаучного познания:
сформированностьмировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, основанного на диалоге культур, способствующегоосознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствованиеязыковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми ипознания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературныепроизведения;
осознаниеценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную иисследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературныетемы
В процесседостижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднегообщего образования, в том числе школьного литературного образования, уобучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающийсформированность:
самосознания,включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видетьнаправления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,быть открытым новому;
внутреннеймотивации, включающей стремление к достижению целии успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своихвозможностей;
эмпатии,включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать егопри осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальныхнавыков, включающих способность выстраиватьотношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешатьконфликты, учитывая собственный читательский опыт
Метапредметныерезультаты
Метапредметныерезультаты освоения федеральной рабочей программы по литературе для среднегообщего образования должны отражать:
Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями:
базовыелогические действия:
самостоятельноформулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественномпроизведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливатьсущественный признак или основания для сравнения литературных героев,художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщениялитературных фактов;
определятьцели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе приизучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературногопроцесса;
разрабатыватьплан решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальныхресурсов;
вноситькоррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оцениватьриски последствий деятельности;
координироватьи выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированноговзаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развиватькреативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственныйчитательский опыт;
базовыеисследовательские действия:
владетьнавыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основелитературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественныепроизведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методоврешения практических задач, применению различных методов познания;
овладениевидами деятельности для получения нового знания по литературе, егоинтерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в томчисле при создании учебных и социальных проектов;
формированиенаучного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями иметодами современного литературоведения;
ставить иформулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуацияхс учётом собственного читательского опыта;
выявлятьпричинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературныхявлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы длядоказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализироватьполученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать ихдостоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
даватьоценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлятьцеленаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональнуюсреду;
уметьпереносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучениялитературных произведений, в познавательную и практическую областижизнедеятельности;
уметьинтегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,допускающие альтернативные решения;
работас информацией:
владетьнавыками получения литературной и другой информации из источников разных типов,самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретациюинформации различных видов и форм представления при изучении той или иной темыпо литературе;
создаватьтексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбираяоптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность,легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым иморально-этическим нормам;
использоватьсредства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,норм информационной безопасности;
владетьнавыками распознавания и защиты литературной и другой информации,информационной безопасности личности
Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлятькоммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и вовнеурочной деятельности по предмету;
распознаватьневербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь напримеры из литературных произведений;
владетьразличными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на урокахлитературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнутои логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точкузрения с использованием языковых средств;
совместнаядеятельность:
понимать ииспользовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и вовнеурочной деятельности по литературе;
выбиратьтематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностейкаждого члена коллектива;
приниматьцели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по еёдостижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мненийучастников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и вовнеурочной деятельности по предмету;
оцениватькачество своего вклада и каждого участника команды в общий результат поразработанным критериям;
предлагатьновые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,оригинальности, практической значимости;
осуществлятьпозитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчествои воображение, быть инициативным
Овладениеуниверсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельноосуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить иформулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включаяизучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельносоставлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихсяресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
даватьоценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
расширятьрамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательскийопыт;
делатьосознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оцениватьприобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствоватьформированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в томчисле в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный икультурный уровень;
самоконтроль:
даватьоценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям;
владетьнавыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий имыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмырефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры изхудожественных произведений;
уметьоценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принятиесебя и других:
приниматьсебя, понимая свои недостатки и достоинства;
приниматьмотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе впроцессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признаватьсвоё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способностьпонимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметныерезультаты 10-11 класс
Предметныерезультаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
осознаниепричастности к отечественным традициям и исторической преемственностипоколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировойкультуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемойчасти культуры;
осознаниевзаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,духовно-нравственным развитием личности;
сформированностьустойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и другихкультур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него — ктрадиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
знаниесодержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного инравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежнойклассической и современной литературы, в том числе литератур народов России:
пьесаА. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»;роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева,А. А. Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо»Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Историяодного города» (избранные главы); роман Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Войнаи мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса«Вишнёвый сад» А. П. Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М.Горького; рассказы И. А. Бунина и А. И. Куприна;стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворенияи поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворенияС. А. Есенина, О. Э. Мандельштама,М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием»А. А. Ахматовой; роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»(избранные главы); роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»(или «Белая гвардия»); роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия»; одно произведениеА. П. Платонова; стихотворения А. Т. Твардовского,Б. Л. Пастернака, повесть А. И. Солженицына «Один деньИвана Денисовича»; произведения литературы второй половины XX — XXI века:не менее двух прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова,В. П. Астафьева, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева,Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьёва, Ф. А. Искандера,В. Л. Кондратьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина и др.); не менее двух поэтов по выбору (в том числеИ. А. Бродского, А. А. Вознесенского,В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко,Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы,Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова и др.); пьесаодного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова,А. В. Вампилова, В. С. Розова и др.); не менее двухпроизведений зарубежной литературы (в том числе романы и повестиЧ. Диккенса, Г. Флобера, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка,Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворенияА. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и др.);не менее одного произведения из литератур народов России (в том числепроизведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима,Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая,К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
