X-PDF

Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Русский язык» (10-11 класс) базовый уровень

Поделиться статьей

Федеральнаярабочая программа среднего общего образования «Русский язык» (10-11 класс)базовый уровень

 

Пояснительнаязаписка

          Федеральнаярабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общегообразования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО,представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётомКонцепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016г. №  637-р) и подлежит непосредственному применению при реализацииобязательной части ООП СОО.

          Федеральнаярабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана с целью оказанияметодической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы поучебному предмету, ориентированной на современные тенденции в общем образованиии активные методики обучения. Федеральная рабочая программа учебного предмета«Русский язык» позволит учителю:

— реализовать впроцессе преподавания русского языка современные подходы к достижениюличностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированныхв ФГОС;

— определить иструктурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета«Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО, ФООП СОО;

— разработатькалендарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.        

 

Общаяхарактеристика предмета

        Русскийязык — государственный язык Российской Федерации, язык государствообразующегонарода, язык межнационального общения и консолидации народов России, основаформирования общероссийской гражданской идентичности. Как государственный языки язык межнационального общения русский язык является основойсоциально-экономического, культурного и духовного объединения народовРоссийской Федерации, их социально-экономической, культурной и духовнойконсолидации.

        Изучениерусского языка как учебной дисциплины способствует усвоению обучающимися традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви кРодине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса иуважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоциональногоинтеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.

       Учебныйпредмет «Русский язык», обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся,является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другимиучебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических идругих наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие накачество усвоения других школьных предметов, на процессы формированияуниверсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.

        Свободноевладение русским языком является основой социализации личности, способной куспешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной ипрофессиональной деятельности в условиях многонационального государства.

        Программапо русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда напредыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания оязыке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлена вбольшей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком вразных условиях общения, повышение речевой культуры старшеклассников,совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений вразных сферах функционирования языка.

          Системообразующейдоминантой  содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном,коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование  коммуникативных    умений    и    навыков в учебно-научной, официально-деловой,социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формированиеготовности к  речевому  взаимодействию  и  взаимопониманию в учебной ипрактической деятельности.

           Важнейшейсоставляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образованияявляются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитиефункциональной (читательской) грамотности обучающихся  —  способности свободноиспользовать навыки чтения с  целью  извлечения информации из текстов разныхформатов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности .

           Всоответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровнесреднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которыесформированы на начальном и основном общем уровнях образования, ипредусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основныхединицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты,графика, инфографика и др.).

         Всодержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культураречи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культураречи».

          Учебныйпредмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечиваетобщекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения всистеме среднего профессионального и высшего образования.

 

Целиизучения предмета «Русский язык»

       Изучениерусского языка на уровне среднего общего образования направлено на достижениеследующих целей:

o   осознаниеи проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскомуязыку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения  на  основе  расширения  представлений о функциях русского языка вРоссии  и  мире;  о русском языке как духовной, нравственной и культурнойценности многонационального народа России; о  взаимосвязи языка и культуры,языка и истории, языка  и  личности; об отражении в русском языке традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения крусскому языку;

o   овладениерусским языком как инструментом личностного развития и формирования социальныхвзаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,самообразования и социализации;

o   совершенствованиеустной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиямикультуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативногоупотребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности ксамоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

o   развитиефункциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности,анализа текста с точки зрения   явной   и   скрытой (подтекстовой), основной идополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов(гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование уменийтрансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информациюв практической деятельности;

o   обобщениезнаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, обизобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование уменийанализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правилаорфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительныесредства языка в тексте.

 

Местопредмета в учебном плане

           Всоответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднегообщего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область«Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.            

           Общеечисло часов, рекомендованных для изучения русского языка,  — 136 часов: в10 классе  — 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе  — 68 часов (2часа в неделю).

 

Содержаниеучебного предмета 10 класс

Общиесведения о языке

      Язык какзнаковая система. Основные функции языка.

      Лингвистикакак наука.

      Язык икультура.

      Русский язык— государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения,национальный язык русского народа, один из мировых языков.