сформированностьумений определять и учитывать историко-культурный контекст и контексттворчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять ихсвязь с современностью;
способностьвыявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемыи выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных иписьменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
осознаниехудожественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, вединстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированностьумений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать,в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждомклассе;
владениеумениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы исодержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нёмподтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (вдополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое,общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство;авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф илитература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературныенаправления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм,футуризм),
постмодернизм;литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика ипроблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняяречь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения(тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечныетемы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальныхлитератур; художественный перевод; литературная критика;
умениесопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их схудожественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,театр, кино, музыка и др.);
сформированностьпредставлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, оязыке художественной литературы в его эстетической функции, обизобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественнойлитературе и умение применять их в речевой практике;
владениесовременными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературныхтекстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной иписьменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций,докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочиненийразличных жанров (объём сочинения — не менее 250 слов);
владениеумением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания сучётом норм русского литературного языка;
умение работать сразными информационными источниками, в том числе в медиапространстве,использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
Предметныерезультаты 10 класс
1) Осознаниепричастности к отечественным традициям и исторической преемственностипоколений на основе установления связей литературы с фактами социальнойжизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развитиястраны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) пониманиевзаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысленияпроизведений литературной классики и собственногоинтеллектуально-нравственного роста;
3)сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познанияотечественной и других культур, уважительного отношения к ним;осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельноинтерпретировать художественный текст;
4) знаниесодержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурногои нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и зарубежнойклассической литературы, а также литератур народов России (вторая половинаXIX века); 5) сформированность умений определять и учитыватьисторико-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературныхпроизведений второй половины XIX века со временем написания,с современностью и традицией; умение раскрыватьконкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературныхпроизведений;
6) способностьвыявлять в произведениях художественной литературы XIX века образы, темы,идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутыхаргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцовотечественной и зарубежной литературы;
7) осмыслениехудожественной картины жизни, созданной автором в литературномпроизведении, в единстве эмоционального личностного восприятияи интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться напрочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательскиевпечатления;
8)сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностейобучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведенийи (или) фрагментов;
9) овладениеумениями анализа и интерпретации художественных произведенийв единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенныхв нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнениек изученным на уровне среднего общего образования):конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчествеписателя; традиция и новаторство; авторский замысел и еговоплощение; художественное время и пространство; миф и литература;историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направленияи течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическоеи комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторскаяпозиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы»в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;художественный перевод; литературная критика;
10) умениесопоставлять произведения русской и зарубежной литературыи сравнивать их с художественными интерпретациями в другихвидах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11)сформированность представлений о литературном произведении как явлениисловесного искусства, о языке художественной литературы в егоэстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностяхрусского языка в произведениях художественной литературы и умениеприменять их в речевой практике; владение умением анализировать единицыразличных языковых уровней и выявлять их роль в произведении;
12) овладениесовременными читательскими практиками, культурой восприятия и пониманиялитературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанногов устной и письменной формах, информационной переработки текстовв виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов,а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умениемредактировать и совершенствовать собственные письменные высказыванияс учётом норм русского литературного языка;
13) умениеработать с разными информационными источниками, в том числев медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотеки электронных библиотечных систем.
Предметныерезультаты 11 класс
1) Осознаниечувства причастности к отечественным традициям и осознаниеисторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умениесоотносить художественную литературу конца XIX — начала XXI векас фактами общественной жизни и культуры; раскрывать рольлитературы в духовном и культурном развитии общества; воспитаниеценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознаниевзаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственнымразвитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежнойлитературы и литератур народов России и собственногоинтеллектуально-нравственного роста;
3) приобщениек российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировойкультуры; понимание роли и места русской литературы в мировомкультурном процессе;
4) знаниесодержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежнойлитературы, литератур народов России (конец XIX — начало XXI века)и современной литературы, их историко-культурногои нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированностьумений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,выявлять связь литературных произведений конца XIX — XXI века со временемнаписания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы»и ключевые проблемы русской литературы;
6) способностьвыявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутыхаргументированных устных и письменных высказываниях; участиев дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцовотечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельноеосмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературномпроизведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
8)сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностейобучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведенийи (или) фрагментов;
9) овладениеумениями самостоятельного анализа и интерпретации художественныхпроизведений в единстве формы и содержания (с учётомнеоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нёмподтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий(в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое,общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традицияи новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественноевремя и пространство; миф и литература; историзм, народность;историко-литературный процесс; литературные направления и течения:романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм;литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематикаи проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигурыречи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системыстихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник,верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязьи взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод;литературная критика;
10) умениесамостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературыи сравнивать их с художественными интерпретациями в других видахискусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11)сформированность представлений о литературном произведении как явлениисловесного искусства, о языке художественной литературы в егоэстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностяхрусского языка в произведениях художественной литературы и умениеприменять их в речевой практике;
12) овладениесовременными читательскими практиками, культурой восприятия и пониманиялитературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанногов устной и письменной формах, информационной переработки текстовв виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов,а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владениеумением редактировать и совершенствовать собственные письменныевысказывания с учётом норм русского литературного языка;
13) умениесамостоятельно работать с разными информационными источниками, в томчисле в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционныхбиблиотек и электронных библиотечных систем.
Использованныйматериал