      Формы существованиярусского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры,профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка вобществе.

Языки речь. Культура речи

Системаязыка. Культура речи

       Системаязыка, её устройство, функционирование.

       Культураречи как раздел лингвистики.

       Языковаянорма, её основные признаки и функции.

       Видыязыковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические исинтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общеепредставление). Стилистические нормы современного русского литературного языка(общее представление).

       Качествахорошей речи.

       Основныевиды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранныхслов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологическийсловарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательныйсловарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматическихтрудностей. Комплексный словарь.

Фонетика.Орфоэпия. Орфоэпические нормы

        Фонетика иорфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализслова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).

        Основныенормы современного литературного произношения: произношение безударных гласныхзвуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторыхграмматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения всовременном литературном русском языке.

Лексикологияи фразеология. Лексические нормы

       Лексикологияи фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексическийанализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора,метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).     

       Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные словаи омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология.Плеоназм.

       Функционально-стилистическаяокраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенностиупотребления.

       Экспрессивно-стилистическаяокраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочнаяокраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенностиупотребления.

       Фразеологиярусского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.

Морфемикаи словообразование. Словообразовательные нормы

        Морфемикаи словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный исловообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор).Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Морфология.Морфологические нормы

        Морфологиякак раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова.Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.   

        Морфологическиенормы современного русского литературного языка (общее представление).

        Основныенормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.               

       Основныенормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.

       Основныенормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.

       Основныенормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратногоместоимения себя. Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм(типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов;образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом-ну-, форм повелительного наклонения.

Орфография.Основные правила орфографии

        Орфографиякак раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русскойорфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания;употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правилаграфического сокращения слов.

        Орфографическиеправила. Правописание гласных в корне.

        Употреблениеразделительных ъ и ь.

        Правописаниеприставок. Буквы ы — и после приставок.

        Правописаниесуффиксов.

        Правописаниен и нн в словах различных частей речи.

        Правописаниене и ни.

        Правописаниеокончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.     

        Слитное,дефисное и раздельное написание слов.

Речь.Речевое общение

        Речь какдеятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).

        Речевоеобщение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и еёкомпоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условияобщения).

        Речевойэтикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта,демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношенияговорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительнок различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.

        Публичноевыступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль),план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковыхсредств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностейадресата, ситуации общения.

Текст.Информационно-смысловая переработка текста

       Текст, егоосновные признаки (повторение, обобщение).

       Логико-смысловыеотношения между предложениями в тексте (общее представление).

       Информативностьтекста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработкапрочитанного и прослушанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику идр.

       План.Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

 

Содержаниеучебного предмета 11 класс

Общиесведения о языке

      Культураречи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общеепредставление). Проблемы речевой культуры в современном обществе(стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданноеупотребление иноязычных заимствований и т. д.) (обзор).

Языки речь. Культура речи

Синтаксис.Синтаксические нормы

       Синтаксискак раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализсловосочетания и предложения.

       Изобразительно-выразительныесредства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответнаяформа изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора,антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;многосоюзие, бессоюзие.

       Синтаксическиенормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого сподлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство,меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно- именным сочетанием(двадцать лет, пять  человек);  имеющим в своём  составе  числительные, оканчивающиеся  на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыреили числительное, оканчивающееся на два, три, четыре.  Согласование сказуемогос подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал).Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованнымнесклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выборпадежной или предложно-падежной формы управляемого слова.

       Основныенормы употребления однородных членов предложения.

       Основныенормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

       Основныенормы построения сложных предложений.

Пунктуация.Основные правила пунктуации

       Пунктуациякак раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализпредложения.

       Разделырусской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знакипрепинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения;знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания припередаче чужой речи. Сочетание знаков препинания.

       Знакипрепинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.     

       Знакипрепинания в предложениях с однородными членами.

       Знакипрепинания при обособлении.

       Знакипрепинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями.

       Знакипрепинания в сложном предложении.

       Знакипрепинания в сложном предложении с разными видами связи.

       Знакипрепинания при передаче чужой речи.

Функциональнаястилистика. Культура речи

      Функциональнаястилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение,обобщение).

      Разговорнаяречь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественнодиалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи:устный рассказ, беседа, спор и др. (обзор).

       Научныйстиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля:отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические,морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстилинаучного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научнаястатья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклади др. (обзор).

       Официально-деловойстиль, сферы его использования, назначение. Основные признакиофициально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-деловогостиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ;расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и др.(обзор).

       Публицистическийстиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистическогостиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические,синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистическогостиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).

      Языкхудожественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностейязыка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи:образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,языковых средств других функциональных разновидностей языка.

 

Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностныерезультаты

        Личностные результаты освоения обучающимися федеральной рабочей программы по учебномупредмету «Русский язык» на уровне  среднего общего образования достигаются вединстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организациив соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,развития  внутренней  позиции личности, патриотизма, гражданственности;уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону иправопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения,бережного отношения к культурному наследию и традициям многонациональногонарода Российской Федерации, природе и окружающей среде .

          Личностныерезультаты освоения обучающимися федеральной рабочей программы по учебномупредмету на уровне  среднего общего образования должны отражать готовность испособность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией,системой ценностных ориентаций, позитивных убеждений, соответствующих традиционнымценностям российского общества; расширение жизненного опыта и опытадеятельности в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности, в  том  числе  в  части:

Гражданскоговоспитания:

o   сформированностьгражданской позиции обучающегося как активного и ответственного членароссийского общества;

o   осознаниесвоих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

o   принятиетрадиционных национальных, общечеловеческих   гуманистических   и  демократических   ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;

o   готовностьпротивостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

o   готовностьвести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвоватьв   самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

o   умениевзаимодействовать   с   социальными   институтами в соответствии с их функциямии назначением;

o   готовностьк гуманитарной и волонтёрской деятельности.

Патриотическоговоспитания:

o   сформированностьроссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свойязык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

o   ценностноеотношение к государственным символам, историческому и природному наследию,памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

o   идейнаяубеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность заего судьбу.

Духовно-нравственного  воспитания:

o   осознаниедуховных ценностей российского народа;

o   сформированностьнравственного сознания, норм этичного поведения;

o   способностьоценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь наморально-нравственные нормы и ценности;

o   осознаниеличного вклада в построение устойчивого будущего;

o   ответственноеотношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

Эстетическоговоспитания:

o   эстетическоеотношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,спорта, труда, общественных отношений;

o   способностьвоспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и другихнародов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

o   убеждённостьв значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

o   готовностьк самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качестватворческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскомуязыку.

Физическоговоспитания:

o   сформированностьздорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своемуздоровью;

o   потребностьв физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;

o   активноенеприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому ипсихическому здоровью.

Трудовоговоспитания:

o   готовностьк труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

o   готовностьк активной деятельности технологической и социальной направленности,способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такуюдеятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;

o   интереск различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельностифилологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущейпрофессии и реализовывать собственные жизненные планы;

o   готовностьи способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Экологическоговоспитания:

o   сформированностьэкологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов насостояние природной и социальной среды, осознание глобального характераэкологических проблем;

o   планированиеи осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивогоразвития человечества;

o   активноенеприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозироватьнеблагоприятные экологические    последствия    предпринимаемых    действий ипредотвращать их;

o   расширениеопыта деятельности экологической направленности.

Ценностинаучного познания:

o   сформированностьмировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, основанного на диалоге культур, способствующегоосознанию своего места в поликультурном мире;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

o   совершенствованиеязыковой и читательской   культуры как средства взаимодействия между людьми ипознания мира;

o   осознаниеценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскуюи проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и вгруппе.

         В процесседостижения личностных результатов освоения обучающимися Федеральной рабочейпрограммы «Русский язык» среднего общего образования у обучающихсясовершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающийсформированность:

o   самосознания,включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использоватьадекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направлениеразвития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

o   саморегулирования,включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,быть открытым новому;

o   внутреннеймотивации, включающей стремление к достижению целии успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своихвозможностей;

o   эмпатии,включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональноесостояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

o   социальныхнавыков, включающих способность выстраиватьотношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес иразрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

 

Метапредметныерезультаты

 

Овладениеуниверсальными познавательными действиями

Базовыелогические действия:

o   самостоятельноформулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

o   устанавливатьсущественный признак или основание для сравнения, классификации и обобщенияязыковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональныхразновидностей языка, функционально- смысловых типов, жанров;

o   определятьцели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

o   выявлятьзакономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

o   разрабатыватьплан решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальныхресурсов;

o   вноситькоррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

o   координироватьи выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированноговзаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;

o   развиватькреативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственногоречевого и читательского опыта.

Базовыеисследовательские действия:

o   владетьнавыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе вконтексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностьюк самостоятельному поиску методов решения практических задач, применениюразличных методов познания;

o   владетьразными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскомуязыку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебныхситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

o   формироватьнаучный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

o   ставитьи формулировать собственные задачи в образовательной деятельности иразнообразных жизненных ситуациях;

o   выявлятьи актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии еёрешения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

o   анализироватьполученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать ихдостоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

o   даватьоценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

o   уметьинтегрировать знания из разных предметных областей;

o   уметьпереносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средстваи способы действия — в профессиональную среду;

o   выдвигатьновые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решенияпроблем.

Работас информацией:

o   владетьнавыками получения информации, в том числе лингвистической, из источниковразных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию иинтерпретацию информации различных видов и форм представления;

o   создаватьтексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевойаудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,таблица, схема и др.);

o   оцениватьдостоверность, легитимность информации, её соответствие правовым иморально-этическим нормам;

o   использоватьсредства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных,коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,норм информационной безопасности;

o   владетьнавыками защиты личной информации, соблюдать требования информационнойбезопасности.

 

Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями

Общение:

o   осуществлятькоммуникацию во всех сферах жизни;

o   пользоватьсяневербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

o   владетьразличными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

o   развёрнуто,логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строитьвысказывание.

Совместнаядеятельность:

o   пониматьи использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

o   выбиратьтематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностейкаждого члена коллектива;

o   приниматьцели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ихдостижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мненийучастников, обсуждать результаты совместной работы;

o   оцениватькачество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат поразработанным критериям;

o   предлагатьновые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

 

Овладениеуниверсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

o   самостоятельноосуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулироватьсобственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

o   самостоятельносоставлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственныхвозможностей и предпочтений;

o   расширятьрамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

o   делатьосознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность зарезультаты выбора;

o   оцениватьприобретённый опыт;

o   стремитьсяк формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль:

o   даватьоценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям;

o   владетьнавыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий имыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмырефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

o   уметьоценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

Принятиесебя и других:

o   приниматьсебя, понимая свои недостатки и достоинства;

o   приниматьмотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

o   признаватьсвоё право и право других на ошибку;

o   развиватьспособность видеть мир с позиции другого человека.

 

Предметныерезультаты 10 класс

Общиесведения о языке

        Иметьпредставление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; олингвистике как науке.

       Опознаватьлексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающуютрадиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстахи публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощьюлингвистических словарей (толковых, этимологических и др.); комментироватьфразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (врамках изученного).

       Понимать иуметь комментировать функции русского языка как государственного языкаРоссийской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного измировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации от 1июля 2005 г. № 53-ФЗ, «О государственном языке Российской Федерации», законРоссийской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народовРоссийской Федерации»).

        Различатьформы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народныеговоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризоватьпризнаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания вречевой практике.

Языки речь. Культура речи

Системаязыка. Культура речи.

         Иметьпредставление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровниязыковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковойсистемы.  

        Иметьпредставление о культуре речи как разделе лингвистики.

        Комментироватьнормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводитьсоответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрениякоммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности,выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.

       Иметьпредставление о языковой норме, её видах.

       Использоватьсловари русского языка в учебной деятельности.

Фонетика.Орфоэпия. Орфоэпические нормы

         Выполнятьфонетический анализ слова.

         Определятьизобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.

         Анализироватьи характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторыхсогласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. 

         Анализироватьи характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрениясоблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русскоголитературного языка.

        Соблюдатьосновные произносительные и акцентологические нормы современного русскоголитературного языка.

       Использоватьорфоэпический словарь.

Лексикологияи фразеология. Лексические нормы

          Выполнятьлексический анализ слова.

          Определятьизобразительно-выразительные средства лексики.

          Анализироватьи характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрениясоблюдения лексических норм современного русского литературного языка.

          Соблюдатьлексические нормы.

          Характеризоватьи оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистическиокрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.

       Использоватьтолковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранныхслов, фразеологический словарь, этимологический словарь.

Морфемикаи словообразование. Словообразовательные нормы

          Выполнятьморфемный и словообразовательный анализ слова.

          Анализироватьи характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зренияособенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

          Использоватьсловообразовательный словарь.

Морфология.Морфологические нормы

          Выполнятьморфологический анализ слова.

          Определятьособенности употребления в тексте слов разных частей речи.

          Анализироватьи характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрениясоблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.

         Соблюдатьморфологические нормы.

         Характеризоватьи оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных,имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий,деепричастий, наречий (в рамках изученного).

         Использоватьсловарь грамматических трудностей, справочники.

Орфография.Основные правила орфографии

           Иметьпредставление о принципах и разделах русской орфографии.

           Выполнятьорфографический анализ слова.

           Анализироватьи характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюденияорфографических правил современного русского литературного языка (в рамкахизученного).

           Соблюдатьправила орфографии.

           Использоватьорфографический словарь.

Речь.Речевое общение

        Создаватьустные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устныхмонологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогическоговысказывания — не менее 7—8 реплик).   

        Выступатьперед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект налингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.

        Создаватьтексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150слов).  

        Использоватьразличные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей,приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая  гипертекст,  графику,  инфографику и др. (объём текста для чтения —450—500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250до 300 слов).

         Знатьосновные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациямофициального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.;использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной,учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении,интернет-коммуникации.

         Употреблятьязыковые средства с учётом речевой ситуации.

         Соблюдатьв устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.  

         Оцениватьсобственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления.

Текст.Информационно-смысловая переработка текста

           Применятьзнания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нёминформации в речевой практике.

           Понимать,анализировать   и   комментировать   основную и дополнительную, явную и скрытую(подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух.

           Выявлятьлогико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

           Создаватьтексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150слов).  

           Использоватьразличные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей,приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая  гипертекст,  графику,  инфографику и др. (объём текста для чтения —450—500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250до 300 слов) .

           Создаватьвторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия идр.). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,грамматические и речевые ошибки.

 

Предметныерезультаты 11 класс

Общиесведения о языке

         Иметьпредставление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современномобществе.

         Понимать,оценивать и комментировать уместность/неуместность употребления разговорной ипросторечной лексики, жаргонизмов; оправданность/неоправданность употребленияиноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевомобщении и другое.   

Языки речь. Культура речи

Синтаксис.Синтаксические нормы

         Выполнятьсинтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.   

         Определятьизобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамкахизученного).

         Анализировать,характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных нормсогласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной ипредложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородныхчленов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамкахизученного).

         Соблюдатьсинтаксические нормы.

         Использоватьсловари грамматических трудностей, справочники.

 Пунктуация.Основные правила пунктуации

         Иметьпредставление о принципах и разделах русской пунктуации.

         Выполнятьпунктуационный анализ предложения.

         Анализироватьи характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правилсовременного русского литературного языка (в рамках изученного).

         Соблюдатьправила пунктуации.  

         Использоватьсправочники по пунктуации

Функциональнаястилистика. Культура речи

         Иметьпредставление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.

         Иметьпредставление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей(научного, публицистического, официально-делового), языка художественнойлитературы.  

         Распознавать,анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностейязыка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили,язык художественной литературы).

         Создаватьтексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150слов).

         Применятьзнания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

 

Источник:

Федеральнаярабочая программа «Русский язык» СОО https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_sredne.htm


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет